Как выглядит админ в реальной жизни

Обновлено: 25.06.2024

Так получилось, что эту весну я провёл в поисках/собеседованиях людей аж на четыре вакансии, связанные с системным администрированием. Я пообщался с несколькими десятками людей и заметил характерные ошибки и проблемы, с которыми они сталкиваются. Излагаю то, что заметил, а так же свои мысли, как эти проблемы решить.

scope: начинающие системные администраторы, помощники системных администраторов и т.д. Опытным администраторам, а так же тем, кто имеет вполне конкретную специализацию будет если и интересно, то бесполезно.

Примерная структура цикла статей — я опишу то, как мне видится профессия системного администратора, разберу текущее отношение к профессии со стороны работодателя, потом попробую дать общую информацию о том, с чего начинать и куда двигаться дальше.

Какие бывают системные администраторы?

Если очень огрублять, сисдамины бывают со специализацией, и без специализации. Обычно карьеру начинают без специализации, потом имеют несколько «загнувшихся» веток развития и одну-две-три, в которой проходит дальнейшая жизнь (классические «билды» персонажей в RPG очень хорошо соответствуют этому). Сисадмин без специализации — эникейщик-переросток (я этот тезис разберу чуть ниже). Однако, востребованность сисадмина узкой специализации ниже (если считать в штуках вакансий), чем сисадминов универсалов (этот тезис я тоже раскрою ниже). Однако, при меньшем количестве вакансий, реальная потребность в квалифицированных специалистах много выше, чем есть самих специалистов, то есть чем выше квалификация, тем меньше конкуренция. В какой-то момент у вас будет лежать несколько предложений от разных компаний, хоть вы и не планируете уходить из текущей.

(Забегая чуть вперёд — чем выше квалификация, тем дольше ищется новая работа, для топового спеца искать работу пол-года — это вполне нормально. Характерно это не только для админов, но и для других профессий с высокой ответственностью и узкой специализацией).

Что именно делает сисадмин

— «Системный администратор» — звучит в духе «оператор ЭВМ». Стариной отдает, нет?

— Когда-то в советской номенклатуре была должность «программист». Она включала в себя и администратора, и оператора ЭВМ, и программиста — все в едином ключе. Потом должности разделились, но в некоторых организациях, особенно государственных, все осталось по-старому.


— Чем конкретно занимается системный администратор? Мышка не работает, интернет пропал — это к вам?

— В маленьких компаниях сисадмин и лампочки вворачивает, и занимается вообще всем, что работает от сети, иногда даже той, которая на 220 В. От телефонов-факсов, шредеров и заправки принтеров до поддержания ПО, работоспособности компьютеров и периферии.

А в больших фирмах, конечно, все по-другому: есть отделы системных администраторов, сетевых администраторов, технической поддержки и безопасности. Сейчас сисадмины у нас занимаются более узкими направлениями, обеспечивая работоспособность инфраструктуры компании.


— Давняя шутка: хороший сисадмин сидит без дела, потому что у него уже все настроено и работает. В реальности тоже так?

— Шутка действительно старая, из 90-х. Когда-то на самом деле такое было. Сети простые, пользователи работали без домена, поэтому оставалось только обеспечить работоспособность техники и сети. Если все настроено, отлажено и изначально правильно сделано, хороший системный администратор сидел и пил кофе.

— Сейчас по-другому?

— В компаниях с численностью за тысячу человек так не бывает. Каждое мгновение есть чем заняться: внедрение новых решений, модернизация текущих конфигураций, постоянный контроль.

Кому нужны сисадмины?

Поскольку сисадмин — профессия, то за неё платят деньги. Деньги обычно платят компании сотрудникам. Значит, компаниям нужны сисадмины.

Итак, в соответствии с вышеприведённой классификацией есть два важных типа работодателей — профильные и непрофильные.

Начнём с непрофильных. Непрофильный работодатель — это компания, которая НЕ занимается IT, или занимается ею в далёкой от сисадмина области. Яркие «антиподы» IT-шности: туристические агенства, компании, работающие с недвижимостью, автодиллеры и т.д. Для них администратор — это такой «электрик/завхоз по компьютерам». Им не нужна сложная инфраструктура, они знать не знают про то, что делают сисадмины, что там есть сложного и что простого. Они не могут проконтролировать качество работы сисадмина, а единственным признаком его успешности является «работает» или «нет». Точный уровень развития компании очень сильно варьируется и может сводиться к «настроить принтеры и аську» до сопровождения довольно экзотических программ (этим особо страдают медицинские учреждения). В любом случае, айтишная сложность их конфигурации чаще всего минимальная, и говорить про реальное «хозяйство» сисадмина не приходится.

Отдельно нужно упомянуть компании с высокой степенью айтизации не-айтишного бизнеса. (Яркий пример — торговые сети, банки). Чаще всего в такой компании таки есть человек, который способен оценить качество работы и сложность решения, он же обычно способен говорить с сисадмином на нормальном языке, а не изъясняться птичьими словами про «не работает интернет», «процессор под столом пищит» и т.д. Однако, не смотря на возможную сложность конфигурации, она вполне ограничена бюджетом и потребностями компании, и обычно не требует выходить за рамки минимума для работы. Потребности IT-отдела воспринимаются как чистая обуза, которую нужно на этом самом птичьем языке отстаивать.

Второй тип работодателей, это профильные компании. Большинство крупных интернет-сайтов являются такими, к таковым же относятся хостеры, дата-центры (если они занимаются чем-то, кроме аренды юнитов/dedicated), компании, у которых бизнес завязан на компьютерные технологии (сотовые компании, процессинговые центры). Заметим, что у профильных компаний так же бывают непрофильные администраторы (которые занимаются обслуживанием рабочих мест в back-office'е), при трудоустройстве нужно точно для себя выяснить, чем именно вы будете заниматься.

Такие компании обычно ищут себе сотрудников «под задачи», то есть им нужен человек, который может заняться какой-то областью их деятельности.

Важной особенностью профильных компаний является конструктивность того, что вы делаете. Вы больше не «электрик по компьютерам», вы человек, который определяет как хорошо будет работать основной инструмент бизнеса компании. Здесь обычно нет понятия «потолка технологий», или птичьего языка.

Расходы

Мы с женой и нашей годовалой дочкой живем у ее отца. Он пенсионер, но работает. Оплачивает коммуналку и время от времени покупает продукты. Жена в отпуске по уходу за ребенком, получает мизерное пособие.

Уже больше года я веду учет личных финансов в программе и с довольно большой точностью представляю все свои траты. К сожалению, более 50% денег уходит на еду и хозтовары: жить в московском регионе дорого. Еще около 15% тратим на ребенка: здесь и еда, и памперсы, и одежда, и медицинские услуги. 20% уходит на все остальные траты: транспорт, телефон, интернет, одежда, лекарства и т. д. И 15% — около 10 тысяч рублей — откладываю в копилку.

Кто такой системный администратор-универсал?

На самом деле такой профессии не существует. Так сложилось, что многие компании хотят иметь в штате человека, который будет отвечать «за всё компьютерное». Обычно это непрофильные компании. Причём хотят они одного-двух, а не три десятка сертифицированных специалистов. (Для тех, кто хочет рассказать про своё блестящее настоящее в лице администратора Oracle и т.д. — повторю, речь про ситуацию на рынке). Отсюда простое правило: от вас будут хотеть всего сразу же. Причём, в будущем вы обнаружите, что поверхностные знания обо всём не особо ценятся. Однако, такие рабочие места — отличное место для начала — вы можете попробовать всё и понять, что вам нравится больше всего.

Таким образом имеется явное противоречие между работой начинающего системного администратора (точнее, теми требованиями, которые к нему предъявляют) и дальнейшим карьерным ростом. Это противоречие появляется не сразу же, а через некоторое время, когда человек осваивается с работой.

Впрочем, вернёмся к работе системного администратора. Вот список областей, с которыми чаще всего сталкивается системный администратор. Обратите внимание — эти области сильно выходят за рамки разумного, но — см. выше, от вас хотят всего, сразу, и желательно за малые деньги:

Обычный рабочий день

Моя работа подчиняется ритмам компании. Летом нагрузок почти нет, а вот зимой у нас авралы. Среднестатистический день выглядит приблизительно так. Если в целом все спокойно, то можно и опоздать на полчаса: как правило, никто не против. Но если задач много или запланированы какие-то работы, требующие отключения серверов и сервисов, то приходится приезжать за полчаса — час до официального начала рабочего дня.

Питаюсь вкуснейшими сэндвичами, которые мне делает жена. Ем их прямо на рабочем месте. Это удобно, дешево, никому не мешаю запахами еды, можно есть без отрыва от производства

Потом занимаюсь обычной текучкой: оказываю техподдержку пользователям, общаюсь с программистами и коллегами из других территориальных подразделений. Если и в этом направлении все спокойно и заявок нет, то проверяю работу серверов, сети, выполняю всякие регламентные операции.

Если время еще осталось, то можно заняться самообучением. Я люблю проводить всякие эксперименты, делать тестовые сервисы на виртуальных машинах и изучать их возможности или просто читать матчасть.

Еще всегда есть несрочные и глобальные задачи, которые направлены на улучшение инфраструктуры, однако их решение требует много времени, анализа, изучения теории. Например, наведение порядка в файловом хранилище. Все это полезно, интересно, но вместе с тем ресурсозатратно и некритично для бизнеса. Поэтому такими вещами можно заниматься, только когда вся остальная работа сделана.

Ну и, в конце концов, я тоже человек, поэтому, конечно же, позволяю себе время от времени побездельничать: поболтать с коллегами или заняться личными делами. Вот так и проходит обычный день. Если не запланировано каких-либо технических работ и ничего внезапно не сломалось, то после шести часов можно идти домой. Но когда нужно, остаюсь и занимаюсь проблемой до победного.

Экономия

И моя семья, и семья жены всегда жили небогато, поэтому экономия у нас в крови. Мы не умеем транжирить. К тому же, учитывая, какая сейчас жизнь, не экономить нельзя. Моя жена умеет шить и вязать и сама делает одежду ребенку. Выходит значительно дешевле, чем покупать в детских магазинах. Еще часто покупаем на «Алиэкспрессе». Одежду и продукты берем со скидками и стараемся не покупать ненужные вещи.

Экономить помогает и автомобиль — без него транспортная статья значительно раздулась бы. Одни только еженедельные поездки за продуктами чего стоят: на себе не унесешь, на такси дорого, а на общественном транспорте просто нереально.

Что подразумевают под системным администрированием?

Подводя итог: невозможно быть не то, что профессионалом, но хотя бы более-менее хорошо знать всё это. Но знать надо. Именно на этом противоречии и строится карьера начинающего администратора.

Будущее

Мне кажется, что мое будущее будет наверняка связано со сферой ИТ . Не могу себе представить, что бизнесу вдруг станут не нужны информационные технологии или что их внедрение и эксплуатация станут настолько простыми, что отпадет надобность в сисадминах. Поэтому за свое будущее я спокоен. Возможно, поменяются методы работы, исчезнут старые инструменты, появятся новые, но суть останется той же.

Естественно, я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Особенно когда у меня стало получаться учиться не только за свой счет, но и за счет работодателя — грех этим не воспользоваться. Тем более расти мне еще есть куда. А вот с направлением я еще не определился. Сейчас меня привлекает виртуализация и администрирование серверов. Но скоро я начну обучение сетевым технологиям, — может, меня заинтересует и это направление.

Также с завистью посматриваю на высоконагруженные веб-серверы и базы данных на Линуксе. Хотя пока мне это кажется сложным, но там крутятся зарплаты вдвое больше моей нынешней. В любом случае, какое бы направление я ни выбрал, мое развитие будет только повышать мою стоимость на рынке.

Случай

Однажды организация, в которой я когда-то работал, столкнулась с проблемой. После переезда офиса на новое место отказался работать один из внешних каналов обмена данными с одной из госорганизаций. Я тогда хоть и был официально админом, но в ИТ проработал меньше года. У нас тогда был еще один внештатный ИТ -специалист, но он был в отпуске и помочь ничем не мог. Приходилось разбираться самому.

К сожалению, я попал на такого же неопытного сотрудника техподдержки в той организации, и он убедил меня, что проблема на нашей стороне. А от этого сервиса сильно зависел весь бизнес нашей фирмы. В итоге я неделю практически прожил в офисе, возвращаясь домой, только чтобы поспать 4—5 часов.

Что только я не испробовал! Потом от некоторых моих идей ко мне проникся уважением старший товарищ, вернувшийся из отпуска. И только совместными усилиями спустя два дня после его возвращения мы смогли найти проблему и восстановить сервис. Это был, пожалуй, самый мощный пинок, благодаря которому я перешел на новый уровень админства.

Суть работы

Задача системного администратора — поддерживать компьютеры, сервера, сети и другое оборудование в рабочем состоянии. Зачастую в обязанности входит поддержка сайта компании, обеспечение доступа в интернет и телефонной связи. Вдобавок к этому админ должен следить за рабочими инструментами и сервисами: электронной почтой, базами данных, торговым или конференц-оборудованием. Все зависит от специфики и потребностей бизнеса.

Перед системным администратором, который начинал с эникейщика, в какой-то момент встает вопрос, куда ему дальше развиваться. Можно продолжать в том же направлении, чтобы стать сильным админом-универсалом. Однако все знать невозможно, поэтому многие уходят в специализацию. Прокачивают до мастерского уровня один-два навыка и работают администраторами баз данных, электронной почты или сети.

С одной стороны, количество работодателей в этом случае сокращается, потому что потребность в узких специалистах есть только у средних и крупных компаний. Но с другой стороны, и зарплата может быть выше в разы. Да и действительно хороших узких спецов не хватает.

мы тратили на один отпуск

Именно это мне нравится в моей профессии: можно выбирать, чем заниматься. Не любишь ты, допустим, почтовые сервера — ну и не занимайся ими. Прокачай себя в любимом направлении и совмещай работу и хобби. Этим выбор не заканчивается: можно уйти в менеджмент, стать руководителем отдела системного администрирования или всего департамента ИТ . Или вообще уйти в разработчики или тестировщики.

Я как раз подхожу к тому этапу, когда можно будет выбирать свое направление, а ведь еще недавно был простым эникейщиком. Задачи эникейщика, кстати, больше всего мне и не нравятся: ходить по офису и починять принтеры, перезапускать зависшие эксели и объяснять не очень продвинутым пользователям, почему программы работают не так, как они себе напридумывали.

Компьютерная неграмотность многих сотрудников — это вечная головная боль всех ИТ -специалистов

Но все-таки постепенно пользователи становятся образованнее. Это радует, так как и без этого хватает трудностей. Приходится отслеживать постоянное изменение всех видов ПО . Причем многие обновления не проходят должного тестирования и содержат ошибки.

Также нужно планировать и реализовывать модернизацию оборудования. Часто работать приходится в нерабочее время, чтобы не мешать работе офиса. А еще нужно помнить про развитие инфраструктуры, распределение нагрузок, устранять аварии, взаимодействовать с поставщиками каналов связи, оборудования и ПО . Из-за этого приходится постоянно быть в напряжении и повышать квалификацию.

Выбор профессии

С высшим образованием у меня не сложилось. После школы я поступил в Московскую химическую академию, но спустя два года бросил учебу. Убеждал всех и себя, что было неинтересно, а на самом деле из-за разгильдяйства. Потом поступил на заочное в экономический вуз, но и там после зачисления не появился ни разу.

После того как бросил учебу, работал в основном в продажах. Даже удалось какое-то время побыть на руководящей должности, хотя продавать мне никогда не нравилось. Однажды случилась беда: я попал в аварию. После того как выкарабкался, нужны были деньги, и притом быстро. Так я стал кладовщиком компьютерного магазина. Естественно, меня это не устраивало, но и в продажи я тоже возвращаться не хотел: получалось это у меня не очень. И вот тут-то произошло то, что определило мою судьбу.

Подходит как-то ко мне завскладом и говорит, что наш штатный сисадмин ищет себе помощника. Не хотел бы я попробовать?

Потом он мне задал несколько вопросов про мои знания в ИТ и ушел. Конечно же, я им не подошел и на должность помощника взяли другого человека. Но зато я наконец понял, чем хочу заниматься и зарабатывать на жизнь!

Профессию системного администратора я осваивал дома на своем компьютере, как на тренировочном стенде. Компьютерами я начал интересоваться сразу после школы и уже немного умел обращаться и с компьютерным железом, и с софтом. Скачал книгу по администрированию сервера на Виндоус, создал несколько виртуальных машин и на них тренировался. Потратил на это около трех месяцев и уволился со склада.

Я побывал на полутора десятках собеседований и прошел на позицию админа в небольшое территориальное подразделение кондитерской компании. Правда, пришлось соврать, что у меня уже был опыт работы помощником сисадмина. Об этом я признался начальнику после увольнения, хотя он наверняка догадывался.

Это был 2013 год, я из кладовщика превратился в ИТ -специалиста, у меня появился терпеливый и спокойный начальник-наставник и оклад 50 тысяч рублей — на 25% больше, чем до этого. Небольшая нагрузка и помощь коллег помогли не засыпаться на испытательном сроке и учиться дальше. Даже два часа дороги до работы в одну сторону меня не смущали.

моя первая зарплата на должности сисадмина

Но это было бы слишком хорошо. Спустя две недели после окончания трехмесячного испытательного срока я попал под сокращение вместе с другими сотрудниками. Помимо полного расчета, включая неиспользованный отпуск, я выторговал себе отступные в виде двух окладов и рекомендательное письмо к моему новому резюме. Так я и пришел в профессию.

Подработки

На основной работе свободного времени, как правило, мало, так что вести удаленно еще одну организацию я не могу. А вот разовые шабашки от старых друзей и коллег иногда случаются.

В основном это настройка и ремонт ноутбуков, иногда помогаю настроить кому-нибудь роутер. Правда, расплачиваются не всегда деньгами. Порой предлагают алкоголь или дорогой шоколад, поэтому к таким заработкам не стремлюсь. Предпочитаю инвестировать свое время в образование.

Кто такой помощник системного администратора?

… aka эникейщик.
Это человек, на которого сваливают всю плохоформализуемую и нудную работу, общение с пользователями и возню с железом.

  • helpdesk — стол вспоможения. Отвечать на телефонные звонки сотрудников, показывать как нажимать any key, помогать найти кнопку сортировки столбцов и выковыривать застрявший в приводе диск.
  • Подготовка рабочих станций — установка, подключение, укладывание проводов, установка ОС и софта и т.д.
  • Решение всякой неизлагаемой словами фигни с пользовательскими приложениями — особенно это касается софта из налоговой и банк-клиентов.
  • Исправление СКС (новые розетки, перенос существующих), диагностика проблем, коммутация, если стоят кроссы, то их расшитие.

Заметим, «помощник системного администратора» чаще всего практически расходный материал с высокой текучкой. В одной компании дело доходило до того, что начальник отдела не знал по именам всех помощников администраторов (3 шт), ибо хоть кто-то но раз в месяц-полтора уходил.

С точки зрения эникейщика — такая работа — это трамплин в системное администрирование, но никак не основная профессия.

О профилях специализализированных системных администраторов мы поговорим чуть позже, а пока о карьере в пределах этих двух профессий.

Как выглядит учеба

— Программисты и тестировщики, а заодно и люди, которые их учат, говорят: все меняется очень быстро, нужно постоянно переделывать учебные планы. В случае с подготовкой сисадминов ситуация такая же?

Юрий Полозков: Учебную программу обновляем раз в 3—5 лет. Но, конечно, какие-то доработки вносим каждый год, с учетом новых веяний и литературы.

Раньше информационные сети базировались на стационарных компьютерах, а сейчас вовсю развиваются мобильные технологии. К примеру, мы еще даже не успели освоить стандарт 4G, а уже 5G не за горами. Примут его весной следующего года, и преподаватели уже стараются внести корректировки в учебные программы.


— Студенты часто говорят, что не хватает практики, а теории много и она скучная. Какое соотношение теории и практики у вас?

Светлана Белова: Да, современные студенты очень любят, чтобы их учили практике. Но в мое время, например, нам говорили так: «Мы научим вас учиться, а дальше — учитесь сами». Думаю, к нынешним студентам это тоже применимо. Университет дает базовые знания по специальности, а выпускникам по окончании вуза необходимо освоить узкую специфику работы под руководством куратора на конкретном предприятии.


Компания ISsoft — один из крупнейших белорусских разработчиков IT-решений для рынков США и Западной Европы. Основана в Минске в 2004 году как дочерняя компания корпорации Coherent Solutions, Inc. (США). Резидент Парка высоких технологий с 2007 года. Центры разработки ISsoft в Минске и Бресте насчитывают более 1000 квалифицированных сотрудников. Компания ежегодно входит в рейтинги Inc.5000 и Software 500.

Кто идёт в эникейщики?

Мой опыт говорит, что туда идут обычно люди без профильного образования. Чаще всего молодые, хотя я собеседовал дядю 42 лет на должность «помощник системного администратора». Не смотря на то, что описанные выше обязанности вроде бы являются почти тривиальными, для многих это самый сложный шаг. Стать администратором из помощника администратора легче, чем стать помощником сисадмина.

Основная причина: от вас будут хотеть знаний, которые сравнимы с администратором. Причём, половина из этих знаний не изложена нигде в книгах и является переходящим опытом (например, возня с банк-клиентами). Ещё одной важной особенностью является «чувство компьютеров», я встречал на собеседованиях много людей, они просто не могли оценить естественность того, что происходит в компьютере, что сильно им мешало в анализе ситуации. Это невербальный опыт, он появляется после долгой работы с компьютерами.

Карьера

Типичная карьера выглядит так: помощник системого администратора (или администратор в маленькой компании с 5-8 человеками), администратор, администратор (может быть ещё 2-3 раза администратор), начало настоящей специализации. Специализация может быть двух видов: повышение технического уровня (вместо поверхностных знаний обо всём, глубокие знания о немногом), и административная карьера — начальник IT-отдела, CIO (ИТ-директор) и т.д. Это два совершенно разных направления — первое связано с компьютерами, второе — с людьми, управлением персоналом, планированием, бюджетированием, совещаниями и т.д.

Переход с этапа на этап определяется несколькими факторами: 1) Теоретическими знаниями 2) Практическими навыками 3) Знанием реалий 4) Связями и отношениями с другими людьми (как внутри компании, так и за её пределами).

Среди этого не очень понятным выглядит третий пункт. Что такое «реалиии»?

Кто такой «хороший сисадмин»

— Работа явно предполагает наличие знаний широкого профиля. Как это все выучить?

— Во-первых, у человека должна быть врожденная интуиция. Во-вторых, не помешает способность определять проблему на уровне ДНК, я бы сказал. Будете смеяться, но и у меня, и у коллег такое было: приходишь к человеку — все работает. Уходишь — не работает. Возвращаешься — опять работает. Аура!

— Образование здесь важно? Кем нужно быть «по диплому», чтобы работать сисадмином?

— Как таковых системных администраторов в нашей стране не готовят, и не знаю, готовят ли за рубежом. На того сисадмина, о котором сейчас говорим — умеющем делать все подряд, — точно нигде не учат. На Западе, например, это человек, который закончил какие-то курсы, умеет переустановить Windows и настроить сеть. Но к нему не будут обращаться, если кофемашина сломалась.

В основном наши сисадмины изучали все через самообразование. Если компании заинтересованы в развитии сотрудников, то отправят системного администратора на курсы по сетевому оборудованию, программному обеспечению — таких курсов, к счастью, сейчас очень много.


— Как отличить хорошего сисадмина от не самого хорошего?

— Только при помощи времени. Зачастую не самые хорошие системные администраторы могут, условно, годами запихивать мусор под батарею. А до руководителя никак не будет доходить, что сисадмин ничего не умеет. Есть ряд тестов, и по некоторым вопросам видно, подходит ли человек, адекватный ли он.

— Адекватный — это какой?

— Он должен правильным образом реагировать на окружающую действительность. Быть психически устойчивым. Очень важна способность принимать единственно правильное решение в экстремальной ситуации. Желательно (даже обязательно) знать английский — без него сейчас просто никуда.

— Попасть в IT через сисадмина реально?

— Конечно, но с одним нюансом. Программистов, очень условно, требуется 60% среди объема IT-компании, тестировщиков, грубо говоря, нужно 30%, еще около 10% остается за бизнес-аналитиками и прочими специальностями, а системных администраторов необходимо всего один-два человека (если компания небольшая). То есть конкурс намного выше, а людей нужно меньше. При этом когда мы себе ищем нового человека, найти его непросто. Кандидатов мало, даже среди тех, кого готовы взять с последующим обучением.

— Почему так?

— Наверное, потому, что нет ни курсов, ни высшего образования по этой специальности. Самому учиться — это упорный и долгий труд, причем над самим собой. Нужно много знать, уметь и постоянно пополнять знания.

Неплохо, например, понимать, что происходит в полупроводниках и микросхемах на физическом уровне, знать ассемблер (язык программирования низкого уровня). А вместе с этим различать поколения вычислительной техники, начиная от ЭНИАКа (первый компьютер для широкого круга задач) и заканчивая, например, десятым Core i7 и i9.


— Три главных качества системного администратора?

— Первое: желание учиться. Второе: желание помогать людям. Из интроверта, который не любит общаться с людьми, вряд ли получится хороший системный администратор. Третье: умение любить технику, быть немножечко гиком.

Специальности «системный администратор» в белорусских вузах толком и нет, но в БНТУ студентов учат в том числе и по направлениям, которые связаны с администрированием сетей. Мы отправились к старшему преподавателю Светлане Беловой и заведующему кафедрой «Программное обеспечение информационных систем и технологий» кандидату технических наук, доценту Юрию Полозкову и узнали, как подготовка сисадминов представлена в университете.

Сколько зарабатывает системный администратор

Мы уже спрашивали читателей журнала о том, сколько они зарабатывают. А теперь хотим расспросить каждого в отдельности.

Мы запускаем новую рубрику, в которой любой читатель Т⁠—⁠Ж сможет рассказать о своей профессии и доходах. В первом выпуске Олег из Москвы: о том, почему у него нет высшего образования, как он освоил профессию системного администратора, сколько зарабатывает сейчас, как тратит свои деньги и сколько сможет получать в будущем, если продолжит учиться.

Финансовые цели

Лет 5—7 назад самой большой целью было накопить денег для поездки за границу. Мы с женой незаметно для самих себя очень заинтересовались Норвегией и каждый год откладывали деньги на поездку.

Это классические туристические вылазки с рюкзаками и палатками, прогулки по фьордам. Удовольствие не самое дешевое, даже с учетом того, что в основном мы жили в палатках и часть продуктов брали с собой. В итоге одна такая поездка стоила 160 тысяч.

Сейчас у нас полуторагодовалая дочь, и мы хотим собственный дом.

Этой весной на семейном совете мы пришли к выводу, что это не так уж и невозможно

По моим расчетам, 6 соток в ближнем Подмосковье и двухэтажный деревянный дом на 100—120 квадратных метров обойдутся в 5—7 миллионов рублей. Сейчас у нас есть 400 тысяч. Откладывая ежемесячно по 10 тысяч на депозит с капитализацией под условные 7%, через полтора года получим сумму 633 494 рубля. Когда жена выйдет на работу из отпуска по уходу за ребенком, весь ее доход — 50 тысяч — сможем отправлять в копилку. Через 3 года мы накопим 2,7 миллиона рублей. А этого уже более чем достаточно для первого взноса по ипотеке.

Если предположить, что земля и дом обойдутся в 6 миллионов, то у банка придется попросить 3,3 миллиона. Сегодня процентная ставка ипотеки на строительство дома — 12%, так что при сроке кредита в 10 лет ежемесячный платеж составит практически ту же самую сумму в 50 тысяч. То есть для нас в финансовом плане ничего не поменяется, но уже через 5 лет мы сможем переехать в просторный загородный дом!

Конечно, в расчетах я не учитывал инфляцию. За 5 лет она может значительно увеличить стоимость нашей будущей усадьбы. Скажем, при инфляции 5% через 5 лет наша мечта будет стоить на 1,5 миллиона дороже. Однако и индексация зарплаты тоже должна быть. Если ее не будет на нынешнем месте работы, придется сменить работодателя. Еще в расчеты можно добавить налоговые вычеты. Да и квартиру после переезда в дом можно будет сдавать, что тоже принесет немало денег.

столько мы уже успели накопить на свой будущий дом

Конечно, эти расчеты приблизительные и я привел только один из вариантов. Можно не брать ипотеку, а пытаться накопить самостоятельно. Или попробовать взять ипотеку раньше, с первым взносом один миллион.

Также можно запросить самый большой срок кредита. Последний вариант снизит платеж вначале, а под конец ипотеки инфляция сведет эту финансовую нагрузку к минимуму. Ведь еще 10—12 лет назад оклад в 60—70 тысяч получали если уж и не большие, то средние боссы. Сам я довольствовался 20—25 тысячами в месяц и был почти доволен. Так что и платеж в 50 тысяч рублей через 10—15 лет превратится из пугающей суммы во вполне заурядную.

Доходы

Весь мой заработок — это оклад на основной работе. Я зарабатываю 70 тысяч рублей в месяц. Плюс с этого года у нас есть 13 зарплата. До недавних пор я получал 55 тысяч, и меня это не устраивало. Но после того как по моей просьбе мне подняли зарплату, я остался доволен.

С тем опытом и знаниями, которые у меня сейчас, я получаю даже немного больше, чем в среднем по рынку. Я продолжаю учиться самостоятельно, к тому же скоро работодатель сам отправит меня на курсы — это для меня будет совершенно новое направление. Так что, вероятно, через некоторое время я как специалист буду стоить дороже.

Теория

На первых порах теоретические знания не очень важны, поскольку у вас нет должного ощущения от компьютеров, чтобы правильно их воспринять. Однако, если не вкладывать своё время и усилия в теоретические знания, то вы быстро не заметите, как застряните на своём уровне. Зарплата будет по чуть-чуть расти, возможно, будет карьера, но ит-шный мир вокруг перестанет меняться. Те же технологии, те же глюки. Отсутствие теоретических знаний не мешает работать — оно мешает понимать, как работает и как чинить неработающее. Опыт сильно подменяет теорию в смысле решения проблем, но не даёт сил увидеть ситуацию в общем, найти настоящую причину (вместо повода).

IT-ликбез: чем занимается сисадмин

Вместе с ISsoft мы завершаем цикл материалов по профессиям в IT рассказом о системном администраторе — наверное, самой стереотипной должности в этой сфере. Герой множества анекдотов и символ человека, который «разбирается в компьютерах», — какой он на самом деле? Начинавший карьеру в IT с должности сисадмина Матвей поведал, как выглядит эта работа и к чему нужно быть готовым (если вкратце — ко всему). А преподаватели БНТУ объяснили, почему такая специальность не выделена в отдельную.

Навыки

До определённого момента решают почти всё. Без некоторого набора навыков никакие теоретические знания не помогут. Включает в себя просто «много километров за рулём» — решение множества проблем, навыки работы с консолью и типовым софтом, знание симптомов проблем, знание типовых решений для типовых случаев.

Вся правда про системных администраторов

Favorite

В закладки

Вся правда про системных администраторов

HR-специалист рисует чуть ли не канонического в понимании простых смертных сисадмина с бородой и в свитере, но сами сисадмины с этим не согласны.

Данная тема на днях буквально «взорвала» интернет, хотя HR-специалист, профайлер-полиграфолог, психодиагност и просто красивая девушка Анна Кулик раскрыла профиль системного администратора во всех подробностях почти полтора года назад. Ну, как сказать, «раскрыла»? Сделала это в меру собственных сил, возможностей и опыта. Уж не знаю, почему это видео всплыло именно сейчас, но резонанс получился знатный. Сисадмины недовольны, коллеги Анны тоже обеспокоены. С другой стороны, сколько людей, столько и мнений.

Прежде чем продолжать общение, потратьте 8,5 минут своей жизни на просмотр этого видео, где Анна Кулик в красках описывает сисадмина:

В принципе, этого хватит для понимания дальнейшей дискуссии, но если понравилось зрелище, то вот вторая часть (почти 11 минут).

Специалист составила некий профиль системного администратора, который, как я упоминал выше, очень похож на классическое видение сисадмина далекими от компьютерных реалий людьми. Причем зачастую эти самые люди в глаза не видели человека данной профессии и судят лишь по слухам, прикольным историям, «башоргу» и сериалам:

По мнению HR-специалиста, профайлера-полиграфолога, психодиагноста и просто красивой девушки Анны Кулик — это сисадмин, причем хороший.


Но тут есть несколько особенностей. Во-первых, девушка свалила в одну кучу сразу несколько IT-профессий. В ее понимании сисадмин — это тот, кто решает проблемы пользователей, кто их учит работать с приложениями или компьютером, отвечает на их вопросы, «поправляет» сайты и программы, ковыряется в компьютерах и, конечно же, сидит в своей каморке и что-то там делает компьютерно-глобальное.

В принципе, в небольших организациях частенько все эти обязанности действительно выполняет один человек. Но стоит понимать, что на самом деле речь о разных специалистах. Системный администратор работает с СИСТЕМОЙ. Это может быть внутренняя сеть интранет, сервера, какое-то особенное ПО и т. п. Его действительно мало кто видит и знает из сотрудников, он где-то сидит в своей каморке и делает свое дело. А бывает, что системный администратор вообще работает удаленно. «Эникейщик» или технический специалист решает проблемы пользователей, рассказывает о прописных истинах работы с компьютером и всячески поддерживает далеких от компьютерных реалий сотрудников. Сайтом занимается веб-мастер. Почином программок, видимо, программист, если софт писался специально под конкретную задачу местными «Кулибиными».


В свое время я тоже работал системным администратором в широком понимании этой профессии. Пару лет в игровом клубе, где занимался не только запуском игр для клиентов, но и настройкой всей техники и сети клуба, установкой/переустановкий Windows, ремонтом компьютеров. В общем, такой себе технический специалист широкого профиля. Был период, когда в качестве подработки настраивал людям компьютеры на дому, обучал азам работы с PC, из пары человек даже сделал специалистов, если сравнивать с простыми пользователями. По крайней мере, установить/переустановить Windows, разобраться с драйверами и реестром, оптимизировать и настроить систему, а также любой софт под себя они после моего курса обучения умели.

Естественно, немало общался с такого рода людьми, многих отлично знаю, есть среди них друзья и хорошие знакомые, включая специалистов очень высокого класса. Без проблем мог бы работать как техническим специалистом, так и системным администратором (предварительно изучив конкретную систему, с которой придется взаимодействовать) и под профиль Анны Кулик я явно не попадаю. Как и те сисадмины с техническими специалистами, которых знаю лично. С другой стороны, информацию Анна ведь явно брала не с потолка. Какой-никакой опыт работы у нее должен быть. По крайней мере, с ее же собственных слов.


(2 голосов, общий рейтинг: 4.50 из 5)

Favorite

В закладки

Сисадмин — узкое направление

— Системный администратор — это чуть ли не старейшая специальность в IT, правильно?

Светлана Белова: История информационных сетей связывается с появлением телефонных сетей. По мере развития компьютерной техники требования к передаче информации изменились, однако компьютеры появились до компьютерных сетей. Так что программисты старше системных администраторов.


— Почему системный администратор не выделен в отдельную специальность?

Светлана Белова: Системный администратор — это довольно узкое направление. А вообще, студенты должны знать основы компьютерных сетей, какое используется оборудование, как сети объединяются друг с другом, как осуществляется передача информации, адресация. Такая база должна быть и у программистов, и у системных администраторов.

Связи

Да, они значат очень много, особенно, в случае карьеры IT-директора. Единственный метод избежать необходимости иметь много знакомых и играть в офисные игры «царь горы» — это профессионализм (читай, опыт и теория). Если нет — то только личные связи, знание людей, умение их ощущать, умение им приказывать и всячески иначе руко водить. По моим наблюдениям примерно 30% эникейщиков находят первую работу по знакомству.

Для узкоспециальных администраторов связи значат уже совсем другое. Чем уже специализация — тем меньше ассортимент работодателей, тем больше вероятность знать всех или почти всех. Наличие примелькавшегося имени сильно сокращает время поиска работы. В этом случае речь идёт не о «связях» в бытовом смысле, а о профессиональной известности.

Место работы

Сейчас я работаю в Москве, в главном офисе нефтесервисной компании. В октябре будет три года. Организация постепенно растет и успешно справляется с кризисами. В целом здесь меня все устраивает. Руководство заинтересовано в своих сотрудниках и поэтому старается обеспечить приемлемые условия труда и отдыха. Кстати, скоро у нас будет корпоратив по случаю Дня нефтяника.

Года полтора назад компания сильно выросла. Заключили много контрактов, расширили штат, закупили новое оборудование и модернизировали старое. Рост коснулся в том числе и ИТ -департамента . Существенно переработали старые конфигурации «1С», внедрили новые программы, сервисы и базы данных, расширили штат программистов.

После моей служебной записки с анализом роста инфраструктуры мне подняли зарплату почти на 30%

Но, как и во всех более-менее крупных компаниях, здесь есть и минусы. Например, недопонимание или открытые конфронтации с некоторыми сотрудниками, инертность в принятии решений. Но это я воспринимаю философски: как неизбежное зло.

Знание реалий

Речь идёт про знание того, чем обычно пользуются в компаниях, сколько это стоит и как работает. Условно говоря, это человек, который знает, что современные офисы кладут 5e, а не ThickEthernet (как было описано в книжке 1993 года), что класть 6ую катеорию неоправданно (хоть это и советует буклет производителя), что за программистами нужен глаз да глаз, иначе компания окажется намертво завязана на конкретного человека и т.д. Другими словами, знание реалиий — это способность сказать, что именно нужно в терминах, которые будут понятны и поставщику, и окружающим.

Читайте также: