Как выжить после крушения самолета

Обновлено: 17.05.2024

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 115 человек(а).

Вероятность смерти при авиаперелете очень мала: один случай на 9 миллионов. На высоте более чем 10 км над землей может произойти многое, и если вы настолько невезучий, что оказались на борту самолета, когда что-то пошло не так, вопрос жизни и смерти будет зависеть от тех решений, которые вы примете. Почти в 95% авиакатастроф есть выжившие, поэтому даже в самом худшем случае ваши шансы не так плохи, как вам может показаться. Вы можете предпринять меры предосторожности перед полетом, сохранять спокойствие во время падения и остаться в живых.

Наездница на обломках

Стюардессе авиакомпании Jugoslovenski Aerotransport (сегодня она называется Air Serbia) Весне Вулович принадлежит мировой рекорд по выживанию в свободном падении без парашюта. Она попала в Книгу рекордов Гиннесса потому, что осталась жива после взрыва самолета DC-9 на высоте 10 160 метров.

В момент взрыва Весна работала с пассажирами. Она сразу же потеряла сознание, поэтому ни момента катастрофы, ни ее деталей не запомнила. Из-за этого у стюардессы не появилось страха полетов – все обстоятельства она воспринимала с чужих слов. Оказалось, что в момент разрушения самолета Вулович зажало между сиденьем, телом другого члена экипажа и тележкой из буфета. В таком виде обломки упали на покрытый снегом склон горы и скользили по нему до полной остановки.

Весна осталась жива, хотя и получила тяжелые травмы – сломала основание черепа, три позвонка, обе ноги и таз. В течение 10 месяцев у девушки была парализована нижняя часть тела, в целом лечение заняло почти 1,5 года.

После выздоровления Вулович пыталась вернуться на прежнюю работу, но к полетам ее не допустили и дали должность в офисе авиакомпании.

Весна Вулович - Stone Forest

Выбор цели

Выжить как Весна Вулович в коконе из обломков значительно проще, чем в одиночном свободном полете. Однако и во втором случае есть свои удивительные примеры. Один из них датируется 1943 годом, когда военный летчик из США Алан Мэги летал над Францией на тяжелом четырехмоторном бомбардировщике B-17. На высоте 6 км его выбросило из самолета, и падение затормозила стеклянная крыша вокзала. В итоге Мэги упал на каменный пол, остался жив и тут же был взят в плен потрясенными увиденным немцами.

Отличной целью падения будет большой стог сена. Известно несколько случаев, когда люди выживали в авиакатастрофах, если на их пути оказывался плотно растущий кустарник. Густой лес тоже дает некоторые шансы, но тут появляется риск напороться на сук.

Идеальным вариантом для падающего человека будет снег или болото. Мягкая и сжимающаяся среда, поглощающая набранную в полете к центру земли инерцию при удачном стечении обстоятельств может сделать травмы совместимыми с жизнью.

Почти не остается шансов на выживание при падении на водную гладь. Вода практически не сжимается, поэтому итог соприкосновения с ней будет таким же, как при столкновении с бетоном.

Спасение порой могут принести самые неожиданные объекты. Одна из главных вещей, которым учат любителей прыжков с парашютом – держаться подальше от линий электропередач. Однако известен случай, когда именно высоковольтная линия спасла жизнь скайдайверу, оказавшемуся в свободном полете из-за нераскрывшегося парашюта. Он попал прямо на провода, отпружинил и упал на землю с высоты нескольких десятков метров.

Кто выжил после падения самолета - Stone Forest

Пилоты и дети

Статистика выживания в авиакатастрофах показывает, что значительно больше шансов обмануть смерть у членов экипажа и пассажиров, не достигших совершеннолетия. С пилотами ситуация понятна – в их кабине системы пассивной безопасности более надежны, чем у остальных пассажиров.

Почему чаще других выживает дети – до конца не понятно. Однако несколько достоверных причин исследователи этого вопроса установили:

  • повышенная гибкость костей, общая расслабленность мышц и больший процент подкожного жира, защищающего внутренние органы от травм наподобие подушки;
  • небольшой рост, из-за которого голова закрывается спинкой кресла от летящих обломков. Это крайне важно, так как основная причина смертей при авиакатастрофах – травмы мозга;
  • меньший размер тела, снижающий вероятность напороться в момент приземления на какой-то острый предмет.

Выжить после падения самолета - Stone Forest

Эрика Дельгадо

11 января 1995 года самолёт McDonnell Douglas DC-9-14 выполнял рейс из Боготы в Картахену с 47 пассажирами и 5 членами экипажа на борту.

Из-за отказа высотомера во время захода на посадку самолёт буквально рухнул в болотистой местности. 9-летнюю Эрику Дельгадо, летевшую вместе с родителями и с младшим братом, выбросило из самолёта в тот момент, когда он начал разваливаться на части. Девочка рассказывала потом, что из лайнера её вытолкнула мать.

Самолёт взорвался и загорелся. Эрика упала в кучу водорослей, которые смягчили удар, однако не могла выбраться. По её воспоминаниям, на месте катастрофы сразу началось мародёрство: с неё, с живой, кто-то из местных жителей сорвал золотое ожерелье и скрылся, проигнорировав просьбы о помощи. Через некоторое время девочку нашёл по её крикам и вытащил из болота местный фермер. Эрика Дельгадо, единственная выжившая в катастрофе, отделалась лишь сломанной рукой.

Советы бортпроводников


Кто слушает речь бортпроводника перед вылетом? Кто читает карту безопасности? Пассажиры, внимательно относящиеся к советам профессионалов, не теряют бдительности в ответственные моменты и менее подвержены панике во время аварии.


Стюардессы не только рассказывают, как правильно пристегнуть ремень безопасности, но и четко объясняют, где выход, демонстрируют, как использовать флотационные жилеты и кислородные маски (которые придется надеть очень быстро). Карта передвижения по салону показывает кратчайшие выходы, и перед рейсом практически все пассажиры говорят, что уже все знают…



Отчеты авиационных происшествий говорят об обратном — в момент аварии 90% пассажиров оказываются неготовыми к резкому повороту событий. Рекомендации всем: перед взлетом разработать четкий план эвакуации в своей голове для себя и своих близких. Другого времени просто не будет.

Непобедимая сила духа

Удачное приземление еще не всегда означает положительный исход. Не каждого чудом выжившего мгновенно находят благожелательно настроенные местные жители. Например, в 1971 году над Амазонкой на высоте 3 200 метров из-за пожара, вызванного попаданием молнии в крыло с топливным баком, разрушился самолет Lockheed Electra. 17-летняя немка Юлиана Копке пришла в себя в джунглях, пристегнутая к креслу. Она была ранена, но могла передвигаться.

Девушка вспомнила слова отца-биолога, который рассказывал, что даже в непроходимых джунглях всегда можно найти людей, если идти за течением воды. Юлиана пошла вдоль лесных ручьев, постепенно превращавшихся в реки. Со сломанной ключицей, пакетом конфет и палкой, которой она разгоняла на мелководье скатов, девушка через 9 дней вышла к людям. В Италии по этой истории сняли фильм «Чудеса еще случаются» (1974).

На борту, включая Копке, летело 92 человека. Впоследствии было установлено, что кроме нее падение пережили еще 14 людей. Однако в течение нескольких следующих дней все они умерли еще до того, как их нашли спасатели.

Эпизод из фильма «Чудеса еще случаются» спас жизнь Ларисе Савицкой, которая в 1981 году летела вместе с мужем из свадебного путешествия рейсом Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск. На высоте 5 200 метров пассажирский Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К.

Лариса с мужем сидела в хвосте самолета. Фюзеляж разломился прямо перед ее креслом, и девушку отбросило в проход. В этот момент она вспомнила фильм о Юлиане Копке, которая при крушении добралась до кресла, вжалась в него и выжила. Савицкая сделала то же самое. Часть корпуса самолета, в котором осталась девушка, упала на смягчившую удар березовую рощу. В падении она находилась около 8 минут. Лариса оказалась единственной выжившей, она получила серьезные травмы, но осталась в сознании и сохранила способность самостоятельно передвигаться.

Фамилия Савицкой два раза вписана в российский вариант Книги рекордов Гиннеса. Она значится человеком, выжившим после падения с наибольшей высоты. Второй рекорд скорее печальный – Лариса стала той, кто получил минимальную компенсацию физического ущерба. Ей выплатили всего 75 рублей – именно столько по нормам Госстраха тогда полагалось выжившим в авиакатастрофе.

Взлет-посадка — риск возрастает


В авиационных сводках часто фигурирует негласное правило «Плюс три, минус восемь». О чем это? Статистика показывает, что во время взлета и посадки есть наиболее опасное временное окно. Это приблизительно третья минута после взлета и восьмая перед посадкой.


Во время доклада в американском клубе «Оставшийся в живых», который состоит из людей, переживших авиационные крушения, аналитик безопасности гражданского авиатранспорта Бен Шервуд озвучил статистические данные, что 80% всех аварий самолета происходят как раз в эти минуты.


Чтобы увеличить шансы на выживание, пассажирам следует быть особенно внимательными и бдительными в эти минуты. Это значит, что не следует слушать музыку, снимать обувь, распаковывать багаж, расстегивать ремень безопасности. Нельзя также быть пьяным.


Во время взлета-посадки рекомендуется удалить из карманов острые предметы (ручки, карандаши, ключи), надеть свои вещи и спрятать сумку под переднее сидение, чтобы проход перед вами был свободным. Если произойдет удар, ноги не заблокируются под передним сидением — это поможет избежать травм и переломов.


При аварийной посадке следует надеть ремень безопасности. Если впереди есть сидение, следует перекрестить руки и упереть их в переднее кресло. Лоб следует плотно прижать к перекрещенным рукам — эта поза поможет избежать травм головы. Если впереди нет сидения, следует наклониться настолько низко, насколько возможно, пригните голову к коленям и обхватите голову руками, крепко держа ее за затылок до полной остановки самолета.


Ремень должен быть плотно пристегнут — чем слабее затянут пояс, тем больший удар получит тело пассажира во время остановки, что чревато внутренними травмами и сотрясениями.


При выходе из самолета после аварийной посадки следует морально быть готовым, что люди вокруг будут паниковать, кричать, проталкиваться и плакать. Стресс и страх очень заразителен.

Бахия Бакари

30 июня 2009 года самолёт Airbus А-310-300 йеменской авиакомпании следовал рейсом 626 из Парижа на Коморские острова с пересадкой в столице Йемена Сане.

Среди пассажиров была 13-летняя Бахия Бакари, летевшая с матерью из Франции на Коморские острова в гости к бабушке и дедушке. Самолёт рухнул в Индийский океан в территориальных водах Комор всего за несколько минут до посадки. Что именно произошло, девочка не помнит, так как в момент катастрофы она спала. Сама Бахия считает, что её выбросило через иллюминатор.

При падении она получила множественные ушибы и сломала ключицу. Однако её ждало новое испытание — необходимо было выжить в воде до прибытия спасателей. Девочке удалось взобраться на один из обломков самолёта, остававшихся на плаву. На нём она провела девять часов, как утверждает сама Бакари, хотя некоторые источники утверждают, что спасатели нашли её только спустя 14 часов после катастрофы.

Уцелевшую пассажирку нашли рыбаки, которые и доставили её в больницу. Не все поверили в возможность такого спасения — ходили слухи, что девушку выбросили из лодки нелегальных иммигрантов, благо у Бахии подходящая внешность.

Девочку специальным самолётом доставили в Париж, где в госпитале её навестил тогдашний президент Франции Николя Саркози.

Бахия Бакари оказалась единственной спасшейся из 153 человек, находившихся на борту самолёта. Спустя полгода после катастрофы Бакари опубликовала автобиографию «Выжившая».

Остаться в живых. Топ-7 историй людей, спасшихся в авиакатастрофах


Статистика упрямо свидетельствует — авиация в плане безопасности стоит значительно выше, чем автотранспорт. В США в автоавариях ежегодно гибнет больше людей, нежели погибло в авиакатастрофах за всю историю авиаперевозок.

Но даже у тех, кого постигла беда в воздухе, остаётся шанс. Пусть даже это один шанс на миллион. Вот семь историй тех, кто вытащил свой счастливый билет, находясь на волосок от смерти.

Одна в тайге

Она пришла в себя спустя несколько часов. Падение смягчили березы, по которым скользнул вниз обломок Ан-24 с девушкой.

Лариса пыталась звать других пассажиров, надеясь, что выжил еще кто-то, но ответом ей была тишина. Все тело болело, но она, тем не менее, сумела сделать над своим креслом крышу из обломков, защищавшую от дождя.


Надеяться на быстрый приход помощи было нельзя — падение произошло вдалеке от поселков и дорог. Чтобы не замерзнуть, Лариса собрала чехлы от кресел и укуталась в них.

Рядом было тело Володи. Дождь смысл с него крови, обнажил страшную рану на лице. Лариса накрыла его лицо белым подголовником сиденья.

Дождь кончился на третий день, и Лариса увидела вертолеты. Она замахала им рукой, пытаясь подать сигнал. Потом выяснится, что вертолетчики видели девушку, но приняли ее за геолога — в то, что могут найтись выжившие пассажиры, никто не верил.

Открытие памятника бортпроводнице Надежде Курченко в Сухуми.

Весна Вулович

26 января 1972 года югославский пассажирский самолёт Douglas DC-9, следовавший рейсом из Копенгагена в Загреб, взорвался в воздухе рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии на высоте 10 160 метров. Причиной трагедии, по версии югославских властей, стала бомба, спрятанная на борту авиалайнера хорватскими террористами-усташами.

Самолёт, разорвавшись на части, стал падать вниз. В средней секции находилась 22-летняя стюардесса Весна Вулович. Весны не должно было быть на том рейсе — она подменяла свою коллегу и тёзку — Весну Николич.

Весна Вулович.

Обломки самолёта упали на заснеженные деревья, что смягчило удар. Но удача для девушки оказалась не только в этом — её в бессознательном состоянии первым обнаружил местный крестьянин Бруно Хонке, в годы войны работавший в немецком полевом госпитале и умевший оказывать первую медицинскую помощь.

Сразу после этого стюардессу, единственную выжившую в катастрофе, доставили в госпиталь. Весна Вулович провела 27 дней в коме и 16 месяцев на больничной койке, но всё-таки выжила. В 1985 году она была внесена в Книгу рекордов Гиннесса за самый высотный прыжок без парашюта, получив сертификат из рук своего музыкального кумира — участника знаменитой группы «Битлз» Пола Маккартни.

Выучить правило «Пяти рядов»


Наибольшее количество жертв авиакатастрофы происходит из-за того, что пассажиры не могут вовремя выйти из самолета после аварийной посадки.


Изучив 105 авиационных происшествий и опросив более 2000 человек, выживших после аварии, профессор Эд Галеа из университета Гринвича пришел к выводу, что пассажиры, которым посчастливилось уцелеть, располагались в первых пяти рядах аварийного выхода.



Правило «Пяти рядов» срабатывает, если крушение претерпел типичный Boeing 737 — пассажирам более дальних рядов труднее пробиться к выходу в условии пожара или большой задымленности.


Безусловно, выбор места возле аварийного выхода — не гарантия выживания, но логика в этом присутствует. Шерил Шварц, отставная стюардесса United Airlines, которая несколько раз переживала аварийные ситуации за время своей службы, настоятельно рекомендует всегда выбирать первые пять рядов возле аварийного выхода, независимо от того, на каком самолете планируется перелет. И если салон наполнится дымом, пассажир все равно сможет добраться до выхода.

«Счастливая четвёрка»

12 августа 1985 года в Японии произошла самая большая по числу жертв катастрофа в мировой авиации с участием одного самолёта.

Лайнер «Боинг-747SR» авиакомпании «Джепэн Эйрлайнз» вылетел из Токио в Осаку. На борту находилось 524 пассажира и члена экипажа. Через 12 минут после взлёта во время набора высоты 7500 метров у самолёта оторвался вертикальный хвостовой стабилизатор, в результате чего произошла разгерметизация, упало давление в салоне и отказали все гидравлические системы лайнера.


Самолёт стал неуправляемым и был фактически обречён. Тем не менее пилотам неимоверными усилиями удалось удерживать лайнер в воздухе ещё 32 минуты. В итоге он потерпел катастрофу недалеко от горы Такамагахара, в 100 километрах от Токио.

Авиалайнер рухнул в горном районе, и спасатели сумели добраться к нему лишь на следующее утро. Встретить выживших они не надеялись.

Первых трёх спасатели нашли на земле, а 12-летнюю Кэйко — сидящей на дереве. Именно туда выбросило девочку в момент гибели лайнера.

Четверо уцелевших получили в Японии прозвище «Счастливая четвёрка». Все они во время полёта находились в хвостовом отсеке, в районе, где произошёл разрыв обшивки самолёта.

В этой чудовищной катастрофе могло выжить значительно больше людей. Кэйко Каваками рассказывала потом, что слышала голос своего отца и других раненых. Как потом установили медики, многие из пассажиров «Боинга» погибли на земле от ран, холода и болевого шока, поскольку спасательные группы не стали пытаться добраться до места катастрофы ночью. В результате жертвами крушения стали 520 человек.

Упасть с 5 километров и выжить. Невероятная история Ларисы Савицкой

АН-24.

. Военные, на протяжении нескольких суток собиравшие в тайге обломки самолетов и останки жертв катастрофы, привыкли к страшным картинам. Поэтому, когда они увидели впереди пассажирское кресло, в котором находилось целое человеческое тело, а не куски разорванной плоти, руководитель группы вздохнул с облегчением.

Но спустя несколько секунд ему стало по-настоящему страшно: «тело» вдруг довольно ловко хлопнуло себя по лбу, убив злющего таежного комара.

Какое-то время членам поисковой группы понадобилось, чтобы осознать — перед ними живой человек, выживший там, где выжить было невозможно.

B-24 Liberator из 490-й группы.

Лариса Савицкая

24 августа 1981 года 20-летняя студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем Владимиром. Самолёт Ан-24 следовал рейсом из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Над городом Завитинском на высоте 5200 метров Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Tу-16. В результате столкновения погибли экипажи обоих самолётов. Ан-24 разломился на несколько частей и стал падать. Лариса, спавшая в своём кресле в хвосте самолёта, проснулась от сильного удара и внезапного ожога, вызванного разгерметизацией салона на высоте.

Очередной разлом фюзеляжа выбросил её в проход, но Ларисе удалось вновь забраться в кресло. Как она вспоминала потом, ей вспомнился итальянский фильм «Чудеса ещё случаются», где героиня спаслась в похожей ситуации, вжавшись в кресло. Сама Лариса признавалась, что не верила в спасение, а просто хотела «умереть небольно».

Уцелевшая часть корпуса самолёта упала на берёзовую рощу, смягчившую удар. Специалисты впоследствии установили — Лариса Савицкая в течение 8 минут падала с высоты 5200 метров на обломке самолёта размерами 3 метра в ширину и 4 метра в длину.

От удара она на несколько часов потеряла сознание, но затем пришла в себя и смогла самостоятельно передвигаться.

В лесу в одиночестве, среди трупов и обломков, девушка провела двое суток, сумев соорудить себе даже подобие укрытия от непогоды.

Спасатели, добравшиеся до места падения, были шокированы, увидев девушку. Лариса Савицкая была единственной из 38 человек, кому посчастливилось уцелеть в этой авиакатастрофе.

Поисковики были настолько уверены в её гибели, что для женщины, как и для других жертв, уже была приготовлена могила. Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы.

Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннеса: как человек, выживший после падения с максимальной высоты, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе — 75 рублей (в деньгах 1981 года).

Джулианна Дилер Кепке

24 декабря 1971 года самолёт Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией и подвергся сильнейшему воздействию турбулентности. Самолёт начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра и упал вглубь тропического леса, примерно в 500 километрах от столицы страны Лимы.

17-летняя школьница Джулианна Кепке была пристёгнута к одному из кресел в ряду, который отломился от остального корпуса. Девушка падала среди бушующей стихии, при этом обломок вращался, словно лопасть вертолета. Это, а также падение в густые кроны деревьев, смягчило удар.

После падения у Джулианны была сломана ключица, сильно расцарапана рука, правый глаз заплыл от удара, всё тело было покрыто синяками и царапинами. Тем не менее девушка не потеряла способности к передвижению. Помогло и то, что отец Джулианны был биологом и научил её правилам выживания в лесу. Девушка смогла добыть себе пропитание, потом нашла ручей и пошла вниз по его течению. Спустя 9 дней сама вышла к рыбакам, которые и спасли Джулианну.

На основе реальной истории Джулианны Кепке было снято несколько художественных фильмов, в том числе «Чудеса ещё случаются» — тот самый, который через десять лет поможет выжить в авиакатастрофе Ларисе Савицкой.

Летать не страшно

Ей даже не дали инвалидности. Врачи разводили руками и сетовали — все вместе ее травмы серьезны, но ни одна отдельно на инвалидность не тянет.

Вся последующая жизнь Ларисы Савицкой превратилась в преодоление. Несмотря на боли в позвоночнике, через год она восстановилась в институте. Потом пережила еще одну трагедию — в автокатастрофе погибла ее мама.

Вопреки всему, вопреки советам врачей, Лариса смогла родить сына, который стал для нее смыслом жизни.

Лариса Савицкая.

Удивительно, но она никогда не боялась летать на самолете. Точно также, как и югославская стюардесса Весна Вулович, выжившая после взрыва и падения самолета с высоты 10 километров. Словно сама природа давала им, пережившим невероятное испытание, защиту от страха.

Как выжить после крушения самолета


Перелеты на самолетах по праву считаются наиболее безопасным способом передвижения. Шанс попасть в аварию, летая на коммерческих рейсах, составляет примерно один на 11 миллионов. Но несчастные случаи происходят, и иногда пассажиры попадают в совершенно иной конечный пункт назначения.


Необычно и страшно то, что многие смертельные случаи после крушения самолета можно было бы предотвратить, поскольку люди погибли не в результате самой аварии, а по сопутствующим ей причинам.


Ниже — информация, которая пригодится всем пассажирам, если судьба уготовила им испытание в виде аварии авиалайнера.


Первое, что стоит знать всем — не бывает двух идентичных и похожих крушений самолета. Даже если причины аварии одинаковы, развитие ситуации всегда происходит индивидуально, и предугадать исход, количество жертв и пр. не представляется возможным.


Но есть общие цифры, которые получены путем многолетних исследований, анализов, сбора информации, которые смогут дать пассажиру реальный шанс выжить. И цифры, приведенные Джоном Хэнсманом, директором Международного центра воздушного транспорта, дают надежное основание для того, чтобы остаться живым после крушения.

Как в кино

Столкновения в воздухе не оставляют шансов на спасение. Ну, почти не оставляют. В разрушенном Ан-24 Лариса вспомнила, как они с мужем недавно смотрели иностранный фильм «Чудеса ещё случаются», где героиня выжила при падении самолета.

Картина была снята по реальной истории 17-летней Джулианны Кёпке, выжившей после падения пассажирского лайнера в амазонских джунглях.

2019 год, Ирина Эпштейн (Королева) с детьми.

Лариса, которую выбросило толчком из кресла, сумела, несмотря на сильно болевшую руку, вновь забраться в него. Она вцепилась в подлокотники, сжалась, и стала думать о том, как умереть не мучаясь. Обломок, в котором она находилась, летел к земле.

Потом специалисты скажут, что этот обломок падал на землю около восьми минут. Каким-то чудом он сохранил свои несущие свойства, поэтому падение шло медленнее, чем можно было ожидать.

В иллюминатор она успела заметить, как приближается тайга. Потом последовал новый удар, и Лариса потеряла сознание.

Лариса с мужем.


Оцепенение


Наряду с паникой, еще одним результатом большого потрясения является оцепенение. Отчеты устрашающи — многих пассажиров, переживших сам момент падения самолета, убивает дым. Так, А. Шварц, один из сотрудников следственной службы, извлекая однажды тела погибших пассажиров, отчитался, что механических повреждений на теле жертв нет.


Если в салоне самолета начинается пожар после крушения, у пассажира всего около 90 секунд, чтобы выбраться с кабины. Оцепенение играет смертельную роль, когда парализующий страх сковывает движение в тот момент, когда требуется встать и бежать.



У людей до 30 лет инстинкты выражаются более ярко, поэтому чаще всего жертвами дыма становятся пассажиры зрелого возраста. Но это не повод сидеть и ждать спасения, радуясь, что вы не погибли во время падения. Рекомендации: прикрыть рот мокрым платком и пробираться к выходу из самолета. Пожар лайнера всегда неизбежен после падения, тонны горючего обязательно взорвутся.


Не следует расслабляться и после удачного выхода из самолета. Следует отбежать подальше – кому захочется погибнуть под обломками взорвавшегося лайнера, пережив падение с многокилометровой высоты?

Одеться правильно


Многих пассажиров раздражает турбулентность во время полета, от этой качки становится страшно. Безусловно, турбулентность не является причиной смерти пассажира, но получить сердечный приступ от чрезмерного страха вполне возможно.


Согласно докладу Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB), 68% пассажиров погибают после крушения самолета либо от ожоговых травм, либо от дымовой ингаляции. Аналогичные выводы получили Европейский совет по безопасности транспорта (ETSC). Они подсчитали, что в 90% крушений около 40% людей погибли позже в ожоговых центрах.


Чтобы избежать сильных ожогов, специалисты по безопасности гражданской авиации рекомендуют на время полета внимательно подбирать свой гардероб. В брошюрах безопасности всем пассажирам рекомендуется ответить себе на несколько вопросов: «Насколько удобна Ваша обувь, если придется бежать, какую температуру выдержат Ваши синтетические брюки или шорты и пр.»



В качестве рекомендаций для полетов предлагается надеть джинсы (хоть это и не удобно, а летом и жарко) иметь под рукой хлопчатобумажную куртку с длинным рукавом, в качестве обуви надеть высокие ботинки или сапоги. Проследите, чтобы вся одежда была из натуральных тканей (они не плавятся) и всегда имейте платок в кармане — он пригодится, если понадобится накрыть лицо. Бутылка с водой также является обязательным компонентом, чтобы повысить шансы на выживание.

75 рублей компенсации

А вскоре к месту, где находилась девушка, вышли военные. Когда прошло их первое потрясение, они подняли Ларису на руки, чтобы отнести к месту эвакуации. Она пыталась объяснить, что может идти сама, но почти сразу поняла, что не может. Словно все жизненные силы ушли в одну секунду.

В больнице врачи определят, что у Ларисы Савицкой в пяти местах сломан позвоночник, кроме того сломаны рука, ребра. Она получила сотрясение мозга и лишилась почти всех зубов.

На борту Ан-24 были 27 пассажиров и 5 членов экипажа, на борту Ту-16 — 6 членов экипажа. Из 38 человек погибли 37.

Потом ей расскажут, что для всех уже были приготовлены могилы, в том числе и для нее.

Бортпроводники лайнера Airbus А321 авиакомпании «Уральские авиалинии» Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, второй пилот Георгий Мурзин, бортпроводники Яна Ягодина, Дмитрий Гончаренко, капитан лайнера Дамир Юсупов и бортпроводница Надежда Вершинина.

Госстрах выплатил Ларисе Савицкой, как пострадавшей в авиакатастрофе, 75 рублей компенсации. Сама она горько шутила, что это, видимо, мировой рекорд по самой мизерной выплате в подобной ситуации.

Рейс на Благовещенск

В 1981 году 20-летняя студентка педагогической института Лариса Андреева вышла замуж за 19-летнего студента-медика Владимира Савицкого. Из-за сдачи сессий и практики «медовый месяц» отложили на август.

Съездили к родственникам Ларисы во Владивосток, затем к родителям Володи в Комсомольск-на - Амуре. Пришло время возвращаться в Благовещенск, где училась и жила молодая студенческая семья.

Конец лета — время возвращения детей с каникул, с билетами всегда проблема. С трудом Савицкие сумели получить места на рейсе, после чего снова пришлось ждать — вылет отложили на четыре часа из-за сложных метеоусловий.

Стюардесса предложила супругам сесть впереди, но Лариса выбрала места в хвосте. Сев у иллюминатора, девушка почти сразу заснула.

Пробуждение было страшным. Девушка проснулась от сильного удара. Вокруг были слышны крики пассажиров, вой, резко стало очень холодно. Лариса повернулась к мужу, и увидела, что его лицо залито кровью.

По положению тела, неестественному взгляду, она поняла, что Володи больше нет. Позже она вспоминала, что вместо страха и паники пришло равнодушие. Захотелось, чтобы все закончилось быстро и без боли.

Ту-154.

Как люди выживают при падении самолета

Как люди выживают при падении самолета - Stone Forest

Вторая причина страха авиакатастрофы – осознание собственной беспомощности и неспособности хоть как-то повлиять на ход событий. Практически всегда это действительно так. Однако история воздухоплавания накопила небольшое количество исключений, при которых люди выживали, падая вместе с самолетом (или его обломками) с высоты нескольких километров без парашюта. Этих случаев настолько мало, что у многих из них есть собственные странички в Википедии.

Содержание

Как выжить после падения самолета - Stone Forest

Пассажирское место должно быть в задней части самолета


Анализируя крушения самолетов в зависимости от типа аварии на протяжении 35 лет, ученые, опираясь на статистические данные, приводят такие цифры смертности среди пассажиров, в зависимости от местоположения:

Пассажиры, сидевшие в задней трети самолета, имели 32% смертности.
В средней трети - 39% смертности.
В передней трети — 38% смертности.


Эти цифры говорят о том, что самая безопасная часть самолета - это третья задняя часть.



Наиболее высокая смертность была выявлена среди пассажиров, расположившихся у проходов в средней части салона. Повторный анализ 2007 года дал аналогичные результаты. И такой же вывод: пассажиры, сидящие за крылом самолета, имеют шанс остаться в живых на 40% выше, чем пассажиры, расположившиеся в передней части самолета.


Статистика — статистикой, а тип аварии тоже имеет значение. Отдельные исследования, проведенные в Университете Гринвича, слегка пошатнули точность цифр в исследованиях американских аналитиков. Анализируя ряд аварий, ученые Гринвича пришли к выводу, что в зависимости от типа авиалайнера места у прохода могут обеспечить больше шансов пассажиру на выживание.


По совокупности анализов и более чем 40-летних наблюдений рекомендуется выбирать для полета большие самолеты, поскольку крупные коммерческие авиалайнеры имеют более низкий процент аварийности и большее количество резервных систем. Кроме этого, благодаря своим крупным габаритам такой транспорт поглощает большую силу удара при падении. А место сидения. вопрос спорный.

Роковые ошибки

О том, что случилось с самолетом Ан-24, который 24 августа 1981 года выполнял рейс по маршруту Комсомольск-на-Амуре — Благовещенск, официально расскажут лишь спустя много лет.

В этот день участок местной воздушной линии «Бурея—Чегдомын» несколько раз должны были пересекать военные самолеты. Планировалось, что все пройдет четко и согласованно.

Но бомбардировщик Ту-16К, вылетевший на разведку погоды с военного аэродрома Завитинск, не был проинформирован диспетчерами обо всем, что происходит на маршруте полета. В результате летчики сообщили о наборе нового эшелона раньше, чем это случилось в действительности. Экипаж Ан-24, в свою очередь, незначительно отклонился от своего коридора полета.

Не самые значительные ошибки были усугублены отсутствием достаточного взаимодействия между военными и гражданскими диспетчерами. В итоге в 15:21 по местному времени на высоте 5220 метров в 70 километрах восточнее аэродрома Завитинск и в 3 километрах в стороне от воздушной трассы «Бурея — Чегдомын» произошло столкновение двух самолетов.

В результате катастрофы и бомбардировщик, и Ан-24 разрушились.

Бомбардировщик Ту-16К.

Сессилия Сичан

16 августа 1989 года из аэропорта Детройта начал взлёт обычный рейс — McDonnell Douglas DC-9-82 авиакомпании Northwest Airlines. На борту находились 154 человека, среди них — 4-летняя девочка Сессилия Сичан. Вместе с ней летели её родители и шестилетний брат.


Лайнер начало раскачивать уже на взлёте, он задел левым крылом мачту освещения, часть крыла оторвалась и загорелась. Затем самолёт наклонило вправо, и другое крыло пробило крышу конторы проката автомобилей. Самолёт рухнул на шоссе, развалившись на куски, и загорелся. Обломки и тела жертв были разбросаны на площади более полумили.

Работавший на месте крушения пожарный Джон Тьед услышал тоненький писк и увидел среди обломков детскую ручку. 4-летняя девочка, получившая перелом черепа, перелом ноги и ключицы и ожоги третьей степени, оказалась единственной, кому удалось выжить в катастрофе. Она перенесла четыре операции по пересадке кожи, но сумела полностью восстановиться.

Сессилию воспитали её тётя и дядя. Когда девушка выросла, она сделала себе татуировку на запястье в виде самолёта, в память о том трагическом и счастливом дне.

Сессилия признаётся, что совершенно не боится летать на самолётах, руководствуясь принципом, хорошо знакомым в России, — если это с ней один раз уже случилось, вероятность повторения такого ничтожно мала. Проще говоря, два раза в одну воронку снаряд не попадает.

Читайте также: