Как выглядит хакатон в реальной жизни

Обновлено: 04.07.2024

Марафон для программистов или хакатон (“hack” и “marathon”) — так называется мероприятие, где участники собираются в команды, соревнуются, проявляют себя и обретают новые знания, выполняя различные технические задания. Помимо совершенствования личных навыков участники могут выиграть призы и найти работу в IT-сфере.

Для компаний хакатоны являются оптимальным способом решения задач и поиска новых работников. Старые методы поиска IT-сотрудников работают менее эффективно, поэтому HR-специалисты начинают использовать новые форматы по подбору кандидатов. Один из этих методов - хакатон. Благодаря хакатонам HR-специалисты участвуют в привлечении внимания к компании, а менеджеры по инновациям воплощают идеи в новый продукт или технологию.

M.SMART хакатон: VR/AR/MR в ритейле. Организаторы Zucker.Studio. M.SMART хакатон: VR/AR/MR в ритейле. Организаторы Zucker.Studio.

Где мы ошиблись и чем гордимся?

Важный момент создания любого продукта: после каждого большого шага проводить общую рефлексию, выявлять недочеты и запоминать классные решения. И вот, что мы поняли:

« Основная проблема, с которой мы столкнулись, была связана с распределением студентов по кейсам. Также у некоторых студентов были сложности с решением задач, но не все их авторы могли дать консультации по их решению. Поэтому установочные и промежуточные встречи и в целом вовлеченность экспертов очень важны. »
« Я горжусь нашей работой над всеми элементами хакатона: начиная с лендинга, который мы подготовили самостоятельно (и содержательно и визуально: вся разработка и дизайн на нас. Спасибо Насте Савченко, а также Figma и Tilda), продолжая поиском партнеров и работой над составлением задач, заканчивая настоящим шоу, которое мы смогли организовать на открытии и закрытии хакатона. Особенно, наверное, горжусь выступлением Ани Литоминой из группы Трипинадва на финале нашего хакатона. Это стало настоящей вишенкой на торте. »
Скришот с выступления Ани Литоминой на закрытии хакатона Скришот с выступления Ани Литоминой на закрытии хакатона

Мнение компаний-авторов кейсов

Мы расспросили Андрея Потапова, R&D engineer компании Intellivision и автора кейса по кластеризации изображений транспортных средств о том, как он оценивает работу наших студентов, планирует ли приглашать кого-то на стажировку и был ли, по его мнению, хакатон полезен для участников:

«Если оценивать работу участников по пятибалльной шкале, я бы поставил 4. Студенты знакомы с основными алгоритмами кластеризации. Некоторые команды допустили ошибки в использовании алгоритмов. Были и корректные решения. Возможно, мы пригласим кого-то на стажировку — мы готовы рассмотреть участников, если будет хакатон по глубокому обучению. Прошедший хакатон, я считаю, был очень полезен. У студентов была возможность порешать реальные задачи, на реальных данных, пообщаться со специалистами из индустрии».

Как мы сделали межгалактический хакатон: пошаговая инструкция, наша гордость и щепотка ошибок

Когда мы только начали разрабатывать структуру онлайн-магистратуры, наш академический директор Ваня Ямщиков был убежден, что в наших программах должно быть как можно больше практики. И он был прав. Но об этом позже. Сейчас мы расскажем, что такое межгалактический исследовательский хакатон, который мы проводили с 9 по 14 марта.

Скриншот приветственной страницы лендинга (посмотреть его можно здесь)

Итак, по порядку: размышлять над хакатоном мы начали еще в ноябре, а к активной разработке приступили примерно 9 февраля, когда до старта оставался месяц. Мы понимали, что этот интенсив должен давать наборы навыков, которые сложно или невозможно получить, проходя стандартное обучение: опыт работы в команде над реальным кейсом, работа над проектом в сжатые сроки, навыки product и project менеджментах в IT-проекте и готовность представить результаты проделанной работы реальному заказчику.

Постепенно в нашем обсуждении появилась тема книги «Автостопом по галактике» — мы поняли, что можно сравнить исследовательский хакатон с историей Дугласа Адамса про поиск мудрецами ответа на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого. Так у нашего интенсива появился контекст: с помощью цитат и пасхалок мы аккуратно вплели сюжет книги в переписку со студентами, а также в сценарий открытия и закрытия хакатона.

Мы пригласили для постановки задач 5 компаний и их представителей. Например, DVHB, АО «НИИАС» (дочернее общество ОАО «РЖД»), Intellivision и ментора Николая Толстова DS Team Lead & Merlin AI — он предложил студентам свой проект.

Для начала мы ввели участников в курс дела: рассказали им про цели, задачи и критерии оценки итогового результата. Затем студенты распределились по командам — тут мы дали им полную свободу действий, участники сами решали, по какому принципу и кого пригласить в свою команду. 9 марта мы провели открытие межгалактического хакатона в Zoom: компании-заказчики презентовали свои кейсы и провели консультации для студентов. Участники собрали всю необходимую им информацию и приступили к решению задач.

«Студентам было необходимо решить какой-то кейс методом анализа данных, при этом привнеся в него исследовательский вклад. Мы дали участникам 2 трека на выбор: в первом нужно было решить реальный кейс от индустриального партнера. А во втором студенты могли написать мотивационное эссе и работать над своей собственной задачей. Все выбрали первый трек, распределились по задачам и решали их в течение всего четырех дней – очень интенсивная работа».

Чтобы мотивация не испарялась, а в голове крепко держалась цель, мы разбили задачи на пять чекпоинтов, распределив их по дням. За преодоление каждой такой точки и своевременное выполнение задач команды получали баллы, которые учитывались при оценивании в полуфинале.

Кто всем этим занимался и какими были этапы работы?

Чтобы собрать исследовательский хакатон, мы задействовали 10 человек из нашей команды Zavtra.online и 12 менторов из компаний-партнеров. Наш руководитель команды сопровождения Елена Цепляева разбила процесс на несколько этапов. Опираясь на них, шаг за шагом, мы выстроили цепочку взаимосвязей, из которых и получился наш интенсив:

  • Определить цель
  • Задать общие рамки (содержание и сроки)
  • Задать уровень вовлеченности, к которому стремимся
  • Прописать правила для участников
  • Определить чекпоинты информирования
  • Определить содержание информирования
  • Найти партнеров
  • Подготовить техническую базу (slack, miro, zoom)
  • Стартовать информирование студентов и формирование команд
  • Стартовать Хакатон

Очень важно было найти хороших заинтересованных партнеров. Их искали наши менеджер по развитию бизнеса и партнерских связей Яна Труфанова и продюсер Настя Савченко.

«У большинства компаний есть ряд задач, на которые не хватает рук, сил, времени, свежего взгляда. Я как раз искала такие проекты. С кем-то мы давно дружим, и я точно знала, что им хотелось бы найти хороших дата-сайентистов, кому-то писала «в холодную» — сначала составляла список тех, кому потенциально могли бы понадобиться будущие профессионалы в области дата-сайенс. Потом связывалась с ними в Facebook или в Telegram, предлагала сотрудничество, объясняла, что наша магистратура заточена не на получение маленького объема знаний, а на глубокое освоение профессии — мы академически готовим специалистов. Так к нам и подключились наши партнеры».

Продюсер курсов Zavtra.Online

Разработать концепцию, пригласить партнеров и организовать техническую часть недостаточно — все это обрушилось бы, если бы нам не удалось заинтересовать студентов так, чтобы они довели задачи до конца и остались довольны своими результатами. Помимо чек-поинтов, о которых мы рассказывали выше, помогло сотрудничество с самими участниками, вовлечение их в процесс как главных героев межгалактического путешествия.

«Лучше всего поддерживают мотивацию определенность и максимальная прозрачность, наличие примеров конечного результата и осознание участниками хакатона ограниченности временного ресурса. Мне кажется, что очень положительно повлияла на мотивацию возможность получения консультаций от практикующих дата-сайентистов из компаний, которые предоставили нам кейсы».

«Мы подбадривали студентов в тяжелые моменты, шутили, объясняли, что, хоть путь и сложный, но его преодоление возможно, что даже часть результата лучше, чем ничего. Мы были рядом 24/7, оперативно реагировали на запросы участников к заказчикам».

Руководитель команды сопровождения в Zavtra.Online

Важный момент создания любого продукта: после каждого большого шага проводить общую рефлексию, выявлять недочеты и запоминать классные решения. И вот, что мы поняли:

Основная проблема, с которой мы столкнулись, была связана с распределением студентов по кейсам. Также у некоторых студентов были сложности с решением задач, но не все их авторы могли дать консультации по их решению. Поэтому установочные и промежуточные встречи и в целом вовлеченность экспертов очень важны

Я горжусь нашей работой над всеми элементами хакатона: начиная с лендинга, который мы подготовили самостоятельно (и содержательно и визуально: вся разработка и дизайн на нас. Спасибо Насте Савченко, а также Figma и Tilda), продолжая поиском партнеров и работой над составлением задач, заканчивая настоящим шоу, которое мы смогли организовать на открытии и закрытии хакатона. Особенно, наверное, горжусь выступлением Ани Литоминой из группы Трипинадва на финале нашего хакатона. Это стало настоящей вишенкой на торте.

Наши студенты: кто эти люди и как они относятся к нашей работе?

В хакатоне участвовало 15 команд — 83 студента. Каждый из них пришел в онлайн-магистратуру со своим бэкграундом. Кто-то уже владел базовыми навыками, кто-то только вливался в тему работы с данными. Например, среди участников были дизайнер, СММ-менеджер, ведущий специалист по эксплуатации лифтов и подъемных механизмов, программист-разработчик, технический директор.

«Мое образование — менеджмент на предприятии, я работала в продажах более 10 лет. Решила поменять профессию: из менеджера в IT. Сейчас я все изучаю с нуля, только математику и статистику видела в первом образовании, Python первый раз увидела в первом семестре магистратуры.

На хакатоне моя команда работала с кейсом от ментора — “Предсказание победителя-бойца UFC”. При выборе команды я опиралась на способности моих будущих коллег: выбирала из тех, кто обладает хард скиллами в коде, хорошо учится и поддерживает связь в Slack — кота в мешке не хотелось. Надо сказать, что участие в хакатоне дало мне понимание реальной задачи, я увидела, как ребята кодили в риал тайме, сколько на это ушло времени, поняла что нельзя терять время и надо сразу приступать к задачам. Командная работа крайне важна, коммуникация внутри команды необходима как воздух, иначе результата не будет. Я выявила свои сильные стороны: оказалось, что у меня хорошо развит проджект менеджмент, я могу мотивировать, координировать и толкать. Но есть и слабые: привычка все оставлять на последний момент, лень. А еще поняла, что практика для меня очень важна, но мне, как новичку, нужен индивидуальный подход».

Студентка Zavtra.Online и участница хакатона

«Чтобы обучение было успешно, необходимо сформировать у человека потребность в знаниях. Именно в работе над реальными задачами студент начинает понимать, какой информации ему не хватает, он задается вопросами и начинает искать ответы. Простая теория, которая традиционно преподается в наших вузах, не усваивается, пролетает мимо ушей, потому что в ней нет потребности, студенты не применяют знания и не задаются вопросами».

У студентов было пять кейсов: Формирование мультизаказов, «Анализ схем севооборота» (DVHB), «Анализ данных для формирования составов» (АО «НИИАС»), «Предсказание победителя-бойца UFC» (Николай Толстов) . Мы расскажем про один из них — задачу, которую поставила компания Intellivision — «Кластеризация изображений транспортных средств».

Командам, выбравшим этот кейс, предстояло разбить изображения на кластеры и проинтерпретировать их. Участники получили фотографии снятых с разных ракурсов различных типов транспортных средств. Для каждого такого файла командам дали готовые векторы признаков (дескрипторы), полученные с помощью разных глубоких моделей. Для всех вариантов дескрипторов нужно было применить несколько алгоритмов кластеризации и сравнить полученные результаты — по метрикам и по тому, насколько кластеры хорошо интерпретируются. Результат должен был быть представлен в виде jupyter notebook и csv файла с лучшей разбивкой на кластеры и выбросы (изображения плохого качества или картинки без транспортных средств).

«Чтобы решить эту задачу, для начала мы провели небольшое исследование: пробовали разные модели предобработки и кластеризации и сравнивали результаты. Потом, когда подобрали модели, собрали пайплайн и уменьшили размерность больших дескрипторов. Потом протестировали все предложенные дескрипторы».

Мы расспросили Андрея Потапова, R&D engineer компании Intellivision и автора кейса по кластеризации изображений транспортных средств о том, как он оценивает работу наших студентов, планирует ли приглашать кого-то на стажировку и был ли, по его мнению, хакатон полезен для участников:

Если оценивать работу участников по пятибалльной шкале, я бы поставил 4. Студенты знакомы с основными алгоритмами кластеризации. Некоторые команды допустили ошибки в использовании алгоритмов. Были и корректные решения. Возможно, мы пригласим кого-то на стажировку — мы готовы рассмотреть участников, если будет хакатон по глубокому обучению.

Прошедший хакатон, я считаю, был очень полезен. У студентов была возможность порешать реальные задачи, на реальных данных, пообщаться со специалистами из индустрии

R&D engineer компании Intellivision

В Zoom непросто сохранить атмосферу межгалактического путешествия, но мы справились. Например, ведущий закрытия хакатона выглядел так:

По итогам хакатона в финал вышли 3 команды с задачами:

  • Кейс DVHB «Анализ схем севооборота»
  • Кейс Intellivision «Кластеризация изображений транспортных средств»
  • Кейс от ментора «Предсказание бойца-победителя UFC»

Мы уверены, что команды научились работать в условиях жесткого дефицита времени, уточнять требования у заказчика, договариваться друг с другом, планировать работу команды и распределять ответственность, убедительно представлять полученные результаты. Ну и, конечно, использовать все, что было изучено, на практике.

Data science онлайн чемпионат 2020


Время проведения с 14.11.20 до 30.11.20 -это был длинный хакатон. На него мы уже шли командой из 3х человек. Владимир @vovaekb90, Даниил @sicutglacies и я. Мы выбрали трек - “ Разработка модели машинного обучения, позволяющей спрогнозировать нагрузки на энергосеть с целью выявления оптимальных режимов потребления электроэнергии офисного здания в условиях пандемии COVID-19”. Задача была достаточно интересной и реальной с точки зрения бизнеса. Нам дали данные со счетчиков за несколько лет, данные о погоде. Каждая команда могла добавлять любые данные для повышения результата. Соревнование было поделено на 2 этапа. В первом этапе нужно было создать модель и ответить на вопросы теста. Тест был создан из очень не простых вопросов, которые требовали понимания сути данных и взаимосвязей переменных. Во второй этап из 16 команд прошло где-то 8 команд. Наша команда прошла во второй этап. Мы выбрали не самый стандартный путь решения задачи, но это было интересный путь. При сдаче задания одним из требований было создание веб интерфейса, нашей команде не хватило навыков именно в этой области. Итог для команды - 4 место. От имени команды хочу сказать большое спасибо организаторам за отличную организацию данного хакатона. Я записал короткое видео на английском с описанием что мы делали на данной задаче.

Смотрите на увеличенной скорости 1.5-2.0, что бы 30 минут пролетели быстрее.

Наши студенты: кто эти люди и как они относятся к нашей работе?

В хакатоне участвовало 15 команд — 83 студента. Каждый из них пришел в онлайн-магистратуру со своим бэкграундом. Кто-то уже владел базовыми навыками, кто-то только вливался в тему работы с данными. Например, среди участников были дизайнер, СММ-менеджер, ведущий специалист по эксплуатации лифтов и подъемных механизмов, программист-разработчик, технический директор.

Оксана Евсеева, студентка Zavtra.Online и участница хакатона Оксана Евсеева, студентка Zavtra.Online и участница хакатона
«Мое образование — менеджмент на предприятии, я работала в продажах более 10 лет. Решила поменять профессию: из менеджера в IT. Сейчас я все изучаю с нуля, только математику и статистику видела в первом образовании, Python первый раз увидела в первом семестре магистратуры.
На хакатоне моя команда работала с кейсом от ментора — “Предсказание победителя-бойца UFC”. При выборе команды я опиралась на способности моих будущих коллег: выбирала из тех, кто обладает хард скиллами в коде, хорошо учится и поддерживает связь в Slack — кота в мешке не хотелось. Надо сказать, что участие в хакатоне дало мне понимание реальной задачи, я увидела, как ребята кодили в риал тайме, сколько на это ушло времени, поняла что нельзя терять время и надо сразу приступать к задачам. Командная работа крайне важна, коммуникация внутри команды необходима как воздух, иначе результата не будет. Я выявила свои сильные стороны: оказалось, что у меня хорошо развит проджект менеджмент, я могу мотивировать, координировать и толкать. Но есть и слабые: привычка все оставлять на последний момент, лень. А еще поняла, что практика для меня очень важна, но мне, как новичку, нужен индивидуальный подход».
«Чтобы обучение было успешно, необходимо сформировать у человека потребность в знаниях. Именно в работе над реальными задачами студент начинает понимать, какой информации ему не хватает, он задается вопросами и начинает искать ответы. Простая теория, которая традиционно преподается в наших вузах, не усваивается, пролетает мимо ушей, потому что в ней нет потребности, студенты не применяют знания и не задаются вопросами».

Работа одной из команд

У студентов было пять кейсов: Формирование мультизаказов, «Анализ схем севооборота» (DVHB), «Анализ данных для формирования составов» ( АО «НИИАС» ), «Предсказание победителя-бойца UFC» (Николай Толстов) . Мы расскажем про один из них — задачу, которую поставила компания Intellivision — «Кластеризация изображений транспортных средств».

Командам, выбравшим этот кейс, предстояло разбить изображения на кластеры и проинтерпретировать их. Участники получили фотографии снятых с разных ракурсов различных типов транспортных средств. Для каждого такого файла командам дали готовые векторы признаков (дескрипторы), полученные с помощью разных глубоких моделей. Для всех вариантов дескрипторов нужно было применить несколько алгоритмов кластеризации и сравнить полученные результаты — по метрикам и по тому, насколько кластеры хорошо интерпретируются. Результат должен был быть представлен в виде jupyter notebook и csv файла с лучшей разбивкой на кластеры и выбросы (изображения плохого качества или картинки без транспортных средств).

Александр Кудрявцев, студент Zavtra.Online и участник хакатона Александр Кудрявцев, студент Zavtra.Online и участник хакатона
«Чтобы решить эту задачу, для начала мы провели небольшое исследование: пробовали разные модели предобработки и кластеризации и сравнивали результаты. Потом, когда подобрали модели, собрали пайплайн и уменьшили размерность больших дескрипторов. Потом протестировали все предложенные дескрипторы».

Преимущества хакатона

1. Общение с новыми людьми.

На хакатоне собираются люди, которые обладают различными навыками. Разработчики могут встретить единомышленников и пообщаться с заинтересованными работодателями. По сути, это место, где участники получают возможность обмениваться опытом и новыми идеями по созданию продукта.

2. Опыт командного сотрудничества.

Хакатон объединяет специалистов для решения определённых проблем. Участники попадают в ситуацию, когда работают с новыми людьми в течение нескольких часов ради одной общей цели. В результате получают опыт работы в команде и новые навыки общения.

3. Новые знания и качества.

Незнакомые задачи, процесс обучения в реальном времени, применение свежих гипотез и знаний на практике — хакатон развивает новые качества разработчиков и даёт уникальный опыт, показывающий инициативность и устремлённость человека, который с лёгкостью справляется с трудностями в стрессовых ситуациях.

4. Реализация инновационных идей.

Среда для решения проблем способствует разработке новых идей. Участники работают с людьми, которые приходят из разных областей, с разными идеями и интересами. Хакатон предоставляет возможность экспериментировать, и реализовывать идеи.

5. Брендинг для работодателя.

Если компании проводят хакатоны, то это говорит об их заинтересованности в сфере развития технологий. Продвигая мероприятия, потенциальные кандидаты узнают о задачах и команде организатора хакатона.

6. Привлечение перспективных сотрудников.

Компании могут провести тестирование кандидатов и привлечь новых талантов для своих компаний. На хакатонах происходят нестандартные ситуации, которые невозможно увидеть на обычном собеседовании. Мероприятия показывают: как люди работают в команде, как хорошо они управляют ситуацией и насколько они продуктивны.

7. Создание нового продукта.

Вряд ли кто-то сможет предоставить готовый продукт, но можно получить новый прототип с перспективным функционалом. Более того, на руках будет информация о том, что успешно сработало, а что не очень.

8. Личное удовлетворение.

Хакатон позволяет бросить вызов своим навыкам, и продемонстрировать профессионализм. Интересная работа и успешное выполнение задач приносят удовлетворение и мотивируют развиваться дальше в сфере технологий.

Хакатон отбор на архипелаг 20.35

В октябре мне на емейл упало письмо про отбор на программу интенсив по АИ от 20.35.

В эту субботу для участников без своего проекта проводим 24-часовой онлайн-хакатон в чатах Телеграма. Мы предложим вам команду, которую подберет ИИ. Под руководством бота вы вместе пройдете основные этапы разработки проекта и подадите этот проект на Архипелаг 20.35.“

В начале участия бот действительно подобрал мне 4-5 рандом людей для команды и мы начали этот хакатон. Который потом оказался не хакатоном, но об этом позже. Первые 5 этапов происходили в телеграмме, организаторы присылали задания и команде должна была их выполнить. Отличная задумка, но реализация была на мой скромный взгляд ужасная. Времени давалось мало, все должны были принять общее мнение, обсудить и уложиться в отведенное время. Кроме того задания были связанны друг с другом. Наша команда не поняла первое задание, кое как выполнила второе. На третьем задании началось самое “интересное”. Задание было собрать источники информации для задачи. Это должны были быть дата сеты, таблицы и другая инфа,

которую можно найти в интернете для нашей задачи. После отправки файла организаторам, оказалось, что нужно было сдать в формате и некоторые ссылки не устроили организаторов. Пришлось часть переделать, для меня это было странно, что заставляют переделать то, что ты сам нашел. После этого было задание подсчитать какие то метрики для задачи, сделать презентацию и сделать мини защиту своей идеи. От первого задания до мини защиты прошло где-то 12 часов. К этому времени в команде остался только я один. Это было удивительно, как люди тихо покидают команду без объяснений. Простите мне мою наивность в этом вопросе J В итоге, после мини защиты, меня подобрала другая команда для решения уже совсем другой задачи. С новой командой мы прошли еще 2 этапа. Очередным заданием было создать лендинг для идеи. В команде был специалист по фронт энду и он очень быстро в течение буквально часа создал лендинг с заглушками и т.д. После сдачи задания пришел ответ от организаторов. Задание не принято – сделайте другой шрифт, уберите заглушки и сделайте для них страницы. Меня лично это очень сильно возмутило, из-за чисто бюрократического подхода к принятию задачи. Уже утром на следующий день за пару часов я запустил прототип приложения на мобильном. Нашел на хабе ТF модель и запустил на Iphone. Из коробки это не работало, пришлось исправлять ошибки кода из TF репозитория. В итоге все заработало и вот результат

Результаты хакатона

В Zoom непросто сохранить атмосферу межгалактического путешествия, но мы справились. Например, ведущий закрытия хакатона выглядел так В Zoom непросто сохранить атмосферу межгалактического путешествия, но мы справились. Например, ведущий закрытия хакатона выглядел так

По итогам хакатона в финал вышли 3 команды с задачами:

  • Кейс DVHB «Анализ схем севооборота»
  • Кейс Intellivision «Кластеризация изображений транспортных средств»
  • Кейс от ментора «Предсказание бойца-победителя UFC»

Мы уверены, что команды научились работать в условиях жесткого дефицита времени, уточнять требования у заказчика, договариваться друг с другом, планировать работу команды и распределять ответственность, убедительно представлять полученные результаты. Ну и, конечно, использовать все, что было изучено, на практике.

Структура хакатона

Всё начинается со знакомства и введения в заданную тематику. Участники обсуждают идеи и формируют команды на основе интересов и конкретных навыков, а у некоторых участников уже есть чёткая определённость с проектом. Далее начинается основное мероприятие и командная работа, которая длится от 24 часов и до нескольких дней. Как правило, никто не покидает хакатон от начала и до конца. Команды непрерывно работают и тратят минимальное количество времени на сон и еду.

После того, как работа будет выполнена, команды проводят презентацию своего продукта. На хакатоны всегда приглашаются жюри, которые оценивают проекты и выбирают победителей.

Сроки и основные идеи хакатона

На разработку отводится короткий период времени от 24 до 48 часов (иногда до недели). На хакатонах может участвовать различное количество людей, всё зависит от формата мероприятия, но абсолютно все участники погружены в решение технических задач. Основная идея заключается в командной работе: нужно работать над кодом в стрессовых условиях, коммуницировать и распределять обязанности между участниками.

Обычно проект начинается с нуля и заканчивается рабочим прототипом. Программисты, разработчики, дизайнеры, руководители проектов, маркетологи — в команде может быть много специальностей, но всех объединяет непрекращающаяся работа над созданием хорошего продукта.

Тематики хакатонов не ограничены (а могут и вовсе отсутствовать): образование, банковская деятельность, медицина, киберпреступность и многие другие сферы заинтересованы в решении внутренних задач своей компании. Хакатоны могут проходить в различных форматах: онлайн, офлайн и смешанный, который включает в себя оба формата для отбора участников.

Как мы сделали межгалактический хакатон: пошаговая инструкция, наша гордость и щепотка ошибок

Когда мы только начали разрабатывать структуру онлайн-магистратуры, наш академический директор Ваня Ямщиков был убежден, что в наших программах должно быть как можно больше практики. И он был прав. Но об этом позже. Сейчас мы расскажем, что такое межгалактический исследовательский хакатон, который мы проводили с 9 по 14 марта.

Скриншот приветственной страницы лендинга (посмотреть его можно здесь) Скриншот приветственной страницы лендинга (посмотреть его можно здесь)

Итак, по порядку: размышлять над хакатоном мы начали еще в ноябре, а к активной разработке приступили примерно 9 февраля, когда до старта оставался месяц . Мы понимали, что этот интенсив должен давать наборы навыков, которые сложно или невозможно получить, проходя стандартное обучение: опыт работы в команде над реальным кейсом, работа над проектом в сжатые сроки, навыки product и project менеджментах в IT-проекте и готовность представить результаты проделанной работы реальному заказчику.

Постепенно в нашем обсуждении появилась тема книги «Автостопом по галактике» — мы поняли, что можно сравнить исследовательский хакатон с историей Дугласа Адамса про поиск мудрецами ответа на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого. Так у нашего интенсива появился контекст: с помощью цитат и пасхалок мы аккуратно вплели сюжет книги в переписку со студентами, а также в сценарий открытия и закрытия хакатона.

Кто всем этим занимался и какими были этапы работы?

Чтобы собрать исследовательский хакатон, мы задействовали 10 человек из нашей команды Zavtra.online и 12 менторов из компаний-партнеров. Наш руководитель команды сопровождения Елена Цепляева разбила процесс на несколько этапов. Опираясь на них, шаг за шагом, мы выстроили цепочку взаимосвязей, из которых и получился наш интенсив:

  1. Определить цель
  2. Задать общие рамки (содержание и сроки)
  3. Задать уровень вовлеченности, к которому стремимся
  4. Прописать правила для участников
  5. Определить чекпоинты информирования
  6. Определить содержание информирования
  7. Найти партнеров
  8. Подготовить техническую базу (slack, miro, zoom)
  9. Стартовать информирование студентов и формирование команд
  10. Стартовать Хакатон

Очень важно было найти хороших заинтересованных партнеров. Их искали наши менеджер по развитию бизнеса и партнерских связей Яна Труфанова и продюсер Настя Савченко.

«У большинства компаний есть ряд задач, на которые не хватает рук, сил, времени, свежего взгляда. Я как раз искала такие проекты. С кем-то мы давно дружим, и я точно знала, что им хотелось бы найти хороших дата-сайентистов, кому-то писала «в холодную» — сначала составляла список тех, кому потенциально могли бы понадобиться будущие профессионалы в области дата-сайенс. Потом связывалась с ними в Facebook или в Telegram, предлагала сотрудничество, объясняла, что наша магистратура заточена не на получение маленького объема знаний, а на глубокое освоение профессии — мы академически готовим специалистов. Так к нам и подключились наши партнеры».

Разработать концепцию, пригласить партнеров и организовать техническую часть недостаточно — все это обрушилось бы, если бы нам не удалось заинтересовать студентов так, чтобы они довели задачи до конца и остались довольны своими результатами. Помимо чек-поинтов, о которых мы рассказывали выше, помогло сотрудничество с самими участниками, вовлечение их в процесс как главных героев межгалактического путешествия.

«Лучше всего поддерживают мотивацию определенность и максимальная прозрачность, наличие примеров конечного результата и осознание участниками хакатона ограниченности временного ресурса. Мне кажется, что очень положительно повлияла на мотивацию возможность получения консультаций от практикующих дата-сайентистов из компаний, которые предоставили нам кейсы».
Елена Цепляева, руководитель команды сопровождения в Zavtra.Online Елена Цепляева, руководитель команды сопровождения в Zavtra.Online
«Мы подбадривали студентов в тяжелые моменты, шутили, объясняли, что, хоть путь и сложный, но его преодоление возможно, что даже часть результата лучше, чем ничего. Мы были рядом 24/7, оперативно реагировали на запросы участников к заказчикам».

Личные выводы после этих хакатонов

Команда распадается, члены команды пропадают, вы остаетесь один с задачей – все нормально. Просто относитесь к этому спокойно.

Не нервничайте, когда команды соперники представляют свои решения. Вы и команда сделали все возможное и какое вы займете место еще не ясно.

Какая бы ни была ситуация вы обязаны верить в себя. Часто это нужно делать через силу, но все равно нужно, даже если команда не заняла желаемое место.

Принимайте участие в хакатонах. Вы сильно удивитесь, узнав на что вы способны, если идете до конца и прилагаете все усилия. Место или призы тут далеко не главное. Вы сможете больше узнать о себе, а также о своих слабых и сильных сторонах. Самое важное стать лучше в следующий раз, решая уже другую задачу.

Спасибо что дочитали до конца.Всем успехов в Новом 2021 году. Продолжение следует .

Hackathon’20: art of technology


Это был короткий хакатон с 24.10.20 до 25.10.20 и Владимир Привалов @vovaekb90 и Даниил Семенов @sicutglacies пригласили меня в команду. Был выбран трек DATA SCIENCE при поддержке ЕВРАЗ. Задача была на тему “Предсказать количество кислорода необходимого для выплавки стали”. В команде никто не разбирался в специфике отрасли. Спасибо ЕВРАЗ что дали всем участникам трека необходимую информацию по проблеме. В течение вечера мы построили модель, обучили ее и сделали оптимизацию. Данные были в уже вычищенном датафрейме и мы учили модели каждый на своей локальной машине. Каждый из нас пытался сделать свою модель и показать наилучший результат в лидер борде. Организаторы дали возможность сабмита результатов на сервер и мы видели результаты сразу. В итоге команда заняла 3-е место. И мы получили приз 3 000 рублей на всю команду от компании ЕВРАЗ. Хотя мои модели показали низкий скор, я получил массу положительных эмоций. Отлично что команда дошла до конца и пробилась в тройку.

Хакатоны Осень 2020. Мой опыт

Подходит к концу год 2020 и пришла пора подвести итоги. В этот году я попробовал себя в хакатона для получения разнообразных навыков. Самым важным было для меня отработать навык быстрого погружения в проблему, написать решение, протестировать его и улучшить. Хакатоны которые мне попадались были длинные и короткие. Длинные- это больше 1 недели, короткие- это 2-3 дня. Всегда есть плюсы и минусы у обоих вариантов. Как и всякого человека, меня одолевали сомнения, как это будет, моя роль в команде, где искать эти команды, хватит ли навыков и т.д. Мой друг Владимир Привалов много раз приглашал меня на хакотоны, но все это как то откладывалось и переносилось по разным причинам. Видимо это был мой внутренний саботаж данного процесса. Но осенью этого года я решил попробовать свои силы и принял участие в одном хакатоне самостоятельно без команды, знакомых, смс и регистрации

Как проходил хакатон?

Мы пригласили для постановки задач 5 компаний и их представителей. Например, DVHB , АО «НИИАС» (дочернее общество ОАО «РЖД») , Intellivision и ментор Николай Толстов DS Team Lead & Merlin AI — он предложил студентам свой проект.

Для начала мы ввели участников в курс дела: рассказали им про цели, задачи и критерии оценки итогового результата. Затем студенты распределились по командам — тут мы дали им полную свободу действий, участники сами решали, по какому принципу и кого пригласить в свою команду. 9 марта мы провели открытие межгалактического хакатона в Zoom: компании-заказчики презентовали свои кейсы и провели консультации для студентов. Участники собрали всю необходимую им информацию и приступили к решению задач.

«Студентам было необходимо решить какой-то кейс методом анализа данных, при этом привнеся в него исследовательский вклад. Мы дали участникам 2 трека на выбор: в первом нужно было решить реальный кейс от индустриального партнера. А во втором студенты могли написать мотивационное эссе и работать над своей собственной задачей. Все выбрали первый трек, распределились по задачам и решали их в течение всего четырех дней – очень интенсивная работа».

Чтобы мотивация не испарялась, а в голове крепко держалась цель, мы разбили задачи на пять чекпоинтов, распределив их по дням. За преодоление каждой такой точки и своевременное выполнение задач команды получали баллы, которые учитывались при оценивании в полуфинале.

Читайте также: