Как выглядит кв 2 в реальной жизни

Обновлено: 05.07.2024

Поскольку 76-мм пушка, которая стояла на КВ-1, не справлялась с основной задачей, на Кировском заводе решили сразу поставить 152-мм орудие. Но так как время было ограничено, и сроки поджимали, орудие поместили в неказистый металлический короб с толщиной стенок около 70-мм. Одновременно с этим, в инженерских кругах, царила обеспокоенность за устойчивое положение машины в момент выстрела. На полигоне танк тщательно испытывали и проверяли, как он ведет себя в боевых условиях. Была высока вероятность опрокидывания КВ-2 в момент выстрела. Так на испытаниях машину развернули боком и начали испытывать. Но результат превзошел все ожидания: пушка не только не приводила к опрокидыванию, но и не влияла на силовой агрегат, в чем также были определенные опасения.

К моменту окончания испытаний война с финнами практически подходила к концу, тем не менее, оставалось несколько оборонительных позиций, в штурме которых и принял участие КВ-2. Так в финско-русском противостоянии «Клим Ворошилов второй» проявил себя с положительной стороны. Танк отличался хорошей защитой, ни один экземпляр не был подбит противотанковой артиллерией. На одном экземпляре было отмечено 48 попаданий, но ни одно из них не пробило броню машины. По технической стороне ходовой части этот танк был идентичен КВ-1. Это один из первых танков, получивший одинаковое бронирование по корпусу: вертикальные плиты лба, борта, башни имели толщину 75 мм. За необычную башню КВ-2 часто называли танком с «большой башней». Но при этом можно отметить, что в создании боевой машины пришлось спешить, что особенно видно по грубым формам башни на первых моделях.

Оценка проекта

К началу восточной компании в рядах немецкой армии было довольно смутное представление о количестве боевых советских машин и их характеристиках. Например, Гейнц Гудериан в своей книге указывал на порядка 10 тыс. экземпляров боевой техники, хотя Гитлер этой цифре особо не верил. Он считал этот показатель несколько заниженным. И это было верно, ведь по грубым подсчетам российских историков к началу войны на вооружении советской армии состояло свыше 25 тыс. экземпляров танков. Уже во время противостоянии немцы убедились в том, что ошибались, причем весьма сильно. Также они были поражены техническими характеристиками советских танков. Их довольно сильно удивляло танковое 152-мм орудие, которое поставили на КВ-2.

В прямом бою с «Климом Ворошиловым вторым» у немецких машин практически не оставалось шансов. К тому же броня КВ-2 оставалась неуязвимой для германских противотанковых орудий. Главное достоинство КВ-2 заключалось в том, что его пушка поражала любую бронетехнику соперника. Но при этом 1941 год стал для советской армии разгромным в отношении танковых сражений. Причина этого кроется не столько в количественном и качественном превосходстве вермахта, сколько в более грамотной и продуманной стратегии, которая приносила ощутимый успех. У Союза было огромное число танков, но отсутствовал как таковой единый танковый военный инструмент, способный приносить плоды в противостоянии с хорошо подготовленным и опасным соперником.

Таким образом, можем отметить две сильные стороны и два превосходства КВ-2 – это хорошая броня и убойная 152-мм пушка . Другое дело, что она изначально проектировалась для противостояния с хорошо выстроенной линией обороны враждующей армии. А вот для сдерживания бронетехники машина подходила слабо. Конечно, КВ-2 мог пробить практически любую броню, но скорострельность была ниже, чем, к примеру, 76-мм орудие КВ-1 и Т-34. К тому же масса КВ-2 была на 9 тонн выше, чем у КВ-1, что делало первую машину еще менее маневренной на поле боя. Это две основные причины, почему проект «Клима Ворошилова» достаточно быстро свернули. Оставляла желать лучшего и надежность танка. Многие экземпляры были потеряны еще до начала реальных боевых столкновений. Но если его довозили до места назначения, у немцев возникали серьезные проблемы, так как КВ-2 наносил ощутимый урон как технике, так и живой силе. Часто КВ-2 вселял ужас в противника на поле сражения, но оказался бессилен перед натиском войны.

Рассказы об оружии. КВ: первый тяжёлый советский танк

Не спешите говорить о том, что КВ не был первым тяжелым советским танком. Мы не зря употребили слово "боевой". Да, как модель, построенная серией, Т-35 реально стал первым советским тяжелым танком. И для парадов подходил вполне. Но его боевая польза оказалась более чем условной. Впрочем, мы об этом уже писали вот здесь: «Рассказы об оружии. Танк Т-35. Самый бесполезный в мире?»

Так что не сильно преувеличивая, мы считаем, что тяжелый танк КВ стал первой реально боевой машиной РККА в этом классе.

Встретившись в первые же дни войны с советским тяжелым танком КВ, немцы тут же окрестили его "Призраком". Машина, которая могла в одиночку вести бой сразу с несколькими противниками. Машина, броню которой не брали противотанковые пушки. Достойнейший противник для любой бронетехники немцев. Да и вообще, для любой бронетехники того времени.

Сегодня существует множество материалов об этом семействе танков. На любой вкус. От разгромной критики до обожествления. Соответственно, у любителей бронетехники военного периода уже сложилось совершенно противоположное мнение об этом великолепном или отвратительном танке.

Однако все сходятся во мнении, что первый период войны это действительно был самый сильный танк. И именно он во многом вынес тяготы самого сложного временного отрезка Великой Отечественной.

Примеров удачных и показательных действий экипажей КВ предостаточно. От действий экипажа Колобанова под Ленинградом до экипажа Коновалова под Воронежем.

Рассказы об оружии. КВ: первый тяжёлый советский танк

И сами немцы отдавали дань уважения боевой машине, потому как, если что-то и могли противопоставить, то весьма и весьма немногое.



Но общая картина впечатляет. И вот теперь стоит посмотреть, откуда появился КВ. Мы привыкли рассматривать боевые машины из нашего сегодня, современными глазами и мозгами. А между тем до начала Второй мировой войны никто понятия не имел, какими характеристиками должен обладать тяжелый танк. Даже об эффективности той или иной конструкции можно было только догадываться.

Уже упомянутый нами танк прорыва Т-35.


Несмотря на то, что этот пятибашенный гигант был запущен в серию, участие в боевых действиях он принимал весьма условное, о чем мы в свое время рассказывали. Парадный танк, быстро исчезнувший в первый период войны, потому что не был доведен до ума, то есть абсолютно не отвечавший самим требованиям той войны.

Лишь во второй половине 30-х годов в СССР наконец-то было выработано хоть какое-то понимание самой концепции танка прорыва. Именно тогда появляется знаменитый "С. М. Киров". Тот самый опытный СМК с двумя башнями, который и стал основой для разработки "Клима Ворошилова".


Тяжелые танки должны не только обладать мощным вооружением с пушками калибра 76 мм и 45 мм, но броней не менее 75 мм по бортам, которая бы обеспечивала защиту не только от 47-мм пушки на всех дистанциях, но и от огня 76-мм пушки на дальности 800-1000 метров.

Сам танк КВ появился именно как уменьшенная копия СМК. Конструкторы, убрав вторую башню, уменьшили длину машины. И достаточно сильно. На два катка. Интересно то, что вообще сама концепция этого танка не рассматривалась руководством как перспективная.

Но был один человек, который верил в концепцию однобашенного танка прорыва. Это начальник АБТУ РККА комкор Павлов.


Именно по его настоянию на разработку такой машины были направлены выпускники ВАММ им. Сталина, которые прибыли на Кировский завод для выполнения дипломного проекта. Кстати, это и объясняет появление в числе руководителей проекта А. С. Ермолаева.


Афанасий Семенович Ермолаев был именно руководителем дипломного проекта этой группы выпускников. Хотя, по нашему мнению, незаслуженно не упоминается ещё один из руководителей – Леонид Егорович Сычев.


Руководство проектом создания танка Сычев и Ермолаев осуществляли вместе.

Танк получился. Ведущий конструктор Ермолаев представил машину в августе 1939 года под индексом О-У. Прототип О-У действительно имел две пушки: 76-мм (Л-11) и 45-мм. Кроме этого, на танк было установлено три пулемета – один ДК и два ДТ. Кроме вооружения, машина получила дизельный двигатель, торсионную подвеску и такую броню, которую действительно не пробивали бронебойные снаряды того времени.


Главным конструктором нового танка, получившего к тому времени имя Клима Ворошилова, стал Николай Леонидович Духов.


На заводских испытаниях машина показала себя достаточно хорошо, хотя и были обнаружены многочисленные недоделки. Существует письмо военпреда Кировского завода военинженера 3-го ранга Каливоды на имя наркома Госконтроля Л. Мехлиса, в котором прямо говорится о необходимости срочной доработки этой машины для принятия её хотя бы как учебной.

В августе 1939 года был изготовлен первый экземпляр КВ. Именно КВ, а не КВ-1, как ошибочно утверждается в некоторых изданиях. Единица, как это ни парадоксально звучит, появилась позже двойки.

29 ноября 1939 года, за один день до начала советско-финской войны, в 20-ю танковую бригаду (танки Т-28) для военных испытаний передали сразу три перспективных машины — СМК, Т-100 и КВ.

Первый свой бой КВ провел 17 декабря 1939 года при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма. Машина показала себя вполне достойно. Как, впрочем, и другие. Правда, СМК подорвался на фугасе на третий день испытаний и больше не использовался.

Однако военным не понравилась маломощная пушка. Л-11 просто не справлялась с укреплениями финнов. Вот тогда-то и появилась идея установить на шасси КВ 152-мм гаубицу. Новый танк получил обозначение КВ-2. А первый вариант машины стали именовать КВ-1.







Кстати, на вооружение КВ был принят уже через день после первого боя. 19 декабря 1939 года.

Это послужило одной из причин отказа от СМК и Т-100. Эти машины при одинаковой мощности вооружения (мощнее, чем у КВ) были менее бронированы, сложнее в производстве и тяжелее КВ. Хотя споров такое решение вызвало много.

Сегодня можно много говорить о потерях в первые месяцы войны. Даже не столько о потерях, сколько о том, что множество машин просто брошено экипажами из-за неисправностей и недостатка горючего. Но давайте посмотрим на тех, кто воевал в 1941-м на КВ.

Экипажи тяжелых танков в подавляющем большинстве до первого боя имели практически никакую подготовку. Механики-водители, по официальным данным, имели 3-5 часов вождения! Даже такая мелочь, как наставление по эксплуатации КВ, была дефицитом. Одно на батальон!

Немцы тоже прилежные ученики. Через полгода после начала войны немецкие танки получили 50-мм и 75-мм пушки, а в конце 1942 года на фронте появился «Тигр» (Pz-VI). «Тигры» поражали КВ на дальности в 1,5-2 км, тогда как 76-мм пушка КВ могла подбить немецкую машину всего лишь с 500 метров.

Тогда же у немцев появились и "Panzerjägerkanone" вместо "Panzerabwehrkanone". Пушка охотников на танки вместо противотанковой пушки Pak-40.

75-мм пушка, поставленная на шасси, практически полностью ликвидировала превосходство КВ и Т-34 в броне. Любое попадание из этого орудия считалось фатальным. Тогда как 50-мм подкалиберные снаряды имели всего 50% фатальных попаданий. Так, в принципе неплохой танк КВ стал ненужным для армии.

Но отказываться от тяжелых танков в РККА не думали. Началось традиционное противостояние брони и снаряда. Конструкторы начали утяжелять машины более мощной броней. Тяжелые танки периода 1940-41 годов были действительно тяжелыми. Достаточно сказать, что самый легкий такой прототип весил 60 тонн!

Да и вооружение таких машин внушало уважение. Не менее 100 мм! Примером такого монстра может служить прототип КВ-7. Он более известен специалистам под другим именем — КВ-220. Классический штурмовой танк в понимании того времени. Вооруженный тремя (!) пушками. Основное орудие 76-мм и два 45-мм орудия.

Такая "артиллерия" сыграла с танком злую шутку. Стрелял он не туда, куда наводил наводчик, а туда, куда хотелось самому танку. Даже Ворошилов после испытаний этого прототипа выразился очень образно: "До сегодняшнего дня я считал артиллерию точной наукой".

Ещё один интересный прототип — танк со спаркой 76-мм пушек. Представляете себе эту машину?

Были прототипы с пушкой-гаубицей (КВ-9). Был даже прототип с ракетным вооружением — КВ-1 КРАСТ. Обозначение "короткая ракетно-артиллерийская система танковая" как раз и имел такой танк.




Все то, о чем говорилось выше, — достаточно сложное решение. А в условиях войны решения должны быть легкими, дешевыми и технологичными. Самым простым из таких решений выглядело простое увеличение бронирования на уже существующих машинах. Причем это касалось не только КВ, но и Т-34 и Т-28.

Эти прототипы имели индекс "Э". Дополнительные маски назывались экранами. Отсюда Э — экранированный. Простое решение не всегда хорошее. Машины были рассчитаны на определенный вес и, соответственно, утяжеление приводило к существенному ухудшению динамических качеств танков.

В случае же с КВ это вообще выглядело глупо. Дело в том, что уже в 1941 году пришло понимание того, что машина бронирована излишне. Стремление сделать крепость на гусеницах привело к совсем не нужным миллиметрам брони на бортах и корме. Большинство попаданий было в лоб.

Решение подсказали сами военные. Из частей и соединений часто поступали жалобы на низкую маневренность и скорость наших тяжелых танков. Командиры связывали большие потери и с этой особенностью "крепостей". Конструкторы получили задание увеличить скорость танка.

Решение проблемы было найдено в КБ Челябинского тракторного завода. Проанализировав потери танков в боях, на ЧТЗ пришли к тому же выводу, который озвучили мы выше. И уже в мае 1942 года предложили новый танк — КВ-1С.






Откуда появилась расшифровка "С" как специальный или скоростной, мы не знаем. Официально же эта машина называлась танк КВ-1 скороходный. Скороходность была действительно существенно увеличена. До 43 км/ч. За счет чего? За счет бронирования.

К июлю 1942 года появился именно этот модернизированный вариант первой серии танка. Броню по бортам уменьшили до 60 мм. Стало применяться броневое литье, которое также снизило вес. Была изменена конструкция башни в сторону уменьшения толщины. При этом на ней появилась командирская башенка.

На КВ-1С устанавливалась новая коробка переключения передач, бортовые редукторы, новый главный фрикцион, новая система охлаждения. Для шасси так же использованы другие материалы. Машина получила облегченные катки, облегченные гусеницы, облегченный ленивец.

С этой машиной случился казус. Танк КВ-1С был принят на вооружение больше чем за неделю до окончания государственных испытаний, 20 августа 1942 года. А испытывали машину до 26 августа 1042 года. Таким образом, в серию машина пошла ещё до принятия на вооружение.

Вроде бы все требования были учтены, но… Но получилось так, что КВ-1С «не зашел». Все было хорошо, но в 1943 году пошли в танковые войска вермахта «Тигры» и «Пантеры», орудия которых вполне нормально справлялись с броней КВ, а вот ответить взаимностью наш танк мог с большим трудом. 76-мм орудие явно требовало замены. К тому же усиление бронирования классических Pz-IV в целом полностью свело на нет все работы по КВ.

В первую очередь требовалось более мощное орудие. Например, 85-мм орудие Д-5.

Орудие и даже башня уже были готовы. Правда, предназначены они были для нового танка — "Иосиф Сталин". Брать чужую башню было достаточно сложно. Дело в том, что башня для ИСа делалась в Челябинске, а шасси КВ производили в Ленинграде. Поэтому на Кировском заводе создали собственную модель башни.

В конечном счете на КВ-85 пошла все-таки башня от ИСа, но один-единственный экземпляр «оригинального» КВ-85 сохранился до нашего времени и стоит в качестве памятника на проспекте Стачек в Санкт-Петербурге. Это как раз тот самый прототип с собственной (Ленинград) башней.


А вот КВ-85 с башней от ИС, увы, время не пощадило, и их можно видеть только на фотографиях военной поры.

Машина, которую можно увидеть, пощупать и осмотреть, та, что вы видите на наших фото, это ещё одна модификация КВ. Точнее, КВ-8.


Наш советский огнеметный танк, который сеял панику среди немецких солдат и офицеров. "Горело всё!" — это о нем. Таких машин вместе с КВ-8С было выпущено всего 139 единиц. Мало? Сложно сказать, тут дело в специфике применения.

На первый взгляд машина почти не отличается от обычной. Пушка, спаренный пулемет, обычное шасси. На самом деле здесь действует принцип "не верь глазам своим".


Пушка приличного, вроде бы обычного для тяжелого танка, калибра — не более чем имитация. На самом деле это 45-мм орудие в маскировочном кожухе. Да и пулемета на привычном месте нет! Там находится огнемет АТО-41 "Змей Горыныч". АТО — автоматический танковый огнемет.


Эффективность на дальности до 130 метров — ничего живого не оставалось! Немцы, увидев КВ-8 или Т-34 с АТО, просто бежали с позиций. Другой вопрос, что идентифицировать огнеметный танк было непросто.

Вообще-то, «Змей Горыныч» — так прозвали именно танк Т-34 с АТО. Уже потом название распространилось и на КВ, да и на сам огнемет.

А выпускалось это чудо техники (на тот момент больше никто в мире такого вооружения не производил) в поселке Карабалых Кустанайской области. В обычном зерносовхозе. Вот такие чудеса бывают.

А закончим мы наш рассказ о том, почему танк КВ вечен. Именно так — вечен! Вечность — это непродолжительность жизни отдельного экземпляра или индивида. Вечность – это продолжение в потомках!

Потомок того, кто погибал в первые месяцы войны, того, кто горел, защищая отступающие войска, стал самым грозным, самым сильным танком Второй мировой войны! Да, семейство тяжелых ИС — прямые потомки неуклюжих, слабовооруженных, со множеством недоделок и конструкторских ошибок КВ.

КВ просто поменял фамилию. КВ-13, он же объект 233, средний танк тяжелого бронирования, созданный на ЧТЗ в 1942 году, стал танком ИС-1. А вот КВ-9 со 122-мм танковой гаубицей У-11, объект 234, стал ИС-2.

Создание новой техники, особенно военной техники, всегда связано с множеством проблем, которые выявляются уже в процессе опытного производства. Но больше всего проблем выявляется все-таки в бою. Особенно это касается совершенно новых разработок.


"Клим Ворошилов" был первым советским тяжелым танком, Т-35 вообще сложно рассматривать как боевую машину. Так что КВ и его дальнейшее развитие вполне можно считать машиной, которая оказала влияние не только на отечественное танкостроение, но и на западные школы конструкторов. Так что в любом современном танке есть его пусть маленькая, но частичка.

Для немцев встреча с КВ-2 стала настоящим шоком

Первые бои Советско-Финской войны, в которых приняли участие тяжелые танки КВ-1, наглядно продемонстрировали эффективность этого класса бронетехники. 76-миллиметровой пушки танков было достаточно для поражения любых бронированных целей. В то же время, это оружие не позволяло уничтожать множество видов фортификационных сооружений. Если деревоземляную точку можно было разбить при помощи снаряда калибра 76 миллиметров, то для пробития бетонных стен более серьезных сооружений этого оружия уже не хватало.

Для немцев встреча с КВ-2 стала настоящим шоком

Военный Совет Северо-Западного фронта предложил усилить вооружение тяжелого танка. Вместо 76-мм пушки они хотели видеть гаубицу калибра 152 миллиметра. Опыт эксплуатации полевой артиллерии такого калибра показывал ее достаточную мощь для того, чтобы эффективно бороться с серьезными укреплениями противника. Военное руководство страны одобрило это предложение и в январе 1940 года конструкторское бюро (СКБ-2) Кировского завода (Ленинград) получило задание оснастить танк КВ-1 152-мм гаубицей. На выполнение важного задания дали всего несколько дней. Из-за этого конструкторский коллектив под руководством Ж.Я. Котина был вынужден перейти на казарменное положение. Рабочий день инженеров длился по 16-18 часов. Свободного времени хватало только на сон, да и то не всегда.

Первоначально в качестве вооружения для обновляемого танка рассматривалась 152-мм гаубица образца 1909/30 годов. Она имела подходящие для установки на танк габариты, но при этом ее характеристики были уже недостаточны. Затем взгляд конструкторов и военных пал на 152-мм гаубицу обр. 1938 года, также известную под названием М-10. Огневые характеристики этого орудия были гораздо лучше, чем у предыдущего. В то же время, казенная часть гаубицы и ее противооткатные устройства имели такие размеры, при которых требовалась новая башня. Собственно говоря, большая часть отведенного на создание танка времени ушла на создание новой башни. По сравнению с башней КВ-1 она имела большие габариты, хотя диаметр погона остался прежним. Благодаря этому не понадобились трудоемкие переделки бронекорпуса и ряда систем. Новая башня получила индекс МТ-1. Примечательно, что новый тяжелый танк с гаубицей большего калибра в документах обозначался как «танк с большой башней». Оригинальный КВ, в свою очередь, в этот период значился под названием «танк с малой башней».


В ходе глубокой модернизации танка КВ была немного изменена ходовая часть. Трансмиссия, гусеничный движитель и ряд сопутствующих систем остался без изменений. При этом был установлен новый двигатель. Дизель В-2К после доработки имел большую мощность – 600 лошадиных сил – что, однако, не дало значительного повышения характеристик. Дело в том, что новая башня утяжелила машину и весь прирост в мощности был «съеден» разницей в весе. Бронекорпус танка с толщиной катаных плит от 75 мм (лоб и борт) до 30 (крыша) обеспечивал защиту от подавляющего большинства существовавших в то время противотанковых орудий. Бронеплиты толщиной в 75 миллиметров имели хороший уровень защиты, поэтому новая башня МТ-1 собиралась именно из них. Все четыре стенки башни изготовлялись толщиной в семь с половиной сантиметров, крыша – в три, а маска орудия достигала толщины в 110 миллиметров. Из-за новой башни и более серьезного орудия «танк с большой башней» был почти на десять тонн тяжелее исходного КВ и имел боевую массу в 52 тонны. При этом удельная мощность обеих бронемашин, ввиду разных двигателей, была примерно равной и равнялась 11-11,5 лошадиным силам на тонну веса.

Вооружение «танка с большой башней» имело в своем составе одно орудие и три пулемета. 152-мм гаубица М-10 в ее танковом варианте монтировалась на цапфах в крупногабаритной башне. Система ее креплений была сконструирована таким образом, что орудие было полностью уравновешенным. Однако конструкторам СКБ-2 не удалось уравновесить всю башню целиком. Из-за этого центр тяжести башни с орудием находился не на ее оси вращения. В боевых условиях это приводило к тому, что танкистам приходилось внимательно следить за креном своей машины – при перекосе больше определенного значения электромотор поворота башни не справлялся со своей работой. Наведение орудия по горизонтали производилось поворотом башни. Углы вертикальной наводки находились в пределах от -3° до +18°. Кроме того, при необходимости экипаж танка мог производить т.н. «ювелирную наводку». Для этого башня фиксировалась, а орудие перемещалось в пределе горизонтального сектора шириной в несколько градусов. Боекомплект гаубицы составлял 36 снарядов раздельного заряжания. Первоначально планировалось выдавать танкистам только осколочно-фугасные гаубичные гранаты ОФ-530. Однако на практике новый тяжелый танк мог использовать почти любые снаряды калибра 152 миллиметра. Уже в ходе Финской войны «танки с большой башней» успешно вели огонь бетонобойными снарядами. Крупные габариты казенника орудия, а также особенности его крепления потребовали сделать в заднем листе башни специальную дверь. Через нее на заводе устанавливалась гаубица. В частях дверь использовалась для ремонта орудия, загрузки боекомплекта и посадки экипажа.


Дополнительное вооружение танка состояло из трех пулеметов ДТ. Один из них был спарен с пушкой. Два других устанавливались в шаровых установках на лобовом листе корпуса и задней стенке башни. Общий боекомплект трех пулеметов включал в себя 3087 патронов (49 дисковых магазинов).

Обновленное вооружение глубоко модернизированного танка КВ-1 потребовало увеличить экипаж. Теперь он состоял из шести человек: командир танка, командир орудия (наводчик), его помощник (замковой), механик-водитель, помощник водителя и стрелок-радист. В обязанности командира орудия и помощника входили действия, ранее выполнявшиеся одним заряжающим.

10 февраля 1940 года первый опытный «танк с большой башней» начал пробные стрельбы. Проводились они прямо на территории Кировского завода, на траншейном стенде. Стрельбы были признаны удовлетворительными, да и ходовая часть не подвела. Единственная проблема с конструкцией касалась дульной крышки. Для предотвращения попадания пуль, осколков и другого крупного «мусора» в ствол была установлена специальная круглая деталь. Открытие дула производилось автоматически, за долю секунды перед вылетом снаряда. При первом же пробном выстреле крышка была сорвана с креплений и куда-то улетела. Стало понятно, что эта деталь танка – лишняя. На втором прототипе «танка с большой башней» дульная крышка не устанавливалась, а с первого были сняты остатки механизма закрытия.


Заводские испытания нового танка продлились недолго. Уже 17 февраля оба прототипа отправились на фронт. В ходе войсковых испытаний была собрана необходимая для улучшений информация. В частности, была расширена номенклатура допустимых боеприпасов – именно укрепления линии Маннергейма стали теми объектами, благодаря которым «танк с большой башней» стал стрелять бетонобойными снарядами. Также военные высказали ряд предложений относительно компоновки новой башни. В соответствии с этими рекомендациями, во второй половине 1940 года инженеры СКБ-2 доработали ее форму. В первую очередь, переделке подверглись ее габариты. Обновленная башня танка имела меньшую высоту и обозначалась индексом МТ-2. Одновременно с этим изменили форму лобовой и бортовых плит. Для удобства сборки лоб башни стал прямоугольным, а не трапециевидным, как раньше. Также переработали маску орудия и ввели несколько менее крупных усовершенствований.

Доработанный танк с башней МТ-2 представлял собой то, что и хотели получить военные. Теперь вооружение бронемашины имело должную мощность и удобство эксплуатации. Что касается уровня защиты, то бронирование танков КВ с самого начала их боевой работы получало самые лестные отзывы. Так, после боев на лбу, бортах и башнях опытных «танков с большой башней» насчитывали десятки вмятин от вражеских снарядов. За несколько месяцев боевых испытаний ни один из них так и не смог пробить 75 миллиметров катаной гомогенной брони. В качестве примера мощи вооружения и уровня защиты новой машины можно привести слова танкиста Э. Ф. Глушака:

Препятствия на линии Маннергейма были сделаны основательные. Перед нами высились в три ряда громадные гранитные надолбы. И все же для того, чтобы проделать проход шириной 6—8 метров, нам понадобилось лишь пять выстрелов бетонобойными снарядами. Пока взламывали надолбы, противник нас непрерывно обстреливал. Дот мы быстро засекли, а затем двумя выстрелами полностью разрушили его. Когда вышли из боя, на броне насчитали 48 вмятин, но ни одной пробоины.


Совокупность защиты, вооружения и подвижности повлияли на решение Наркомата обороны. В начале 1941 года новый танк был принят на вооружение под обозначением КВ-2. Серийное производство было развернуто на ленинградском Кировском заводе. КВ-2 выпускался до октября 1941 года. В первые месяцы войны выпуск тяжелых танков постепенно снижался. Причиной этого были сразу несколько факторов: сложность и трудоемкость производства, тяжелое положение промышленности, необходимость эвакуации производств и т.д. Точное количество произведенных танков КВ-2 вызывает вопросы. Чаще всего приводится цифра в 330-340 машин. Однако ряд источников указывает тот факт, что пермский завод №172 успел произвести только сотню систем подвеса для гаубиц. Из этого делается вывод о соответствующем количестве собранных танков.


В качестве примеров неудач новых танков часто приводится 4-я танковая дивизия. За первые две недели Великой Отечественной войны это соединение потеряло 22 танка КВ-2. При этом только пять из них были подбиты противником. Остальные из-за отсутствия горючего или запчастей были брошены или уничтожены экипажем. Собственно говоря, основная масса потерь советских тяжелых танков пришлась именно на небоевые инциденты. Трудности со снабжением и постоянные отступления вынуждали танкистов не ремонтировать свои машины, а бросать или уничтожать их. Тем не менее, даже в таких тяжелых условиях советские танкисты доставляли противнику массу проблем. Ярким примером этого являются воспоминания одного из немецких офицеров, служивших в 1-й танковой дивизии:

Наши роты открыли огонь с 700 м. Мы подходили все ближе. Скоро мы были уже в 50-100 м друг от друга. Но мы не могли добиться успеха. Советские танки продолжали наступать, и наши бронебойные снаряды просто отскакивали от их брони. Танки выдерживали стрельбу прямой наводкой из 50-мм и 75-мм пушек. В KВ-2 попало более 70 снарядов, но не один не смог пробить его броню. Несколько танков были выведены из строя, когда нам удалось попасть в гусеницы, а затем расстрелять с небольшого расстояния из пушек. Затем их атаковали саперы с ранцевыми зарядами.

Для немцев встреча с КВ-2 стала настоящим шоком. Вот что записал в своем дневнике командир 11-го танкового полка (6-я танковая дивизия 4-й танковой группы) 25 июня 1941 года:

Уцелевшие во время отступления Красной Армии танки КВ-2 воевали в течение нескольких лет. Начиная с 1943 года, часть тяжелых танков переделывалась в ремонтно-эвакуационные машины. Дело в том, что их ходовые качества к тому времени уже не в полной мере устраивали военных, а двигатель хорошей мощности был способен обеспечить эвакуацию подбитой бронетехники. Несколько КВ-2 были захвачены Вермахтом и использовались в своих целях. В германской армии советские танки получили обозначение PzKpfw KV-II 754(r). Последний из этих трофеев был уничтожен в 45-м, во время штурма Кенигсберга.

Основной период жизни и боевой работы танков КВ-2 пришелся на самые тяжелые времена Великой Отечественной войны. Из-за этого танки несли большие потери, в первую очередь, небоевые. Это стало одной из главных причин того, что из трех с лишним сотен собранных танков до нашего времени дожил только один. Сейчас он является экспонатом Центрального музея Вооруженных сил. Интересно, что в музее ВВС Северного флота (Сафоново, Мурманская область) имеется еще один танк, похожий на КВ-2. Слово «похожий» применено здесь по той причине, что танк из Сафонова был изготовлен для съемок художественного фильма «Танк Клим Ворошилов-2» и базой для него стала другая тяжелая бронемашина – ИС-2.

Гаубичный танк

Решение, казалось бы, действительно лежало на поверхности. Если КВ так блестяще показали себя в бою, значит, нужно взять этот танк и вооружить его орудием помощнее, чем 76-миллиметровая пушка. Причем не просто мощнее, но и с другой баллистикой, чтобы сохранить возможности крупнокалиберной полевой гаубицы.

d49qIMj0WmolUIAPLQ22oQKRRs2epiJpezRpkada

Первоначально на эту роль прочили 152-миллиметровую образца 1906/30 годов. В наличии был большой запас стволов для этого орудия, технология его изготовления была хорошо отработана, да и боеприпасов на складах было в избытке. Но все-таки в итоге «крупнокалиберный танк» вооружили более современной 152-миллиметровой гаубицей М-10 образца 1938 года. Насколько оправданным было это решение, можно спорить. Новое орудие выгодно отличалось по своим возможностям от устаревшей гаубицы с однобрусным лафетом и коротким стволом. Однако все эти преимущества почти сводились на нет тем обстоятельством, что для установки в танковую башню ствол М-10 сделали заметно короче: он стал всего на восемь калибров длиннее, чем у гаубицы образца 1906/30 годов.

Jo0xhS8g3UTyUZVOMCioqrG9mToeJrESMKlSxnCB

К тому же орудие получило более слабую баллистику, чтобы его можно было разместить на танковом шасси, и практически перестало быть гаубицей, поскольку уже не имело большого угла возвышения. Утешением могло служить только то обстоятельство, что к М-10Т – такой индекс получила приспособленная для установки в танковую башню гаубица – стреляла все теми же снарядами, что и гаубица 1906/30 годов. А значит, проблем с боеприпасами не ожидалось.

DNR67fGkXwn7zY4Q5GJOihTbsOlYyAaxR0fYoQFW

Оставалось только поместить орудие в башню, в которой могли разместиться четыре человека: командир орудия (он же командир танка), наводчик, заряжающий и его помощник. Последняя должность в боевом расчете была немаловажной: М-10Т стреляла раздельными выстрелами, снаряды весили 40 кг. Причем номенклатуру боеприпасов ограничили всего одним видом – бетонобойными, так как задачу перед новым танком ставили очень и очень узкую.

Многобашенная тактика

Тяжелый танк КВ-2 вряд ли мог появиться на свет, если бы не неудачи первого этапа Зимней войны 1939-40 годов. Этот конфликт вообще вызвал к жизни многие идеи и решения, позднее воплощенные с большей или меньшей степенью удачи. Взять, скажем, ту же ушанку: без холодной зимы 1939-40 годов она появилась бы на год позже, если не в разгар Сталинградской битвы.

6k47MRYz3pNnJsAtGC0FNTwoTrcwRmy8ofnzmluY

Подобным образом обстояло дело и с новыми советскими тяжелыми танками. Проектирование их шло по традиционной многобашенной схеме, отказаться от которой конструкторы сумели далеко не сразу. Но успех, который ждал на поле боя однобашенный КВ, поставил точку в споре, какая конструкция лучше для современных бронированных гусеничных машин. И как это нередко случается, за блеском успеха потерялась одна из замечательных идей, которые воплощали многобашенные танки: преодоление глубоко эшелонированной обороны без дополнительной поддержки и борьба с долговременными огневыми точками.

UH4z2ZLMZ0MISVtoUGIjBZieTvnONmNYwnPV6ebP

Ведь орудие главного калибра многобашенного тяжелого танка как раз и должно было сражаться с бетонными колпаками и надолбами, а остальное вооружение предназначалось для того, чтобы противник не мешал этой работе. Правда, для этого нужна была пушка калибром побольше, чем доставшаяся КВ-1 76-миллиметровка. Это наглядно демонстрировали слабые успехи советской полевой артиллерии в борьбе с финскими ДОТами и бронеколпаками. Как ни старались пушкари, а пробить проходы в той же «линии Маннергейма» им удалось далеко не сразу, и далеко не все ее укрепления в итоге были уничтожены – многие из них финны просто оставили, опасаясь попасть в окружение.

KYJMen4SmJJhYzctUuv6lqiufRfkXLCeMx4y60mC

В этот момент и стало понятно, что не пробиваемый никакой финской артиллерией тяжелый танк КВ отлично справляется с поддержкой пехоты, но мало пригоден для прорыва линии обороны противника. Требовалась, условно говоря, самоходная «главная башня» многобашенного танка с орудием крупного калибра и с толстой броней. Фактически Красной армии нужна была в этот момент крупнокалиберная САУ типа ИСУ-152, появившихся лишь четыре года спустя. Но вместо нее конструкторы Ленинградского Кировского завода создали один из самых необычных танков того времени.

Как выглядит кв 2 в реальной жизни

Психологический срыв: таковы вероятные последствия учебы в МГУ 9-летней студентки

Психологический срыв: таковы вероятные последствия учебы в МГУ 9-летней студентки

Мужчина обнаружил брошенное яйцо попугая и решил помочь птенцу вылупиться

Мужчина обнаружил брошенное яйцо попугая и решил помочь птенцу вылупиться

Кадыров заставил извиниться чеченца, бросившего бутылку в русского бойца MMA в Грозном

Кадыров заставил извиниться чеченца, бросившего бутылку в русского бойца MMA в Грозном

С какой скоростью должен бегать настоящий полицейский

С какой скоростью должен бегать настоящий полицейский

В Караганде женщина погибла после прыжка с «тарзанки»

В Караганде женщина погибла после прыжка с «тарзанки»

В 2022 году россияне получат новые деньги

ПравоохрЕнители: избиение задержанного обещали прекратить за 20 тысяч рублей

ПравоохрЕнители: избиение задержанного обещали прекратить за 20 тысяч рублей

Названы 49 лучших городских районов в мире: российские города не вошли в список

Названы 49 лучших городских районов в мире: российские города не вошли в список

Танк для развлечений Ripsaw EV3-F4 доставит вас куда угодно и когда угодно

Танк для развлечений Ripsaw EV3-F4 доставит вас куда угодно и когда угодно

В Москве прохожая напала на мужчину, получила сдачи и оказалась под колесами электробуса

В Москве прохожая напала на мужчину, получила сдачи и оказалась под колесами электробуса

В Южно-Сахалинске что-то пошло не так, точнее - на дорогу рухнула стена

В Южно-Сахалинске что-то пошло не так, точнее - на дорогу рухнула стена

Фокус с неожиданным финалом

О каких проблемах может свидетельствовать подъем давления в вечернее время?

О каких проблемах может свидетельствовать подъем давления в вечернее время?

Элементарный тест, в котором стыдно ошибиться даже в одном вопросе

Элементарный тест, в котором стыдно ошибиться даже в одном вопросе

В Мичиганском университете профессора музыки отстранили от работы за показ "расисткого" фильма

В Мичиганском университете профессора музыки отстранили от работы за показ "расисткого" фильма

Изобретатели от Бога, которые скоро точно получат Нобелевские премии

Изобретатели от Бога, которые скоро точно получат Нобелевские премии

Москвича в халате сняли с рейса в омском аэропорту

Москвича в халате сняли с рейса в омском аэропорту

Лучшие книги про врачей и медицину: художественные и не только

Лучшие книги про врачей и медицину: художественные и не только

Технологии будущего, которые вот-вот придут в нашу жизнь

Технологии будущего, которые вот-вот придут в нашу жизнь

Зоозащитники и ветеринары вновь спасли ежа, попавшего под колёса газонокосилки

Зоозащитники и ветеринары вновь спасли ежа, попавшего под колёса газонокосилки

Демотиваторы на разные темы

Цирк уехал, а клоуны остались: небольшое умышленное ДТП из Рязани

Цирк уехал, а клоуны остались: небольшое умышленное ДТП из Рязани

27 необычных применений обычных вещей

Москвичи рассказали, как их продали в рабство на Кавказе

Москвичи рассказали, как их продали в рабство на Кавказе

Сорока наелась забродивших яблок

Вручение премии «Мы рядом, ради перемен»

Пюрешка надоела: когда решил приготовить что-то новенькое

Пюрешка надоела: когда решил приготовить что-то новенькое

Огненное ДТП на парковке: водитель перепутал газ с тормозом

Огненное ДТП на парковке: водитель перепутал газ с тормозом

Когда фальшивка лучше оригинала: как в Белом Доме разоблачили коварство саудитов

Когда фальшивка лучше оригинала: как в Белом Доме разоблачили коварство саудитов

Сказку сделал былью: 72-летний пенсионер выжил, чтобы порадовать сварливую супругу

Сказку сделал былью: 72-летний пенсионер выжил, чтобы порадовать сварливую супругу

Отъелись: каждая вторая женщина и каждый третий мужчина в РФ страдают ожирением

Отъелись: каждая вторая женщина и каждый третий мужчина в РФ страдают ожирением

Глава СК Бастрыкин лично наградил заступившегося за девушку в метро Романа Ковалёва

Глава СК Бастрыкин лично наградил заступившегося за девушку в метро Романа Ковалёва

Когда руки не для скуки: 30 крутых проектов "Сделай сам"

Когда руки не для скуки: 30 крутых проектов "Сделай сам"

Похоже, Симпсоны с СССР 2.0 были правы: красные на броне вошли в Тольятти

Похоже, Симпсоны с СССР 2.0 были правы: красные на броне вошли в Тольятти

Работает спецназ: колоритный украинский "полицейский"

Работает спецназ: колоритный украинский "полицейский"

Первый в мире серийный 16-цилиндровый мотор от Cadillac

Первый в мире серийный 16-цилиндровый мотор от Cadillac

13 октября: сидим дома

Лучшие книги о призраках и привидениях

Какой можно сделать вывод?

А вывод здесь один – КВ-2 очень мощный и хорошо бронированный танк, но ощутимого вклада в победу советской армии, перелома противостояния он не принес. Однако в дальнейшем он послужил прототипом для других советских боевых машин, отличавшихся хорошей броней и убойным танковым орудием большого калибра. Можно сказать, что разработка «Клима Ворошилова второго» дала советским инженерам бесценный опыт проектирования подобных машин в тяжелых условиях. Несмотря на огненную мощь, КВ-2 фактически остался в тени легендарных Т-34 и КВ-1. С этим танком могла сложиться история по-другому, но война внесла собственные коррективы.

Тяжеловес с больными «ногами»

Чтобы выбрать гаубицу и приспособить ее для установки на танковое шасси, спроектировать и построить башню под громадное орудие и вывести новый тяжелый танк на испытания, его создателям отвели кратчайший срок – всего две недели. Отчасти этой спешкой и объяснялись многие «детские болезни» КВ-2, как позднее стали называть получившуюся машину. Тогда же танк именовался «КВ с большой башней».

JDENhL4Xk7Ybqc93VfMb0qyjhS2Mx5Vsc48ykqeI

Башня действительно была большая! Первые образцы новой машины были почти на метр выше своего прародителя – танка КВ-1. Если у большинства танков того времени башня, как правило, визуально была ниже корпуса, то у «двойки» она была даже немного выше. Когда позднее появилась так называемая «пониженная башня» КВ-2, общая высота танка снизилась на двадцать сантиметров, но все равно оставалась больше трех метров. Неудивительно, что на башенных бортах пришлось приваривать скобы для того, чтобы члены экипажа могли подняться на крышу, где располагались их люки. Еще один люк располагался в тыльном броневом листе башни: через него грузили боеприпасы.

FWozgGtelUcd3B4ztnHOaaYCzfRjrPX1AhLtfE2H

«Сталинский кулак» – КВ-2. Танк, не успевший стать самоходкой

Тяжелый танк КВ-2 остался в истории отечественного и мирового танкостроения в роли машины, которая не успела на одну войну и оказалась не готова к другой. Вины создателей уникального для своего времени тяжелого танка со 150-миллиметровой гаубицей в этом нет. Появившаяся как инструмент решения совершенно специфических задач «двойка» должна была получить соответствующую тактику применения — и тогда могла бы стать одним из самых знаменитых танков середины ХХ века. Сделать это ей помешала Великая Отечественная война…

Неуязвимый тихоход

Серийное производство КВ-2, который показал неплохую эффективность в борьбе с финскими укреплениями и был принят на вооружение в феврале 1940 года, началось летом того же года. Выпуск машины продолжался до июля 1941-го, шел небольшими партиями от десятка до нескольких десятков машин и составил в общей сложности всего чуть больше трехсот единиц. У танкистов «двойка» за счет своей брони, габаритов, неповоротливости и мощного орудия получила прозвище «Дредноут» и нехорошую славу машины, чинить которую – тяжкий труд.

muNl4VFeJB2oIq1HI5ufxkQscShOgr4uvDR21Jmt

Все недостатки КВ-2, к сожалению, особенно ярко проявились в первые, самые страшные месяцы Великой Отечественной войны, когда были потеряны практически все танки этой модели. Причем боевыми потерями была лишь треть их, остальные пришлись на технические неисправности машины или нехватку топлива. «Двойки» массово оставляли на обочинах дорог, по которым отступали механизированные колонны, и зачастую они доставались противнику практически неповрежденными.

7YAzPws9183NZJa0GQNv1zv25U5SgmeOETpsy02q

GqZ4mS5dkvUBeeaaGLegc3aJO5yANyVWItfIrXiI

Множество примеров эффективного использования КВ-2 со всей очевидностью доказывали: его конструкторам удалось создать прообраз будущих «Зверобоев» конца войны, самоходных артиллерийских установок на базе того же КВ и более нового ИС. Решись специалисты Кировского завода в 1940 году отказаться от подвижной башни и замени они ее на броневую рубку, рискни они использовать более мощный мотор, — и КВ-2 мог бы сыграть совсем другую роль в начале Великой Отечественной. Но в условиях первых месяцев войны, когда Красной армии было не до наступления (для чего и создавали эту машину), когда важнейшим фактором для любого танка становилась прежде всего подвижность, танк-тяжеловес был обречен.

KJIsLBCv8unKbn5xW4MFJ0G8YwKZkMX1HGvsgh2f

До Победы ни один КВ-2 в составе советских танковых частей не дожил. До наших дней дошли всего два оригинальных экземпляра этой машины. Один, с «пониженной башней», находится в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил России, другой, с более ранней высокой башней, – в числе экспонатов музея военной техники ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» в Верхней Пышме.

Читайте также: