Киберпанк это что субкультура

Обновлено: 18.05.2024

Киберпанк. Модное в наши дни слово, особенно в компьютерной и околокомпьютерной среде. Однако, как ни странно, практически никто не может внятно и членораздельно сформулировать, в чем же состоит суть этого явления. В ответ на прямо заданный вопрос абсолютное большинство людей начинают мычать нечто нечленораздельное, и в итоге выдавливают всегда одно и то же: "Ну: это: "Матрица", хакеры:". Самые просвещенные еще умудряются вспомнить Гибсона. И все. Обидно, согласитесь. Одним словом, давно пришло время провести этакий культурологический ликбез, чтобы хотя бы само слово осознанно произносили.

Киберпанк - что это, когда это появилось? Слово, говорят, появилось в 80-ом, в одном научно-фантастическом журнале, издаваемом Айзеком Азимовым. Ввел его в обиход редактор журнала, некий Гарднер Дозуа. Сам он, правда, не претендует на авторство и говорит, что подобрал словечко "где-то на улице". Кроме того, был Брюс Стерлинг и авторы "его круга", которые писали техно-фантастику и тоже вполне могли изобрести данный термин. Да мало ли кто - писателей, журналистов, критиков в Америке и тогда было полно, и сейчас хватает. А после появления персоналок и сетей, буйного роста Силиконовой Долины и индекса NASDAQ - термин явно носился в воздухе. Главное не то, кто его выдумал, а то, что жизнь в него вдохнул, конечно, великий гуру Уильям Гибсон в своем бессмерт-ном романе "Нейромант". Роман вышел в 1984 году, отсюда и начинается отсчет эры "киберпанк". Хотя в самом "Нейроманте" (как и в прочих романах Гибсона) это слово не встречается ни разу, однако оно там "незримо присутствует" и именно оттуда, вернее, из критических статей об этом переломном для фантастики, а может, и всей литературы 80-х, романе, пошло гулять по свету. При этом, конечно, Гибсон не является единственным киберпанк-автором. Их много - некоторые начинали вместе с ним - Рукер, Ширли, Суэнвик и Стерлинг. Технические новшества, возникшие в современном обществе, не могли не повлиять на его контркультуру. Киберпанк был всего лишь литературным отображением этого явления, которое можно наблюдать и в наши дни.

Итак, в чем же суть самой идеологии этого культурного течения? Слово состоит из двух частей - "кибер" и "панк". "Кибер" означает продвинутую технологию, желательно, но не обязательно имеющую отношение к компьютерам и Интернету. Это могут быть мозговые импланты, гнезда по всему телу, устройства для выхода в виртуальную реальность, изощренные механические или клонированные протезы любых органов, от глаз до селезенки, суровые генетические разработки. Кроме того, это могут быть ИскИны - искусственные интеллекты, живущие в киберпространстве. Но их может и не быть. Главное, чтобы присутствовали cutting-edge технологии и вторая составляющая часть названия - "панк". Что это такое, объяснять, конечно, не нужно, но в данном конкретном случае придется. "Панк" в этом литературном течении значит то, что главными героями являются маргиналы всех мастей: хакеры, бомжи, воры, проститутки, наемные солдаты, скупщики краденного, авантюристы, шпионы. Не верите? Смотрите сами в таблице:

Вот эта-то смесь из городских низов и высоких технологий и дает в итоге столь модный сегодня стиль. Еще одна особенность - почти во всех киберпанковских романах герои принимают наркотики. Разную синтетическую дрянь. Причем все поголовно - от глав корпораций до последних бродяг.

Второй важный аспект киберпанка - взаимоотношения живых и искусственных существ. И тут предвестником современного киберпанка оказывается, не смейтесь только, всем известная сказка о Буратино. "История о деревянном человечке, кукольном театре, людях, презирающих кукол, и людях, поддерживающих кукол, кажется мне литературной матерью киберпанка: искусственные существа, обладающие волей, силой духа, эмоциями, разумом, способные на преданность, любовь, самопожертвование, рассматриваются людьми как низшая каста только потому, что являют собой произведение человеческих рук. Они вынуждены бежать, чтобы защитить свою любовь, драться, чтобы добиться права на свободу, и истекать жидким кислородом (или исходить деревянными стружками), чтобы доказать, что их искусственное происхождение не делает их хуже людей." (с) Линор Горалик.

И напоследок: особенность классического киберпанка - не только его "фирменная" мрачность. Произведения этого жанра не заканчиваются "голливудским" хэппи-эндом. Как правило, в них вообще нет четко очерченной концовки в духе "хорошие парни победили плохих и ушли, обнимаясь". Напоследок всегда остается некоторая недосказанность - читателя (зрителя) заставляют размышлять дальше самостоятельно.

Все что нужно знать о Киберпанке

С конца 90-х, вплоть до 2013, общий культурный жанр Киберпанка для меня вроде как существовал, но находился в одной лодке с тем же Стимпанком, Миддлпанком, Сандалпанком и другими производными захватившими практически все возможные направления от ретрофутуризма и фентезийных, до неофутуризма и совсем узких направлений, как то Аэропанк и Силкпанк. И если сам киберпанк, как полноценный жанр в нескольких видах искусств все это время не так чтоб сильно отвечал текущим веяниям, то что говорить о его производных ? Сразу хочу отметить свою минимальную вовлеченность в культурные тренды, что никак не мешает их оценивать, по-простецки делая срез на том уровне, который доступен мне. Следовательно, цель этой жанровой персоналии не в навязывании мнений, а об ознакомлении с вопросом и неких субъективных мыслишек.

Думаю, вполне очевиден ответ на вопрос, почему эта тема вылезла (для меня) из тени только недавно. Во всем виновата CD Project RED, которая так же, в свое время, открыла для меня мир Ведьмака и погрузила на долгие, долгие часы. До первого тизера Cyberpunk в 2012 году, я интересовался жанром только в отношении артов. !! По запросу в гугле "киберпанк арты" есть такое количество визуального контента, что просмотреть их все - забей. Элементы киберпанка, конечно же, в большем объеме вплетены в современную культуру, поэтому как обособленный жанр антиутопического настроения он встречается не очень часто (хотя это спорное заявление, если брать во внимание только кино). Предугадывая потенциал CDPR, я, и без Е3-шного ролика возложил на Cyberpunk 2077 процент доверия обратно-пропорциональный желанию зачищать "знаки вопроса" на островах Скеллиге. Делать предзаказы, в отношение остального, не в моем стиле, но кроме РДР2, это единственная игра, которой я готов заплатить фулл прайс за какой нибуть "супер делюкс голд спешл едишн плюс сизн пасс" заранее. И для этого мне не нужны геймплейные ролики, обещания Кичиньского, и сравнении графики. Со стороны - это конечно же глупость, однако есть в этом мире вещи, которые найдут место в твоем виш листе просто потому что. Ну и, как это для меня случилось перед Ведьмаком 3, я хочу создать для себя максимально глубокий уровень бэкграунда, погрузиться в кибер-спейс, зарядиться некой новой для себя энергией, и конечно же to find a new fucking experience.

Для начала нужно выяснить откуда ноги растут. Уверен, что большинству известно имя Айзека Азимова, дедушка с мощнейшими бакенбардами, который кроме всего прочего - крутой фантаст, автор тех самых трех законов робототехники, автор великолепной гепталогии "Фундация". Так вот, он издавал фантастическое издание "Amazing Stories", где печаталась практически вся тогдашняя фантастика, обычно в виде рассказов и коротких повестей. в 1983 году выходит рассказ "Киберпанк" от писателя-фантаста Брюса Бэтке, который, не очень-то считает себя писателем. Рассказ не имел ничего общего с прилагательными жанра кроме панка и компьютеров, однако словечко зацепилось за другого писателя-фантаста (уже настоящего) Брюса Стерлинга, который и обозначил его в границы новообразованного поджанра. (Что не совсем истина, которую я обозначу ниже). Если описать киберпанк в двух словах, причем касаясь любых его проявлений - то это сай-фай-нуар-антиутопия. Просто, да ? Золотые годы пришлись на восьмидесятые, начало девяностых, а потом жанр как бы начал смешиваться с действительностью, от чего стал менее востребованным. Как и в любой другой жанровой культуре - есть определенный костяк, сообщества которые как могут поддерживают эти направления, но массовой или трендовой культурой сегодня, киберпанк уж ни назвать.. (Собственно вплоть для Е3 2018). С 1983 года как минимум, а то и раньше существует несколько этапов развития этого направления, для которой именно литературное всегда задавало эдакий вектор, однако, с появлением игры такого масштаба, эта направляющая видимо сместится в сторону игры. Конечно Cyberpunk 2077 не первая попытка возродить тему, с начала 10-х делают много ремейков на подобную тематику как в кино, так и в играх, но такого резонанса как-то не случалось, чаще по причине высокого уровня говняности оных. Для примера - "Вспомнить Все" "Трон: Наследие" "Призрак в доспехах" "Судья Дредд" "Робокоп". Из игр могу выделить только Deus Ex, хотя это 100% посткиберпанк, конечно если я правильно понимаю разницу между ними.

Киберготы: как смешение стилей породило новую субкультуру


Как вы уже поняли, сегодня мы будем вас знакомить с субкультурой киберготов. Правда, увидеть киберготов сегодня вы сможете только в клубах на тематических вечеринках или на каких-нибудь косплей фестивалях. Но кого это волнует).

Как появились киберготы?


Впервые термин «кибергот» был употреблён в 1988 году компанией по производству ролевых игр Games Workshop в их игровой серии: «Dark Future». Аналитики утверждают, что это было ни что иное как маркетинговый ход на волне популярности киберпанка: издатели соединили между собой два разноплановых направления (готика и научная фантастика) с целью охватить еще большую аудиторию.


И, учитывая новую специфику, на их выступления начали тянуться любители потусить, т.е. уже рейверы. Это было каким-то балансом между мрачностью и яркостью, ассоциируемой традиционно с рейвами, дискотеками. Очень странная смесь, но именно эта эстетика прижилась. А вот музыка — нет. Это было несколько лет экспериментов. Именно реально экспериментов, потому что каждая из этих групп делала что-то совершенно «своё».

К 2005 году, наверное, а может и раньше всё окончательно загнило и эти группы уже никто не вспоминал, но они дали толчок — имидж и идея уже были придуманы, эстетика всем нравилась, это было ново и круто. Вот только не стало музыкальной подоплёки. И тут сюда вливаются риветхеды. Индастриал, а конкретнее постиндастриал, EBM, и тому подобное. Танцевальные стили постиндастриала. У этой музыки не было какой-то своей субкультуры или организованного движения. Были риветхеды, но опять же их даже трудно назвать субкультурой, т.к. индастриал не жанр, а колоссальная совокупность жанров. Киберготов же интересовала как раз та часть постиндастриала, которая была наименее популярна у индастриальщиков-риветхедов — танцевальная!

Киберготы, рейверы и риветхеды: элементы стиля

Западная молодёжь конца 1980 – начала 1990-х гг. активно экспериментировала с различными субкультурными стилями. Одними из предшественников киберготов стали грэйверы (готические рэйверы). Рэйвами с 1988 г. стали называться массовые дискотеки и клубные вечеринки, на которых исполнялась электронная музыка в стиле техно и эйсид-хаус. Для внешнего вида рэйверов было характерно использование флуоресцентных красок и искусственных материалов (винил, пластик, латекс). Киберов можно обнаружить в клубах, где они танцуют под: транс, d’n’b, техно, dark electro, индастриал и т. д.

Еще одной субкультурой, оказавшей влияние на киберготику, была индустриальная субкультура (industrial), приверженцы которой также называют себя риветхедами или риветами. Мужчины обычно коротко стригутся и носят защитные очки – гоглы, черные брюки или камуфляжные штаны, высокие тяжелые ботинки или сапоги, респираторы, индустриальная символика (значки биологической, радиоактивной опасности). Именно постиндустриальная сцена сегодня в большей степени ассоциируется с киберами.

В результате синтеза символов, норм и ценностей возникают киберготы, рассматриваемые чаще всего как направление или течение в рамках готической субкультуры (хотя киберготы так не считают). Таким образом данный синтез рассматривается как синкретическая молодежная «постсубкультура», смешение стилей.

Внешний вид киберготов

Также в гардеробе кибер-гота присутствуют сварочные очки, респираторы, металлическая фурнитура. Нередко присутствуют элементы милитари-стиля, часто используются знаки радиоактивной и биологической опасности, биохазард. Пирсинг также приветствуется.

Экстремальный макияж и не менее экстремальная обувь делают стиль кибер-готов неприспособленным для повседневного использования.

Дреды могут быть сделаны из искусственных волос, толстых пластиковых лент, пряжи и более экзотических материалов, таких как компьютерные кабели, полосы из пены и трубчатый Крин. Дреды, сделанные из искусственных материалов, могут быть выполнены во многих стилях. Они могут переплетаться между собой или возможен вариант, когда один цвет переходит в другой (транзисторные дреды).

В качестве обуви в основном используется армейская обувь, высокие ботинки на толстой подошве с обилием ремешков, заклепок и т.д. Облегающие черные или фольговые виниловые штаны, футболки с атрибутикой и надписями, топы, синтетические жилетки на молнии, виниловые плащи или цельные обтягивающие костюмы. На голове популярны очки сварщика (гогглы) или лётные очки.

кибер готы

В костюме также встречается наличие хай-тековоской атрибутики: микросхемы, чипы, штрих-коды, пластиковые ремни и браслеты, ошейники, нашивки с электротехнической символикой, наколенники и щитки, провода, датчики, разъемы, розетки.

Философия

Стиль жизни, которому следуют кибер-готы – это своеобразный взгляд в будущее на то, каким станет человек через несколько десятков или сотен лет: отсутствие натуральных цветов и материалов, технологии, без которых трудно будет сделать шаг. В отличие от классических готов их философия и эстетика строится не на прошлом, а на будущем. На будущем, в котором есть ультрафиолет, прогрессивная мода, огромные ботинки, необычное наращивание волос, очки, кибернетика, модификации тела.


Кибер-готы – это специфический перформанс, важным аспектом которого, является стремительное развитие техногенного общества. Это своеобразный стиль жизни с отсутствием натуральных материалов, их заменят синтетикой и латексом. Это тотальное развитие технологий, без которых человек не сможет жить, это киберпространство вместо реальной жизни и компьютерные чаты вместо живого общения.

Одной из основ данного стиля жизни являются литературные жанры — киберпанк (а позже пост-киберпанк стили: нанопанк и биопанк), а также постапокалиптика. Мир киберпанка – это высокие технологии в сочетании с низким моральным уровнем общества и всеобщей маргинализацией. Особенно актуальна идея о гибели человечества от какой-нибудь техногенной или природной катастрофы.

Музыка киберготов

В качестве примера в интернете фигурируют близкие к синти-попу Front 242, Nitzer Ebb, Leaether Strip, Front Line Assembly; в стилистике Techno-industrial и Dark Electro — Project Pitchfork, Funker Vogt, Decoded Feedback, In Strict Confidence, Solitary Experiments; Snog, Wumpscut, Velvet Acid Christ, Suicide Commando, Hocico, Noisuf-X, X-Fusion.

Ниже приводим отрывок из интервью с группой GOTEKI


GOTEKI: Это направление возникло приблизительно в 1997-1999 годах. В Великобритании существовало множество готических команд, и нам было приятно ощущать себя частью местной сцены, но играть подобную музыку уже не хотелось. Поэтому и стали появляться группы с более современным, футуристическим взглядом на мир, в то же время принадлежащие готической сцене. Среди них можно назвать такие коллективы как NEKROMANTIK, NARCISSUS POOL, KATSCAN, MECHANICAL CABARET и т.д.

Советуем также посмотреть видео ниже, которое практически полностью отражает эстетику киберготов и раскрывает их как клубную субкультуру.

Industiral Rave Party: Nocturnal Nightmare B-day

И еще одно видео с важного события для киберготов, Amphi Festival — музыкальный фестиваль, который ежегодно проводится в Кёльне, Германия во второй половине июля. Основная ориентация фестиваля — Альтернативный рок, Средневековый метал, симфонический метал, Электронная музыка (futurepop), Neue Deutsche Härte, готик-рок и дарквэйв. Официальным спонсором мероприятия в течение многих лет является журнал Orkus.

Один из последних альбомов в стиле индастриал

Industrial Dance: танцы киберготов


Максим, представитель киберготической тусовки.
  • Чтобы более подробно рассмотреть стиль танца советуем заглянуть в группу Academy of Industrial Dance

Также широко распространены танцевальные баттлы под индастриал.

Industrial Dance Battle Mexico 2016

Резюме

Готические идеалы, соединённые с эстетикой футуризма и урбанизации породили новую субкультуру, у которой от готики осталось только название и эстетика смерти. Умело соединив все эти направления в индивидуальный перформанс кибер-готы стали очень яркими представителями своего особенного мрачно-привлекательного стиля.

Киберготы. Субкультура будущего.

Киберготка.

Впервые термин "киберготы" был использован в одной из компьютерных РПГ, вышедшей в конце 80-х годов прошлого столетия. Создатели игры просто решили немного поднять рейтинг своего творения и попытались смешать два столь популярных в играх жанра — готику и фантастику. В те времена начала резко расти популярность литературного жанра "киберпанк", основой которого был упадок цивилизации в скором или далёком компьютеризированном обществе.

Фиолетовые дреды у кибергота.

Сама же субкультура "киберготы" как таковая появилась лишь спустя десять лет. Началось всё с того, что некоторые готик-роковые группы решили отойти от канонов жанра в сторону электронных музыкальных экспериментов (электроготики, электроклэша и т.д.). Выступления таких групп щедро сопровождались лазерными шоу, неоновыми вспышками, агрессивными мелодиями, что привлекло внимание многочисленных рейверов (тусовщиков). Сам по себе симбиоз яркости и безысходности прижился, а вот музыка "пост-готической электроники" очень быстро завяла. Сегодня уже никто и не помнит "пионеров киберготики", однако большинство уверены, что таковыми являются группы, исполнявшие индастриал, не более распространённый металлический, а электронный. Где-то в первой половине нулевых первопроходцы киберготики окончательно канули в Лету, но сама идея пустила корни, породив новую субкультуру.

В итоге от готов у киберготов остался только нигилизм, суицидальные мысли и мрачное отношение к жизни. Более ничего общего, кроме слова в названии, между этими субкультурами нет.

Киберготы в масках.

Кого надо "винить" в появлении киберготов?

На Западе молодёжь где-то в конце 80-х начале 90-х уже перестала интересоваться субкультурами своих родителей. Панки, хиппи, растаманы и прочие их не привлекали, они не видели в них своих идеалов. Одной из субкультур, пришедшей на смену старым "увлечениям", стали готические рейверы, они же — грейверы. Молодёжь предпочла тусоваться на так называемых рейвах, появившихся в 80-е. Рейвами называли дискотеки, где звучала электронная музыка — техно и айсид-хаус. Толпы молодых людей в одеждах из искусственных материалов синхронно двигались под транс, индастриал и техно на больших танцполах.

Также не последнюю роль в появлении киберготов сыграли риветхеды (риветы) - представители субкультуры индастриал. Их внешний вид и переняли киберготы — чёрные брюки, очки газосварщиков, высокие ботинки, значки биологической опасности. В основном именно с ними и ассоциируют современных киберготов.

Знак радиации и знак химической опасности.

В итоге на вопрос, кто такие сегодняшние киберготы, можно смело ответить — это современная субкультура, представляющая смешение разных стилей, этакая "постсубкультура".

Философия киберготов.

В первую очередь стоит поговорить о стиле жизни киберготов. А он сводится к пессимистическим взглядам на будущее, которое настанет через десятки, а может и через сотни лет. И выглядит оно приблизительно следующим образом:
- натуральные цвета остались в далёком прошлом, вокруг преобладают кислотные и мрачные оттенки;
- натуральных и естественных материалов уже давно не существует — остались только искусственные и синтетические;
- технологии продвинулись далеко вперёд, особенно в компьютерной сфере;
- любой человек может заменить свой орган или часть тела на искусственный, так сказать, сделать апгрейд, вот только позволить его себе могут не всякие, а лишь обеспеченные люди. Простому народу приходится довольствоваться дешёвым и порой опасным для жизни суррогатом;
- живое общение между людьми заменено чатами и соцсетями (впрочем, данный пункт уже начинает появляться и в нашем времени);
- в обществе царит моральный упадок, выживает сильнейший;
- скорее всего, цивилизация либо погибнет окончательно, либо будет стоять на краю гибели.

фильм "Матрица",

Что читают и смотрят киберготы?

В первую очередь — это киберпанк, а также его ответвления — биопанк и нанопанк. Ну и, конечно же, постапокалипсис, столь излюбленная производителями компьютерных игр тема. Классикой киберпанковского направления по праву считается книга Ф.Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?". Название немного странное, но большинству людей, даже далёких от киберпанка, больше известна экранизация этого романа — картина "Бегущий по лезвию" с Х.Фордом в главной роли. Далее идёт "Киберпространство" У.Гибсона, "Схизматрица" Б.Стерлинга, "Вирт" Д.Нуна и другие культовые романы.

Среди фильмов, помимо уже выше упомянутого "Бегущего", хотелось бы отметить "Призрака в доспехах", "Матрицу" (куда без неё! Фильм оказался настолько реалистичным, что были случаи помешательства среди легко впечатлительных зрителей и как следствие — запрет на прокат), "Алита: Боевой Ангел", "Трон: Наследие" и ряд других, вошедших в сокровищницу мировой фантастики.

Киберготка с оранжевыми дредами.

Как выглядят киберготы?

Встретить в толпе типичного кибергота также сложно, как увидеть жар-птицу. Просто так они по улицам не ходят, во всяком случае у нас в стране. Их основное место "обитания" - тусовки в клубах, вечеринки и концерты. Но если вам посчастливилось встретить на улице кибергота, то, скорее всего, он будет выглядеть примерно так:
- высокие сапоги или ботинки с массой застёжек, цепочек и ремешков;
- обтягивающие брюки из винила;
- футболка с надписями;
- плащ а-ля Нео из "Матрицы";
- для девушек — это виниловые мини-юбки, полосатые колготки, майки-топы;
- причёска — разноцветные волосы, собранные в один-два пучка, дредлоки (шиньоны из искусственного материала);
- очки сварщика (гоглы) или лётные;
- респираторы;
- ну и отличительные значки — байохазард либо знак радиоактивной опасности;
- одежду киберготы могут украсить компьютерными чипами, проводами, разъёмами, микросхемами и прочим;
- яркий урбанистический макияж и пирсинг приветствуются, причём киберготы могут проколоть такие части тела, которые обычно для данной процедуры не используются.

Зеленые дреды.

Что слушают киберготы?

Из музыкальных предпочтений киберготов в первую очередь хотелось бы отметить индастриал (особенно пост-индастриал), эмбиент и разнообразную электронную музыку (ЕВМ, транс, дарквейв, нойз и т.д.). Это такие коллективы, как Front Line Assembly, Project Pitchfork, Solitary Experiments. Родоначальниками киберготической музыки можно по праву считать коллективы, появившиеся в конце 90-х годов - Goteki, Nekromantik и прочие.

Периодически проходят музыкальные фестивали, на которые стекаются киберготы из разных частей света. Главное музыкальное событие в среде неформалов — это Amphi Festival, ежегодное действо, разворачивающееся в немецком городе Кёльне. Помимо поклонников электронной музыки там можно встретить готов, металлистов, альтернативщиков и прочих, так как среди групп, принимающих участие в фестивале, попадаются коллективы, исполняющие симфонический металл, альтернативу, средневековый металл, готик-рок, готик-металл.

Рэйв у киберготов.

Каждый концерт любимой группы сопровождается незабываемым зрелищем — кибер-танцами Industrial Dance. Также киберготы не прочь бросить друг другу вызов и принять участие в индастриал-баттлах, где помимо танцевальных зачатков необходимо ещё иметь и неплохую физическую подготовку, так как данный танцы — это скорее состязание на выносливость и силу, нежели вальяжное вальсирование под трогательную музыку.

Читайте также: