Как выглядит голем в реальной жизни

Обновлено: 05.07.2024

В мрачном и темном пражском гетто совершалось таинство. Казалось, все было как обычно: простые люди, рядовые обитатели гетто, сделав за день все дела, попрятались с приходом темноты в свои однообразные жалкие жилища, чтобы поужинать в кругу семьи, совершить вечернюю молитву и отойти ко сну, а утром снова включиться в суетливые будни еврейского квартала. Толстые стены старых домов, нависавших над узкими грязными улочками, на первый взгляд, надежно защищали их жителей от всяческих невзгод, и уж хотя бы у себя дома эти люди могли почувствовать себя в безопасности. Однако на самом деле даже за этими стенами смутная тревога никогда не покидала еврейские души, точно так же, как огромная стена, отделявшая гетто от христианской части города, не приносила еврейскому кварталу чувства защищенности. Все здесь будто сжималось в напряженном ожидании какой-нибудь новой беды, и все гетто, вместе со своими домами и синагогами, словно втягивало униженно голову в плечи и опускало глаза в землю. И беды не заставляли себя долго ждать, сыплясь на головы обитателей гетто как из рога изобилия, наталкивая евреев на мысль, что бог отчего-то забыл о своем народе и отдал его на попрание ненавистникам.

Однако один человек, многомудрый ребе Иегуда Лев Бен Бецалель, великий знаток Торы и Талмуда, никогда и ни в чем не упрекал всевышнего, точно зная, что ничего в этом мире не происходит просто так, и даже самая большая беда – тоже знак присутствия рядом с тобой бога. Как и любого другого правоверного благочестивого иудея, рабби Иегуду не смущала ни скудность обстановки его жилища, ни беспросветная бедность, ни тем более издевательства и унижения, постоянно испытываемые евреями от враждебно настроенных к ним христиан. Подобные условия жизни научили евреев приспосабливаться к ним: не будучи способными изменять внешний мир, они стремились настолько облагородить мир внутренний, что возносили свой дух на такие высоты, с которых остаются незамеченными ужасные условия телесной жизни. В центре бытия правоверного еврея лежит Книга, дарованная самим богом, − Тора; еврей не столько ищет в ней отражение и объяснение внешнего мира, сколько, наоборот, во внешнем мире ищет, и находит, подтверждение Торы. Вся реальность наполнена божественной премудростью, шехиной, и каждое явление, даже самое, на первый взгляд, незначительное, обретает свой смысл в соотнесении со всей картиной мироздания. Реальность – это тоже текст, неписанная Тора, поддающаяся пониманию и толкованию. Поэтому для мудреца Торы в реальности нет и не может быть ничего непостижимого; если ты понял связь букв Торы и явлений реальности, ты мудрец, если научился с помощью перестановки (или пермутации) букв в священных именах бога влиять на реальность, ты маг, а если уразумел таинство творения живого из неживого, то ты становишься на одну ступеньку с богом.

Рабби Иегуда, к своему великому ужасу, был как никогда близок к постижению секретов этого таинства, ибо не было во всем еврейском мире в то время мудреца, равного ему в знании божественной премудрости. Долгими годами учения достигал он тайного знания, которое открывает Каббала, пока, наконец, не почувствовал в себе способность совершить нечто поистине великое. Он знал, что на протяжении многих веков полупрофаны-полупосвященные разных наций и вероисповеданий пытались использовать оккультные знания для магических целей: они хотели получить философский камень, то есть научиться влиять на процессы, происходящие в материальной реальности, воздействуя на реальность духовную. Очень часто целью поисков философского камня была пермутация металлов – превращение свинца в золото. Однако рабби Иегуде не было никакого дела до золота, ибо далеко не корыстные интересы двигали им. Он очень хорошо знал, что бог-творец слишком велик, чтобы человек мог стать на одну ступень с ним, и сотворить нечто действительно прекрасное, оставаясь при этом человеком. Однако рабби решил померяться силами с богом: он решил сотворить голема. Умеряло ужас от собственной дерзости только то соображение, что если бы бог не хотел возвысить человека над всеми остальными существами и приблизить его к себе, то он не наделил бы его способностью к пониманию божественной премудрости и овладению тайными знаниями. Кто знает, может, если человек – единственное существо, способное постигнуть таинство творения, то он и был создан и наделен разумом как раз для того, чтобы, стоя на одной ступени с богом, творить реальность вместе с ним.

Лишь поистине мудрому и духовно высокому человеку открывается, не названное ни в каких священных книгах тайное имя бога, слово, способное одухотворить материю и наделить искрою жизни мертвую плоть. Как когда-то бог сотворил из глины, из праха земного первого человека Адама, так и теперь великий мудрец Иегуда Лев Бен Бецалель решил с помощью вычисленного им тайного имени бога оживить вылепленную из глины куклу – голема. Для этого он дождался определенного положения звезд, выждал после этого семь дней, и, взяв с собой двух помощников – Якоба Соссона и Ицхака Кац-Коэна, приступил к своему необычному эксперименту. В предрассветный час, когда все гетто было погружено в глубокий сон, над пока еще бездыханной глиняной куклой началось таинство. Сначала Ицхак Кац-Коэн семь раз обошел вокруг лежащего на земле голема против часовой стрелки и произнес магические слова, затем то же самое, но в обратном направлении, сделал Якоб Соссон. После чего, с самым началом рассвета, сам ребе сыграл финальные аккорды церемонии: он прочитал формулу из второго стиха седьмой главы Книги Бытия, где говорилось о сотворении человека, и вложил голему в рот шарик с надписью «шем ха фораш» − так называемым шемом, заклинанием, оживляющим голема, и означающим тайное имя бога. И тут тяжелая массивная фигура начала двигаться. Так голем вошел в мир.

Нарекли голема Йозефом. Роста он был небольшого – около полутора метров, однако обладал при этом огромной силой, благодаря чему выполнял все самые тяжелые работы, которые надо было делать по хозяйству. Таким образом, голему первоначально досталась роль слуги, которую он безропотно выполнял. Когда день подходил к концу, и в големе больше не было надобности, рабби вынимал шем у него изо рта, и тот снова превращался в неподвижную груду глины. Однако кроме роли слуги у него было и другое предназначение – защищать еврейский квартал в случае погромов, ибо время тогда было довольно беспокойное. Может быть, именно тревога рабби Иегуды за благополучие еврейской общины и послужила одним из главных поводов для создания голема. Как бы то ни было, но голем поначалу не вызывал со стороны простых евреев никаких нареканий. Однако для многих мудрецов, и в том числе для самого рабби, он был поистине зловещей фигурой, внушавшей им священный религиозный трепет. Все дело здесь в каббалистическом смысле голема.

Согласно учению Каббалы, бог, как существо бесконечное, непостижимое, стоящее вне каких-либо миров, лишенное всех качеств и атрибутов, проявляется только посредством своих творений. Однако непосредственно творить материальный мир он не может, и между ним и видимым, сотворенным миром имеются посредствующие творческие силы в виде его эманаций (т.е. истечений), которые называются сефирот. Их десять, и все они, одна за другой, изошли от бога; сефиры подобны ему, но не равны, и по его воле создали этот мир, а теперь управляют им. Первые три сефирот формируют высший порядок всего мироздания, следующая группа, также состоящая из трех сефирот, отвечает за нравственный порядок, и, наконец, третья, низшая группа сефирот образует силы природы, материальный мир. Сефиры истекают от бога, как лучи от солнца, и по мере удаления теряют свою первоначальную чистоту и святость. Сгущаясь, они могут превращаться в грубые материальные субстраты, несущие в себе элементы зла. Особенно это относится к последней сефире, Малхут (т.е. Царство), как наиболее отдаленной от бога. Эта сефира двойственна: она есть не только материальный мир, но также и присутствие божественной мудрости в этом мире – Шехина. Первоначально между богом и Шехиной существовала гармония, и весь мир был наполнен святостью, однако из-за грехопадения Адама эта гармония нарушилась, и Шехина оказалась изгнанной из мира. Поэтому, хотя царство материального мира также есть порождение божества, своего рода сгущение первоначальной духовности, тем не менее, именно материя является источником всякого зла и несовершенства, которое появляется из-за нарушения гармонии между богом и Шехиной.

Всякий правоверный иудей должен неустанным духовным трудом и благочестивой жизнью искоренять греховность мира путем самооблагораживания, чтобы восстановилась первоначальная гармония, и все сефиры, проистекшие из бога, объединились в своем источнике. Такое возвращение к собственной первоначальной сущности связывается в Каббале с приходом Мессии. Таким образом, каждый еврей может и должен своим нравственным поведением приближать его приход.

Символом и предельным выражением мертвой греховной материи является голем. Гора глины, из которой он вылеплен, это богооставленный мир, который может оживать только тогда, когда наделяется частичкой божественной духовности, воплощенной в слове – тайном имени бога. Поэтому, в противовес богу-слову, голем нем и не способен ни на какой творческий акт. Своей мрачной немотой голем вселял священный ужас в благочестивых евреев из гетто, он как бы напоминал им о том, что человек − лишь маленькая копия всей системы мироздания, и его плоть также является противоположностью духовному началу и источником всякой греховности. Исход борьбы между материальной сущностью человека и его божественным началом – душой – зависит от его нравственного поведения и интенсивности духовной работы, которую он неустанно должен выполнять. Если греховная телесность одерживает верх, то человек становится своего рода големом, немым куском глины, воплощением мертвой материальной природы, у которого нет шансов на спасение после прихода мессии. И лишь постоянная работа духа делает человека восприимчивым к божественному слову, открываемому человеку в процессе благочестивого сосредоточенного умозрения. Таким образом, существование голема становится своего рода нравственным императивом, предписывающим модель поведения, необходимого для обретения человеком подлинной благочестивости.

Кто знает, может именно с такой целью рабби Иегуда и сотворил своего голема. Свято веря в то, что избавление еврейского народа от страданий – дело рук самого еврейского народа, заблудившегося в материальном мире и погрязшего в грехах, рабби создал вечное напоминание евреям о необходимости неустанной духовной работы и нравственного поведения. Голем, таким образом, − это темная бездуховная субстанция гетто, которое выступает, фактически, как образ всего материального мира.

Но однажды чуть было не случилось непоправимое: в ночь на субботу голем вдруг вышел из повиновения. Словно взбесившись, он стал бегать по улочкам еврейского квартала, разрушая все на своем пути и сея смерть. Жители гетто в ужасе разбегались от никому не подконтрольного исполина, пытаясь укрыться от слепой яростной стихии. Однако, хоть и с большим трудом, рабби Иегуде удалось вынуть шем с тайным именем бога изо рта голема, и тот в мгновение ока снова превратился в безжизненную груду глины. Тогда раввину окончательно стало ясно, насколько греховны и нелепы попытки человека подменить собой бога. Все, что сотворено человеком, извлечено им из небытия, обязательно должно иметь частичку человечности, некое экзистенциальное измерение, отсутствие которого неизбежно приводит к бунту творения против своего создателя, и может грозить ему гибелью. Человек очень легко теряет контроль над разбуженными им силами, и современная нам история дает новое материальное воплощение старой легенды о големе, наполняя ее актуальным для нас содержанием и бесспорным нравственным смыслом.

Может быть, его появления связаны с тем, что голем как напоминание людям о необходимости духовной работы и нравственного поведения еще не выполнил до конца свою функцию и не заставил людей умерить гордыню, тщеславие и устремленность в материальное, а потому сам мрачный дух гетто снова и снова сгущается, воплощаясь в призраке голема. Человечество и само ведет себя, как взбесившийся голем, непослушный своему творцу, и греховность непослушания первого человека – Адама, до сих пор тяжелым грузом лежит на всем человечестве, отодвигая приход Мессии в необозримое будущее.

История

Изначально Голем появился в Праге, в 16 веке, когда еврейский народ жил в очень тяжелых условиях. Населявшие чешскую столицу немцы и чехи всеми силами притесняли его. Евреи не имели права селиться за пределами своего гетто, нередко прозябали в нищете и тесноте.

Устав с болью смотреть на муки собственного народа, Верховный раввин Лев обратился с молитвой к небесам, ища заступничества у всесильного бога. И услышал ответ: он должен провести тайный ритуал, создать из глины Голема и доверить ему расправу над врагами.

что такое голем

Лев и его ближайшие приспешники сделали все, что было им велено: вылепили из глины фигуру, похожую на человеческую, оживили ее при помощи тайных знаний. Голем очень походил на человека, но отличался несколькими особенностями:

  • не обладал даром слова;
  • отличался поразительной физической силой;
  • имел цвет кожи коричневатого оттенка.

Чудовище успешно уничтожило врагов, держащих в страхе еврейское гетто, и выполняло функции защитника своих создателей на протяжении 13 лет.

Поэтому разбираясь, кто такой Голем, можно отметить – это защитник еврейского народа, созданный раввином и его друзьями и оживленный силой магических знаний.

Иные гипотезы

Есть и несколько иная версия того, кто такой Голем. Легенда повествует о том, что «черный человек» (так иногда именуют глиняного истукана) выполнял за своих создателей самую сложную работу. Исполнив свой долг, он обращался в пепел. Впервые создал его пражский раввин Махараль.

Эта легенда имеет более позднее происхождение и появилась в 17-м столетии.

Интересные факты о Големе

Рассмотрев, что такое Голем, предлагаем познакомиться с подборкой интересных фактов об этом мифическом создании:

  • В городе Познани ему установлен памятник. Скульптура располагается на аллее Кароля Марцинковского. Это довольно необычный монумент высотой более 2 метров, изображающий фигуру человека в движении. Благодаря использованию особого материала памятник светится в темноте.
  • Персонаж мифологии, Голем, стал героем одного из эпизодов фантастического сериала «Секретные материалы». Расследуя загадочное убийство подростков, Малдер и Скалли знакомятся с евреями, которые сохранили древние знания и стали использовать их для возмездия.
  • Аналогию с героем еврейских мифов применил и Квентин Тарантино в своей картине «Бесславные ублюдки».
  • Согласно легендам, Голем никогда не болел, не имел собственной воли и был обязан слепо подчиняться своему создателю.
  • Образ каменного истукана используется не только в литературе и кинематографе, но и в аниме, компьютерных играх.
  • Знаменитое чудовище Франкенштейна также можно считать разновидностью Големов, но только в качестве материала для его создания взяли не глину, а части человеческих тел. Призвать его к жизни смогла не мистическая сила, а наука.

Всем своим существом искусственное создание выражало, что человек не в силах заменить бога и при всем старании может создать лишь бездушное творение, не наделенное разумом и волей. Можно проследить аналогию – Господь создал Адама из глины и сумел вдохнуть в него жизнь. Люди же используют этот материал для создания бездушных истуканов, способных к действию, но лишенных сострадания. Судьба Голема во многом трагична: созданный волей оккультиста, пусть и с самыми благими побуждениями, он был направлен на выполнение сложных заданий, после чего уничтожался. Никому и в голову не приходило как-то скрасить его судьбу или проявить сочувствие.

Голем: глиняный защитник из Библии

Готический роман ужасов « Франкенштейн» - одна из самых известных историй, в которых человек пытается играть в бога, пытаясь создать живое существо. Подобная история о големе существует в еврейском фольклоре и легендах, хотя и с некоторыми очевидными различиями. Например, чудовище Франкенштейна обычно изображается, как объединение частей тела от трупов, в то время голем, сделан из глины. Кроме того, именно наука дала жизнь чудовищу Франкенштейна, в то время голем получил жизнь мистическим путем.

Голем в Библии

Слово «голем» встречается в Библии (Псалом 139: 16) и означает «бесформенная масса» или «незаконченная субстанция» на иврите. Согласно талмудической легенде, Адам был големом в течение первых 12 часов своего существования, указывая на то, что он был телом без души. В другой легенде пророк Иеремия, сделал голема. Некоторые полагают, что эти легенды о создании големов являются просто символическими по своей природе и могут относиться к духовному пробуждению человека.

Есть другие, которые буквально истолковывают истории голема и считают, что такое существо можно создать. В Сефер Йецира (что означает «Книга Творения») есть инструкции, относящиеся к созданию големов, и несколько раввинских комментариев к этой книге предоставили различные объяснения относительно того, как эти указания должны выполняться. В большинстве версий существо формируется в форме, напоминающей человека.

Как оживить голема?

Однако, есть несколько способов оживить голема. Например, в одной из версий голем может быть воплощен в жизнь, если его создатель будет ходить или танцевать вокруг, говоря слова из букв еврейского алфавита и тайного имени Бога. В другой версии буквы aleph , mem и tav (эти буквы объединяются, образуя слово emet , означающее «истина»), должны быть написаны на лбу голема, чтобы дать ему жизнь. Третий способ оживить голема - это написать имя Бога на пергаменте и воткнуть его в руку или рот.

Одна из самых известных историй о големах - это история раввина Иуды Лоу бен Безалеля, известного ученого-талмудика, еврейского мистика и философа. Считается, что этот раввин жил в конце 16- говека в Праге, которая тогда была частью Священной Римской империи. В это время Империей управлял Рудольф II. Хотя Рудольф был просвещенным императором, евреи Праги подвергались антисемитским нападкам. Чтобы защитить еврейский квартал, раввин создал голема. Поскольку голем обладал невероятной силой, он также помог физическим трудом в доме раввина и синагоге. Кроме того, голему было дано специальное ожерелье из оленьей кожи, украшенное мистическими знаками. Это ожерелье сделало голема невидимым. Другая версия этой истории гласит, что ненавидящий евреев священник пытался подстрекать христиан Праги к евреям около Пасхи весной 1580 года. В результате раввин Лоу создал голема для защиты своего народа во время пасхальной недели.

В то время, как созданию удается защитить евреев, история имеет далеко не счастливый конец. Голем становился все сильнее и сильнее, но он становился все более разрушительным. Вместо того, чтобы делать добрые дела, голем начал выходить из себя и угрожать невинным жизням. В результате рабби Лёв удалил имя Бога из создания, превратив его в безжизненную статую. Некоторые считают, что голем был спрятан раввином на чердаке его синагоги. Кроме того, вход на чердак был запрещен веками, а лестница на площадку убрана. Когда синагога была, наконец, исследована сотни лет спустя, не было никаких следов чего-либо, напоминающего голема.

Големы - такие выдающиеся фигуры в еврейских легендах. Они продолжают вдохновлять художников и писателей и по сей день. В течение, по крайней мере, последних двухсот лет эти существа проникли в живопись, скульптуру, иллюстрацию, а в последнее время – в видео и цифровую графику. У них все еще есть атмосфера очарования и волшебства, но они также напоминают нам о том, что значит быть человеком.

Современные взгляды

Рассмотрев, кто такой Голем, узнаем, как к нему относятся наши современники. Несмотря на весьма неправдоподобный сюжет легенды, многие пражские евреи по сей день верят в то, что некогда их народ оберегало глиняное чудовище. Считается, что каждые 33 года оно возрождается к жизни и вновь исчезает.

легенда о голем

Кто мог творить Големов?

Легенда о Големе гласит, что создать его может исключительно раввин, духовно богатый и просветленный человек. Причем двигать им должно не желание покарать собственных недругов, а стремление защитить весь еврейский народ от гонителей и угнетателей. Помыслы создателя должны быть абсолютно чисты, только в этом случае его глиняное творение обретет свою сверхчеловеческую мощь.

Големы. От Ветхого Завета до компьютерных игр


Всевозможных големов, наравне со многими другими персонажами, порожденными фольклором того или иного народа либо созданными фантазией мистически настроенных писателей, в настоящее время смело можно считать явлением современной культуры. Сегодня големы являются непременным атрибутом некоторых произведений жанра «фэнтези» и компьютерных игр. Трудно найти человека, который ничего не слышал бы о них, хотя представления многих наших современников порой весьма далеки от реальности. Многие считают их своеобразными «роботами», созданными с помощью черной магии. И даже Стругацкие в повести «Понедельник начинается в субботу», нисколько не смущаясь, пишут: «Голем – один из первых кибернетических роботов…»

Как мы увидим дальше, это не совсем верно: на древнюю легенду перенесены представления сегодняшнего дня.

Но где же первоисточник? Откуда людям вообще стало известно о големах, их свойствах способах создания?

Слово «голем» – одно из древнейших в мире, оно упоминается еще в Ветхом Завете. Там оно используется для обозначения какой-то эмбриональной или неполноценной субстанции. В XVI стихе 139-го Псалма слово «голем» употребляется в значении «зародыш», «эмбрион», либо «нечто бесформенное», «необработанное»: «Големом видели меня очи Твои».

В иудейском описании почасового сотворения мира «големом» именуется этап создания тела без души.

Для описания чего-либо неоформленного этот термин также используется и в Талмуде.

Предполагают, что данное слово происходит от gelem, означающего «сырой материал».

В средневековых текстах под «големом» часто понимается неодушевленное человеческое тело. А вот в некоторых иудейских текстах того времени данный термин используется уже как один из синонимов неразвитого человека. В современном иврите слово «голем» буквально означает «кокон», но может также означать «дурак», «глупый» или «тупой». В идише слово «голем» часто употребляется как жаргонное, в качестве оскорбления кого-то неуклюжего или медлительного. Более того, производное от него слово в качестве жаргонизма проникло и в современный русский язык. Вы, наверное, слышали его — это оскорбительное прилагательное «голимый».

Но основные представления о големах сложились в средние века, причем не сразу, а постепенно, пока не сложилась каноническая легенда, существующая в нескольких незначительно различающихся вариантах. Все этапы появления и эволюции этой легенды четко прослеживаются. В настоящее время историки и исследователи смогли придти к определенному консенсусу.

Чешский исследователь О. Элиаш дает понятию «голем» такое определение:

«Глиняная фигура человеческого образа, оживляемая мощью Слова в соответствии с традициями еврейской кабалистики».

Действительно, в ряде религиозных иудаистских текстов, в первую очередь каббалистических, говорится о принципиальной возможности сотворения Голема. Голем здесь — живое существо, созданное полностью из неодушевленной материи, у него отсутствует свобода выбора и принятия решений.

О том же рассказывается в Талмуде (Трактат Синедрион 38b), где утверждается, что даже Адам первоначально был создан как голем, когда пыль «замесили в бесформенный кусок». Считалось, что святые раввины, наиболее мудрые, морально чистые и незапятнанные, в конце жизни могли получить часть божественного знания и могущества. Именно они и могли создавать големов, более того, наличие у раввина такого слуги считалось знаком его особой мудрости и святости.

Големы. От Ветхого Завета до компьютерных игр

Но при этом всегда подчёркивалось, что все, созданное человеком, сколь бы святым он ни был, – лишь тень созданного Богом. И потому, например, големы неспособны были говорить и не обладали собственным разумом. Для выполнения задания им требовалась подробная инструкция, которую они выполняли буквально. Так что составлять такую инструкцию требовалось очень тщательно.

Для создания голема можно было использовать любую нерастительную материю: глину, воду, кровь. А для их оживления необходимо было следовать определенному магическому ритуалу, совершить который можно было только при особом расположении звезд. В создании голема должны участвовать 4 стихии и 4 темперамента. Одну стихию и один темперамент представляла сама глина, еще три – раввин и два его помощника.

Считалось, что големы были не единственными одушевлёнными созданиями, которые могли создать древние мудрецы. В XII веке в Вормсе вышел сборник комментариев к Книге Бытия на иврите, из которого в Европе узнали, что существует пять групп таких существ: оживленные мертвецы, «адские курицы» (создания из яиц), мандрагоры, гомункулы. В этом труде лишь говорится о принципиальной возможности создания гомункулов. А вот первые задокументированные опыты по его созданию были проведены в XIII веке испанским врачом Арнольдусом де Вилланове (автор «Салернского кодекса здоровья», между прочим).


Следующим известным учёным, проводившим эксперименты в этом направлении, стал Парацельс. Это уже XVI столетие.


Работы по созданию гомункулюсов приписываются также Мишелю Нострадамуса и графу Сен-Жермену.

Големы составляли пятый и высший класс подобных существ. Создавались они не в научных целях, а в качестве слуг. Первоначально бытовали представления, что големы являются «одноразовыми» созданиями: исполнив свое задание, они превращались в прах. В XVII веке появилась легенда о том, что созданный раввином голем возрождается к новой жизни каждые 33 года. Отголоски этой легенды слышны и в преданиях о Пражском Големе, который якобы оживает каждые 33 года, и тогда в гетто происходят ужасные события.

На следующем этапе во многих рассказах появились сведения о священных словах, которые способны поддерживать существование големов на протяжении достаточно долгого времени. Часто в качестве такой надписи фигурирует тайное имя Бога, которое нигде в святых Книгах не названо, но которое можно узнать после долгих и сложных каббалистических вычислений. Речь идёт о шеме (shem-ha-m-forash – Имя Неназываемого, или Тетраграмматон. Считалось, что помещенная на лбу или во рту голема табличка с шемом способна вдохнуть жизнь в мертвую материю.

Другим примером такого рода служит слово «Эмет» (истина»). Голема можно было вновь превратить в кусок глины, стерев первую букву слова «Эмет» – в результате получалось слово «Мет» («мертвый»). Иудейские тексты XIII века утверждают, что первый из созданных людьми големов был пророк Иеремия, который написал на глиняном лбу следующую формулу: JHWH ELOHIM EMETH, т.е. «Бог есть правда». Однако Голем вырвал у Иеремии нож и стер со своего лба одну из букв. Получилось – JHWH ELOHIM METH, то есть «Бог мертв». Эта легенда осуждает саму идею создания големов и утверждает, что, создавая Голема, человек порождает зло.

Согласно другим легендам, голема оживляло заклинание, написанное кровью владельца на пергаменте из телячьей кожи, который помещался в рот голема. Удаление этого пергамента обездвиживало и дезактивировало голема.

Существует множество легенд о големах, созданных в разных странах и в разное время. В XVI веке создание голема приписывали польскому раввину из Хелма Элайе бен Иуде. В это же время польским хасидом Юделем Розенбергом была разработана и подробно описана технология создания големов. В находящейся сейчас в составе Польши Познани родился Иегуда Лев бен Бецалель, о котором будет рассказано дальше. И уже в наше время поляки решили закрепить свой приоритет, поставив в Познани модернистскую скульптуру голема. Но автором стал скандально известный современный чешский скульптор, которому удалось своими работами кое-где испоганить прекрасный город Прагу и оскорбить память советских воинов-освободителей (за что в свое время был даже арестован), его имя я называть не буду:


Самым известным големом в истории все же был и остается Пражский, создание которого приписывается Иегуде Льву бен Бецалелю по прозвищу Махарал (аббревиатура от еврейских слов «самый почитаемый учитель и раввин»). Иегуда Лев бен Бецалель – фигура не легендарная, а вполне историческая. В средневековой Европе он был очень известен. С одной стороны, его знали как выдающегося еврейского мыслителя, с другой — как серьезного ученого математика, астронома, философа и педагога. Если в первой своей ипостаси он был известен в иудейских общинах Европы и за ее пределами, то во второй его известность выходила за пределы синагог. Родился он, как мы помним, в Познани в 1512 г. (по другим сведениям, в 1515, 1520 либо в 1525 г.), а 1573 г. переехал в Прагу, где вскоре стал верховным раввином. Дата его смерти известна точно: 22 августа 1609 года.

Могила Бен Бецалеля на старом еврейском кладбище Праги является центром притяжения и паломников, и любопытных со всего мира, независимо от веры и языков.


Бытует поверье, что если загадать желание и по древнему еврейскому обычаю положить на могилу знаменитого раввина камешек, оно исполнится. Но ничто в мире не дается даром: в Праге вам расскажут массу историй о слишком буквальном исполнении желаний, либо о дорогой цене, которую многим приходилось платить за незаслуженную награду. Среди прочих страшилок рассказывается история нашей молодой соотечественницы, которая в 80-х годах ХХ века якобы пожелала остаться в Праге любой ценой. В результате она получила назначение в пражскую редакцию журнала «Проблемы мира и социализма», но через 3 месяца умерла от рака. Однако вернемся в XVI век.

Иегуда Лев бен Бецалель прибыл в Прагу в золотое для города время. При императоре-мистике Рудольфе II Прага стала столицей Великой Римской Империи германской нации и одним из крупнейших европейских центров науки, искусства и философии.


В это же время Прага навсегда приобрела статус столицы европейского мистицизма. Император открыто покровительствовал алхимикам, астрологам и провидцам, а вот священнослужителей и монахов ко двору не допускал: дело в том, что один из астрологов предсказал Рудольфу смерть от руки монаха. Помимо прочего, Рудольф II прославился тем, что стал единственным монархом Европы, который не казнил ни одного алхимика или астролога. Однако во время правления Рудольфа II в Праге работали не только шарлатаны, но и такие известные ученые, как Джордано Бруно, Тихо Браге, Иоганн Кеплер. Об этом времени впоследствии было сложено множество легенд и преданий, одной из которых и стала легенда о Пражском Големе. Возникла она сравнительно поздно: о големе ничего не знали не только современники Иегуды Льва Бен Бецалеля, но не знал даже его правнук Нафтали Коэн, который в 1709 г. издал книгу о многочисленных чудесах прославленного раввина. В биографии нашего героя, вышедшей в 1718 г. также нет никаких сведений о созданном им големе. Но сама легенда о Пражском Големе уже появилась и начала оформляться именно в это время: евреи рассказывали ее по всей Чехии и Германии. Из этих устных рассказов она позже попала в один из сборников сказок братьев Гримм.

Близкий к каноническому текст истории Пражского Голема появился в 1847 году – в коллекции еврейских рассказов Galerie der Sippurim, изданной пражским издательством Wolf Pascheles. Дальнейшее развитие эта история получила в сборнике «Пражские тайны» (Сватек, 1868 г.), а затем в книге А. Ирасека «Старинные чешские сказания» (1894 г.). Наиболее подробный вариант легенды приводится в книге «Удивительные истории», которая была издана в 1910-1911 гг. во Львове. И уже после этого к развитию образа Голема присоединились многочисленные писатели, театральные и кинорежиссеры (первый фильм был снят уже в 1915 году), а затем и разработчики компьютерных игр.


Кадр из фильма «Пекарь императора. Император пекаря», 1951 г., ЧССР


Но мы вернемся к каноническому варианту легенды о Големе. Согласно наиболее ранним источникам, пражский раввин Иегуда Лев Бен Бецалель создал своего Голема в 1580 году. Существуют три версии причин создания Пражского Голема.

Согласно первой, наиболее приземленной, он был создан для помощи по хозяйству (так пишет А. Ирасек). Данная версия даёт основания полагать, что Пражский Голем был обладающим большой физической силой душевнобольным мужчиной, в свой дом Бецалель мог взять его из жалости или чтобы просто сэкономить и не платить ему обычной платы.

Вторая версия, самая «волшебная», утверждает, что Голем был создан Бецалелем для проверки своих магических знаний и навыков (И. Карасек из Львовиц). По этой версии, Голем и сам обладал нешуточными сверхъестественными способностями, например, мог становиться невидимым. Более того, с помощью трости своего господина он мог вызывать духов умерших. А вызывались духи не для баловства какого-нибудь, а чтобы свидетельствовать в суде. Да, средневековые пражские суды позволяли свидетельствовать мертвым свидетелям.

Третья версия, «героическая», сообщает, что Голем был создан для защиты гетто от антисемитских погромов (Х. Блох), и даже называет имя их организатора – некоего католического священника Тадеуша. Основываясь на данной версии и учитывая, что для соблюдения магического ритуала необходимо было дождаться определенного положения звезд, после чего выждать 7 дней, чешский исследователь Элиаш даже рассчитал точное время создания Голема. Он полагал, что Голем был создан в марте 1580 года: в 4 часа пополуночи в 20-й день месяца адара 5340 года по еврейскому календарю. Именно в это время и вплоть до 1590-91 гг. ситуация в еврейском квартале Праги действительно была неспокойной, и лишь после встречи Бецалеля с императором Рудольфом II на Граде в 1592 г. еврейское население получило защиту и покровительство от императора.


Все эти источники согласны с тем, что Пражский Голем Бецалелем был создан на берегу Влтавы из глины и выглядел как уродливый мужчина плотного телосложения с коричневой кожей, физически очень сильный, но неуклюжий и неповоротливый. На вид ему было около 30 лет. Вначале его рост составлял примерно 150 см, но затем голем стал увеличиваться и достиг гигантских размеров. Голем имел имя Йозеф или Йосиле. В доме раввина он занимался хозяйственной работой в доме и помогал при богослужениях.

Первые два источника сообщают, что перед наступлением ночи Иегуда Лев бен Бецалель вынимал шем, и голем замирал до утра, дожидаясь своей активации. Третий источник, настраивающий на «героической» версии, напротив, утверждает, что в ночное время Голем был стражем, охраняя ворота гетто.

Чем же закончилась история Голема? Имеются две версии легенды.

По первой из них, Голем взбунтовался против своего создателя и начал громить еврейский квартал, убивать его жителей. Именно этот трагический вариант присутствует в большинстве художественных обработок легенды. Версий причин бунта Голема также называется несколько. Чаще всего говорят, что Лев Бен Бецалель однажды вечером просто забыл вытащить изо рта Голема табличку с шемом. По другому варианту этой же версии легенды, раввин забыл дать Голему задание на день. В обоих случаях Голем стал действовать по собственной программе, которая для всего живого, в том числе для жителей гетто, оказалась губительной.

Существует романтическая версия легенды, согласно которой причиной бунта Голема стало неразделенное чувство к дочери раввина. Но подобная трактовка возникла лишь в художественных произведениях начала ХХ века и к собственно средневековым преданиям не имеет никакого отношения.

Героическая версия легенды утверждает, что никакого бунта Голема не было: Иегуда Лев Бен Бецалель перестал использовать его после того, как император Рудольф II гарантировал безопасность гетто и его обитателей. Раввин вынул у него изо рта шем, после чего с помощью учеников перенес глиняное тело на чердак Старо-Новой синагоги. Здесь был совершен тот же обряд, что и при сотворении, только в обратной последовательности, слова заклинаний также читались наоборот – и Голем вновь превратился в безжизненную каменную глыбу. Разрушать его Лев бен Бецалель все же не стал, возможно, рассчитывал когда-нибудь снова использовать его. Чтобы укрыть Голема от посторонних, его укрыли старыми книгами и богослужебными одеяниями.

С середины XIX века предпринимались неоднократные попытки найти тело Голема на чердаке Старо-Новой синагоги, но эти поиски, разумеется, оказались безрезультатными.


Но к тому времени рассказы о Големе уже настолько прочно вошли в «пражскую мифологию», что легенда получила свое продолжение. Одно из преданий утверждает, что Голем был найден и оживлен неким каменщиком, в руки которого случайно попал шем. Совладать с созданием ученого Иегуды Льва Бен Бецалеля простой каменщик, разумеется, не смог, Голем вышел из-под контроля, убил 7 человек, но был унесен белым голубем, спустившимся с неба.

Другая легенда говорит, что Голем был оживлен неким каббалистом Абрахамом Хаимом, после чего в еврейском гетто Праги началась чума. Когда заболели дети самого Хаима, тот понял, что прогневил Бога. Он похоронил Голема в чумной могиле на Виселичном верхе (ныне пражский район Грдлоржезы к востоку от Жижкова), и чума отступила.

Лестница, ведущая на чердак Старо-Новой синагоги с внешней стороны, уже давно убрана, чердак закрыт для широкой публики, и это обстоятельство интригует и волнует многочисленных туристов, посещающих старый еврейский квартал Праги.

В настоящее время сделанные из разных материалов фигурки голема являются популярным сувениром и продаются буквально на каждом углу Старого города Праги.

Разновидности Големов

Глиняный истукан – защитник еврейского народа – не единственный вариант того, что такое Голем. В различные времена в мистических текстах встречаются несколько вариаций этого чудовища:

  • Водный. Создан из обретшей форму жидкости, нередко обладает разумом.
  • Каменный. Внешним видом схож с ожившей каменной глыбой.
  • Огненный. Проживает в вулканах, обладает магическими способностями.
  • Земляной. Напоминает холм, предпочитает селиться на равнинах. Является менее агрессивным, чем все предыдущие.

Эти виды истуканов менее популярны, чем глиняный великан.

Образ в литературе

Персонаж Голем нередко использовался писателями в своих произведениях:

  • Австриец Густав Майринк создал роман «Голем», принесший ему известность. Сама легенда упоминается лишь мельком, основу же сюжета составляют сны главного героя, безымянного рассказчика.
  • Пьеса Артура Холичера с таким же наименованием увидела свет в 1908 году.
  • Станислав Лем, польский писатель и философ, опубликовал рассказ «Голем 16».
  • Упоминается глиняный человек в произведении «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких.
  • В романе Умберто Эко «Маятник Фуко» также есть фигура Голема.

Этот персонаж еврейской мифологии нередко фигурирует в произведениях современных фантастов как мощное оружие.

голем персонаж мифологии

Уничтожение первого Голема

Лев долгие годы держал под контролем свое создание, погружая его в сон во время своих визитов в синагогу. Но однажды постаревший раввин забыл это сделать, поэтому чудовище вырвалось из его дома и начало крушить все на своем пути. Испуганный еврей навсегда усыпил свое творение, а народ вновь оказался без защиты.

Безжизненное тело глиняного защитника было помещено на чердак синагоги, и долгие годы никто не отваживался заглянуть туда. Однако в 20-х годах прошлого столетия журналист, желая развенчать еврейскую легенду, сумел проникнуть в это место и увидел, что следов глиняного человека там нет.

Уничтожение Голема объясняют и иначе:

  • Второй вариант легенды гласит о том, что «бунт» великана удалось усмирить, но он выполнил свою работу, гонения на евреев прекратились, поэтому рабби Лев приказал Голему ложиться спать на чердаке синагоги, где и уничтожил его.
  • Есть и более романтическая версия. Голем, живя среди людей, постепенно начал обретать разум и осознавать себя. Он воспылал чувствами к прекрасной Мириам, дочери раввина. Девушка веселилась, называя его своим суженым, а глиняный человек всюду сопровождал ее, неловко круша все на своем пути. Отец попросил Мириам обездвижить Голема, и тот обратился в прах.

голем персонаж

Каждое из объяснений гибели Голема по-своему интересно и заслуживает права на существование.

Ритуал

Рассмотрим, как именно проходило оживление глиняного истукана. Помогали раввину Льву его верные приспешники:

  • Зять Ицхак бен Симеон, символизирующий огненную стихию.
  • Ученик рабби, Якоб бен Хайим Сассон, воплощавший в магическом ритуале стихию воды.

Сам рабби воплощал собой воздух, а их создание - Голем – стихию земли.

Предварительно все участники ритуала прошли процедуру очищения, суть которой до нас не дошла.

Голем – мифическое существо, в которое вдохнули жизнь, был создан так:

  • Сначала, непрерывно читая псалмы, мужчины вылепили из глины фигуру, поместив ее лицом вверх.
  • Потом они разместились у его ног, устремив взгляды в безжизненное лицо.
  • По велению Льва Ицхак семь раз обошел истукана, двигаясь справа налево, и произнес секретную фразу, после чего Голем стал красным, слово горя в ярком пламени.
  • Затем истукана также 7 раз обошел Яков, которому было доверено произнесение еще одного текста, по завершении этой части ритуала огненный блеск пропал, а по фигуре потекла жидкость. У Голема появились ногти и волосы.
  • Далее сам рабби обошел свое творение и вложил в его уста пергамент. По другой версии – шем, тайное имя бога.

После этого истукан ожил. Ему дали одежду, чтобы он ничем не отличался от человека, и пояснили задачу – защищать еврейский народ.

голем мифическое существо в которое вдохнули жизнь

Кто такой Голем: история, описание и интересные факты

Ответ на вопрос о том, кто такой Голем, можно сформулировать весьма просто – это создание из глины, наделенное магической силой. Наиболее часто Големов изготавливали, чтобы отомстить обидчикам. Это ведущий персонаж еврейской мифологии. Однако есть немало интересных легенд и фактов, с которыми предлагаем познакомиться.

кто такой голем

Особенности внешнего вида и поведения

Голем – это человекоподобный истукан, чаще всего из глины, оживленный благодаря тайному знанию. Поэтому выглядел он как грубоватая копия человека. Наиболее известный пражский Голем получил одежду и поэтому мало чем отличался от людей. Не зря рабби Лев привел его в свой дом и выдал за немого, случайно встреченного на улице. Внешней привлекательностью это создание не отличалось, скорее напоминало изуродованного человека примерно 30 лет.

По легенде, делать фигуру глиняного чудовища следовало не выше роста ребенка 10 лет, поскольку Голем очень быстро растет. При этом в пище он не нуждается, в состоянии выполнять любую физическую работу.

Какими-либо магическими способностями, помимо своей сверхсилы, глиняный истукан не обладал. То, что Голем, выйдя из повиновения, начинает крушить все на своем пути, свидетельствует о зле, заложенном в саму его натуру.

кто такой голем легенда

Происхождение слова

Что такое Голем, будет подробно рассмотрено ниже. А само слово ведет свое происхождение от «гелем», что на иврите значит «сырой материал без обработки», «глина». Есть и иная версия появления слова – от «бесформенный».

Читайте также: