Как выглядит маус в реальной жизни

Обновлено: 07.07.2024

Сбылась моя мечта, я увидел и потрогал собственными руками единственный в мире, уцелевший супертяжелый немецкий танк - Panzerkampfwagen VIII «Maus», он же мышонок, он же мышь.

Проектирование данной машины происходило в годы Отечественной войны в Германии, с 42-го по 45-й год, главным конструктором танка был Фердинанд Порше. «Мышонок» - так ласково называл свой танк Порше. Масса машины достигала почти 190 тонн. Самый тяжёлый танк за всю историю человечества!

А так проходили испытания брони Советскими конструкторами, как слону дробина. А так проходили испытания брони Советскими конструкторами, как слону дробина.

До серийного производства танк так и не дошел, успели собрать два опытных образца, которые в боях не участвовали. Машина, на которую я приехал посмотреть собрана из запчастей двух прототипов.

Танк создавался для прорыва обороны на восточном фронте, машина максимально защищена броней по кругу, толщина брони составляет от 55 до 240 мм толщиной. Производством компонентов танка занимались различные фирмы: корпус, башня – crupp, двигатель – Daimler-Benz, трансмиссия – Siemens.

Толщина борта 210 мм, а на фото щит катков толщиной 105 мм Толщина борта 210 мм, а на фото щит катков толщиной 105 мм

В декабре 1943 года, прошли ходовые испытания Мауса. Проводились они на территории завода Алкетт, в тот момент полигон для испытаний был сильно поврежден обломками от бомбардировок. Мышонок ловко справился с препятствиями, для своих габаритов танк получился проворливым, хотя и разгонялся всего до 20 км/ч.

Из вооружения было установлено два орудия: 128 мм KwK-44 L/55 и 75 мм KwK-40, а так же имелся огнемёт flammenwerfer.

Вы не поверите, но танк электрический. Силовая установка устроена как у современного тепловоза. В ведущих катках установлены два электродвигателя, они получали электроэнергию от 1750 сильного бензинового двигателя, который крутил генератор. От использования дизеля, немцы отказались, Восточный фрон как ни как, холод, для дизельных двигателей это ни есть хорошо.

Еще один удивительный факт этой машины – масса танка была на столько огромной, что по мостам ее нельзя было перевозить, и конструкторы нашли выход. Танк герметизировался и переправлялся по дну реки своим ходом, попарно, то есть один танк стоял на берегу и запитывал своей силовой установкой второй танк через специальный кабель, а второй танк ехал по дну реки. Затем операция повторялась для второй боевой машины.

Сейчас мы понимаем абсурдность использования такого огромного и тяжелого стального исполина на полях сражения, но Гитлеру проект понравился и кто знает как бы проявила себя эта боевая машина, если бы ее успели поставить на серийное производство, остается только догадываться.

Ездит, стреляет, воюет

Как бы там ни было, но «Маус» уже не являлся еле «ползущим» танком времен Первой мировой войны. К этому времени технологии шагнули вперед, поэтому немецким инженерам удалось сконструировать пусть и сверхтяжелую, но как для своего веса маневренную и поворотливую боевую машину. Проект навсегда остался в заводских испытаниях, поскольку сверхтяжелая «мышь» за годы войны так и не появилась на поле боя. Когда советская армия подступала к немецким рубежам, было принято уничтожить все проектные разработки и опытный экземпляр. Эвакуировать его не было возможности, а оставить противнику тоже было непозволительно. Полноценный танк и экземпляр до конца недоработанный подорвали. Но полностью разрушили только один.

Русские, впечатлённые размерами это громадины, решили эвакуировать её в Союз. Один танк восстановили, но внутренностей у него уже не было. То есть на ходу «Маус» не испытывали, его установили в одном из подмосковных музеев. Были идеи восстановить подвижность танка, но осознав весь масштаб предстоящих работ, от затеи довольно быстро отказались. Здесь стоит подчеркнуть, что громоздкий танк не был обычной немецкой «игрушкой». В жизнеспособном состоянии он умел ездить, стрелять и мог вести полноценный бой. Его огромная масса, способная обрушить чуть ли не любой мост, особо не волновала немцев. Но догадываясь о проблеме, машину оснастили системой подводного вождения, чтобы «мышь» могла преодолеть водную преграду хотя бы по дну.

Сверхтяжелый танк Маус: в чем заключалась его устрашающая мощь.

В Германии ошибочно считали, что Советский Союз рухнет после одного сильного и разящего удара. Но командование Гитлера не учло тот факт, что советская армия располагала новейшими Т-34 и КВ. Встретившись на поле сражений с русскими танками, немцы убедились в том, что глубоко ошибались в своих прогнозах. Также разведка докладывала о разработке новых боевых машин, превосходящих немецкие по ряду характеристик. После встречи с русскими танками немцы были готовы поверить во всё. Чтобы не оказаться в проигрышной позиции, командование принимает решение начать разработку сверхтяжелых боевых машин. К реализации проекта приступили уже в марте 1942 года.

Maus: внутри немецкого монстра

Немецкий Pz.Kpfw. Maus оставил яркий след в истории танкостроения. Это был самый тяжелый танк в мире, разработанный в качестве штурмовой машины, практически неуязвимой для вражеского огня. История «Мауса» началась в 1942 году. В его создании принимали участие сразу несколько компаний: на Krupp готовили корпус и башню, специалисты Daimler-Benz отвечали за двигатель, а в Siemens работали над элементами трансмиссии.


Проект сверхтяжелого максимально бронированного танка неофициально назывался «Typ 205» и создавался как как конкурент танку Panzerkampfwagen VII Löwe. К декабрю 1943 года был собран первый из 2-х существовавших прототипов (Typ 205/I). Вместо башни на машину установили массогабаритный макет, а ее ходовые испытания продолжались около полугода. Второй экземпляр (Typ 205/II) получил настоящую башню, орудие и дизельный двигатель Daimler-Benz МВ 517 (как позже выяснилось, капризный и ненадежный в эксплуатации).

Масса 180 тонн исключала возможность перехода танков через реки по автодорожным мостам, поэтому предполагалось переправлять их по воде. Typ 205/II оснащался оборудованием для хождения по дну, но его так и не испытали на практике. Загерметизированный танк должен был переходить реку с экипажем на борту. Кроме того, благодаря специальным кабелям он мог получать электропитание от машины, стоящей на берегу.


В 1944 году по приказу Гитлера все работы были свернуты: массированные удары Королевских ВВС Великобритании по немецким промцентрам сорвали серийное производство «Маусов», которых было заказано 120 штук. У Германии к тому моменту попросту не хватало производственных мощностей для выпуска более важных видов оружия.

Ни один из танков так и не вступил в бой: в обоих случаях их подрывали собственные экипажи. Однако машины стали трофеями и объектами внимательного изучения, и сегодня в бронетанковом музее в Кубинке можно увидеть огромный немецкий танк Pz.Kpfw. Maus, собранный из корпуса и башни двух разных прототипов. Внутри мало что уцелело, и даже при наличии двигателя машина не смогла бы покинуть ангар, который специально строился вокруг нее.

Практически все следы от снарядов на поверхности танка появились в ходе немецких испытаний. Maus прекрасно бронирован, а гусеницы защищены массивными экранами. Впрочем, такой подход к защите создает много сложностей, когда речь идет о техобслуживании. По сути, все, что мог сделать экипаж — это отрегулировать натяжение гусениц спереди. По бокам танка есть крепления, позволяющие при необходимости поднять весь борт машины. Например, если нужно поменять каток.


На одном из бортов машины есть рисунок, похожий на советский символ серпа и молота. Как выяснилось, немцы нанесли его для того, чтобы в случае обнаружения танка шпионами, те приняли его за захваченную технику Красной армии, а не новую разработку Германии.

Подвеска «Мауса» представлена шестью тележками с каждой стороны, включающих по 4 катка. Каждая пара катков крепится на рычаге с вертикальной пружиной. Кроме того, чертежи указывают на наличие петли, обеспечивающей работу системы кареток. Здесь же можно увидеть широкие гусеницы (на 56 звеньев каждая), которые распределяют огромный вес машины.

Попасть внутрь пустого «Мауса» не так уж и сложно. Например, к передней части башни можно без проблем пройти через отсек, в котором когда-то стоял 44-литровый двигатель на 1200 л.с. Рядом с ним можно заметить отсек, в котором сидели мехвод и радист. Там же расположена дверь в моторный отсек, дающая возможность проводить обслуживание двигателя.

Все подробности о том, каким было внутреннее устройство легендарного «Мауса» смотрите в видео от компании Wargaming.

Как разрабатывали танк

«Маус» («мышь», Panzerkampfwagen VIII «Maus» и Porsche Typ 205) – сверхтяжёлый танк, спроектированный под руководством Фердинанда Порше. Немцы испытывали особую любовь к тяжелой бронетехнике, что было очевидно еще в годы Первой мировой войны. В этот раз немецкие инженеры претендовали на создание стойкой в отношении артиллерии противника боевой машины. Предполагалось, что вес «мыши» составит свыше 100 тонн, а бронирование достигнет значения в 220 мм. Разработали несколько проектов, в соответствии с которыми танк должен был получить пушку от 128 до 170 мм калибра. Кроме того, рассчитывали дооснастить машину 20-мм или 37-мм пушкой для стрельбы по низколетящим воздушным целям.

Желание разработать танк «против всех и всего» привело к быстрорастущей массе танка. Сначала вес «мыши» составил 120 тонн, а спустя несколько доработок все 150 тонн. В годовщину разработки проекта Porsche 205 вес боевой машины составил уже 180 тонн. В заключении добавили еще 8 тонн – уже казалось не столь критично. На бумаге проект смотрелся круто, было бы грех не воплотить его в реальность. Планировалось произвести порядка 140 «мышей», но планы немцев были довольно быстро нарушены. Производство планировалось на заводе Эссен, и в один прекрасный день он подвергся бомбардировке. В результате атаки разрушили всё производство, а уже в 1944 году вовсе отказались от затеи изготавливать сверхтяжелый танк. Впрочем, удалось собрать один полноценный экземпляр и один с макетом от башни. Однако в дальнейшем планировалось использовать разработанные ранее шасси и башню.

Как выглядит маус в реальной жизни

Тест по фильму "Побег из Шоушенка"

Сколько стоил револьвер во времена Дикого Запада

Похоже, Симпсоны с СССР 2.0 были правы: красные на броне вошли в Тольятти

Похоже, Симпсоны с СССР 2.0 были правы: красные на броне вошли в Тольятти

Сцена освобождения заложника с необычного ракурса

"Прощай, оружие?": Росгвардия подготовила поправки, ужесточающие условия выдачи лицензии

"Прощай, оружие?": Росгвардия подготовила поправки, ужесточающие условия выдачи лицензии

Пюрешка надоела: когда решил приготовить что-то новенькое

Пюрешка надоела: когда решил приготовить что-то новенькое

Отъелись: каждая вторая женщина и каждый третий мужчина в РФ страдают ожирением

Отъелись: каждая вторая женщина и каждый третий мужчина в РФ страдают ожирением

В 2022 году россияне получат новые деньги

10 предметов интерьера, которые, по мнению британцев, выдают безвкусицу

10 предметов интерьера, которые, по мнению британцев, выдают безвкусицу

Москвичи рассказали, как их продали в рабство на Кавказе

Москвичи рассказали, как их продали в рабство на Кавказе

Технологии будущего, которые вот-вот придут в нашу жизнь

Технологии будущего, которые вот-вот придут в нашу жизнь

"Катюша" - любимый аксессуар японок

От любви до ненависти: Поляки называют памятники природы в честь персонажей Ведьмака

От любви до ненависти: Поляки называют памятники природы в честь персонажей Ведьмака

Сорока наелась забродивших яблок

Когда фальшивка лучше оригинала: как в Белом Доме разоблачили коварство саудитов

Когда фальшивка лучше оригинала: как в Белом Доме разоблачили коварство саудитов

На грани трэша и шедевра — 9 советских фантастических фильмов про космос

На грани трэша и шедевра — 9 советских фантастических фильмов про космос

Поставка автомобилей «Москвич» 408/412 на экспорт

27 необычных применений обычных вещей

Психологический срыв: таковы вероятные последствия учебы в МГУ 9-летней студентки

Психологический срыв: таковы вероятные последствия учебы в МГУ 9-летней студентки

16 самых дорогих фотографий, сделанных в СССР

В Ленинградской области полицейские освободили беременную заложницу, от мужа которой требовали выкуп

В Ленинградской области полицейские освободили беременную заложницу, от мужа которой требовали выкуп

Когда руки не для скуки: 30 крутых проектов "Сделай сам"

Когда руки не для скуки: 30 крутых проектов "Сделай сам"

8 слов, которые ставят перед выбором: слитно или раздельно

8 слов, которые ставят перед выбором: слитно или раздельно

Москвича в халате сняли с рейса в омском аэропорту

Москвича в халате сняли с рейса в омском аэропорту

Американские знаменитости придумали "новый" тренд, который россиянки использовали ещё в 2000-х

Американские знаменитости придумали "новый" тренд, который россиянки использовали ещё в 2000-х

В Южно-Сахалинске что-то пошло не так, точнее - на дорогу рухнула стена

В Южно-Сахалинске что-то пошло не так, точнее - на дорогу рухнула стена

Глава СК Бастрыкин лично наградил заступившегося за девушку в метро Романа Ковалёва

Глава СК Бастрыкин лично наградил заступившегося за девушку в метро Романа Ковалёва

Названы 49 лучших городских районов в мире: российские города не вошли в список

Названы 49 лучших городских районов в мире: российские города не вошли в список

Трейлер фильма "Маленькая мама" (2021)

Валун из Саудовской Аравии озадачил интернет: силы природы или инопланетное вмешательство?

Валун из Саудовской Аравии озадачил интернет: силы природы или инопланетное вмешательство?

Работает спецназ: колоритный украинский "полицейский"

Работает спецназ: колоритный украинский "полицейский"

Элементарный тест, в котором стыдно ошибиться даже в одном вопросе

Элементарный тест, в котором стыдно ошибиться даже в одном вопросе

Зоозащитники и ветеринары вновь спасли ежа, попавшего под колёса газонокосилки

Зоозащитники и ветеринары вновь спасли ежа, попавшего под колёса газонокосилки

Почему в СССР использовали чугунные трубы, если пластиковые уже существовали?

Почему в СССР использовали чугунные трубы, если пластиковые уже существовали?

С какой скоростью должен бегать настоящий полицейский

С какой скоростью должен бегать настоящий полицейский

Маленькая, дешевая, но все же очаровательная машина, о которой вы никогда не слышали

Маленькая, дешевая, но все же очаровательная машина, о которой вы никогда не слышали

Сказку сделал былью: 72-летний пенсионер выжил, чтобы порадовать сварливую супругу

Сказку сделал былью: 72-летний пенсионер выжил, чтобы порадовать сварливую супругу

В чем была его мощь

Броня танка – литая, катанная. «Маус» являлся самым бронированным танком времен второй мировой войны: лобовая броня имела толщину 200 мм и располагалась под углом 55 градусов. Размещенные в одной башне два орудия имели неплохие характеристики, одно с калибром 128 мм. Боекомплект первого орудия составлял 61 выстрел, второго (для воздушных целей) 200 выстрелов. Пулеметного вооружения танк не имел. Это была одна из причин, по которой танк критиковали и предлагали отказаться от его производства.

Силовой агрегат производства «Даймлер-Бенц» МВ 509 мощностью 1250 л.с. За ним дальше к корме находился генератор. В корме корпуса располагаются моторы электропривода. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора. Огромная масса танка вынудила инженеров идти на различные ухищрения: в подвеске реализовали 24 одинаковые тележки, которые были размещены в два ряда и попарно крепились к одному кронштейну. К тележке крепились опорные катки с амортизацией. Конструкция была надежной, но придавала вес машине.

Сложно говорить об эффективности и мощности танка, который никогда не участвовал в реальных сражениях. Гитлер пророчил «Маусу» большое будущее и называл его главным танком прорыва. Его производство обошлось бы большой ценой, но страсть Гитлера ко всему сверхмощному была превыше, хотя его просили (тот же Гудериан) отложить проект на время – до победы над советской армией. Но, понимая, что советское танкостроение не такое слабое и беспомощное, как это предполагалось ранее, фюрер готов был пойти на любую авантюру.

Пожалуй, главное достоинство «мыши» и одновременно с этим мощь – возможность участия как в оборонительных, так и наступательных операциях. Опять же, как танк проявил бы себя, остается только догадываться. Однозначно судить проект сложно – с одной стороны он интересный, с другой бесполезный. За счет отличного бронирования «мышь» могла бы сдерживать атаку соперника. Также он мог быть хорошим «щитом» для солдат, что актуально в случае городских боев. Суть в том, что «мышь» прикрывает пехоту во время движения по городу, принимая на себя вражеские пули и снаряды. Его отличное бронирование справилось бы с большей частью артиллерийских вражеских орудий.

Читайте также: