Как живут киберспортсмены cs go

Обновлено: 18.05.2024

Комментаторы, обсуждая игру 26-27 летнего игрока, часто называют его «ветераном» сцены. И правда, киберспортсмены нередко уходят в отставку, еще не разменяв третий десяток. Чем же они занимаются после конца карьеры?

Классическая ситуация — успешный игрок не уходит из соревновательной части игры, но меняет амплуа. Он становится тренером или менеджером, помогая с высоты своего опыта молодым игрокам достигать успеха. «Игрок, ставший тренером» встречается не только в киберспорте. В обычном спорте это едва ли не самый популярный способ появления новых лиц в тренерском составе.

Менеджерами бывшие игроки становятся реже. Все же для такой работы недостаточно хорошо понимать игру и находить язык с молодежью, нужны и другие навыки.

Экс-игроки тренируют девять из десяти лучших команд мира. BIG, Vitality, EG, NAVI, G2, FaZe, Liquid, FURIA, Astralis — эти и другие команды выступают под руководством тренеров, которые в прошлом были игроками.

Еще один популярный вариант продолжения карьеры в любимом деле. Киберспортсмены живут в атмосфере постоянной нагрузки — регулярные тренировки и перелеты, стресс от выступления на сцене, эмоциональное давление и многие другие факторы могут вызвать усталость от Counter-Strike: Global Offensive.

Переквалификация в стримера или комментатора — отличный способ снять нагрузку и остаться в игре. Лишившись необходимости по восемь часов семь дней в неделю гонять праки, киберспортсмены предотвращают выгорание и еще долгие годы способны радовать фанатов своей игрой на стримах или делится мудростью со зрителями на трансляциях.

Таким путем пошел Майк shroud Гржесик. Ранее он был одним из лучших игроков состава Cloud9 по Counter-Strike: Global Offensive, а теперь регулярно ведет трансляции по другим популярным шутерам.

Может быть такое, что бывший кибератлет остается в любимом деле, но пропадает из поля зрения обычного фаната. Например, Фатих gob b Дэйк уже третий год подряд защищает цвета клуба BIG. Но если раньше он раздавал хедшоты в игре, то теперь занимает организационную должность в той же организации.

Бывает такое, что глаз опытного игрока помогает в трансляции. Некоторые из бывших профи работают камераменами на турнирах вроде Dreamhack. Именно благодаря их пониманию игры зрители всегда видят отличную картинку из «нужных глаз».

Еще часть экс-игроков продолжают работать уже вне виртуальных соревнований. Кто-то остается близким к тусовке. Например, Алексей White-Ra Крупник, бывший игрок в StarCraft теперь сотрудничает с Twitch.

Другие просто продолжают заниматься соревновательными играми, меняя виртуальные поля боя на вполне реальный, скажем, стол для покера. Именно такой путь проделал Рэнди Nanonoko Лью.

Джонатан Fatal1ty Уэндел открыл компанию и назвал ее в честь себя — Fatal1ty. Сначала компания занималась продажей ковриков. Со временем начала торговать наушниками, системными блоками и другими крутыми аксессуарами для геймеров. Сам Джонатан играть любит до сих пор и периодически стримит.

Карьера вирутального атлета скоротечна. Многие из лучших игроков отключаются от про-сцены в 27-28 лет. В это время в обычном спорте звезды только выходят на пик славы! Тем не менее, ранняя отставка не значит конец всему. Многие уже экс-игроки продолжают проводить время с любимой игрой или переквалифицируются, разбивая стереотип о неумелых геймерах.

Блин, тут жизнь кибер спортсмена описана, будто это жизнь полная препятствий) Жизнь выпускника юрфака миллионника, который работает после вуза в макдаке куда сложнее)
Можно целую простыню накатать "жизнь после юрфака") ред.

Ну откровенно говоря жизнь каждого человека сложна по своему.

Как бы на юрфак легче поступить чем стать киберкотлетой

Нуууу. смотря что считать кибератлетом. Я вот играл в нулевых на соревнованиях устроенных местным провайдером и. Я КИБЕРКОТЛЕТ. )))

В целом проще. Найти потом ему применение на нормальную зп. Некоторым проще киберкотлетой стать)

Тоже был бы интересный материал :)

А почему они уходят из спорта так рано? Какой такой навык безвозвратно теряется на подлёте к тридцатке? На ум приходят реакция, координация, вестибулярка, но это очень гибкие способности, которые тренируются, развиваются и поддерживаются на длинной дистанции.

В истории спорта много историй о позднем начале карьеры и хороших результатах впоследствии, а в киберспорте как будто все ливают сразу, как стукнет за 25.

Мотивация и время, которое люди готовы уделять.
Человек лет 26-30 уже имеет интересы вне игры, если не семью.
А парень лет 16-20 может с энтузиазмом сидеть в игре 12-16 часов каждые сутки.
Чтобы скомпенсировать разницу в уделяемом времени и мотивации, нужен огроменнейший талант, которого у большинства киберспортсменов нет

все от киберспорта зависит.
все познается в сравнение. условно ты можешь играть лучше всех на серваке,но если тебя сравнивают среди лучших,ты просто теряешь во всех показателях(которые ты написал)
быть лучшим долго - не сложно.
быть лучшим среди лучших - возраст.

Кто-то эмоционально выгорает, как Глэйв или Хур9х. Причем это не зависит от количества выигранных трофеев и успехов. Кто-то теряет форму. У тебя есть опыт за плечами, но какой-нибудь 20летний парень на энтузиазме тебя тупо закликивает. Плюс личная жизнь, семья, дети. В 30 лет тебе не хочется месяцами сидеть на буткемпе и 24 на 7 задрачиваться перед турнирами. Это во-первых. А во-вторых, у про игроков к 30 набивается фан база, которая готова донатить тебе на стримах хорошие бабки и смотреть стримы. Также можно уйти в аналитику или комментировать, как Сеня из НаВи, например. Тоже хорошие деньги и достаточно свободного времени. А можно вложить деньги или открыть бизнес и ничего не делать, отдыхать.

Играть и не забивать на учебу

Что делать 13-летнему подростку, который хочет попасть в киберспорт? Ответ прост: нужно играть! В интернете есть огромное количество видеороликов, из которых можно почерпнуть навыки достойной игры. Подавляющее большинство нынешних именитых киберспортсменов не оканчивали никаких академий, учились играть самостоятельно, развивали свои таланты, анализировали игру профессионалов, учились у опытных товарищей.

Но начинающему белорусскому геймеру рано задумываться о профессиональных турнирах. Его путь начинается с создания микса — команды начинающих из друзей и знакомых. И играть стоит с такими же начинающими на турнирных онлайн-площадках для любителей.

— Есть две основные площадки для игры в миксах: это FaceIt и ESEA, — рассказывает тренер молодежной команды Zorka из организации Nemiga Gaming Кирилл Царев; у него продолжительная киберспортивная карьера в Counter-Strike, а сейчас он занимается воспитанием молодых талантов. — FaceIt популярнее. Там сохраняется вся история ваших матчей, ведется статистика. Но зачастую хорошей статистики и процента побед может быть недостаточно, чтобы о вас начали говорить.


FaceIt представляет собой, наверное, самую популярную платформу среди игроков в CS:GO, которые стремятся достичь профессионального уровня. Там есть не только обилие бесплатных открытых турниров, но и собственная система матчмейкинга, собственные ранги. Чем лучше ты играешь и чем чаще побеждаешь, тем выше продвигаешься по рангам. Если проявлять себя успешно, то можно оказаться на верхних строчках в региональном рейтинге. А это уже повод для менеджеров и тренеров приглядеться к игроку.

В команду Zorka Царева набирают именно ребят от 16 до 20 лет. Это перспективные игроки, перед которыми стоит цель раскрыть потенциал и выйти на новую ступень развития.

— За основу на первом этапе мы берем базовое понимание внутриигровых моментов. У большинства игроков оно на очень низком уровне или вовсе отсутствует. Далее неотъемлемой частью развития в профессионального игрока является работа в команде. Это одна из самых сложных вещей в любом спорте.

Кирилл признается, что далеко не все желающие и горящие киберспортом геймеры способны вкалывать так, чтобы прогрессировать. Некоторые игроки открыто заявляют, что не справятся, узнав, какой на самом деле объем работы предстоит выполнить для получения шанса на хорошие показатели и результативность, и просто уходят.

— В связи с этим периодически состав нашей академии обновляется. Уходят слабые, медленно прогрессирующие, немотивированные, недисциплинированные.


В такой ротации спустя время остаются самые сильные игроки, которые в будущем могут претендовать на переход в основной состав организации.

В обществе сложился стереотип, что геймеры все свое время посвящают играм, стабильно забивая на учебу и контакты в социуме. И в некоторых запущенных случаях это так. Но для будущего киберспортсмена такое поведение может аукнуться в будущей профессиональной карьере.

— Стоит уделять время учебе в школе, — подчеркивает Кирилл. — Именно там в начале жизненного пути учат учиться. Это навык, который будет необходим при попадании в организацию: придется запоминать много материала, а успешны те, кто быстро мыслит и качественно анализирует. А это уже вытекает из общего развития человека.

Надо постараться даже не заводить вредных привычек. Не проводить все время за компьютером. Больше выходить на прогулки на свежем воздухе. Умеренные физические нагрузки приветствуются. Набраться терпения и постепенно идти к своей цели. Серьезная киберспортивная организация вряд ли подпишет 13-летнего игрока, но вот заметить его может. Поэтому важно прогрессировать в разных направлениях: умственная, физическая психологическая форма. Чтобы к моменту достижения 16-летия быть в лучшей форме. С учетом того, что карьера киберспортсмена длится меньше, чем в традиционном спорте, важен даже не каждый год, а каждый день.

Играть и не забивать на учебу. Как исполнить мечту и попасть в киберспорт?

За каждой историей успеха кроются тысячи часов напряженной работы. Да, гениями иногда рождаются, но также справедливо и то, что профессионалом можно стать в результате упорного труда. И игры тут не исключение. Скиловые геймеры могут получать зарплату за то, что играют в соревновательных дисциплинах. Но далеко не все. Вместе с Samsung Galaxy S20 Ultra мы задались вопросом: где играть и как проявить себя белорусскому геймеру, чтобы попасть в профессиональный киберспорт? Рассказать об этом мы попросили людей, которые учат геймеров быть профессионалами.

Первый приз — мышка

— Как у тебя все началось?

— В первый раз я пришел в клуб лет в двенадцать, это был минский «Нео» на Юго-Западе. Сразу понравился Counter-Strike, стал ходить туда постоянно. Собралась команда друзей-одноклассников, начали играть, даже участвовали в турнирах. Ну как участвовали: одна игра — и домой. Но у меня появилась цель: достичь хотя бы тех высот, которые есть у лучших игроков Беларуси. Начал много играть, поднял свой уровень, и меня пригласили в команду посильнее. В основном все играли для развлечения, но я относился к этому более серьезно.


— Играть начал с версии 1.6?

— Начинал с 1.1, но прямо плотно стал играть с 1.5. Хотя больше всего воспоминаний связано с 1.6, конечно. Сейчас играю и тренирую команду в CS: GO.

— Помнишь свой первый приз?

— Да, это было в 2004 году. Турнир проходил на выставке PTS’2004. Мы заняли первое место, выиграли чемпионат Беларуси. Призом была мышка. Сам призовой фонд должен был равняться одной цифре — уже и не вспомню, сколько там было. Но за несколько часов до вручения фонд уменьшился чуть ли не в десять раз.

— У киберспортсменов же есть специализации? Кто-то снайпер, например, и так далее. Кем был ты?

— Я был на разных ролях. Начинал снайпером, где-то через полтора года меня пригласили в другую команду, где снайпер уже был. Пришлось перестраиваться, стал рядовым «штурманом». После того как появилась Nemiga Gaming, я стал капитаном в команде по CS: GO.

— Был момент, когда игра для развлечения надоела и CS стала просто способом заработка?

— Нет, никогда. Нам не настолько большие деньги платили, чтобы можно было сидеть и ничего больше не делать. Тем более крупных побед белорусов на международных турнирах, где серьезные призовые, по CS очень мало.

Нельзя назвать киберспортсменами людей, которые играют только ради развлечения. А сумма заработка должна быть привязана к результату и времени, качественно потраченному для достижения цели.

— Почему так?

— Наши команды хорошо играли на локальной сцене, но из-за отсутствия хорошего интернета мы были в своеобразной резервации: не могли тренироваться с командами, которые сильнее нас, чтобы расти самим. Получилось так, что мы, чемпионы Беларуси, тренировались со слабыми соперниками. А потом приезжаешь на турнир — и там люди совсем другого уровня. Часто это заставало врасплох: начиная от тактик и заканчивая общей подготовкой.

В CS: GO все немножко по-другому. Из-за смены поколения в Беларуси несколько лет существовала только та команда, которая перешла с CS 1.6, — конкурентов у нее не было. Поколение как-то пропало: в 2008 году на отборочном LAN-турнире в Минске играло больше ста команд, а после выхода CS: GO собиралось 8—10. И сейчас ничего не изменилось, хотя возможностей для развития очень много. К примеру, Белорусская федерация спорта проводит турниры на хороших компьютерах и площадках.

Более-менее успешно на международной сцене выступала только одна команда, которая перешла с CS 1.6.


«Совет начинающим: подумайте, надо ли оно вам». Чемпион Беларуси по CS 1.6 о киберспорте и молодых игроках

Киберспорт в реалиях СНГ не особо в почете, хотя по миру отношение к нему другое. Достаточно посмотреть на призовые чемпионов в популярных дисциплинах — к примеру, этим летом лучшая команда по DOTA 2 увезла домой $15 миллионов. Но киберспортсмены не просто играют: здесь и жесткие графики тренировок, и долгая работа с тренером, и многолетние ожидания крупного соревнования. Кирилл «hitmouse» Царев всю жизнь выступает в Counter-Strike: начинал как игрок, продолжил в качестве капитана, а теперь он — тренер молодежной команды Nemiga Gaming. Чемпион Беларуси и участник многих международных турниров рассказал, как на самом деле устроена карьера киберспортсмена и почему нынешнее поколение не такое, как предыдущее. Этой публикацией Onliner и KITKAT начинают цикл статей о людях с необычными профессиями и увлечениями.

Дисциплина и социальные навыки

— Комьюнити геймеров довольно токсичное, — объясняет проблему молодых игроков, жаждущих оказаться в киберспорте, Александр Молочников, основатель команды по Dota 2 Pavaga Gaming. — С одной стороны, у начинающего игрока есть все условия для самостоятельного развития: турнирные платформы, внутриигровые рейтинговые противостояния, возможность играть с более сильными соперниками, есть обучающие видео, всегда можно посмотреть записи игр топовых игроков и команд. Пространства для самообучения достаточно.

С другой стороны, начинающий игрок остается один на один с комьюнити. В процессе игры незнакомые люди за мелкую ошибку могут смешать его с грязью, оскорбить. Часто даже не требуется веских причин: комьюнити привыкло винить в своих ошибках кого-то другого.

Масла в огонь подливают топовые игроки. Они периодически демонстрируют хамское и неуважительное поведение по отношению не только к соперникам, но и к тиммейтам. Для молодых ребят эти кумиры, которые играют в одной из сильнейших команд мира и зарабатывают огромные деньги, оказываются ролевыми моделями поведения.

Эта среда отражается на обычном игроке. У него растет «корона», появляется привычка спихивать свои неудачи на тиммейтов: виноват не он, все плохие, не дают ему побеждать.

Александр советует не зацикливаться только на игре, не забывать про общее развитие, психологию и дисциплину. Надо учиться с раннего возраста профессионально подходить к тому, чем ты занимаешься.

— Это не только в игре, но и в жизни пригодится. Общее развитие, стороннее хобби — и ты не будешь зациклен на игре, сможешь всегда переключиться, отдохнуть, будешь более морально устойчивым, не сгоришь и не потеряешь интерес к игре.

Очень много людей с высоким личным рейтингом, которые на любительском уровне умеют хорошо нажимать на кнопки и играть со случайными тиммейтами, попадают в команду и не могут в ней ужиться на банальном человеческом уровне общения. У людей из профессионального спорта с этим лучше. У них есть понятия дисциплины, уважения к тренеру.


Киберспортивных организаций и академий для геймеров в Беларуси не так уж и много. Одна из них функционирует под эгидой Pavaga Gaming. Академия проповедует определенные принципы, основанные на уважении, дисциплине, правилах и субординации. Есть тренеры, слова которых — это закон. Александр отмечает, что эти простые принципы честно озвучивают и призывают соблюдать всех потенциальных «академиков». Если что-то из этих принципов не устраивает, то никого не держат.

— Мы всегда рады видеть ребят, которые готовы развиваться и работать над собой. На первом этапе те, кто хочет попасть в академию, должны на протяжении пяти дней вести дневник с анализом своих игр. Также им нужно выставить определенные игровые настройки. На основе этого тренеры рассматривают заявки и приглашают соискателей на тесты.

Претенденты на протяжении трех недель проходят испытательный срок, работают так же, как ученики академии. За ними присматривают тренеры. «Академики», в свою очередь, получают поддержку в виде обучающих материалов и видеороликов, консультаций с тренером не только по игровой, но и по психологической составляющей. Также они могут общаться с топовыми игроками, которые делятся своими опытом и компетенцией.

На четвертом этапе пять лучших «академиков» попадают в команду, которая уже представляет киберспортивную организацию Pavaga.

Александр отмечает, что такой состав «академиков» более стабилен. В киберспорте нередко сталкиваются с текучкой кадров, ротацией. Организации становятся заложниками непостоянства состава игроков. А в академии всегда есть ребята — возможно, не такого уровня, но они работают и тренируются по принципам команды, они разделяют общее видение организации и процесса игры, тренировки. Такая замена оказывается существенно менее болезненной.

— Сейчас у нас обучается около 30 человек. Сформировался костяк тех, кто с нами уже долго. Новички видят, что наши принципы — это не просто слова, а работающие и эффективные схемы.

Плюс мы проводим внутренние соревнования, в которых «академики» получают рейтинговые очки. У всех участников есть дневники игр, список домашних заданий, журнал с оценками. Все как в школе или спортивной секции, где слово тренера — закон.

Именно эти дисциплина и готовность учиться являются одними из главных препятствий на пути к тому, чтобы выковать профессионала, способного попасть на главное киберспортивное событие планеты — турнир по Dota 2 The International.

Чем нынешняя молодежь отличается от прошлой

— У молодых игроков реальность с ожиданиями расходится? Например, думают, что будут просто играть, а оказывается, что надо тренера слушать и выполнять монотонные действия.

— Действительно, у очень многих такие представления. Они приходят и играют в удовольствие. Но посмотрите, как тренируется Роналду. Тебе нужно точно так же час за часом отрабатывать рутинные монотонные действия, которые могут понадобиться лишь в какой-то один момент, но именно он и принесет победу.

Так что основную часть времени приходится заниматься тем, что кажется скучным и несущественным. А когда долго занимаешься и нет результата, нужна еще и психологическая выдержка. Да, часто бывает, что ожидания завышены: чемпионами мира за год не становятся. Может понадобиться пять лет, и все эти годы ты не должен сбавлять обороты. Многих это ломает.


Вообще, молодежь «тогда» и «сейчас» сильно отличается. Когда мне было 15—16 лет, какой-то зоны комфорта не существовало: был эдакий переходный момент с уличных развлечений на клубы. Сейчас такого нет. Молодежь теперь меньше общается со сверстниками — думаю, это в целом из-за соцсетей и онлайн-игр, ведь вся коммуникация происходит там. Но киберспорт — коллективная игра, людям нужно общаться, вместе жить, работать.

Раньше команды были более идейными и сплоченными. Несмотря на то что я почти всегда был самым младшим, никаких проблем это не вызывало — я ни разу не почувствовал, что меня обделяют или обижают. А сейчас каждый хочет быть сам по себе. Однако игра командная: никто не заставляет с кем-то дружить в жизни, но когда играете, то должны быть единым целым. Достичь этого можно двумя подходами. Первый — суперпрофессиональное отношение к киберспорту, как в Европе и США: люди не интересуются, кто чем занимается в жизни, и не общаются толком, но в команде работают как слаженный механизм. Второй — как было раньше: все дружат и подбирают в команду людей, с которыми комфортно не только играть, но и в целом проводить время. В Беларуси же сейчас ни того, ни другого.

— Три совета подросткам, которые хотят стать киберспортсменами.

— Во-первых, подумайте, нужно ли вам это. Придется пожертвовать практически всем. Но если вы точно решили, то приступайте: общайтесь с игроками постарше и слушайте их советы, изучайте источники, анализируйте. Не смотрите поверхностно на игроков мирового уровня — старайтесь понять, как они играют и почему используют именно такие тактики. Анализируйте ошибки: если что-то не получается, пробуйте по-другому.

Сейчас очень много игроков, которые не умеют делать выводы. Вот как в начале карьеры допускали одну ошибку, так она и тянется за ними лет десять. Это говорит о том, что они не привыкли работать над собой. Требуется много самостоятельной работы, научитесь бороться с ленью.

Все не так, как, например, в футболе: пришел в кружок, оттуда попал в академию, молодежную команду — и ты все время в системе, которая давно и успешно работает. В киберспорте все иначе.

— А сам не жалеешь, что пошел в киберспортсмены?

— Я не достиг целей, которые ставил, но доволен тем, чем занимаюсь. Приходилось ломать свой характер для успеха, я приобрел много качеств, появились верные друзья и хорошие знакомые. Так что от киберспорта я однозначно больше получил, чем потерял.

KITKAT запускает в Беларуси новинки: розовый Ruby и Green Tea Matcha со вкусом зеленого чая. История шоколада началась с ацтеков, молочный шоколад изобрели 200 лет назад, белый представили в 1936-м, а розовый и со вкусом чая матча без искусственных красителей создали только сейчас. Вслед за Японией, Кореей и Европой белорусские поклонники хрустящего батончика также могут оценить новинки: KITKAT Ruby и японский хит KITKAT Green Tea Matcha. Есть перерыв, есть KITKAT.

О качествах

— В киберспорте уместно говорить о таланте или меткость и скорость реакции киберспортсмена — просто дело тренировок?

— Верно и то, и то. Реакция, на мой взгляд, не так важна, как память и моральная подготовка. Есть люди, которых изначально легко вывести из себя, и они в тяжелый момент теряются. В такой момент все, что они натренировали, пропадает. А есть более стабильные люди — это и гены, и воспитание, и характер. Киберспортсменом может быть каждый, но усилия нужно прикладывать разные.

— Выдержка важнее меткости?

— Реакция и меткость — как раз то, что может развить в себе каждый. А вот анализ ситуаций и стратегическое мышление — факторы более индивидуальные.

— Некоторые игроки меняют дисциплины, а ты всю жизнь в CS. Не было желания перейти в другую игру?

— Честно говоря, нет. Раньше я много играл и просто для интереса — особенно «Герои 3» нравятся. RPG, экшены — очень много всего проходил. Но из киберспортивных играл только в CS. Хотя нет, еще чуть-чуть в Dota — игра очень популярна, и хотелось понять, чем она зацепила миллионы людей. Но после двух с чем-то тысяч часов уже крайне редко запускаю ее.

— Почему люди переходят из одной игры в другую? Надоедает или дисциплины умирают?

— Все сразу. Вот есть чемпион мира по Quake — белорус Cypher. По этой дисциплине соревнования проводят не особо часто: тренироваться сутками напролет ради пары турниров в год — такое себе. Поэтому он начал искать альтернативы, и сейчас тренирует команду по Apex Legends.

— Киберспорт в нашем обществе не всегда уважают: мол, это не спорт, занялись бы лучше делом и так далее. Сталкивался с таким?

— Раньше эта тенденция проявлялась более остро, но сейчас люди видят, что популярность киберспорта растет. Просто мы, как всегда, догоняющая страна даже в СНГ. Рано или поздно киберспорт официально признают спортом.

— Но обычный спорт такого негатива не вызывает: звезд футбола и хоккея, как правило, уважают. Киберспортсменам, наверное, обидно из-за этого?

— Уважение к обычным спортсменам очень даже понятно: просто спорт давно существует. Люди привыкли к нему, всюду видят события в футболе, хоккее. А киберспорт вызывает неприятие, потому что люди не знают нюансов, у них очень поверхностное представление об этой сфере. Когда они поймут, чем отличается мастер от любителя и почему киберспортсменов называют профессионалами, мнение изменится.


— Почему они профессионалы?

— Их подготовка практически не отличается от подготовки обычных спортсменов, которые выступают в дисциплинах с физической активностью. Это работа с тренерами в спортзалах, с диетологами, психологами, а также еще уйма аспектов, над которыми нужно работать, чтобы быть лучшим в той или иной игре.

Как живут киберспортсмены: интервью с Вячеславом Archie Егоровым, игроком Gambit Gaming

Как живут киберспортсмены: интервью с Вячеславом Archie Егоровым, игроком Gambit Gaming

— После окончания учёбы я по собственному желанию пошёл в армию. Соответственно, у меня был целый год, чтобы решить для себя, чем я хочу заниматься, что делать дальше в жизни. Было время, чтобы всё взвесить и обдумать. В итоге я принял решение пробиваться в киберспорте. Я понимал, что это очень рискованное решение, особенно в моей ситуации на тот момент. Вероятность, что ничего не получится, была очень высока. Но всё же у меня было достаточно времени, чтобы мотивировать себя на достижение желаемого. Я обозначил цели и сроки и, вернувшись, приступил к тренировкам.

Вначале было очень тяжело, так как я сильно отставал от остального игрового сообщества. Примерно полгода я потратил только на то, чтобы догнать сильных игроков, а уже в следующие полгода начал попытки попасть в команды, отправлял заявки и так далее.

— Почему ты остановился на профессии киберспортсмена? Следил за киберспортом раньше и хотел быть как эти ребята?

— Нет. До армии я был очень далёк от киберспорта, то есть играл в компьютерные игры, но не думал о том, что так можно зарабатывать деньги, что этим можно заниматься профессионально. Вообще, в моей жизни было много традиционного спорта. У меня первый взрослый разряд по хоккею, занимался им 11 лет, я КМС по гребному слалому, но при всём при том мне очень нравилось играть в комп.

В компьютерных играх есть соревновательный дух, а мне всегда нравилось соревноваться.

— Почему League of Legends, а не Dota 2 или какая-то другая киберспортивная игра?

— Тут такой момент, что Dota на рынке уже 10 лет. Counter-Strike — ещё дольше. Пробиться в этих дисциплинах раза в три сложнее, и перспектив в них на тот момент особых не было. League of Legends, напротив, была относительно молодой игрой и существовала всего 2,5 года. Устоявшихся коллективов в ней было довольно мало, а в ру-сегменте таковых вообще не было. Даже сейчас русскоязычное комьюнити League of Legends, по сравнению с европейским и американским, совершенно неразвито, что даёт большой шанс новичкам.

У меня был опыт игры в Dota и Dota 2, но добиться успеха в новой игре проще и быстрее, да и интереса она вызывает больше, нежели уже известная. Ещё один момент заключается в действиях создателя игры для её продвижения.

Я видел, сколько денег и сил вкладывает Riot Games в развитие League of Legends как киберспортивной дисциплины и создание экосистемы для игроков. Чего стоит тот факт, что Riot Games сама выплачивает зарплаты игрокам.

Создатели игры организовывали хоть и сезонные, но полноценные лиги. На тот момент это был единственный разработчик, который так вкладывался в развитие своей игры. Всё это меня привлекло, я здраво оценил свои силы, тенденции развития дисциплины и Riot Games в целом. Я увидел там будущее и, соответственно, туда и пошёл.

— Почему ты играешь за Gambit Gaming? Чем объясняется выбор этой команды?

— После распада предыдущей команды, в которой я играл, у меня был перерыв. Это было межсезонье, я продолжал тренировки. Спустя некоторое время поступило предложение присоединиться к Gambit Gaming, из-за которого я отказался от ещё одного привлекательного предложения. Это очень влиятельная и раскрученная организация с хорошими перспективами, и я решил играть здесь.

— Получается, что в профессиональном киберспорте не игрок ищет команду, а команды — игроков?

— Здесь всё относительно. Такая концепция работает во всех развитых регионах, но ру-сегмент пока ещё до такого недотягивает. В целом для того, чтобы на тебя обратили внимание и вообще знали, что ты есть, необходимо проявлять активность.

— Стримить на Twitch?

— Не только. Вести группы в социальных сетях. Делать аналитику матчей, высказывать свою точку зрения по тем или иным игровым вопросам и событиям. Конечно, твоё мнение может вызвать шквал критики от несогласных игроков и комьюнити в целом, но к этому нужно быть готовым.

Чтобы киберспортсмена заметили, ему всегда нужно быть на виду. Можно устраивать трансляции, если умеешь хорошо стримить и хорошо играешь. Нужно общаться с игроками, участвовать в конференциях с профессионалами.

— Многие люди, не знакомые с киберспортом, считают, что игроки и уж тем более профессиональные геймеры — чахлые задроты. Вроде как у них очень плохо с физической подготовкой, выносливостью и так далее.

— На самом деле я уже давно не сталкивался с мнением, что киберспортсмены — это чахлые задроты.

Если посмотреть на сцену CS:GO, то там вообще сплошные бодибилдеры.

Когда видишь, что эти люди играют в компьютерные игры, думаешь: «Что за фигня? Они не могут быть такими!» Мнение о плохой физической подготовке киберспортсменов могло быть верным лет 10 назад, но сейчас всё сильно поменялось.

— На чемпионатах на кону огромные деньги, за киберспортсменами пристально и далеко не всегда доброжелательно следят сотни тысяч зрителей… Наверное, сложно играть в такой атмосфере по 5 часов практически без перерывов?

— Больше. Вообще, турнирный день длится от 10 часов и больше. Конечно, играешь ты не всё время, но вынужден постоянно находиться там. А обычные тренировки занимают от 10 до 14 часов в день. Это так, к слову. Играть всего по 5 часов в день — это далеко от правды.

— Ничего себе! То есть реально может возникать необходимость уделять игре до 14 часов в день?

— Что значит «необходимость»? Нет, это всё не так работает. Вот смотри. У тебя есть рабочий день. Сколько длится рабочий день у нормальных людей? 8 часов?

— Да, обычно 8 часов.

— У нас всё по-другому. Мы просыпаемся. Дальше идёт завтрак. Потом тренировка. Обед. Тренировка. Ужин. Тренировка. И ещё ночная тренировка.

В среднем тренировки занимают от 10 до 14 часов в день.

В промежутках между тренировками есть относительно свободные часы, в которые ты можешь ещё потренироваться либо заняться физическим спортом, как это делаю я. Не бывает такого, что ты сидишь за игрой долго без перерыва, потому что это непродуктивно. Тут всё то же самое, что и в любом другом виде спорта. Ни один тренер не будет гонять свою команду по полю 10 часов подряд. Тренироваться приходится много, но делать это нужно качественно.

— На твоих свежих фотографиях видно, что ты занимаешься и силовым спортом. Скажи, а совмещение традиционного и киберспорта среди профессиональных игроков — это тенденция или твой случай единичный?

Вячеслав Archie Егоров, Gambit Gaming

Не все стремятся выглядеть подкачанными. Можно просто бегать или заниматься фитнесом. Главное — тренировать свою сердечно-сосудистую систему, от этого лучше работает голова.

Я недавно занялся бодибилдингом и сделал это отчасти потому, что в нём есть связь с киберспортом.

Ты тренируешь усидчивость, концентрацию, сдержанность, то есть занимаешься довольно скучной, рутинной работой. Тренировки ведь офигеть какие скучные, но тебе необходимо всё время поддерживать концентрацию.

Касательно того, единичен ли мой случай… Нет, у нас есть другие ребята, которые любят ходить в зал. Кто-то вообще предпочитает теннис. Выбор конкретного спорта зависит от того, что тебе нравится и как ты хочешь выглядеть.

— Ты говоришь, что физические упражнения помогают тебе лучше думать. А есть ещё какие-то плюсы?

— Да. Занимаясь физическим спортом, гораздо меньше болеешь. Это особенно актуально, когда прилетаешь на чемпионат в другую страну с другим климатом. Регулярные занятия спортом поддерживают иммунную систему в тонусе, и именно силовой спорт тут тоже помогает, потому что предполагает постоянную работу без перерывов. Если ты занимаешься, например, бегом, то можешь делать это нерегулярно, но работа с железом — такая штука, которой нужно или заниматься постоянно, или не заниматься вообще.

— Правда, что в некоторых командах игроков обязывают заниматься физическим спортом?

— Не берусь утверждать, потому что сам не проверял такую информацию, но в одном интервью с профессиональной командой из Кореи я слышал, что у них в контракте есть пункт об обязательных занятиях физическим спортом. Не имеет значения, каким именно, но ты должен быть физически активным определённое количество часов в неделю.

Руководители команд понимают, что физический спорт способствует выработке эндорфинов, то есть делает игроков счастливее, развивает усидчивость и выносливость. Человек может больше тренироваться в игре, меньше устаёт, всегда в приподнятом настроении, меньше подвержен депрессии, легче переносит поражения.

Я не могу подробно объяснить, как это работает с точки зрения науки, но, опираясь на свои ощущения и прочитанную литературу, могу сделать вывод: физический спорт положительно влияет на жизнь киберспортсмена.

— Ходят слухи, что в киберспорте тоже есть допинг…

— В профессиональных командах действительно есть штатные психологи?

— Есть люди, которым легко общаться с другими членами команды. Есть и такие, кто зажимается и закрывается от всех, даже от своих тиммейтов, никого к себе не подпускает. Без помощи специалиста преодолеть подобные психологические проблемы трудно, но для эффективной работы команды это необходимо, потому что есть контракт. Нужно хорошо играть и активно взаимодействовать. Бывают внутренние конфликты на эмоциях, когда один игрок сказал другому что-то не подумав. В таких ситуациях психологи очень помогают.

— Давай поговорим о еде. Как ты подходишь к своему питанию? Стараешься есть здоровую пищу?

— По возможности да. Если брать последний буткемп (база, где тренируются игроки перед чемпионатом — прим. ред.), то питаться там правильно не особо получалось, но дома я слежу за своим питанием.

Я считаю правильное питание самым важным аспектом, влияющим на здоровье.

Хочешь быть здоровым — питайся правильно. Самый важный приём пищи — это завтрак, кто бы что ни говорил. Если ты не будешь завтракать нормальной едой, то не получишь энергию. Без энергии оставаться весь день на драйве невозможно. Постоянное общение с членами команды отнимает очень много сил.

В межсезонье, когда больше свободного времени, я ем 4–5 раз в день. Это обусловлено тем, что я хочу набрать мышечную массу. Обычный завтрак — это овсяная каша с яйцами. Через 2 часа — творог. На обед — что-нибудь калорийное наподобие риса или макарон с мясом или рыбой. Обязательно включение в рацион клетчатки, то есть овощных салатов. Далее снова перекус. Это может быть творог, если не знаешь, что съесть. На ужин тоже крупа с чем-то белковым, только в меньшем количестве.

Если сильно заморочиться, то можно начать считать калории. Тогда у тебя будет красивое тело, чтобы хорошо выглядеть перед камерой и зрителями.

— Как ты решал вопрос с правильным питанием во время чемпионата?

— В прошлый раз я не смог решить этот вопрос, потому что готовка отнимает очень много времени, которого совершенно нет. В итоге месяц приходилось питаться разными кебабами.

Если речь идёт о правильном буткемпе, сделанном по европейским, американским или корейским стандартам, то там спортсмены вообще ни о чём не заботятся и думают только об игре.

— Получается, если буткемп хороший, о еде вообще думать не надо?

— Да, при наличии средств все вопросы с едой берёт на себя организация.

Профессиональные команды нанимают персонального диетолога, который составляет отдельное меню для каждого спортсмена, и для каждого покупаются специальные продукты.

Конечно, игрок имеет право отказаться и питаться тем, что ему нравится.

— Можешь назвать плюсы и минусы жизни киберспортсмена, если сравнивать с более традиционными профессиями?

— На обычной работе у человека, как правило, нормированный день, то есть он уходит на работу, приходит домой и знает, что его вечер полностью свободен и можно заниматься тем, чем хочется. Жизнь киберспортсмена больше похожа на жизнь профессионального спортсмена. Каждый день полностью расписан. Свободного времени минимум. Конечно, его можно находить, но если ты хочешь быть лучшим, то его просто не будет.

— И так круглый год?

— Нет, в межсезонье довольно мягкий график. Появляется время, чтобы отдохнуть морально и физически. Межсезонье — это восстановление, но терять форму нельзя, чтобы не отставать и сохранять уровень игры.

— Что-то ещё, помимо времени?

— Киберспортсмен меньше защищён. Речь идёт о социальной защите. У нас нет пенсии. Пока что нет. Киберспорт признали официальным спортом и, быть может, введут пенсию в будущем, но пока этого нет. Век киберспортсмена ограничен, и в старости, когда карьера закончится, ты можешь оказаться совсем без средств, в отличие от человека с нормальной работой и трудовой книжкой, который будет получать пенсию.

— Раз уж зашла речь о деньгах… Говорят, что киберспорт — это очень нестабильный заработок. Победитель срывает куш, а проигравшие остаются ни с чем. Так ли это?

— Это работает только в Dota и CS. Занявшие призовые места получают деньги, остальные не получают. В LoL у тебя есть зарплата, которую тебе платит твоя организация, и зарплата, которую тебе платит Riot Games.

— Получается, у игроков League of Legends две зарплаты?

— Не совсем так. Всё зависит от условий контракта, которые для каждого игрока свои. Кто-то получает деньги в межсезонье, кто-то — нет, но в целом доход приемлемый. Для того чтобы комфортно жить, денег вполне хватает.

— На чемпионатах везде реклама брендов. Спонсоры тоже платят игрокам?

— Тут тоже всё зависит от контракта. Если условия позволяют тебе заключать спонсорские соглашения, то пожалуйста. Дополнительный доход можно получать от стримов, но — опять же — только если тебе разрешают. Ты всё время должен спрашивать разрешение организации, чтобы что-то рекламировать. Зачастую спонсоры работают именно с командой, а не с отдельными игроками. Если у организации нет хороших спонсоров, то и платить тебе много не будут, а если есть, то оклад будет соответствующим.

Спонсорские соглашения включают в себя некоторые обязательства. Например, если это производитель аксессуаров, то игроков могут обязать выступать с этими аксессуарами, ну или хотя бы продвигать их.

— Речь идёт о случаях, когда каждый игрок команды сидит в своих наушниках, а на шее — ещё одни наушники от спонсора?

— Да, и тут снова всё возвращается к контракту.

Контракт определяет всё. Как там написано, так и будет.

— Кстати, раз уж коснулись вопроса игровых аксессуаров. Все они, как правило, в разы дороже обыкновенных. На самом ли деле такой инвентарь помогает лучше играть?

— На стоковых девайсах играть нереально. Основная причина — отклик. Но и сверхдорогие покупать не стоит. Всё, что нужно, — это механическая клавиатура за 1–4 тысячи рублей и мышь за 1–2 тысячи. Они помогут однозначно. Касаемо дорогих девайсов, у меня дорогущая клавиатура, но она отличается от других только тем, что сделана из металла и не сломается, даже если упадёт с трёх метров.

— Сложный вопрос: что должно произойти в жизни человека и что надо сделать, чтобы игра превратилась в работу? Достаточно ли для этого практики и упорства или нужно ещё что-то?

— Нужно огромное желание, потому что проигрывать придётся много и это очень тяжело. Проигрывать в принципе тяжело, это сильно бьёт по морали. Взять для примера этот сезон Континентальной лиги. Нам предрекали топ-1 или топ-2, но команда заняла лишь шестое место.

Чтобы попасть в киберспорт, нужна огромная сила воли и характер. Придётся преодолевать вещи, которые тебе бросает жизнь. Когда ты претендовал на первое место, а занял шестое, такое нужно просто уметь проходить.

Для меня это не первое поражение, и поэтому я не раздавлен. А вот в прошлом сезоне, когда я с командой Moscow Five оказался в такой же ситуации, эмоционально было намного тяжелее.

— А как быть тем, кто ещё недотягивает до соревновательного уровня, но хочет стать киберспортсменом. Что ты посоветуешь любителям, желающим пробиться в профессиональный киберспорт?

— Нужна очень сильная мотивация и много тренировок. Если нет пассивного дохода, то ты будешь сидеть без денег, и это очень тяжело. По крайней мере, у меня было так. Если есть родители, которые готовы помогать, то здорово. Если нет — крутись как можешь и не сдавайся. Это тяжело. Сначала ничего не будет получаться, но нельзя сдаваться.

Если ты не сдашься к моменту, когда достигнешь вершины рейтинга, наладишь контакты с профессионалами и получишь первое приглашение в организацию, то вот там всё и начнётся.

Если ты не глупый и играешь на высоком рейтинге, тебя заметят. Профессионалы сразу замечают инициативных перспективных игроков.

— К чему нужно быть готовым, если ты решил стать киберспортсменом?

Нужно быть готовым пожертвовать многим, в том числе нормальной жизнью.

Придётся столкнуться с тем, что твоё решение не будет принято обществом. Не будет принято родителями. Не будет принято друзьями.

Нужно быть готовым к тому, что всё повернётся против тебя. Потребуется всё твоё упорство. Ты должен точно знать, чего хочешь.

— Но ведь гарантий никаких нет…

Гарантий никаких нет, нужно просто идти. Если ты веришь, то добьёшься. Если не веришь, то уйдёшь через полгода, не справившись и с половиной того, что на тебя свалится.

— Что делать родителям, чьи дети решили связать жизнь с киберспортом?

Дайте своим детям возможность самостоятельно решить, чего они хотят. Можно предостерегать, можно говорить, можно пытаться влиять на их жизнь, но лучше дать им раскрыться.

Все переживают за своих детей, но не нужно всю жизнь водить их за ручку.

Не нужно реагировать излишне импульсивно и сразу же принимать в штыки решения детей. Избавьтесь от предвзятого отношения к играм и компьютерному спорту. Мониторы сейчас совсем другие, и посадить зрение за ними крайне трудно. Геймеры — это уже давно не те люди, которые сидят дома и не видят солнечного света.

Людям постарше стоило бы изменить отношение к увлечениям детей и не называть бредом вещи, которые им просто непонятны. Лучше идти учиться и работать? Очень «весёлая» жизнь. Давайте вообще все работать на «нормальной» работе и ждать пенсии.

У каждого свои взгляды на жизнь. Кто-то считает, что лучше пойти по проверенному пути, выйти на приемлемый доход и жить так. Я люблю брать на себя риски. Я понимаю, чем это может обернуться, но иду, потому что верю. Если ваш ребёнок тоже верит, помогите ему. Поддержка очень важна.

Карьера и «пенсия» киберспортсмена

— Ты тренируешь молодежную команду. Молодежь в киберспорте — это какой возраст?

— Где-то с 16 до 20 лет. Как таковых возрастных рамок нет, обычно их устанавливают сами люди. Сейчас первые профессиональные игроки уходят на пенсию, и четких рамок нет: кто-то и в 33 года продолжает играть, а кто-то заканчивает в 27.

Минимальный порог в 16 лет введен только потому, что такое правило существует на многих турнирах. Это чисто юридическая формальность — уверен, хватает 14—15-летних людей, которые готовы выступать на крупных чемпионатах.

— Киберспортсмены сталкиваются с проблемами обычных спортсменов? Когда из-за возраста ухудшается подготовка, реакция.

— Такое мнение есть, но люди, которые как раз находятся на верхней границе возраста, думают иначе. Основная причина завершения карьеры — у тебя появляется семья, и приоритеты сильно меняются.

Ты не можешь быть мастером своего дела, выкладываясь наполовину.

Думаю, 99% уходят только потому, что пропадает интерес. Есть много игроков в районе 30 лет, которые по физическим данным и реакции превосходят молодежные команды. С другой стороны, у молодежи огонь в глазах, они на энтузиазме проще усваивают многие вещи.

— Как проходит тренировка? Рисуешь схемы, стрелочки на картах?

— В основном все тренируются по домам, но иногда собираемся на буткемпах — там и живем, и работаем, и спим. Многие учатся — понятно, что образование важнее, но если поставить людям условие, то многие как раз выберут киберспорт. Мы этого не хотим, не нужно ничем жертвовать. Конечно, из-за учебы люди не очень много времени уделяют тренировкам. Образование — важный аспект, поэтому мы даем возможность и учиться, и играть.

Сейчас мы в основном работаем над базовыми вещами, налаживаем рабочий процесс, прививаем системный подход к тренировкам. Я играл в командах уровнем выше, поэтому нам не нужно было заниматься такими вещами — работали над более сложными аспектами. А тут люди молодые, и поскольку нигде особо не играли, некоторых вещей не знают. Но для этого тренировки и проводятся.


У каждого индивидуальные особенности, тренер должен это видеть и понимать: кто-то запоминает все с первого раза, кому-то нужно больше времени. Также прорабатываем карты, но от турниров пока отказываемся: сперва нужно хорошую базу получить.

— Есть желание вернуться в киберспорт в качестве игрока?

— В моем возрасте уже сложно найти команду. Идет упор на омоложение составов, и брать игрока даже по подходящим критериям, но возрастного, не особо хотят. А молодой игрок и в цене растет со временем, так что их в основном на перспективу берут.

— Эйджизм прямо.

— По миру тоже такая ситуация? В каких регионах искал команду?

— Меня приглашали в Индию и в несколько команд из Европы. Уровень европейских коллективов был весьма хороший, с достойными доходами. Но проблема в английском языке — меня хотели брать на роль капитана, а ему нужно говорить очень много. Здесь мое упущение: английский нужно учить.

— На какой доход может рассчитывать белорусский киберспортсмен высокого уровня? Который ездит на зарубежные чемпионаты, занимает призовые места.

— Цифры назвать не могу, но если за среднюю зарплату брать тысячу рублей, то доход будет выше. Другое дело, что в Беларуси только одна команда с такими бюджетами. Конкурентов, по сути, нет. Хотя была еще команда от футбольного клуба «Динамо Брест», но они поиграли около года и как-то пропали.

— Почему так?

— На мой взгляд, если цель организации — заработок, то в Беларуси не тот уровень и не та инфраструктура. Нынешняя поддержка идет в основном на добровольных началах: есть люди, которым это интересно, и они хотят развивать киберспорт. Не думаю, что в Беларуси кто-то делает реальные деньги — скорее только тратят. Все не суперплохо, но заработать на киберспорте в нашей стране очень сложно.

Читайте также: