Как выглядел в реальной жизни соловей разбойник

Обновлено: 30.06.2024

Говорят, не свисти – денег в доме не будет. Или чего хуже – накличешь беду и вызовешь злых духов. Еще в давние времена наши предки наделяли свист особенной силой. У Соловья-разбойника он вообще был главным оружием. Своим свистом это чудовище могло не просто оглушить человека, а даже поднять ураганы и смести целые города. Кто-то называет Соловья-разбойника змеем, другие считают, что он был драконом с девятью головами. Но и в том, и в другом случае он представлял собой серьезную угрозу. По приданию, Соловей целых 30 лет сидел на 12 дубах и не давал людям пройти к Киеву – просто сдувал их. Кто же смог победить разбойника – выяснила корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова.

То ли свирепый зверь с птичьими крыльями, то ли человек-злодей. Однозначного представления о Соловье-разбойнике в легендах и былинах не найти. Ясно одно: это чудище наводило на людей животный страх. Сидя в своем гнезде на 12 дубах, Соловей-разбойник 30 лет стерег дорогу в Киев и встречал путников ревом, которым мог и убить. Победить Соловья-разбойника удалось только Илье Муромцу. По одним преданиям, богатырь его убил, а по другим – сделал своим помощником в битвах.

«Русский эпос дал Соловью-разбойнику все отрицательные черты, но в то же время показывает его достаточно доверчивым. Своим детям он говорит, что не надо сражаться с богатырем, который его полонил, предлагает его угостить, вдруг он смилостивится и тогда отпустит. Разбойник доверчиво едет вместе с Ильей Муромцем в Киев-град, где по просьбе князя Владимира демонстрирует свой богатырский посвист», – рассказала фольклорист Мария Нефедова.

В некоторых былинах Соловья-разбойника описывают как семьянина. У него есть жена, дети и большой двор. Историки считают, что на самом деле это был удельный князь, который не захотел подчиняться воле киевского правителя. По другим сведениям, Соловей был лесным бандитом.

В русском эпосе Соловей-разбойник часто ассоциируется с монголо-татарскими захватчиками. Потому что, как и они, Соловей долгое время держал в страхе всю русскую землю, и, возможно, свист его был не просто устрашающим. Это мог быть тайный язык. Со временем свист Соловья-разбойника стали обыгрывать в народном творчестве.

«Раньше свистели на бересте, отрывали от берез кусочек коры и на ней свистели. Сейчас удобней свистеть на целлофановой пленке. Можно и пальцами, но на бересте получается более соловьиный свист – можно изображать соловья и подражать разным птицам», – говорит солист ансамбля «У барина» Сергей Брянский.

«Долгое время свист ассоциировался с каким-то негативом, считалось, что если человек свистит, он может деньги просвистеть и все свое имущество. Но потом люди поняли, что свист показывает и молодецкую удаль, залихватство, это стало использоваться в русских народных песнях», – отметил руководитель ансамбля «У барина» Виктор Баринов.

Артистов фольклорного ансамбля суевериями не запугать. Шутят, Соловей-разбойник всю жизнь свистел и не бедствовал – богатство у него только прибавлялось. Кстати, считается, что у Соловья-разбойника было отчество Ахматович или Рахматович. А «рахман» в переводе с арабского значит веселый и бесшабашный - никакого намека на злодейство.

Соловей разбойник — реальный персонаж или легендарная выдумка?

С одной стороны, если прислушаться к одним легендам, он выглядел как нормальный человек, только имел невероятную силу, сравнить которую можно с силой Илья Муромца. В других источниках можно найти информацию о том, что он выглядел как чудовищный, страшный змей и мог дышать огнем. В третьих можно увидеть, что он выглядел как смесь птицы и человека. Версий довольно много. Но версии по поводу его симбиоза с птицей или змеей – неправдивы. Это не значит, что те былины, в которых он описан именно так, тоже являются неправдивыми. Просто суть и задача былин показать качества и возможности персонажей с помощью необычных сравнений, образов, фантастических воплощений. И как раз-таки в этом и заключается суть, почему его изображают именно чудовищем.

Если разобрать несколько версий о его невероятной силе, то можно прийти к простым умозаключительным фактам. В былинах говорится, что он свистел так сильно, что своим свистом мог убить животное и не подпускать к себе людей в радиусе нескольких километров, провоцируя сильный ветер. Такое вряд ли возможно, если углубиться в суть анатомии человека. Ни одни легкие не могут создать такого давления, чтобы нагнать на кого-либо сильный ветер. И вряд ли в то время анатомия человека так сильно отличалась от наших времен. Поэтому понятно, что это выдумка. Скорее всего, он умел свистеть и достаточно сильно, из-за этого и получил такое прозвище.

Существуют версии, что разбойник царил на пути к Киеву не сам. Некоторые историки склоняются к тому, что это была группировка нескольких разбойников, а своим свистом он звал напарником на подмогу. Жил он и выслеживал своих жертв на деревьях, из-за этого также могли появиться сравнения с птицей. Точное местонахождение разбойника не удалось определить, но раз он жил на деревьях, то значит, это будет лестная местность. Историки разделились между Киевом и Черниговом, но письменные источники больше подтверждают то, что он жил на пути к Киеву.

Существование богатыря Илья Муромца уже давно доказано учеными, значит, Соловей-разбойник тоже существовал? Да, об их битве и казни Соловья есть даже летописные памятки, датированные 1168 годом. Тогда Соловей проиграл знаменитому богатырю и Илья лично отвез его в Киев, где позже, по приказу князя Мстислава, он был казнен. В былинах часто встречаются мифические персонажи, но лучше прислушиваться к истории и реальным письменным упоминаниям.

В летописях все персонажи были живыми, настоящими людьми, то же самое касается и Соловья-разбойника. Значит, как разбойник он существовал и был настоящим историческим персонажем. Он действительно приносил вред всем тем, кто направлялся в Киев. Из-за свиста и способа своей жизни он получил такую кличку. Но подтверждений того, что он был человеком-змеей или птицей, которая могла свистом убить человека, нет.

Какой Соловей-Разбойник в былинах

При встрече с Ильёй Муромцем Соловей восседает в «гнезде» на дубах. В нашем сознании возникает образ гигантской птицы. Завидев Илью, Соловей пытается погубить его своим смертоносным свистом. Неизбежно возникающая при этом параллель со свистом реального соловья усиливает впечатление, что речь идёт о пернатом чудовище.

Даже богатырский конь Ильи не устоял на ногах от звуковой атаки. Сам богатырь, однако, неуязвим. Метким выстрелом из лука прямо в глаз Соловью он сбивает его с дубов. Привязав противника к седлу, Илья Муромец продолжает свой путь в Киев. Дорога лежит мимо жилища Соловья. Члены семьи разбойника глядят в окошко и сперва не могут разобрать: то ли Соловей везёт незнакомого мужика, то ли мужик — Соловья.

Значит, Соловей тоже умеет ездить на коне? С нашим персонажем произошла неожиданная метаморфоза. «Будучи побеждён богатырём, он как бы сбрасывает с себя нечеловеческие, фантастические формы», — пишет фольклорист Б.Н. Путилов. В дальнейшем Соловей-разбойник уже ничем не напоминает птицу. У него, как у состоятельного человека, «широк двор», «высок терем», «палаты белокаменные», а также вполне человеческая семья: жена, дочери, сыновья, зятья.

Кто был и где жил Соловей-Разбойник 2

Он отговаривает домочадцев от попыток отбить его у Ильи Муромца, затем, в Киеве, гордо разговаривает с князем Владимиром, по некоторым вариантам даже требует себе чару вина, чтобы смочить запёкшиеся уста. Наконец, удовлетворяя любопытство князя и бояр, он демонстрирует свой свист, отчего в стольном граде трясутся дома и падают люди.

Вот и попробуйте теперь понять, как выглядел противник Ильи Муромца

Эта тенденция к полному очеловечиванию Соловья тем любопытнее, что вообще-то для народного изобразительного искусства показ разных чудищ, полулюдей-полуживотных был делом привычным. Народные художники, никогда не пасовавшие перед изображением «гибридных» существ, однако для Соловья-разбойника сделали исключение. Вероятно, чувствовали: Соловья трудно представить в виде, скажем, человека с крыльями или говорящей птицы. Он не «птицечеловек», а «то птица, то человек», и две половинки его натуры как-то противятся зримому совмещению.

Выбор был сделан в пользу человеческой ипостаси Соловья, благо и в сюжете она выражена заметно ярче. Между прочим, так поступают и современные дети. Как правило, они рисуют Соловья-разбойника пусть страшным, даже «одичалым», но — человеком.

Почему имя Соловей нужно непременно считать указанием на птицу? В старину его мог носить и человек. «Употребление названий животных разного рода в качестве личных имён, — писал А.И. Соболевский, — свойственно едва ли не всему человечеству. Древняя Русь знала его издревле». То, что ныне воспринималось бы только как забавные, а порою даже обидные для их носителей прозвища, раньше служило «официальными» именами вполне уважаемых людей.

С нашим же Соловьём дело могло обстоять очень просто. Разбойникам ведь принято давать клички. Ничто не мешает предположить, что какой-нибудь удалец «с большой дороги» получил прозвище Соловей, допустим, за особенное умение свистеть, всегда ценившееся в разбойничьей среде.

Что у нас осталось от птичьих признаков Соловья-разбойника ? Его сидение на дубах? Во ещё в 1873 г. немецкий учёный Ф. Либрехт, обобщая данные о том, что многие «примитивные» народы устраивали себе жилища на деревьях, без тени сомнения писал: «Реминисценцией такого обычая является Соловей-разбойник, соорудивший себе гнездо на двенадцати дубах».

Позднее русские исследователи «проблемы Соловья» привели другие, не менее интересные параллели. Так, одно из суданских племён укрывалось от своих врагов на ветвях эриодендронов: первый «этаж» воздушного укрепления составляло жилище с провизией и домашними животными, выше располагалась корзина для воинов. А неподалёку от Торуня (Польша) в старину был могучий дуб, знаменитый тем, что на нём какое-то время жили (!) прусские крестоносцы. Такие же факты выявились и в русской истории.

Рассмотрим географические данные, содержащиеся в былине

Кто был и где жил Соловей-Разбойник 3

Но если мы прикинем, где мог бы пролегать подобный маршрут в реальных условиях Древней Руси, нам станет ясно, что человек, спешащий из Мурома в Киев, предпочёл бы проделать максимальный отрезок пути по Оке или вдоль её берега. И только там, где река круто изгибается (в районе нынешней Калуги), он вынужден был бы взять юго-западнее и ехать лесами, устремляясь опять-таки к ближайшей излучине Десны, а уж река привела бы его в Чернигов и Киев. Этот-то путь непосредственно пересёк бы Брянские леса.

Создатели былины знали, что кратчайший путь из северо-восточных земель в Киев лежит через Брынские леса, потому и направили туда своего героя. Наиболее рациональный маршрут выбирали позднее и строители дорог.

Меж тем «брынско-брянская» привязка сюжета получала в ходе исследовательской работы всё новые подтверждения. Много интересного обнаружилось в топонимике окрестностей Брянска и соседствующего с ним города Карачева. Например, былина говорит, что лесная застава Соловья-разбойника располагалась у реки Смородины.

Эту реку поначалу считали чисто мифической и на карте не искали — как оказалось, напрасно, ибо недалеко от Карачева протекает река Смородиновка. А в 13 км от Карачева лежит село с не совсем обычным названием Девять Дубов. Отыскали даже Соловьёв перевоз — через Десну, в непосредственной близости от Брянска.

Такое скопление топонимов, вызывающих в памяти сюжет о Соловье-разбойнике, заставляло с особым интересом отнестись к местным преданиям. И ожидания исследователей оправдались. 14 апреля 1890 г. газета «Московские ведомости» опубликовала корреспонденцию анонимного жителя города Карачева.

Брянские леса — это часть обширной территории, которую в период формирования древнерусской государственности населяло племя вятичей. Географическое положение земли вятичей предписывало ей стать связующим звеном между «центром» и северо-восточными «окраинами» нарождающегося государства. Однако в реальной жизни долгое время было иначе.

В 991 г. сыну Святослава Владимиру опять пришлось облагать их данью с помощью вооружённой силы. Уже через год вятичи восстали («заратишася»), Владимир Святославич снова отправился в поход против них, снова их победил — но и эта победа не была окончательной. Ещё два раза («по две зимы») довелось воевать с вятичами Владимиру Мономаху.

По-видимому, именно ему принадлежит большая, если не решающая, заслуга в том, что сопротивление вятичей было в конце концов сломлено и их земля стала «проходимой». Как считает археолог Т.Н. Никольская, благодаря походам Мономаха была проложена дорога из Киева в Ростов, шедшая через Карачев, Москву и другие поселения вятичей. Вскоре появилась и дорога в северо-восточном направлении, почти совпадающая с былинным маршрутом Ильи Муромца.

Всё подталкивает к мысли, что в сюжете о первом подвиге Ильи Муромца отразилась борьба за прокладывание этой дороги. Таким образом, молодые годы Ильи пришлись бы на середину XII в.

Верны эти сведения или нет, но по другим источникам можно заключить, что слава об Илье Муромце, устные произведения о нём стали широко распространяться именно в XII в. Получается, застава Соловья символизировала собой непокорное племя вятичей? В свете приведённых фактов эта трактовка очевидна, и её уверенно предлагали ещё учёные XIX в. Дополнительным аргументом в её пользу является известное сходство образа жизни Соловья-разбойника с бытом вятичей.

Ясно, что гипотеза о Соловье-вятиче предполагает отход от тривиального понимания этого персонажа как разбойничьего атамана. Оправдано ли это? Вполне.

Но есть и другие нерешенные вопросы в биографии Соловья-разбойника. Они связаны с его свистом. Многие исследователи, начиная с Ф.И. Буслаева, проводили параллель между Соловьём-разбойником и пресловутым Дивом из «Слова о полку Игореве». Характер этой связи, однако, до сих пор остаётся непрояснённым, а образ Дива — загадочным. Так что у нас есть все причины познакомиться с ним поближе.

Новгород-северский князь Игорь, не вняв грозному предзнаменованию в виде солнечного затмения, шёл с войском на половцев. «Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста, зби[ся] Див, кличет връху древа, велит послушати земли незнаеме, Влъзе, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тьмутараканьскый блъван». Без перевода не очень понятно, но и перевод — дело трудное.

Из-за неоднократного переписывания текста в нём накопились ошибки, не всегда даже можно быть уверенным в правильной разбивке на слова. Так, в первом издании памятника в цитированном месте была фраза «свист зверин с стазби», и переводчики долго ломали головы, что бы это значило, пока, наконец, большинством голосов не решили, что надо читать «свист зверин въста (поднялся)», а «зби» — это усечённая глагольная форма «збися», относящаяся к Диву: «взбился (встрепенулся) Див и т.д.». С учётом этой гипотетической, но на сегодняшний день практически общепринятой поправки постараемся разобраться в сути сообщённого.

Раскаты грома в подступивших сумерках пробудили птиц. Далее упомянут загадочный «свист зверин». Некоторые комментаторы «Слова» (например, зоолог Н.В. Шарлемань) полагали, что речь идёт о свисте потревоженных сусликов. Мысль остроумная; однако сравнение с былиной делает возможным и другое толкование.

Клич Дива разносится на огромное расстояние. Он слышен на Волге, на побережье моря (Чёрного? Азовского?), на притоке Днепра Суле, в крымских городах Корсуне (Херсонесе) и Суроже (Судаке), наконец, в Тмутаракани, знаменитой в ту пору, очевидно, каким-то языческим идолом («болваном»). Смысл этого утверждения «Слова» невозможно понять, не зная реальной обстановки, в которой совершался поход.

По летописному рассказу о тех событиях, разведка сообщила Игорю, что напасть на половцев внезапно не удастся, они разъезжают по степи, во всеоружии готовые встретить русских. В поэтической версии событий, созданной автором «Слова», приближение русских воинов выдал крик Дива. Следом за его криком и как бы в ответ ему скрипят («крычат», будто лебеди) телеги половцев, спешащих к Дону.

Слышимый от Волги до Тмутаракани голос Дива тоже заставляет вспомнить звуковое оружие Соловья-разбойника, обладавшее, как сказали бы военные, большим радиусом поражения.

Ещё одну оригинальную трактовку образа Соловья-разбойника предложил историк Е. И. Босов (он же Еремин), исследовавший очень интересное явление — архаический язык свиста, которым пользуются для дальней связи многие народы, в том числе гуанчи Канарских островов. Это не какая-то простенькая система условных сигналов, овладеть коей может любой из нас, а своеобразная имитация с помощью свиста звуков обычной речи.

Отметив, что свист такой мощи, слышимый порой на расстоянии до 14 км, у близко стоящего человека вызвал бы болезненные ощущения, автор провёл напрашивавшуюся параллель: люди, владеющие этим языком, «могли бы помериться свистом с легендарным Соловьём-разбойником русских былин, в образе которого, может быть, нашли отражение какие-то смутные воспоминания о “свистящих” лесных племенах, некогда живших в муромских лесах».

Мотив смертоносного голоса или звука встречается также в демонологии казахов и киргизов, в фольклоре некоторых африканских народов, в легендах Древнего Египта.

Все это дает основания считать, что свист былинного Соловья-разбойника восходит к неким вполне обычным жизненным обстоятельствам, многократно усиленным в воображении разных народов.

Кто был и где жил Соловей-Разбойник


Комментариев нет/ 5233

Что мы знаем о таком персонаже как Соловей-Разбойник? В русских былинах это почти чудище присутствует давно. Сидел он на двенадцати дубах в гнезде и, сидя в нем, свистал так сильно и громко, что все низвергал своим свистом. Он перекрыл прямоезжую дорогу к Киеву ровно на тридцать лет: никакой человек по ней не прохаживал, зверь не прорыскивал, птица не пролетывала.

Дальнейшее мы знаем с детства. Илья Муромец всё-таки одолел Соловья, привёз его в Киев, показал боярам и князю Владимиру, поначалу не поверившему рассказу о поимке знаменитого и страшного разбойника, а затем казнил его. С тех пор за Ильёй установилась слава главного богатыря и защитника Руси. В образе же его противника народ выразил своё резко отрицательное отношение к силам, мешавшим единству русских земель.

Кто был и где жил Соловей-Разбойник 1

Однако большинство из нас и не подозревает, что Соловей-разбойник — самый таинственный персонаж русского фольклора.

Правда, ныне такие оценки не в ходу. Если некоторые исследователи прошлых лет откровенно признавали Соловья фигурой загадочной, то любой современный автор, толкуя образ Соловья, вольно или невольно создаёт у читателей впечатление, что в основном науке тут уже всё понятно.

Богатырь Илья Муромец имел реальный прототип

Богатырь Илья Муромец

С именем Ильи Муромца в древнерусских летописях связаны 14 из 53 уникальных сюжетов. Каждый такой сюжет имеет множество вариаций и пересказов. Но практически все версии имеют общее – происхождение и чудесное исцеление, бой с Соловьем-разбойником.
Ученые предполагают, что прототипом былинного Ильи стал святой Илия Киево-Печерский, мощи которого покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры среди 69 святых угодников. Именно эти мощи были обследованы и дали следующие результаты для историков.

Илья Муромец

1. Исцеление каликами перехожими

Первая часть жизни Ильи выглядит во всех былинах одинаково. Он был сильным мужчиной, но провел 33 года практически в полной неподвижности, не было у него силы ни в руках, ни в ногах. Но вот однажды дом Ильи посетили «калики перехожие», которые полностью мужчину исцелили и отослали на службу княжескую.

Оказалось, что останки святого Ильи действительно принадлежали высокому мужчине 177 см роста. В те времена 160-165 считались нормальными для мужчин. Кроме того кости имели развитые бугристости, что свидетельствовало о отлично развитой мышечной системе хозяина.

Ученые провели рентгенологическое обследование мощей и нашли признаки акромегалии. Это заболевание характеризуется непропорциональным ростом костей и внутренних органов. Для больных этим заболеванием обычным является наличие больших конечностей, крупной головы, широких плеч. Кроме того, оказалось, что святой страдал спондилоартрозом, эта болезнь могла затруднять движения. А вылечить ее мог бы хороший мануальный терапевт путем вправления на место позвонков. Так что проходящие целители действительно могли вернуть Илье подвижность.

Богатырь Илья Муромец

2. Илья и Соловей-разбойник

Это второй обязательный сюжет разных версий былин о богатыре Илье Муромце. Говорят, что первым заданием Ильи после прибытия ко двору киевского князя Мстислава стало освобождение прямого торгового пути в город. В тот исторический период (около 1168 года) торговые караваны постоянно грабили половцы. Соловей, скорее всего, был разбойником, «сидевшим» на дороге, имя свое разбойник получил за таланты к свисту. Муромцу удалось победить Соловья, тем самым освободив прямую дорогу. Этот подвиг имел действительно колоссальный экономический эффект.

С именем Ильи Муромца неразрывно связаны истории еще о двух богатырях - Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче, а также набор подвигов по борьбе с Диким Полем, Змеем Горынычем и т.д. Эти сюжеты стали основой современных русских мультфильмов.

Богатырь Илья Муромец

3. Гибель Ильи Муромца

В былинах конец жизни Муромца практически не отражен. Судя по историческим данным и данным обследования в монастырь Илья ушел уже в солидном (для своего времени) возрасте 40-55 лет. Причиной, возможно, стало ранение. Судя по монастырским записям, в иноках святой пробыл не долго. Предполагается, что погиб Илья в 1204 году защищая монастырь от половцев, союзников Рюрика Ростиславича бравшего Киев. У останков обнаружены ранения левой стороны грудной клетки, которые привели к мгновенной смерти.
И ведь богатыри продолжали рождаться и позже! Только про некоторых из них подробнее можно узнать в посте Великие борцы

Читайте также: