Как выглядит факел в реальной жизни

Обновлено: 21.05.2024

В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино и многом другом. Подписывайтесь!

В нашем Pinterest только лучшие тексты об отношениях, спорте, кино, здоровье и многом другом. Подписывайтесь!

5. Хороший замок должен быть мрачным и неуютным

Главный зал Винтерфелла. Кадр из сериала «‎Игра престолов»

Взгляните на замки Семи Королевств. Винтерфелл Старков, Утёс Кастерли Ланнистеров, Драконий Камень Таргариенов — всё это мрачные и суровые строения, которые не располагают к тому, чтобы надолго в них поселиться. Более-менее светлыми и приятными можно назвать разве что Красный Замок в Королевской гавани да резиденцию Мартеллов в Дорне.

Но настоящее Средневековье вовсе не было таким тусклым и серым, как его подобие в якобы ‎реалистичном тёмном фэнтези. Люди тогда, как и сейчас, стремились украсить Greater Medieval Houses of England and Wales, 1300–1500: Volume 3 свои жилища и сделать их более комфортными.

Средневековые лорды предпочитали яркие цвета и разнообразные узоры. Мешанину из серого и чёрного в домах Старков, Таргариенов, Болтонов и Фреев они бы, наверное, нашли мрачной и депрессивной.

Стены комнат в реальных средневековых замках покрывались Greater Medieval Houses of England and Wales, 1300–1500: Volume 3 росписями, гобеленами, а иногда и обоями из ткани. Стены и потолки белили известью, потому что чем белее была комната, тем лучше она освещалась естественным светом из окна. С электроэнергией тогда была напряжёнка, поэтому приходилось идти на такие хитрости.

Сравните интерьер Винтерфелла с покоями Эдуарда I в лондонском Тауэре, в башне Medieval Palace Святого Томаса.

Так выглядит спальня маленькой девочки Арьи Старк из Винтерфелла. Кадр из сериала «‎Игра престолов»

Так выглядит спальня сурового мужика, у которого было своё королевство. Максимально точно реконструированные покои Эдуарда I Длинноногого в Тауэре, башня Святого Томаса над Воротами предателей. Изображение: Wikimedia Commons / Bernard Gagnon

На самом же деле в сериале замки показаны серыми и неуютными потому, что такими их ожидает увидеть зритель. В настоящих крепостях, покинутых людьми, за столетия гобелены и обои истлели, росписи на стенах выцвели, штукатурка осыпалась.

Поэтому, если вы отправитесь на экскурсию в нереставрированный форт, то увидите комнаты в нём именно такими мрачными, тёмными и нежилыми. Но это не значит, что они выглядели так, когда в них жили люди.

1. Из евнухов получаются отличные бойцы

Серый Червь и Безупречные. Кадр из сериала «‎Игра престолов»

В сериале королева Дейенерис Бурерождённая из дома Таргариенов обладает войском из 8 000 Безупречных. Это рабы-воины, которых с детства подвергали жестоким тренировкам и унизительному обращению и невероятно сурово воспитывали.

Но главная отличительная черта Безупречных в том, что все они кастрированы. Это сделано для того, чтобы воины не проявляли эмоций и были послушнее, а также не нуждались в женском внимании.

Однако в реальности примеров армий, набранных из евнухов, не было. Разве что иногда они служили штабными командирами.

Кастрированные люди лишены источника тестостерона Mooradian AD, Morley JE, Korenman SG. Biological actions of androgens , а это гормон, который необходим для нормального развития скелета, мышц и нервной системы. В реальной жизни Безупречные были бы нервными, обладали писклявыми голосами и страдали от лишнего веса, проблем с иммунитетом, а также быстро переутомлялись. У них были бы трудности с дисциплиной и самоконтролем.

Полный и медлительный интриган Варис куда лучше, чем Серый Червь, показывает, что из себя представляли настоящие евнухи.

Варис, Мастер над Шептунами. Кадр из сериала «‎Игра престолов»

Учитывая, что Безупречных с детства подвергали зверскому обращению и разным унижениям, удивительно, как лояльны они к своим владельцам. Например, реальные мамелюки и янычары тоже были невольниками, однако таких издевательств не терпели.

Более того, за право отдать ребёнка в янычары многие люди даже платили деньги, так как султаны хорошо заботились о своих рабах-воинах и давали им образование Balfour, Patrick; Kinross, Baron. The Ottoman Centuries: The Rise and Fall of the Turkish Empire . Они изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. А состарившимся или потерявшим боеспособность янычарам платили пенсии.

У них явно было больше причин хранить верность султану, чем у Безупречных своим мастерам. Просто удивительно, почему евнухи-воины не бунтовали.

Как работало ночное освещение в Средние века?

Сегодняшние люди уже давно и основательно обуздали ночь, в связи с появлением электрического освещения и его повсеместного распространения, но так было далеко не всегда. К примеру, ритмы жизни средневековых людей из самых разных частей Европы находились под сильнейшим влиянием ночи. Особенно сильна была проблема прихода ночной тьмы, лишавшей их зрения - одного из важнейших способов взаимодействия в традиционном обществе, в том числе и в любом средневековом. И чтобы восполнить острую нехватку естественного света ночью использовались различные виды освещения: от разных факелов до лучин и свечей.

Перед тем, как мы рассмотрим несколько видов освещения, важно отметить один момент: рассматриваемые виды освещения, а точнее их археологические останки, в своем большинстве, принадлежат высшим слоям общества, то есть аристократии и некоторым особо зажиточным бюргерам, хотя и крестьян вниманием мы не обойдем.
Первым и, наверное, самым очевидным способом является открытый огонь, который использовался не только для освещения в замках и домах, но и для согрева в холодные зимние и осенние дни или для приготовления разной пищи, в том числе различных похлебок, мяса, рыбы и т.п. Открытый огонь выступал главным источником света для всех средневековых светильников, что подтверждают многочисленные археологические раскопки, проведенные в средневековых замках, в результате которых находили кремни и огнеупорную сталь. Чтобы зажечь светильник, например факел, нужно было ударить огнеупорной сталью по куску кремня. Таким образом, образовавшиеся искры воспламенили трут, который затем порождал открытое пламя.

Другой вид средневекового освещения – факелы. Средневековые факелы часто представляются лишь как деревянные палки, завернутые в ткань и пропитанные смолой. Их крайне редко использовали в качестве светильника внутри помещений, но зажигали и помещали в держатели факелов, что позволяло освещать ночью даже большие комнаты в замке или в доме. Надо сказать, что именно привычный для современных обывателей вид факелов (простая палка, обмотанная тканью и пропитанная смолой) встречался редко, ведь такой факел горел от силы 10 – 30 минут, и поэтому уступал в практичности другому виду. Особенность этого факела заключалась в его большом размере палки, которую при желании можно было воткнуть в землю. Данный вид факелов представлен в нескольких прикрепленных ниже изображениях. Этот другой вид факела был гораздо более распространен, в силу того, что он горел значительно дольше, а также он был относительно дешев и мобилен. Главным же его недостатком было выделение большого количества едкого дыма. Порой же конструкция факелов была несколько сложнее, в чем можно убедиться, посмотрев одну из фотокарточек, прикрепленных к посту.

Сказав пару слов о факелах, нельзя не упомянуть об их гораздо более доступном и дешевом аналоге, лучинах. Их простота заключалась в том, что их можно было изготовить из разных доступных простому крестьянину материалов, к примеру, камыша или какой – либо другой травы, или же из смолистой древесины различной длины. Лучины делали из внутренней сердцевины мертвой травы или дерева (сосна, лиственницы, бука, липы и т.д.), в некоторых случаях даже обмакивали в жир или смолу, хотя при горении смола могла “взорваться” (плюнуть) так, что искры будут летать на расстоянии нескольких метров. Дешевизна и относительная простота изготовления лучин обуславливала их распространенность, хотя горели они недолго, всего около 10 минут горел, к примеру, кусок длиной в 20 см, в силу чего ее приходилось часто менять. Они могли быть как в виде тонких палочек, так и в виде плоских кусков смолистой древесины различной длины. Таким образом, лучина – весьма практичный и доступный способ освещения для средневекового человека, и крестьянина, в том числе.

Нельзя обойти стороной и два основных вида средневековых свечей: сальные и восковые. Вопреки некоторым предубеждениям, присутствие сальных свечей в большинстве средневековых замков подтверждается археологически, благодаря обнаруженным при раскопках неприметным сереньким черепкам для таких свечей, которые имеют диаметр 6 – 12 см и высоту 2- 4 см. У ободьев, имеющих внутренние канавки, присутствовал защемленный носик, что прямо указывает на то, что это были подставки для сальных свечей. Сальная свеча состояла из вышеупомянутой лампады и жира крупного рогатого ската (или масла), а также фитиля, состоящего из хлопка или льна. Когда фитиль поджигали, жир, впитавшийся в фитиль, таял и горел. Одним из преимуществ сальных ламп помимо дешевого топлива, была возможность переносить их из комнаты в комнату. В стенах замков нередко были ниши для таких светильников. Материал для подставки сальных свечей обычно изготавливался из керамики, крайне редко применялось железо. Принимая в расчет, что бесчисленные остатки таких лампад были обнаружены на археологических раскопках в разных частях Европы, мы можем сделать осторожный вывод о том, что сальные свечи широко использовались в Западной Европе (возможно, и в Восточной тоже) с XI по XIV вв., и являлись при этом наиболее распространенной формой именно внутреннего искусственного освещения. Хотя, в сельской местности такие сальные лампы крайне редко находят, и даже иконографические источники дают крайне мало свидетельств о них. Сальные свечи хорошо служили владельцам, хотя и имели ряд серьезных недостатков, несмотря на свою относительную дешевизну: сало имеет очень низкую температуру плавления, и поэтому она быстро тает, а также такие свечи весьма хрупкие, что влечет за собой определенные неудобства.

Восковые свечи были признаком состоятельности их владельца, благодаря своей высокой цене и особой ценности. Их использовали лишь по особым случаям, ведь воск, как было отмечено выше, был драгоценен и предназначался для уплаты церковной десятины. Именно восковые свечи использовались в церковных службах.
Вскользь упомянув лампады, нельзя пройти мимо средневековых фонарей. Их конструкция была довольно примитивной, она состояла из цилиндра (либо из дерева, либо из металла) с узкими щелями, в который вставлялась свеча, защищающий её от ветра. В особо дорогих фонарях, использовались хрустальные стекла или слюдяные. Такие фонари были достаточно удобными для переноски, и иногда их использовали для освещения входа в дом.

Теперь же перейдем к их конкретно ночному использованию. Здесь надо отметить, что особое использованием искусственного света ночью не может быть обнаружено археологически, но может быть обнаружено с помощью письменных источников. Свеча, горящая в качестве ночника в спальне, упоминается несколько раз в “Парцифале” Вольфрама. В качестве еще одного примера, можно упомянуть, что Устав св. Бенедикта предписывал монахам при сне в, общей спальне, дормитории обязательно зажигать лампады, чтобы они освещали дормиторий, пускай и довольно тускло. Видимо с этим правилом монашеской жизни, связана традиция использования свечей в лампадах в качестве ночников в спальнях аристократов, ведь более бедные слои населения не могли позволить себе такое, и им приходилось довольствоваться простым очагом открытого огня, и не более.

3. «Скорпион» стреляет как зенитное орудие

Рейгаль подбит Эуроном. Фрагмент сериала «‎Игра престолов»

Помните, как лихо сбил Эурон Грейджой дракона Рейгаля в финальном сезоне сериала? Дейенерис преспокойно летела на Дрогоне, Рейгаль парил рядом, и тут неожиданная стрела из «Скорпиона‎» подбила несчастную рептилию. Королева драконов, замерев от ужаса и неожиданности, наблюдала, как её пронзённый питомец падает в море, когда из-за скал внезапно выплыл огромный флот Эурона.

Они метали свои снаряды примерно на 200 метров, что неплохо, когда пытаешься пробить брешь в строю наступающих пехотинцев со щитами, но явно маловато для сбивания драконов.

Камнемётные баллисты также стреляли примерно на 300 метров и без длительной пристрелки были не очень меткими. А вот осадные арбалеты били дальше, но для потопления кораблей, как это делал Эурон, их мощи было явно маловато. Да и перезаряжать их приходилось долго, поскольку натягивать тетиву тяжелее, чем это представляют создатели сериала.

Эурон наводит «‎Скорпиона». Кадр из сериала «‎Игра престолов»

На подготовку выстрела из типичной баллисты или катапульты уходило от 15 минут до часа, плюс к этому примерно каждые 10–15 выстрелов приходилось Устрашали не одним видом… менять тетиву.

В общем, ни Эурон, ни Бронн со своими «Скорпионами» не причинили бы дракону никакого вреда. Да и у Барда из фильма «‎Хоббит: Битва пяти воинств» шансы против Смауга были более чем сомнительными.

Как сделать факел? Простой и сердитый рецепт для всех!

Как сделать факел? Каждый из вас задавался этим вопросом в детстве, мечтая о приключениях или в более старших возрастах, забыв ночью фонарик. Факел это дешево, сердито и очень зрелищно!

Главная суть факела в том, что гореть должна не палка, а то, что на нее намотали. Теперь вы знаете больше чем 90% людей о факелах! Идем дальше?)

Смотрите нам нужна палка и наполнитель. Из наполнителя подойдет любая веревка натурального происхождения, либо ткань. Наматываем ткань на палку и плотно ее фиксируем.(действительно плотно) Либо прикручиваем пару саморезов,либо надеваем железный ободок. Нужно плотное прижатие.

Теперь окунаем наш факел в растительное масло(любое) и держим наш факел там около 2-3 часов. Теперь факел почти готов. Можно сделать снизу чащу, чтобы ничего не капало вам на руки, но это уже по желанию.

По сути, на данном этапе уже можно зажечь всем по взрослому ,однако есть еще один тайный рецепт.

Берем керосин, резиновый клей на основе каучука и жидкое мыло. Керосин и клей смешиваем 1 к 1, добавляем немного мыла. Все это взбалтываем и наносим на факел. Гореть будет знатно!

Длинна жизни одного запала где-то 70 минут, так что нужно всегда иметь при себе запаску! Аккуратно со смесью, это почти греческий огонь! Тушить очень тяжело, может загореться даже под водой!

4. Тысяча кораблей — необходимый минимум для уважающего себя мореплавателя

Кстати, раз уж мы вспомнили об истребителе драконов Эуроне Грейджое, нелишним будет упомянуть и его флот. В сериале, когда героя избирают королём на вече, он первым же приказом велит вырубить все деревья на Железных островах и построить тысячу кораблей. Именно на них он нападает на суда Яры и Дейенерис и защищает Королевскую гавань.

Тысяча кораблей — звучит здорово. Но есть одна маленькая проблема.

На создание 30-метрового драккара у викингов, послуживших прототипом железнорождённых, в среднем уходило Viking ship lands in Ireland after nearly 1,000 yrs по 300 дубовых стволов, не считая 7 000 железных гвоздей и заклёпок, 600 литров смолы и 2 километра канатов. И то это минимальные числа, поскольку корабли Эурона с двойными палубами выглядят больше, чем драккары.

Мартин не раз упоминал Железные острова в книгах, что разбойничают железнорождённые не от хорошей жизни, поскольку на их родине каменистая почва, на которой не растёт ничего полезного. Откуда у них там взялось 3 000 000 деревьев? На севере Европы, где жили викинги, с лесами был полный порядок, но вот у железнорождённых явно есть определённая нехватка древесины. В этом, кстати, сам Эурон признаётся Прибытие Эурона Грейджоя .

Вам плевать на Железные острова. Там нет ничего, кроме камней, птичьего дерьма и кучи очень некрасивых людей.

И да, тысяча кораблей — это как-то многовато для средневекового лорда, который только называется королём. Например, Испанская непобедимая армада насчитывала где-то 130 судов, а сражавшийся с ней Британский флот — 227 кораблей.

Железные острова. Кадр из сериала «‎Игра престолов»

В книгах, кстати, Железный флот, которым командовал Виктарион Грейджой брат Эурона Виктарион Грейджой, состоял всего из 99 кораблей. И многие из них были захваченными торговыми судами, переоборудованными для боя.

2. Любой приличный замок следует освещать факелами

Тирион в подземелье с драконами Дейенерис. Фрагмент сериала «‎Игра престолов»

Создатели фильмов и сериалов в жанре фэнтези просто обожают факелы. В любом замке — неважно, в башне или подземелье — они горят на каждом шагу. Факелы торчат в подставках на стенах, герои носят факелы в руках.

В настоящем же Средневековье факелы не особо часто использовали для освещения домов. Причин две. Во-первых, они горят недолго, всего около часа. А во-вторых, от них слишком много дыма, мешающего дышать.

Это очень расточительный и при этом неудобный источник света.

Вместо факелов применялись Lighting The Ancient World фонари, в которых горели тростинки, пропитанные жиром, масляные лампы, лучины или сальные свечи (последние, впрочем, были дороги и доступны только богачам). Металлические или глиняные лампы куда долговечнее факелов и создают меньшую угрозу пожара. Их и использовали европейцы в Средневековье, а ещё раньше — египтяне и римляне.

Реплика античной римской масляной лампы с христианским символом. Не такая эффектная, как факел, но более практичная. Изображение: Wikimedia Commons / Rama

Массово факелы жгли The Mass: A Study of the Roman Liturgy разве что во время шествий при католических богослужениях. Поэтому персонажи «‎Игры престолов», хватающиеся за факел каждый раз, когда спускаются в тёмный подвал, выглядят несколько нелепо.

6. Орда дикарей — сильное войско

Дотракийцы идут в атаку. Кадр из сериала «‎Игра престолов»

Дотракийцы Дотракийцы , воины-кочевники с Востока, не самые приятные личности. Они не имеют никаких законов и общественной организации, подчиняясь только сильному. У них нет ни письменности, ни ремёсел, ни сельского хозяйства (кроме коневодства). Они презирают науки и всё, что им нужно, добывают разбоем. Им не свойственны такие чувства, как благодарность и признательность, поэтому в их языке даже нет слова «‎спасибо».

В сериале, как и в книгах, дотракийцы считаются невероятно сильными воинами, которые способны захватить Семь Королевств. Именно для того, чтобы получить их помощь, Визерис заключает союз с Дрого и выдаёт за него замуж свою сестру Дейенерис. Однако существуй такой народ в нашем мире, вряд ли бы он смог кого-нибудь поработить. Дотракийцы сильны против мирного овечьего народа, но при встрече с настоящей армией им бы не поздоровилось.

Конница проходит сквозь пехоту, как моча сквозь снег.

Дотракийцы не носят доспехов, считая их облачением для трусов, а следовательно, представляют собой отличные мишени для луков и копий врага. У них проблемы с дисциплиной и отсутствует воинская организация.

В их орде нет командиров, за исключением кхала и нескольких его кровных всадников Кровные всадники , но такого командования явно недостаточно, чтобы эффективно управлять десятками тысяч наездников. Дотракийцы Великий Жеребец часто ссорятся между собой и не имеют законов, ограничивающих убийства: без кровопролитий им скучно.

Но главная проблема — их военная тактика. Во всех эпизодах сериала они демонстрировали одно и то же: налетали верхом толпой на врага и бились с ним врукопашную, стараясь задавить числом.

Этот приём не помог бы против пехоты, ощетинившейся пиками. Пикинёры вполне эффективно сражались против всадников. Именно они, а не огнестрельное оружие, как многие полагают, положили конец От изобретения огнестрельного оружия до Фридриха Великого эпохе конных рыцарей. А уж если пехота поставит перед своим строем рогатки и к сражению присоединятся стрелки Misconceptions About the Middle Ages с длинными луками, шансы на победу дотракийцев упадут ещё ниже.

Конница убивает пехоту. Кадр из сериала «‎Игра престолов»

Пехота расправляется с конницей. Batalla de Rocroi (1643), Augusto Ferrer-Dalmau. Изображение: Wikimedia Commons / Soerfm

Дейенерис следовало бы оставить конников в Эссосе и воевать, используя одних драконов: расходов меньше, пользы больше. Кстати, Джордж Мартин явно что-то слышал о возможностях пехоты. Он упоминает Дотракийцы , что как-то раз 3 000 Безупречных в упорной схватке остановили 20 000 наездников.

И дотракийцы не имеют ничего общего с монголами, захватившими полмира, кроме кочевого образа жизни. Ведь у последних была отменная организация, выучка и дисциплина. Их армия делилась Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии на арбаны (десятки), джагуны (сотни), минганы (тысячи) и тумены (десять тысяч) со своими командирами и строгой субординацией.

Им бы в голову не пришло бросаться в самоубийственные атаки, как делают это дотракийцы.

Вместо этого монголы часами обстреливали противника из луков, изматывая его, и активно маневрировали.

Монгольские лучники, по крайней мере, носили одежду. Китайская миниатюра, династия Мин. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Изображение: Wikimedia Commons

У монголов также были военные разведчики и осадные орудия. Команды армии отдавались с помощью фонарей и флагов. В отличие от полуголых табунщиков из «‎Игры престолов», они имели и доспехи, и логистику, и ремёсла, и законодательство, и письменность, и валюту, и даже почту.

Вряд ли бы дотракийцы создали что-то, хоть отдалённо напоминающее Монгольскую империю. Так что лучше бы дикарям и дальше оставаться в Травяном море и грабить овцепасов.

7. Пытки и отрубленные головы — обычное зрелище в Средневековье

Обезглавливание Эддарда Старка. Кадр из сериала «‎Игра престолов»

Поскольку в «‎Игре престолов» и прочих произведениях в жанре «тёмного» фэнтези‎ полно кровавых и жестоких сцен, многие считают, что в реальном Средневековье пытки и казни применялись по любому поводу. Любое преступление — от препирательства с королевскими стражниками до кражи курицы — якобы наказывалось смертью либо увечьями. Да такими, что самому Рамси Болтону стало бы нехорошо.

Но на самом деле смертная казнь на городских площадях была не так уж распространена в те времена. К ней приговаривали Crime in Medieval Europe только за самые серьёзные преступления: убийство, государственную измену или поджог.

Самым распространённым видом смертной казни было банальное повешенье.

Причина проста: это дёшево. Сожжение на костре было редкостью вплоть до XV века — так расправлялись в основном с еретиками.

За более мелкие правонарушения обычно приговаривали к публичному унижению у позорного столба или денежному штрафу. Штрафы и конфискации были, пожалуй, самым частым наказанием. Рецидивиста, который с первого раза не понял, что нарушение закона имеет последствия, могли изгнать из общины.

В «‎Игре престолов» судами занимаются лорды и иногда сам король, но в настоящем Средневековье для этих целей имелись судьи, чтобы благородные особы лишний раз не утруждались. Право и юриспруденция были важными дисциплинами в университетах того времени.

Обезглавливание лорда Гийома Санса, хроники Жана Фруассара, Фландрия, Брюгге, XV век. Изображение: Wikimedia Commons

Обезглавливание в основном применялось к знатным особам, что верно отражено в сериале. Но палачи не носили чёрных масок, как Илин Пейн, и стереотипных красных капюшонов тоже. Если вы взглянете на средневековые изображения Why did Medieval executioners wear masks? палачей, то заметите, что они не скрывали лиц.

И, кстати, отрубить голову человеку даже большим мечом не всегда получалось с первого раза. Если палачу не удавалось убить приговорённого с трёх ударов, жертву оставляли истекать кровью. Эддарду Старку, считай, повезло.

Как выглядит факел в реальной жизни

ShulkerBox | r/Minecraft | Майнкрафт Реддит

ShulkerBox | r/Minecraft | Майнкрафт Реддит

ShulkerBox | r/Minecraft | Майнкрафт Реддит запись закреплена

"Я сделал работающий факел в реальной жизни. Что вы думаете об этом?"
правдоподобный фотошоп, но нас не обманешь. проще быть редактором фото, чем электриком, и ты это знаешь, маленький врун

Арсений Шмойлов


Арсений Шмойлов

Данила Прантолов


Данила Прантолов

Нарудин Давудов

Для меня легче заставить его светиться от эл-ва чем ебаться в Фотошопе

Максим Петров


Максим Петров

Нарудин, мне тоже так кажется, так как в Фотошопе ничего делать не умею, а разные штуки с моторчиками и светодиодами-легко

Нарудин Давудов

Иван Дубицкий


Иван Дубицкий

А где он, блин, сказал, что это именно настоящий факел? В оригинале сказано только про то, что он сделал факел, необязательно же только с помощью лампочки

8. Замку нужны стены, чтобы смотреться эпичнее

В «‎Игре престолов» замки по большей части бесполезны. Они нужны в качестве декораций, чтобы герои, прогуливаясь по башням, галереям и стенам, могли порассуждать о судьбах Семи Королевств. А когда наступит время сражаться, персонажи выйдут из-за ворот и будут биться с неприятелем в чистом поле. Замок же скромно постоит на заднем фоне.

Настоящие средневековые замки пусть и выглядели не так внушительно, как постройки в сериале, зато были куда полезнее. Окружённые стенами с бойницами строения были практически неприступны вплоть до изобретения пороховой артиллерии. Даже небольшой гарнизон мог отражать атаки месяцами, хватило бы припасов. Неудивительно, что большинство замков Средневековья брались Castles in Context: Power, Symbolism and Landscape, 1066 to 1500 не лобовым штурмом, а измором.

В «‎Игре престолов» же замки по прямому назначению не используются.

Джон и Дейенерис в бою с Королём Ночи выставили войска в чистом поле вместо того, чтобы разместить их на стенах Винтерфелла. В Битве бастардов Рамси Болтон совершил ровно ту же ошибку, никак не воспользовавшись укреплениями замка. А Безупречные взяли Утёс Кастерли, просто подбежав к стенам и поднявшись по приставленным лестницам. Ни ливня стрел, ни кипящей смолы и камней, не говоря уж о необходимости форсировать рвы.

Штурм Утёса Кастерли. Кадр из сериала «‎Игра престолов»

Если бы крепости было так легко брать, стали бы каменщики Средневековья тратить годы и десятилетия, чтобы их строить?

Читайте также: