Кто несет ответственность за неправильное присвоение грифа коммерческая тайна сдо оао ржд
Обновлено: 21.07.2024
Гриф коммерческая тайна — это особая отметка на содержащем секретные коммерческие сведения документе. Из нашего материала вы узнаете о его составе и видах, а также о том, какие документы не могут его содержать в силу требований закона.
Свойства, состав и объем информации, подпадающей под гриф «Коммерческая тайна»
- информация любого характера (экономическая, техническая и другая);
- результаты интеллектуальных разработок в научно-технической сфере;
- описание методов осуществления профессиональной деятельности.
Засекречиваемые сведения коммерческого свойства из указанных групп объединяют общие свойства, они:
- обладают коммерческой ценностью (определенной степенью пригодности информации для принятия решений);
- не доступны третьим лицам на законном основании;
- охраняются обладателем в режиме коммерческой тайны.
Объем засекречиваемых коммерческих сведений определяется ее обладателем исходя из:
- специфики работы компании;
- масштабов ее деятельности;
- особенностей организационной структуры;
- иных организационно-технологических особенностей деятельности хозяйствующего субъекта.
Конкретнее о видах секретной коммерческой информации см. в следующем разделе.
Что такое гриф «Коммерческая тайна» и кто его вправе устанавливать
Гриф «Коммерческая тайна» («КТ») — это специальный знак:
- наносимый на содержащие секретную коммерческую информацию документы;
- помогающий выделить «секретный» документ из общего информационного потока.
1. Разработку списка сведений, составляющих коммерческую тайну.
2. Обеспечение ограничения доступа к секретным сведениям путем:
- установления алгоритмов обращения с секретными данными;
- обеспечения контроля над соблюдением установленного порядка.
3. Организацию учета лиц:
- которые получили доступ к секретной информации;
- которым засекреченная коммерческая информация была предоставлена или передана.
4. Регулирование отношений по использованию секретных коммерческих сведений:
- работниками — на основании трудовых договоров;
- контрагентами — на основании договоров ГПХ (гражданско-правового характера).
Выполнение всех вышеуказанных мер вместе с нанесением грифа «КТ» является достаточным для того, чтобы признать установленным в компании режим коммерческой тайны (специальный режим работы с коммерческой информацией), позволяющий ее обладателю:
- увеличить доходы;
- избежать неоправданных расходов;
- сохранить положение на рынке товаров (работ, услуг);
- получить иную коммерческую выгоду.
Поставить на документ гриф «КТ» вправе только ее законный обладатель — юрлицо или ИП, правомерно контролирующее коммерческую информацию.
На каких документах гриф «Коммерческая тайна» проставлять нельзя
Общедоступные коммерческие сведения
О компании — обладателе коммерческих сведений
- информация из учредительных документов юрлица;
- сведения из документов, подтверждающих факт внесения записей в госреестры о юрлицах и ИП;
- данные из разрешительных документов, предоставляющих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- перечень лиц, имеющих право действовать от имени юрлица без доверенности;
- данные о численности и составе работников компании, условиях труда, производственном травматизме и профзаболеваемости, правилах расчета зарплаты, свободных рабочих местах
О нарушениях компании — обладателя сведений
- данные о величине долгов работодателя по выплате своим работникам зарплаты и иным социальным обязательствам;
- сведения о допущенных хозяйствующим субъектом нарушений законодательства РФ и фактах наказания за них
Информация, связанная с безопасностью производства и граждан
- о безопасности пищевых продуктов;
- радиационной и эпидемиологической обстановке;
- загрязнении окружающей среды;
- состоянии противопожарной безопасности;
- иных факторах, оказывающих негативное воздействие на безопасность населения в целом, безопасность каждого гражданина, функционирование производственных объектов
Информация об условиях конкурсов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности
Финансово-имущественные данные ГУПов, МУПов
- о составе имущества ГУПов и МУПов;
- использовании ими бюджетных средств
Сведения о деятельности НКО (некоммерческих организаций)
- о размере и составе имущества;
- размере и структуре доходов и расходов;
- численности сотрудников и их зарплатах;
- использовании безвозмездного труда граждан в деятельности НКО
Состав и виды грифа «Коммерческая тайна»
Законом определен минимальный состав этого спецзнака — реквизиты обладателя секретной коммерческой информации, содержащие:
- полное наименование фирмы и адрес ее местонахождения — для юрлиц;
- Ф. И. О. физлица и место его жительства — для ИП.
Кроме минимально закрепленных на законодательном уровне реквизитов грифа «КТ» в него могут включаться и иные данные. К примеру:
- дата установления и снятия режима коммерческой тайны;
- количество экземпляров содержащего секретную информацию документа;
- иные реквизиты на усмотрение обладателя информации.
- специального штампа;
- рукописной отметки;
- спецнаклейки;
- иных спецотметок.
Кроме того, содержащий секретные сведения документ может быть напечатан на специальном бланке, в число обязательных реквизитов которого включен гриф «КТ».
Образец грифа коммерческой тайны вы можете увидеть на нашем сайте.
Все реквизиты грифа «КТ», а также избранный компанией способ нанесения грифа «КТ» необходимо закрепить в приказе или ином внутрифирменном локальном акте (Положении о режиме коммерческой тайны, Инструкции о порядке работы с секретными коммерческими сведениями и т. п.).
О разнообразных способах, применяемых налогоплательщиками в своей деятельности, читайте на нашем сайте:
Что включает перечень засекреченных коммерческих сведений
Перечень сведений под грифом «Коммерческая тайна» устанавливается в компании отдельным локальным актом и в разных фирмах может иметь различный объем и состав, но в целом секретную коммерческую информацию можно разделить на следующие группы:
- организационно-деловая информация — клиентские базы, содержание коммерческой переписки и деловых переговоров, условия заключенных контрактов;
- сведения производственного характера — чертежи, конструкторские документы, производственные планы, описание техпроцессов, технологические карты, данные о способах производства;
- сведения интеллектуально-технического свойства — идеи, открытия, ноу-хау, разработки новых методов производства, планы внедрения новых технологий и видов продукции;
- финансово-экономические данные — алгоритмы ценообразования, показатели деятельности компании (размер прибыли, платежеспособность и т. п.), характер банковских операций.
Секрет фирмы. Что скрывает коммерческая тайна
В связи со стремительным развитием рыночной экономики и самостоятельности субъектов бизнеса перед многими предприятиями встает вопрос о сохранении конфиденциальности информации. Ограничения вводятся для того, чтобы поддержать конкурентоспособность, снизить риск корпоративного захвата, а также для сохранения материальных ценностей.
Под коммерческой тайной можно понимать многое, так как право на отнесение информации к такой, которая составляет коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений федерального закона «О коммерческой тайне». Проще сказать, руководитель предприятия сам определяет, что в его производстве является коммерческой тайной, а что — нет. Но чаще всего под этим понимают информацию: научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую и — наиболее распространенную в разглашении — персональные данные клиентов. Но чтобы информация получила статус коммерческой тайны, ее обладатель должен соблюсти определенные процедуры, а именно:
- составить перечень;
- ограничить доступ к информации;
- нанести гриф «Коммерческая тайна»;
- ввести учет лиц, имеющих доступ к информации;
- регулировать отношения по использованию информации.
Для обеспечения сохранности коммерческой тайны нужно прописать некоторые обязательства в трудовом договоре работников компании:
- не передавать третьим лицам и не раскрывать публично информацию, составляющую коммерческую тайну, без согласия администрации организации;
- сохранять информацию, составляющую коммерческую тайну тех организаций, с которыми имеются деловые отношения;
- не использовать информацию, составляющую коммерческую тайну организации, для занятия другой деятельностью, которая в качестве конкурентного действия может нанести ущерб организации;
- в случае попытки посторонних лиц получить от работника информацию, составляющую коммерческую тайну организации, незамедлительно известить об этом соответствующее должностное лицо;
- незамедлительно сообщать об утрате или недостаче носителей информации, составляющей коммерческую тайну, и о других фактах, которые могут привести к разглашению организации, а также о причинах и условиях возможной утечки информации, составляющей коммерческую тайну;
- в случае увольнения все носители информации, составляющей коммерческую тайну организации, которые находились в распоряжении работника, передать соответствующему должностному лицу.
— 73% ответили, что берут с сотрудников обязательство о неразглашении коммерческой тайны;
— 11% заявили, что у них нет конкурентов;
— 9% проводят коллективные профилактические беседы;
— 7% увольняют сотрудников, виновных в утечке информации, чтобы «другим неповадно было».
А ведь наказание за разглашение коммерческой тайны может быть дисциплинарным, административным, гражданско-правовым и даже уголовным. Если все-таки произошла ситуация с раскрытием секретной информации, первое, что нужно сделать, — это оценить размер предполагаемого ущерба, далее действовать по ситуации. Большое значение имеет быстрота обнаружения утечки, степень важности информации и вины сотрудника.
Нарушения коммерческой тайны можно условно разделить на два вида — осознанные и неосознанные. Неосознанные более безобидны. Это связано с неактивной гражданской позицией, малым пониманием ответственности сотрудника за хранение конфиденциальной информации и возможным отсутствием документов, регламентирующих действия. Осознанное разглашение связано с убежденностью в безнаказанности. Ведь широкой общественности известно довольно малое количество прецедентов наказания за подобные действия. Так происходит потому, что далеко не каждая компания захочет заявлять и обсуждать в СМИ, что ее сотрудник нарушил коммерческую тайну, чем нанес компании серьезный ущерб.
Частыми бывают разглашения персональных данных клиентов, но в этих случаях найти виновника довольно сложно. Так как в больших корпорациях, располагающих такой секретной информацией, работает огромное количество сотрудников, найти того, кто сливает данные, тяжело.
Чаще всего, если предприятие небольшое и урон, нанесенный работником, который нарушил закон о коммерческой тайне, невелик, наказание может колебаться от исправительной беседы до увольнения. В некоторых компаниях предпочитают налагать на болтунов штрафные санкции.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Нюансы проставления грифа на электронных документах
- жесткий диск;
- лазерный диск;
- дискета;
- флеш-карта;
- фото- или видеопленка;
- иные виды носителей электронных документов.
Необходимо отметить, что проставление на носителе информации грифа «КТ» не является достаточной мерой для сохранности секретной информации, содержащейся в электронном документе. Для соблюдения режима конфиденциальности после распечатки документа гриф «КТ» необходимо также разместить в электронном образе документа:
- на специально выделенном поле;
- в колонтитулах;
- с помощью нанесения специального штрихкода и т. п.
Кроме того, во избежание утечки содержащейся в электронных документах информации необходимо предпринять дополнительные меры:
- использовать специальное программное обеспечение;
- использовать электронные подписи;
- регламентировать порядок получения и использования паролей для входа в систему, содержащую секретную коммерческую информацию.
Когда и для чего юрлицо применяет квалифицированную электронную подпись, см. материал «Какая ЭЦП подходит для использования юридическим лицом?».
Порядок работы с секретным грифом
Помимо реквизитов грифа «КТ» и способа его нанесения на носители секретной коммерческой информации во внутрифирменных локальных актах должны найти отражение алгоритмы работы с такими сведениями:
- кем, когда и в каком порядке устанавливается и снимается гриф «КТ»;
- схема доступа к носителям секретной информации с грифом «КТ»;
- описание прав и обязанностей устанавливающих и снимающих гриф «КТ» должностных лиц;
- перечень контрольных мероприятий и ответственных за их осуществление лиц в сфере работы с грифом «КТ»;
- иные аспекты (порядок шифрования паролей, получение электронных подписей и т. п.).
Обязанности лиц по проставлению и снятию грифа «КТ», а также иные важные нюансы по данному вопросу необходимо прописать в должностных инструкциях или внутрифирменных локальных актах.
Скачивайте образцы должностных инструкций на нашем портале:
Итоги
Гриф «Коммерческая тайна» проставляется на носителях коммерческой информации ограниченного доступа и необходим для выделения «секретного» документа из общего информационного потока.
Порядок работы с грифом устанавливается на предприятии во внутреннем локальном акте и должен содержать: реквизиты грифа, порядок его установки и снятия, обязанности должностных лиц, ответственных за установку и снятие грифа и иные важные аспекты.
Читайте также: