Как выглядит ядерная ракета в реальной жизни

Обновлено: 04.07.2024

СССР вслед за США обзавелся своим ядерным оружием в 1949 году. Сейчас после более чем 60 лет существования стратегические ядерные силы России насчитывают 611 стратегических носителей, которые способны нести 2679 ядерных боезарядов (по состоянию на декабрь 2010 года). На сегодняшний день СЯС России представлены ядерной триадой: ракетные войска стратегического назначения, морские стратегические силы и стратегическая дальняя авиация. В соответствии с принятой военной доктриной Россия оставляет за собой право применения ядерного оружия в ответ на использования против нее самой или ее союзников ядерного или любого иного оружии массового поражения, а также, как меру противодействия при крупномасштабной агрессии с применением обычных видов вооружений, которая стала бы угрозой национальной безопасности страны.

Главной составляющей ядерного щита России являются ракетные войска стратегического назначения (РВСН). На их долю приходится 375 ракетных комплексов и 1259 ядерных зарядов. Данные силы распределены между 11 дивизиями. На вооружении РВСН находятся ракетные комплексы следующих видов: Р-36МУТТХ/Р-36М2 (SS-18) – 58 штук, несущих по 10 ядерных зарядов, УР-100НУТТХ (SS-19) – 70 штук, несущих по 6 ядерных зарядов, Тополь, мобильные (SS-25) – 171 штука, по 1 ядерному заряду, Тополь-М шахтные (SS-27) – 52 штуки, Тополь-М, мобильные (SS-27) – 18 штук, РС-24 мобильные (Ярс) – 6 штук, несущих по 3 ядерных заряда. Более 90% всех наземных ядерных средств находятся в минутной готовности к запуску.

Ракетные комплексы

Как сегодня выглядит ядерный щит России

Ракета УР-100НУТТХ (SS-19) была создана НПО машиностроения (Реутов, Московская обл.). Данные комплексы заступили на боевое дежурство в 1979-1984 годах. Данные двухступенчатые жидкостные ракеты способны нести до 6 ядерных боезарядов. В настоящее время часть уже снята с вооружения. Но ряд ракет по результатам испытаний продолжит оставаться на вооружении еще несколько лет, срок их эксплуатации был продлен до более, чем 30 лет.

Тополь (SS-25) – грунтовый ракетный комплекс, разработанный в Московском институте теплотехники. Данные мобильные комплексы поступали на вооружение с 1985 по 1992 годы. Ракета комплекса трехступенчатая твердотопливная, несущая 1 ядерную боеголовку. Выпуск ракет осуществлял Воткинский машиностроительный завод, в настоящее время комплексы начинают выводиться из эксплуатации в связи с истечением сроков службы ракет. На базе данного комплекса был создан Тополь М (SS-27) и его дальнейшее развитие РС-24 (SS-X-29). Тополь-М создавался в двух вариантах шахтного и мобильного базирования. Шахтные комплексы начали поступать на вооружение в 1997 году, мобильный комплекс поступил в войска в 2006, а уже в начале 2010 в вооруженные силы были переданы первые комплексы РС-24 в мобильном варианте, получившие разделяющуюся головную часть с тремя боеголовками.

Стратегический флот России

По состоянию на декабрь 2010 года в состав ВМФ России входило 12 стратегических ракетоносцев, относящихся к 4 различным типам. Все данные стратегические подводные лодки несут 160 ракет с 576 ядерными боезарядами. Из них в составе Северного флота находится 6 подводных лодок проекта 667 БДРМ «Дельфин» (расположены на базе в Гаджиево), вооруженных ракетами РСМ-54, несущими по 4 ядерных боезаряда. Тихоокеанский флот России располагает 4 более старыми подводными лодками проекта 667 БДР «Кальмар» (поселок Вилючинск, Камчатка) с ракетами РСМ-50, несущими по 3 ядерных боеголовки. Одна АПЛ проекта 667 БДРМ находится в ремонте, ожидается, что она вернется в строй в текущем году.


Дополнительно ВМФ располагает подводной лодкой проекта 941 «Акула», которая была переоборудована для проведения испытаний новых ракет РСМ-56 «Булава», остальные лодки данного типа были выведены из состава флота по причине окончания срока эксплуатации ракет. Так же в составе флота находится одна новая АПЛ проекта 955 «борей», которая должна получить на вооружение новую баллистическую ракету «Булава», которая никак не может пройти программу государственных испытаний. По данному проекту заложены еще 2 субмарины, именно подлодки проекта 955 «Борей» должны стать костяком современных стратегических ядерных сил российского флота.

По мнению экспертов на боевом дежурстве постоянно находится порядка 20% стратегических подводных лодок, т.е. как минимум 2 АПЛ, несущие около 100 ядерных боеголовок. Также дополнительно часть подводных лодок на своих базах находится в режиме дежурства с возможностью запуска ракет «от стенки», т.е. прямо от причалов. Хотя, вполне очевидно, что в таком положении подводные лодки крайне уязвимы не только для ядерного, но и для обычных видов вооружений. В таком случае теряется сам смысл создания подобных очень дорогостоящих для флота кораблей, основной особенностью которых является высокая живучесть за счет скрытного размещения на позициях для пуска ракет.

Стратегическая авиация России

Российская стратегическая авиация сосредоточена в составе 37 воздушной армии и располагает 76 стратегическими бомбардировщиками двух типов: Ту-160 (13 штук) и Ту-95МС (63 штуки), способными нести до 844 крылатых ракет большой дальности. Все эти самолеты имеют на вооружении крылатые ракеты большой дальности Х-55 и Х-55СМ (2500 и 3000 км. соответственно). Данные ракеты поступили на вооружение в 1983 году, в настоящее время производятся на заводе ОАО "ВМП «АВИТЕК» в Кирове. Ракета совершает полет на дозвуковой скорости на предельно малой высоте, огибая рельеф местности. Предназначена для уничтожения стратегически важных наземных объектов, координаты которых заранее известны.

Основа стратегической авиации – это турбовинтовые бомбардировщики Ту-95 МС, разработанные в КБ Туполева и серийно производимые с 1984 по 1991 годы. Существует два типа подобных машин Ту-95 МС6 и Ту-95 МС16, первый несет 6 крылатых ракет в бомбовом отсеке, второй способен дополнительно взять 10 ракет на пилонах под крыльями, что сильно сказывается на дальности полета ракетоносца

Реактивный сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160 также был создан в КБ Туполева и серийно выпускался с 1984 по 1992 год, с 1999 производство возобновлено в Казани. В настоящее время в строю находится 16 бомбардировщиков, 13 в составе стратегических ядерных сил. Вооружение бомбардировщика включает в себя 12 крылатых ракет большой дальности Х-55, расположенных в бомбовом отсеке.


Российская стратегическая авиация сосредоточена на двух аэродромах. 22-ая гвардейская тяжелая бомбардировочная авиадивизия в Энгельсе (Саратовская обл.) имеет в своем составе 13 Ту-160 и 23 Ту-95МС. В состав подразделения также входит полк самолетов-заправщиков Ил-78 дислоцированных в Рязани. 326 тяжелая бомбардировочная дивизия расположена в Хабаровском крае в Украинке. Дивизия имеет на вооружении 40 бомбардировщиков Ту-95МС

Тактическое ядерное оружие

Не стоит забывать, что помимо стратегических ядерных сил существуют нестратегические, которые у нас в стране скрыты завесой тайны еще большей, чем американские. По оценкам экспертов в России имеется около 2000 таких носителей. Отличие тактического ядерного оружия в том, что в отличие от стратегического оно не размещено на носителях, а находится на складах в режиме хранения, а в роли носителей выступают не специализированные, а обычные базовые образцы вооружений. Зарубежные эксперты оценивают российский арсенал тактических ядерных боезарядов в 8000 штук.

Состояние и перспективы

Факторы, снижающие боеспособность СЯС:
Истечение срока службы 80% межконтинентальных баллистических ракет в РВСН.
Исключение из состава и уничтожение большинства ядерных железнодорожных ракетных комплексов.
Стратегическая авиация сосредоточена на двух аэродромах, с отдельно хранящимися боеголовками.
Затянутый ввод в эксплуатацию ракеты «Булава», которая должна стать основным видом вооружения стратегических АПЛ.
Частичное отсутствие покрытия нал Большей частью Тихого океана и в Атлантическом океане, что повышает требования к мобильности ядерной триады.

Положительные моменты:

Начало эксплуатации станций нового поколения системы предупреждения о ракетном нападении в Краснодарском крае и Ленинградской области.

С 2006 по 2008 годы на орбиту было выведено 4 спутника серии «Космос» системы раннего предупреждения «Око».

Все стратегические АПЛ проектов 667 БДРМ и часть 667 БДР в последнее время подверглись среднему ремонту с частичной модернизацией и заменой ракет

Возобновление производства Ту-160 и полетов стратегической авиации в отдаленных зонах патрулирования по всему миру.

Ввод в строй нового мобильного комплекса, оснащенного ракетами РС-24 «Ярс».

Российская, сверхлёгкая, крылатая: Многоразовая ракета "Иркут" — наш ответ SpaceX

Топ-10 самых страшных ядерных ракет в мире


Ракета М51 поставлена на вооружение французами в 2010 году. Она устанавливается на субмаринах класса Triomphant. Способна преодолевать расстояние в 10 тыс. км, имея на борту от шести до 10 боеголовок мощностью в 100 килотонн. Вероятное отклонение составляет 150–200 метров. М51 трудно перехватить, поэтому она достойна быть в этом списке.

Фото: © Facebook.com

9. Китай, Dong Feng 31

Фото: © Facebook.com

Эта ракета взята на вооружение в Китае с 2006 года. Она способна нести большую боеголовку на 1 мегатонну на расстояние в 8 тыс. км. Вероятное отклонение — 300 м. У улучшенной версии — уже три боеголовки на 150 кт и расстояние в 11 тыс. км с вероятным отклонением в 150 м. Это оружие может быть перемещено и запущено с мобильного ракетоносителя и именно поэтому представляет серьёзную опасность.

Фото: © Facebook.com

8. Россия, "Тополь-М"

Фото: © Facebook.com

Минобороны России ввело "Тополь-М" ещё в 1997 году. Ракета может быть выпущена из бункера или с мобильного ракетоносителя. Она вооружена боеголовкой в 800 кт, но может быть оборудована шестью боеголовками и ложными целями. Скорость 7,3 км в секунду. Вероятное отклонение — 200 метров. Всё это делает её весьма эффективной и практически неперехватываемой.

Фото: © Facebook.com

7. США, LGM-30G Minuteman III

Фото: © Facebook.com

Американцы ввели эту систему ещё в 1970 году, но позже её модернизировали. Это наземная МБР, которая способна перемещаться со скоростью 8 км в секунду. Вероятное отклонение менее 200 метров. Ракета способна доставить боеголовку мощностью в 375–400 кт.

Фото: © Facebook.com

6. Россия, РСМ 56 "Булава"

Фото: © Facebook.com

Именно эта ракета позволяет нам догнать американцев в области разработок морского оружия. "Булава" разработана для новой субмарины Борей-класса. На службе с 2013 года. Она оснащена шестью боеголовками на 150 кт, но может нести и 10 боеголовок. Также на её борту могут быть ложные цели, которые позволяют обмануть ПРО. Диапазон — 8 тыс. км, вероятное отклонение 300–350 метров.

Фото: © Facebook.com

5. Россия, Р-29РМУ2 "Лайнер"

Фото: © Facebook.com

Система введена в эксплуатацию в 2014 году. Это обновлённая версия предыдущей БРПЛ "Синева". Она разрабатывалась, чтобы восполнить некоторые недочёты "Булавы". Диапазон "Лайнера" — 11 тыс. км. Она может нести 12 боеголовок по 100 кт каждая. При этом часть из них может быть заменена ложными целями. Вероятное отклонение засекречено.

Фото: © Facebook.com

4. США, UGM-133 Trident II

Фото: © Facebook.com

Трайдент II — привет из 90-х, но обновлённый и модернизированный. Эта БРПЛ была способна нести 14 боеголовок, но после усовершенствования их число снизилось до пяти (мощностью в 475 кт каждая). Диапазон зависит от груза и варьируется от 7,8 тыс. км до 11 тыс. Вероятное отклонение — всего 120 метров, что делает её одной из самых точных ядерных ракет в мире.

Фото: © Facebook.com

Фото: © Facebook.com

Китайские вооружённые силы ввели эту систему ещё в 1981 году, но с тех пор она остаётся в лидерах по уровню эффективности. Эта МБР способна нести боеголовку в 5 мегатонн на расстояние в 12 тыс. км. Отклонение при этом может составить 1 км. У этой ракеты одна цель — уничтожать города. В последние годы КНР усовершенствовали DF-5, увеличив её диапазон. Кроме того, теперь ракета может нести несколько боеголовок, а отклонение, по некоторым данным, составляет всего 300 метров.

Фото: © Facebook.com

2. Россия, Р-36М2 "Воевода"

Фото: © Facebook.com

На Западе эту ракету называют "Сатана". Она была развёрнута в 1974 году, но с тех пор претерпела множество изменений. Последняя модернизация позволила устанавливать на "Воеводу" до 10 боеголовок на 750 кт. Диапазон — 11 тыс. км. Скорость — 8 км в секунду. Вероятное отклонение — 220 метров. Это оружие вызывало у Пентагона наибольшую обеспокоенность до 1 марта 2018 года.

Фото: © Facebook.com

1. Россия, Р-36 "Сармат"

В настоящее время Минобороны совместно с предприятиями ракетно-космической отрасли начало активную фазу испытаний нового ракетного комплекса с тяжёлой межконтинентальной ракетой — "Сармат". Дальность новой ракеты и количество боевых блоков больше, чем у "Воеводы". "Сармат" будет оснащён широким спектром ядерных боеприпасов большой мощности, в том числе гиперзвуковых. И самыми современными системами преодоления ПРО.

Первая в мире ядерная ракета класса «воздух-воздух»


В 1949 году СССР провел первые успешные испытания собственной ядерной бомбы. Испытанная бомба по мощности превышала те, что американцы в конце Второй мировой войны сбросили на Хиросиму и Нагасаки. С появлением у Москвы ядерного оружия, беспокойство Вашингтона относительно собственной безопасности заметно усилилось.

На этом фоне в мире шло активное развитие бомбардировочной авиации, которая в те годы и вплоть до появления межконтинентальных баллистических ракет будет оставаться главным средством доставки ядерного оружия до цели. В СССР в серийное производство пошли бомбардировщики Ту-4, которые являлись нелицензионной копией американского бомбардировщика Boeing B-29 «Superfortress». Самолеты, созданные методом обратной сборки с использованием комплектующих и оборудования советского производства, могли добраться до континентальной части США.

Помимо этого, в конце 1940-х – начале 1950-х годов в СССР начинается программа по созданию турбовинтового стратегического бомбардировщика Ту-95. Первый полёт бомбардировщика Ту-95 состоялся уже в 1952 году.

В США знали о данных программах и адекватно оценивали угрозу, которую несли новые советские бомбардировщики.

Первая в мире ядерная ракета класса «воздух-воздух»

В качестве радикального ответа на бомбардировочную угрозу было предложено использовать ракету воздушного базирования с ядерной боевой частью. Такое решение представлялось оправданным во всех смыслах. Истребители конца Второй мировой войны и первые послевоенные машины вооружались главным образом только пулеметно-пушечным вооружением. Этих средств поражения было уже недостаточно для успешной борьбы с большим количеством многомоторных бомбардировщиков.

Не лучшим образом выглядела и залповая стрельба неуправляемыми авиационными ракетами по строю бомбардировщиков, а до разработки по-настоящему эффективных управляемых ракет класса «воздух-воздух» оставалось ещё несколько лет. Но даже эти первые ракеты были довольно примитивны. Первая победа в воздушном бою с использованием управляемой ракеты была одержана 24 сентября 1958 года, когда тайваньский истребитель F-86 сбил китайский МиГ-15 ракетой AIM-9B Sidewinder.

Что представлял из себя американский «Джинн»

До изобретения управляемых ракет класса «воздух-воздух» и появления первых МБР нужно было как-то нивелировать бомбардировочную угрозу. Для этого в 1954 году в США начали программу, направленную на изучение использования ракет класса «воздух-воздух» с ядерной боеголовкой. Для наибольшей простоты и надежности ракету сделали неуправляемой. С учетом большой мощности и радиуса взрыва точность справедливо сочли ненужной.

Разработка новой ракеты началась в том же году, а уже в 1955 году первый образец ракеты был представлен на динамические испытания. Разработкой ракеты занималась компания Douglas, а сама новинка получила обозначение McDonnell Douglas Air-2 Genie (заводской индекс производителя MB-1). Первые ракеты поступили на вооружение уже в 1957 году.


Ракета была достаточно простой и представляла собой неуправляемый авиационный боеприпас, который приводился в движение твердотопливным ракетным двигателем Thiokol SR49-TC-1, развивавшим тягу 162 кН. Мощности двигателя было достаточно, чтобы за две секунды работы разогнать ракету до скорости 3,3 Маха (около 1100 м/с). Через 12 секунд полета после выгорания всего топлива происходил взрыв, максимальная дальность пуска ракеты оценивалась в 9,6 км.

Ракета диаметром 444,5 мм весила 372,9 кг. Длина ракеты составляла 2,95 метра. На ракете устанавливалась ядерная боевая часть W25 мощностью 1,5 кт. Это была ядерная боеголовка малой мощности, которую специально создали под ракету Air-2 Genie. Боеголовка имела комбинированный ядерный заряд из урана и плутония и была первым в США устройством, которое изготовили по технологии sealed pit, с помещением всех элементов в герметичный металлический корпус.

Эффективный радиус поражения ядерной боевой части W25 оценивался в 300 метров. После запуска ракеты самолет-носитель должен был быстро выполнить маневр уклонения, чтобы не оказаться в зоне поражения. При этом у атакуемого бомбардировщика практически не оставалось шансов. Короткое время подлета и высокая скорость не позволяли поразить ракету оборонительным вооружением бомбардировщика, а большой радиус взрыва гарантированно выводил самолет противника из строя.

«Джинн» вырвался из бутылки

Хотя ракета оставалась на вооружении достаточно длительное время, до 1985 года в США провели единственные испытания данного образца ядерного оружия. Это произошло в рамках серии ядерных испытаний в Неваде, получивших обозначение «Операция Plumbbob».

Всего с 28 мая по 7 октября 1957 года на ядерном полигоне в Неваде американские военные провели 29 взрывов.


Особенностью испытаний было большое количество атмосферных взрывов, которые проводились с помощью специальных башен различной высоты (от десятков до сотен метров). Помимо башен применялись аэростаты, которые поднимали бомбы на высоту в несколько сотен метров. Также в рамках операции Plumbbob состоялись единственные воздушные испытания ракеты AIR-2 Genie в истории.

Ракета класса «воздух-воздух» с ядерной боевой частью была запущена с борта реактивного всепогодного истребителя-перехватчика F-89 19 июля 1957 года. Взрыв ракеты с боеголовкой в 1,5 кт произошел на высоте 5639 метров. Пилоты перехватчика после запуска ракеты должны были выполнить резкий маневр с уходом в сторону от эпицентра взрыва.

Испытания «Джинна» были продавлены ВВС США.

Командование воздушными силами стремилось не просто испытать новое оружие, но и доказать безопасность его использования над густонаселенными районами США. Для подтверждения этой теории на земле прямо под эпицентром взрыва находились пять офицеров ВВС и фотограф. Все они были в обычной полевой форме и не имели никаких средств защиты.


Фотограф так и снял их, стоящих с табличкой Ground Zero Population 5 (эпицентр взрыва, население 5 человек). В этом плане испытания можно признать вполне успешными. Они действительно продемонстрировали отсутствие серьезных последствий для здоровья гражданского населения, находившегося на земле. Все участники эксперимента пережили этот взрыв на десятилетия, последний из офицеров-участников ушел из жизни в 2014 году.

Судьба проекта

Ядерные ракеты класса «воздух-воздух» оставались на вооружении ВВС США вплоть до середины 1980-х годов. При этом производство ракет AIR-2 Genie завершилось ещё в 1962 году. Всего было выпущено более трёх тысяч экземпляров данной ракеты (без учета учебных и тестовых прототипов).

В США ракету окончательно сняли с вооружения в 1985 году, на год раньше это произошло в Канаде. Канада оказалась единственным экспортным заказчиком «Джинна».

Ракеты с ядерной боеголовкой были получены для вооружения истребителей-перехватчиков CF-101 ещё в 1963 году. Несмотря на нахождение в арсенале ВВС Канады, ракеты всё это время были собственностью США и находились на базах хранения под наблюдением американских военных.


При этом свое значение ракеты утратили уже с появлением МБР.

После этого можно было не бояться армад советских бомбардировщиков, которые сбрасывали бы на американские города водородные бомбы. Реализованная Москвой и Вашингтоном концепция гарантированного взаимного уничтожения с использованием огромного количества межконтинентальных баллистических ракет делала «Джинны» с ядерными боеголовками рудиментом начала холодной войны.

РКК "Энергия" показала внешний облик новой ракеты, которую хотят построить к 2024 году, и одного изображения оказалось достаточно, чтобы понять, как будет возвращаться её первая ступень.

<p>Фото © ТАСС / Смитюк Юрий</p>

Фото © ТАСС / Смитюк Юрий

Конкретной информации, в общем-то, довольно немного, во всяком случае, все сухие факты поместились на одной иллюстрации и в небольшой таблице на страницах журнала "Космическая техника и технологии". Ракета, о которой идёт речь, — крайняя слева. Точнее, две крайние слева.

Внешний облик ракеты-носителя "Иркут" в сравнении с другими. Фото © Министерство обороны России

Внешний облик ракеты-носителя "Иркут" в сравнении с другими. Фото © Министерство обороны России

Итак, по данным издания, ЦНИИмаш — Центральный научно-исследовательский институт машиностроения — работает над проектом ракеты-носителя сверхлёгкого класса под названием "Иркут". Надо сказать, в части классификации ракет по массе полезной нагрузки в мире нет единообразия. Например, из Большой российской энциклопедии следует, что ракеты с полезным грузом до 5 тонн можно называть просто лёгкими, NASA таковыми считает ракеты с грузом до 2 тонн. Но в целом есть общепринятое представление, что носители с грузоподъёмностью всего в несколько сотен килограммов относятся к сверхлёгкому классу.

В данном случае речь идёт о грузах весом либо до 584, либо до 398 килограммов — в зависимости от варианта ракеты. А вариантов предлагается два: одноразовый и многоразовый носитель. Ясно, что для возвращения запущенной ступени ей нужно дополнительное топливо, поэтому она сможет взять с собой меньше груза. Так вот, в обоих случаях это двухступенчатая ракета. Первая ступень будет работать на кислородно-метановых двигателях. Метан — это основной компонент природного газа, поэтому такое топливо считают экологичным. В двигателях второй ступени уже всё "по хардкору": гептил и амил, вещества жутко ядовитые, но очень эффективные как ракетное топливо и окислитель. Запускать "Иркут" планируют с космодрома Плесецск, первый старт намечен на 2024 год. Из этого можно сделать вывод, что ракета уже почти готова, оставшиеся два года — это весьма небольшой срок для подобной работы.

Вот, собственно, и всё, что сообщили об этой ракете на сегодняшний день. И ни словом не коснулись одной примечательной детали: особенностей многоразового варианта. Крыльев! Простите, крыла: на профессиональном языке авиации говорят, что у самолёта одно крыло.

Дело в том, что изображение многоразового "Иркута" очень и очень напоминает иллюстрации, которые ранее публиковал Фонд перспективных исследований. Вместе с "Роскосмосом" они работают над созданием многоразовой ракетно-космической системы "Крыло СВ".

Mногоразовая ракетно-космическая система "Крыло СВ" Фото © Фонд перспективных исследований

Mногоразовая ракетно-космическая система "Крыло СВ" Фото © Фонд перспективных исследований

По этому проекту 6-метровая первая ступень должна отделиться на высоте от 59 до 66 километров и начать, по сути, превращаться в самолёт. Посмотрите, какое интересное для этого выбрали решение: крыло даже не выдвигается, а просто разворачивается перпендикулярно продольной оси ракеты. После касания полосы выбрасывается парашют.

Схема полёта и возвращения многоразовой ступени системы "Крыло СВ" Фото © Фонд перспективных исследований

Схема полёта и возвращения многоразовой ступени системы "Крыло СВ" Фото © Фонд перспективных исследований

В системе "Крыло СВ" для многоразовой ступени предусмотрено восемь жидкостных двигателей на сжиженном природном газе и кислороде, разработанных в Конструкторском бюро химического машиностроения имени А.М. Исаева. Как уже было упомянуто, природный газ и метан — если и не одно и то же, то очень близкородственные друг другу вещества.

И, конечно, нужно напомнить, что многоразовые ракеты на крыльях — это именно советско-российское изобретение. В этом смысле "Иркут" — внук носителя "Байкал", созданного в Центре Хруничева. Того самого, макет которого красовался на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже в 2001 году. Двадцать лет назад.

Макет ракеты-носителя "Байкал" на выставке во Франции в 2001 году. Фото © wikipedia

Макет ракеты-носителя "Байкал" на выставке во Франции в 2001 году. Фото © wikipedia

Глава Института космической политики Иван Моисеев отметил в интервью Лайфу, что российские ракетчики вообще изначально довольно настороженно относились к теме многоразовых носителей, и споры о них ещё продолжаются, хотя мировая тенденция к переходу на возвращаемые ракеты очевидна. Эксперт объяснил, что возвращение ракеты на крыле требует установки на ней специальных авиационных двигателей, а ещё для неё нужен аэродром со всей положенной инфраструктурой.

По поводу вертикальной посадки тоже было много сомнений, стоит ли связываться, но Маск всем показал, что вертикальная посадка работает, и работает очень здорово. Маск сажает ракеты на тех же двигателях, на которых выводит на орбиту. А для этой системы нужны свои двигатели. А двигатели — это дорого и тяжело.

руководитель Института космической политики

<p>По поводу вертикальной посадки тоже было много сомнений, стоит ли связываться, но Маск всем показал, что вертикальная посадка работает, и работает очень здорово. Маск сажает ракеты на тех же двигателях, на которых выводит на орбиту. А для этой системы нужны свои двигатели. А двигатели — это дорого и тяжело.</p>

<p>По поводу вертикальной посадки тоже было много сомнений, стоит ли связываться, но Маск всем показал, что вертикальная посадка работает, и работает очень здорово. Маск сажает ракеты на тех же двигателях, на которых выводит на орбиту. А для этой системы нужны свои двигатели. А двигатели — это дорого и тяжело.</p>

Рынок лёгких и сверхлёгких носителей за последние годы довольно активно заполняется. К примеру, есть ракета Electron от новозеландской компании Rocket Lab, у неё грузоподъёмность 250 килограммов на низкую околоземную орбиту (скажем, километров 200) и 150 килограммов на орбиту солнечно-синхронную. Солнечно-синхронная орбита — это кружение на примерно 500-километровой высоте чётко вдоль границы света и тьмы на поверхности Земли. Она называется линией терминатора. И она постоянно смещается из-за вращения планеты вокруг своей оси. Получается, что над каждой точкой земного шара космический аппарат пролетает точно в одно и то же время.

Но вернёмся к новозеландской ракете: она летает на керосине и кислороде, и её создатели сейчас всеми силами стараются сделать её многоразовой — первую ступень уже два раза приводнили.

Далее есть ракета от Virgin Galactic — Launcher One. Здесь очень своеобразный принцип: она запускается с помощью самолёта Boeing 747. Ракета закрепляется у него под левым крылом, сбрасывается на высоте около 10 с половиной километров, включает собственные двигатели и отправляется на орбиту. На низкую может довезти 400 килограммов, на солнечно-синхронную — 225.

Компания Firefly Space Systems недавно построила ракету Alpha аналогичной грузоподъёмности: 400 килограммов на низкую орбиту, 200 на солнечно-синхронную. Правда, первый запуск (3 сентября 2021 года) оказался неудачным: ракета, к сожалению, взорвалась через 2,5 минуты после старта. Ракета двухступенчатая и одноразовая.

И вот что на этот счёт хочется сказать. Дело в том, что когда-то с лёгких ракет начинала и SpaceX: у Falcon 1 грузоподъёмность была 420 килограммов на низкую орбиту. И запустили её лишь пять раз, из них три первые ракеты взорвались. Это был тот самый момент, когда решалась судьба компании Илона Маска. И вот четвёртая и пятая ракеты успешно полетели, но после этого с лёгкими "Фальконами" решили завязать. И что примечательно — завязать решили из-за низкого спроса.

Поэтому и хотелось бы составить хотя бы примерное представление о том, в какой ситуации окажется ракета "Иркут".

Ракета только планируется, и то у нас планы реализуются не вовремя, поэтому когда она появится — уже весь рынок, вся эта ниша будет занята многочисленными частными стартапами на Западе. Мы можем рассчитывать только на свои запуски.

руководитель Института космической политики

<p>Ракета только планируется, и то у нас планы реализуются не вовремя, поэтому когда она появится — уже весь рынок, вся эта ниша будет занята многочисленными частными стартапами на Западе. Мы можем рассчитывать только на свои запуски.</p>

<p>Ракета только планируется, и то у нас планы реализуются не вовремя, поэтому когда она появится — уже весь рынок, вся эта ниша будет занята многочисленными частными стартапами на Западе. Мы можем рассчитывать только на свои запуски.</p>

Очевидно, что сейчас стали методично обстреливать околоземное пространство компактными спутниками — значит, смысл в лёгком транспорте должен быть. Военный эксперт Игорь Коротченко в интервью "Известиям" объяснил, что нецелесообразно брать КамАЗ для перевозки дамской сумочки. А с другой стороны, Маск великолепно оптом возит на своём КамАЗе Starship "дамские сумочки" Starlink внушительными пачками. Так как же всё-таки выгоднее?

Кластерный запуск многих спутников будет дешевле, чем запуск многих ракет. По физике процесса, по технике, по стоимости. Но запуск меньшего количества или вообще одиночных спутников более выгоден для заказчика, потому что не нужно ждать, пока соберётся весь пакет. То есть заказали — запустили.

руководитель Института космической политики

<p>Кластерный запуск многих спутников будет дешевле, чем запуск многих ракет. По физике процесса, по технике, по стоимости. Но запуск меньшего количества или вообще одиночных спутников более выгоден для заказчика, потому что не нужно ждать, пока соберётся весь пакет. То есть заказали — запустили.</p>

<p>Кластерный запуск многих спутников будет дешевле, чем запуск многих ракет. По физике процесса, по технике, по стоимости. Но запуск меньшего количества или вообще одиночных спутников более выгоден для заказчика, потому что не нужно ждать, пока соберётся весь пакет. То есть заказали — запустили.</p>

Эксперт привёл в пример запуск спутников OneWeb на ракетах "Союз": их доставляют в космос по три десятка штук сразу, поэтому для таких целей сверхлёгкая ракета не нужна.

Но она может понадобиться, когда эти спутники начнут выходить из строя. Они хоть и живут достаточно долго, но их всё равно рано или поздно нужно будет заменять — и уже не такими пачками, созвездиями, а единичными запусками. На этом строят свой бизнес западные стартапы.

руководитель Института космической политики

<p>Но она может понадобиться, когда эти спутники начнут выходить из строя. Они хоть и живут достаточно долго, но их всё равно рано или поздно нужно будет заменять — и уже не такими пачками, созвездиями, а единичными запусками. На этом строят свой бизнес западные стартапы.</p>

<p>Но она может понадобиться, когда эти спутники начнут выходить из строя. Они хоть и живут достаточно долго, но их всё равно рано или поздно нужно будет заменять — и уже не такими пачками, созвездиями, а единичными запусками. На этом строят свой бизнес западные стартапы.</p>

В то же время Иван Моисеев подчеркнул, что в последние годы в количестве запусков ракет в России наблюдается спад и сильной востребованности даже одноразового варианта сверхлёгкой ракеты, по его мнению, не предвидится. И в этом смысле возникает вопрос о многоразовом носителе: руководитель Института космической политики уверен, что возвращаемая ракета имеет смысл только при высоком спросе.

Проблем с востребованностью ракеты не исключает и известный популяризатор космонавтики, основатель проекта "Открытый космос" Виталий Егоров. По его мнению, рассчитывать на большое количество иностранных заказов на запуски не приходится.

Новозеландские ракеты по определению имеют больше коммерческих перспектив, чем российские, потому что на новозеландские ракеты не распространяются санкции. На сегодня снижение спроса на российские ракеты во многом определяется позицией США и вообще западных стран, и любая техническая система, имеющая одинаковые характеристики с какой-то западной, будет проигрывать на космическом рынке, который по определению по большей части западный.

Популяризатор космонавтики, основатель проекта "Открытый космос"

Виталий Егоров добавил, что правительство США активно поддерживает, например, Virgin Galactic и Rocket Lab — эти компании получают в США контракты от NASA и Пентагона. Без государственной поддержки малые ракеты не продержатся, уверен он.

Читайте также: