Карион истомин что сделал

Обновлено: 20.05.2024

Сравнивая жизненные пути Сильвестра Медведева и Кариона Истомина, в принципе можно отметить, что судьба была более благосклонна к Кариону, «обласканному властями». Он не был пытаем, не обвинялся в ереси и колдовстве, да и жизненный путь прошёл до глубокой старости. Однако и у него были свои «подводные течения», сыгравшие определённую роль в его судьбе. Для многих исследователей биографии Истомина остался незамеченным такой факт, как попытка Кариона в декабре 1680 года расстричься, выйти из монашества, снять с себя иноческий сан. И причиной тому, как сообщает в своих исследованиях А.М. Панченко, была любовь Кариона к крепостной женщине, родившей ему двух или трёх «чад» – детишек. Страсть к неизвестной была такой мощной, что обет монашеского целомудрия, данный Карионом в своё время, был попран, грех сладострастия восторжествовал. И только в связи с вмешательством видных представителей монашеской братии, предложившей ему дать женщине «волю вольную», чтобы та смогла сама распорядиться своей судьбой вместе с детьми, а попросту выйти замуж за вольного человека, Карион не стал расстригой, но остался без детей. Разве это не трагедия? Трагедия! Ещё какая личная трагедия. И она вылилась в стихотворение о монашеской жизни, полное страсти и «смущения мысли».
Заканчивая очерк, необходимо отметить, что творческое наследие Кариона Истомина довольно обширно и разнообразно. Это и акафисты, и богословские трактаты с философским подтекстом, и педагогические наставления, и энциклопедические выкладки о странах света и науках, изложенные в стихотворной форме знаменитого «Полиса» 1694 года. Это и нормы детского поведения, изложенные в стихах сочинения под названием «Домострой». Это и победная ода, посвящённая крымскому походу русского воинства под командованием В.В. Голицына. Это и сборник проповедей «Веселеил, си есть Скиния Божия», и сочинение «Служба и житие Иоана Воина», изданная в 1695 году. Это и переводы, в том числе Блаженного Августина «Боговидная любовь» и римского сенатора Секста Юлия Фронтина «О случаях военных».
К сожалению, большинство произведений нашего земляка ещё не напечатано и продолжает храниться только в рукописях. А рукописи, хоть и «не горят», но могут быть и утрачены – таких случаев немало. Ведь материал, на котором они написаны, как и всё остальное в этом мире, подвластен времени и тлену, хищению и продаже за рубеж в частные коллекции.
Заслуга Кариона перед потомками не только в создании первого аналога современной азбуки, но также и в том, что он, в отличие от своих предшественников, в том числе Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, является первооткрывателем нового поэтического ряда – лирики. А ещё он создавал акростихи, особенностью которых, как известно, является то, что из начальных букв каждой строки складываются слова и фразы.
Необходимо также отметить, что Карион Истомин, как и другой наш земляк, Сильвестр Медведев, своей творческой, педагогической, просветительской деятельностью подготовил почву для дальнейшего развития отечественной литературы и литературной деятельности в Курском крае. И мы, куряне, имеем полное право гордиться тем, что именно на Курской земле родились такие люди, как Карион Истомин и Сильвестр Медведев, сделавшие очень многое для отечественной культуры, просвещения и литературы в столь непростые времена. А еще сожалеть о том, что, в отличие от Симеона Полоцкого, до нас не дошли портреты этих великих курян.
Если с датой смерти Кариона есть некоторые сомнения, то место его захоронения известно точно – это кладбище Чудова монастыря. Именно там осенним днём упокоилось тело иеромонаха Кариона.
В качестве образцов поэтического творчества Кариона Истомина и примеров стихотворного оформления им страниц его букварей приведем ниже произведения, посвященные царевне-правительнице Софье Алексеевне, а также стихотворные заставки к буквам «В» и «К».

ПРИВЕТСТВИЯ ЦАРЕВНЕ СОФЬЕ

(Первое, 1682 год)

Благородная София царевна,
Госпожа княжна Алексиевна!
Пречестна дева и добросиянна,
В небесную жизнь богом произбранна!
Мирно и здраво от господа света
Буди хранима во премного лета.
Убо мудрость есть росски толкована,
Еллински от век Софиею звана.
Мудростию бо все цари царствуют
И все вельможи добре начальствуют,
Мудростию же вся управляются,
И в том люди вси утешаются;
И того ради в России издавна
Мудрость святая пожеланна славна.
Да учатся той юнейшие дети
И собирают разумные цвети.

(Второе, 12 ноября 1682 года,
с просьбой об открытии Академии)
Аще бы ваше царско благородство
Имеюще власть и во всем господство,
Со усердием о том попечетеся,
И слава ваша всюду пронесетеся.
Мати бога всем будет помогати,
Точию изволь сему сострадати:
Оно бо мудрость зелно почитает
И желающим тую подавает.
Сего, госпожа, молю тя, не лиши,
В промыслну память разумну напиши,
Восстави преждне в россах желание,
Отца ти, брата крепко в сем желание.
Также и о мне сотвори молитву
И даст ти господь мудростну ловитву,
Юже любезно он сам благословит,
Древну ту святу и горняя обновит.
К нему токмо мысль всем тя приселится,
Безученен чин в россах победится,
Будут убо вси богонаучени,
В царство небесно люди прилучени.

Из «Букваря» 1694 года:
на букву «В»
Веди писмено в слове преизрядно,
Изъученому писать недосадно.
Виды сии человеком требни,
Смотри должно, чтоб не были вредни.
Виноград ясти людем есть полезен,
Вина пить много невсяк будь любезен.
Гулякам юным несладка наука,
За своеволю в веригах им мука.
Войну имети всегда человеку,
Како прейдет путь небесному веку.

на букву «К»
Како кто хощет видом он познати,
В первых вещей сих будет то писати.
Киты суть в морях, кипарис на суше,
Юный отверзай в разум твоя уши.
В колесницу сядь, копьем борися,
Конем поезжай, ключом отоприся.
Корабль на воде, а в дому корова,
И кокош в требу и людям здорово.
Отложил присно тщеты недосуги,
Колокол слушай, твори в небе други!


Используемая литература и источники:
Баскевич И.З. Курские вечера. Воронеж. ЦЧКИ, 1979. – 208 с.
Баскевич И.З. Из курского гнезда / Курский край на литературной карте России // Курский край: история и современность. Курск, 1995. – С. 215-216.
Богданов А.П. Перо и крест. М.: Политиздат, 1990. – 480 с.
Большая Курская энциклопедия. Т.1. Кн. 1.
Бугров Ю.А. Курские встречи. Воронеж, ЦЧКИ, 1991. – 144 с.
Бугров Ю.А. XVII век. С. Медведев, К. Истомин / Литературные хроники Курского края. Курск: Издательский дом «Славянка», 2011. – С. 19-22.
Глушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян. М.: Диадема-Пресс, 2001. – 656 с.
Гордость земли Курской. Сборник очерков о знаменитых земляках. Составитель Шехирев М.Ф. Курск, 1991. – 208 с.
Кулешов В.И. История русской литературы X – XX веков. М.: Русский язык, 1989. – 639 с.
Курск. Очерки истории города. Воронеж, ЦЧКИ. 1975. – 278 с.
Литература Древней Руси. Библиографический словарь под редакцией О.В. Творогова. М.: Просвещение., 1996. – 240 с.
Митрополит Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. М.: Русский Двор, 1995. – 416 с.
Небольский С.А. Прошлое и настоящее. Статьи о литературе. М.: Современник, 1986. – 304 с.
О, Русская земля! М.: Сов. Россия, 1982. – 368 с.
Памятники культуры. Ежегодник. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Л.: Наука, 1994.
Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. Л.: Наука, 1973. – 280 с.
Русский биографический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. М.: Эксмо, 2007. – С. 442.
Русская культура. Популярная иллюстрированная Энциклопедия. М.: «Дрофа +», 2006. – С. 286.
Связь времен. Поэтическое слово земли Курской. Курск, Изд-во Курского госпедуниверситета, 2002. – 423 с.
Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988. С. 511.
Чистякова Е.В., Богданов А.П. Да будет потомкам явлено… Очерки о русских историках второй половины века и их трудах. М.: Издательство Университет дружбы народов, 1988. – 136 с.

Карион (Истомин), иеромонах

Карион (Истомин), иеромонах Чудова монастыря, скончался не ранее сентября 1717 г. Он родился, приблизительно, в конце четвертого десятилетия XVII века в городе Курске от незнатных родителей. На основании того, что мать Кариона Евдокия и другие члены фамилии Истоминых (Ипполит, Феофан) ушли в монастырь, можно заключить, что Карион подрастал в религиозной семье. Свое образование он довершил в Москве, – по всей вероятности, – сначала в Спасской и Патриаршей школах, а потом гораздо позднее, – с приездом братьев Лихудов в 1686 г., – в Славяно-греко-латинской Академии. Довольно рано он принял монашество (когда и где, – точно неизвестно) и в первое время нуждался в сторонних увещаниях не оставлять принятого им на себя ангельского звания 29 . С 1679 г. началась служба Кариона на книжном печатном дворе сначала в низшей должности книжного писца о чтеца, с которою он соединял должность учителя греческого языка в типографской школе 30 . 4-го марта 1682 г. указом государя Карион был назначен справщиком печатного двора; в это время он имел сан иеродиакона, и годовой оклад его жалованья равнялся 40 руб. Выступив на литературное поприще, Карион обратил на себя внимание патриарха (Иоакима), который стал давать ему разные поручения (преимущественно по письменной части) и увеличил оклад его жалованья к 1684 г. до 60 руб. Особое доверие патриарха к Кариону выразилось в том, что последнего вместе с игуменом Игнатием Иоаким 31 декабря 1684 г. послал вести следствие над смоленским владыкою Симеоном. В 1689 г., – приблизительно за год до своей смерти, – Иоаким успел сделать своего секретаря иеромонахом. Но в том же году Кариона постигло серьезное испытание: по подозрению в соучастии с Феодором Шакловитым и Сильвестром Медведевым, который приходился ему родственником, он временно (с 11 декабря 1689 г. по июль 1690 г.) был удален с печатного двора. По смерти Иоакима († 17 марта 1690 г.), Карион сумел еще более приблизиться к новому патриарху (с 24 августа 1690 г.), Адриану, который должен был хорошо знать Кариона, как бывший настоятель Чудова монастыря. На основании сохранившихся в черновых бумагах Кариона списков с грамот и писем, писанных им от лица патр. Адриана, и на основании помещенных там же копий с писем к Адриану царя Петра и других, мы, не рискуя ошибиться, можем судить, что Карион и при новом патриархе играл роль секретаря или делопроизводителя. Конечно, Карион старался поддержать и усилить расположение к себе патриарха и каждый праздник писал ему прозаическое или стихотворное поздравление. Характерно, что патриарх поручил Кариону написать для него духовное завещание (Сборн. Чуд. мон. № 99/301, л. 294–300). При такой своей близости к патриарху, Карион Истомин имел обширное знакомство в духовном мире и приобрел дружбу многих иерархов, которые ценили его почтительность, сердечность, обилие и разнообразие знаний. Он был, напр., в дружественных отношениях с митрополитом казанским и свияжским Маркеллом, с митроп. киевским Варлаамом и с ростовским св. Димитрием. Последний, при писании Четьих-Миней возымев нужду в какой-то справке, пишет монаху Феологу: „А о чем совета прошу, о том подумай с благоразумными, якоже с пречестнейшим господином Карионом и с господином Феодором Поликарповым, им же низко челом (бью)“ (Св. Димитрий, митрополит Ростовский, Москва 1849, стр. 49–50). А вот отрывок из стихотворного письма Кариона к св. Димитрию, свидетельствующий о самых дружественных между ними отношениях: „Не видехомся давно уже право. Живи много лет во Господе здраво. В любви кланяемся“ (Сборн. Чуд. мон. № 100/302, л. 244). Пользуясь благоволением патриарха и приобретая обширные знакомства в духовном мире, честолюбивый и даровитый монах упорно в то же время старался снискать себе расположение у всех членов многочисленного царского семейства и писал каждому „по потребе их“ (на дни рождения, тезоименитства, венчания, погребения и пр.); можно даже думать, что он особенно добивался чести быть учителем царевича Алексея Петровича (см. у С. Н. Брайловского, Один из пестрых XVII столетия, стр. 72–76). Подношением сочинений, писанием надгробных эпитафий (или, – по выражению самого Кариона, – стихов „на гроб“) и оказанием других услуг Карион приобрел обширные знакомства в среде разного рода служилых людей. При таких связях, знания и разносторонняя деятельность Кариона должны были встретить справедливую оценку и награду 31 . 4 марта 1698 г. патриарх назначил Кариона Истомина начальником печатного двора с годовым вознаграждением в 100 р., кроме особых доходов, напр., за услуги патриарху (см. хотя бы расходн. книги печатн. двора, хранящ. в библ. Синод. типогр. за 207 г., № 99, л. 2). Эту многотрудную должность 32 Карион исполнял недолго: лишившись в 1700 г. своего покровителя-патриарха, он должен был 15 ноября 1701 г., по указу царя Петра Алексеевича, уступить место начальника типографии Феодору Поликарпову. Петр I видимо не благоволил, да и не мог с доверием относиться к монаху, который был родственником Сильвестра Медведева, панегиристом царевны Софьи (Брайловский, стр. 68) и доверенным лицом последнего всероссийского патриарха, при том же, как кажется, разделявшим его взгляды об отношении к иностранцам 33 . Карион Истомин продолжал оставаться в тени до 1712 г., когда он по просьбе митрополита Иова был послан в Новгород в помощь братьям Лихудам, обучавшим новгородское юношество и занимавшимся переводом книг с греческого и латинского языков на русский. О деятельности Кариона в Новгороде достоверных сведений нет. В сентябре 1717 г. мы застаем его в Чудовом монастыре, где им в это время было еще написано слово об иконах Оковецких (Строев, Библиологический словарь, изданный Бычковым, Спб. 1882, стр. 164). Теперь обратимся к сочинениям Кариона 34 . До нас дошли (на л. 308–343 (353) 35 Сборн. Чуд. мон. № 99/301) отрывки катехизиса Кариона, изложенные, впрочем, не в форме вопросно-ответной и представляющие собою смесь стихов и прозы: В первом отделе излагается учение о Боге и Св. Троице (при чем Карион прибегает к сравнению с солнцем, в котором три „лица“: круг, луч и свет) и учение о каждом лице Св. Троицы отдельно. Во втором отделе излагаются 10 заповедей Моисея и противополагается учение Христа закону ветхозаветному. В третьем отделе говорится о семи таинствах, в четвертом – о семи основных грехах и в пятом – о 141 добродетелях (семи духовных и семи телесных) 36 . Катехизис предназначался, по-видимому, для школьного употребления (Брайловский, стр. 232) и, как школьное руководство, имел своими достоинствами краткость и ясность. Из богословских сочинений Кариона упомянем „Имя новое“ (т. е. имя Иисуса Христа), написанное в 1687 г. и посвященное патриарху Иоакиму (рук. Синод. библ. № 265, по ст. кат. № 471), сочинение, направленное против кальвинистов и лютеран, отрицающих архиерейство (Сборн. Чуд. мон. № 99/301, л. 92–101), и неоконченную пасхалию (ibid. л. 106–116). Проповеди Кариона дошли до нас в сборнике, который озаглавлен автором именем „Веселиил“ (Сборн. Чуд. мон. № 98/300, л. 1–147), и частию отдельно от „Веселиила“ (№ 98/300, л. 170–256, 513–532; № 99/301, л. 70–91, 265–271; № 100/302, л. 142, 236). Слова большею частию написаны на тексты Свящ. Писания; некоторые приурочены к праздникам; излагаются вообще в них обязанности христианина. Кроме книг библейских, Карион Истомин в подтверждение своих мыслей приводит свидетельства из отцов церкви (что показывает его „ученость»); но кроме того он прибегает изредка к разным „историям“ и баснословным рассказам (напр., о карфагенском жителе Псафоне). Хотя Карион Истомин следовал теории и образцам западнорусских схоластиков, но не чуждался и современной ему действительности: обличал непочитание церковных учителей и родителей, пьянство, безверие и др. пороки, с грустию отмечал пьянство священников и советовал им заняться учительством. Нужно заметить, что некоторые проповеди Кариона Истомина, как видно из приписок к ним, произносились в присутствии великих государей и даже самим патриархом; понятно, что Карион Истомин использовал некоторые темы, так сказать, историко-общественного характера и написал слова по поводу первого и второго крымских походов, по поводу усмирения стрелецкого бунта 1698 г. и по поводу заключенного в 1700 г. о турками перемирия. Карион написал еще сочинение против раскольников, которое можно также считать проповедью и которое содержит несколько интересных исторических подробностей (Брайловский, стр. 245–247). Остается сказать о других трудах Кариона. Ему, но всей вероятности (Брайловский, стр. 318–323), принадлежат записки о стрелецком бунте, редактированные, впрочем, Сильвестром Медведевым, озаглавленные автором „Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся, во гражданстве“. „Созерцание“ считается драгоценным источником для истории царствования Петра I (издано г. Прозоровским в 1894 г.); Кариону же Истомину приписывается и „Летописец великие земли Российские. из древних ветхих и продолженный до 1705 г.“ (Из этого летописца на страницах „Памятников Древней Письмен.“ г. VII за 1881 г. † архимандритом Леонидом Кавелиным напечатан „Чин поставления на царство царя и великого князя Алексея Михайловича“). В виду того, что по большей части сочинения Кариона Истомина оставались рукописными и имели ограниченный круг читателей, не лишне указать на принадлежащую ему „Службу и житие св. Иоанна Воина“, выдержавшую 6 изданий (первое – 1695 г., последнее – Москва 1762). Много произведений Кариона Истомина написано силлабическими стихами. Таковы: 1) Отрывки из наставления детям, как держать себя (Сборн. Чуд. мон. № 100/302, л. 49), названные одним исследователем „Домостроем XVII в.“ (см. у Брайловского, стр. 261 sgg.); книга Едем (№ 98/300, л. 279 – обор. л. 283), заключающая в себе краткую евангельскую историю с добавлением апокрифического характера и имеющая целию дать объяснение к иконам; 3) книга Вразумление (№ 99/301, л. 172 – об. л. 178), поднесенная царю Петру Алексеевичу в 1683 г. и содержащая разные наставления; 4) книга Стамна духоносная (№ 100/302, л. 77), состоящая из отдельных стихотворений в честь святых; 5) акафисты, молебны и моления некоторым святым, стихи на праздники, стихи о чудотворцах, мучениках и мученицах, надписи на различных религиозных предметах, поздравительные и похвальные стихотворения, обращенные к разным лицам из царской фамилии, стихи „на гроб» и другого содержания стихотворения. Из педагогических трудов Карионом Истоминым написаны: 1) рукописный Малый букварь 1692–1693 37 г. с рисунками; 2) печатный Малый букварь, изданный дважды в течение одного 1694 г. 38 , имеющий некоторые, иногда довольно значительные, отличия от предыдущего; 3) Большой букварь, изданный в Москве в 1696 г. и 4) Полис си есть град царства небесного (Сборн. Чуд. мон. № 100/302, л. 17–25 и об, л. 26) 39 . Кроме оригинальных произведений, Кариону принадлежит довольно свободный перевод книги Юлия Фронтина Stragematicon – О случаях военных (Библ. Моск. Гл. Арх. М. И. Д., № 257/462) 40 .

Личность Кариона Истомина замечательна в том отношении, что он был одним из даровитых людей своего времени, подготовивших эпоху преобразований Петра I своим стремлением и заботами о просвещении. Пусть в виршах Кариона мы не видим поэтического таланта: – он шел по стопам Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, решив сделаться придворным стихотворцем. Нельзя назвать его вполне самостоятельным и оригинальным и в области проповеднической, хотя здесь выгодно отличает его от ближайших предшественников простота плана. Для нас важно то, что он не затворился в своей келье от жизни, ратовал за просвещение и настаивал на необходимости ввести в России свободную и совершенную науку (Сборн. Чуд. мон. № 99/301, обор. л. 12). Карион Истомин не ограничился одними пожеланиями, но и своим трудом послужил делу просвещения, сколько мог, издав буквари и сделав попытку изложения правил орфографии в Малой грамматике, если только она ему принадлежит. Характерно для букварей Кариона Истомина то, что в них есть некоторое осуществление принципа наглядности с целию облегчить усвоение грамоты учащемуся юношеству и что они одинаково предназначены для мальчиков и для девочек. Карион Истомин видимо признавал необходимость более гуманных воспитательных приемов, чем те, которые употреблялись в его время: для родителей, не желающих „давать ран“ своим детям, он рекомендовал в качестве воспитательного средства вместо „ударений“ – поклоны. Но при всех своих симпатиях к просвещению и прогрессу, Карион Истомин крепко держался за традиции православной церкви. В его сочинениях нравственно-религиозный элемент все-таки преобладает над общественно-практическим, который он старался примирить и совместить с первым. В Полисе Карион Истомин пытался охватить всю современную ему науку, как духовную, так и светскую. Конечно, ученость его была далеко не глубокая и характер имела чисто компилятивный, а по разнообразию тем, на которые писал Карион, его можно назвать энциклопедистом своего времени. Как в представителе переходной эпохи, в нем нет резко обозначенных черт: не был он бойцом и видным вожаком какой-либо партии. Мы видели, что некоторое влияние имел на него Сильвестр Медведев; но, с другой стороны, он учился и у братьев Лихудов. Так как Карион не принадлежал ни к партии „западников“, ни к партии „восточников“, то это дало повод г. Брайловскому отнести его к числу „пестрых“. Навсегда останется памятною удивительная любовь к просвещению этого „пестрого“ чудовского иеромонаха, личного секретаря последних двух всероссийских патриархов, труженика печатного дела, педагога и писателя Кариона Истомина.

Такой именно характер увещания носит послание к нашему Кариону Каменевича-Рвовского, о котором см. А. А. Титова, Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахрамееву, вып. II, (Москва 1892), стр. 239 (№ 451, л. 171) и которое напечатано там же в приложон. на стр. 40–52 под интересным заглавием: „Книга, глаголемая Божий град. от смиренного иеродиакона Тимофея московского к падшему брату нашему, иеродиакону же, Кариону. в лето 7189, марта 18“.

Так полагает С. Н. Брайловский (Один из пестрых ХVII ст., стр. 64), но его рецензент С. Ф. Долгов не согласен с ним („Отчет о 37-ом присуждении наград гр. Уварова», Спб. 1897, в „Записках Императорской Академии Наук по историко-филологическому отделению“, т. П, № 1, стр. 240–241).

С. И. Бранловский в своем сочинении (Один из пестрых XVII столетия, стр. 89) утверждает, что Карион Истомин 17 января 1697 г. был избрав архимандритом Симонова монастыря, признавая Кариона Истомина за одно лицо с Карионом Заблонским. Но о необходимости отличать Кариона Истомина от других одноименных ему монахов, живших в то же время, см. ниже статьи: „Карион Заблонский, архимандрит Симонова монастыря“ и „Карион, архимандрит калужского Лаврентиева монастыря“.

О книгах, напечатанных во время службы Кариона Истомина на печатном дворе, см. Брайловский, стр. 39–59.

В одной из проповедей Карион убеждает не читать книг „еретических“ – люторских, кальвинских и римских (Сборн. Чуд. мон. № 99/301, л. 2–9) и не водить знакомства с „проклятыми еретиками по Кокуем» (№ 98/300, об. л. 76): а в Кукуе, цемецкой слободе, по свидетельству Гордона, часто пировал Петр I (Браилов., стр. 249, прим. 2).

Полный перечень сочинений Кариона в хронологическом порядке см. у Брайловского, стр. XXXI-XXXVII [но в б-ке Чудова монастыря имеются еще неизвестные в библиографии сочинения Кариона Истомина].

Цифра, заключенная в скобах, показывает неправильный (вследствие недосмотра) счет листов в самой рукописи.

В последних двух отделах, а также в решении вопроса о времени пресуществления Св. Даров (в третьем отделе) сказывается католическое влияние. Это место из Карионова катехизиса о пресуществлении приведено у Брайловского, стр. 223; оно почти буквально заимствовано из „Хлеба Животного“ Сильвестра Медведева (см. ibid., стр. 226). Вообще, сходство между отрывками катехизиса Кариона и „Хлебом Животным“ Сильвестра Медведева настолько близко, что может возникнуть вопрос, не являются ли отрывки катехизиса Кариона просто выписками из тетрадей Сильвестра Медведева, уничтоженных после его осуждения? (Рецензия на сочинение С. Брайловского у С. Долгова в „Отчете о 37-ом присуждении наград гр. Уварова», Спб. 1897, в „Записках Импер. Ак. Н. по Ист.-фил. Отдел.», т. II, № 1, отр. 249).

Собственно букварь написан в 1692 г.; но подлинник не сохранился, а дошла копия 1693 г. (Хранится в Библ. Моск. Гл. Архива Мин. Иностр. Дел, № 248/249).

Одно из этих изданий 1694 г. воспроизведено в конце прошлого века под следующим заглавием: Д. Ровинский. Букварь, изготовленный монахом Карионом Истоминым, для обучения царевича Алексея Петровича, в 1692 г. Гравирован Леонтием Буниным. Спб., 1891. Ц. 10 р. [Но есть издание 1692 года: 40 листов Букваря и 3 листа предисловия, гравировал Леонтий Бунин в Москве в 1692 году с своих рисунков. Большая редкость!].

С. Брайловский еще приписывает Кариону Истомину „Малую грамматику“ в Импер. Эрмит. № 89), снабженную авторскою подписью „иеромонах Карион Заулонский“ (или Заболонский; последнее слово написано неразборчиво), – считая, что Карион Истомин и Карион Заулонский одно лицо (Один из пестрых XVII стол., стр. 4, 300 и др.). С. Долгов же, различая этих двух Карионов (Отчет о 37-м присуждении наград гр. Уварова, стр. 236–237), конечно, сомневается в принадлежности Малой грамматики Кариону Истомину (ibid., стр. 253).

В Сборн. Чуд. мон. № 291, л. 41–42 помещен еще взятый Карионом Истоминым с белорусской рукописи и исправленный им перевод сочинения блаж. Августина „о видении Бога“; но в сочинениях блаж. Августина нет соответствующего переведенному Карионом Истоминым.

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Карион

Карион (Заблонский или, по „Спискам иерархов“ Строева, Зауханский), архимандрит Симонова монастыря, скончался 28 октября 1703 г. О нем есть заметка Кариона Истомина в Сборн. Чуд. монаст. № 300, л. 461: „И в Симонов поставили ( – 17 января 1697 г., как нужно думать по связи речи, так как выше говорится о поставлении других лиц, имевшем место именно в указанное число – ) архиереи же Кариона Заблонского во архимандриты“. С. Н. Брайловский (Один из пестрых ХVІІ-го столетия, Спб. 1902, стр. 4) отожествляет Кариона Заблонского с Карионом Истоминым, приписывая последнему „Малую грамматику“ (в Импер. Эрмит. № 89), которая имеет подпись автора: иеромонах Карион „Заулонский иди Заболонский“ (так читает г. Брайловский) или „Зауменский“ (по чтению г. Пекарского). Но автором Малой грамматики, писанной около 1696 г. (см. Брайловский ibid, стр. 302, прим. 2), мог быть иеромонах Карион Заблонский, как лицо отдельное от Кариона Истомина (ср. С. О. Долгов, в рецензии на сочинение С. Брайловского в „Отчете о 37-м присуждении нагр. гр. Уварова“, стр. 253), сделавшийся архимандритом только в 1697 г., человек, получивший, по нашему мнению, солидное образование, так как скорее к нему мы склонны отнести те биографические данные, которые И. А. Шляпкин относит к Кариону Истомину в „Дополнительных данных к биографии Кариона Истомина“ (в приложении к его сочин. „Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709)“, Спб. 1891, стр. 76–80). Уже С. Н. Брайловский указал на эту ошибку (в „Журн. Мин. Нар. Пр.“ 1891 г., № 8 – август, – стр. 434–437 и Один из пестрых ХVІІ-го столетия, стр. XXIX), сказав, что И. А. Шляпкин смешивает двух Карионов и что его „данные“ отчасти: относятся к биографии другого Кариона (не Истомина). Вот сообщаемые г. Шляпкиным сведения, относящиеся к биографии другого Кариона (не Истомина) 41 . Сын диакона в монастыре Покрова Пресв. Богородицы Добрине, родившийся в конце 50-х годов XVII в., Карион (не Истомин) лишился отца в раннем возрасте (ок. 1660 г.) и, достигнув лет 20-ти, привял монашество в том же монастыре Добрине. В 1681 г. он по указу патриарха был послан в Киев для изучения философских наук. В Киеве в Братском монастыре он был поставлен в иеромонахи архиепископом черниговским Лазарем Барановичем. В 1690 г., изучив философию, он явился в Москву; здесь он представлялся и говорил орацию великим государям и получил от них подарок. И только. Куда же мог деваться Карион-„философ“, сделавшийся известным при дворе? Не он ли, после 7-летнего пребывания – искуса в Чудовом монастыре, обратив на себя внимание властей предназначенной им для царевича Малой грамматикой, поставлен был 17 января 1697 г. архимандритом Симонова монастыря.

Как бы то ни было, но Карион Истомин не мог быть архимандритом Симонова монастыря. Важно то обстоятельство, что сам Карион Истоман в позднейших сочинениях (писанных после 17 января 1697 г.), а равно и патриарший указ от 4 марта 1698 (см. у Брайловского, Один из пестрых XVII столетия, стр. 37) и царский указ от 15 ноября 1701 г. (ibid., стр. 38) именуют его иеромонахом. Карион Истомин никогда не забывает проставить свою фамилию (что, как известно, для монаха не обязательно), очевидно, – для отличия от другого или других Карионов. И если указанные биографические сведения не могут быть отнесены к личности архимандрита Симонова монастыря Кариона Заблонского, то во всяком случае последний отдельное лицо от иеромонаха Кариона Истомина, служившего на печатном дворе. Архимандрит Симонова монастыря Карион показан в „Списках иерархов» Строева умершим 28 октября 1703 г., что совпадает с надписью в притворе соборного храма Симонова монастыря (см. рецензию С. Долгова в Отчете о 37-м присуждении наград гр. Уварова, Спб. 1897, в „Записк. Импер. Акад. Наук по ист.-филол. Отдел.“ т. II, X 1, стр. 237–238).

См. также «Годичный акт в московской Духовной Академии 1-го октября 1889 г.», Москва 1889, стр. 13, прим. 10, где приведена «сказка» того Кариона, который учился в Киеве философии.

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Карион истомин что сделал

Одним из образованнейших людей последней четверти XVII века заслуженно является Карион Истомин - известный деятель русского просвещения, талантливый педагог, поэт и переводчик, последователь педагогических идей Яна Амоса Коменского.

Карион Истомин родился в древнем Курске, вероятно в 1650 году, в семье подьячего. Благодаря родственным связям с Сильвестром Медведевым он получил образование. Учился в Спасской школе у С. Медведева в Москве, где преподавание вел знаменитый Симеон Полоцкий, и в Славяно-греко-латинской академии у братьев Лихудов. Карион Истомин свободно владел латинским и греческим языками, был знатоком риторики и пиитики. С 1672 по 1701 годы К. Истомин работал на Печатном дворе справщиком (редактором), а с 1698 года смотрителем - (начальником) Печатного двора. Кроме того, в 80-90-х годах Истомин преподавал греческий язык в Типографской школе при Печатном дворе.

Поэтическое творчество Карион Истомин начал в 1681 году приветственными панегирическими стихами царевне Софье. Прославляя "пречестну деву добросианну", поэт говорил о значении мудрости в управлении государством н жизни людей.

Истомин оставил большое поэтическое наследие в самых различных жанрах, главным образом, в панегирическом и приветственных стихотворениях. Так же, как и Симеон Полоцкий, Карион Истомин использовал поэзию в качестве важного средства борьбы за просвещение и образование. В 1682 году он обращается к царевне Софье со стихотворным сборником, в котором просит ее основать в Москве учебное заведение для преподавания свободных наук: педагогических , исторических и дидактических. В своей книге "Вразумление" он наставлял "мудрости" 11-летнего царя Петра I: "Учися ныне, прилежно учися. В младости твоей царь мудр просветися" По своему содержанию " стихотворения Кариона Истомина весьма разнообразны. Среди них мы встретим и акафисты, эпитации, и целые богословские трактаты, и наставления о воспитании детей, как его "Домострой", и панегирики, связанные с различными событиями придворной жизни, составляющие подчас целые книги. Стихами написана Истоминым хорошо иллюстрированная книга "Полис" - стихотворная энциклопедия, содержащая характеристику двенадцати различных наук, времен года и стран света.

В петровскую эпоху издавалось значительное количество учебной литературы. Выдающейся по своему значению книгой является "Букварь" Кариона Истомина. Он вышел в Москве в 1694 году. Автор впервые создал иллюстрированный букварь. Составленный по принципу наглядности и занимательности, "Букварь" Кариона Истомина далеко опережал все подобные руководства не только своего времени, но и XVIII века. Гравюры для "Букваря" были. сделаны выдающимся русским гравером Леонтием Буниным. Первоначально "Букварь" был составлен в 1692 году для сына Петра I царевича Алексея. В отличие от авторов предыдущих букварей Истомин считал, что надо учиться читать не только церковные книги, но и "гражданские обычаи и дела правные". "Букварь" предназначался не только для обучения мальчиков, но и девочек. Каждой букве "Букваря" отведен лист, ей посвящено занимательное стихотворение, содержащее слова, начинающиеся с этой буквы. Часть страницы заполнена изображением предметов, названия которых начинаются с этой буквы (того же принципа придерживаются и современные буквари). Карион Истомин использовал "азбучный материал" для пропаганды просвещения.

Другое педагогическое произведение Кариона Истомина "Малая грамматика" не было окончено. Грамматика составлена доступной формой изложения и снабжена обилием примеров на грамматические правила. Карион Истомин писал языком простым и очищенным от "глубокословной славенщины".

Читайте также: