Кто озвучил алекс в халф лайф 2

Обновлено: 06.07.2024

Примечание: уже после написания текста выяснилось, что впечатления от игры у Александра Вилисова и Дмитрия Бурдукова оказались чуть прохладнее моих. Избив клавиатуры до кровавых мозолей в споре не на жизнь, а на оценку, мы не пришли к единому мнению, поэтому выводы в наших обзорах разнятся. Видеорецензию Уэса и Флинна смотрите по соседству.

Наверное, сейчас уже нет смысла делать интригу из того, удалась Half-Life: Alyx или нет. Вы наверняка посмотрели стримы, почитали отзывы в Steam или обзоры наших более расторопных коллег по игрожуру и знаете: да, Alyx – это действительно триумфальное возвращение Valve, изумительная игра и серьёзная причина присмотреть себе VR-шлем.

Поэтому вместо стандартной рецензии давайте попытаемся разобраться, почему Alyx получилась такой, какой получилась. На мой взгляд, основных «почему» – семь штук: шесть положительных и одно вызывающее вопросы.

1. Half-Life: Alyx снова задаёт стандарты

Самое очевидное – по уровню исполнения Half-Life: Alyx значительно опережает всё, что сейчас существует в VR. Графика не выглядит урезанной ради 90 fps и высокого разрешения в шлемах – она тягается на равных с другими современными ААА. Сюжет – не робкий огрызок, а полноценная история с прописанными и богато нарисованными персонажами. Геймплей – не технодемо, а тщательно продуманная система механик.

VR меняет представление о шутерах, потому что ваши руки, голова и пальцы становятся частью игры и даруют неслыханную естественность в управлении. Как открыть дверь? Отыскать особую кнопку на клавиатуре? Нет, нужно протянуть руку и дёрнуть за ручку. Как прицелиться из оружия? Ткнуть правую кнопку мыши? Нет, нужно поднести прицел к глазам. Как перезарядиться? Щёлкнуть R и подождать анимацию? Нет, нужно выкинуть пустой магазин, достать новый, вставить его в оружие и передёрнуть затвор – своими собственными пальцами. Мало какое действие требует пояснения, вы просто берёте и делаете, как делали бы в реальной жизни, – в этом и крутость управления в VR.

Alyx с удовольствием пользуется естественностью виртуальной реальности: можно почти всё потрогать, а количество деталей такое огромное, что каждый ассет разглядываешь долго и со вкусом. Нынешние игры с их сложными технологиями рендеринга чудовищно красивы, но VR в Alyx придаёт всему такого объёма, что челюсть отвисает и на место больше не возвращается.

Кроме того, я более чем уверен, что в Alyx безумное количество нюансов, на которые мы, рядовые игроки, даже не обратим внимания – просто потому, что они кажутся нам чем-то очевидным. Но зачастую за вроде бы очевидными вещами прячется кропотливая работа – о ней мы узнаём из презентаций на GDC или разборов вроде Game Maker’s Toolkit. Знаете ли вы, что обычные ступенчатые лестницы в ранних VR-играх иногда приводили к морской болезни? В Alyx с ними наверняка связан какой-нибудь хитрый трюк, незаметный со стороны.

Нисколько не сомневаюсь, что на Half-Life: Alyx будут оглядываться все ближайшие игры для VR – так же, как шутеры оглядывались на Half-Life 2.

В перестрелках телепортами двигаться удобнее, чем стиками. Бои и так напряжённые, не хватало ещё ползать от укрытия к укрытию!

2. Half-Life: Alyx – филигранно выверенная игра

Гравиперчатки – механика, в обнимку с которой вы проведёте всё прохождение. Они напоминают ослабленную гравипушку, но как геймплейная особенность выполнены более тонко. Если гравипушка просто притягивала и отталкивала предметы по нажатию кнопки, то у перчаток есть небольшой простор для обучения: вы направляете руку на вещь, сжимаете пальцы, рывком отправляете вещь к себе, разжимаете пальцы и ловите вещь уже тогда, когда она подлетела к руке.

На этом нехитром цикле строится много геймплейных особенностей – от ситуаций, когда вам нужно доставать патроны вне вашей досягаемости, до моментов, когда вы отбрасываете чужую гранату. Может, я один такой хлебушек и про-геймеры из комментариев упрекнут меня в казуальности, но идеально обращаться с гравиперчатками учишься довольно долго. Но от этого ещё прекраснее момент, когда осознаёшь, что стал мастером главной механики Alyx.

Valve филигранно раскидала похожие обучающие моменты по всей игре: они дарят чувство прогресса, не заваливая пользователя бесконечными полосками прокачки на каждом углу. Да, в Alyx есть апгрейды оружия, но в основном вы начинаете играть лучше потому, что становитесь лучше как игрок, а не потому, что вам достались 80-й уровень и прибавка 12.5 % к урону. Прямо глоток свежего воздуха в эпоху «гриндилок»!

То, как тщательно Valve выстроила чувство прогресса, проще всего проследить по хакерским мини-играм. Сперва они элементарные, однако постепенно становятся сложнее, начинают развлекать дополнительными элементами. Я бы сказал, что развитие головоломок в Alyx напоминает о The Witness, где банальный «свайп» удивительным образом дорастал до зубодробительных задач. В Alyx до чего-то по-настоящему трудного не доходят и гениальности The Witness здесь нет, но темп развития мини-игр всё равно приятный.

Очень «вэлвовская» деталь: если рядом лежит несколько боеприпасов для дробовика, гравиперчатки хватают их все сразу, чтобы не заставлять вас выцеплять каждый патрон по отдельности.

3. Half-Life: Alyx – внезапный хоррор

Half-Life всегда тяготела к хоррорам (очевидный пример – Рейвенхольм), но Alyx напускает страху пуще прежнего. Во многом это ощущение появляется благодаря той самой магии VR: у мира неслыханная тактильность, которой, к сожалению, не видно на плоском экране, скриншотах или в роликах. Когда вы убивали зомби в первой или второй части, вы вряд ли отдавали себе отчёт в том, насколько они на самом деле массивные и грозные.

В Alyx вы ощутите это сполна: когда на вас прыгает хэдкраб, вы видите каждый зубок в его пузе, который жаждет вонзиться в вашу голову. Когда вы рассматриваете труп, то можете разглядеть все раны бедолаги. Когда на вас прёт комбайн, вы чувствуете, насколько он огромный.

Alyx возвращает сражениям чувство остроты. В других Half-Life регулярно казалось, что Фримен – не человек, а непобедимый терминатор, который спокойно выстоит против целой армии. Убить десяток врагов в одной схватке? Пф, запросто, дайте только дробовик перезарядить!

Премерзкие хэдкрабы становятся ещё омерзительнее с усиками на лапках.

Но в Alyx даже пара солдат Альянса – это уже опасность. С одной стороны, выбегать им навстречу глупо: быстро убьют. С другой – сидеть на одном месте не получится, потому что в ваше укрытие обязательно закинут гранату или пустят мэнхэка. С третьей стороны, комбайны выдерживают довольно много урона и, скажем, от одной гранаты подыхают редко.

Добавьте сюда магию VR: чтобы присесть за укрытием, вы реально пригибаетесь; чтобы выглянуть из-за угла, осторожно наклоняете голову; чтобы прицелиться, целитесь так, как целились бы из реального оружия. В итоге это даёт адреналиновые перестрелки, где сердце колотится как сумасшедшее. Вы больше не терминатор в бронекостюме, а обычная девушка в куртке и джинсах – в бою приходится действовать аккуратно.

За пределами сражений с Альянсом и вовсе нагоняют того самого хоррора: стонут зомби, повсюду трупы, мерзкая инопланетная флора и тесные помещения, а визуальная осязаемость дополняется трёхмерным звуком из наушников – просто потому, что так работают VR-шлемы. Valve далеко не всегда намеренно нагоняет ужаса, но нотка нервозности не покидает почти никогда.

Возможно, в этом есть какой-то художественный приём: для 19-летней Аликс солдаты выглядят страшнее, чем для закалённого в войне Фримена.

Можно сказать, что постоянный поиск патронов и немногочисленные противники отдалённо роднят Alyx с ранними Resident Evil. Кроме того, тут даже есть мини-версии Alien: Isolation и Dead Space – с той поправкой, конечно, что в VR эти кошмары выглядят более впечатляюще за счёт объёмности.

Временами в Alyx настолько густая атмосфера, что напарника Рассела, который постоянно говорит с вами по рации, превратили в сайдкика: разговоры с ним – это почти всегда шутки, разряжающие ситуацию. Без него игра бы стала слишком давящей.

Не поймите меня неправильно: настоящим хоррором Alyx я всё-таки назвать не могу. Но от некоторых эпизодов душа убегала в пятки, чего у меня не случалось ни в каких чистокровных ужастиках последних лет. Я даже орал от испуга, хотя скримеров в Alyx практически нет.

Одна из тем Half-Life – смесь плоти и металла. Из-за этого в Alyx есть вот такие крысы, которые служат батарейками в терминалах Альянса. Крыса ещё живая. Плоть вокруг неё – это тоже крыса.

4. Half-Life: Alyx не забыла лицо своего отца

В Alyx вы узнаете Half-Life с первых кадров. Дело не только в том, что здесь та же вселенная: всё гораздо глубже – фирменный подход Valve даёт о себе знать в каждом моменте геймплея. Это трудно передать словами, но сплав игрового процесса, натурального окружения, темпа и подачи сюжета такой же, как и в предыдущих, «плоских» частях серии.

Alyx использует основополагающие принципы Half-Life и аккуратно переносит их в VR. Например, тут нет маркеров, указывающих верное направление или рассказывающих, что делать, – игра доверяет игроку, обходится прозрачными намёками и сводит к минимуму грубые окошки с обучением.

Помните, как в начале Рейвенхольма вам показывали здоровенную циркулярную пилу и лежащий рядом рассечённый труп зомби? Вы смотрели на эти слагаемые и самостоятельно выводили сумму: ага, если с силой швырнуть лезвие пилы в зомби, его разрубит. Но как швырять? Ну конечно же, гравипушкой! Этот способ ненавязчивых подсказок, на котором строилась Half-Life 2, сохранён и преумножен в Alyx – вам всегда кажется, что вы догадались о решении сами, а не подчинялись задумке гейм-дизайнера, отчего чувство собственной крутости многократно повышается.

Half-Life 2 строила локации вокруг ориентиров: скажем, вы почти всегда видели Цитадель, поэтому всегда понимали, куда идёте. В Half-Life: Alyx это сохранено.

Alyx настолько бережно относится к предшественникам, что порой ударяется в очень тонкие материи. Скажем, в течение игры вы прокачиваете пистолет и постепенно видите, как он превращается в Alyx’s Gun – так называли оружие Аликс в Half-Life 2. В один момент героиня даже говорит, что хочет отдать пистолет Гордону Фримену.

Во время разработки Half-Life 2 действительно планировали сделать так, чтобы Фриман получил оружие Аликс, но не срослось. И эту несостоявшуюся особенность мимоходом упомянули в Alyx, сотворив отсылку с лёгким стуком в четвёртую стену, – фанат внутри меня радостно хлопал в ладоши!

Внешний вид тоже выполнен с бесконечным уважением к оригиналу. Когда возвращаешься к старым играм, нередко возникает мысль: хм, в моих воспоминаниях игра выглядела лучше. Так вот, на самом деле Alyx не выглядит как Half-Life 2 – она, безусловно, гораздо технологичнее. Однако Alyx выглядит так, какой Half-Life 2 осталась в вашей памяти. Это с невероятной силой бьёт по ностальгическим стрункам души: как-то раз я жутко обрадовался обыкновенному деревянному ящику, потому что он напомнил мне о ящиках, которые я разбивал монтировкой больше 10 лет назад.

Наконец, иногда тут играет музыка из предыдущих частей. Тоже своеобразная дань традициям, потому что и в Half-Life 2 не стеснялись использовать саундтрек первой игры серии.

Сколько ж таких ящиков было разломано в Half-Life 2!

5. Half-Life: Alyx делает Half-Life ещё лучше прежнего

Valve наконец нарушила собственное табу – наш персонаж заговорил. Долгие годы компания считала, что реплики главного героя навязывают пользователю чужую личность, чего делать ни в коем случае нельзя. Но Аликс уже беседовала в предыдущих частях серии, поэтому было бы странно, если бы она замолкла в спин-оффе имени себя.

Alyx показывает, насколько Valve была неправа: повествование стало несоизмеримо ярче и эмоциональнее. Диалоги оказались гораздо правдоподобнее: они больше не звучат так, словно протагонист молча соглашается со всем, что он слышит. Аликс чётко обозначает свою мотивацию – а вместе с ней мотивацию получает и игрок.

Между главной героиней и другими персонажами возникает синергия, зарождается чувство взаимодействия, встречается больше метаний и переживаний. Сценаристы Valve перестали вертеться ужом вокруг молчаливости протагониста и развязали себе руки, благодаря чему история Аликс воспринимается гораздо энергичнее, чем у Фримена, который просто плывёт по течению и не выдаёт никаких признаков заинтересованности.

Наверное, протагонист с голосом – это самый важный шаг вперёд в формуле Half-Life, после которого возвращаться к немому Фримену будет трудно. Но есть и более прозаичная эволюционная деталь – старый добрый графон.

Движок Source 2 выглядит отменно: свет, качество материалов, детализация и мимика персонажей не хуже, чем в передовых блокбастерах, не говоря уж о собратьях по VR, которым такой уровень и не снился. Моя любимая мелочь – движения хэдкрабов, где органично смешиваются заранее созданная анимация и физика тряпичной куклы.

6. Half-Life: Alyx стесняется некоторых инноваций VR

Конечно, не всё удалось идеально. Valve подчёркивала, что разрабатывает Alyx в том числе для тех, кто совершает первое погружение в виртуальную реальность. Очень многое создано с оглядкой на новичков, однако некоторые решения всё равно вызывают вопросы.

Например, нет ближнего боя. Казалось бы, в игре, где разрешают схватить любой попавшийся под руку предмет, обязана быть возможность прибить хэдкраба кирпичом. Но её почти нет – враги умирают только от огнестрельного оружия, взрывов или барнаклов под потолком. Чтобы убить хэдкраба, нужно потратить неприлично много времени, поэтому польза от такой возможности околонулевая.

В одном из интервью Valve говорила, что не сумела добиться от механики ударов достаточно высокого качества. Но на ум сразу приходит BONEWORKS с её запредельной физикой, где схватить молоток и вбить его в голову гаду – в порядке вещей. Почему инди-студия смогла сделать ближний бой, а Valve нет?

Ещё один вопрос, на который у меня нет ответа, связан с системой выбора оружия. В Alyx вы зажимаете кнопку, машете в нужную сторону и в руке моментально меняется ствол.

В других VR-шутерах обычно поступают более изящно: у героя есть кобура на поясе, бедре и/или за спиной. Протягиваете руку к бедру – достаёте пистолет, за спину – дробовик. В таком формате выбор оружия получается быстрым, естественным и эффектным, но Valve почему-то предпочла аналог кругового меню с геймпадов. В VR он выглядит почти как архаизм.

Я не сомневаюсь, что Valve провела множество тестов, создала кучу прототипов и нашла весомые доводы в пользу своих решений, но такая консервативность Alyx всё равно капельку разочаровывает: от прорывной VR-игры очень хочешь прорыва вообще во всём.

Выбор оружия в Alyx против выбора оружия в Stormland.

7. От кульминации Half-Life: Alyx верещишь как девочка

И не только благодаря сюжетным поворотам. Но больше я вам ничего говорить не стану.

Пожалуй, называть Half-Life: Alyx революцией было бы слишком громко: все ключевые элементы, которые здесь используются, в том или ином виде уже встречались в других VR-играх. Но ни одна из них не была выполнена с тем же размахом, что и Alyx. Ни одна из них не сочетала в себе столько удачных и интересных элементов сразу.

Когда вы попробуете Alyx, шутеры и хорроры на плоских дисплеях станут казаться, скажем так, скучнее. Фантазия разыграется на тему «Вот было бы классно, если бы эту игру перенесли в VR!». Half-Life чувствует себя в VR как дома, поэтому очень хочется узнать, какие ещё знакомые игры настолько же круто смотрелись бы в виртуальной реальности. Конечно, при условии, что их сразу делают для шлемов – VR слишком сильно отличается от привычных игр по требованиям к гейм-дизайну.

Но хватит ли одной Alyx, чтобы сдвинуть рынок виртуальной реальности с мёртвой точки и привлечь сюда больше разработчиков и геймеров? Сказать трудно: сейчас шлемы дороги, требуют весьма мощного PC, свободного пространства в квартире, а самые продвинутые устройства повязаны проводами.

Но каким бы ни оказалось будущее виртуальной реальности, Half-Life: Alyx останется ярчайшей страницей в её истории. Да и в индустрии вообще: возвращения Half-Life ждали 13 лет, и оно превзошло ожидания. Безоговорочный претендент если не на «Главную игру 2020-го», то на «Событие года» точно.

Плюсы: блестящее возвращение Valve к одиночным играм; сюжет, который двигает серию вперёд после 13 лет застоя; безоговорочно лучшая VR-игра на данный момент.

Минусы: отдельные особенности VR в других играх делали лучше; очень хочется ещё.

Актеры дубляжа «Half-Life 2»

Небольшой экскурс в историю локализацию игры. У Half-Life 2 существует две официальные локализации, одна от компании Valve Corporation, вторая от Буки. Локализация Valve вышла раньше и голоса дубляжа в ней были подобраны максимально похожими на оригинальные. Однако возникла проблема: в игре были перепутаны некоторые ветки диалогов. Поэтому Valve в скором времени передала локализацию игры в руки Буки, чтобы те исправили ситуацию. Бука же, в свою очередь, переозвучила некоторых персонажей (даже у тех, у которых ветки диалогов не были перепутаны), вместо того чтобы просто восстановить ветки диалогов.

Какая локализация в итоге оказалась лучше решать вам.

Ни для кого уже не секрет что Valve выпустит новую Half-Life для VR, но то что нас ждет ещё пара анонсов никто и предположить не мог, пока актер озвучивший G-Man'а и Барни Калхуна в играх серии Half-Life не подтвердил это лично.


Но сделал это Майк Шапиро весьма необычным способом, на канале ютубера под ником Sheesez, который снимает видео Boundary Break, где он показывает всё то что было скрыто от глаз игроков в разных играх. И в свежем видео автор канала Sheezes в конце передал слово Майку Шапиро, который поведал следующее:

Ниже вы можете посмотреть это самое видео.

Так что, похоже этот год будет насыщенным на сюрпризы. Поэтому давайте ждать а потом и посмотрим, что приготовили нам Valve и сам Майк Шапиро.

Перевод сценария Half-Life 2: Episode Three (или нет) от Марка Лэйдлоу и немного аналитики

Вчера, 25 августа 2017 года, Марк Лэйдлоу, человек, который работал над сценариями всех игр серии Half-Life, разместил на своем сайте запись, озаглавленную как "Эпистола 3" (оригинальная запись может быть недоступна из-за наплыва любопытствующих). Фанаты замечательной серии Half-Life изучили эту запись, поменяли имена и пол персонажей (Гертруда Фремонт стала, например, Гордоном Фрименом) в истории, и получили, ни много ни мало, сценарий Half-Life 2: Episode Three (здесь можно найти оригинальное послание и вариант с замененными именами). Ну что ж, встречайте:

Надеюсь это письмо застанет Вас в добром здравии. Уже слышу как Вы возмущаетесь: «Гордон Фримен, мы уже сотню лет как о тебе ничего не слышали!» Ну что ж, если Вы хотите услышать оправдания, то у меня их предостаточно, самое весомое из них то, что я был в других измерениях, или что-то вроде того, и не мог связаться с Вами стандартными способами. Так было до событий, которые произошли восемнадцать месяцев назад, когда с моим положением произошло радикальное изменение, и меня переместили на эти берега. Все это время я порой задумывался, как лучше описать прошедшие годы, годы моего молчания. Сперва хотел бы извиниться за ожидание. И наконец-то поспешу объяснить (хоть и кратко, малосодержательно и не вдаваясь в подробности) события, которые последовали за теми, что я описал в моем предыдущем письме (назовем его Episode 2).


Начну с того, что (как Вы можете помнить из моего предыдущего послания) смерть Илая Вэнса потрясла нас всех. Команда исследований и повстанцы были подавлены, они не были уверены, какая часть нашего плана была скомпрометирована, и имеет ли смысл вообще продолжать задуманное. И все же, как только Илай был похоронен, мы нашли силу и мужество, чтобы взять себя в руки. Его отважная дочь, напористая Аликс Вэнс, твердо верила в то, что ее отец хотел бы, чтобы мы продолжали. У нас были координаты точки в Арктике, переданные давним помощником Илая, доктором Джудит Моссман, которые, как мы полагали, указывали на местоположение потерянного исследовательского судна «Борей». Илай твердо считал, что Борей должен быть уничтожен, чтобы не позволить его попадания в руки Альянса. Другие в нашей команде не были с ним согласны, веря, что Борей может содержать в себе секрет успеха революции. В любом случае спор был бесполезен, пока мы не нашли судно. Поэтому, сразу после службы по доктору Вэнсу, Аликс и я сели в вертолет и отправились в Арктику; гораздо более многочисленная группа поддержки, в основном ополчение, должна была последовать отдельно.


Мне до сих пор неясно, что сбило наш маленький летальный аппарат. Последующие часы, потраченные на пересечение ледяной пустоши через снежную бурю, также размыты, неопределенны и плохо запомнились. Следующее что я помню, это то, как мы, наконец, приблизились к точке, координаты которой прислала доктор Моссман, где мы ожидали найти Борей. Вместо этого мы обнаружили сложное укрепленное сооружение, вобравшее в себя все черты зловещих технологий Альянса. Оно окружало большое открытое ледяное поле. Следов же самого Борея не было видно… по крайней мере на первый взгляд. Но как только мы проскользнули в сооружение Альянса, мы заметили периодически пропадающий, причудливо ясный эффект сияния – будто огромная голограмма то появлялась, то исчезала. Это странное явление поначалу казалось эффектом, вызванным огромной системой линзирования Альянса, но Аликс и я вскоре поняли, что то, что мы наблюдали, на самом деле было исследовательское судно «Борей», появляющееся и исчезающее из реальности, по мере того, как оно фокусировалось на устройствах Альянса. Пришельцы соорудили свой комплекс, чтобы изучить и захватить корабль, когда он материализуется. То, что доктор Моссман предоставила, было не координатами самого корабля, а точки, куда он предположительно должен быть прибыть. Судно колебалось между реальностями, его пульсация постепенно затухала, но не было никакой гарантии того, что оно надолго задержится на одном месте, если задержится вообще. Мы решили, что необходимо приготовиться попасть на его борт, как только оно полностью материализуется.



На этом этапе мы были ненадолго задержаны, но не солдатами Альянса, как мы изначально опасались, а миньонами нашего бывшего заклятого врага – коварного и двуличного Уоллеса Брина. Доктор Брин оказался не в том состоянии, в котором мы его последний раз видели, а именно: он не был мертв. В определенный момент Альянс спас раннюю версию его сознания, и после его физической смерти, они внедрили резервную личность в биологическую оболочку, похожую на огромную личинку. Хоть Брин-личинка и занимал приличное положение в иерархии Альянса, казалось, что он нервничал и боялся, в частности меня. Уоллес не знал, как умерло его предыдущее воплощение – оригинальный доктор Брин. Он знал только то, что я был ответственен. Поэтому личинка относилась к нам с большой осторожностью. Тем не менее, он скоро признался (никогда не мог долго молчать), что сам был узником Альянса. Его нелепое существование не приносило ему удовольствия, поэтому он умолял нас положить конец его жизни. Аликс считала, Уоллес Брин не заслужил быстрой смерти, но я почувствовал каплю жалости и сострадания. Пока Аликс не видела, у меня была возможность сделать что-то, что могло ускорить кончину личинки, прежде, как мы продолжили свой путь.

Недалеко от того места, где нас задержал доктор Брин, мы обнаружили Джудит Моссман, помещенную в камеру для допросов Альянса. Не трудно себе представить, что отношения между Джудит и Аликс были напряженными. Аликс обвиняла Джудит в смерти своего отца… новость о которой опустошила Джудит, как только она услышала ее в первый раз. Джудит попыталась убедить Аликс в том, что, будучи двойным агентом, она служила все это время Сопротивлению и делала только то, что просил ее Илай, хотя она осознавала риск того, что ее коллеги, все мы, будем считать ее предателем. Мне это показалось убедительным; Аликс – не очень. Но чисто с прагматической точки зрения, мы нуждались в докторе Моссман; кроме координат «Борея», у нее были ключи резонанса, необходимые для того, чтобы полностью вернуть судно в нашу реальность.

Мы попали в перестрелку с солдатами Альянса, защищавшими исследовательский пост, затем доктор Моссман настроила Борей на частоты, необходимые чтобы он попал в согласованность (временно) с реальностью. За то короткое время, что было нам доступно, мы забрались на борт корабля, а вместе с нами неизвестное число агентов Альянса. Корабль продержался в согласованности с реальностью лишь недолгое время, затем его колебания восстановились. Наша военная поддержка прибыла слишком поздно. Она вступила в бой с силами Альянса, когда нас начало бросать между вселенными, словно мы отшвартовались от собственной.


Последующие события еще труднее объяснить. Аликс Вэнс, доктор Моссман и я принялись искать места управления кораблем – его источник энергии, комнату управления и центр навигации. События на корабле развивались нелинейно. Много лет назад, во время вторжения Альянса, несколько членов ранней научной команды, работавшие на борту судна, стоявшего в сухом доке исследовательского центра Aperture Science, штат Мичиган, создали то, что они назвали «Устройством Петли». По задумке оно генерировало поле, достаточно большое, чтобы окружить весь корабль. Поле само по себе мгновенно перемещалось в любую выбранную точку, не проходя сквозь пространство, лежавшее на пути до этой точки. Не было необходимости ни во входных, ни в выходных порталах или дополнительных устройствах; оно было полностью автономно. К сожалению, устройство никогда не тестировалось. Когда Альянс развязал на Земле Семичасовую войну, инопланетяне захватили контроль над нашими самыми важными исследовательскими центрами. Команда «Борея», не желая отдавать корабль в руки врага, действовала в отчаянии. Они включили поле и бросили «Борей» в самую дальнюю точку, до которой могли дотянуться – в Арктику. Но вот что они не могли предвидеть, так это то, что «Устройство Петли» переносит не только в пространстве, но и во времени. Оно также не ограничивалось определенным временем или местом. «Борей» и момент его активации растянулись в пространстве и времени, между полупозабытым озером Гурон времен Семичасовой войны и современной Арктикой; упруго растянутые, словно резина, вибрирующие, за исключением нескольких определенных точек на протяжении своей длины, подобно гармонирующим участками гитарной струны. Мы оказались на одном из таких участков, но струна ходила вперед и назад, сквозь время и пространство, и вскоре мы также оказались растянутыми во все стороны.


Время вело себя странно. Взглянув с мостика, мы могли увидеть сухие доки Aperture Science в момент телепортации, как раз тогда, когда силы Альянса приближались со стороны суши, моря и с воздуха. В то же время мы могли видеть арктические пустоши, где наши друзья пробивались с боем к изменчивому «Борею»; и кроме того проблески других миров возможно где-то в будущем или даже прошлом. Аликс была убеждена, что мы наблюдаем одну из центральных площадок Альянса, с которой подготавливались вторжения в другие миры, такие как наш. Мы, тем временем, преследуемые силами Альянса, отходили с боем через весь корабль. Мы изо всех сил пытались определить наше положение и согласовать план действий. Сможем ли мы изменить курс «Борея»? Необходимо ли нам посадить его в Арктике, чтобы наши товарищи смогли его изучить? Должны ли мы его уничтожить вместе со всем экипажем на борту, включая нас самих? Было невозможно ясно мыслить, учитывая непонятные и парадоксальные временные петли, которые проходили сквозь корабль как пузыри. Я чувствовал, что схожу с ума, что все мы сходим с ума – мы сталкивались со множеством версий самих себя, на борту этого наполовину корабля-призрака, наполовину дома ужасов.

Для Вас определенно не будет неожиданностью услышать, что в этот момент появилась Определенная Зловещая Личность, в форме этого глумящегося обманщика, G-Man-а. Но на этот раз он пришел не ко мне, а к Аликс Вэнс. Аликс с детства не видела этого таинственного наставника, но сразу же узнала его. «А сейчас, пойдемте со мной – нас ждут другие места и дела», – сказал G-Man, и Аликс неохотно согласилась. Она последовала за странным человеком в сером прочь с «Борея», прочь из нашей реальности. Что же до меня, то передо мной никто услужливо не распахнул спасительную дверь; я был удостоен лишь легкой ухмылки и взгляда, небрежно брошенного из-за плеча. Я остался один, верхом на начиненном взрывчаткой исследовательском судне, которое мчалось в сердце мира Альянса. Вспыхнула ослепительная вспышка света. Передо мной предстало грандиозное зрелище: ярко сверкающая сфера Дайсона. Безграничность мощи Альянса и тщетность нашей борьбы промелькнули в моем сознании. Я видел все. А главное, я видел то, как взрыв «Борея», нашего наимощнейшего оружия, покажется огоньком, тусклее вспышки спички. То, что останется от меня, будет еще незначительнее.


Как Вы наверняка уже могли предвидеть, именно в этот момент вортигонты раздвинули свои собственные изменчивые занавески реальности, проскользнули, как это бывало ранее, схватили и вырвали меня оттуда. Я едва успел увидеть, как начинается фейерверк.

И вот мы здесь. Я дошел в рассказе до своего возвращения на этот берег. Я добрался до мест, которые когда-то знал, окольными путями, и был поражен тем, как изменилась местность. Прошло достаточно времени, чтобы почти не осталось тех, кто помнил меня или то, что я говорил, когда последний раз говорил, или то, чего мы надеялись достичь. К этому времени Сопротивление потерпело неудачу или преуспело – независимо от меня. Старые друзья пали по пути или их голоса были заглушены. Я больше не знаю или не узнаю большинство членов исследовательской команды, хотя я верю, что дух Сопротивления все еще жив. Я ожидаю, что Вы лучше меня знаете, дальнейшее направление деятельности, поэтому оставляю это дело Вам. Не ждите от меня дальнейшей корреспонденции по этим вопросам. Это мой последний эпизод.

Ваш, в бесконечной завершенности,

Гордон Фримен, доктор философии

Ну а теперь немного разъяснений, диванной аналитики и СПГС

Как уже отмечалось выше, человек, который написал это послание, является Марком Лэйдлоу, сценаристом серии Half-Life (а еще писателем-фантастом). Он пришел в Valve, в конце первого года разработки первой части культовой серии. Проработав в компании 18 лет и принеся радость миллионам игроков, он покинул студию в начале января 2016 года, в основном по личным причинам.


Вполне возможно, что описанная в представленном сценарии история, могла некоторое время быть наброском для Episode 3. Сам Лэйдлоу у себя в Twitter указал, что это фанфик, основанный на мечте, которая родилась много лет назад.


Очень вероятно, что разработчики в Valve посчитали довольно противоречивым то, как милашка Аликс слетает с катушек, убивает Моссман и оставляет Гордона одного на погибель. А в тот момент, когда от эпизодической модели решено было отказаться, этот сюжет стал слишком коротким, и в нем было задействовано слишком мало действующих лиц для полноценной номерной игры. Хотя идея с переселением сознания Брина в тело личинки мне кажется потрясающей. Кстати о ней.

Намек на то, что сознание Брина будет помещено в тело другого носителя, проскакивал в оригинальной Half-Life 2. Перед тем, как залезть в телепорт в конце, Уоллес, разговаривая с Советником Альянса, опасался того, что не сможет выжить после перемещения в их мир. Там-то и было упомянуто «тело другого носителя».


А теперь посмотрим на «Эпистолу 3» с другой стороны. В начале письма есть довольно жирный намек на компанию основанную Гейбом. То, что я перевел, как "Команда исследований и повстанцы" в оригинале было "Research & Rebellion", что явно указывает на команду «Research & Development» (НИОКР) в самой Valve. А также это указывает на то, что компания просто не знала куда двигаться дальше с развитием серии.

Если же взять последний абзац письма, и заменить «исследовательскую команду» на "команду разработки", то станет понятно, что это Марк Лэйдлоу обращается к своим бывшим коллегам, касательно дальнейшей судьбы серии Half-Life. Судьба этой серии теперь не зависит от Марка.

Становится немного жутко, в том месте, где говорится о павших или заткнутых друзьях, будто саму Valve захватил зловещий Альянс, и внутри идет постоянная борьба за освобождение. Это немного расходится с той картиной, которая представляется после прочтения руководства для новых сотрудников компании.

Складывается впечатление, что Марк Лэйдлоу ушел из компании после серьезного скандала, и теперь он окончательно рвет все связи с Valve и серией Half-Life. Это противоречит тому, что он говорил 18 месяцев назад, о том, что бывшие коллеги в любой момент смогут обратиться к нему за консультацией, если в ней появится необходимость.

Но это все лишь мои домыслы. Вполне может быть, что в конце своего письма Марк Лэйдлоу просто передавал судьбу серии в руки новичков, делая это с небольшой грустью вместе с радостным ожиданием дальнейшего ее развития.

Появившийся вчера сценарий Half-Life 2: Episode Three это не просто история, это мечта Марка, которая так и не воплотилась в жизнь, его попытка объяснить что случилось и его послание тем людям, которые будут нести «дух Сопротивления», дух великой серии в будущее.

Что же касается Half-Life 3, то игра обязательно когда-нибудь выйдет. Выйдет, непохожая на то, что представлял себе Марк Лэйдлоу, но, определенно, великолепная…

Читайте также: