Как все было на самом деле wow

Обновлено: 27.04.2024

Сколько жителей СССР погибло в Великую Отечественную войну ?

Сталин озвучил в 1946 году цифру в 7 миллионов человек. Откуда Сталин взял эту цифру ? С потолка. Во второй половине 1945 года и в начале 1946 года в СССР по заданию Политбюро работала комиссия под руководством председателя Госплана Вознесенского, которая в отчете назвала цифру - 15.4 миллиона погибших. Сталин не решился озвучить ее народу. И назвал цифру 7 миллионов.

А сколько же погибло на самом деле ? В комиссии Вознесенского работали не дураки и назвали почти точную цифру. Сталин дураков не держал. Но более точную цифру в начале 90-х годов назвал легендарный Земсков. Тот самый, который назвал точную цифру репрессированных в годы правления Сталина. И никто не может данное число репрессированных опровергнуть.

Безвозвратные потери советского народа в Великую Отечественную войну составили 16 миллионов человек. Такую цифру назвал Земсков в начале 90-х, его данные стали шоком для Ельцина и компании, которые ожидали гораздо большее число погибших, поэтому данные Земскова тщательно скрываются и поныне. Где 11.5 миллионов военных, как погибших на фронте, пропавших без вести, так и умерших в плену, в госпиталях от ран и 4.5 миллиона мирного населения. При этом погибло 15.8 миллиона, а 200 тысяч военнослужащих, в основном предателей, что остались жить после войны на западе.

А как же цифра 20 миллионов, озвученная в 60-е годы вначале Хрущевым, а потом Брежневым ? Точной информации, как там считали, нет. Известно лишь, что в 20 миллионов входят не только погибшие, но и умершие в результате сверхсмертности в период ВОВ 1941-45 годов. Возможно, что там учитывали 15.4 миллиона комиссии Вознесенского и округленную цифру сверхсмертности во время ВОВ - 4.6 миллиона. Возможно, что считали балансовым путем.

А цифра 26.6 миллионов, названная в 1990 году ? На ней остановлюсь подробно и дам полный разбор, откуда она взялась и честна ли она. Советую дочитать до конца. Информация любопытная.


8 мая 1990 года на торжественном заседании Верховного Совета СССР были озвучены новые цифры людских потерь Советского Союза в ходе ВОВ 1941-45 годов. Отныне людские потери в ходе самой тяжелой войны в истории нашей страны стали равняться 26.6 миллионам человек. До этого официальной цифрой людских потерь СССР в ходе ВОВ 1941-45 годов считалась цифра более 20 миллионов, озвученная Брежневым в 1965 году.

При этом 26.6 миллиона - это не число погибших, как считает большинство, а количество погибших, плюс количество умерших в ходе войны в результате сверхсмертности, так как в период войны условия жизни были нечеловеческие, особенно на оккупированной фашистами территории.

А теперь о том, откуда взялась цифра 26.6 миллиона ?

Численность населения СССР на 22.06.1941 года, включая все присоединенные в 1939 и 1940 годах территории, составляла - 196.7 миллиона человек.

Численность населения СССР в границах 1941 года на 31.12.1945 года составила - 170.5 миллиона человек. Из них, родившиеся до 22.06.1941 года - 159.5 миллиона. То есть общая убыль составила 196.7-159.5=37.2 миллиона человек.

При этом, если бы не было войны, то все равно в СССР с 22.06.1941 по 31.12.1945 умерло бы 11.9 миллиона человек, исходя из смертности довоенного 1940 года. При этом от повышенной детской смертности в ходе войны умерло 1.3 миллиона малышей, родившихся в ходе войны. Их надо вычесть из цифры 11.9 или прибавить к цифре 37.2 миллиона. Без разницы. Вычтем 11.9-1.3=10.6

И последнее. Из цифры 37.2 вычитаем 10.6 миллиона, получаем 26.6 миллиона. Таковы демографические потери СССР в ходе ВОВ 1941-45 годов по данным комиссии Горбачева.

Смотрите таблицу, что дана наверху.

Правильны ли эти расчеты, честны ли они или Горбачев и его окружение солгали, умышленно увеличив потери СССР, чтобы очернить советскую власть ?

Увы, но все подсчитано верно. Какие доказательства ? Они взяли данные переписи 1939 года, прибавили численность территорий, которые присоединили к СССР с 1939 по 1941 год, прибавили данные ЗАГСов, плюс вывели, чтобы проверить данные ЗАГСов, среднеарифметическую роста населения к 22.06.1941 года и получили цифру 196.7 миллиона. Затем взяли данные переписи 1959 года, вычли из них данные ЗАГСов, плюс вывели среднестатистическую роста населения с 01.01.1946 года по 1959 и получили 170.5 миллиона. 159.5 миллиона получили, вычтя число родившихся и выживших в период войны 11 миллионов малышей из числа 170.5 миллиона.

А откуда взяли 11.9 миллиона тех, кто умер бы в период ВОВ ? Из секретной записки начальника ЦСУ Старовского от 13.09.1952 года на имя Берии , а также аналогичной записки того же Старовского от марта 1953 года в Политбюро, в которых он сравнивает предвоенные данные, 1940 года, родившихся и умерших с цифрами 1951 года и в 1952 года соответственно. Из данных записок явствует, что в 1940 году в СССР умерло 3.535 миллиона человек. Из них 1.147 миллиона дети до одного года. Да, детская смертность зашкаливала. Хоть и снизилась в 1.5 раза по сравнению с 1913 годом.

То есть без детей до года умерло в 1940 году 2.388 миллиона человек. Умножим данную цифру на 4.5 года войны. Получим 10.746 миллиона. Теперь прибавим к данному числу 1.147 миллиона детей до одного года, кто бы так и так умер в период войны, исходя из довоенной рождаемости. Так как в ходе ВОВ рождаемость сильно упала. 10.746+1.147=11.893 миллиона. То есть те самые 11.9 миллиона, что в докладе комиссии.

То есть все верно. А почему раньше Хрущев, а потом Брежнев говорили о демографических потерях в 20 миллионов ? Данные, которые в записках Стравинского были обнародованы в перестройку. До этого они хранились под грифом " Секретно". И как пишет известный историк Земсков, который и сам заблуждался, раньше считали, что в 1940 году умерло 4.2 миллиона. К тому же из данного числа не вычитали детей, умерших до 1 года. 4.2*4.5=18.9 миллионов. На 7 миллионов больше, чем в докладе комиссии. 26.6-7=19.6 миллионов. Что и требовалось доказать.

Скажу честно, когда до всего докопался, ведь комиссия Горбачева никаких разъяснений не дала, все сам перепроверил, то был шокирован. Раньше считал, что цифра 26.6 миллиона сильно завышена. Но это еще не все.


Честные ли цифры в 20 миллионов и в 26.6 миллионов? Нет. Ибо они учитывают, как безвозвратные потери так и косвенные - сверхсмертность, а также тех, кто после ВОВ не вернулся в СССР, остался жить на западе, а это 450.000 человек, в основном из числа коллаборационистов и членов их семей. Все остальные страны дают только безвозвратные потери. А населению России эти цифры преподносятся, как безвозвратные потери, редко пишут, что они учитывают потери косвенные, что это общие людские потери СССР во время Великой Отечественной войны. Хорошо хоть, что они не учитывают и падение уровня рождаемости, а то бы цифра выросла еще на 7-8 миллионов.

Цифру 42,7 миллионов людских потерь, которую недавно озвучили, даже обсуждать несерьезно. Там одна ложь. Причем начинается она с того, что к численности населения СССР - 196.7 миллиона прибавляют численность Красной армии более 5 миллионов человек, якобы, численность Красной армии не входила в численность СССР, а значит, что общая численность СССР была более 202 миллионов человек. Подобное заявление - верх маразма. Маразм же анализировать абсурдно.

PS. Точны ли данные Земскова ? По цифре 11.5 миллиона погибших, умерших от ран и в плену военнослужащих вопросов в принципе нет.

Всего за годы ВОВ в Красной армии служило 34,5 миллиона военнослужащих. Из них уволено из армии по ранению и болезни -- 3,8 млн.; передано для работы в промышленности, местной противовоздушной обороне и в подразделения военизированной охраны -- 3,6 млн.; направлено на укомплектование войск и органов НКВД, специальных формирований других ведомств -- 1,2 млн.; осужденных, дезертиров, неблагонадежных, переданных армии союзников - 1 млн.; вернулось из немецкого плена - 1.8 млн.; на 1 июля 1945 г. в Вооруженных Силах по списку оставалось 11,4 млн.; в военных формированиях других ведомств, состоявших на довольствии в Наркомате обороны, — 0.4 млн.; лечилось в госпиталях — чуть больше 1 млн. Высчитываем все эти цифры из 34.5 млн и получим число погибших военнослужащих. В остатке 10.3 миллиона. Плюс 0.5 млн, кто был призван в Красную армию, но до части не добрался или не был поставлен на учет, а погиб. Таких особенно много в 1941 году. Плюс вторично призванные из числа освобожденных из плена, а также из числа ранее комиссованных по ранению, на что вынужденно было пойти руководство Красной армии в 1944 году, солдат стало не хватать, человеческие ресурсы подходили к концу. к Плюс у Земскова есть ряд поправок к цифрам выше. То есть его 11.5 миллионов вполне логичны.


Данные же Кривошеева сильно занижены: 8 668 400 человек (6 818 300 солдат погибло в боях, госпиталях и при прочих происшествиях, а 1 850 100 человек не вернулось из плена). Но вот только по данным фашистов, учитываем немецкую пунктуальность, на май 1944 года в плену умерло более 3 миллионов советских военнопленных, далее фашисты учет не вели, как и учет своих погибших солдат и офицеров, не до этого им стало, а значит, что пленных умерло существенно больше трех миллионов. Смысла же врать фашистам не было никакого. Уменьшение общего числа погибших военнослужащих произошло из-за того, что у Кривошеева существенно занижены данные по числу наших военнопленных, на 1.2 миллиона, как минимум, указаны 3.4 млн вместо 4.6 млн по данным Министерства обороны, а по гитлеровской статистике пленных было не менее 5.2 миллиона. Уменьшены данные у Кривошеева по числу погибших военнослужащих. Критику его методов подсчета, указания на его ошибки несложно найти в интернете. Кроме того, Кривошеев значительно завышает число погибших на принудительных работах в Германии, по его данным таких 2.164.300 человек. Погибших пленных 1.850.100, а тех кого гораздо качественнее кормили и кто жил в более лучших условиях 2.1 миллиона. Абсурд. По подсчетам Земскова на принудительных работах в Германии погибло 0.2 миллиона, при этом он перестраховался, увеличив данные, которые вели гитлеровцы, в два раза. Немцы и тут вели точную статистику. Земсков приводит такие данные численности умерших «остарбайтер» по отдельным месяцам: 1943 год: октябрь — 1268, ноябрь — 945, декабрь — 899; за 1944 год: январь — 979, февраль — 1631 человек. Из данных цифр очевидно, что данные Кривошеева относительно погибших на принудительных работах в Германии завышены сразу на 2 миллиона. То есть число безвозвратных потерь военнослужащих Кривошеев существенно занизил, а число погибших мирных граждан значительно увеличил.

Всего ЧГК было насчитано 6,8 млн. жертв фашизма. До конца 1960-х годов эта цифра была строго засекречена и впервые опубликована в 1969 году в статье бывшего главного обвинителя от СССР на Нюрнбергском процессе Р.А.Руденко. Она же приведена и в вышедшем в 1973 году 10-м томе «Истории СССР с древнейших времён до наших дней».

При этом ЧГК, что продолжала работу и после ВОВ, учла фактически всех погибших мирных граждан, больше 6.8 миллионов их быть не может. Более того, многие историки считают, что данная цифра несколько завышена. Так как одних и тех же людей в разных регионах учитывали несколько раз. Тот же Земсков в ней сомневался, поэтому уменьшил ее, проведя свои расчеты, до 4.5 миллионов. Но большинство историков сходятся во мнении, что цифра в 6 миллионов наиболее точно отражает число погибшего мирного населения.

И что в итоге ? 11.5+6=17.5 миллионов - безвозвратные потери СССР. Из 26.6 высчитываем 17.5 миллионов, получаем 9.1 миллиона. Из данного числа высчитываем тех, кто остался жить на западе, как военных, так и гражданских, Земсков считал, что осталось 200.000 человек, но это явно заниженная цифра. По оценкам западных историков и советских на западе осталось 450 тысяч. В основном коллаборационистов (больше всего из Западной Украины и Прибалтики), членов их семей, а также лиц из числа военнопленных и угнанных из СССР мирных граждан. Вычитаем из 9.1 миллиона 400.000 (округлил) получаем 8.7 миллиона. Данное число, 8.7 миллиона - сверхсмертность в период ВОВ 1941-45 годов, в том числе и на оккупированной территории. Много ? Сравним с серединой 90-х годов. Сверхсмертность в данный период по сравнению с 80-ми годами составила за 4 года - 2.4 миллиона. При этом население было на 50 миллионов меньше. При численности более 190 миллионов она бы составила - 3.2 миллиона. В начале 0-х годов сверхсмертность за 4 года еще выше - 3.1 миллиона. При численности более 190 миллионов - 4 миллиона. И это в мирное время. Когда не было войны. Когда народ не испытывал и малой доли того, что испытал и через что прошел в период 1941-45 годов. То есть цифра сверхсмертности в период ВОВ - 8.7 миллиона вполне соответствует истине.

Вечная память павшим в боях и умершим от невыносимых условий жизни в годы
Великой Отечественной войны.

Сеттинг

Вселенная Warcraft включает в себя множество миров, путешествовать между которыми можно через порталы. Азерот — один из таких миров, он более-менее похож на Землю и именно здесь разворачиваются основные события.

Естественно, вторжение орков в Азерот — это далеко не самое начало, история прописана на много веков в прошлое и всех этих эпичных битв титанов с элементалями и драконами хватит на десяток приквелов, но снимать по ним кино тяжело, так как людей там еще нет, а сопереживать богоподобным гигантам довольно сложно. Расписывать эти эпичные битвы здесь тоже нет смысла — они похожи на мифы Древней Греции и Махабхарату — сражения богов и полубогов, сотрясающие вселенную, сотворение миров и новых рас, запутанные и таинственные.

Предыстория: Война Древних (10 000 лет назад)

Первая разумная раса Warcraft — титаны, а Азеротом изначально заправляли элементали, поклонявшиеся древним богам. Титаны слонялись по вселенной и развлекались переделкой миров по своему усмотрению. Прибыв в Азерот, они победили армию древних богов и поставили пять драконов хранителями этого мира.

Черного дракона Древние Боги, опечаленные проигрышем, свели с ума, и он стал Смертокрылом, позже устроившем тот самый Катаклизм. Из Хранителя земли превратившись в существо, мечтающее все сжечь. I am fire, I am death, мда.

Один из титанов, Саргерас, многие века сражавшийся с армиями демонов, в конце концов приуныл и решил, что это бесполезно. Он решил предать собратьев, возглавить демонов и… опять-таки все сжечь — но только уже вообще все, во всех мирах.

Для начала Саргерасу нужно было найти командный состав для своей демонической армии, поэтому он обратился к расе эредар, предрасположенной к магии. Двое из трех старейшин эредаров, Килʼджеден и Архимонд, соблазнились вакансией, а Велен отказался и сбежал со своими последователями — позже они стали называть себя дренеями.

Покорив множество миров, Саргерас начал засматриваться на Азерот, привлекавший его своим Колодцем Вечности — мощным источником магической силы.

Он с помощью легкой манипуляции сознанием запудрил мозги королеве ночных эльфов Азерота — Азшаре. Благодаря ее помощи армия Саргераса вошла в Азерот и начала жечь и крушить, но сам титан в портал целиком не пролезал — требовалось его расширить.

До армии Азерота дошло, что демоны лезут через портал в Колодце Вечности, и они решили его уничтожить. Уничтожили. Вместе с Колодцем, который взорвался и расколол единый материк на части, которые мы и наблюдаем теперь на карте Азерота. На месте Колодца закрутился Водоворот. Азшара и ее прихлебатели были отброшены на его дно и превращены в нагов.

Саргерас, застрявший во взорвавшемся портале, физически погиб. Храбрая, но наивная девушка-маг Эгвин долго пыталась уничтожить все его аватары с упорством Гарри Поттера, но в итоге и стала путем титана обратно в мир.

Он вселился в ослабленную Эгвин, разрушающую один из аватаров и позже перебрался в ее сына, Медива. В четырнадцать лет силы Хранителя пробудились в нем, столкнувшись со сквоттером-Саргерасом, от чего мальчик упал в кому на 20 лет. За эти годы титан окончательно взял его под контроль, поэтому проснувшись, Медив стал готовить новый план захвата Азерота.

Тут, наконец, и начинаются события игры и грядущего фильма, которые называются Первой Войной. Вышеописанное первое вторжение называется Войной Древних, их разделяет около десяти тысяч лет.

Еще по теме:

Работа над World of Warcraft практически остановилась — сотрудники слишком возмущены комментариями Activision Blizzard об иске

Старший системный дизайнер World of Warcraft Джефф Хэмилтон (Jeff Hamilton) рассказал, что работа над игрой в данный момент практически остановлена — многих сотрудников слишком разозлил ответ руководителей Activision Blizzard на иск о нездоровом отношении к женщинам в компании.

Я считаю корпоративный ответ Activision абсолютно недопустимым. Я совершенно не поддерживаю его. Перехватывать истории жертв и превращать их в риторическую дубинку — это зло. Отвратительно отвечать на такие обвинения чем-либо кроме хорошо продуманного плана того, как устранить эти проблемы.

Ответ Activision настолько разозлил и травмировал группу высококлассных разработчиков, что они не могут продолжать создание отличной игры.

Я искренне люблю свою команду. Я доверяю своим коллегам. Я рекомендовал это место людям, которые мне дороги, и лично для меня это место стало лучом света. Но ЧЕРТОВСКИ ОЧЕВИДНО, что схожие впечатления были не у всех. Те, кого настигла дискриминация, заслужили пережить схожие позитивные впечатления.

О том, что многие члены команды World of Warcraft временно прекращают работу в знак поддержки женщин в компании, говорил и ведущий гейм-дизайнер Джереми Физел (Jeremy Feasel). По всей видимости, протест внутри Blizzard принял массовые обороты: для Overwatch даже не стали выпускать готовую карту, которая должна была дебютировать 22 июля.

История мира Warcraft

Многие, наверное, при просмотре трейлера фильма «Варкрафт» задавались вопросом «А что там было-то, в этой первой части игры, по сюжету?». Материалов, которые могли бы кратко и четко пересказать основной сюжет для новичков или склеротиков вроде меня, я не нашел, поэтому его пришлось собирать самому. Да, это до известной степени спойлерит фильм, но дает представление о глубине истории и точно может разжечь интерес к фильму.Если боитесь спойлеров — можете прочитать только первую часть, не боитесь — узнаете историю целиком.

Еще по теме:

У первого трейлера экранизации «Варкрафта» возникло много проблем с потенциальными зрителями, но дело не только в недоделанной графике, которая, мягко говоря, местами совсем не впечатляла. Все усложняется еще и завышенными ожиданиями от фильма, накопленными за годы фантазий об экранизации. Но еще одна сложность в том, что история первой игры, которая легла в основу фильма, мало кому известна.

Большая часть фанатов знает этот мир по WoW, еще часть игроков помнят Warcraft 3 с его зрелищными кат-сценами. А вот сюжет первых двух стратегий не помнит почти никто. «Там был сюжет?».

Не говоря уже о том, что большинство фанатов в эти части не то что не играли, а вообще слабо их себе представляют. Они были бы рады увидеть на экране события более поздние и героев более знакомых, того же Артаса, например, но Blizzard логично решили, что если начинать — то с начала.

Я не исключаю себя из этого большинства, так как играл во все части серии (в WoW, правда, крайне мало), в первый Warcraft — еще школьником, когда требования «4МБ оперативки» не казались уморительными, а подчас и пугающими. Но при этом я тоже не помню никакого сюжета, никаких имен, ничего, а вот Артаса и Тралла, таинственного пророка-ворона, который оказался возрожденным Медивом, я помню, пусть и смутно.

Так или иначе, при первом просмотре трейлера я тоже не ощутил какого-то особого эффекта узнавания, история в таком нарезанном виде и впрямь напоминала довольно стандартный сюжет, вторичный еще во времена «Аватара». Кто эти люди, почему босиком, что за консольное мыло?

Но мне было интересно разобраться в том периоде истории мира Warcraft, что нам покажут в фильме, поэтому я начал смотреть разборы трейлера и читать лор. Скажу сразу, узнав подробнее, о чем пойдет речь в экранизации, я пересмотрел трейлер и понял, что жду фильм гораздо сильнее.

Примечание: в цель этой статьи не входит задача подробно описать мир игры и историю со всеми нюансами, скорее дать минимальное представление о событиях и сеттинге, чтобы унять зуд любопытства. Если заметите ошибку или неточность — напишите в комментариях. Нужно также учитывать, что история этого мира постоянно дописывалась и переписывалась, в одном из дополнений к ВоВ и вовсе изменена путешествием во времени, а в фильме ее изменят еще сильнее, поэтому разночтений не избежать.

Еще по теме:

События Первой Войны

Саргерас решил склонить мирных в общем-то орков мира Дренор к нападению на Азерот через Темный Портал, чтобы они ослабили этот мир, как крышку банки с огурцами, к моменту повторного вторжения его Пылающего Легиона демонов.

Для этого он связался через вышеупомянутого Килʼджедена с орочьим шаманом Гулʼданом, чтобы тот построил свою часть Темного Портала на Дреноре и повел через него орков, пока Медив открывает портал со стороны Азерота.

Фильм, как и игра, позволит посмотреть на конфликт с обеих сторон. Протагонистом со стороны орков будет Дуротан, глава одного из кланов — клана Северного Волка. В молодости он сдружился с орком из другого клана — Черной Горы — Оргримом, который позже перенял имя своего отца — Молот Рока. Мы видим их обоих в трейлере.

Межклановая дружба была довольно необычной у орков, но эти двое были неразлучны. Однажды их спасли от верной смерти дренеи и пригласил на обед их старейшина — Велен, который когда-то, как мы помним, отказал Саргерасу.

На тот момент кланы орков были разобщенными, общего лидера не было и Ордой их еще никто не называл. Но был верховный шаман Нерʼзул, который считался заодно и духовным лидером орков. Возможно, именно его лицо в шаманской костяной маске мы видим в трейлере на фоне молний.

Килʼджеден, закосив под духов предков, убеждает Нерʼзула повести всех орков против дренеев, ибо «дренеи — враги орков». Так Килʼджеден пытался наказать бывших собратьев с Веленом во главе за то, что отказали Саргерасу десять тысяч лет назад. А мне говорят, это я злопамятный…

За место предводителя всех кланов решают побороться несколько орков, в том числе и Дуротан, но побеждает в итоге Чернорук, который становится марионеткой Гулʼдана.

World of Warcraft теряет игроков, а сотрудники бастуют: как разворачивается скандал вокруг Blizzard

Blizzard — одна из самых известных компаний в игровой индустрии. Студию, первые два года носившую название Silicon & Synapse, в 1991 году основали три выпускника калифорнийского университета в Лос-Анджелесе — Аллен Адам, Фрэнк Пирс и Майк Морхейм. Последний во время BlizzCon 2017 признался, что занял у бабушки 15 тысяч долларов, чтобы открыть компанию. Вложение отбилось: так, онлайновая игра World of Warcraft, выпущенная в 2004 году, за три года принесла разработчикам более миллиарда долларов.

World of Warcraft — одна из самых популярных игр студии, но не единственная. Ещё до её релиза в 2004 году Blizzard выпустила три игры, которые сделали компанию известной на весь мир и придали ей культовый статус. Речь о стратегиях StarCraft и Warcraft и экшене с элементами ролевой игры Diablo, породившем отдельный жанр, названный в народе «диаблоидом». Все три игры дали старт крупным сериям, две из них Blizzard тем или иным образом развивает до сих пор. О новых играх в серии StarCraft не было новостей с 2015 года, когда вышла заключительная глава StarCraft 2.

Кроме того, в 2016 году студия выпустила крайне успешный онлайновый шутер Overwatch. В апреле 2021 года количество игроков в ней превысило 60 миллионов человек.

С чего начался скандал

История началась 21 июля 2021 года, когда Калифорнийский департамент справедливого трудоустройства и размещения (Department of Fair Employment and Housing, DFEH) подал в суд на Activision Blizzard. В иске отмечается, что он основан на двухлетнем расследовании, в ходе которого DFEH установила, что права женщин в компании ущемляют. Среди ключевых проблем департамент выделил множественные сексуальные домогательства (позже, в августе, стало известно, что до мужчин тоже домогались); меньшую, чем у мужчин зарплату; более жесткие требования для повышения в должности.

Ответ Activision Blizzard не заставил себя долго ждать — в тот же день компания сообщила, что обвинения DFEH основаны на «старой и лживой» информации, и что с «токсичной культурой» уже давно разобрались. Также, по словам представителей Activision Blizzard, надзорный орган ни разу за два года расследования не сообщил о проблемах руководству компании, что противоречит калифорнийским законам.

В документе, помимо общих обвинений в «токсичной культуре» на рабочем месте, говорилось также и об Алексе Афрасиаби (Alex Afrasiabi), который ранее работал старшим творческим директором World of Warcraft. Афрасиаби обвинили в множественных сексуальных домогательствах. Согласно выводам DFEH, он регулярно «лез целоваться или обниматься к сотрудницам», а также предлагал им выйти за него замуж.

На момент иска Афрасиаби уже не работал в Blizzard — присоединившись к студии в 2004 году, он покинул ее в середине 2020-го. Как потом стало известно из материала Kotaku, уволили Алекса именно из-за его «неподобающего поведения».

Первая реакция игроков и сотрудников

Игроки и сотрудники компании немедленно выразили негодование по поводу сложившейся ситуации. К примеру, некоторые поклонники World of Warcraft начали требовать, чтобы из игры убрали все упоминания Афрасиаби (его именем были названы предметы и несколько NPC), а также провели сидячую забастовку прямо в игре.

Причем если сначала группа забастовщиков была всего одна, то потом к ней стали присоединяться и игроки на других серверах. Некоторые из них затем собрали больше 13 тысяч долларов на программу Black Girls Code, в рамках которой чернокожих девочек учат программированию.

За этим последовало письмо главы Blizzard Джея Аллена Брэка, опубликованное журналистом Bloomberg Джейсоном Шрайером. В письме Брэк отмечает, что презирает bro culture, из-за которой и началась вся «токсичность» в Activision Blizzard. Всю карьеру он, по его собственному признанию, старался бороться с ней. Ещё Джей Аллен указал на то, что считает обвинения «тревожными» и в скором времени проведёт «множество встреч с работниками студии», чтобы обсудить «ряд серьёзных вопросов».

На фото: Джей Аллен Брэк

Сотрудники компании тоже не стали молчать. К примеру, ведущий дизайнер World of Warcraft Джереми Филез написал в своем твиттере, что многие в компании отказываются выходить на работу в знак солидарности с женщинами, которые решились заговорить о проблемах в компании на фоне скандала. Заявления же руководства Activision Blizzard, опровергающее выводы DFEH, Филез назвал «не отражающими взгляды сотрудников». Ему вторил и сценарист Overwatch 2 Джастин Грут, отметивший, что руководство «скорее уничтожит компанию, чем признает свою вину».

К забастовке присоединились не только игроки и работники компании, но и несколько игровых сайтов. The Gamer, GameXplain, Overlode и Switch Player Magazine сообщили, что не будут писать об играх Activision Blizzard «до тех пор, пока ситуация не изменится». И список этот далеко не полный. В августе же от компании отвернулась не только пресса, но и спонсоры в лице Coca-Cola, State Farm и T-Mobile.

Дальше начали высказываться и бывшие топ-менеджеры Blizzard. Например, экс-глава студии Майк Морхейм воспринял обвинения в сторону компании как личную неудачу, ведь на протяжении 28 лет работы в компании (Морхейм покинул Blizzard в 2019 году) он пытался «создать безопасную рабочую среду для всех сотрудников Blizzard». Майк извинился перед пострадавшими сотрудницами и попросил поделиться своими историями всех, кого коснулся маховик несправедливости, поделиться своими историями. Майк считает, что благодаря этому индустрия сможет измениться и стать «чище». Его поддержали бывший вице-президент Blizzard Крис Метцен и Джефф Стрейн, бывший ведущий разработчик студии и основатель Undead Labs.

На фото: Крис Метцен

Что предприняли сотрудники

26 июля сотрудники Activision Blizzard отправили руководству компании открытое письмо, которое подписали более двух с половиной тысяч действующих и бывших работников издательства. В письме они обвиняют топ-менеджмент компании в лицемерии, называют официальные ответы компании «ложными и искажающими факты», а также говорят о том, что не останутся в стороне и будут бороться «за свою любимую компанию до конца — пока она не станет местом, которым действительно можно гордиться».

А на следующий день после этого сотрудники объявили, что 28 июля устроят забастовку около главного кампуса Blizzard в Ирвайне. Бастующие потребовали:

— «поддерживать репрезентацию среди сотрудников» путем найма большего числа женщин, людей разных рас и трансгендерных людей;

— создать группу «по вопросам равенства и инклюзивности», которая сможет нанять независимую компанию для проведения проверки среди руководства компании;

— опубликовать данные по диапазонам зарплат сотрудников;

— создать равные условия продвижения сотрудников по карьерной лестнице вне зависимости от их расы или пола.

​Фото с забастовки у кампуса Blizzard

Как отреагировали в Activision Blizzard

За этим последовал официальный комментарий CEO Activision Blizzard Бобби Котика — первый с начала скандала. В нём Котик поблагодарил всех высказавшихся о проблемах внутри компании, а первое заявление официальных лиц, данное 22 июля, назвал «бестактным». Также Бобби Котик заметил, что «услышал о проблемах, и теперь руководство работает над их решением». В своём письме глава Activision Blizzard выделил пять ключевых пунктов, которые должны изменить рабочую среду:

  1. Компания рассмотрит каждое поданное заявление и поддержит всех попавших в сложную ситуацию сотрудников.
  2. Все сотрудники смогут высказаться на специальных собраниях.
  3. Компания пересмотрит процесс найма сотрудников.
  4. Activision Blizzard ждёт множество кадровых перестановок.
  5. Изменения также коснутся и всех игр компании, но в каком именно виде — пока неясно. Скорее всего, речь идет об упоминании спорных личностей, вроде Алекса Афрасиаби — как минимум часть из них уже удалили или планируют удалить в ближайшем будущем

Работники Activision Blizzard на это ответили, что рады тому, что, их голоса всё-таки услышали, а компания сменила тон коммуникации, но забастовку отменять не планируют, так как в своём заявлении Котик не рассмотрел «множество важных вопросов». Детали в ответе не уточнялись.

Как скандал с Activision Blizzard повлиял на другие игровые компании

28 июля более 500 сотрудников Ubisoft написали открытое письмо к Иву Гиймо, главе компании, где высказались в поддержку сотрудников Activision Blizzard, и напомнили начальству, что проблемы с «токсичностью» внутри самой Ubisoft так никуда и не делись, о чём говорилось еще в 2020 году. Сотрудники Ubisoft призвали руководство своей компании, Activision Blizzard и других «ключевых игроков рынка» объединиться и создать «свод правил и процессов, направленных на борьбу с подобными ситуациями внутри компаний».

Гиймо ответил на это заявление и заявил, что руководство примет меры для борьбы с «токсичной» культурой, однако авторы коллективного письма оказались им недовольны, заметив, что большинство их требований проигнорировали, а глава компании ответил им «общими словами».

Bungie еще 23 июля объявила, что всеми силами борется с «токсичной культурой» и что внутри студии надеются на лучшее для всей индустрии. До января 2019 года студия Bungie сотрудничала с Activision Blizzard при разработке онлайнового шутера Destiny, но затем решила развивать свою актуальную франшизу самостоятельно, без издателя.

На фото: глава Ubisoft Ив Гиймо

Квартальный отчет Activision Blizzard и уход руководства Blizzard

3 августа произошло сразу несколько значимых событий, прямо или косвенно связанных со скандалом вокруг компании. Сначала Blizzard покинул Джей Аллен Брэк, руководитель студии, проработавший в компании 15 лет и в 2019 году занявший пост главы Blizzard. Его место заняли Джен Онил (бывшая глава Vicarious Visions) и Майк Ибарра (бывший вице-президент Xbox). Джейн, таким образом, стала первой женщиной-руководителем в Blizzard.

Вслед за этим из Blizzard ушёл один из руководителей отдела кадров, Джесси Мещук, который также удалил свой аккаунт в твиттере. С учётом того, что сотрудники Activision Blizzard заявили о том, что HR-департамент знал о проблемах в компании и был напрямую в них вовлечён, можно предположить, что Мещука отстранили именно из-за этого. Официально, впрочем, компания не раскрыла причину ухода Джесси.

Следом за этим Activision Blizzard опубликовала финансовый отчёт за второй квартал 2021 года. В отчёте говорится, что показатели оказались выше прогнозов, несмотря на падение по сравнению с Q2 2020 и на то, что в первом квартале Blizzard отчиталась о потере 29% активных игроков. Выручка компании составила 1,92 миллиарда долларов, из которых 1,32 миллиарда пришлось на внутриигровые платежи. Инвесторов компании предупредили, что выручка за третий квартал может упасть из-за разразившегося скандала, а вот иск одного из инвесторов компании, Гэри Чанга, в отчете не упомянули.

На фото: Бобби Котик, глава Activision Blizzard

Таким образом, против Activision Blizzard ведётся уже два дела: один по заявлению от DFEH, второй по делу от инвестора, который обвиняет компанию в создании «ложных и вводящих в заблуждение финансовых отчетах».

Во время разговора с инвесторами после публикации отчёта Котик заявил, что отныне все виновные в каких-либо проступках будут нести «полную ответственность за свои действия», и не важно, кто они — простые работники или кто-то из менеджмента или руководства студии. Сотрудники Activision Blizzard, впрочем, отнеслись к этому заявлению скептически: по их словам, несмотря на все громкие высказывания Котика, ни одно из требований работников компании так и не было удовлетворено.

Также стало известно, что для своей защиты компания заключила контракт с печально известной юридической фирмой WilmerHale, которая уже участвовала в схожих процессах на стороне Amazon и Uber, борясь с созданием профсоюзов.

На жалобы сотрудников Activision Blizzard в сторону этой самой фирмы главы компании не ответили ничего.

Что происходит с разработкой игр

Про это пока известно меньше всего. Еще 25 июля старший системный дизайнер World of Warcraft Джефф Гамильтон высказался о ситуации в компании, отметив, что с официальной позицией руководства не согласен и что команда разработки WoW оказалась потрясена развернувшимся скандалом. По его словам, дальнейшие работы над MMORPG практически встали, и что происходит с разработкой прямо сейчас — неясно.

Известно, что фанаты массово покидают World of Warcraft, причём скандал с сексуальными домогательствами внутри компании не стал для этого катализатором — он лишь ускорил процесс. Игроки массово мигрируют в Final Fantasy XIV, пробуют The New World от Amazon или переселяются в The Elder Scrolls Online.

А с учётом того, что World of Warcraft всегда была одним из главных источников дохода корпорации (Shadowlands после выхода даже поставила мировой рекорд по продажам игр на PC, разойдясь за сутки тиражом в 3,7 миллиона копий) нетрудно представить, как сильно отток игроков повлияет на итоговую выручку. Акции компании и так уже больше полугода падают в цене — пиковое падение произошло 3 августа, когда стоимость акции составила 79,83 доллара, хотя ещё в феврале одну акцию оценивали в 102,25 доллара.

Кроме того, мобильную Diablo: Immortal на фоне скандала снова перенесли — на этот раз на начало 2022 года. При этом другая ожидаемая игра компании, Diablo 2 Resurrected, должна выйти в срок, 23 сентября 2021 года.

Авторы Overwatch 2 поделились объявлением о том, что они преодолели «важный этап» в разработке игры, и смогут поделиться детальной информацией уже «в ближайшие несколько месяцев». Однако ни про саму Overwatch 2, ни про Diablo 4 никаких конкретных новостей нет — обе игры «находятся в активной разработке».

Ряда ключевых разработчиков студия уже лишилась — студию покинули Луис Баррига (руководитель разработки Diablo 4), Джесси МакКри (ведущий дизайнер уровней Diablo 4) и Джонатан Лекрафт (старший геймдизайнер World of Warcraft). Были они уволены или же ушли по собственному желанию, в пресс-релизе Activision Blizzard не уточняется.

Что касается франшиз Activision, то компания, например, открыла дополнительную студию для создания мобильной Call of Duty — однако другой информации о планах на серию нет. Известно лишь, что Call of Duty: Vanguard всё ещё планируют выпустить в четвёртом квартале 2021 года.

На фоне скандала вокруг Blizzard:

— стоимость акций компании упала на 22%. Вернуться к показателям февраля 2021 года компания не смогла до сих пор;

— количество игроков в World of Warcraft за последний месяц сократилось на 4% — с 6 955 014 до 6 705 016 человек;

— компанию покинул Джей Аллен Брэк, который был её президентом с октября 2018 года;

Читайте также: