Как выглядел илья муромец в реальной жизни

Обновлено: 19.05.2024

Одним из былинных героев является Илья Муромец. О нём слагали сказания, легенды, былины, песни. Картины художников передают недюжинную силу богатыря. И всё это нашло отражение в народном творчестве и искусстве. Однако существует множество споров о том существовал ли Илья Муромец на самом деле?

Российские учёные решили проверить гипотезу о реальном существовании Ильи Муромца. Для этого были проведены уникальные исследования. Специалисты провели экспертизу останков святого старца Ильи из города Мурома. На основе проведённой экспертизы удалось выяснить, что действительно он обладал нечеловеческой силой. Поэтому не зря в народных былинах и сказаниях о Илье Муромце говорится как о богатыре и защитнике земли русской.

В процессе уникальных исследований была проведена реконструкция черт лица святого старцы Ильи из Мурома. Установлено, что черты его лица на 98% соответствуют герою реальному, а не вымышленному. Необходимо отметить, что святой старец покоится в Киево – Печерской Лавре. В ходе экспертизы учёные с помощью рентгена сделали снимок черепа мумии. И уже по снимку были составлены лекала для реконструкции. Учёные отмечают, что в ходе изучения мощей святого старца Ильи из Мурома, они были удивлены тем, что лобные, теменные и затылочные кости значительно превышали норму.

Это свидетельствует о том, что череп старца был менее подвержен травмам и деформациям, чем черепа обычных людей. Также отмечается, что старец был выше своих современников примерно на голову. В результате экспертизы отмечалось, что мощнее обычных были запястья и ключицы монаха. Значит не зря гласят предания, что Илья Муромец свалил огромный дуб, имеющий в обхвате более 4 метров, и в диаметре более полутора метров. С его помощью богатырь менял русло Оки.

На основе экспертизы учёными было подтверждено, что действительно Илья Муромец просидел на печи 30 лет. Об этом свидетельствуют изменения в позвоночнике старца. Это стало свидетельством того, что в первой половине жизни человек был в состоянии паралича.

По мнению учёных, всех установленных свидетельств вполне достаточно чтобы сделать заключение о том, что мощи былинного героя Ильи Муромца покоятся в Киево – Печерской Лавре.

Где на самом деле родился и как выглядел Илья Муромец?

Памятник Илье Муромцу недавно с помпой открыли в Киеве. На Украине событие подали как весомый (ещё бы – две тонны бронзы) аргумент в пользу версии о черниговском происхождении Ильи Муромца. У соседей же считают, что богатырь родился под Черниговом, а не в Карачарове Владимирской области, как следует из былин канонического цикла. О том, что связывает былинного богатыря с Муромом, узнал корреспондент «Русского мира».

В Муроме, где в следующем году отметят 20-летие своего памятника Илье Муромцу , к шумихе вокруг киевского монумента отнеслись спокойно. На Владимирской земле открывают выставки, музеи и арт-объекты, посвящённые Муромцу, издают научные и популярные книги и проводят археологические раскопки в былинных местах. А ещё принимают тысячи туристов и рассказывают им такие истории о детстве и юности Ильи Муромца, которые в былинах не прочитаешь. И, конечно, вспоминают те времена, когда муромские и киевские историки и музейщики вместе изучали тексты об Илье Муромце в поисках сведений о реально существовавшей личности.

В Муроме родился, на службе пригодился

При всех спорах вокруг Ильи Муромца есть сведения из его биографии (былинной и подлинной), с которой соглашаются все. О том, что герой родился в середине XII века, был бездвижен на протяжении более чем тридцати лет, после чего был исцелён (по поводу калик перехожих и чудо-воды разногласий тоже нет), отправился на службу к киевскому князю и сотворил на этой службе множество ратных подвигов. После чего постригся в монахи Киево-Печерской лавры под именем Ильи Печерского (мощи до сих пор пребывают в монастыре) и умер в возрасте 40–55 лет.

Споры, прежде исключительно научные, а ныне с политическим оттенком, ведутся вокруг того, где родился богатырь и какие подвиги успел сотворить за свой век, по современным понятиям, весьма короткий. Былин и сказов об Илье настолько много (и география его подвигов настолько широка), что исследователи склоняются к версии о том, что в образе Муромца совместили рассказы о нескольких русских богатырях.

Существуют южные и северные циклы. К примеру, сюжет известной с детства каждому жителю России былины об Илье и Соловье-разбойнике на той же Украине знают далеко не все. Богатырь отметился и в западном фольклоре – в норвежском эпосе XIII века он фигурирует под именем Илиас, а в германских эпических поэмах фигурирует как витязь Илья Русский. Возможно, именно это обстоятельство побудило идеологов современной Украины, ищущих древние связи между Киевской Русью и западноевропейскими народами, с такой яростью включиться в борьбу именно за Илью Муромца.

Северные черты богатыря

В Муромском историко-художественном музее хранят память о муромчанах, оставивших след в жизни города, страны и всего мира. Один Владимир Зворыкин, изобретатель телевидения, чего стоит – ему в музее посвящена большая экспозиция. Илья Муромец упоминается в музейных экспозициях дважды – в зале располагается бюст-реконструкция, сделанная по черепу Ильи Печерского. Также рядом со зданием музея располагается скульптура – огромный дубовый пень вверх корнями. По преданию, ощутивший силу Илья вырывал вековые дубы из земли и бросал их в Оку, чем изменил русло реки. Дерево, ставшее памятником, также было извлечено из Оки.

У бюста, который реконструирует внешность Ильи Печерского, сотрудник муромского музея Юрий Смирнов может прочитать большую лекцию. В частности, он попросит всмотреться в лицо Ильи и безошибочно обнаружить в нём северные черты – очевидна легкая монголоидность, которую связывают с влиянием на славян финно-угров и других северных племен. В лицо и личность богатыря историк всматривается много лет, написанная им книга «Илья Муромец» (в соавторстве с Ольгой Суховой) рассказывает об Илье былинном и реально жившем.

Около полугода назад Национальной комитет по телевидению и радиовещанию Украины запретил к распространению две книги о богатыре – «Илья Муромец и Соловей-разбойник: сказки о русских богатырях» и «Богатырские русские сказки». Причина – эти издания не соответствуют государственной политике Украины.

Версия о черниговском происхождении Ильи Муромца существует не один десяток лет. Одним из главных аргументов её приверженцы считали молодость села Карачарова – дескать, в документах оно упоминается лишь с XVI века, и его существование в XII веке не доказано. Стало быть, богатырь Илья родом не из севернорусского Мурома, а из черниговского села Моровск , прежде называвшегося Муромск… Однако пару лет назад аргумент потерял актуальность. По словам Юрия Смирнова, относительно недавние находки археологов свидетельствуют – Карачарово не только в XII, но и в X веке стояло.

Учёный вспоминает о том, какие тесные взаимоотношения существовали между муромскими и киевскими коллегами не только в советские времена, но ещё пять лет назад. Тогда ни о каком дележе былинных героев и исторических личностей и речи не шло. Ездили друг к другу на исторические конференции и в научные командировки, сотрудники муромского музея со стажем бывали в Киево-Печерской лавре и видели мощи Ильи Печерского.

Мощи преподобного Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре Мощи преподобного Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре

В городе Муроме, в селе Карачарове

Ещё одним доказательством муромского происхождения богатыря может служить цикл местных былин и сказов об Илье. Об этом упоминает в одном из писем писатель Максим Горький, живший в Муроме в юности. В Муроме знают даже фамилию Ильи Муромца – Гущин. Представители семьи Гущиных в разные века славились недюжинной силой. Согласно документам, одному из её представителей в XIX веке было официально запрещено участвовать в кулачных боях.

Карачарово сегодня – это большое поселение, слившееся с Муромом. Городская окраина на берегу Оки. Карачарово даже на фотографии поражает сказочным пейзажем, будто сошедшим с иллюстрации богатырских былин: холм, обрыв, дремучий лес. Гущины живут здесь и по сей день, причём в доме по улице Приокской, 279, где по преданию находилась изба родителей Ильи Муромца.

Неподалеку от дома стоит Троицкая церковь. Согласно былинам, её Илья сложил своими руками из дубов, вытащенных из Оки. Современное строение возведено в 2007 году на месте разрушенной ещё в 1960-е годы старинной церкви. Гущины из упомянутого дома, на котором расположена деревянная доска с именем Ильи Муромца, к туристам относятся терпимо. Но, по словам местных, к беседам о предке не расположены.

В Муроме интересующиеся богатырем не проходят мимо Спасо-Преображенского монастыря. В обители, основанной ещё при жизни Ильи Печерского, в саркофаге хранятся частички мощей святого. В конце 80-х годов прошлого века в тогдашней Украинской ССР была проведена экспертиза мощей Ильи Печерского. Было установлено, что он был высокого роста и мощного телосложения, исследователи обнаружили признаки заболевания позвоночника и следы многочисленных ранений.

Те, кто приехал в Муром с детьми, посещают открытый несколько лет назад Театр-музей Ильи Муромца. В избе, вырубленной по местным традициям, показывают спектакли, рассказывают о богатыре и отправляются в сказку – примеряют шлем Ильи Муромца, пытаются «пересвистать» Соловья-разбойника и т. д.

С начала 1970-х ходов живёт в Муроме и другой Илья Муромец – в парке выставлен одноименный бронепоезд. Построенная в начале Великой Отечественной войны машина прошла славный боевой путь. Совмещая в себе внушительную огневую мощь, усиленную броню и высокую скорость, «Илья Муромец» был практически неуязвим. Он дошёл до Франкфурта-на-Одере, совершил более 150 огневых налетов, уничтожив 14 специализированных орудий и минометных рот, 36 опасных огневых точек, 7 фашистских самолетов и не получил ни одной пробоины. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт» , – говорил один литературный капитан.

Кстати, когда в 1944 году под Ковелем военная судьба свела на одних рельсах «Илью Муромца» с немецким бронепоездом «Адольф Гитлер», советская боемашина вышла победителем из лобового столкновения.

masterok


Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои - былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы…

Алёша Попович

Алёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.

clip_image001

Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугарином змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По "Повести временным лет" именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму "Итларище поганый". Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в "чистом поле".

300px-__thumb[5]

Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугарином змеем. Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарин змей" - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея".

Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

Добрыня Никитич

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня - добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает. Имя "Добрыня" обозначает "мягкосердие богатырское".

clip_image002

Былинный Добрыня также имеет прозвище "млад", он силен, является защитником "несчастных жен, вдов и сирот". Кроме того, он креативен - играет на гуслях и поет, азартен - не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум - князь-дружинник.

Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич - это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское - Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что "Никитич" - как раз трансформированное народом "Низкинич".

4dcfa2ef633997c5af99e2268d3_thumb[5]

Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По "Повести временных лет" именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, "Путята крести мечом, а Добрыня огнем", дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец

Илья Муромец - старший из "младших богатырей". В нем все - наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных - ушел в монахи.

clip_image004

Прототип нашего главного витязя - Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также "Чоботок". Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря:

«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга "Тератургима". В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря "Тератургима" относит к XII веку.

ilya__thumb2_thumb[4]

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника.

По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.

masterok


В 1188 году в Киево-Печерской обители почил преподобный старец Илия, память которого Православная церковь празднует 1 января. В народе этот святой более известен как русский богатырь — Илья Муромец. В глубокой старости он стал насельником монастыря, увенчанный славой героя и победителя супостатов. Как пишет журнал Московской патриархии: «Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были они великие, если мощи его через много лет обнаружились нетленными». Православная церковь причислила народного любимца к лику святых в 1643 году.

А в 1594-м посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев и Софийский собор, увидел «там гробницу Илии Муромца, о котором рассказывают много басен. Гробница его ныне разрушена».

Лучшее свидетельство огромной популярности образа Ильи Муромца – количество былин и былинных сюжетов о нем. Ведь даже о Василии Буслаеве – фигуре весьма колоритной – известно всего два сюжета. Существуют сотни записей былин о Ставре, Дюке, Чуриле, Садко, Соловье Будимировиче, но оригинальных сюжетов о каждом из них один-два – не более, в то время как об Илье Муромце можно назвать более десяти, не говоря уже о вариантах, которые, собранные вместе, вполне могут составить подлинную Илиаду русского эпоса.

Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о верности родной земле, о богатырской удали и чести. Никто из богатырей – ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович – не может сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем.

Любопытное описание мощей Ильи, которым он поклонялся в 1701 году, оставил московский священник Иоанн Лукьянов в своем «Путешествии в Святую Землю». По словам Иоанна, это был крупный и сильный человек (рост около 180 сантиметров), облаченный в монашескую одежду. Кроме глубокой округлой раны на левой руке, видно такое же значительное повреждение в левой части груди.

Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития. Зато существует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Илья Муромец — самый известный герой русского эпоса, но в то же время самый загадочный. Наши далекие предки не сомневались в том, что Илья — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Однако русские летописи не упоминают его имени.

По одной из версий, Илья родился в селе Карачарове под городом Муромом. От рождения он был немощен, даже ходить не мог до тридцати лет. Сила далась ему чудом, через святых старцев, «калик перехожих». Они пришли к нему в дом, где он привычно сидел один, и повелели: «Поди и принеси нам напиться». Не желая ослушаться старцев, Илья вдруг встал и принес им целое ведро воды. «Выпей сам», — велели старцы. Он выпил. «Что ты в себе слышишь?» — «Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли». — «Принеси еще ведро». Илья принес. «Выпей и это ведро, — сказали ему старцы. — Что в себе слышишь теперь?» — «Если бы кольцо ввернуть в землю, — ответил Илья, — я бы повернул землю». — «Это много. Принеси третье ведро». Илья принес третье ведро, выпил, и силы у него стало меньше. «Будет с тебя и этого», — сказали старцы и ушли.


Илья же отправился в стольный град Киев к великому князю Владимиру. Время было тревожным, прямой дорогой в Киев ехать никто не решался. Встретив на этом пути разбойников, Илья драться с ними не стал. Взял свой тугой лук и пустил стрелу в дуб, отчего дуб изломался «в черенья ножевые». Он показал Разбойникам свою силу и они с поклоном пропустили его.

Но народная память слила воедино двух великих князей — святого равноапостольного Владимира и Владимира Мономаха, перенеся события, случившиеся при Владимире Мономахе, во времена святого князя Владимира.

Богатырь Илья Муромец приезжает к князю Владимиру Мономаху (1053-1125), и это видно хотя бы из того, что христианство уже распространилось на Руси, глубоко вросло в народную душу и даже в быт, что, конечно, не могло осуществиться при святом Владимире. Сам Илья — христианин, сидит за столом с Владыкой Черниговским, а в Ростове Великом стоит собор, где давно служит отец сидящего рядом Алеши Поповича.

«Спокойное величие древнего эпоса дышит во всех рассказах, и лицо Ильи Муромца выражается, может быть, полнее, чем во всех других, уже известных сказках»,– писал А.С. Хомяков в предисловии к первой публикации былин из собрания П.В. Киреевского (Московский сборник, 1852), когда былины еще считались сказками. А в 1860 году в первом выпуске Песен, собранных П.В. Киреевским, была опубликована «Заметка о значении Ильи Муромца» К.С. Аксакова, с которой, по сути, и начинаются попытки осмысления этого образа. Константин Аксаков первым обратил внимание, что образ Ильи Муромца является своеобразным рубежом, отделяющим две эпохи в развитии русского эпоса. «Илья Муромец,– подчеркивал он,– не принадлежит к титанической, но к богатырской эпохе; он есть величайшая, первая человеческая сила».

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 году. В ту атеистическую эпоху комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами Лавры. В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава СССР вновь провела экспертизу. При этом применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст мужчины — 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича ног; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели очень приблизительная — XI-XII: вв. Но и это не расходится с вышеупомянутым временем жизни Ильи Муромца. Подтвердилось мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире Красное Солнышко, как повествуется в былинах.

В родном селе Карачарове всегда хранили память о любимом богатыре. Здешние предания рассказывают о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы. Местные жители особо почитали родники, которые, по преданию, возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Таких родников насчитывалось множество.

Особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил сам Илья. Троицкая церковь в селе Карачарове, по преданию, также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору. На родине Ильи Муромца бытовали рассказы о его борьбе с драконом. В былинах такого сюжета нет, он известен только в сказочном варианте. Местный краевед А.А. Епанчин в конце 1960-х записал интересную версию данного сюжета, по которой Илья Муромец совершает подвиг, убив дракона в другом государстве, а затем возвращается на родину и женится на красавице-дочери муромского князя Глеба.

В газете «Муромский край», издававшейся в 1914 году, была опубликована «Повесть о сильном и славном витязе Илье Муромце», где ему приписывается истребление драконов — доисторических животных, чьи кости находят в окрестностях города. Здесь же рассказывается, что Илья Муромец, по прозвищу Гущин проживал неподалеку от села Карачарова в лесу, бывшем в то время непроходимым. Прозвище — Гущины — стало родовым, а затем фамильным для части крестьян этого села, которые до сих пор считают себя потомками славного богатыря. В XIX веке бытовало мнение, что карачаровские крестьяне по фамилии Ильюшины также являются его потомками.


В последние годы с возрождением Церкви и местных святынь церковное почитание Ильи Муромца значительно усилилось и распространилось по всей стране. В Карачарове был восстановлен храм, где 1 января 1993 года была торжественно установлена икона святого с частицей его мощей. Образ исполнил муромский художник-иконописец И. Сухов по заказу потомков богатыря, многочисленных Гущиных. Частица мощей преподобного была передана из местного музея.

В 1994 году на городском кладбище заложена часовня во имя святого богатыря. Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых и изображается на иконах для монастырей и храмов. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 году на территории воинской части в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.

В 1869 году вышло первое фундаментальное исследование «Илья Муромец и богатырство киевское» Ореста Миллера, положившее начало научному изучению образа центрального героя русского эпоса. Об Илье Муромце писали Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер, А.И. Соболевский, А.В. Марков и многие другие крупнейшие дореволюционные исследователи. А из работ советского времени следует назвать в первую очередь известную книгу В.Я. Проппа «Русский героический эпос» (1958), несколько глав которой полностью посвящено Илье Муромцу, статью и комментарии А.М. Астаховой к осуществленному ею изданию «Илья Муромец» в серии «Литературные памятники» (1958).

«Илья Муромец,– пишет А.М. Астахова,– это образ огромной, осознающей себя разумной, целесообразно направленной силой. Многочисленные подвиги Ильи Муромца, описанные в былинах, всегда связаны исключительно с задачей служения народу, он изображен в русском эпосе прежде всего как сберегатель родины. Илья Муромец борется с иноземными захватчиками, спасает родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей, приезжающих на Русь с враждебными намерениями. Ему также приписываются подвиги в борьбе с насильниками внутри страны, с разбойниками, от которых он очищает прямоезжие дороги, охраняя мирный труд и благосостояние народа».


Однако существует вот такая версия:




Прп. Илья Муромец в пещерной келье в Киеве

Дискуссии о том, существовал ли Илья на самом деле, могли бы продолжаться еще очень долго, если бы не научные исследования, проведенные в 1989-1992 годах в Киево-Печерской лавре. Дело в том, что в Ближних пещерах лавры среди более чем сотен мощей древних святых покоятся и останки некого «Ильи из града Мурома». Именно эти останки, вместе с десятками других, были исследованы группой ученых.

«Исследования проводились три года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Были сотрудники Киевского медицинского института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены. Разумеется, участвовали и сотрудники Института геологии Академии наук, и именно в этом институте проводилось исследование по датированию останков», — рассказывает профессор Борис Михайличенко, активный участник научного исследования мощей лаврских святых, ныне заведующий кафедрой судебной медицины Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца. Одной из главных научных сенсаций стали итоги исследования останков Ильи Муромца.

Предоставим слово Борису Валентиновичу: «Давайте вспомним былины. Там он описывается как человек богатырского телосложения. Проверяем. Длина тела, то есть рост, -177 см. Для того периода времени это был человек высокого роста, ведь основная масса населения была ниже. Например, рост других святых из лавры -160- 165 см. Далее — на костях у мумии очень хорошо развиты так называемые бугристости. А мы знаем, что чем лучше у человека при жизни развиты мышцы, тем больше у него будут эти бугристости. То есть у него была хорошо развита мышечная система. Кроме того, при рентгенологическом исследовании в черепе были обнаружены изменения в отделе мозга, называемом «турецкое седло». Эти изменения, характерные для акромегалии, акромегалоидного акцента. Люди в состоянии акромегалии имеют непропорционально большие части тела. Во все времена есть люди с такой симптоматикой, про них говорят — «косая сажень в плечах», по-украински их называют «кремезні». У них большие конечности, большая голова, то есть богатырский вид. Совпадает внешний вид с описанием из былин? Конечно!



Мощи святого Илии Муромского, хранимые в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры

Смотрим дальше. Согласно былинам, он 33 года лежал на печи, потом пришли какие-то калики перехожие, которые его исцелили, и он пошел защищать землю Русскую. Согласно же рентгенологическим исследованиям, у него было специфическое заболевание — спондилоартроз.

И еще один аргумент — это возраст захоронения, датирующийся XI или XII веком. С учетом всех этих параметров мы вполне можем считать, что эти мощи действительно принадлежат Илье Муромцу».

В древних книгах Илья называется по-разному: то Муромцем, то Муравленином, то Муровлином.

Кандидат географических наук Сергей Хведченя, написавший книгу об Илье Муромце, объясняет разницу в прозвищах святого богатыря тем, что Илья на самом деле родом не из Мурома, а из Черниговского княжества — из города Моровийска (который впервые упоминается в летописях в 1139 году).

Кстати, в Козелецком районе нынешней Черниговской области и сегодня существует село Моровск. Сергей Хведченя напоминает, что в некоторых былинах Илья слушает заутреню в церкви родного города, а вечерню — в стольном граде Киеве. Расстояние от нынешнего Моровска до Киева — примерно 90 километров, тогда как от Мурома — около 1 500 километров. По этой логике, Илья, скорее всего, родился на территории современной Черниговской области.
Однако такая гипотеза о родине Ильи разделяется далеко не всеми историками.

Хведченя по этому поводу замечает: честь быть родиной нашего Геракла оспаривается разными городами, как и в случае с самим греческим героем.

Многое в жизни Ильи Муромца до сих пор остается загадкой. К примеру, очень трудно определить точные годы жизни древнерусского героя. Согласно свидетельству Афанасия Кальнофойского, Муромец умер за 450 лет до того, как Афанасий в 1638 году издал свою книгу. Поэтому историки просто отняли от 1638 года 450 лет и получили 1188 год. Если эта дата правдива, то о каком тогда князе Владимире упоминают былины, ведь Владимир Креститель умер в 1015 году, а Владимир Мономах — в 1125 году?

Остаются открытыми и многие другие вопросы. Более точно можно говорить не о жизни богатыря, а о его смерти. Профессор Михайличенко считает, что Илья умер во время боя. «У него рана в области проекции сердца, проникающая в грудную полость. Скорее всего, он умер от этой раны. Кроме того, у него была переломана правая ключица. Сломаны также были второе и третье ребро, рентгенологи нашли костные мозоли. То есть эти переломы были получены еще при жизни, в каких-то боях, а потом зажили. Именно в таких случаях образовываются костные мозоли. Хорошо видно рану на ладони, судя по всему, тоже от какого-то холодного оружия — плоско-колющего предмета».

Скудость достоверных сведений никогда не была основанием скептицизма Церкви относительно того или иного святого.

«Бывает, что о святом подвижнике до нас доходят скупые сведения. Но вместе с ними мы наследуем из прошлого традицию почитания данного угодника Божия, отраженную в памятниках письменности. При этом мы осознаем, что современники рождения традиции располагали более подробными данными о подвижнике и не сомневались в обоснованности почитания», — объясняет Владислав Дятлов. Так и произошло с Ильей Муромцем — традиция появилась раньше научного объяснения. Но наука в итоге лишь доказала традицию.

Кроме того, серьезным аргументом в пользу святости является и сам факт того, что мощи Ильи покоились в лаврских пещерах, где обычно не хоронили воинов, какими бы выдающимися ни были их заслуги перед Отечеством. «То, что он ушел в монастырь, говорит о том, что Илью уже не связывало его героическое прошлое. Его душа оказалась сильнее его богатырского тела», — говорит архимандрит Нестор.

Но самым главным итогом проведенных исследований историки считают развенчание мифа о том, что Церковь якобы использует авторитет народного героя. «Долго считалось, что эти мощи — результат сознательной или несознательной ошибки, а тут именно наука доказывает правдивость древней традиции», — вспоминает Владислав Дятлов первые впечатления ученых после работы в лаврских пещерах.

Предлагаю ознакомиться еще и с Неофициальной историей. Александр Невский или например Несколько слов о покорении Сибири

Читайте также: