Когда появляется 1 звезда на рождество

Обновлено: 06.07.2024

Традиция украшать елку - вовсе не советская, как думают некоторые, и звезда на елке - не кремлевская, а Вифлеемская. С середины XIX века во всех домах России наряжали елки: сверху водружали Вифлеемскую звезду, внизу устраивали вертеп.

Появление Звезды

Рождение Сына Божьего сопровождалось удивительным небесным явлением – возникновением на небе яркой и необычной звезды. Она шла перед волхвами, указывая им путь к месту, где был Младенец Христос. Вот как об этом повествует евангелист Матфей: « Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему » (Мф. 2:1-2).

Путь звезды был необычен. Она шла вопреки законам природы, с востока на запад, чтобы остановиться над Вифлеемом.

В христианской традиции есть разные мнения о характере небесного светила. Многие сотни лет о его происхождении и природе ведутся споры, высказываются разные гипотезы. Вифлеемская звезда могла быть:
– кометой,
– соединением планет (парад планет),
– новой звездой,
– специально сотворенной особенной звездой,
– ангелом в образе звезды.
Не так важно, чем была эта звезда. Бог говорит с людьми на их языке. Волхвы читают небо, и Бог творит звезду, чтобы она указала им путь.

Но почему эту звезду волхвы сочли знамением рождения Царя в Израиле?

Ответ на этот вопрос дает нам Церковь во второй паремии Рождественского Сочельника из книги Чисел (24: 2-3, 5-9, 17-18).

Благословение Валаама

Попробуем мысленно перенестись на двенадцать веков раньше, к событиям Исхода.

В конце странствия по пустыне израильтяне достигли Моавитских владений и подошли к стенам Иерихона. Царь моавитян послал своих людей к знаменитому тогда прорицателю Валааму с просьбой прийти и проклясть Израиль, чтобы моавитяне смогли одолеть его. Валаам описывается как "муж с открытым оком", слышащий слова Божии и видящий видения Всемогущего (Чис. 24:3–4). Он мог бы стать величайшим пророком Ветхого Завета, но корысть, побуждавшая Валаама торговать своим даром, помешала ему в этом. Вот и сейчас он идет, поначалу желая обогатиться, но Бог вмешивается и принуждает его благословить Израиль:

2 Был на Валааме Дух Божий.
3 И произнес он притчу свою и сказал:
5 как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!
6 расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах;
7 польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его.
8 Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага].
9 Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!

Валаам видит Израиль как оазис в пустыне, как райский сад. И, вместе с тем, он видит и грозную силу, сокрытую в этом народе. Он чувствует среди Израиля присутствие Господа. Прекрасен Израиль как избранный народ Божий. Прекрасен и благословен. Опасно проклинать его!

Но вот взгляд Валлама переносится вдаль, и он видит даже большее:

17 Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.
18 Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою.

Что же он видит? В народе, особо отмеченном Богом, через довольно длительный промежуток времени должен появиться Некто, кто славой Своей будет подобен звезде, и кто при этом будет владеть жезлом, властью. Он должен победить врагов Израиля: моавитян, едомитян.

Так кого же видел Валаам? Сам Господь открывает евангелисту Иоанну: « Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя » (Откр. 22:16). Звезда от Иакова – это прообраз Самого Христа , соединившего в Себе сияние славы Отчей и духовной власти над миром. Воплотившийся Сын Божий будет путеводной звездой для ищущих Царства Небесного, которая в ночи освещает нашу жизнь. Это поняли волхвы, и потому в церковных песнопениях они называются учениками Валаама.

Что для вас означает Рождественская звезда?

Это просто напоминание о празднике, радости? Это точка в пространстве, указывающая на Богомладенца? Это образ того, Кем является Сын Божий - по сравнению со всеми другими "звездами" и "жезлами" этого мира? Вот как отозвался на этот вопрос Борис Леонидович Пастернак.

«Рождественская звезда»

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.

Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры…
… Все злей и свирепей дул ветер из степи…
… Все яблоки, все золотые шары.

Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.

— Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, —
Сказали они, запахнув кожухи.
От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.

На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.
Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.

Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.

Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.

— А кто вы такие? – спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам Обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

В следующий раз мы поговорим, почему волхвы пришли именно в Вифлеем, что особенного было в этом городе.

Попытка № 3: Павел Постышев и елка для детей

Павла Постышева называют «человеком, который вернул народу елку». Он был вторым секретарем ЦК компартии Украины и в декабре 1935 года приехал в Москву на пленум ЦК ВКП(б).

После разговора с И.В. Сталиным на пленуме Постышев опубликовал в газете «Правда» заметку «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».


Об этой истории вспоминал в мемуарах его сын Леонид, ставший позже старшим научным сотрудником Академии общественных наук при ЦК КПСС. «Однажды летом 1935 года отец вдруг произнес странную фразу: “Что-то мы все-таки не додумали…”». Речь, как выяснилось, шла о запрете елки. Павел Постышев рассказал своим детям, «с какой завистью мы заглядывали в окна богатеев, где вокруг наряженной и обвешанной подарками елки водили хороводы буржуйские дети». Постышев отправился в Москву с идеей вернуть праздник детям.

На заметку обратили внимание, праздник вернулся и стал всенародным. Только елку стали наряжать не на Рождество, а на Новый год.

Открытка. 1940-е годы

Перед его отъездом сын Леонид тяжело заболел воспалением легких. Вернувшись с пленума, Постышев сразу же пришел к сыну и поставил на тумбочку возле его постели маленькую елочку, которая «засветилась десятком маленьких стеклянных свечек». Вскоре сын пошел на поправку, а в семье так и говорили, что вылечили его не врачи, а елка.

С тех пор для московских детей массово строили горки и катки, организовывали карнавалы и спектакли. На рынках шла бойкая торговля елками, а в магазинах — новогодними украшениями.









Впервые праздник новогодней елки организовали в 1937-м в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая — красная. Вместе с елкой появился Дед Мороз в длинной шубе, высокой круглой шапке и с посохом в руке. А позже, в 1950-х годах, возникла Снегурочка: образ внучки Деда Мороза придумали писатели Лев Кассиль и Сергей Михалков. Конфеты и фрукты в качестве украшений сменили новые игрушки — пионеры с горнами, пистолеты, игрушечные автомобили, дирижабли, початки кукурузы, спутники, персонажи русских народных сказок. Примерно так елку наряжают до сих пор.

От Петра I до Павла Постышева: кто подарил россиянам традицию наряжать елку

От Петра I до Павла Постышева: кто подарил россиянам традицию наряжать елку

Трудно сейчас представить, но традиция наряжать елку была в России не всегда. Обычай пришел к нам из Германии.

В Сочельник ничего нельзя есть до 1-ой звезды, но во сколько 1 звезда?

  • это была комета
  • случилась вспышка сверхновой
  • в это время в созвездии Рыб соединились несколько планет.

Но какую звезду ждут верующие, чтобы закончить пост?

Где найти Капеллу?

Найти при помощи астеризма Большой Ковш в созвездии Большая Медведицва. Проведите линию через Мегрец и Дубхе и выйдете на Каппелу.

Во сколько появляется первая звезда 6 января?

Мнение церкви и астрономов в этом немного расходятся, точного ответа не удалось получить ни у кого, так как всё-таки любое астрономическое явление по времени надо высчитывать находясь в определённой точке планеты. Один из астрономов высказывался, что примерное время появления первой звезды, именно Каппелы по времени с 17:00 до 18:30. По данным Википедии Прямое восхождение 05ч 16м 41,40с. А вот священнослужители трактуют это так: можно принимать пищу после возвращения из храма в сочельник. Т.е. после службы, а всё по причине того, что если поесть перед службой, тогда ночью в храме вас будет клонить в сон.

По моему личному мнению, получается, что первая звезда взойдёт ближе к прямому восхождению, т.е. примерно 05:16 уже 7 января.

Во сколько 1 звезда, когда в Сочельник можно есть?

Почему надо знать во сколько 1 звезда? Сегодня 6 января, а значит на дворе Рождественский сочельник или Навечерие Рождества Христова, это последний день Рождественского поста, перед Рождеством Христовым 7 января. Именно в Сочельник все православные христиане начинают активную подготовку к наступающему празднику. У всех предпраздничное настроение и не только подготовка к празднику, но и надо постараться накрыть на стол, так как в этот день поститься надо до первой звезды, а далее можно есть

Попытка № 2: Николай I и подарок супруге

Вспомнили об обычае ставить елку в XIX веке в Чудовом дворце в Кремле. В 1817 году женился великий князь Николай Павлович — будущий император Николай I. Чтобы порадовать свою молодую супругу Александру Федоровну, дочь прусского короля, он устроил для нее на Рождество первую в России настоящую елку с украшениями, свечами и развешанными на ветвях сластями и подарками.

Вслед за императором наряжать елку на Рождество стала московская знать — купцы Вишняковы, затем Андреевы. К 1880-м годам елка к Рождеству стала в Москве обычным делом. Их устанавливали не только в домах, но и в школах, учреждениях, на катках, а в игрушечных лавках начали торговать елочными игрушками. В те годы елки нередко украшали мандаринами. Фрукт этот был редким и дорогим в Москве, потому и покупали его по большим праздникам. Правда, традиция ставить елку была в XIX веке преимущественно городской. В сельской местности такое развлечение не было популярным.

За десертным столом. Автор неизвестен. 1900-е годы

Во время Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914 году, елка попала в опалу. В стране началась антинемецкая кампания, и рождественскую традицию наряжать дерево посчитали вражеской. Когда в 1915-м немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой, в газетах это назвали «вопиющим фактом», а Николай II запретил следовать этой традиции.

Открытка. 1900-е годы

"До первой звезды нельзя" Что это означает?

Он известен традицией подавать к столу специальное постное блюдо – сочиво . Собственно, поэтому день и имеет такое название. Сочельник бывает дважды в году – в канун Рождества и в канун Крещения. Связано это с тем, что раньше два этих праздника отмечали в один день

Все мы слышали известное выражение про вкушение пищи в Сочельник : "до первой звезды вкушать нельзя". Давайте разберëмся, что оно означает.

Рождественский сочельник – высшая ступень на пути к празднику. В этот день ааустановлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз – после Вечерни, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть до первой звезды может быть связан именно с этой звездой – свечой. Раньше это богослужение совершалось днем накануне Рождества. Сейчас Вечерня сочельника служится, как правило, утром 6-ого января вместе с литургией.

Таким образом, в наши дни после "первой звезды" можно принимать пищу сразу после литургии, так как эта самая "звезда" уже символически "взошла" в храме в виде свечи во время Вечерни.

Например, в Даниловом монастыре трапеза происходит сразу после литургии 6 января: по времени это либо 11.30, либо 12.00, зависит от того, насколько быстро служит священник, который возглавляет службу.

На трапезе, кроме сочива, подают обычный полный обед, но приготовленный без елея (растителерго масла) :

Салат без масла

Гречку или картошку

Приëм пищи 1 раз в день, ужина нет.

Трапезная Данилова монастыря в Сочельник. Фото автора. Трапезная Данилова монастыря в Сочельник. Фото автора.

Обращаю ваше внимание, что речь идëт о конкретном Уставе конкретного монастыря, в других монастырях и просто приходах храмов могут быть другие традиции трапезы в Сочельник.

Они везде отличаются - где-то значительно, где-то незначительно.

Раньше, когда Вечерню служили ближе к вечеру, действительно, трапезу начинали уже в сумерках, когда на небе появлялись первые звëзды и время появления свещи-звезды в храме на Вечерне и по-факту на небе совпадало.

Времена меняются и Церковь меняется вместе с ними, вне зависмости, нравится нам это мли нет.

Люди, которые особо чтят церковный устав, и сегодня стараются придерживаться традиции приступать к вкушению сочива вечером. А те, кому такая строгость не по силам, просто ограничивают свой дневной рацион ради ожидания Рождества.

Елка под запретом: пострадала за религиозную пропаганду

После революции запрет на елку отменили. Но ненадолго. В 1926 году ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским, а годом позже началась антирелигиозная кампания. Празднование Рождества запретили.

Елку стали считать «дикарским» и «поповским» обычаем, пресса называла ее «религиозным хламом» и «религиозным дурманом» и писала, что именно с нее начинается религиозность детей.

Вместо рождественских праздников тогда стали проводить карнавалы московских комсомольцев с ряжеными попами, монахами и ксендзами. Катки на Патриарших прудах и Девичьем поле были заполнены молодежью, над ними стреляли фейерверки. А выходные дни на заводах и фабриках, в учреждениях и организациях по просьбам трудящихся отменили и сделали рабочими.


Наряжать дома елку стало противозаконно. Рождественские елки наряжали тайно. Главное — не забыть занавесить окна, потому что управдом или дворник мог заметить горящую елочку в окне и доложить о неблагонадежности жильцов.

Попытка № 1: Петр I и его именной указ

Петр I, которому во время заграничного вояжа понравилась эта традиция, своим указом «О праздновании Нового года» от 20 декабря 1699 года повелел считать началом года 1 января. И в этот день в домах и на улицах Москвы «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

Именной указ Петра I. О праздновании Нового года от 20 декабря 1699 года. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Библиотека Архивного фонда Москвы

Украсить свои дома должны были все: и богатые, и бедные — «скудным» людям предписывалось указом поставить хотя бы одно деревце или повесить ветки на ворота. Но подданные указ Петра исполняли не очень охотно. Одной из причин того, что новогодняя елка в России тогда не прижилась, историки называют существовавший в XVII веке обычай обозначать вход в питейные заведения еловыми ветками. Делалось это для неграмотных посетителей, которые не могли прочесть вывеску. Выражение «идти под елку» понималось как «идти в кабак». К тому же народ привык в ночь с 31 декабря на 1 января отмечать не Новый год, а вечер Василия Кесарийского — щедруху, Васильев вечер. В память об этом остался рецепт кесарийского поросенка, которого зажаривали к столу целиком.

О традиции забыли на 100 с лишним лет.

Читайте также: