Капитан салленбергер как сложилась жизнь после авиакатастрофы

Обновлено: 02.07.2024

После всего случившегося, журналисты тут же назовут эту историю "чудом". И дело не только в выживших. Но и в том, что сумел сделать пилот в ходе расследования. Позже по истории снимут фильм, который в англоязычном прокате называется "Салли".

Ну а начиналось все очень мирно. 15 января 2009 года рейс AWE 1549 вылетел из аэропорта Нью-Йорка в 15:24 и начал набирать высоту.

Самолет Airbus A320-214 был относительно "молодым", работал всего 10 лет и налетал около 25 тысяч часов. Командиром корабля является 57-и летний Чесли Салленбергер, бывший военный пилот, летавший на "Фантомах" F-4, а вторым пилотом - 49-и летний Джеффри Скайлз.

Пилоты на взлете выполняют надлежащие инструкции. По началу все идет штатно. Самолет уверенно набирает высоту.

Однако еще над городом, на высоте 975 метров курс самолета пересекается с траекторией большой стаи птиц - канадских казарок.

Помню, как некоторые пилоты в Отечественную войну говорили: "Мы боялись птиц больше, чем "Мессеров". Полностью проблему птиц в авиации не удалось решить до сих пор.

В результате, уже через 1,5 минуты после взлета, птицы бьются о корпус самолета и попадают в двигатели.

В результате из них вырываются языки пламени и, затем, одновременно оба двигателя самолета выходят из строя.

Тяги нет, и самолет начинает терять высоту.

Ситуация критическая. Высота крайне мала.

Под самолетом - один из самых густонаселенных городов мира. И это один из двух случаев в истории, когда оба двигателя пассажирского лайнера отключаются на высоте менее километра. Запустить их заново не удается.

Командир тут же докладывает о ситуации на землю.

Чуть больше полуминуты идут переговоры с диспетчерами. Они дают инструкции возвращаться либо в "Ла Гвардия", либо в "Теттерборо" в Нью-арке.

Чесли понимает, что им не дотянуть ни до одного аэропорта и решает приводниться на реке Гудзон.

К слову сказать, на тот момент за историю авиации в половине случаев аварийной посадки на воду гибли или все, или большая часть пассажиров. Поэтому шансов уцелеть было меньше, чем в "русской рулетке".

Решение казалось очень рискованным. Плюс ко всему, самолет был очень тяжелым, только заправленным. Сажать даже на полосу такой самолет не просто, и уж тем более на воду. Но, если нет шанса дотянуть до полосы, то оставался только этот вариант.

Удар о воду был. Но, благодаря мастерству и чутью командира экипажа, он оказался относительно мягким. Самолет не разрушился и остановился напротив 42 улицы вдали от берега.

Часть пассажиров отделалась испугом. Некоторые получили травмы средней тяжести. Только одна стюардесса получила глубокую рану ноги. И были пассажиры, которые получили переохлаждение, попав в холодную воду Гудзона.

Самолет - не корабль. Он начал "черпать воду" и постепенно погружаться. Требовалась немедленная эвакуация.

Том Хэнкс в роли Чесли. Кадр из фильма "Чудо на Гудзоне" Том Хэнкс в роли Чесли. Кадр из фильма "Чудо на Гудзоне"

И командир, и экипаж сделали все, чтобы помочь каждому пассажиру, пока вода заливалась в салон. Чесли снова проверил самолет, и покинул его последним, убедившись, что все пассажирские креса пусты.

Пассажиры, благодаря стюардессам и экипажу, смогли благополучно покинуть салон и выйти по запасным выходам на крылья самолета и надувные трапы.

Оттуда их смогли спасти ближайшие суда и спасатели. Только на суше командир получил сообщание, что. выжили все !

Ни один человек не погиб во время этой аварии. Это действительно было редкое чудо подобного рода в истории авиации.

Но, если для пассажиров главной проблемой было здоровье и потерянный багаж, и они получили компенсации в общей сложности в размере от 15 тысяч долларов на каждого, то для командира корабля сложности только начались.

Национальный Совет по Безопасности на Транспорте (NTSB), казалось, решил засудить Чесли и Джеффри за то, что они, якобы, пренебрегли требованиями диспетчерских служб и не повернули самолет к одному из указанных аэропортов. Тем самым они подвергли опасности пассажиров и дорогостоящий самолет.

Пилоты на комиссии отвечали, что у них было лишь около полуминуты на принятие решения, и посадка на Гудзоне была единственным вариантом. С учетом, что самолет находился на крайне малой высоте.

Возможно я неправ, но я вижу это так, что бюрократическая структура попросту хочет найти виноватых среди тех, кто по-настоящему ответственно и хорошо выполнял свою работу, кто является "человеком действия".

Кадр из фильма "Чудо на Гудзоне". Том Хэнкс в ролли Чесли Салленбергера Кадр из фильма "Чудо на Гудзоне". Том Хэнкс в ролли Чесли Салленбергера

NTSB пыталось доказать, что шансы посадки в других аэропортах были. Для этого они использовали записи с авиасимуляторов. Где другие пилоты показали возможность посадки в тех же условиях.

Плюс ко всему члены комиссии не верили, что столкновение с птицами привело к остановки обоих двигателей. Обычно такого не бывает. Один двигатель удалось проинспектировать сразу, и он подтверждал правоту пилотов. Но второй затонул в Гудзоне, и его удалось извлечь много позже.

Заседания комиссии и допросы пилотов заняли несколько встреч. К сожалению, эта практика во многих странах ведется из приоритетного желания доказать вину пилотов. Совесть Чесли была чиста, но в таких условиях он не был уверен, чем все завершится.

На очередном заседании Чесли Саленбергер задал комиссии провокационный вопрос: "Скажите, а эти записи с симуляторов. С какой попытки пилотам удалось дотянуть до полосы". И тут же энтузиазм бюрократов поутих. Ответ был: "С 17-й попытки".

"У нас не было даже двух попыток", - веско ответил Саленбергер.

"Мы были не в видеоигре. У нас 155 человек на борту", - подхватил Джеффри Сайлз.

Кроме того, как оказалось, те попытки показать посадку на симуляторе включали заход на посадку в тот же момент, что птицы попадали в самолет. Они не моделировали и не учитывали, что пилоты находились какое-то время в состоянии переговоров с диспетчерами. А ведь в этой кризисной ситуации была важна каждая секунда.

И еще одна фраза звучала уже в фильме, снятому по этим событиям - "Чудо на Гудзоне". В нем роль Чесли играл Том Хэнкс - один из моих любимых актеров.

Чесли-Хэнкс сказал комиссии: "Давайте начистоту. Вы говорите об ошибке пилотов, о человеческом факторе. Так добавьте в ваши расследования человека! Включите время переговоров. Дайте им 30 секунд на принятие решения, и покажите, как приземлятся пилоты на симуляторах!"

В реальном времени несколько пилотов на онлайн-связи с залом заседаний комиссии попробовали это сделать на авиасимуляторах. В итоге, с заданными условиями, ни один не смог произвести посадку в ближайших аэропортах.

Чесли был оправдан. И его победа тоже во многом была чудом. Один человек победил в схватке и интересами "вышестоящих руководителей" и связанных с ними корпораций. Хотя нет, конечно, он был не один. У него была огромная поддержка.

Да, снял фильм "Чудо на Гудзоне" (в англ. версии - "Sully") снял замечательный режиссер Клинт Иствуд. К слову, по словам Чесли, и Иствуд подошел к сценарию с огромной ответственностью и педантизмом, и Том Хэнкс настолько глубоко изучил все детали, что смог передать все тонкости того, что происходило.

Для меня в этой истории поразительно, что человек, спасший полторы сотни жизней, совершивший чудо, еще и подвергался нападкам. Но справедливость восторжествовала.

До сих пор пассажиры того рейса дружат и встречаются между собой и отмечают годовщины того удивительного спасения.

Командир уходит последним

Те, кто находился на ближайших улицах, испытали не меньший шок — снижающийся самолёт заставил вспомнить о терактах 11 сентября.

Airbus A320 коснулся поверхности воды, подняв тучу брызг, которые скрыли его на несколько секунд. Со стороны показалось, что самолёт разрушился или ушёл на дно, но затем все увидели, что лайнер остаётся на поверхности.

Обломки самолета Як-42, на борту которого находилась ярославская хоккейная команда «Локомотив».

Экипаж сумел предотвратить катастрофу, но это ещё не было спасением — самолёт не мог долго держаться на воде. На борту были спасательные жилеты, но прыгать в воду было нельзя — на дворе стоял январь, и купание в Гудзоне грозило людям повторением судьбы пассажиров «Титаника», многие из которых не утонули, а умерли от переохлаждения в ледяной воде.

А320 постепенно погружался, и его пассажиры выбирались на плоскости крыльев и крышу. В это время полицейские, береговая охрана, спасатели и просто неравнодушные люди, располагавшие плавсредствами, устремились к самолёту, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.

Эвакуацию удалось провести оперативно. Чесли Салленбергер, как и положено командиру судна, покидал его последним, обойдя салон и убедившись, что на борту никого не осталось.

В результате ЧП пострадали 83 человека, большинство из которых получили лёгкие обморожения, и лишь пятеро были тяжело ранены при посадке.

Такой исход данной ситуации с полным основанием позволил назвать её «чудом на Гудзоне».

Чесли Салленбергер обходит салон того самого самолёта.

«Лётчик высшего класса»

В год, когда Виктор Мостовой совершил «чудо на Неве», 12-летний сын стоматолога из Техаса Чесли Салленбергер стал членом общества людей с высоким IQ Менса.

Увлечение авиацией пришло позже, в 16 лет. Чесли поступил в частный аэроклуб, где понял, что профессия лётчика — это то, чем он хочет заниматься всю жизнь.


После семи лет военной службы он перешёл в гражданскую авиацию. Специалиста с военным опытом и высоким IQ привлекли к расследованию авиакатастроф.

Гораздо позже лётчик основал компанию Safety Reliability Methods, которая даёт консультации по технике безопасности на авиатранспорте.

Но основным делом для Чесли Салленбергера оставались полёты. Три десятка лет он пилотировал гражданские суда авиакомпании US Airways, благополучно доставляя пассажиров к месту назначения.

Чесли Салленбергер.

«Мы садимся на воду»

Салленбергер доложил на землю: на борту аварийная ситуация, выведены из строя оба двигателя, нужна экстренная посадка.

Ситуация была почти безнадёжной: тяга двигателей стремительно уменьшалась, запаса высоты не было, поскольку А320 успел подняться только на 975 метров, а внизу простирался мегаполис.

Як-28.

Наземные диспетчеры отмечали, что командир лайнера сохранял абсолютное спокойствие. Первоначально он объявил, что вернётся в аэропорт Нью-Йорка, затем сказал, что совершит посадку в ближайшем аэропорту Тетерборо. После этого связь прервалась.

Пилоты поняли, что до аэропорта не доберутся — в воздухе им оставалось находиться считанные секунды. Развернув лайнер на юг, они повели А320 над рекой Гудзон. Перед ними вырос мост Джорджа Вашингтона, но, как когда-то пилотам Ту-124 удалось избежать столкновения с ленинградскими мостами, так и американцам удалось миновать одну из нью-йоркских достопримечательностей.

Выбора не было — Чесли Салленбергер принял решение сажать самолёт на воду. Растерянные и толком не понимающие, что происходит, пассажиры услышали по громкой связи голос командира: «Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду».

Обломки самолёта.

«Приготовьтесь к удару!» Подлинная история «Чуда на Гудзоне»

Чудо на Гудзоне.

Современная гражданская авиация является одним из самых безопасных видов транспорта. Многократное дублирование различных систем позволяет свести опасность катастрофы до минимума.

И всё-таки избежать чрезвычайных ситуаций совсем невозможно. Одной из самых опасных из них считается вынужденная посадка на воду.


Авиаэксперты убеждены — если есть хоть один шанс этого избежать, им надо воспользоваться. Потому что даже посадка лайнера «на брюхо» в аэропорту оставляет куда больше шансов на выживание пассажиров и членов экипажа, чем приводнение.

Мировая авиация знает всего чуть более десятка управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду. Большинство из них не обходились без жертв на борту.

21 августа 1963 года экипаж советского авиалайнера Ту-124, летевшего из Таллина в Москву, совершил вынужденную посадку в Ленинграде, прямо на поверхность Невы. Командир лайнера Виктор Мостовой сумел сделать невероятное — уйдя от столкновения с многочисленными мостами, он приводнил самолёт так, что уцелели все пассажиры и члены экипажа.

Без малого 46 лет спустя на месте Мостового оказался американский пилот Чесли Салленбергер.

Эта уникальная фотография впервые увидела свет лишь через 30 лет после приводнения Ту-124.

«Чудо на Гудзоне». Отрывок из книги, которая легла в основу фильма


8 сентября на российские экраны выходит фильм Клинта Иствуда «Чудо на Гудзоне» с Томом Хэнксом в главной роли. На новый дорогостоящий блокбастер голливудских звёзд вдохновила реальная история, произошедшая с лётчиком Чесли Салленбергером, которую он описал в одноимённой автобиографической книге.

Клинт Иствуд.

В 2009 году командиру пассажирского авиалайнера Салленбергеру удалось посадить Airbus A320-214 на поверхность реки Гудзон после того, как самолёт столкнулся со стаей птиц и оба его мотора оказались неисправны. В нескольких аэропортах лайнеру отказали в экстренной посадке, но Салленбергер сумел развернуть воздушное судно прямо над городом и приводниться на реку, при этом никто из 150 пассажиров и 5 членов экипажа не пострадал. В СМИ фантастическое происшествие получило название «чудо на Гудзоне», а сразу после случившегося авиакомпания обвинила отважного лётчика в том, что он необдуманно рисковал жизнью людей.

Салленбергер написал мемуары, в которых рассказал о сложностях, с которыми ему пришлось столкнуться, — в Америке они уже давно стали бестселлером, а в России автобиография только появилась на книжных полках.

Этот полёт длился всего несколько минут, но многие его подробности по-прежнему ярки и свежи в моей памяти.

Ветер был северный, а не южный, что для этого времени года довольно необычно. И колёса моего шасси, катясь по грунтовой взлётно-посадочной полосе в техасской глубинке, издавали характерный грохочущий звук. Помню запах паров машинного масла, вплывавший в кокпит, когда я готовился к вылету. И ещё в воздухе витал аромат свежескошенной травы.

Светлана Алексиевич. Цинковые мальчики (2013) Издательство «Время»

Отчетливо помню ощущение своего тела — обострённое чувство бдительности — когда вырулил на исполнительный старт, пробежался по чеклисту и приготовился к взлёту. И ещё всплывает момент, когда самолёт поднялся в воздух, и другой — всего три минуты спустя — когда я должен был вернуться на землю, предельно сосредоточившись на текущих задачах.

Все эти воспоминания по-прежнему со мной.

За свою жизнь пилот может взлетать и приземляться тысячи раз, и очень многие из этих взлётов и посадок словно сливаются в одно ускоряющееся размытое пятно. Но почти всегда у любого лётчика случается какой-то конкретный полёт, который бросает ему вызов, или учит его чему-то, или каким-то образом меняет его самого, и каждое чувственное мгновение этого переживания впечатывается в сознание навсегда.

В моей жизни было несколько незабываемых полётов; они продолжают жить в моём разуме, порождая шквал эмоций и давая пищу для размышлений. Один из них холодным январским днём 2009 года привёл меня к нью-йоркской реке Гудзон. Но ещё — тот эпизод, который я только что описал: мой первый самостоятельный полёт, состоявшийся на исходе субботнего дня на поросшей травой взлётно-посадочной полосе в Шермане, штат Техас. Это произошло 3 июня 1967 года, тогда мне было шестнадцать лет.

Именно тот полёт и ещё несколько других всплывают в моей памяти, когда вспоминаю все те факторы, которые сформировали меня как юношу, мужчину и пилота. И в небе, и на земле в этом процессе участвовали многие серьёзные события, уроки и переживания — и многие люди. Я благодарен им всем. Все эти моменты моей жизни словно откладывались на депозит в банке — до тех пор, пока они мне не понадобятся. Стараясь совершить безопасную посадку рейса 1549 на Гудзон, я почти подсознательно опирался на их опыт.


Когда мне было четыре года, я пару месяцев хотел быть полицейским, а потом решил, что стану пожарным. Однако уже к тому времени, как мне исполнилось пять, я точно знал, что хочу делать в своей жизни, а именно — летать.

Моё решение ни разу не поколебалось с тех пор, как подобная мысль пришла мне в голову. Или, точнее, пронеслась у меня над головой — в виде реактивных истребителей, которые крест-накрест расчерчивали небо над домом моего детства в окрестностях города Денисон, штат Техас.

Мы жили у озера, на небольшом клочке земли, в девяти милях (14,5 км) от авиабазы ВВС Перрин. Это была глухая сельская глубинка, и самолёты летали очень низко, примерно на высоте в 3000 футов (914,4 м), и их приближение всегда можно было услышать издалека. Папа давал мне бинокль, и я нетерпеливо вглядывался вдаль, в горизонт, гадая: что там, за ним? Это разжигало во мне жажду странствий. А уж если дело касалось реактивных самолётов, то, что было «там», становилось особенно волнующим, поскольку оно всё приближалось и приближалось ко мне — и на огромной скорости.

Моё детство пришлось на 1950-е годы; тогда эти небесные машины были гораздо более шумными, чем современные истребители. Тем не менее я не припомню ни одного человека в нашей части Северного Техаса, который возмущался бы их шумом. Незадолго до этого закончилась Вторая мировая война, и ВВС вызывали у американцев чувство гордости. Лишь десятилетия спустя, когда жители посёлков, расположенных неподалёку от воздушных баз, начали поговаривать о шуме, лётчики сочли нужным как-то ответить на эти жалобы. Они стали щеголять наклейками на бампере: «РЁВ РЕАКТИВНОГО САМОЛЁТА — ЗВУК СВОБОДЫ».

В самолётах меня завораживало всё: издаваемые ими различные звуки, их внешний вид, законы физики, которые позволяли им стремительно проноситься по небу; но особенно — люди, которые управляли ими с очевидным мастерством.


Я собрал свою первую модель самолёта, когда мне было шесть лет. Это была уменьшенная копия Spirit of St. Louis («Дух Сент-Луиса»), на котором летал Чарльз Линдберг. Я много читал о «счастливчике Линди» и понимал, что на самом деле совершить полёт через Атлантику ему помогла вовсе не слепая удача. Он планировал. Он готовился. Он был терпелив. Вот что делало его героем в моих глазах.

К 1962 году, когда мне исполнилось одиннадцать, я уже читал запоем любые книги и журналы со статьями о полётах, какие только удавалось раздобыть. В том же году состоялся и мой первый полёт на самолёте. Моя мама, учительница начальных классов, предложила мне сопровождать её на съезд ассоциации учителей и родителей нашего штата в Остине; этот полёт был первым в жизни и для неё.

Аэропорт — Даллас/Лав-Филд — находился в 75 милях (120,7 км) к югу от нашего дома, и когда мы туда приехали, он показался мне волшебным местом, где обитали небожители. Пилоты. Стюардессы. Хорошо одетые пассажиры, летевшие по своим делам.

День выдался облачный, немного дождливый, и мы вышли на перрон, чтобы подняться по трапу на борт нашего самолёта Convair 440, принадлежавшего компании Braniff Airways. На маме были белые перчатки и шляпка. Я был в спортивном пиджаке и слаксах. Так люди путешествовали в те времена. Надевая свои лучшие наряды.

Наши места располагались по правому борту лайнера. Мама и сама с удовольствием села бы у иллюминатора, но она хорошо меня знала. «Садись к окошку», — сказала она, и прежде чем самолёт сдвинулся хотя бы на дюйм, я прижался лицом к стеклу, жадно впитывая впечатления.

С округлившимися глазами я следил, как самолёт разбегается и начинает взлёт. В голове сверкнула мысль: всё, что есть на земле, сверху напоминает схему игрушечной железной дороги. А вторая мысль — что я хочу эту жизнь в воздухе для себя…

Хэнкс в роли героя, герой в роли Хэнкса

Самолёт отбуксировали к причалу около Всемирного финансового центра, где и извлекли из воды.

А320 больше не поднялся в небо. Он был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (в этот город лайнер должен был прилететь во время своего рокового рейса). Теперь самолёт является одним из самых популярных экспонатов.

А Чесли Салленбергер превратился в настоящего «героя нации», участника многочисленных ток-шоу. Правда, находились и те, кто считал, что самолёт можно было посадить и иным способом, а лётчик подверг людей неоправданному риску.

Однако расследование пришло к выводу: действия пилота были единственно верными.

Семь лет спустя на мировые экраны вышел филь «Чудо на Гудзоне», в котором главную роль сыграл Том Хэнкс.

65-летний Чесли Салленбергер ответил на это весьма неожиданно — в телевизионном шоу Джимми Киммела пилот сыграл… Тома Хэнкса. Вернее, он сделал пародии на все знаменитые роли актёра от Форреста Гампа до астронавта Джеймса Ловелла из «Аполлона-13».

Том Хэнкс, также участвовавший в шоу, просмотрев пародии, заметил: «Чесли Салленбергер, я так тебя уважал. Теперь у нас обоих есть тёмные пятна в карьере».

Особо опасные гуси

15 января 2009 года должно было стать для опытнейшего пилота обычным рабочим днём.

Ему предстояло выполнить рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл. Вылет из Нью-Йорка был назначен на 15:20 по местному времени.

Полёт выполнялся на Airbus A320. Самолёт не вызывал опасений — он был выпущен в 1999 году, регулярно проходил плановое обслуживание и не вызывал нареканий.


Вторым пилотом у Салленбергера в этот день был 49-летний Джеффри Скайлз. За его плечами было 23 года работы в US Airways, но на А320 лётчику предстояло лететь во второй раз в жизни.

Всего на борт самолёта поднялись 150 пассажиров. Кроме двух пилотов, в экипаж входили три стюардессы.

В 15:24 лайнер вылетел из аэропорта Нью-Йорка. И почти сразу случилось ЧП.

Как правило, во всех аэропортах существуют системы отпугивания птиц. Это необходимо для предотвращения столкновения пернатых с самолётами, что представляет серьёзную опасность для полётов.

Но в этот день на пути Airbus A320 оказалась не одна шальная птичка, а целая стая гусей. Встреча произошла всего через 90 секунд после взлёта. Уклониться от них самолёт не мог, и через мгновение раздались глухие удары, которые слышали и пассажиры в салоне.

Для современных лайнеров выход из строя одного двигателя не является фатальным — самолёт может долететь до пункта назначения и на одном.

Но в этот день гуси попали в оба двигателя, которые вышли из строя. Пассажиры услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма, некоторым через стёкла иллюминаторов был виден огонь.

Река Гудзон.

«Приготовьтесь к удару!» Подлинная история «Чуда на Гудзоне»

«Приготовьтесь к удару!» Подлинная история «Чуда на Гудзоне»

За всеми великими событиями стоят простые люди. Простые, но не обыкновенные. Только настоящие фанаты своего дела, чувствующие личную ответственность за все, за что берутся, способны спасти сотни жизней и пройти свой путь достойно.

Главный герой «Чуда на Гудзоне» Чесли Салленбергер именно такой.

С годами и опытом человек нередко начинает выполнять свои служебные обязанности на автомате. Теряет остроту восприятия, а заодно с ней — индивидуальный подход к каждой новой задаче. И только профессионал экстра-класса непрерывно совершенствуется, не допускает автоматизма и вкладывает в работу все свои силы.

Чесли Салленбергер, командир воздушного судна и автор нашумевшего бестселлера «Чудо на Гудзоне», спас 155 человеческих жизней именно благодаря такому подходу. Ни разу на протяжении всей своей летной карьеры он не допустил невнимательности или небрежности: ни в 16, когда учился летать на двухместном самолете с одним винтовым двигателем, ни в 20, когда пилотировал боевой истребитель, ни после 30, когда стал летчиком гражданской авиации. «Я сразу осознал, что летать на самолете, — пишет он, — значит не совершать ошибок. Либо ты управляешь ситуацией, либо она управляет тобой».

Пилот Чесли Салленбергер не изменял своим принципам и в лучшие годы американской авиации, и в период кризиса, наступившего 11 сентября 2001 года. Сокращение привилегий пилотов, многократное уменьшение заработной платы, проблемы с кредитами не заставили Салли работать спустя рукава. Он делал максимум в небе и трудился на земле, непрерывно перенимал опыт других пилотов и тщательно изучал каждую произошедшую в авиации катастрофу. Вся биография Салли — это история человеколюбия и ответственности.

Двое усыновленных детей в его семье — еще одно тому подтверждение.

Как и одноименный фильм, недавно вышедший на экран, книга «Чуда на Гудзоне» утверждает главное: только профессионал способен совершить чудо. Это не воля случая и не счастливый билет, а преданность людям и полная ответственность за ту работу, которую делаешь.

Самый крайний случай

Современная гражданская авиация является одним из самых безопасных видов транспорта. Многократное дублирование различных систем позволяет свести опасность катастрофы до минимума.

И всё-таки избежать чрезвычайных ситуаций совсем невозможно. Одной из самых опасных из них считается вынужденная посадка на воду.

Авиаэксперты убеждены — если есть хоть один шанс этого избежать, им надо воспользоваться. Потому что даже посадка лайнера «на брюхо» в аэропорту оставляет куда больше шансов на выживание пассажиров и членов экипажа, чем приводнение.

Мировая авиация знает всего чуть более десятка управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду. Большинство из них не обходились без жертв на борту.

21 августа 1963 года экипаж советского авиалайнера Ту-124, летевшего из Таллина в Москву, совершил вынужденную посадку в Ленинграде, прямо на поверхность Невы. Командир лайнера Виктор Мостовой сумел сделать невероятное — уйдя от столкновения с многочисленными мостами, он приводнил самолёт так, что уцелели все пассажиры и члены экипажа.

Без малого 46 лет спустя на месте Мостового оказался американский пилот Чесли Салленбергер.

«Лётчик высшего класса»

В год, когда Виктор Мостовой совершил «чудо на Неве», 12-летний сын стоматолога из Техаса Чесли Салленбергер стал членом общества людей с высоким IQ Менса.

Увлечение авиацией пришло позже, в 16 лет. Чесли поступил в частный аэроклуб, где понял, что профессия лётчика — это то, чем он хочет заниматься всю жизнь.

После семи лет военной службы он перешёл в гражданскую авиацию. Специалиста с военным опытом и высоким IQ привлекли к расследованию авиакатастроф.

Гораздо позже лётчик основал компанию Safety Reliability Methods, которая даёт консультации по технике безопасности на авиатранспорте.

Но основным делом для Чесли Салленбергера оставались полёты. Три десятка лет он пилотировал гражданские суда авиакомпании US Airways, благополучно доставляя пассажиров к месту назначения.

Особо опасные гуси

15 января 2009 года должно было стать для опытнейшего пилота обычным рабочим днём.

Ему предстояло выполнить рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл. Вылет из Нью-Йорка был назначен на 15:20 по местному времени.

Полёт выполнялся на Airbus A320. Самолёт не вызывал опасений — он был выпущен в 1999 году, регулярно проходил плановое обслуживание и не вызывал нареканий.

Вторым пилотом у Салленбергера в этот день был 49-летний Джеффри Скайлз. За его плечами было 23 года работы в US Airways, но на А320 лётчику предстояло лететь во второй раз в жизни.

Всего на борт самолёта поднялись 150 пассажиров. Кроме двух пилотов, в экипаж входили три стюардессы.

В 15:24 лайнер вылетел из аэропорта Нью-Йорка. И почти сразу случилось ЧП.

Как правило, во всех аэропортах существуют системы отпугивания птиц. Это необходимо для предотвращения столкновения пернатых с самолётами, что представляет серьёзную опасность для полётов.

Но в этот день на пути Airbus A320 оказалась не одна шальная птичка, а целая стая гусей. Встреча произошла всего через 90 секунд после взлёта. Уклониться от них самолёт не мог, и через мгновение раздались глухие удары, которые слышали и пассажиры в салоне.

Для современных лайнеров выход из строя одного двигателя не является фатальным — самолёт может долететь до пункта назначения и на одном.

Но в этот день гуси попали в оба двигателя, которые вышли из строя. Пассажиры услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма, некоторым через стёкла иллюминаторов был виден огонь.

«Мы садимся на воду»

Салленбергер доложил на землю: на борту аварийная ситуация, выведены из строя оба двигателя, нужна экстренная посадка.

Ситуация была почти безнадёжной: тяга двигателей стремительно уменьшалась, запаса высоты не было, поскольку А320 успел подняться только на 975 метров, а внизу простирался мегаполис.

Наземные диспетчеры отмечали, что командир лайнера сохранял абсолютное спокойствие. Первоначально он объявил, что вернётся в аэропорт Нью-Йорка, затем сказал, что совершит посадку в ближайшем аэропорту Тетерборо. После этого связь прервалась.

Пилоты поняли, что до аэропорта не доберутся — в воздухе им оставалось находиться считанные секунды. Развернув лайнер на юг, они повели А320 над рекой Гудзон. Перед ними вырос мост Джорджа Вашингтона, но, как когда-то пилотам Ту-124 удалось избежать столкновения с ленинградскими мостами, так и американцам удалось миновать одну из нью-йоркских достопримечательностей.

Выбора не было — Чесли Салленбергер принял решение сажать самолёт на воду. Растерянные и толком не понимающие, что происходит, пассажиры услышали по громкой связи голос командира: «Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду»

Командир уходит последним

Те, кто находился на ближайших улицах, испытали не меньший шок — снижающийся самолёт заставил вспомнить о терактах 11 сентября.

Airbus A320 коснулся поверхности воды, подняв тучу брызг, которые скрыли его на несколько секунд. Со стороны показалось, что самолёт разрушился или ушёл на дно, но затем все увидели, что лайнер остаётся на поверхности.

Экипаж сумел предотвратить катастрофу, но это ещё не было спасением — самолёт не мог долго держаться на воде. На борту были спасательные жилеты, но прыгать в воду было нельзя — на дворе стоял январь, и купание в Гудзоне грозило людям повторением судьбы пассажиров «Титаника», многие из которых не утонули, а умерли от переохлаждения в ледяной воде.

А320 постепенно погружался, и его пассажиры выбирались на плоскости крыльев и крышу. В это время полицейские, береговая охрана, спасатели и просто неравнодушные люди, располагавшие плавсредствами, устремились к самолёту, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.

Эвакуацию удалось провести оперативно. Чесли Салленбергер, как и положено командиру судна, покидал его последним, обойдя салон и убедившись, что на борту никого не осталось.

В результате ЧП пострадали 83 человека, большинство из которых получили лёгкие обморожения, и лишь пятеро были тяжело ранены при посадке.

Такой исход данной ситуации с полным основанием позволил назвать её «чудом на Гудзоне».

Хэнкс в роли героя, герой в роли Хэнкса

Самолёт отбуксировали к причалу около Всемирного финансового центра, где и извлекли из воды.

А320 больше не поднялся в небо. Он был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (в этот город лайнер должен был прилететь во время своего рокового рейса). Теперь самолёт является одним из самых популярных экспонатов.

А Чесли Салленбергер превратился в настоящего «героя нации», участника многочисленных ток-шоу. Правда, находились и те, кто считал, что самолёт можно было посадить и иным способом, а лётчик подверг людей неоправданному риску.

Однако расследование пришло к выводу: действия пилота были единственно верными.

Семь лет спустя на мировые экраны вышел филь «Чудо на Гудзоне», в котором главную роль сыграл Том Хэнкс.

65-летний Чесли Салленбергер ответил на это весьма неожиданно — в телевизионном шоу Джимми Киммела пилот сыграл… Тома Хэнкса. Вернее, он сделал пародии на все знаменитые роли актёра от Форреста Гампа до астронавта Джеймса Ловелла из «Аполлона-13».

Том Хэнкс, также участвовавший в шоу, просмотрев пародии, заметил: «Чесли Салленбергер, я так тебя уважал. Теперь у нас обоих есть тёмные пятна в карьере».

Читайте также: