Кино с мальчиком как он видел этого призрака

Обновлено: 04.05.2024

Потусторонние силы издревле вмешивались в жизнь людей, а особенно часто людям являлись призраки или привидения умерших людей. Все они задержались в нашем мире неслучайно: кто-то отказывается принять факт своей смерти и живет, как будто ничего не изменилось, а кто-то понимает, что не может покинуть этот мир из-за незаконченных дел. Но и те, и другие всегда пытаются выйти на связь с людьми, найти посредника между собой и миром живых. У каждой мертвой души есть свои причины преследовать людей, и порой эти причины далеко не безобидны. Нет ничего удивительного в том, что люди всегда боялись появления призраков – мало ли что на уме у непредсказуемой эфирной субстанции. В этом разделе мы собрали фильмы про призраков: какие-то из них очень смешные («Топпер», «Призрак едет на Запад»), а какие-то заставят сердца замирать от страха («Корабль-призрак»). Смотрите подборку лучших фильмов про призраков на нашем сайте онлайн, бесплатно и без регистрации.

Рецензия «Афиши» на фильм «Двойная жизнь Чарли Сан-Клауда»


3 Религиозно-спортивный праздник для любителей Зака Эфрона

Актеры





Все отзывы о фильме Шестое чувство


Только детский психолог собрался отпраздновать повышение, как в дом врывается голый маньяк и стреляет психологу в живот. Год спустя доктор привязывается к восьмилетнему Коулу, у которого что-то с головой. Доктор признается мальчику, что пытается спасти не его, а в его лице - того, голого. А мальчик признается доктору, что постоянно общается с мертвецами. Помочь другому сможет только один из них. Кассовая сенсация прошлого года, побившая все рекорды (кроме новых "Звездных войн"), - зрелище малоприятное. Сделано с убежденностью, что в кино главное - знать, на какие кнопки жать. Расчет простой. "Общество мертвых поэтов" под одной крышей с "Секретными материалами".

Лучшие отзывы о фильме «Шестое чувство»


Эталонный триллер, шикарная мистика. Практически каждый будет просто шокирован концовкой, и будет сопереживать этому мальчёнке, как родному. Было очень страшно, благо реально страшных момента всего пару. Шикарное кино на все времена.


Это фильм об одном маленьком несчастном мальчике. Он всё время видит мертвецов. Ещё он видит умершего психиатора, который хочет разгадать его тайну. Мальчик мучается, терзается. ему видятся покрытые кровью женщины, мужчины, девочки/, мальчики. Кстати, он играет очень хорошо. Мало того, он ещё ходит в школу, где все его дразнят. Мать не может себе найти места от мучений своего маленького сына. Ну, в общем смотрите. Фильм вышел уже давно. В !999 году. Не буду спойлером.


Данная картина запомнилась мне тем, что Брюс Уиллис предстал здесь в необычном для него амплуа. Мистический психологический триллер, с интригой до самого финала, держит зрителя в напряжении. Жутковатый и, бесспорно, классный фильм.


Актёрский состав подобрался поистине впечатляющий. И впечатляющий не столько звёздными именами, сколько актёрской игрой. Брюс Уиллис, что и говорить, предстаёт перед нами в неожиданном амплуа, демонстрируя своё умение не только спасать мир, но и играть сложные драматические роли. Этого как-то не ждёшь, тем приятнее такая неожиданность. Но для меня главной звездой фильма стал Хэйли Джоэл Осмент. Он настолько естественен, необычен и многогранен, что даже слов нет. Одно могу сказать точно — Осмент с лёгкостью переигрывает своих старших коллег по цеху, мгновенно приковывая к себе внимание с появлением в кадре. И как ни вспомнить Тони Коллетт, которая являет собой некий островок любви, преданности и дружбы, затерянный в холодном и враждебном мире.

И не могу не отметить Джеймса Ньютона Ховарда, чья музыка не просто украшала весь фильм, но и являлась одной из лучшей его составных частей, создающих непередаваемую атмосферу страха, отчаяния и надежды.

Душещипательная драма о юноше, который днем работает на кладбище, а вечерами играет в бейсбол с привидением своего маленького мертвого брата

Фильм Двойная жизнь Чарли Сан-Клауда


Лучшие отзывы о фильме «Двойная жизнь Чарли Сан-Клауда»


9 Глубоко христианский, сложный, философский и временами невыносимо тяжёлый фильм.

Отношения между старшим и младшим братом - это совместные достижения и победы; драки и ссоры; игры и прогулки вместе. Эти отношения совсем не похожи на отношения между родителями и детьми. Здесь забота друг о друге совмещается с тумаками по поводу и без; любовь и дружба образуют гармоничную связь. Здесь нет той отеческой строгости или материнской нежности. Здесь есть что-то совсем другое. Брат - это брат. И это звучит очень гордо.

С первых минут понимаешь, насколько теплые между братьями отношения. Напряженность гонки, стремление к победе, слаженность действий Чарли и Сэма - они вместе достигают новую высоту - вместе выигрывают гонку на парусниках, занимая первое место. Кубок, медали, вспышки фотоаппаратов, восхищенные болельщики, раздраженные и подавленные соперники. Осознание зрителем столь крепкой связи между братьями особенно сильно ударяет по чувствам в момент трагедии. В этот момент сжимается сердце. Бесконечная сила Случая. Доли секунды играют колоссальную роль. Удар. Машина летит в сторону. Падение. Догорающая последние секунды жизнь. Тишина.

А потом. Чувство боли. В сердце, в душе. Называйте как хотите. Боль от потери. И чувство вины. Всепоглощающее и разъедающее чувство вины. "А если бы я не поехал! А если бы чуть раньше. Или позже. А если я мог бы всё изменить. Я выжил, а он - нет!" Именно чувство вины и невозможности чего-либо изменить режут как нож по сердцу. Бессилие рвёт Чарли на части. Как дальше жить? Трагедия ломает жизнь, изменяет все планы и, кажется, рушит всё будущее. Подавленность и хаос, кажется, берут своё.

Игра актеров прекрасна. Их глубокие чувства и ощущения читаются по глазам, по жестам и мимике. Фильм ярок и временами даже вызывает добрый смех. Игры с призраком умершего брата. Катание и валяние друг друга в грязи, полеты с радиоуправляемым самолётиком. Хочется улыбаться, правда сквозь слёзы. Ощущение временности и эфемерности всей этой чертовой жизни, где грань между существованием и смертью стерты практически до нуля. И эти чувства, лейтмотивом пролегающие через весь фильм, неподвластные никаким испытаниям и тяжбам.

5 лет. "Я обещаю!" - Чарли со слезами на глазах прощается, в последний раз прощается со своим братом. Сэм совсем, безвозвратно уходит из его земной жизни. Последняя встреча, самая долгая, когда каждая секунда словно тяжелый молот ударяет по мозгу. Эти 5 лет эрзаца, эта невозможность что-то изменить. И желание жить дальше, проститься с прошлым, но не забыть главного: "я твой брат". И что даже после смерти ты им остаёшься. Ведь остаётся связь. Остаётся любовь. Остаются воспоминания.

После просмотра фильма приходится вновь пересмотреть подзабытые и немного отодвинутые в сторону ценности. Глубоко задуматься. И просто послать к черту все мелкие, ещё 95 минут назад казавшиеся большими, проблемы, и в очередной раз порадоваться тому, что вот они - мои близкие - живые и здоровые. А остальное - даже, кажется, безнадежное - решится. Да поможет нам всем святой Иуда.


Рухнувшие надежды

В итоге по мере просмотра мое настроение все ухудшалось и портилось, пока окончательно не сошло на минус. Скажу так: материал, который подсунули режиссеру оказался второго сорта. Главное же зло я думаю, таилось ещё в первоисточнике (я про книгу, по которой снимали фильм). А дальше по возрастающей все пытались вытянуть фильм от сценаристов до режиссера с актерами. Только спрашивается, зачем они, вообще взялись за это мертвый и призрачный груз?

Разбор полетов

Подробнее о фильме

Сказать мне спасибо


7 На что ты потратишь свой второй шанс: "Двойная жизнь Чарли СанКлауда"

Встречая в описании фильма строчки "снят по роману-бестселлеру" невольно начинаешь задумываться - а когда это США стала самой читающей страной, да еще такой, что в какую книгу не ткни - попадешь в бестселлер. С "Чарли СанКлаудом" и вовсе произошло странное - за права экранизировать роман соревновались три киностудии, причем тогда, когда роман еще не вышел. Впрочем, фильм получился хорошим, добрым и красочным. Кажется, именно такими должны быть детские фильмы - интересными, но заставляющими задуматься.

Чарли - лучший яхтсмен прибрежного городка, выигравший все мыслимые и немыслимые соревнования. Получив стипендию для обучения в Стэнфорде, он дает обещание своему брату тренироваться с ним до самого отъезда в университет, но позже они оба попадают в автомобильную аварию. Чарли по воле случая выживает, а вот брат - нет. В день похорон Чарли начинает видеть призрак своего брата и, не желая отпускать прошлое, вместо университета каждый вечер встречается с ним. Так происходит до тех пор, пока Чарли не встречает девушку, которая таинственно исчезает, как только у них начинают возникать отношения. В этот момент Чарли и понимает, что имел в виду парамедик, спасший его после той самой аварии - он должен использовать шанс, который дала ему жизнь.

Вообще, это хорошая сказка для взрослеющих детей и взрослых, не желающих расстаться с детством. Сэм, брат Чарли, олицетворяет прошлое, с которым не хочется расставаться, а сам фильм - путь взросления, настоящего превращения из подростка во взрослого человека, понимающего, что прошлого не изменить, а будущее - запросто. Чарли после смерти брата устраивается на кладбище - отличная карьера для спортсмена, получившего стипендию университета. Он между собственной жизнью и жизнью в прошлом выбирает второе и, кажется, делает это не столько из-за данного обещания, сколько из-за чувства вины.

К сожалению, я не читал книгу и не могу сравнить ее с фильмом, но это тот случай, когда не очень-то важно, хорош ли первоисточник, или нет. Вспомните хотя бы "Форреста Гампа", который имел очень опосредованное отношение к оригинальному роману, но это не помешало стать ему одним из величайших фильмов, снятых в Голливуде. "Чарли СанКлауд", конечно, не дотягивает до эпохального среза американской жизни, но тоже очень неплох - за два часа экранного времени зрителю очень наглядно показываются все плюсы и минусы решений, принятых отдельно взятым молодым человеком. Фильм не дает ответа на вопрос "а как правильно?", он лишь показывает один из вариантов развития событий. Ведь жизнь - не игра, где все подчинено линейному сюжету.

Мне кажется, что в этом фильме очень хорошо подобраны актеры. Главную роль сыграл звезда "Классных мюзиклов" и "Папе снова 17" Зак Эфрон - настоящая икона для школьников. Девушку, с которой знакомится главный герой, играет звезда молодежных комедий Аманда Крю, а маму Чарли - Ким Бейсингер. Само действие проходит на фоне пейзажей, которые просто не могут быть такими красивыми - наверняка команда фильма поиграла с цветокоррекцией.

Несмотря на кажущуюся простоту сюжета, в фильме спрятан весьма забавный перевертыш, и за два часа не становится скучно - милая сказка, которая временами зставляет улыбаться, а иногда и выдавливает слезу.

Вердикт: хороший подростковый фильм про взросление и принятие решений. Для ориентира можно использовать " Городок Семетери " - тоже неплохой фильм о подростках, правда, рассчитанный на более взрослую аудиторию.

Любимое кино. Шестое чувство


Детский психиатр работает с маленьким мальчиком, но никак не может вызвать его на откровенный разговор, чтобы понять, почему пациент странно себя ведет и порой пугает окружающих знаниями, которых у него просто не может быть. Наконец врачу удается достучаться до мальчишки, и тот со слезами на глазах признается: «Я вижу умерших людей… Я встречаю их повсюду, как обычных людей. Они не видят друг друга. Они видят только то, что хотят видеть. Они не знают, что они умерли».

Многие авторы триллеров стараются придумать для своих картин неожиданные сюжетные ходы, но мало кому удается застать публику врасплох. Особенно если это кино для взрослых, знакомых с обычными сценарными фокусами зрителей. Такую аудиторию трудно впечатлить. Однако когда режиссеру это удается, он вправе надеяться, что успех у него в кармане, и вдохновляться примером М. Найта Шьямалана. В 1998 году это имя мало кто знал, а год спустя о голливудском индийце услышал весь мир, когда в прокат вышел его блестящий паранормальный триллер «Шестое чувство».

Если бы кто-то нарочно попытался придумать творца, которого бы увлекла история о ребенке между двух миров, он бы, наверно, сочинил биографию Маноджа Неллиятту Шьямалана, предпочитающего называть себя «М. Найт Шьямалан», чтобы не слышать, как американцы коверкают его настоящее имя.

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Кадр из фильма «Шестое чувство»

В самом деле, Манодж родился в Индии, но вырос в Америке, понимал родительский южноиндийский язык малаялам, но разговаривал по-английски, болел за бейсбольные, а не крикетные команды, но всегда знал, что в полной мере «своим» для американцев не будет никогда. Неудивительно, что, когда он презрел семейную традицию и стал не врачом, а режиссером, его дебютная картина «Молитва в гневе» (1992) была полуавтобиографическим полотном об американском индийце, который ненадолго возвращается на родину и приобщается к культуре предков.

Для мейнстримной публики это было слишком личное, слишком частное кино, но и «элитных» зрителей «Молитва» не увлекла. Критики писали о ней, что от фильма несет откровенной «голливудчиной», неожиданной для фильма индийца об Индии. Странного, впрочем, в этом ничего не было. Шьямалан для съемок «Молитвы» вернулся в Индию, но душой остался в Америке – в мире мейнстримного голливудского кино, к которому он хотел принадлежать, хотя и боялся себе в этом признаться (как и положено студенту школы искусств Нью-Йоркского университета, он «официально» мечтал о карьере выдающегося артхаусного творца).

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Второй фильм Шьямалана «Пробуждение» был уже не индийской, а американо-ирландской трагикомедией о десятилетнем католике, который после смерти деда пытается узнать, есть ли Бог и попал ли его дедушка в рай. Те, кто сподобился это кино посмотреть, оценили его сравнительно высоко, но зрителей у «Пробуждения» было еще меньше, чем у едва замеченной «Молитвы». Потому что та часть американской публики, которая всерьез интересуется религиозным кино, предпочитает, чтобы фильмы о христианстве снимали христиане, а не индуисты, использующие чужую религию для отражения собственных духовных исканий (Шьямалан был настолько религиозен, что в первый день работы его жена на глазах у всей группы провела индуистскую церемонию освящения съемочной площадки). Прочие же зрители обычно держатся подальше от лент, напоминающих им, как давно они не были в церкви.

Промахнулся Шьямалан и с выбором студии. После завершения съемок глава Miramax Харви Вайнштейн отстранил режиссера от монтажа и сам подготовил ту версию фильма, которая в 1998 году, через три года после «отключения» Шьямалана, попала в кинотеатры. Индиец был в ярости. Он пришел в кино, чтобы создавать кино, а не поставлять отснятую пленку для чужих монтажеров.

М. Найт Шьямалан на съемочной площадке фильма «Шестое чувство»

М. Найт Шьямалан на съемочной площадке фильма «Шестое чувство»

Понятно, решить, что он должен написать блестящий сценарий, было куда проще, чем в самом деле это сделать. Хотя призраки и привидения с детства занимали и пугали Шьямалана (он никогда не оставался у школьных друзей на ночь, потому что боялся духов из чужих домов), первые черновики «Шестого чувства» были скучными и шаблонными, начисто лишенными вдохновения. Ничего из того, что для них было сочинено, в окончательную версию фильма не вошло.

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Наконец, когда после трех неудачных попыток Шьямалан выдавил из себя все навязшие в зубах хоррор-шаблоны, он решил танцевать от собственного детства и сделать главным героем маленького мальчика, который повсюду видит призраков, потому что наделен особым даром, делающим его особо чувствительным к потустороннему миру. Поначалу парнишка боится привидений и пытается от них спрятаться, но постепенно он осознает, что может им помочь. Соответственно, фильм, начавшись как триллер и даже хоррор, по ходу действия перерастает в душевную психологическую драму о преодолении трудностей в общении – между мальчиком и его мамой, между психиатром и его пациентом, между мужем и женой и так далее.

Это уже было что-то, с чем можно было работать. Но сценарию еще нужен был козырь, внезапный и впечатляющий сюжетный поворот, который бы сперва поразил продюсеров, а затем критиков и зрителей. И Шьямалан то ли сам нашел решение (как он утверждает), то ли подсмотрел его в детской телевизионной хоррор-антологии «Боишься ли ты темноты?» (1990-1996), где в третьем сезоне была серия, в которой главный герой, на протяжении эпизода общавшийся с призраком погибшей девушки, в финале узнавал, что он сам тоже мертв – просто забыл о своей гибели.

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Даже если Шьямалан позаимствовал свой «неожиданный сюжетный ход» у сценаристов шоу для подростков, нельзя сказать, что он просто у них списал. 25-минутная серия «Ты боишься темноты?», в сущности, сводилась к финальному откровению, и в остальном она была скучной и слабой. «Шестое чувство» же – сложная, многогранная и захватывающая история, в которой кульминационное «Ой, я уже давно мертв!» – лишь вишенка на торте. Хотя и весьма вкусная и эффектная вишенка.

Имея в своем распоряжении такой сильный, на его взгляд, козырь, Шьямалан творчески раскрепостился, и над последующими версиями сценария он работал с большим вдохновением. Хотя ему все равно понадобился десяток черновых вариантов, чтобы наконец создать текст, который можно было показывать продюсерам.

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Это был довольно наглый ход, однако он сработал. Студия New Line столь впечатлилась сценарием, что предложила два миллиона долларов, а президент Disney Pictures Дэвид Фогель перебил ставку конкурентов и пообещал два миллиона долларов за сценарий, 500 тысяч долларов в качестве режиссерского гонорара и гарантию того, что Шьямалан не будет уволен или отстранен, если впишется в расчетный бюджет в 14 миллионов долларов (весьма скромный для 1998 года). Поскольку у Вайнштейна в то время был режиссерский контракт с Шьямаланом еще на два фильма, продюсер согласился отпустить постановщика к диснеевцам за несколько процентов от прибыли будущей картины (заставить Шьямалана экранизировать «Чувство» на Miramax Вайнштейн не мог, так как контракт распространялся только на режиссуру, и в случае творческого конфликта индиец мог продать текст другой студии).

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Фогелю это решение вскоре стоило его поста, поскольку у Walt Disney Studios в то время были финансовые проблемы, и боссы компании пытались «резать косты». На фоне принимаемых жестких решений «царский» контракт со Шьямаланом, начинающим творцом с двумя провалами за плечами, казался откровенной растратой, и он стал последней соломинкой, приведшей к увольнению продюсера. Тем не менее контракт с режиссером все же не был разорван – студия довольствовалась тем, что продала права на фильм компании Spyglass Entertainment и оставила себе лишь часть прав на доходы от проката. Интересно, какие ругательства студийные финансисты позднее вспомнили, когда узнали, сколько «Чувство» собрало в кинотеатрах?

Кадр из фильма "Шестое чувство"

Кадр из фильма "Шестое чувство"

В то время как Шьямалан был вне себя от счастья, Брюс Уиллис был вне себя от ярости и разочарования. В 1997 году актер работал над романтической комедией о стареющем хоккеисте под названием «Бродвейский драчун», и страсти на съемочной площадке накалились настолько, что Уиллис (не только исполнитель главной роли, но и продюсер) уволил постановщицу Ли Грант и еще нескольких ведущих создателей фильма. Что именно между ними произошло? Трудно сказать, учитывая, что в таких случаях каждая сторона старается выставить себя в выгодном свете и опорочить противников. Но для нас сейчас важен не процесс, а результат – проект «Бродвейский драчун» был закрыт, а Уиллис, чтобы компенсировать Walt Disney потраченные на фильм средства, согласился сыграть в двух диснеевских лентах за гонорары в 10 миллионов долларов вместо его обычных в то время 20 миллионов.

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Кадр из фильма «Шестое чувство»

«Шестое чувство» было среди диснеевских сценариев, которые Уиллису предложили, и актер сразу же загорелся ролью психолога Малколма Кроу. Далекий от суперменства разговорный драматический образ в оригинальной и занимательной ленте – о чем еще мог мечтать Уиллис, уставший от боевиков?

Естественно, участие суперзвезды тут же раздуло бюджет до 40 миллионов долларов и поставило участие Шьямалана под вопрос. Ведь Уиллис, только что уволивший постановщицу, мог настоять и на «отлучении» Шьямалана, чтобы не ставить судьбу проекта в зависимость от режиссера-неудачника. Но индиец пошел на риск ради суперзвездного имени в титрах. И хотя поначалу Уиллис и Шьямалан в самом деле цапались, актер постепенно проникся уважением к постановщику и позволил ему довести фильм до премьеры.

Роль главного героя, маленького Коула Сира, была предложена Лайаму Эйкену из мелодрамы 1998 года «Мачеха», но мама актера отказала продюсерам, так как сочла, что парнишке еще рано играть в фильме с постоянным упоминанием смерти и покойников. Пришлось устраивать масштабное прослушивание, и Хейли Джоэл Осмент, ранее сыгравший в «Форресте Гампе», сразу обратил на себя внимание Шьямалана, когда явился на студию не в джинсах и футболке, а в костюме с галстуком. 10-летний мальчик выглядел как человек, который очень серьезно относится к своей работе, а постановщик искал именно такого маленького подчиненного. Хотя, конечно, Осменту все же пришлось сыграть сцену, и роль он получил лишь тогда, когда Шьямалан увидел, что прилежание парня не исчерпывается готовностью нацепить галстук и что Хейли настолько хорош, что умеет плакать по команде, и может заставлять плакать тех, кто слушает реплики Коула в его исполнении.

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Кадр из фильма «Шестое чувство»

В отличие от своего будущего миниатюрного партнера, австралийка Тони Коллетт подошла к прослушиванию спустя рукава. В то время она была поглощена работой на Бродвее, и Колетт даже не удосужилась целиком прочесть сценарий (она сделала это лишь перед самым началом съемок). Тем не менее актриса все же получила роль Линн Сир, растящей Коула матери-одиночки.

Прочие экранные вакансии распределились так. Англичанка Оливия Уильямс из «Академии Рашмор» изобразила жену персонажа Уиллиса, а маленькая Миша Бартон из «Луговых собачкек» сыграла Киру – девочку-покойницу, являющихся Коулу. Наконец, старший брат Марка Уолберга Донни Уолберг перевоплотился в Винсента, бывшего пациента Малколма, которому доктор не смог помочь.

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Кстати, слово «перевоплощение» тут не фигура речи. Актер несколько недель сидел на жесткой диете, чтобы сбросить почти 20 килограммов и казаться измученным и изможденным. И все это ради пяти минут на экране! Чего не сделаешь, чтобы обратить на себя внимание продюсеров…

Хотя работа связала с Шьямалана с Лос-Анджелесом, он остался жить в родной Филадельфии и убедил продюсеров «Шестого чувства» организовать там съемки. И действительно, трудно было придумать лучшее место действия для фильма о потусторонней реальности, чем один из старейших американских городов, где в центре на каждом шагу здания, в которых могли бы жить привидения.

На съемочной площадке фильма «Шестое чувство»

На съемочной площадке фильма «Шестое чувство»

Для студийной работы голливудцы сняли старый городской Общественный центр, обычно принимающий концерты и спортивные состязания. В его стенах было выстроено семь декораций, и это было куда более активное использование огромного здания, чем в 1989 году, когда в этом Общественном центре была снята одна из масштабных боксерских сцен «Рокки 5». Также Шьямалан активно снимал на городских улицах и в нескольких достопримечательностях Филадельфии (в частности, в церкви Святого Августина, построенной в середине XIX века), и сейчас при желании «Шестое чувство» можно использовать как путеводитель по городу.

Строительство декораций и выбор зданий и улиц для съемки были лишь первым пунктом в режиссерском плане по нагнетанию атмосферы ужаса. Последнее для «Шестого чувства» было исключительно важно, поскольку в сценарии не было бегающего за героями маньяка с топором и прочих сюжетных ходов, автоматически создающих хоррорное настроение. Соответственно, атмосферу надо было нагнетать за счет операторских и декораторских решений, а также (и прежде всего!) за счет тревожной музыки и пугающих звуковых эффектов.

На съемочной площадке фильма «Шестое чувство»

На съемочной площадке фильма «Шестое чувство»

Объясняя опытному композитору Джеймсу Ньютону Ховарду («Красотка», «Беглец», в будущем – «Кинг Конг» и «Темный рыцарь») его художественную задачу, Шьямалан говорил, что зрителям должно казаться, будто за спинами героев бродит невидимый зверь, который в любую минуту может на них броситься. По этой же причине основным компонентом многих спецэффектных шумов было человеческое и животное дыхание. Режиссер хотел, чтобы зрители почувствовали, каково это – жить с шестым чувством, в постоянном присутствии призраков.

Когда работа над фильмом подходила к концу, о «Шестом чувстве» писали, что 40-миллионная картина, вероятно, соберет 70-80 миллионов, окупит расходы и быстро сотрется из зрительской памяти. Но первый же массовый показ продемонстрировал, что журналисты недооценили ленту, известную им лишь по пресс-релизам и интервью с ее авторами. В конце сеанса никто из зрителей не хлопал, не кричал и не свистел. Студийные чиновники сочли, что это признак провала, но Шьямалан знал, в чем дело – публика была потрясена до глубины души. В первую очередь, конечно, финальным сюжетным поворотом, но также и всем прочим, что творилось в «Шестом чувстве».

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Когда 2 августа 1999 года, на излете летнего блокбастерного сезона, «Шестое чувство» вышло в прокат, знание Шьямалана подтвердили бухгалтеры. Фильм пять недель продержался на первой строчке американского бокс-офиса и собрал в мире более 670 миллионов долларов.

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Кадр из фильма «Шестое чувство»

В начале следующего года лента была отмечена шестью номинациями на «Оскар» (лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий, лучший актер второго плана (Осмент), лучшая актриса второго плана (Коллетт) и лучший монтаж), а Шьямалан за свой сценарий удостоился «Небьюлы», престижной награды Ассоциации авторов фантастики и фэнтези. Но для мейнстримного блокбастера сотни миллионов прокатных долларов были, конечно, важнее призов. Ведь именно они, а не номинации на «Оскар» в будущем позволили Шьямалану остаться в профессии, когда он начал один за другим выпускать все более слабые фильмы.

Что до ключевой фразы Коула «Я вижу умерших людей», то она вскоре стала популярной шуткой и частой мишенью для пародирования и перевирания. Последнее случилось и с фильмом в целом – его отсутствие самоиронии и наивная сентиментальность как будто требовали, чтобы над картиной изгалялись на все лады.

Тем не менее, когда пересматриваешь «Шестое чувство» и особенно сцену, в которой Коул сквозь слезы раскрывает психиатру свой секрет, смеяться не хочется. Пародии пародиями и шутки шутками, а «Шестое чувство» и сейчас настраивает на драматический лад и заставляет сопереживать мальчику, на плечах которого ноша, непосильная даже для взрослых. Почему? Потому что Шьямалан снял жанровый шедевр – кино настолько удачное, что никакие чужие зубоскальства и позднейшие промахи самого творца не могут этот художественный успех отметить.

Читайте также: