Как выглядит пиковая дама в реальной жизни

Обновлено: 07.07.2024

Многие из вас слышали выражение «пиковая дама», читали одноимённую мистическую повесть Александра Сергеевича Пушкина, смотрели одну из экранизаций и киноинтерпретаций или даже слушали оперу Петра Ильича Чайковского.

Но мало, кто знает, что "пиковая дама" существовала на самом деле. Это была фрейлина, пережившая несколько императоров, которая будоражила умы публики тех лет. Не стал исключением и популяризировавший её Пушкин, жизнь которого после написания одноимённой повести была наполнена печальной нумерологической мистикой.

Начнём с детства. Княгиня Наталья Петровна Голицына ( в девичестве Чернышёва) родилась 28 января 1744 года в Берлине. Отцом Натальи был граф Пётр Чернышёв, а матерью Екатерина Ушакова. Таким образом, получается, что она относилась к "новой" ветви знати, возникшей при Петре I из числа его "любимчиков-простолюдинов". Стремительный карьерный влёт её деда Григория Чернышёва, бывшего при Петре простым денщиком, произошёл благодаря выгодной женитьбе на бесприданнице Евдокии Ржевской. Пётр хотел найти девушке хорошего мужа, и в благодарность за согласие на брак подарил Григорию 4000 душ, а родившимся от этого брака сыновьям жаловал на зубок деньги и деревни.

В светских кругах ходила молва, что Наталья Петровна приходилась императору родной внучкой. Императрица Елизавета Петровна, как и её отец, осыпала Чернышёвых дарами и деньгами: жаловала доходные поместья и графские титулы. Так Чернышёвы стали одним из богатейших семейств России. Дед по матери был тем самым жестоким и беспринципным начальником розыскной канцелярии графом Ушаковым, о котором немало написано книг и снято фильмов и сериалов.

Детство Наталья провела в Англии. Она получила блестящее европейское образование и говорила на пяти языках. При этом по-русски говорила с акцентом. Всё потому, что её отца часто посылали на службу в разные страны Европы, а в родной стране они бывали лишь набегами.

Так, в начале 60-х годов XVIII века подросшая Наталья блистала при дворе Людовика XV. Да не просто блистала, а была знакома с ним лично и являлась желанной гостьей на балах в Версале. Портреты сестёр Чернышёвых рисовали лучшие живописцы тех лет — Людерс и Друэ. Однако, в 1762 году их отца назначили сенатором, дипломатическая карьера закончилась, и семья вернулась в Россию.

В 21 год по ходатайство фаворита Екатерины II и по совместительству её кузина Захара Чернышёва Наталья Петровна стала фрейлиной при её величестве. Она полюбилась Екатерине игрой в домашнем театре Шереметьева и победами в турнире-карусели, конкурсах красоты, танца и притворств. Среди её украшений даже имелась персональная золотая медаль с изображением императрицы Екатерины II. При этом её красота не была эталонной. Скорее, Наталья была женщиной с изюминкой. У неё даже были заметные усики над верхней губой! В обществе её так и прозвали «Princesse Moustache» и «Fée Moustachine» (с французского «Усатая княгиня» и «Усатая фея»).

Будучи фрейлиной, даже если бы она не была столь популярна у мужчин, она могла себе позволить любого мужа. Выбор Натальи пал на симпатичного 35-летнего графа Владимира Голицына, который кроме внешности и знатной фамилии был мало примечателен. Он слыл меланхоличным и слабохарактерным человеком. 30 октября 1766 года они стали мужем и женой. Императрица самостоятельно украшала бриллиантами из своей сокровищницы прическу Натальи Чернышёвой, благословила её в Придворной церкви и присутствовала при венчании.

Став княгиней, Наталья Петровна постоянно при Дворе не находилась и бывала там лишь изредка, когда оглашались высочайшие повеления или когда получала высочайшее приглашение. Наталья Петровна подолгу жила в имениях своего отца и мужа, занималась воспитанием и образованием детей. Энергичная, с твёрдым мужским характером, она взяла управление хозяйством мужа в свои руки и вскоре не только привела его в порядок, но и значительно увеличила.

В 1783 году Голицына с семьей уехала в любимую Францию. Причиной поездки было плохое влияние русского климата на здоровье мужа и детей. При дворе их отъезд не поняли и осудили.

Наталья Петровна вернулась в привычную стихию, теперь уже при дворе Марии Антуанетты, с которой быстро подружилась. Голицына стала непременной участницей всех приёмов и балов, где её величали «Московской Венерой».

Из непродолжительной семейной поездки в Лондон в 1789 году Наталья Петровна, привезла портрет будущего короля Георга IV, который невзирая на мужа и детей, активно ухаживал за русской гостьей, а в конце поездки подарил на память своё изображение.

В 1790 году Голицыны по политическим причинам были вынуждены вернуться на родину и поселились в Петербурге, на Малой Морской 10. Каждую среду в её доме проходили балы, а по воскресеньям подобные устраивала её сестра, Дарья Петровна Салтыкова.

Время шло, а все по-прежнему были ей очарованы. И Павел I, и позднее его сын Александр I, при коронации которого ей пожаловали крест Святой Екатерины 2-ой степени. Дальше больше - на её балы стала ходить вся императорская семья. На коронации Николая I ей пожаловали крест уже 1-ой степени. Когда она стала плохо видеть, специально для неё изготавливались увеличенные карты для пасьянса; по её желанию в голицынское имение в Городне могли прислать придворных певчих.

Так о ней пишет в своих воспоминаниях Феофил Толстой:

" К ней ездил на поклонение в известные дни весь город, а в день её именин её удостаивала посещением вся царская фамилия. Княгиня принимала всех, за исключением государя императора, сидя и не трогаясь с места. Возле её кресла стоял кто-нибудь из близких родственников и называл гостей, так как в последнее время княгиня плохо видела. Смотря по чину и знатности гостя, княгиня или наклоняла только голову, или произносила несколько более или менее приветливых слов. И все посетители оставались, по-видимому, весьма довольны. Но не подумают, что княгиня Голицына привлекала к себе роскошью помещения или великолепием угощения. Вовсе нет! Дом её в Петербурге не отличался особой роскошью, единственным украшением парадной гостиной служили штофные занавески, да и то довольно полинялые. Ужина не полагалось, временных буфетов, установленных богатыми винами и сервизами, также не полагалось, а от времени до времени разносили оршад, лимонад и незатейливые конфекты."

Другой современник В. Сологуб пишет о ней:

"Почти вся знать была ей родственная по крови или по бракам. Императоры высказывали ей любовь почти сыновнюю. В городе она властвовала какою-то всеми признанною безусловной властью. После представления ко двору каждую молодую девушку везли к ней на поклон; гвардейский офицер, только надевший эполеты, являлся к ней, как к главнокомандующему."

Константин Булгаков писал о ней брату:

…Вчера было рождение старухи Голицыной. Я ездил поутру её поздравить и нашел там весь город. Приезжала также императрица Елизавета Алексеевна. Вечером опять весь город был, хотя никого не звали. Ей вчера, кажется, стукнуло 79 лет, а полюбовался я на её аппетит и бодрость… Нет счастливее матери, как старуха Голицына; надо видеть, как за нею дети ухаживают, а у детей-то уже есть внучата.

Историк А. Тургенев писал другу:

Вот тебе хроника П.<етер>бургская: вчера праздновали мы столетнее бытие княгини Нат.<альи> Петр.<овны>, не танцевали, но съезд был довольно многолюдный. Несколько генераций теснились вокруг пра-пра-бабки; розы доморощенные увивались вокруг векового дуба <…> Государь прислал княгине две великолепные вазы.

Если с чужими людьми Голицына была строга и сурова, то с близкими даже жестока в своей строгости.

Застала правление шести императоров

После выхода повести особняк стали называть «домом Пиковой дамы». Так его величают до сих пор. Но было бы неверно думать, что именно повесть прославила княгиню Голицыну. Все с точностью до наоборот. На страницы пушкинской прозы княгиня попала в силу своей феноменальной известности. Она была легендой высшего общества. На именины к Наталье Петровне приезжала вся царская фамилия.

Красноречивое воспоминания об этом оставил современник княгини композитор Феофил Толстой: «К ней ездил на поклонение в известные дни весь город, а в день её именин её удостаивала посещением вся царская фамилия. Княгиня принимала всех, за исключением государя императора, сидя и не трогаясь с места. Возле её кресла стоял кто-нибудь из близких родственников и называл гостей, так как в последнее время княгиня плохо видела. Смотря по чину и знатности гостя, княгиня или наклоняла только голову, или произносила несколько более или менее приветливых слов. И все посетители оставались, по-видимому, весьма довольны. Но не подумают, что княгиня Голицына привлекала к себе роскошью помещения или великолепием угощения. Вовсе нет! Дом её в Петербурге не отличался особой роскошью, единственным украшением парадной гостиной служили штофные занавески, да и то довольно полинялые. Ужина не полагалось, временных буфетов, установленных богатыми винами и сервизами, также не полагалось, а от времени до времени разносили оршад, лимонад и незатейливые конфекты».

А вот как другой современник «пиковой дамы», тайный советник Константин Булгаков, описывал день рождение княгини: «Вчера было рождение старухи Голицыной. Я ездил поутру её поздравить и нашел там весь город. Приезжала также императрица Елизавета Алексеевна. Вечером опять весь город был, хотя никого не звали. Ей вчера, кажется, стукнуло 79 лет, а полюбовался я на её аппетит и бодрость. Нет счастливее матери, как старуха Голицына; надо видеть, как за нею дети ухаживают, а у детей-то уже есть внучата».


Княгиня прожила удивительно долгую жизнь — 96 лет. Застала правление шести императоров — Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины Великой, Павла I, Александра I, Николая I.

«И умерли в один год». Какой была реальная пушкинская «Пиковая дама»

Княгиня Голицына на портрете работы Б.-Ш. Митуара (1810-е).

280 лет назад, 28 января 1741 г., родилась княгиня Наталья Петровна Голицына, урожденная Чернышева. Считается, что именно она стала прототипом княгини из повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Той самой, что посоветовала Герману якобы счастливую комбинацию «тройка, семерка, туз».

«Пиковая дама», выражаясь современным языком, посвящена проблеме игромании. Эта пагубная страсть доводит главного героя до сумасшедшего дома.

Главный персонаж Герман, в отличие от старой графини, не имел реального прототипа, однако судьба игроков, заканчивающих жизнь в сумасшедшем доме, — отнюдь не выдумка. Как и судьба тех, кто из-за долгов попадал в тюрьму, чьи семьи разрушались. Великий поэт и сам однажды серьезно споткнулся на карточной игре. Пушкин проиграл сумму, которую ему пришлось выплачивать в течение нескольких лет. Произошло это накануне свадьбы поэта с Натальей Гончаровой, что чуть не расстроило помолвку. В письме к другу Пушкин сетовал: «Московские сплетни доходят до ушей невесты и ее матери — отселе размолвки, колкие обиняки, ненадежные примирения. » Не исключено, что написанная позже повесть «Пиковая дама» стала своего рода предостережением для тех, кто покорился азартной страсти, стал игрушкой в ее руках, забыв об истинных ценностях жизни.

Картина А.Н. Бенуа "Германн у дома графини".

Дети выросли не мажорами

Замуж ее выдавала лично Екатерина, у которой она служила при дворе фрейлиной. Возможно, Наталья Петровна и не была первой красавицей, тем не менее недостатка в кавалерах никогда не испытывала. И отнюдь не только из-за богатства и высокого положения ее семьи. Юную Наталью отличал живой ум — она говорила на четырех языках, сноровка — была прекрасной наездницей. А еще, как отмечали современники, при хрупкой внешности у нее был стальной характера, который не могли скрыть кружева и бриллианты. Фрейлина обладала той самой харизмой, которую за деньги не купишь. И сделала хорошую партию, связав свою жизнь с князем Владимиром Голицыным. Так породнились два знатных рода — Чернышевы и Голицыны. У супруга Натальи Петровны было большое состояние, но пребывало оно в расстройстве. Здесь как нельзя кстати пришелся сильный характер и ум княгини. Она как антикризисный менеджер не просто навела порядок в имениях супруга, но и увеличила от них прибыль.

Наталья Петровна Голицына в молодости.

То, что княгиня сумела воспитать достойных детей, только добавляло ей веса в обществе. Ни один из пяти отпрысков семьи Голицыных, одной из богатейших в Российской Империи, не стал представителем «золотой молодежи», или, как говорят сегодня, мажором. Никого из них она не баловала деньгами. Московский градоначальник Голицын, несмотря на регалии, а ему был пожалован титул «светлейшего князя», при матушке лишний раз слова не молвил. И никогда не упрекал княгиню, что она не выделила ему из семейного капитала его долю. Жил градоначальник с женой и супругой на военную пенсию и зарплату чиновника. Как-то на балу император Николай I обратил внимание на уже потрепанный наряд светлейшего князя, после чего попенял Наталье Петровне, мол, вы бы княгиня от своих щедрот сыну помогли. Лишь тогда «пиковая дама» расщедрилась.

Дети А. С. Пушкина. 1839. Н. И. Фризенгоф, рисунок.

По удивительному стечению обстоятельств Наталья Петровна ушла из жизни в том же году, что и Пушкин, с разницей в несколько месяцев — она пережила поэта на три месяца, будучи старше его почти на 60 лет. А в 1893 г. в доме напротив особняка княгини Голицыной скончается автор оперы «Пиковая дама» Петр Ильич Чайковский, благодаря которому книжный образ княгини обрел еще и голос. А княгиня была похоронена в Москве в семейном усыпальнице Голицыных в Донском монастыре.

«Пиковая дама» в большой моде

После того как повесть увидела свет, поэт записал в дневнике 7 апреля 1834 года: «Моя „Пиковая дама“ в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся. »

Как-то Пушкин признался одному из друзей, что «главная завязка повести не вымышлена. Старуха графиня — это Наталья Петровна Голицына. Внук ее Голицын рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, которые помогут сорвать куш. Карты эти были „назначены“ ей в Париже Сен-Жерменом (французский авантюрист и оккультист в одном флаконе, современник Голицыной — ред.). „Попробуй“. Внучек поставил карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести вымышлено».

Стоит заметить, что Голицына действительно какое-то время жила с мужем и детьми в Париже, однако документальных свидетельств ее встречи с графом Сен-Жерменом нет.

О встрече княгини и Пушкина, который был много моложе ее, также не сохранилось документальных свидетельств. Хотя можно не сомневаться, что они виделись. Александр Сергеевич часто проходил мимо петербургского особняка княгини на Малой Морской, 10, ведь одно время сам жил неподалеку. Незадолго до начала работы над повестью Пушкин поселился в квартале от дома старой графини — на углу Большой Морской и Гороховой улиц. Вот как он описывает этот дом в «Пиковой даме» :

«...очутился он (Герман) в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, карета одна за другою катились к освещённому подъезду. Из карет поминутно вытягивалась то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Герман остановился.

— Чей это дом? — спросил он у углового будочника.

Александр Пушкин скончался в 37 лет.

Пиковая дама - как её вызвать и что это за тварь?


Сегодня в российский кинопрокат выходит фильм "Пиковая дама: Зазеркалье" - история о том, как компания подростков при помощи полушутливого обряда вызывает на свою беду из зазеркалья мрачный дух сумасшедшей убийцы детей. Но что это вообще за тварь такая - Пиковая Дама? Правда ли существует какой-то ритуал ее вызова? И, если уж на то пошло, зачем вообще кому-то вызывать этот дух? Зона Ужасов рассказывает всё и перечисляет 11 способов вызова Пиковой Дамы.

В первом отечественном фильме про Даму предыстории этого персонажа было уделено непростительно мало внимания: буквально в двух словах зрителям рассказывали, что, дескать, жила когда-то женщина, которая убивала детей, а после смерти стала злобным призраком. "Зазеркалье" рассказывает и показывает гораздо больше: по версии кинематографистов, Дама была дворянкой, содержавшей сиротский приют. Обезумев после гибели собственного сына, графиня начала проводить колдовские ритуалы и приносить жертвы, чтобы вернуть из мертвых свое чадо, но ей не удалось добиться своего, так как о ее кровавых деяниях стало известно, и над самой графиней учинили расправу разъяренные селяне. С тех пор, как говорится в фильме, дух Дамы обитает в зеркалах, но мечтает прорваться в нашу реальность, чтобы закончить начатое.

В этой версии легенда о Пиковой Даме отдаленно напоминает историю герцогини Батори, которой приписывают многочисленные жестокие убийства девушек, в крови которых та якобы купалась, надеясь таким образом сохранить молодость и красоту. Знатоки городских легенд также указывают на то, что образ Пиковой Дамы перекликается с распространенной за рубежом легендой о Кровавой Мэри, и на этом основании считают отечественную легенду - калькой с западной.

Сама по себе история Пиковой Дамы распространена у детей и подростков, которые ради развлечения (чтобы пощекотать нервы) проводят несложные ритуалы ее "вызова". При этом дети в большинстве своем не особо интересуются корнями этой легенды. И на самом деле нет никаких достоверных сведений, которые позволяли бы утверждать, что легло в основу этой истории и что послужило прообразом самого персонажа. Скорее всего, не обошлось тут без влияния литературы - в повести Александра Пушкина "Пиковая дама" фигурирует старуха, которой ведом некий секрет карточной игры, позволяющий выигрывать большие деньги. Однако герой повести обманывается и в самый важный момент игры вместо нужной ему для победы карты получает карту "дама пик". Образ дамы в городском фольклоре тесно связан с зеркалами, что, вполне вероятно, пошло от сказки "Алиса в Зазеркалье", героиня которой попадает в мир по ту сторону зеркала и сталкивается там с ожившими картами.

Очевидно, что само изображение карты дамы пик также могло повлиять на возникновение легенды. Пики - черная масть, карта дамы пик выглядит достаточно зловеще. Пиковую даму издавна отождествляли с ведьмой, приносящей беду. В гаданиях на картах Пиковая Дама обычно означает недруга, человека, с которым лучше не связываться.

Зачем в принципе проводится обряд вызова Пиковой Дамы? Одна из версий легенды гласит, что во время проведения этого ритуала можно загадать Даме некое сокровенное желание, которое дух должен будет исполнить. Заметим, что в сюжете "Зазеркалья" этот мотив также играет важную роль, в то время как в первой части тема желаний никак не была раскрыта.

Как вызвать Пиковую Даму? Существует несколько способов проведения обряда.

№1. В полночь помадой красного цвета нужно нарисовать на зеркале лестницу, потушить свет и зажечь свечу. Далее следует трижды произнести "Пиковая дама, приди". После этого должны раздаться какие-нибудь звуки: стук каблуков, смех. В зеркале может появиться двигающийся силуэт. В этом случае рисунок лестницы нужно как можно скорее стереть, чтобы Пиковая Дама не выбралась наружу.

Есть другая версия этого способа, более сложная: требуется свеча из натурального воска, салфетка либо кусок ткани, а также колода карт (новая, которую еще не использовали). Незадолго до полуночи на зеркале рисуют лестницу из тринадцати ступенек, сверху лестницы — дверь с ручкой. Выключается свет, зажигается свеча. Колода лежит перед заклинателем, на карты рубашкой вверх кладут Даму Пик. После подготовки становятся вокруг зеркала и говорят три раза "пиковая госпожа, явись!" Через некоторое время зеркало потемнеет, а свеча начнет трещать или чадить - это значит, что Дама идет. В зеркале появляется силуэт или лицо. Часто видят, как образ быстро спускается по нарисованной лестнице: слышатся шаги, смех, шорохи. Задают один вопрос. Прогонять дух следует как можно быстрее: тряпкой или салфеткой стирают ступеньки, начиная с нижней. Карту Дамы разрывают, а обрывки сжигают на улице.

№2. Этот способ больше подходит девушкам. Следует надушиться духами, после чего выйти на улицу и встать перед каким-нибудь многоэтажным зданием. Глядя на горящие окна третьего (обязательно третьего!) этажа, надо три раза сказать "Пиковая дама, приди".

№3. Здесь понадобится карта дамы пик. В полночь, перед зеркалом, нужно разорвать эту карту. Далее в зеркале появится Пиковая Дама, которая издалека будет идти к тому, кто ее вызывает. В зеркале будет видно, как Дама начинает душить вас - в этот момент нужно либо разбить зеркало, либо включить свет, иначе погибнешь!


№4. В темном помещении с зеркалом (ванная комната - идеальный вариант) нужно: намазать зеркало мылом, зажечь свечу и установить ее так, чтобы она отражалась в поверхности зеркала. Далее - взять карту дамы пик и поставить ее лицевой стороной к зеркалу. Если у вас длинные волосы, то их стоит убрать под косынку или уложить таким образом, чтобы Дама не смогла схватить вас за них. Когда все будет готово - всматривайтесь в зеркало. В полночь там появятся некие фигуры - белые треугольники или еще что-то. Белые треугольники означают, что к вам явилась добрая Пиковая Дама, которая исполнит ваше желание, а фигуры другого цвета символизируют плохую Пиковую Даму, которая навлечет на вас беду.

№5. Здесь нам понадобится стакан. Его надо наполнить - сначала холодной водой, затем теплой. Поверх стакана положить зеркало, чтобы на поверхности зеркала начал появляться конденсат. В полночь нужно произнести слова "Пиковая Дама, выходи!" - а когда Дама появится, нужно крикнуть "Пиковая Дама, сгинь!" - ну или просто убежать куда подальше.

№6. Для этого способа зеркало вам НЕ нужно. Достаточно иметь нитку черного цвета. Эту нить нужно повязать на руку - ровно в 11 часов ночи. После - десять раз сказать "Пиковая Дама, приди!", а когда та явится - разрезать нитку со словами "нечистая, уберись!"

№7. Уберите из помещения, в котором проводите ритуал, все предметы красного цвета. После возьмите стакан. Найдите монетки (вообще говорят о копейке, но такую сейчас, прямо скажем, найти трудно) и положить в стакан решкой вниз - пятнадцать штук. Повторять слова "Пиковая дама, приди!". Когда монеты начнут подниматься со дна, должна появиться Пиковая Дама, которая укажет на одного из участников ритуала рукой - этот человек будет счастливым.


№8. В спальне, где есть кровать и стол, следует натянуть между ними белую нить, к которой привязать конфету. Ровно в полночь на листке бумаги напишите свое желание. Когда Пиковая Дама явится - не смотрите на нее или смотрите из-под опущенных век, потому что если Дама заметит, что вы подглядываете - быть беде.

№9. Воткните в стену иголку и загадайте желание. В полночь явится Пиковая Дама, которая либо осуществит это желание, либо задушит вас. Если она начнет вас душить - надо прокричать "Тари, Тари, Тари, исполни мое желание!" - либо просто включить в комнате свет.

№10. Используйте шерстяные нитки красного цвета. Их следует привязать к ножкам стула или другой мебели. Возьмите карты, положите карту с дамой треф лицевой стороной вниз и покиньте комнату. Закройте за собой дверь и подождите десять минут. Когда вернетесь, то, возможно, увидите на полу в разных местах крестики, похожие на птиц. Возможно, стулья в комнате окажутся перевернуты, постельное белье сброшено на пол. Будьте осторожны: если вы вернетесь в комнату раньше времени - до того, как Пиковая Дама скроется в картах - Дама может вас задушить.

№11. Ритуал, в котором применяется "зеркальный коридор". Проводится в полночь, хотя можно попробовать и в другое время, но надо задернуть шторы, чтобы в комнате было темно. Свеча ставится между двумя зеркалами, которые, в свой черед, стоят так, чтобы отражаться друг в друге, образуя коридор. Заклинатель берет в руки еще одну свечу и шесть раз произносит: "Пиковая Дама, та, что в зеркальном мире живёт, приди на тусклый свет моей свечи". Если все сработает правильно, то раздадутся звуки - шаги, смех, шорохи. В зеркалах могут появляться силуэты, свечи начнут чадить. Как только появляются какие-либо признаки того, что Дама явилась, следует разорвать "коридор", то есть просто сдвинуть одно из зеркал.

miss_hohotyn007

13-го самое время вспомнить один из самых загадочных и мистических персонажей - Пиковую Даму. Она пришла в пантеон мифологических существ из одноименной повести А.С.Пушкина, но не все знают, что у престарелой княгини был реальный прототип - княгиня Наталья Петровна Голицына, урождённая Чернышёва.


О том, кто вдохновил Пушкина, догадались почти сразу. Поэт писал в 1834 году: ". При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся". И немудрено: считается, что внучатый племянник Голицыной князь С. Г. Голицын-Фирс однажды рассказал Пушкину, что как-то начисто проигрался в карты и в отчаяньи бросился к родственнице с мольбой о помощи. От её французского друга, небезызвестного графа Сен-Жермена, Наталье Петровне якобы была известна тайна трёх карт — тройки, семёрки и туза. Она открыла ее родственнику, и тот успешно отыгрался. Впрочем, сам Пушкин о разговоре нигде не писал, и не исключено, что мы имеем дело с позднейшими легендами.

Но если с картами дело темное, то все остальные "приметы" совпадали. Все современники единодушно отмечали крутой надменный нрав княгини, её характер, лишённый всяких женских слабостей, суровость по отношению к близким. Отчасти такое поведение оправдывалось статусом Голицыной. Дочь дипломата и сенатора графа Петра Григорьевича Чернышёва от брака с Екатериной Андреевной Ушаковой, Наталья Петровна всегда пользовалась особым покровительством российских императриц.

В 21 год Наталья Петровна стала фрейлиной Екатерины II, фавориту которой, Захару Чернышёву, она приходилась кузиной. В феврале 1765 года она обратила на себя внимание императрицы игрой в домашнем спектакле у графа П. Б. Шереметева; затем, летом 1766 года, стала победительницей в Петербурге и Москве в великосветском развлечении — турнире-карусели. За красоту и «приятнейшее проворство» в танцах она получила специально изготовленную по этому случаю в единственном экземпляре персональную золотую медаль с изображением Екатерины II.


Но была ли Голицына красива? Сохранившиеся портреты молодой княгини не дают однозначного ответа на этот вопрос. На одном она недурна собой, на другом - весьма. своеобразна. Зато в ее воспитании и образовании сомневаться не приходится. Наталья Петровна выросла за границей, и её мать воспользовалась этим обстоятельством, чтобы дать своим дочерям блестящее европейское образование. А если кто и был безоговорочно красив в этой семье, так это супруг Натальи Петровны, князь Владимир Борисович Голицын, бригадир в отставке, за которого она вышла 30 октября 1766 года. Интересно, что императрица сама украшала своими бриллиантами причёску Натальи Петровны, благословила её в Придворной церкви и присутствовала при венчании.


Отношения между супругами очень точно описаны в "Пиковой даме". Помните, как рассказывает ее внук о колоссальном проигрыше? "Покойный дедушка, сколько я помню, был род бабушкина дворецкого. Он ее боялся, как огня; однако, услышав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя, принес счеты, доказал ей, что в полгода они издержали полмиллиона, что под Парижем нет у них ни подмосковной, ни саратовской деревни, и начисто отказался от платежа. Бабушка дала ему пощечину и легла спать одна, в знак своей немилости".



Муж

Колотила ли своего мужа Наталья Петровна, неведомо, но известно, что, по свидетельству современников, в слабохарактерном и простоватом супруге Наталья Петровна чтила больше фамилию. Историк И. М. Снегирёв писал, что княгиня считала Голицыных вершиной аристократии, и "когда она перед внучкой своей 6-летней хвалила Иисуса Христа, то девочка спросила: "Не из фамилии ли Голицыных Иисус Христос?" 😁. Стремясь увеличить поголовье Голицыных, Наталья Петровна родила мужу пятеро детей: три сына и две дочери. При этом Наталья Петровна подолгу жила в имениях своего отца и мужа, занималась воспитанием и образованием детей. Энергичная, с твёрдым характером, она взяла управление хозяйством мужа в свои руки и вскоре не только привела его в порядок, но и значительно увеличила, став одной из самых богатых женщин России.

После её смерти осталось 16 тысяч крепостных душ, множество деревень, домов, поместий по всей России. Только княгиня Голицына, единственная, могла себе позволить для проезда из Москвы в Петербург нанять 16 лошадей. Самое большее, что позволяли себе самые богатые путешественники — это шесть лошадей. Огромное состояние позволило ей быть принятой на равных при дворе Марии Антуанетты. Она была непременной участницей всех приёмов и балов, где её величали «Московской Венерой». В 1789 году, несколько наскучив Парижем, где началась заварушка, Наталья Петровна съездила с мужем и дочерьми в Лондон, где также имела бешеный успех. Перед отъездом из Англии будущий король Георг IV, ухаживавший за Натальей Петровной, подарил ей на память свой портрет с автографом.

В 1790-м Голицыны вернулись в Россию и поселились в Петербурге на Малой Морской, в доме № 10. Свой дом Голицына держала открытым и каждую среду у нее были балы. На протяжении десятилетий в высшем свете ее положение было совершенно особенным: начать с того, что в дни рождения поздравлять ее приезжал сам император или его жена. И в компаньонках, в отличие от Пиковой дамы, она не нуждалась, сумев идеально выдрессировать родных детей. "Нет счастливее матери, как старуха Голицына; надо видеть, как за нею дети ухаживают, а у детей-то уже есть внучата" - писал младший современник княгини Константин Булгаков.


Вопрос, были ли счастливы сами дети Натальи Петровны. Ее первенец Пётр умер в 10 лет, а второй сын, Борис Владимирович, так и не женился, т.к. мама не одобрила ни одну невесту. Если вы подумали, что это был какой-то слюнтяй, то зря: Борис Голицын, участник польской кампании 1794 года и Бородинского сражения, отличался храбростью в бою, дослужился до звания генерал-лейтенанта и вернулся в строй после тяжелой контузии, едва встав на ноги. Но он, как и вся семья, трепетал перед княгиней, которая умела продавить любого. Так, рассердившись за что-то на Бориса Владимировича, Голицына около года совершенно не имела с ним никаких контактов и на его письма не отвечала, пока сын чуть ли не приполз на коленях.



Сын Борис

О том, до какой степени все домочадцы боялись Наталью Петровну, свидетельствует следующий факт: упомянутый выше Борис Голицын, бравый офицер, уже в зрелые годы осмелился завязать роман с цыганкой без разрешения мамы. Этот факт тщательно скрывали. Цыганка родила ему двоих детей: их существование тоже скрывали. Отправляясь на войну 1812 года, Борис, словно предчувствуя, что не вернется, попросил брата Дмитрия позаботиться о своих незаконнорожденных детях. Брат сдержал слово: дети воспитывались в семье Дмитрия Голицына, но втайне от Натальи Петровны.



Сын Дмитрий

Дмитрий, третий, младший сын княгини, также стал не последним человеком в этом мире. Но даже будучи прославленным московским генерал-губернатором, он не мог позволить себе сидеть в присутствии матери без её разрешения. Зато он посмел сам выбрать себе жену, чего ему никогда не простили. Недовольная его женитьбой на Татьяне Васильевне Васильчиковой, так как считала этот брак неравным, княгиня заставила свою тихую и добрую невестку много вытерпеть от неё горя (кстати, Васильчиковы — не абы кто, а древний русский дворянский, графский и княжеский род, но княгине Голицыной этого было недостаточно 😁).



Невестка

Как часто бывает, невестка отнюдь не заслуживала издевательств свекрови. Татьяна Васильевна была женщиной умной и благочестивой; говорили, что она была «рождена для тихой семейной жизни». Она уделяла много внимания воспитанию своих детей, много занималась благотворительностью: при ее участии в 1825 году был основан Дом трудолюбия, позднее преобразованный в Елизаветинский институт благородных девиц, который позволял получать образование дочерям младших офицеров и чиновников. В 1837 г. Татьяна Васильевна основывает Благотворительное общество, которое в числе прочего занялось устройством в Москве школ рукоделия для девочек. В Москве Голицыны были весьма доступны, все их очень уважали, а княгиню, которая была ангельской доброты, все обожали. Но свекровь так долго и упорно грызла невестку, что та пережила ее всего на 3,5 года, скончавшись в 58 лет.

К дочерям Наталья Петровна была несколько более благосклонна. Старшая дочь, Екатерина Владимировна, унаследовавшая ее характер, вышла замуж за генерала Степана Степановича Апраксина - двоюродного брата своей матери, к большому удовольствию последней. Апраксин был одним из богатейших помещиков России и считался первым красавцем своего времени. Отличаясь особенной склонностью к женскому полу, он был причиной трагедии княгини Наталии Петровны Куракиной (1758—1825), бросившей ради него мужа, князя С. Б. Куракина, двоюродного брата Апраксина. Но брак, как ни странно вышел счастливым.



Дочь Екатерина

Вторая дочь, Софья Владимировна была младшим и любимым ребёнком в семье. У нее была интересная, я б сказала, современная внешность. Воспитанная идеями просвещения, она стремилась к образованию, к постоянному совершенствованию личности. Впоследствии графиня Софья достигла высочайшей образованности самостоятельно и перевела на русский язык вторую часть «Божественной комедии» Данте. Она также очень удачно вышла замуж - за генерала графа П. А. Строганова. Обворожительная красота Софьи Владимировны одно время сильно увлекала тонкого ценителя женщин Александра I. Графиня сумела, однако, с достоинством выйти из этого трудного положения и сохранить дружеское расположение к себе царской четы. Поддержка императрицы Елизаветы помогла ей пережить страшное горе - гибель в бою единственного сына, который был убит на глазах своего отца.



Дочь Софья

Княгиня Голицына благополучно пережила не только 4-х из своих 14 официальных внуков, но и обессмертившего ее Александра Сергеевича. Она скончалась 20 декабря 1837 (1 января 1838) в возрасте 93 лет, превратившись еще при жизни в легенду. (Забавная деталь: с возрастом Голицына обросла усами и бородой, за что в Петербурге её за глаза называли «Княгиня Усатая», или более деликатно, по-французски «Princesse moustache» (от фр. moustache — усы), хотя ни на одном портрете не видно этой особенности). В Петербурге Голицыну иначе как «Пиковой дамой» не называли. А дом, где она проживала (Малая Морская ул., 10 / Гороховая ул., 10), в истории города навсегда остался «домом Пиковой дамы».

Читайте также: