Кому подчиняется главгосстройэкспертиза россии

Обновлено: 05.07.2024

Минстрой России настоятельно, под угрозой министерских санкций рекомендовал всем 85 госэкспертизам субъектов федерации перейти в цифровую систему Главгосэкспертизы России (ГГЭ). Это не что иное, как навязывание услуги с использованием административного ресурса, чреватое кризисной ситуацией в строительной экспертизе.

В конце марта высшие исполнительные органы субъектов федерации получили письмо от Минстроя России от 25 марта с. г. Во-первых, министерство напоминает о том, что оно контролирует реализацию переданных федеральных полномочий в области госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, осуществляемых госэкспертизами субъектов федерации.

Во-вторых, для эффективности реализации этих полномочий Минстрой «считает целесообразным и рекомендует» переход региональных госэкспертиз на Единую цифровую платформу экспертизы (ЕЦПЭ), созданную и управляемую Главгосэкспертизой России.

В-третьих, оно не рекомендует, а прямо предписывает субъектам федерации обеспечить подключение к ЕЦПЭ. Отказ от перехода будет означать признание неэффективной реализацию переданных федеральных полномочий и отъем этих полномочий у строптивых региональных госэкспертиз.

Нужно сказать, что сама по себе оценка государственной строительной экспертизы, проводимой региональными госэкспертизами, в качестве федеральных полномочий с последующим делегированием субъектам федерации — новация, появившаяся несколько лет назад. Региональные экспертизы созданы для того, чтобы давать оценку проектам, которые строятся на деньги субъекта федерации: по логике вещей, если нет федеральных денег, не должно быть и федерального статуса у полномочий.

Региональным госэкспертизам было обещано предоставить гарантированное право заниматься и некоторыми категориями проектов с федеральным финансированием на территории их субъектов федерации. Но на практике все оказалось сложнее.

Есть все основания рассматривать письмо учредителя Главгосэкспертизы Минстроя России от 25 марта как новый шаг, усиливающий натиск ГГЭ на региональные госэкспертизы.

В чем проблемы с этой инициативой?

Во-первых, переход на ЕЦПЭ противоречит действующему законодательству и правительственной стратегии оказания госуслуг.

Согласно Градостроительному кодексу, создание информационных систем градостроительной деятельности — полномочие субъектов федерации, а не федеральное. Кроме того, по Положению об организации и проведении госэкспертиз взаимодействие заявителя и экспертной организации происходит только через Единый портал государственных и муниципальных услуг — ЕЦПЭ в него не интегрирована.

Госполитика цифровизации государственных услуг, проводимая под руководством Минцифры России, не предполагает передачу части госуслуг в закрытую цифровую систему, не интегрированную в национальную систему оказания госуслуг. Во-вторых, переход на ЕЦПЭ для большинства экспертных организаций нецелесообразен ни с технологической, ни с информационной, ни с финансовой точек зрения.

В более чем двух третях из 85 госэкспертиз субъектов федерации уже много лет используются собственные цифровые платформы, созданные и апробированные ведущими российскими IT-разработчиками, в их развитие сделаны колоссальные инвестиции. Платформы интегрированы в региональные цифровые системы, обеспечивающие финансовую прозрачность для губернатора и правительства субъекта федерации и цифровое оказание региональных госуслуг. Например, в Москве региональная платформа была построена одной из первых, она поддерживает оперативное взаимодействие с другими органами исполнительной власти, чего нельзя сказать о федеральной платформе.

Информационное преимущество от работы с ЕЦПЭ еще более сомнительно. С приказным внедрением ЕЦПЭ «с сегодня на завтра» региональные администрации по крайней мере на время лишатся цифрового финансового контроля за собственными строительными проектами, что негативно скажется на эффективности регионального госуправления. На интеграцию региональных систем с ЕЦПЭ уйдут месяцы и колоссальные финансовые ресурсы. Большинству региональных госэкспертиз в случае перехода на ЕЦПЭ придется заменять цифровую платформу, что приведет к росту цен на их услуги. Кроме того, внедрение ЕЦПЭ во всех региональных экспертизах может затормозить строительство в регионах, ведь Главгосэкспертиза значительно меньше заинтересована в оперативном решении задач по реализации региональных объектов, финансируемых за счет бюджетов субъектов федерации, чем субъектовые госэкспертизы.

В-третьих, переход на ЕЦПЭ означает нарушение принципов конкуренции и подрыв экономики региональных госэкспертиз — ключевого звена строительной экспертизы в России, на которое приходится львиная доля заключений в Едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (ЕГРЗ). Вместо права перейти на цифровой продукт Главгосэкспертизы такой переход фактически вменяется региональным экспертизам в обязанность.

Но это полбеды: цифровая платформа, управляемая прямым конкурентом региональных госэкспертиз, позволит ГГЭ забирать у них заказчиков по своему усмотрению. При этом субъектовые госэкспертизы даже не будут знать, что старшие товарищи забрали заявку на экспертизу себе. Фактически Главгосэкспертиза с помощью ЕЦПЭ строит экспертную монополию. Такая монополия оставит региональным госэкспертизам только экспертизу проектов, которые ГГЭ экономически невыгодны, к примеру, экспертизу капремонтов «социалки». Действия Минстроя России и Главгосэкспертизы могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в сфере проведения госэкспертизы, что не соответствует федеральному закону «О защите конкуренции».

Инициатива Минстроя России — свидетельство недостаточного разделения на федеральном уровне управления строительным комплексом функций регулирования и оказания госуслуг. И очередное подтверждение отсутствия системного подхода к развитию строительной экспертизы со стороны Минстроя, в рамках которого были бы четко определены функции, права и обязанности разных уровней экспертизы, созданы условия для эффективности и исключена недобросовестная конкуренция.

Госэкспертизы субъектов федерации все жестче контролируются федеральными ведомствами, лишаются условий для эффективной работы в интересах федеральной Главгосэкспертизы. При этом негосударственные строительные экспертизы, соавторы абсолютно всех кризисов с обманутыми дольщиками, контролируются лишь в момент аккредитации и при сдаче заключений в ЕГРЗ: никакой контрольно-надзорной деятельности по отношению к ним не осуществляется. Это ставит их в неравные экономические условия по отношению к госэкспертизам.Позиция Минстроя нуждается в срочном пересмотре или корректировке со стороны российского правительства.

Александр Полянский, независимый эксперт, составитель и соавтор сборника «Строительная экспертиза: прошлое и будущее»

Полномочия

Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России») является государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, уполномоченным на:

Порядок продления срока проведения государственной экспертизы

В соответствии с частью 11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 утверждено Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее – Положение).

Согласно определению, указанному в абзаце 2 пункта 2 Положения, под заявителем понимаются технический заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившиеся с заявлением о проведении государственной экспертизы.

На основании подпункта «и» пункта 13 Положения в случае если заявитель не является техническим заказчиком, застройщиком, для проведения государственной экспертизы необходимо представить документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика, в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально.

В соответствии с пунктом 29 (1) Положения сроки проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий могут быть продлены по инициативе заявителя не более чем на 20 рабочих дней в порядке, установленном договором. Подпунктом «б» пункта 26 Положения также установлено требование об обязательном определении в договоре на проведение экспертизы срока проведения государственной экспертизы и порядка его продления.

В указанные контракты или договоры подлежит включению условие, согласно которому заказчик вправе в течение срока, определенного контрактом или договором, обратиться в ФАУ «Главгосэкспертиза России» с заявлением о продлении срока проведения государственной экспертизы, в заявлении должны быть указаны обстоятельства, при наступлении которых срок проведения государственной экспертизы может быть продлен, а также документы, прилагаемые к заявлению и подтверждающие наступление таких обстоятельств, в соответствии с требованиями закона.

При поступлении заявления о продлении срока проведения государственной экспертизы ФАУ «Главгосэкспертиза России» направляет заявителю письмо-уведомление о продлении срока проведения государственной экспертизы, установленного государственным (муниципальным) контрактом либо договором на оказание услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства.

Об учреждении

Наша миссия — добросовестно работать для развития инфраструктуры страны, способствуя обеспечению безопасности и долговечности объектов строительства, а также эффективности капитальных вложений, — на благо граждан. Главгосэкспертиза России — это команда профессионалов строительной отрасли, внедряющая высочайшие стандарты качества обоснования решений о капитальных вложениях, экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства для обеспечения безопасности граждан, эффективности капитальных вложений и развития инфраструктуры России.

Сегодня Главгосэкспертиза России — современное государственное учреждение, сохраняющее верность лучшим традициям и открытое для инноваций

Основные ценности:

  • Профессионализм
  • Открытость
  • Независимость
  • Объективность
  • Взаимное уважение
  • Наставничество
  • Стабильность
  • Саморазвитие
  • Устремленность в будущее

Кому подчиняется главгосстройэкспертиза россии

Жильё и городская среда

Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы»

(ФАУ «Главгосэкспертиза России»)

Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России») является государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, экспертизы результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.

Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Что такое "Главгосэкспертиза"

ФАУ "Главгосэкспертиза" — федеральное автономное учреждение, подчиненное Минстрою, ответственное в структуре органов власти за государственную экспертизу проектной документации по крупным и сложным объектам. ФАУ является наследником одноименного управления при Госстрое СССР с филиалами на местах, централизованно проводившего экспертизу всех союзных строек. В РФ заключение "Главгосэкспертизы" необходимо при проектировании объектов на территории более одного региона РФ; строек на шельфе; федеральных дорог; объектов культурного наследия; объектов, сведения о которых содержат гостайну; строек, финансируемых из бюджета РФ. Кроме этого "Главгосэкспертиза" участвует в согласовании, в том числе сметном, любых проектов, связанных с возведением особо опасных, технически сложных и уникальных проектов согласно ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ,— это значительная часть ТЭКа, химпрома, горной и металлургической индустрии. С января 2016 года глава учреждения — Игорь Манылов, ранее заместитель главы Минсельхоза и Минэкономики.

Читайте также: