Когда были созданы ангелы и демоны

Обновлено: 05.07.2024

Мы с детства знаем, что ангелы - это чистые и святые духовные существа, которые любят Бога и служат Ему, помогая людям. Но есть другой тип ангелов, к которым относятся кто-то с негативом, кто-то с жалостью – это падшие ангелы. Падшие ангелы, которые также широко известны как демоны, работают в злых целях, разрушая мир или пагубно влияя на человека.

Ангелы падшие от благодати

Евреи и христиане верят, что Бог изначально сотворил всех ангелов святыми. Однако один из самых прекрасных ангелов, Люцифер (известный как сатана или дьявол), не вернул Божью любовь и решил восстать против Бога, потому что хотел пытаться быть таким же могущественным, как его создатель. Исаия 14:12 Торы и Библия описывает падение Люцифера тае: «Как ты упал с небес, о утренняя звезда, сын рассвета! Вы низвержены на землю, вы, когда-то низвергшие народы!».

Некоторые из ангелов, которых создал Бог, стали жертвой гордого обмана Люцифера. Откровение 12: 7-8 Библии описывает войну, которая происходит на небесах: «И была война на небесах. Михаил и его ангелы сражались против дракона [сатаны], а дракон и его ангелы отбивались. Но он не был достаточно силен, и они потеряли свое место на небесах».

Восстание падших ангелов отделяло их от Бога, заставляя их падать от благодати и попадать в грех. Разрушительный выбор, который сделали эти падшие ангелы, исказил их характер, что привело их к злу. «Катехизис католической церкви» гласит в пункте 393: «Именно необратимый характер их выбора, а не недостаток бесконечной божественной милости, делает грех ангелов непростительным».

Как много падших ангелов?

Падших ангелов не так много, как верных ангелов. Согласно еврейской и христианской традиции, около трети от общего количества ангелов, созданных Богом, восстали и впали в грех. Святой Фома Аквинский, известный католический богослов, сказал в своей книге «Сумма Теологии»: «Верных ангелов больше, чем падших ангелов. Ибо грех противоречит естественному порядку. Теперь то, что противостоит естественному порядку, встречается реже или реже, чем то, что соответствует естественному порядку».

Злые ангелы от природы

Индусы верят, что ангельские существа во вселенной могут быть добрыми (дэвами) или злыми (асурами), потому что бог-создатель Брахма создал «жестоких и нежных существ, дхарму и адхарму, истину и ложь». Священное Писание «Маркандейа Пурана», стих 45:40.

Асур часто почитают за силу, которой они обладают, чтобы уничтожить, так как бог Шива и богиня Кали разрушают то, что было создано как часть естественного порядка вселенной. В священных писаниях индуистских Вед гимны, адресованные богу Индре, показывают падших ангельских существ, олицетворяющих зло.

Только верные

Люди некоторых других религий, которые верят в верных ангелов, не верят, что падшие ангелы существуют. В исламе, например, все ангелы считаются послушными воле Божьей. В 6-м стихе Корана («Тахрим»), глава 6, говорится, что даже ангелы, которых Бог назначил контролировать души людей в аду, не отступают (от исполнения) заповедей, которые они получают от Бога, но выполняют (точно) что им приказано.

Согласно исламу, самый известный из всех падших ангелов в популярной культуре - сатана - вовсе не ангел, а джинн (другой вид духа, обладающий свободной волей и созданный Богом из огня как в отличие от света, из которого Бог создал ангелов).

Люди, которые практикуют духовность Нью-Эйдж и оккультные ритуалы, также склонны считать всех ангелов добрыми, а не злыми. Поэтому они часто пытаются наколдовать ангелов, чтобы попросить их о помощи в получении необходимого для жизни, не беспокоясь о том, что любой из ангелов, которых они вызывают, может быть злым и сбить их с пути.

Люди грешат из-за искушения падших ангелов

Те, кто действительно верят в падших ангелов, говорят, что эти ангелы искушают людей грешить, чтобы попытаться соблазнить их от Бога. В третьей главе Бытия Торы и в Библии рассказывается самая известная история о падшем ангеле, искушающем людей грешить: в нем описывается сатана, предводитель падших ангелов, являющийся змеем и говорящий первым людям (Адаму и Еве), что они могут быть «как Бог» (стих 5), если они съедят плоды с дерева, от которого Бог велел им держаться подальше для собственной защиты. После того, как сатана искушает их и они не подчиняются Богу, грех входит в мир, повреждая каждую его часть.

Библия предупреждает, что падшие ангелы иногда притворяются святыми ангелами, чтобы заставить людей следовать их указаниям. 2-е Коринфянам 11: 14-15 Библии предостерегает: «Сам сатана маскируется под ангела света. Поэтому неудивительно, что его слуги также маскируются под слуг праведности. Их конец будет тем, чего заслуживают их действия».

Люди, которые становятся жертвами обмана падших ангелов, могут даже отказаться от своей веры. В 1-м Тимофею 4: 1 Библия говорит, что некоторые люди «откажутся от веры и будут следовать обманчивым духам и вещам, которым учат демоны».

Работа злых ангелов

Некоторые из проблем, с которыми сталкиваются люди, являются прямым результатом падших ангелов, влияющих на их жизнь, считают некоторые верующие. В Библии упоминается много случаев, когда падшие ангелы причиняли людям душевные и физические страдания (например, в Марка 1:26 описывается, как падший ангел жестоко трясет человека). В крайних случаях люди могут стать одержимыми демоном, нанося вред здоровью их тел, умов и духов.

В индуистской традиции асуры получают счастье, причиняя боль и даже убивая людей. Например, асура по имени Махишасура, которая иногда выглядит как человек, а иногда как буйвол, любит терроризировать людей как на Земле, так и на небесах.

Вмешательство в Божью работу, когда это возможно, также является частью злой работы падших ангелов. Тора и Библия повествуют в 10-й главе Даниила, что падший ангел задержал верного ангела на 21 день, сражаясь с ним в духовном царстве, пока верный ангел пытался прийти на Землю, чтобы донести важное послание от Бога пророку Даниилу. Верный ангел открывает в 12-м стихе, что Бог сразу же услышал молитвы Даниила и назначил святого ангела ответить на эти молитвы. Однако падший ангел, который пытался вмешаться в данную Богом миссию верного ангела, оказался настолько могущественным, что в стихе 13 говорится, как Архангел Михаил должен был прийти, чтобы помочь в битве. Только после того, как духовная битва закончилась, верный ангел мог завершить свою миссию.

Падшие ангелы не будут мучить людей вечно, говорит Иисус Христос. В Евангелии от Матфея 25:41 в Библии Иисус говорит, что когда придет конец света, падшим ангелам придется идти к «вечному огню, приготовленному для дьявола и его ангелов».

Ставьте палец вверх, если вам понравилась статья. А также приглашаем вас подписаться на наш канал , чтобы видеть в ленте больше интересного о религии.

Сотворение ангелов, их миссия и отношения с человеком

Начало грехопадению положил ангел, символом которого в Библии является змей, искушавший Еву. Поэтому, прежде чем мы сможем до конца понять мотивы и процесс происходившего, нам нужно больше узнать о самом ангеле.

2.1. Сотворение ангелов, их миссия и отношения с человеком

Все в творении, включая ангелов, было создано Богом. Более того, Бог сотворил мир ангелов прежде, чем что-либо другое. В библейском рассказе о сотворении мира (Быт. 1:26) — «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» — употребляется множественное число. Причина этого не в том, что, как считают многие теологи, в данном отрывке подчеркивается сущность Бога как Троицы, а в том, что Он обращается к ангелам, которые были созданы до появления человека.

Бог сотворил ангелов, чтобы они, как слуги, помогали Ему создавать Вселенную и заботиться о ней (Евр. 1:14) . В Библии упоминается множество случаев, когда ангелы действуют во имя исполнения воли Бога. Ангелы сообщили Аврааму о большом благословении, данном ему Богом (Быт. 18:10) ; ангел возвестил Марии о зачатии Иисуса (Матф. 1:20; Лук. 1:31); ангел расковал и освободил из темницы апостола Петра (Деян. 12:7-10) и т.д. В Откровении (22:9) ангел называет себя «сослужителем» (т.е. слугой), а в Послании к Евреям (1:14) об ангелах говорится, что «они суть служебные духи». Более того, многие места в Библии могут служить подтверждением того, что ангелы были созданы, чтобы поклоняться Богу и восхвалять Его (Отк. 5:11; 7:11).

Давайте теперь поговорим об отношениях между ангелом и человеком с точки зрения принципа творения. Поскольку человек был сотворен как ребенок Бога и должен был владычествовать над всем миром творения (Быт. 1:28) , ему было предназначено владычествовать и над ангелами. В Библии сказано, что у человека есть власть судить ангелов (1 Кор. 6:3) . Многие люди, способные общаться с духовным миром, могут видеть ангелов, служащих святым в раю.

Беседа об ангельском мире

8 апреля (26 марта по ст. стилю), в отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Церковь празднует собор Архангела Гавриила. Для нас это повод задуматься об ангельских силах и их значении в нашей жизни. Мы ведем беседу с кандидатом богословия, доцентом Сретенской духовной семинарии, доцентом СПбГУ диаконом Владимиром Василиком.

Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в. Фрагмент
Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в. Фрагмент
— Дорогой отец Владимир, поздравляем вас с праздником архангела Гавриила. В этот день хотелось бы услышать ответы на некоторые вопросы, связанные с ангельским миром. Когда, по мнению Церкви, были сотворены ангелы Божии?

Блаженный Августин, в частности, считал, что под «небом» боговидец Моисей разумеет мир ангельский, а под «землей» — мир вещественный. Подобная точка зрения была естественной с точки зрения неоплатонической перспективы — представления о первичности идеального, невещественного и вторичности вещественного. Вот как святитель Григорий Богослов размышляет о Божественной благости, стремящейся к тому, «чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее»: «Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое наполнено Словом и совершено Духом. Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир — вещественный и видимый. » [1] .

Конечно, в такой перспективе существовала опасность представления о том, что ангельские силы едва ли не собезначальны Богу, но святые Отцы властно пресекали ее возможность. Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Ангелы, господства и власти, хотя и прияли некогда свое начало, однако же уже существовали, когда сотворен был сей мир» [2] . Святые отцы отрицали также какое-либо соучастие ангелов в творении. Именно поэтому некоторые из них допускали, что ангелы были сотворены в процессе создания мира. Такого мнения держался, в частности, блаженный Феодорит. Он считал, что ангелы сотворены одновременно с созданием вещественного мира, т. к., согласно его утверждению, они «ограничены местом», т. е. пространством. Последнее же возникло в то же время, что и вещественный мир. Однако блаженный Феодорит не настаивает на своем мнении. «Говорю же сие, — пишет он, — не утвердительно, ибо смелым признаю утверждать решительно, о чем не говорит в точных словах Божественное Писание» [3] .


Весьма оригинальна точка зрения латинского богослова святителя Викторина Петавского. С одной стороны, он считает, что Бог «сотворил ангелов, как и человека, после завершения Своих дел, чтобы они не могли претендовать на то, что были Его помощниками в Его деяниях во время сотворения мира» [4] . С другой, что они были сотворены прежде всех земных тварей, т. е., вероятно, на четвёртый день вместе со звёздами. Ангелы обладают первенством во времени их творения по отношению к человеку, поскольку духовное должно быть прежде земного, «a свет — раньше неба и земли» [5] . И, тем не менее, не ангелам Бог покорил вселенную, а человеку. С другой стороны, не все ангелы, согласно святителю Викторину, были сотворены в четвертый день. Некоторые из них были созданы в первый день и соответствуют временным первопринципам мира: «Хранителями 24 часов являются ангелы, которые старше и прочих ангелов, и человеков», и подразумевается, что они созданы в первый день творения: «Как я уже упоминал, день содержит в себе число 12, разделен на две части: двенадцать часов дня и двенадцать часов ночи. Ибо в течении этих часов подсчитываются месяцы и годы, периоды и эпохи. Поэтому, без сомнения, установлено ради этого числа, а именно часов, двенадцать ангелов дня и двенадцать ангелов ночи. Это, действительно, двадцать четыре свидетеля дней и ночей, которые сидят перед престолом Бога с золотыми венцами на головах, которые в Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна называются старцами, по той причине, что они непохожи (буквально “другие”) на ангелов и людей» [6] .

Несомненно лишь одно: весь ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,— все Им и для Него создано» (Кол.1:16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства, власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Одноименный трактат, известный под именем Дионисия Ареопагита, говорит о том, что небесная иерархия состоит из девяти чинов — серафимов, херувимов, престолов, господств, сил, властей, начал, архангелов и ангелов. Высшие чины, по словам автора трактата, передают божественный свет низшим чинам, а те — людям. Иерархия создана для того, чтобы небесные силы заботились друг о друге и о людях. В завершение отметим, что весомым аргументом в пользу того, что ангелы сотворены до появления людей, является рассказ об искушении сатаной под видом змия первых людей.

— Тут как раз возникает вопрос: а кто такой сатана и откуда взялись бесы?

— Естественно, зло не имеет самостоятельного источника бытия. Собственно говоря, зла как самостоятельной сущности нет, а есть лишь искажение добра. Замечательно сказал один старец: «И бесы по существу своему не злы, а злы лишь в той мере, в какой они не суть». Соответственно, бесы это — «беглые» ангелы, точнее — ангелы-предатели, изменившие своему Творцу и Благодетелю Богу, своеобразные коллективные иуды.

«Коноводом» в их предательстве явился сатана. Слово «сатана» означает противник, супостат, противник на суде. Достаточно странными являются попытки некоторых ученых назвать его «противоречащим», так сказать, оппонентом Бога.

Кем был сатана до своего грехопадения? — Лучше всего об этом сказал святой пророк Иезекииль: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все,, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:13-15).

В чем же состояло беззаконие этого «помазанного херувима», который носил имя Люцифер (Светоносец), или Денница? — В зависти к Богу и властолюбии, желании поставить себя выше Его. Вот как об этом говорит святой пророк Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: “Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”». (Ис.14:12-13). Сатана смог увлечь за собой треть ангелов Божиих, именно так толкуются слова Откровения о том, что Дракон своим хвостом смел с неба третью часть звезд. И в этот решающий момент против Люцифера выступил верный Архангел, который воскликнул: Кто как Бог (Кто подобен Богу)? Поэтому он и получил имя «Михаил» (по еврейски Ми ка Эль — кто как Бог?). Он смог повести за собой верных ангелов на духовную войну против сатаны и его споспешников. Об этой битве повествует Откровение: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9). И об этом же говорит святой пророк Исаия: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: “Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой”» (Ис.14:15-16).

— В связи с низвержением демонов встает вопрос, могут ли они покаяться.

— Не могут. И не с точки зрения Божественной благости, а с точки зрения собственной развращенности. По учению святых Отцов, демоны настолько закоренели во грехе, что назад им возврата нет. В связи с этим можно напомнить один случай, происшедший до революции. Одного священника вызвали отчитывать бесноватого, и ему удалось вызвать беса на прямой разговор. Злой дух с похвалой рассказывал о битве между сатаной и архангелом Михаилом: «Сам господин дрался». Священник ему заметил: «Что пользы? Вы связаны в аду и будете мучимы на Суде». Бес ответил: «Это еще нескоро будет». Священник ему посоветовал: «Ты обратись ко Господу, покайся». Бес ответил: «Он меня не примет». Священник стал его убеждать, что Бог может простить всех. В ответ бес гордо ответил: «Ни за что. Мы еще поборемся с Ним».

Исцеление Гадаринских бесноватых. XIV в. Фрагмент фрески
Исцеление Гадаринских бесноватых. XIV в. Фрагмент фрески
Догматический ответ дает преподобный Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении Православной веры»: «Ангел неспособен к покаянию потому, что бестелесен. Человек же получил покаяние ради немощи тела» [7] .

— а можно ли молиться за бесов?

— Лучше всего об этом говорит преподобный Варсонофий Оптинский: «Исаак Сирин — единственный святой, который молился о бесах. Но как молится? Можно молиться, чтобы Господь уменьшил их муки, ослабил по неизреченной Своей милости. Затем, что можно святому великому, того нельзя нам. Все птицы высоко летают, но выше всех орел; подобно орлу святой Исаак парит между святыми. Нам же молиться за бесов опасно.

Знаю одну начальницу общины. Она молилась за бесов. Я предостерегал ее. Она не послушалась и продолжала. Вскоре бесы стали являться ей и благодарить за молитвы о них. Последствием всего этого было то, что она пала с одной сестрой своей общины однополым грехом, стали заниматься спиритизмом с этой же сестрой. Конечно, обе они ушли из общины. Смотрите, как же плохо она кончила».

Иными словами, нельзя поддаваться ложной жалости к бесам и молиться за них, не имя для этого духовных сил. Добавим, что и за людей не всех можно молиться. Можно привести пример из сравнительно недавнего прошлого. В 1920-х годах один монах Новоафонского монастыря вздумал было молиться за В.И. Ленина. Он едва остался в живых и в здравом уме: ночью к нему явился Ленин (или бес в его обличье) и стал душить, приговаривая: «Я просил тебя за меня молиться? Ты зачем мучаешь меня?»

— А есть ли у бесов, как считают многие, власть над миром?

— Нет у них никакой власти над миром. В заклинательных молитвах при Святом Крещении говорится дьяволу: «Убойся. Изыди и познай свою силу, ниже на свиниях власть имущую».

— А почему тогда дьявол именуется князем мира сего?

— Вернемся к благим ангелам. Почему они не могут упасть?

Как учат святые Отцы, ангелы уже не могут упасть, потому что, в отличие от человека, они самоопределяются единожды и свой выбор сделали еще до появления человека. Неизменность их выбора засвидетельствована Священным Писанием, в котором нет ни одного примера того, чтобы ангелы изменили направление своей воли. Напротив, все Священное Писание говорит о неизменности их произволения. Например, в 102-м псалме: «Благословите Господа вси ангели Его, слуги Его, творящие волю Его услышати глас словес Его». Вот что говорит преподобный Иоанн Дамаскин: ангелы «неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, — не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» [8] . Иными словами, по благодати, данной им и по их привязанности к ней, Ангелы не могут пасть.

Отроки в пещи Вавилонской с ангелом.
Отроки в пещи Вавилонской с ангелом.
— Откуда берется ангел-хранитель?

— Естественно, он не рождается с нами. Искони ангелам вверено служение охранять человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел — спутник Товии, о котором рассказано в книге Товита.

Ангелы могут охранять целые народы, о чем сказано в книге Второзакония: «Всевышний поставил пределы народов по числу ангелов Божииих» (Втор.32:8. Текст дается по Септуагинте и Славянской Библии). Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, они «оберегают области земли и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом» [9] . «Сии умы, — пишет святитель Григорий Богослов, — прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему. » [10] . В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греческого и персидского царств (Дан.10:13-21). В Откровении Иоанна Богослова говорится об Ангелах семи Малоазийских Церквей. На основании этого некоторые отцы Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов и др.) утверждали, что ангелов-хранителей имеет каждая христианская Церковь. «Вас печалит, — обращается святитель Василий к пресвитерам Никопольской Церкви, — что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами ангел — блюститель Церкви» [11] .

Фактом ветхозаветного и новозаветного откровения является то, что ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.33:8) В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10).

И естественно, что ангел-хранитель переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.

В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути. И да поможет нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.

Мир веры. Об Ангелах и демонах

Иллюстрация Доре

Иллюстрация Доре Точно так же как-то совершенно забыты у нас наши Ангелы Хранители, к которым у нас нет настоящего правильного отношения. Лица, совершающие долг ежедневной молитвы, быть может, по утрам и вечерам читают помещенные в молитвенник утреннюю и вечернюю молитвы Ангелу Хранителю. Но нет к нему того пламенеющего рвения, той неперестающей о нем мысли, которая так могла бы помогать людям в духовном их деле.

Когда верховный из Ангелов возмутился против Бога и в безумии своем задумал низвергнуть вечный Престол и самому воцариться на место Бога, предводитель Сил Небесных Архистратиг Михаил собрал вокруг себя легионы Ангелов, оставшихся верными Богу, низвергнул сатану с полчищем его в преисподнюю и с тех пор постоянно поражает его своим огненным мечом. Неукротимый в ненависти, непримиримый в злобе, неистощимый в лукавстве, сатана не перестает вновь и вновь устремляться на Престол Божий, вновь и вновь отражаемый светлыми Ангелами.

Побеждаемый тут, сатана со своими слугами ополчается на верных Богу людей, стараясь оттеснить от Бога и духовно погубить всякого из великого Божия наследия — рода человеческого. И для помощи в этой лютой борьбе ко всякому из нас приставлен добрый Ангел Хранитель.

Вера в Ангела Хранителя распространена у всех христианских народов и внушала художникам полные высокого смысла картины. Как прекрасны, например, изображения известного немецкого художника Плокгорста, который то представляет Ангела у окна дома, вносящего душу младенца, который сейчас в этом доме родится; то Ангела, склонившегося над колыбелью спящего младенца и овевающего его своими белоснежными крыльями; то Ангела, хранящего двух детей, которые рвут цветы на краю пропасти и которых Ангел удержит в нужное мгновение от падения во сне.

Но еще лучше та картина, которая изображает город, там, глубоко внизу, объятый мраком, и летящего средь звездного неба тихого Ангела с душой человеческой в объятиях. Эта картина совпадает с чудесными словами нашего Лермонтова. Поэт в своем стихотворении «Ангел» достиг высшей красоты, доступной поэзии. Можно сказать, что тут человеческое замолкло и звучит только одно Божественное и вечное:

По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

Душа поселилась в твореньи земном,
Но чужд был ей мир. Об одном
Она все мечтала, о звуках святых,
Не помня значения их.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Ангел из иконы Благовещения. Византия, первая четверть XIV века.

Ангел из иконы Благовещения. Византия, первая четверть XIV века. Да, душа слышала эти песни, которые напевал ей Ангел Хранитель, неся ее на землю для мира печали и слез, и запомнила их; и память об этой песне не дает ей удовлетвориться ничем земным. Она тоскует на земле, как в несродной ей области, полная отдаленных, смутных, но в то же время и сильных воспоминаний о рае и райских садах.

Эта ангельская песня, которую вспоминает душа на земле в своей земной жизни, наполняет душу тем святым беспокойством, которое не дает ей удовлетвориться ничем тленным, земным, переходящим, которое заставляет ее тосковать по вечной отчизне. Но отчего мы не задерживаем для себя раздавшийся нам так давно звук этой песни, отчего мы на протяжении всей нашей жизни вообще не внимаем Ангелу Хранителю, который без конца готов продолжить для нас эту песню?

Этой песне внимали святые, когда, завороженные ею, они разом рвали со всем миром, чтобы жить на земле жизнью бесплотных. Этой песне внимали те мученики, которые с улыбкой предавали себя на невыносимые пытки. Этой песне внимают и ею счастливы все те, кто творит на земле Божию волю.

Так вот, нам надо возобновить близкое общение с забытым нами Ангелом и, прежде всего, понять все значение его для нас.

Верую в Ангелов, наших блюстителей,
Полных участья к нам, полных любви.
Промысла Божьего кротких свершителей,
Демонских замыслов зорких рушителей,
Коим вверяем мы тайны свои.

В жизнеописаниях святых рассказывается, что многие из них видали Ангелов, плачущих у входа в те дома, где охраняемые ими люди предавались бешенству страстей. Если вспомнить, как в это время скорбные Ангелы со слезами молятся Богу о помиловании тех людей, за которых Христос лил свою кровь и которые своими делами вновь распинают Христа, если мы подумаем о том, какими опасностями мы со всех сторон окружены, если мы вспомним, как легко, при горячем и безумном спехе нашей жизни, в больших городах быть раздавленным на улице, попасть в крушение железнодорожного поезда, погибнуть на воде, мы поймем, как нужны нам тогда такие чудные Хранители.

Среди рассказов о печальных грандиозных железнодорожных катастрофах, случившихся недавно в России, передавали, что некоторые люди, которые должны были ехать на роковых поездах, каким-то необъяснимым стечением обстоятельств на них опоздали и через то уцелели. Не Ангелы ли Хранители придержали их за руку от того, чтобы пустить в смертоносный поезд?

Тяжек труд Ангела, приставленного к земному человеку, который делает его ближайшим свидетелем всех своих беззаконий и мерзостных падений. Ангел увлекает человека в храм. Человек же идет к нечистому развлечению; Ангелу хотелось бы поднять человека на молитву, а он предается кутежу; Ангелу хотелось бы вложить в уста его кроткие и добрые слова, а он произносит слова нечистые и враждебные; Ангелу хотелось бы видеть человека праведным, а человек представляет собой сплошной грех.

Мы не можем видеть всего усилия борьбы, которую ведут Ангелы за охрану человека. Но мы должны были бы часто в жизни своей чувствовать, что есть кто-то чудный, внушающий нам благие решения, увлекающий нас к добру, когда злая плотяная сторона существа влечет нас в обратную сторону. И в верующих людях, ищущих Бога, Ангелы обыкновенно и побеждают.

Постараемся представить себе отрадную картину. Мир спит. Спят и труженики, во славу Божию проработавшие изо всех сил весь день; спят и ленивцы, которые по беспечности своей не исполняют заповеди Христовой о том, чтоб есть хлеб, политый трудовым потом. Спят и труженики, и празднолюбцы. Спят и люди, на грязные забавы бросавшие заработок дня, и люди, употребившие наследственные средства на то, чтобы заглушить память о небе в таких забавах.

Все спит: и дети, и взрослые. Не спят лишь их Ангелы. Склонившись у изголовья этих людей, объятых отрадными видениями или томящихся тяжелыми и грешными сновидениями, они воссылают к Богу за этих людей, старых и малых, праведников и отчаянных грешников, свою чистую молитву к Богу. И если бы у человека просветлел его взор и он мог бы окинуть разом вселенную, как чуден был бы по всей вселенной вид этих небожителей, волею Бога посланных на землю, волею Божиею творящих за порученных им людей свою неусыпную молитву.

Многие люди у нас, даже из верующих, вообще сомневаются в личном существовании бесплотных духов того или другого порядка — демонов или Ангелов. Но убеждение в существовании их составляло веру всех решительно поколений. Так, у многих народов в их народных сказаниях есть та же легенда, что так проникновенно изложил Гёте в своем «Фаусте», — легенда о человеке, который продал сатане свою душу за известные земные выгоды.

Один из глубочайших и своеобразнейших русских мыслителей последнего времени, так много сделавший для привлечения внимания общества к религиозным вопросам, до него почти совершенно этим обществом заброшенных, Владимир Сергеевич Соловьев, был полон убеждения в личном существовании духов злобы и духов добра, потому что сам он их видал совершенно реально.

Однажды к Оптинскому старцу Амвросию пришел священник, который сомневался в личном существовании духов, но не решился высказать старцу своего сомнения. По прозорливости своей отец Амвросий без слов увидал эти его сомнения и решил на деле убедить священника в том, чего он не мог принять без доказательств. Отец Амвросий на несколько минут закрыл свои глаза, и тогда священник увидал, что весь воздух кельи до тесноты наполнен страшными призраками. Он весь задрожал и похолодел. Сомнению не было места. Отец Амвросий ему тогда сказал:

— Видел, батюшка, — отвечал священник.

И все было сказано.

Ангел приности пищу пророку Илии. Иллюстрация Доре

Ангел приности пищу пророку Илии. Иллюстрация Доре Духам злобы нечего делать там, где люди исполняют и без того то, что этим духам так желательно: изменяют Богу. Он может с сочувствием смотреть на таких людей, но нет места его работе там, где его работу за него добровольно производят сами люди. Его цель иная. Его цель — оттеснить от Бога людей, которые к Нему тяготеют душой, людей, которые знают сладость духовной жизни, людей, которые могут жизнью своею прославлять Бога и увлекать к Богу иные души. Сокрушить праведника, тонким искушением довести его до соблазна, растлить душу, благоухающую праведностью, довести ее до отчаяния, отвести ее совершенно от Бога и сделать своим игралищем чистое Божье дитя — вот какою целью задается враг.

Там, где готов вспыхнуть живой очаг веры, пламенеющий костер благодати, там демон употребляет все усилия, чтобы этот костер погасить. И вот почему страшный натиск выносят от демона люди, которые вступают на высшие пути совершенства. Если отшельничество, ведущее к неразрывному, ничем не смущаемому соединению с Богом, к погружению души в существо Божие возводит человека на духовную высоту, сообщает душе благодатную силу, то можно себе представить, как ненавистен должен быть этот путь демону. И мы видим, что нет того подвижника, который, вступая на этот путь, не подвергался бы величайшим нападкам и страхованиям от сатаны.

Великие древние отцы египетских пустынь, наш преподобный Сергий и его последователь, великий старец Серафим Саровский — все они терпели лютые нападения. Демон являлся им во всевозможных видах. Им казалось, что келья их рушится, они слышали страшный хохот, рев и вой: «Уходи отсюда». Старца Серафима сатана подымал на высоту и сбрасывал его вниз. По собственному признанию старца, однажды в отместку за душу, которую старец молитвами своими вырвал из его когтей, сатана вырвал из тела старца кусок живого мяса. Эта борьба страшная, всю силу и ужас которой знают только те люди, которые сами ее на себе пронесли.

Наконец, диавол, отовсюду подвижником побежденный, воздвигает на него страшнейшее из испытаний, так называемую «мысленную брань», когда человеку, все для Бога оставившему, начинает казаться, что Бога совершенно нет, и хульные помыслы, один другого ужаснее, овладевают им. Но это последнее из испытаний, и за ним начинается благодатная чудотворная тишина.

Будем верить в наших блюстителей, кротких Ангелов, и им доверим защиту нас от нападок общего нашего и их врага.

Научи меня молиться,
Добрый Ангел, научи!
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи;

Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!

Дай моей молитве крылья!
Дай полет мне в высоту!
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!

Неповинных, безответных
Дай младенцев чистоту
И высокую святую
Нищих духом простоту!

Дай стряхнуть земные узы,
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог:

Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу:
Смерть, бессмертие и Бог!

Читайте также: