Кого играл табаков в 12 стульях

Обновлено: 17.05.2024

Остап Бендер - один из самых популярных персонажей из отечественной литературы, историю о котором экранизировали не один раз. В "12 стульях" и "Золотом теленке" играли абсолютно разные актеры. "Рамблер" рассказывает о лучших из них.

Фото: Кадр из фильма "12 стульев", 1976 Кадр из фильма "12 стульев", 1976

Арчил Гомиашвили

Еще экранизировал роман Ильфа и Петрова Леонид Гайдай в 1971 году. На роль в "12 стульях" он позвал малоизвестного на тот момент грузинского актера Арчила Гомиашвили. В картине его переозвучил Юрий Саранцев, а пел за него Валерий Золотухин. Однако Гомиашвили тоже очень полюбился зрителям и вошел в тройку лучших актеров, сыгравших Остапа Бендера. Вместе с ним в фильме сыграли Юрий Никулин, Савелий Крамаров, Наталья Варлей и другие.

Андрей Миронов

Еще один актер, который посоревновался с Юрский за звание лучшего Остапа Бендера в кинематографе, - Андрей Миронов. Он сыграл в мини-сериале Марка Захарова "12 стульев", который длится пять часов. На тот момент Миронов уже был одним из самых успешных актеров в СССР. Однако вместе с ним в экранизации снялся целый набор звезд советского кино: Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Любовь Полищук, Ролан Быков, Олег Табаков. Картина Захарова моментально стала культовой.

"12 стульев" Гайдая и Захарова и их персонажи

Вдогонку к этой вот статье - про Остапов Бендеров, давайте вспомним и прочих персонажей "12 стульев" . Почему только про "12 стульев" - потому что есть две полноценные, примерно равные по классу и пригодные к сравнению экранизации. В отличие от "Золотых телят".

Поэтому обсуждаем здесь персонажей из фильмов Леонида Гайдая (1971 г.) и Марка Захарова (1976 г.) .

Кто больше похож на книжного, кто меньше, кто вам лично нравится, кто нет - все это прямо-таки приветствую в ваших комментариях. А пока - напишу о своих предпочтениях.

1. Киса , он же Ипполит Матвеевич Воробьянинов, он же Предводитель уездного дворянства, он же гигант мысли, он же отец русской демократии. Вроде бы все титулы перечислила, ничего не забыла? Просто люблю его не меньше, чем Бендера.

Вот он, во всей красе - Киса в исполнении Сергея Филиппова из фильма Гайдая.

А вот конкурент - Воробьянинов от Анатолия Папанова (фильм Захарова).

Как вам кажется, кто лучше передал на экране книжный образ? Что касается меня - я за Папанова. Да и в целом их дуэт с Бендером-Мироновым для меня лучше, чем Гомиашвили и Филиппов. Захаровские герои как два игрока в большой теннис - так складно подают и отбивают, словно в песне, у них взаимопонимание на каком-то космическом уровне.

2. Идем дальше, и видим милейшего отца Федора . Я постаралась, как и в случае с Кисами Воробьяниновыми, сделать гифки с одним и тем же сюжетным действием.

Подбор звёздных персонажей на роли в романе "12 стульев". Продолжение.

Вот и пришло время для продолжения моих "12 стульев". Начало здесь . Одних персонажей я подбирала по внешнему сходству, других -по функционалу, а третьи сами "нарисовались". Как получилось- судить вам.

Лёд тронулся, господа присяжные и заседатели!

Итак, вернёмся к самому началу романа. Помните о мадам Петуховой? Да, место в книге, да и в фильме, Клавдия Ивановна занимает совсем немного. Но она - завязка сюжета. Так что проигнорировать её я не смогла. А кто у нас богатая старушка? Рядом с кем трётся относительно молодой наследник? Ну да, в данном случае он муж, а в книге зять. Но суть дела это не меняет. Наследник есть наследник!

"Голос у нее был такой силы и густоты, что ему позавидовал бы Ричард Львиное Сердце.И, кроме того, что было самым ужасным, Клавдия Ивановна видела сны. Она видела их всегда". Все коллажи в статье мои. "Голос у нее был такой силы и густоты, что ему позавидовал бы Ричард Львиное Сердце.И, кроме того, что было самым ужасным, Клавдия Ивановна видела сны. Она видела их всегда". Все коллажи в статье мои.

Ну, раз уж на то пошло, то и роль Кисы Воробьянинова, охотника за старушкиным богатством, достанется Максиму Галкину. А что? Он из приличной семьи, хорошо воспитан, интеллигентен. И хулиганистая бабушка под боком имеется.

"Ипполит Матвеевич поглядел на тещу сверху вниз. Его рост доходил до 185 сантиметров. С такой высоты ему легко и удобно было относиться к теще Клавдии Ивановне с некоторым пренебрежением". "Ипполит Матвеевич поглядел на тещу сверху вниз. Его рост доходил до 185 сантиметров. С такой высоты ему легко и удобно было относиться к теще Клавдии Ивановне с некоторым пренебрежением".

Кто у нас следующий в очереди по роману? А гробовых дел мастер Безенчук! Туды его, в качель. Тут у меня даже других вариантов не было - Михаил Цивин! Жаль, Безенчук нам без жены был представлен. Дрожжину приткнуть некуда.

"Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог", - фраза из романа Ильфа и Петрова "12 стульев". Ничего личного!.
"Может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?". "Может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?".

Следующий персонаж хоть и "маленький" человек, но места в романе занимает достаточно, чтобы его заметить. Это вечно "синий" дворник Тихон. И такой герой среди наших звездунов "имеется"! Лешка Панин! Наш массовик-затейник.

"Странствуя по свету, словно птица, Преодолевая жизни путь, Изредка, однажды, иногда, как говорится, Я б хотел забыться и заснуть". "Странствуя по свету, словно птица, Преодолевая жизни путь, Изредка, однажды, иногда, как говорится, Я б хотел забыться и заснуть".

Следующий персонаж мне очень нравится. Это Альхен. Он же Александр Яковлевич, он же "голубой воришка". Тут у меня тоже был только один вариант:

Отец Федор: от старичка-боровичка до горячего кавказского мужчины

Ох уж этот комично-трагичный отец Федор, соблазнившийся бриллиантами мадам Петуховой, спрятанными в одном из 12 стульев. Он - персонаж действительно интересный: авантюрен по натуре, бросается в разные предприятия, но, увы, ему катастрофически не везет. Все его попытки на пути стяжательства приводят к таким масштабным и нелепым неудачам, что и говорить об этом - и грустно, и смешно.

В романе мы встречаем отца Федора Вострикова, священника церкви Фрола и Лавра, когда он, впав в искушение, использует тайну, открытую ему на исповеди мадам Петуховой, тещей Ипполита Воробьянинова, чтобы броситься в погоню за бриллиантами. Он и до этого не был образцом добродетели и ценителем жестких принципов. Даже в религию подался не по зову души: отучившись 3 года на юридическом факультете, он испугался мобилизации и решил избежать фронтов Первой мировой таким вот способом.

Всю свою жизнь он мечтал разбогатеть и уйти на покой, обзаведясь своим свечным заводиком, для чего предпринимал различные шаги: варил мыло (но оно не мылилось), разводил кроликов (их не покупали), пытался вывести элитных щенков от собаки Нерки (здесь преградой на пути к обогащению стал порочный пес Марсик). Словом, Фортуна отца Федора не любила, а потому не упускала случая в очередной раз над ним посмеяться. Оттого неудивительно, что в гонке с Бендером он проигрывал еще на начальном этапе, а в результате и вовсе оставил семью без копейки.

"Продала всё осталась без одной копейки… Катя". - письмо от жены Катерины Александровны

И, проведя дни на скале и узрев там царицу Тамару, лишился рассудка. Вряд ли, при таком раскладе, его дальнейшая жизнь была благополучна.

1. "Двенадцать стульев", 1966 год: отец Федор - Рэм Лебедев

Если выбирать в этом телеспектакле из трех актеров, исполнивших роли Бендера , Кисы Воробьянинова и отца Федора, то я бы выбрала последнего. На экране он появляется крайне редко, большая часть его истории выпущена режиссером, оставившим едва ли пару эпизодов, но даже по ним можно судить, как талантлив Рэм Лебедев, у которого получилось не слиться с фоном.

Хотя, безусловно, я сама представляла отца Федора не таким - во всяком случае внешне, он сумел доказать, что и такая интерпретация имеет право на существование. Впрочем, ради одного актера этот фильм смотреть не советую - до зевоты скучный Бендер отбивает все желание.

Отец Федор Востриков (роль исполняет Рэм Лебедев). Кадр из фильма "Двенадцать стульев", 1966 год, реж. Александр Белинский. Отец Федор Востриков (роль исполняет Рэм Лебедев). Кадр из фильма "Двенадцать стульев", 1966 год, реж. Александр Белинский.

2. "Двенадцать стульев", 1970 год: отец Федор - Доминик Делуиз

В версии "стульев", снятой Мелом Бруксом, роль охваченного духом стяжательства отца Федора получил американский комик итальянского происхождения Доминик Делуиз. Видимо, в нем действительно оказались сильны итальянские корни, потому что, сбрив бороду и пустившись в приключения, в начале фильма он стал похож на вах, какого мужчину, точно сбежавшего из всем известной "Кавказской пленницы". Потом, впрочем, Востриков приобрел легкую безуминку в американо-итальянском стиле, что несколько подпортило образ.

Итак, герой здесь по-итальянски экспрессивен, театрален и более изъясняется жестами и мимикой, чем словами, но мне понравился не слишком. Тандему Бендер-Воробьянинов он очень уступает, а, с учетом того, что его сюжетную линию изрядно обрезали, то не совсем понятно, зачем его оставили вообще: потому что, боюсь, логика его присутствия в фильме потерялась где-то по пути.

Сергей Юрский

Сергей Юрский исполнил роль Остапа Бендера в фильме режиссера Михаила Швейцера 1968 года "Золотой теленок". Вместе с ним в картине снялись и другие популярные актеры: Леонид Куравлев в роли Шуры Балаганова, Евгений Евстигнеев, сыгравший подпольного миллионера Корейко, и Зиновий Гердт в роли Паниковского.

Читайте также: