Кто написал звездный десант

Обновлено: 30.06.2024

Так как в разборе первой боевой сцены «Батлерианского Джихада» я упоминал «Звёздный десант» Роберта Хайнлайна, было бы странно не поговорить об этой книге. Так что, сегодняшняя статья будет посвящена этому творению Роберта Хайнлайна…

Обложка одного из англоязычных изданий. В рунете приличных артов я не нашёл. Обложка одного из англоязычных изданий. В рунете приличных артов я не нашёл.

«Звёздный десант» в творчестве Мастера смело можно ставить особняком – во-первых, этот роман стоит между двумя вехами в его творчестве – между романами «детского» периода и романами периода «взрослого». «Звёздный десант» пока ещё «про приключения», но уже с таким… взрослым подтекстом. Главный герой, Джон Рико проходит за всю сюжетную линию долгий путь – от вчерашнего школьника до командира взвода, и путь этот тернист.

Как известно, многие люди знакомы со «Звёздным десантом» не по роману Хайнлайна, а по фильму Пола Верховена. Книгу же они или не читали, или она показалась им скучной, тогда как фильм – «прикольным динамичным боевичком». Ну что же, было бы странно не сказать несколько слов и о фильме Поле Верховена… Сам по себе фильм Верховена – неплох. Но это – не «Звёздный десант», а сатира. Сатира на американское общество, на роман Хайнлайна, на милитаризм и прочее. Символично, что герои почти в открытую носят символику нацистов – Хайнлайна после выхода «Звёздного десанта» в печать тоже, как только не называли – и фашистом, и нацистом и милитаристом… Кстати говоря, совершенно незаслуженно…

Но, вернёмся к фильму. Верховен намеренно снимал сатиру, чтобы «поглумиться» над американцами за их же деньги. Ему это показалось забавным и интересным. Фанатам Хайнлайна – не очень. А миллионы зрителей по всему миру сатиры и вовсе не оценили, они смотрели фильм, как просто фантастический боевик. Наверное, имя Роберта Хайнлайна из титров можно было и вовсе убрать – ничего, кроме нескольких сцен с вывернутым наизнанку смыслом, общего у книги с фильмом, нет.

В фильме – смысл войны между людьми и «багами» не показан. Есть некая «карантинная зона», в которой живут эти самые «баги», и оттуда «баги» то и дело бросают на Землю булыжники. Булыжники эти летят через всю Галактику буквально за несколько дней (либо «баги» умеют отправлять булыжники через червоточины, либо это… мистификация от земного правительства, так как для того, чтобы пролететь такое расстояние на «досвете» надо очень много… миллионов лет). Кстати, а откуда «баги», не имеющие никаких сверхсветовых космических технологий, вообще знают о Земле? В книге-то, «баги» – это вполне себе серьёзная звёздная цивилизация, со своими кораблями и прочими технологиями, включая современное оружие.

Тот самый астероид (правда, вся сцена "вверх ногами"). Летел через всю Галактику. Тот самый астероид (правда, вся сцена "вверх ногами"). Летел через всю Галактику.

Но, вот, с пафосными речами, силы Земного десанта высаживаются на Клендату, родной планете «багов». Опускаются аппарели десантных челноков, после чего с гиканьем и улюлюканьем элита земных войск бросается вперёд неорганизованной толпой. Бегут они, впрочем, недолго – ровно до первого же «бага». В противника ведёт огонь целое отделение, с трудом они его убивают. Закономерно, что атака людей на Клендату проваливается (как оно было и в книге, но по совершенно иной причине). И вот начинается, собственно, сюжет… Рико заканчивает школу, дослушивает последние лекции, после чего принимает спонтанное решение идти служить, назло родителям… Но, так ли оно было в книге?

Рико заканчивал школу. Да, на его желание получить гражданство (которое значило намного больше, чем «избираться и быть избранным») повлияла Кармен Ибаньез, которая на полном серьёзе хотела служить во Флоте. И, забегая вперёд, девушка своего добилась. Кстати, по книге, для получения гражданства, важна была не военная служба, а федеральная. То есть, человек мог и не становиться военным – просто пойти на федеральную службу. Там был ряд профессий в разных отраслях как мирного, так и военного «хозяйства», отработав на которых, можно было получить полные федеральные права. Конечно, это было сложно. Более того, попасть на такую работу было тяжело – но лишь для того, чтобы тот, кто хочет получить эти полные федеральные права, понимал, какую он отдаёт за это цену. Это было нужно исключительно для того, чтобы выбирать «достойных людей». Сложно сказать, будет ли работать такой план в реальной жизни. Наверное, скорее нет, чем да, но у Хайнлайна было так.

В фильме же речь идёт именно про армейскую службу. И если в книге Рико изначально хотел на Флот, поближе к Кармен, то в фильме – сразу, в Десант. Но что же из себя представляет Десант (в оригинале – «Мобильная пехота») в кино и в книге? На самом деле, разница колоссальная… И дело тут не в высокотехнологичной броне, которой в фильме нет…

Что такое Мобильная пехота в книге Хайнлайна? Это элитное подразделение, обладающее высокой подготовкой, навыками и умениями, позволяющими решать разного рода боевые задачи, как в составе взвода (роты, полка), так и одиночным путём. Для примера – в самом начале книги, после десантирования, Рико успевает не только командовать своими подчинёнными, но и вполне успешно воевать самому… Эти бойцы проходят очень суровую подготовку, их обучают действовать, как будучи облачёнными в боевой скафандр, так и без него. Одно из испытаний, описанных в романе – как Рико отвезли на вертолёте далеко за пределы лагеря и оставили голым с заданием – вернуться на базу. И он вернулся – даже в каком-то подобии одежды (шкурки зайцев приспособил). Про умение пользоваться всеми «подручными средствами» я не говорю – в книге об этом говорится прямым текстом. В фильме же из всего этого оставили лишь «Противник не нажмёт на кнопку, если вы лишите его руки!». Нет, безусловно, нож – хороший аргумент для последнего шанса. Но и кроме ножа боец должен уметь что-то делать. У меня был знакомый, по работе в военкомате, молодой капитан ВДВ. Небольшого роста, немного младше меня – а нескольких весьма крупных хулиганов раскидал даже не напрягаясь. Это я к тому, что перед атакой на Клендату, когда Рико встречает Кармен и Зандера (полностью выдуманная сцена, в книге никакого Зандера не было), у них происходит драка. И Зандер довольно так неплохо Рико колотит, хотя Рико должен был его просто уложить. Но нет – подготовка Десанта в кино, это просто отдых в скаутском лагере – если судить по кино.

Наверное, на этом сравнение фильма и книги стоит прекратить – просто и так понятно, что это два совершенно разных явления. И понятно, что фильм «Звёздный десант», в отличие от книги – это просто боевик, не несущий никакой особой смысловой нагрузки. Его цель – с сатирической точки зрения показать, как плох милитаризм, описанный Хайнлайном. Но, проблема в том, что сатира хороша лишь тогда, когда её понимают. В фильме много «вставок новостей». Это отсылки сразу к двум вещам – к вставкам фильма «Робокоп», который тоже, в какой-то степени высмеивает американское «общество потребления», и к операции «Буря в пустыне», которая также известна тем, что канал CNN часто показывал «войну в прямом эфире». Что же до русского зрителя, то большую часть всех таких эпизодов мы не поняли. Кто-то был возмущён тем, как режиссёр обошёлся с книгой, кто-то, кто книгу не читал, напротив, восхищался спецэффектами…

Содержание

Книга посвящена не столько описанию боёв (хотя и их тоже), сколько будням военной подготовки и впоследствии службы, а также описаниям общественного устройства, предложенного Хайнлайном, и применяемых технических средств.

В романе предлагается устройство общества и государства, которое можно условно назвать «военной демократией». Общество в нём поделено на граждан и неграждан, при этом неграждане имеют все права, кроме политических. Гражданство и присущие ему права выбирать и быть избранным можно получить, пройдя государственную службу во множестве вариантов. Самым простым и общедоступным из них является военная служба, хотя есть возможность и альтернативной гражданской службы. Собственно, в книге упоминается, что вообще-то гражданская служба куда многочисленнее военной, но Хайнлайну для его литературного замысла она была малоинтересна и он на ней в романе не останавливается. Таким образом, осознанно посвящая часть жизни и рискуя ей ради интересов государства, будущий гражданин доказывает свою готовность и право принять ответственность, которые несёт за собой право влиять на судьбу своей страны. Именно тему гражданской ответственности Хайнлайн выводит как основную, и из-за этого и предложенного им решения вопроса книга многократно обвинялась и обвиняется в пропаганде фашизма и милитаризма. Эти обвинения стали впоследствии основой для создания Паулем Верхувеном своего фильма, который, по сути, является не экранизацией, а полемизирующим произведением.

Второй основной аспект книги — описание придуманного Хайнлайном универсального рода войск, «мобильной пехоты». Мобильная пехота представляет собой крайне маневренную, защищённую и тяжеловооружённую пехоту, одновременно заменяющую обычную пехоту, бронетехнику и армейскую авиацию. Достигается это через использование бронескафандров (в оригинале Marauder Suit), которые по сути являются силовой бронёй с реактивными двигателями, позволяющими совершать огромные прыжки и даже некоторое время летать. Костюмы также несут на себе огромное количество вооружения, от огнемётов до управляемых и неуправляемых бомб и ракет, а бойцы, начиная от капрала, несут в бой ракеты класса А. Один мобильный пехотинец в книге может держать под огневым контролем несколько квадратных километров окружающей территории и сам является очень трудноуязвимой целью. Этот аспект книги почему-то забывается в большинстве адаптаций.

Противники мобильной пехоты являются их полной противоположностью — полчища арахнидов, или, как их называют десантники, «жуков» («багов» в официальном русском переводе), совершенно неисчислимы, им невозможно нанести хоть сколько-нибудь ощутимые потери, они без проблем жертвуют своими солдатами при необходимости. Единственным способом победить их оказывается поиск и уничтожение мозговых центров жуков, т. н. «аристократии» . Помимо этого, арахниды в книге обладают космическими кораблями и эффективным оружием, по описанию из книг более всего похожим на мельтаган. Этот момент, как правило, начисто игнорируется в адаптациях, которые превращают жуков в биологическую цивилизацию. На примере столкновения человечества и арахнидов Хайнлайн поднимает вопрос биологической приспособленности видов к коллективистской и индивидуалистской ментальности, чем снова возвращает читателя к размышлениям об устройстве общества. Таким образом, книга во многом является социальной фантастикой, однако адаптации, как правило, или отбрасывают этот аспект оригинала, или нещадно издеваются над авторскими идеями.

Интересный факт — Джеймс Кэмерон во время съёмок «Чужих» давал актёрам почитать эту книгу, чтобы они прониклись духом колониальных морпехов.

Малоизвестное ныне творение «Бандай-видео» конца 1980-х. В отличие от гайдзинов, японцы подошли к первоисточнику с уважением и экранизировали чуть ли не дословно. Боевые экзоскелеты присутствуют. Из минусов стоит упомянуть разве что мутацию арахнидов в нечто осьминогоподобное.

Первый фильм, снятый под чутким руководством Пауля Верхувена, вышел в 1996 году и поразил весь мир потрясающими спецэффектами (которые и сегодня смотрятся по-прежнему неплохо), за что и получил «Оскар» спустя два года. В 2004 и 2008 годах на свет появились «Звёздный десант 2: Герой федерации» и «Звёздный десант 3: Мародёр», соответственно. В прокат эти два «шедевра» не выходили, и фанаты фильма могли найти их только на DVD-носителях.

Считается, что «Звёздный десант» поставлен по одноимённому произведению Хайнлайна, однако отличия между ними огромны. Как кто-то удачно выразился: Верхувен поставил фильм по задней обложке романа Хайнлайна — причём сделал это намеренно. В ее основе лежал оригинальный сценарий Эда Ньюмайера «Охота на жуков на Девятой заставе», немного напоминающий книгу Хайнлайна. Права на экранизацию «Звездного десанта» продюсеры купили из опасений, что их обвинят в плагиате, и только потом сценарий был дополнен деталями из романа. Верховен признавался, что даже не дочитал до конца «скучную, очень плохую» книгу; он одолел лишь первые две главы, а остальное по его просьбе ему пересказал сам Ньюмайер. Особую неприязнь у режиссера вызвало то, что он счел роман «очень правым», что, в общем, чистая правда. Роман, написанный в 1950-е при свежем дыхании угара маккартизма, соответствовал идеологии и логике правых консерваторов, которые считали, что свобода, которой пользуются американцы, это не право, а привилегия и ее надо защищать всеми способами и доказывать, что гражданин достоин дарованных ему благ. Эта логика была весьма удобна для объяснения того, почему в демократическом американском обществе надо фактически лишать прав правых и левых (особенно левых) симпатизантов и наращивать военный потенциал США. Эта продолжительная истерия в определенных политических кругах даже получила определение «Воинствующая свобода» («Militant Liberty»). Но в 90-е это уже смотрелось дико.

При этом, что интересно, взглядам самого Хайнлайна, отставного военного моряка, комиссованного с флота на самом взлёте блестящей карьеры по туберкулёзу, вылечившегося вопреки всем усилиям врачей, а потом ещё долгое время служившего на флоте вольнонаёмным гражданским чиновником, человека, обладавшего крайне сложным и противоречивым мировоззрением, роман не соответствует чуть менее чем совсем. Это был своего рода мысленный эксперимент, попытка построить жизнеспособное общество на принципах, популярных в тогдашнем обществе. Сам же Хайнлайн и написал к нему полемизирующее произведение, не менее знаменитый роман «Чужак в стране чужой», ставший впоследствии «библией хиппи», причём писались обе книги параллельно и одновременно.

В итоге вместо типичного патриотического боевика (или тонкой пародии и стилизации под него) режиссёр, не понаслышке знакомый с ощущением падающих на голову бомб, создал один из самых острых антифашистских и антивоенных фильмов в истории кинематографа. С указанной точкой зрения были в корне не согласны критики, считающие фильм апофеозом «тупого боевика», прикрытого улыбкой Кармен Ибанез; звёздных десантников — стадом баранов, начисто игнорирующих всё, чему их учили в пионерлагере, который у Верхувена зовётся тренировочным, а антивоенность — крайне надуманной. Но для своего времени графика была на уровне.

Звёздный десант


«Звёздный десант», или «Звёздная пехота» (англ. Starship Troopers) — роман Роберта Хайнлайна в жанре боевой научной фантастики, породивший солидное количество адаптаций разного качества, но примерно одинаково далёких от первоисточника. Повествует о войне человечества, объединенного в Федерацию (англ. United Citizen Federation, UCF, в мультсериале Strategic Integrated Coalition of Nations, SICON) с инопланетной расой арахнидов за жизненное пространство в Галактике.

Роберт Хайнлайн обзор книги «Звездный десант»

Роберт Хайнлайн написал всемирно известный бестселлер «Звездный десант» значительно раньше, чем вышел в прокат одноименный фильм. Я могу сразу сказать, что этот голливудский блокбастер с книгой Роберта Хайнлайна не имеет почти ничего общего, кроме названия и некоторых имен героев книги.

Я прочитал эту книгу Роберта Хайнлайна много раз. При первом прочтении книга автора мне понравилась, прежде всего, как хороший фантастический боевик, но затем, повзрослев, я начал замечать в ней и другие моменты. И на них я хотел бы остановиться подробнее.

Хотя эта книга Роберта Хайнлайна кажется книгой о войне и армии, но на самом деле «Звездный десант» - это, прежде всего книга о ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ каждого человека. Эта книга

об ответственности одного человека перед обществом, в котором он живет. В книге Хайнлайна политические права ГРАЖДАНИНА это не просто право «выбирать и быть избранным» - это величайшая ценность и право, которое нужно еще заслужить, прослужив и главное, ПРОВОЕВАВ в действующей армии.

В книге Хайнлайна интересно не описание войны и описания приключений главных героев, а показанная автором социальная модель этого общества. И данная модель общества лично МНЕ очень нравиться и я считаю ее справедливой и очень жизнестойкой. Жизнестойкость такой или похожей социальной модели общества хорошо обоснована тем же Гумилевым. Ведь самым серьезны недостатком демократии как формы правления является превращение ее в охлократию (власть ТОЛПЫ, а не народа). Что мы, кстати, и наблюдаем в некоторых странах и так же можем видеть, и последствия такой власти чаще всего катастрофичны. А если ввести в эту систему механизм ОТБОРА, то тогда большие ПРАВА будут иметь не те, кто о них громче кричат, и не те, кто может за них заплатить деньгами или другими ценностями, а РЕАЛЬНО доказавшие это право на войне люди. И только эти люди, ДОКАЗАВШИЕ на деле свою самоотверженность и готовность поставить общественные интересы гораздо выше своих личных и собственных интересов. А приключения и испытания на ВОЙНЕ для того и показаны Робертом Хайнлайном, чтоб увидеть, на какие жертвы им приходится идти для получения ПОЛНОГО ГРАЖДАНСТВА. Т.е. у автора армия является не только роль защита общества от угрозы извне, но и в первую очередь - она является социальным фильтром и социальным лифтом для всех граждан этого государства. Ведь служба в армии по книге у автора ДОБРОВОЛЬНА и ты можешь не служить. Но тогда ты не можешь и выбирать и быть избранным, т.е. получить статус ПОЛНОГО ГРАЖДАНИНА. Только эти люди могут определять путь, по которому идти обществу.

Кстати что-то похоже на такое социальное устройство есть, например, в ИЗРАИЛЕ, где служба в армии ОБЯЗАТЕЛЬНА для всех (девушек в том числе) и большинство руководителей крупных израильских компаний и ВСЕ руководители политических партий, в Израиле бывшие подполковники, полковники или генералы в отставке.

Данную книгу я рекомендую к прочтению ОБЯЗАТЕЛЬНО! Это нужно хотя бы потому, чтобы понять, что книга Роберта Хайнлайна «Звездный десант» и широко разрекламированный голливудский боевик «Звездный десант» - это два АБСОЛЮТНО разных произведения.

Кто написал звездный десант

А ну, вперед, обезьяны! Или вечной жизни захотелось?!

Вот всегда у меня перед броском колотун начинается! Кажется, и стимуляторами напичкали, и гипнодинамику провели – после всего этого должен бы напрочь всяких страхов лишиться, а вот поди ж ты… Наш корабельный психиатр каждую извилину мою прозвонил – загипнотизировал, задал кучу дурацких вопросов, а потом сказал, что нет у меня ничего особенного и вовсе это не от страха. Точно так же, мол, призовые рысаки дрожат на старте.

Тут я ничего не скажу – в жизни не был призовым рысаком, откуда ж мне знать? Однако перед броском всякий раз трясет, будто последнего салажонка. За полчаса до броска нас выстроили в «предбаннике», и командир взвода, сержант Джелал, приступил к осмотру. На самом деле Джелал вовсе не был командиром взвода – просто взводным сержантом. Однако наш лейтенант Расжак из последнего броска не вернулся, и Джелал, как старший по званию, на время его заменил. Джелал наполовину финн, наполовину турок с Искандера (Проксима) и больше всего похож на писаря-недомерка. Но это – только с виду; я однажды сам наблюдал, как он разделался с двумя парнями, которые разбушевались ни с того ни с сего. Джелли до голов-то их едва мог дотянуться, но уж когда дотянулся… Лбы их друг о друга щелкнули звонче спелых кокосов! А сержант еще успел на шаг отступить, прежде чем парни долетели до пола.

Джелал, хоть и сержант, занудою вовсе не был. Вне строя его даже можно было в глаза звать – Джелли. Конечно, салагам такого не дозволялось, но если хоть раз ходил в боевой десант – смело можешь обращаться к нему на «ты».

Но как раз сейчас он был «при исполнении». Все мы уже проверили каждую мелочь в экипировке – от этого как-никак своя же шкура зависит, – потом нас жучил и. о. взводного сержанта, а теперь за дело принялся Джелли. Лицо его будто окаменело, а глаза не упускали ничего. Подойдя к стоящему напротив меня Дженкинсу, он протянул руку к его поясу и нажал кнопку индикатора физсостояния.

– Сержант, всего-то навсего насморк! Фельдшер говорил…

– «Говорил»… Фельдшеру в десант не идти! И тебе с твоими 37,5° – тоже. Нашел время болтать. ВЫЙТИ ИЗ СТРОЯ!

Дженкинс покинул строй. Он был просто сам не свой – да и мне сделалось не по себе. После гибели лейтенанта Расжака нас повысили по цепочке, и я стал помощником командира второго полувзвода. Теперь, с уходом Дженкинса, в отделении появилась дыра, и заткнуть ее нечем. Плохо; может статься, кто-нибудь из ребят позовет на помощь, а услышать его будет некому…

Джелли завершил осмотр. Отступив на середину, он оглядел нас и покачал головой.

– Стадо обезьянье, – угрюмо буркнул он. – Ладно, если всех вас сегодня ухлопают к чертовой бабушке, может, мне таки удастся сколотить подразделение, какое и лейтенанту не стыдно было бы показать. А может, и не выйдет ничего – война, кого попало набирают…

Джелал вдруг стал точно выше ростом.

– Запомните! Каждый из вас, обезьян, и все вы вместе – влетели Федерации в копеечку! Оружие, скафандр, боезапас, прочая экипировка, обучение, жратва – словом, все, что вам стравили, потянет больше полумиллиона! Да еще сами потянете на тридцать центов – вполне приличная сумма выйдет.

Сержант обвел взглядом строй.

Джелли вновь окинул строй взглядом.

– Считается, что план вам известен. Однако многие из вас, обезьян, за отсутствием хоть капли мозга наверняка забудут и гипноустановки, поэтому я повторяю. Нас сбросят в две цепи, интервал – две тысячи ярдов. По приземлении – тут же взять мой пеленг. Пока ищете укрытие – пеленгуйте напарников справа и слева. На все это – десять секунд. А после, до приземления фланговых, крушите все, что попадется под руку.

Фланговый – это я. Как помкомотделения, я должен был замыкать левый фланг, и меня слева не прикроет никто. Дрожь усилилась…

– Как только приземлятся фланговые, выровнять цепи и уточнить интервал. На это у вас двенадцать секунд, все прочее бросьте. Затем – прыжками вперед, четные-нечетные. Помкомотделений следят за очередностью и чтобы фланги полностью завершили охват.

Сержант поглядел на меня:

– Если сделаете все как надо – в чем я сильно сомневаюсь, – то фланги сомкнутся как раз к отбою, и можете сваливать. Вопросы?

Вопросов, как всегда, не было. Джелал продолжал:

– И еще. Это не настоящий бой, а только рейд. Мы должны показать противнику нашу силу и нагнать на него страху. Нужно, чтобы они поняли: нам ничего не стоит стереть город в порошок. И если мы пока что не забрасываем их бомбами, пусть это их не успокаивает. Пленных не брать. Убивать только при необходимости, но на месте приземления уничтожить все. И если хоть один олух притащит назад хоть одну бомбу. Ясно?

Некоторое время он молча взирал на нас.

– «Дикобразы Расжака» должны быть, как всегда, на высоте. Перед смертью лейтенант просил меня передать вам, обезьяны, что и на небесах не спустит с вас глаз ни на минуту… и надеется, что вы сможете покрыть славой свои имена!

Взглянув на сержанта Мигелаччо, командира первого полувзода, Джелли отступил в сторону, бросив напоследок:

– Падре, у вас пять минут.

Многие ребята вышли из строя и опустились на колени перед Мигелаччо. Вероисповедание здесь значения не имело: христиане, мусульмане, гностики, иудеи – всякий, кто хотел, мог рассчитывать на благословение перед броском. Говорят, есть части, где капеллан не идет в бой вместе с остальными, но я понять не могу: как же они там в таком случае вообще живут?! Как капеллан может благословлять других на то, чего не собирается делать сам? У нас, в Мобильной Пехоте, все идут в бросок и все дерутся – и капеллан, и кок, и даже секретарь нашего Старика. Когда мы сядем в капсулы, никто из Дикобразов не останется на борту – кроме Дженкинса, но тут уж вина не его.

Я не стал подходить к Мигелаччо – боялся, как бы кто не заметил, что меня трясет. В конце концов, падре и оттуда может меня благословить. Однако он, напутствовав остальных, подошел ко мне сам и прислонил свой шлем к моему, чтоб обойтись без радио.

– Джонни, – тихо сказал он, – ты впервые идешь в десант капралом.

На самом-то деле я был такой же капрал, как Джелли – офицер.

– Послушай, Джонни… Отыскать свои «метр на два» никогда не поздно и всегда слишком рано. Ты свое дело знаешь, вот и делай его. Ни больше, ни меньше. Не лезь из кожи вон ради медалей, ладно?

– Ага, спасибо, падре. Хорошо.

Он мягко добавил что-то на языке, которого я не знал, хлопнул меня по плечу и поспешил к своему отделению.

– Смир-р-р… на. – крикнул Джелли. Все застыли.

– Полувзвод. – подхватили Мигелаччо и Джонсон.

– По полувзводам… с левого и правого борта… к броску… товсь!

– Полувзвод! По капсулам!

Мне пришлось подождать, пока рассядутся и уйдут в «ствол» четвертое и пятое отделения. Потом в «стволе» показалась моя капсула. Забираясь в нее, я успел подумать: а тех, древних, тоже дрожь брала, когда они влезали в своих троянских коней? Или это только я один такой?

Читайте также: