Кого уронил миронов в 12 стульях

Обновлено: 04.07.2024

«12 стульев» был одним из первых фильмов Любови Полищук. Актриса появилась там в небольшом эпизоде, станцевав вместе с Андреем Мироновым танго. Многие считают, что именно инцидент, произошедший в процессе тех съемок, и стал причиной заболевания Полищук, приведшего впоследствии к ее преждевременной кончине.

Другие травмы

Кроме того в 1985 году Полищук снова получила травму позвоночника. В процессе выполнения какого-то трюка у нее буквально вылетели сразу 3 межпозвоночных диска.

В 2000 году актриса стала жертвой автомобильной аварии. И снова основной удар пришелся на позвоночник. Кстати, именно после этого ДТП состояние Полищук стало резко ухудшаться. Она усиленно лечилась и долгое время ходила в специальном корсете. Артистка даже перед публикой выступала исключительно в нем.[С-BLOCK]

А через 5 лет у Любови Григорьевны диагностировали саркому. Тогда доктора лучших столичных больниц начали борьбу с недугом актрисы. Специалисты института имена Бурденко приняли решение удалить Полищук отрезок позвоночника. После операции больная прошла курс реабилитации и даже вернулась в театр. Однако болезнь не отступила.

В 2006 году медики, осознав свое бессилие, выписали Полищук сильные болеутоляющие. В конце ноября того же года она впала в кому и спустя 3 дня умерла.

Какая именно из многочисленных травм, полученных актрисой, спровоцировала развитие саркомы, теперь можно только догадываться.

Актерская байка

Эту историю, произошедшую на съемках фильма «12 стульев», режиссер ленты Марк Захаров, который, разумеется, лично присутствовал на площадке, назвал обычной актерской байкой. Об этом пишет Юлия Андреева в свой книге «Любовь Полищук. Одна, но пламенная страсть». По утверждению Захарова, матрацы и маты были на месте, и упала Полищук именно на них. А что касается первопричины ее смертельного заболевания, то на самом деле травм в жизни Любови Григорьевны хватало как до, так и после «12-ти стульев». И всякий раз страдала именно спина.

Та же Юлия Андреева приводит слова матери Полищук о том, что актриса не раз падала с лошади. Ездить верхом Любови Григорьевне пришлось также во время съемок очередного кинофильма. После падения Полищук тоже мучилась от болей в спине.

Как два великих режиссера почти одновременно экранизировали «12 стульев»



В июне 1971 года советские зрители брали штурмом кинотеатры, чтобы посмотреть новую комедию Леонида Гайдая, а ровно через пять лет они не могли оторваться от экранов телевизоров, когда Марк Захаров создал свою версию экранизации романа Ильфа и Петрова. Гайдаю фильм-конкурент настолько не понравился, что он назвал его «уголовным преступлением», однако сегодня обе ленты входят в золотой фонд нашего кинематографа и одинаково любимы зрителями.

Леонид Иович подбирал актеров всегда очень тщательно, но пробы на роль Остапа Бендера стали даже для него особенными – он перепробовал более 20 кандидатов, да еще каких! Никита Михалков, Олег Басилашвили, Александр Белявский, Владимир Высоцкий, Владимир Басов, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко… Часть из этих прекрасных актеров не смогла принять участие в съемках, а кому-то Гайдай отказал (например, Миронову).

Пробы актеров на роль Бендера в фильме Гайдая

Когда отсеялись те, кто по мнению режиссера не подходили, остались всего лишь два претендента, и с ними дело решилось еще более интересно. Александр Белявский был уже утвержден и даже приехал на съемочную площадку, но перед началом нового фильма группа всегда разбивала тарелку «на счастье». В этот день посуда оказалась крепкой, и суеверный Гайдай не только отложил съемки, но и решил еще раз пересмотреть кандидатуру главного героя. Пригласил на роль Владимира Высоцкого – опять, как ни странно, неудача с тарелкой, причем примета оказалась верной, Высоцкий в первые же дни съемок запил. И только тогда отчаявшемуся режиссеру кто-то рассказал про малоизвестного актера Арчила Гомиашвили, который уже много лет прекрасно играет Бендера в одном из провинциальных театров. С этим кандидатом и тарелка разбилась, и съемки покатились как по маслу. Так артист из глубинки моментально обошел на повороте два десятка известнейших актеров и сыграл главную роль в своей жизни.

Пробы Владимира Высоцкого на роль Остапа Бендера

А Марк Захаров зато воспользовался «наработками» коллеги и взял без раздумий на главные роли отвергнутых Гайдаем Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Время показало, что и он абсолютно точно не прогадал. Сегодня о том, какая пара актеров является более яркой, даже никто не спорит – все хороши. Интересно, что целая команда из 10 актеров снялась в обеих лентах, в небольших ролях, некоторые в тех же самых образах. Так, например, Георгий Вицин сыграл в одном фильме Безенчука, а в другом — монтера Мечникова, а Савелий Крамаров был одноглазым шахматистом и слесарем Полесовым.

Леонид Гайдай и Сергей Филиппов на съемках фильма «12 стульев», 1970 г.

Леонид Гайдай и Сергей Филиппов на съемках фильма «12 стульев», 1970 г.

Андрей Миронов, Анатолий Папанов и Марк Захаров на съемках фильма «12 стульев», 1975 г.

Андрей Миронов, Анатолий Папанов и Марк Захаров на съемках фильма «12 стульев», 1975 г.

С мадам Грицацуевой у Гайдая опять была заминка. Он попробовал на эту роль пару главных «фигуристых» актрис нашего кинематографа – Галину Волчек и Нонну Мордюкову, но ни та, ни другая не казались ему достаточно смешными. Тогда звукооператор Владимир Крачковский показал ему свою жену Наталью, которая к тому времени уже снялась в нескольких эпизодических ролях. Капризный режиссер влюбился в пышную красавицу с первого взгляда: «Вот она, мечта поэта» - только и смог сказать он. Эта роль стала для актрисы по-настоящему важной.

Наталья Крачковская в роли мадам Грицацуевой в фильме «12 стульев», 1971 год

Наталья Крачковская в роли мадам Грицацуевой в фильме «12 стульев», 1971 год

А Марк Захаров, как всегда, быстрый в решениях, утвердил на эту же роль Лидию Федосееву-Шукшину даже без проб. Правда, роль далась актрисе очень тяжело. Незадолго перед этим ушел из жизни ее супруг, а как только началась работа над фильмом, она потеряла еще и отца. На съемки свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера актриса приехала сразу с похорон. Отыграв эпизод, уходила в уголок и плакала.

Андрей Миронов и Лидия Федосеева-Шукшина в фильме «12 стульев», 1976 год

Андрей Миронов и Лидия Федосеева-Шукшина в фильме «12 стульев», 1976 год

Были в работе над обеими картинами и сложности. Гайдай не скупился на расходы, и часть съемок проходила на Кавказе. Особенно досталось при этом Михаилу Пуговкину. Сначала его пожарным краном поднимали на острый пик скалы, куда, якобы, забрался Отец Федор. Актер был очень далек от профессии каскадера, поэтому тут он натерпелся страху. Однако при просмотре материала оказалось, что его мучения еще и были напрасными – в кадре совсем не было видно той высоты, на которой он находился, поэтому эпизод решили переснять в павильоне, безо всякого риска. А затем, после рубки стульев на фоне шторма, актер слег с сильнейшим радикулитом – буря для съемок требовалась настоящая, а такую удалось дождаться в Батуми только к осени.

Отец Федор с колбасой в исполнении Михаила Пуговкина в фильме «12 стульев», 1971 год

Отец Федор с колбасой в исполнении Михаила Пуговкина в фильме «12 стульев», 1971 год

Существует известная история о том, что на съемках у Марка Захарова Любовь Полищук получила серьезную травму позвоночника – в момент, когда Андрей Миронов бросает ее после жаркого танца, актриса, якобы, приземлилась мимо матов на бетонный пол. Правда, сам режиссер эту легенду всегда яростно опровергал и говорил, что с техникой безопасности под его руководством всегда был полный порядок.

Андрей Миронов и Любовь Полищук в фильме «12 стульев», 1976 год

Андрей Миронов и Любовь Полищук в фильме «12 стульев», 1976 год

Хочется в данном случае согласиться с Мао Цзэдуном, который взял на вооружение лозунг «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Два фильма, снятые в разных стилях по одному роману, действительно украсили наш кинематограф и служат до сих пор прекрасным учебным пособием для будущих режиссеров. Зрители от соперничества великих корифеев нашего кинематографа, несомненно, только выиграли.

Время все расставляет по своим местам, но, к сожалению, не щадит людей. Смотрите дальше, Как изменились актеры, сыгравшие в комедии «Двенадцать стульев», через годы после съемок

Бросок Андрея Миронова

Народная артистка Любовь Полищук умерла в 2006 году в возрасте 57 лет. Незадолго до смерти врачи обнаружили у Любови Григорьевны онкологическое заболевание – саркому. Актрисе сделали операцию и провели соответствующее лечение. Но все оказалось тщетно.

По мнению современных ученых, одной из основных причин развития саркомы позвоночника является травма. Именно такую травму Полищук и получила во время съемок в картине «12 стульев». Согласно сценарию, Андрей Миронов, исполняя песню, взял Любовь Григорьевну на руки, а после слов «Дайте кораблю минутный отдых» бросил ее. Однако помощники не успели постелить маты, и актриса приземлилась на голый бетонный пол.

Великие Комбинаторы мирового кино: Кто из актеров стал лучшим Остапом Бендером

Актеры, сыгравшие роль Остапа Бендера в кино | Фото: dubikvit.livejournal.com и kino-teatr.ru


15 октября исполняется 121 год со дня рождения знаменитого советского писателя и журналиста Ильи Ильфа, который в соавторстве с Евгением Петровым стал создателем одного из самых известных литературных героев – Остапа Бендера. Романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» экранизировали не раз, но большинству зрителей вряд ли знакомы все версии. Кроме Арчила Гомиашвили, Андрея Миронова и Сергея Юрского образ Остапа Бендера примеряли на себя многие актеры, в том числе зарубежные.

Кадр из фильма *12 стульев*, 1933 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Как это ни удивительно, первые Остапы Бендеры появились не в советском кино, а в зарубежном, задолго до знаменитых экранизаций Леонида Гайдая и Марка Захарова. Еще в 1933 г. вышла чешско-польская кинопостановка «Двенадцати стульев», где главных героев, переименованных в Фердинанда Шуплатко и Камила Клепку, сыграли Власта Буриан и Афольф Дымша. При этом создатели фильма перенесли место действия в Польшу, и сюжет не был связан с экспроприацией имущества.

Джордж Формби в роли Остапа Бендера | Фото: kinozal.tv

Еще одной зарубежной адаптацией романа Ильфа и Петрова стал английский фильм «Пожалуйста, сидите» 1936 г., где Остапа Бендера сыграл Джордж Формби.

Кадр из фильма *13 стульев*, 1938 | Фото: kino-teatr.ru

В 1938 г. вышел адаптированный под немецкие реалии фильм «Тринадцать стульев», где главную роль исполнил Ганс Мозер. По сюжету, парикмахер Феликс Рабе получает в наследство от своей тетушки 13 старинных стульев, в одном из которых были зашиты 100 000 марок. Вместо «предводителя дворянства» и работника ЗАГСа Кисы Воробьянинова во многих зарубежных версиях главным персонажем становился парикмахер.

Кадр из фильма *13 стульев*, 1938 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *13 стульев*, 1957 | Фото: dubikvit.livejournal.com

В 1957 г. в Бразилии сняли ремейк немецкого фильма. Его создатели удивили зрителей тем, что помощником незадачливого парикмахера в поисках зашитого в стульях наследства стала женщина, которую сыграла Рената Фронци.

Кадр из фильма *Один из тринадцати*, 1969 | Фото: bee-cinema.tv

Еще один ремейк был снят в 1969 г. Во французско-итальянской комедии «Один из тринадцати» («12+1») искать драгоценности главному герою помогает тоже девушка (актриса Шэрон Тейт).

Кадр из фильма *12 стульев*, 1962 | Фото: kino-teatr.ru

В 1962 г. вышла кубинская версия «12 стульев», в которой действие перенесено на Кубу, вскоре после Кубинской революции. Главных героев – Оскара и дона Иполито – сыграли Рейнальдо Миравальес и Энрике Сантьестебан.

Первый советский Остап Бендер Евгений Весник | Фото: kino-teatr.ru

Сцена из спектакля Московского театра сатиры *12 стульев*, 1963 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Первым советским Остапом Бендером стал актер театра и кино Евгений Весник, который перевоплотился в Великого Комбинатора в спектаклях «Золотой теленок» (1956) и «12 стульев» (1963). Актер говорил, что в общей сложности выходил на сцену в образе Остапа Бендера более 600 раз! А Кису Воробьянинова тогда сыграл Анатолий Папанов, который позже предстал в том же образе в кино. Спустя годы Евгений Весник заявил, что считает свою интерпретацию образа Остапа Бендера самой верной, в то время как Арчил Гомиашвили «интеллектуально не дотягивает» до этой роли, Сергей Юрский не соответствует внешне тому Великому Комбинатору, которого описали Ильф и Петров, а Андрей Миронов «просто не понял, что играл»: в его исполнении Бендер – хохмач, комедийный герой, а не трагикомическая фигура.

Игорь Горбачев в роли Остапа Бендера, 1966 | Фото: kino-teatr.ru

На экранах зрители впервые увидели Бендера в исполнении Игоря Горбачева – в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев» в 1966 г.

Кадр из фильма *Золотой теленок*, 1968 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Самой классической экранизацией романа Ильфа и Петрова называют фильм «Золотой теленок» Михаила Швейцера. Над сценарием он работал около трех лет и свой замысел объяснял так: « Мы не хотим издеваться над Остапом. Пусть зритель вместе с умным, энергичным, обаятельным героем – может быть, сочувствуя ему, может быть, желая удачи, – пройдет крестный путь друга Уголовного кодекса и вместе с ним убедится, что в конце-то тупик! Ведь это трагедия: жизнь растрачена впустую! ». Роль Остапа Бендера в этой постановке исполнил Сергей Юрский, который говорил: « Счастье, что я сыграл Остапа. Бендер – один из моих любимых образов. Ведь он принес мне известность и любовь зрителей. Я и сам был влюблен в произведение Ильфа и Петрова, в режиссера и актеров. После «Золотого теленка» у меня появилось хобби – стал собирать игрушечных телят и коров ».

Сергей Юрский в роли Остапа Бендера | Фото: kino-teatr.ru

Фрэнк Ланджелла в роли Остапа Бендера | Фото: dubikvit.livejournal.com

Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера | Фото: kino-teatr.ru

В 1971 г. на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «12 стульев», где роль Остапа Бендера сыграл Арчил Гомиашвили. Поиски актеров продолжались очень долго, режиссер выбирал главного героя из 22 претендентов, среди которых были Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Андрей Миронов, Валентин Гафт и другие знаменитые актеры. Поначалу он решил остановить выбор на Александре Белявском, но в паре с Сергеем Филипповым он смотрелся «неавторитетно», и роль досталась 44-летнему Арчилу Гомиашвили, который уже давно играл Бендера на театральной сцене.

Кадр из фильма *12 стульев*, 1971 | Фото: kino-teatr.ru

Андрей Миронов в роли Остапа Бендера | Фото: dubikvit.livejournal.com

Спустя 5 лет свою версию «12 стульев» снял Марк Захаров, который уже на стадии написания сценария знал, что его Бендером станет забракованный Гайдаем Андрей Миронов, а Кисой Воробьяниновым – Анатолий Папанов, который также не прошел пробы в предыдущем фильме. Гайдай очень ревностно относился к новой версии «12 стульев» и называл фильм Захарова «уголовным преступлением». Гомиашвили также не оценил этой экранизации, считая ее «опереточным фарсом».

Сергей Крылов в роли Остапа Бендера | Фото: dubikvit.livejournal.com

Георгий Делиев в роли Остапа Бендера | Фото: dubikvit.livejournal.com

В 1993 г. вышел фильм Василия Пичула «Мечты идиота», снятый по мотивам «Золотого теленка». Здесь Остапа сыграл, наверное, самый необычный из всех претендентов на эту роль – певец Сергей Крылов. В 2003 г. появилась еще одна оригинальная интерпретация романа – фильм немецкого режиссера Ульрике Оттингера «12 стульев», где главную роль исполнил Георгий Делиев.

Николай Фоменко в образе Остапа Бендера | Фото: dubikvit.livejournal.com

В новогоднем мюзикле «12 стульев» в 2005 г. в образе Остапа Бендера предстал Николай Фоменко. А в 2006 г. вышел сериал «Золотой теленок», где главная роль досталась Олегу Меньшикову. На тот момент актеру было уже 46 лет, но его интерпретацию легендарного персонажа критики и коллеги разнесли в пух и прах не по этой причине. Режиссер Татьяна Лиознова говорила: « Это худший из всех Остапов! Новый Бендер слабосильный и какой-то женственный, словно лишенный мужского начала ». С ней соглашался Марк Захаров: « В «Золотом теленке» аморфное и замедленное действие. У Андрея Миронова, Юрского и даже у Гомиашвили была целеустремленность и энергия, которой мне недостает в Меньшикове. Он актер интересный. Но ему нужно помогать, в фильме он брошен в отсутствие жанра. Ему остается только играть какую-то жизнерадостность на пустом месте ».

"12 стульев". Как снимали страстное танго Миронова и Полищук

12 стульев

По воспоминаниям Любови Полищук, съёмки в фильме Марка Захарова "12 стульев" были самыми сложными в её жизни. Вроде как роль маленькая - всего одно танго. Но именно после этой роли актрису заметили. Вот только стоила ей эта слава травмой позвоночника - Миронов дважды уронил Полищук на бетонный пол

12 стульев

Вот как вспоминала эти съёмки Любовь Григорьевна:

"Мы пришли в восемь утра, и до двенадцати нам только поставили танец. Потом мы перекусили и вперед - сниматься. Танец был невероятно сложный - Андрей меня жутко закручивал. Мы были как два акробата. Сначала забыли положить подушки, и Миронов грохнул меня об цементный пол. В полуинвалидном состоянии я продолжала танцевать, но Андрей разбросал уже положенные подушки ногами и снова уронил меня на цемент. Стекло в мизансцене закрепили очень сильно - Миронов меня об него бил, бил - никак не прошибало! Потом, наоборот, слабо закрепили - в результате оторвалась нижняя часть, а верхняя чуть не грохнула на меня - едва успела увернуться! Четырнадцать дублей. Я была вся в синяках, с ободранным телом и в разодранном платье. Ничего сложнее этого маленького эпизода у меня в жизни не было! Я вспоминаю это, как страшный сон. Но зато после этой картины я стала буквально в одну ночь популярной. Если раньше на улице прохожие говорили: "Смотрите, артистка идет!", то потом стали называть мою фамилию, а тем, кто не знал, объясняли: "Ну, это та, которую Миронов башкой об стекло ба-бах! Помнишь?"

Справедливости ради надо отметить, что по воспоминаниям Марка Захарова, никаких бросков на бетонный пол не было. На съёмках этого момента на место падения актрисы был подложен пружинный матрас, а сверху него ещё несколько матов

Читайте также: