Как стримить hearthstone

Обновлено: 04.07.2024

— Какую колоду ты считаешь сильнейшей в текущей мете?

— Разбойница. У нее самые лучшие карты в дополнении. До конца патча мета может поменяться только в том случае, если будут нерфить эти карты, а так — вряд ли.

Источник: твиттер kolento

— До Hearthstone ты пробовал себя во многих играх. Почему именно HS стала твоей профессией?

— Мне в свое время Hearthstone намного больше понравился, чем любая другая игра. Просто я не играл в ККИ до этого, и мне понравилось, как HS выглядит, как все устроено.

Вне стрима до сих пор играю в другие проекты. Обычно мультиплеер, но иногда и одиночные. Последнее — «Лара Крофт», Shadow of the Tomb Raider.

— Пробовал Artifact?

— В Artifact я почти не играл — ну так, пробовал, минут 30. Не продолжил, потому что мне ККИ очень нравились, но так как около четырех лет я играл в них профессионально, хочется иногда запустить что-то другое. У меня еще трансляции, обычно по пять часов приходится стримить Hearthstone. После этого не хочется уже включать другие карточные игры, вот и все.

— Звучит печально. Так устал от профессионального гейминга?

— Да нет. Я просто не хочу перенапрягать себя ККИ, учитывая, что мне нужно их еще и стримить потом.

— Какую игру ты запустил первой?

— Я не помню самую первую, я очень маленький был, три года. А уже в сознательном возрасте, помню, мне StarCraft нравился. Еще «Тетрис» был, даже еще до компьютера.


— Твой ник появился во времена первой StarCraft или позже?

— Ник у меня появился просто случайно. Лет восемь назад я играл в одну MMORPG, и у одного из альтернативных персонажей было такое имя. Я не вкладываю в него какого-то особого значения — просто слово.

— Какую профессию ты бы выбрал, если бы не занимался стримингом и геймингом?

— Что-нибудь легкое, что позволило бы мне играть в свободное время: это мое самое главное увлечение. Что-нибудь, что не занимает много времени. Я работал в техподдержке до того, как появился Hearthstone. Особо не напрягало и времени много не занимало. Зарплаты, думаю, даже такой хватало бы — мне много не надо.

— Не думал вкладывать заработанные деньги в какой-то бизнес?

— Нет. Я просто откладываю их на будущее. Нужны будут — потрачу, не нужны — так пусть лежат.

— В 2014-м ты сказал, что не стал бы ничего менять в HS, даже если бы была возможность: тогда ты считал все карты сбалансированными. С тех пор что-то изменилось?

— Трудно назвать конкретные изменения. Нужно слишком много карт нерфить, чтобы все классы были играбельными. Легче просто усилить другие карты, которые есть у классов и которые сейчас не очень играбельны.

Kolento с наградами за победу на DreamHack Hearthstone Championship

Kolento с наградами за победу на DreamHack Hearthstone Championship

— Как относишься к новым правилам Twitch и Директиве об авторском праве?

— Что-то слышал такое, но я сам не ругаюсь так, чтобы прямо оскорблять кого-то. И не думаю, что в Hearthstone кого-то за это банили. Знаю, что нескольких русскоговорящих стримеров заблокировали, но тех, с кем я часто общаюсь, не блокировали.

Про «Артикль 13» слышал, что плохо будет всем. Не знаю, что с этим делать. Наверное, мне не сложно будет просто разрешение от Blizzard получить, чтобы стримить Hearthstone. Убрать все логотипы и лишние упоминания из кадра тоже не сложно. Музыку я и так не слушаю. А остальным будет плохо, на Twitch будет все плохо.

— Кроме HS, тебе интересны другие киберспортивные дисциплины?

— Слежу за StarCraft, больше всего за Терранов болею — сам за Террана играл. Немного болею за Bly , с ним иногда общаюсь — он тоже из Киева. Мне Polt еще нравился, очень сильно играет; может, вернется еще потом. Fortnite иногда чуть-чуть смотрю, если канал случайно попадется. Может, еще Rocket League.

Советы успешных стримеров

Twitch — это место, где рождаются настоящие знаменитости, зарабатывающие себе на жизнь стримами. Чтобы добиться успеха недостаточно просто играть в популярные игры и красиво настроить свой канал. Лучшие стримеры это те, чьи трансляции действительно интересно смотреть. Кто-то умеет делать невероятные хэдшоты в Call of Duty, кто-то проходит игры на скорость. А еще все они просто очень приятные личности.

«Наши лучшие стримеры это скромные, дружелюбные люди, — сказал PR-директор Twitch. — Они активно взаимодействуют с аудиторией и относятся к зрителям так, словно это они настоящие звезды шоу».

Если вы хотите узнать, как нарастить аудиторию, вам стоит посмотреть ролик от популярного игрока в Hearthstone Джеффри Trump Цинца.

По его словам, стриминг состоит из шести ключевых компонентов — возможности, присутствия, технологии, взаимодействия, постоянства и навыка. Сосредоточьтесь на нескольких из них и вы сможете сделать себе имя.

Когда ваша аудитория подрастет, платформа может предложить вам партнерство. Ваши зрители смогут оформить на ваш канал платную ежемесячную подписку и получать бонусы, а вы прибыль.

К каким бы высотам успеха на Twitch вы ни стремились, вам стоит обратить внимание на советы от успешных стримеров.

Найдите свою нишу

Как выделиться среди двух миллионов стримеров на Twitch? Burke Black помогла пиратская шляпа и много терпения. Через два года стабильных стримов он получил партнерку от Twitch и его смотрят более 23 тысяч человек.

pic

Скриншот со стрима Burke Black

Откройте любую запись его стримов и вы увидите, что он всегда в пиратском облачении (бандана с черепом и костями и эпическая борода включены). При этом стример ведет себя очень естественно, постоянно общается со зрителями и играет в самые разные игры.

«Я считаю, что мой стрим это шоу, а не просто трансляция того, как какой-то чувак играет в игры, — сказал Burke Black. — Люди приходят ко мне ради атмосферы… в приятное и дружелюбное место, где они могут хорошо провести время в пиратском стиле».

Но чтобы на вас обратили внимание необязательно становиться пиратом. Возможно, вы обладаете исключительными навыками в какой-нибудь игре или у вас есть милая собака, которую можно показывать в кадре, пока вы играете. Найдите свою уникальность.

Будьте постоянными

Постоянство очень важно — вспомните, как люди включают телевизор по вечерам, чтобы посмотреть любимое шоу. Точно также ваши зрители должны знать, когда именно вы будете онлайн. Придерживайтесь расписания — оно должно быть на видном месте у вас в профиле и соцсетях.

«Если вы только начинаете стримить и делаете в разное время, то у вас постоянно будет разное количество зрителей», — сказала стримерша That's Cat, на которую было подписано почти 30 тысяч человек (сейчас канал удален — прим.ред).

pic

Скриншот со стрима DrDisrespect

Заведите связи

Соня OMGitsfirefoxx Рейд одна из крупных звезд Twitch. У нее более 631 тысячи подписчиков и есть собственный магазин мерча. Она добилась популярности не только благодаря своему чувству юмора и постоянному общению со зрителями — ей еще помогло сотрудничество с другими стримерами.

«Мы начали проводить ежедневные стримы по Minecraft. Изначально мы просто хотели поиграть с друзьями и хорошо провести время, — рассказала она. — Но стрим взлетел и из его нарезок получился целый сериал, у которого скоро выйдет третий сезон».

That's Cat стала популярной потому что играла с другими стримерами. На ее канале набралось 500 подписчиков еще до того, как она стала стримить, а все из-за своих друзей.

«На моем первом стриме было более 80 зрителей, потому что была в комьюнити еще до стриминга», — сказала девушка. Через три месяца ей предложили партнерство на Twitch.

Общайтесь со зрителями

Стримы на Twitch отличаются от других видов развлечения тем, что в них огромную роль играет аудитория. На всех трансляциях есть чат, в котором стримеры могут общаться со зрителями. Чем сильнее вашим зрителям будет казаться, что они сидят и играют вместе с вами, то шансы, тем выше шансы, что вы получите преданную аудиторию.

Рейд называет своих фанатов «семейкой foxx». Хоть у нее сотни тысяч подписчиков, она старается общаться с ними максимально близко.

«Я узнаю о жизни моих зрителей и запоминаю, что с ними происходит, а потом мы обсуждаем это на стриме, — сказала она. — Для меня очень важно, чтобы мое комьюнити было мне словно семья».

Для Burke Black аудитория тоже приоритетна — на столе у него стоит отдельный монитор для просмотра чата. Стример часто проводит розыгрыши различных призов — по его словам, это мотивирует фанатов постоянно заходить на его стримы.

У That's Cat такая преданная аудитория, что она всегда знает, что на ее стриме будут зрители и неважно, в какую игру она играет. «Я на полном серьезе играла в Barbie's Dreamhouse и все мои подписчики меня всячески поддерживали», — сказала она.

Не нужно заморачиваться о железе (поначалу)

Если у вашего любимого стримера крутая веб-камера, хромакей и два навороченных компьютера, это не значит, что все это обязательно должно быть у вас. Не стоит заморачиваться об этом в самом начале своего пути. В первую очередь думайте о наборе подписчиков, а потом уже будете тратить кучу денег на превращение своей спальни в суперкрутую студию.

«Сначала я стримила со старого ноутбука, который так перегревался, что обжигал мне руку. При этом я сидела на старом складном стуле из супермаркета», — сказала Рейд.

pic

Anne Munition. Фото: Twitter

Наберитесь терпения и получайте удовольствие

Чтобы добиться успеха на Twitch (как и в любой другой области) требуется много терпения и усердного труда.

«Если вы занимаетесь этим ради денег, то перегорите в первые три месяца, — сказал Black. — Первые полгода все было плохо, потому что я не знал, что делаю. Не падайте духом, все через это проходили».

Сейчас старания стримера оправдались — у него почти 24 тысячи фолловеров, а в его Твиттере можно найти фотографии фанатов в футболках с его именем. Black занимается фотографией, но планирует стать фулл-тайм стримером, когда у него наберется 500 платных подписчиков.

Рейд считает, что важно ценить каждого зрителя, даже если сначала их очень мало.

«Неважно, сколько у вас зрителей — три, тридцать или триста. Все эти люди решили провести с вами время», — заметила она.

Наконец, стоит помнить, что все мы играем в игры. Делаете ли вы это ради развлечения или денег — стриминг должен приносить удовольствие. И чем больше удовольствия он доставляет вам, тем приятнее будет смотреть другим.

Что должен уметь стример и какое ему понадобится оборудование

К онлайн-трансляциям есть, безусловно, свои технические требования. Основное — стабильное интернет-соединение. Если планируется снимать видеоигры, потребуется или один мощный компьютер, или сразу два: один для игр, другой — собственно, для стриминга.

В обязательный набор входят также камера, микрофон и наушники. Не рекомендуется использовать встроенную веб-камеру: она дает слишком простую, мутноватую картинку. Для записи хорошего звука часто берут профессиональный микрофон на ножке. Онлайн-трансляции ведутся через специальные ПО (например, OBS Studio, Bandicam или Wirecast), с их же помощью записывается видео.

Фото:Shutterstock

Кто такой стример и можно ли заработать на трансляции онлайн-игр

Фото: Shutterstock

Как стримить с консоли

Для стримов с Xbox One и PS4 не нужны никакие дополнительные программы. На Xbox вам нужно просто скачать и запустить бесплатное приложение Twitch (можно воспользоваться не Twitch, а платформой от Microsoft — Mixer), а на PS4 есть встроенная функция Share.

С Nintendo Switch и другими консолями все немного сложнее — понадобится специальное оборудование для захвата экрана. Одна из самых популярных карт захвата это Elgato Game Capture HD (стоит $129), она может записывать видео в качестве 1080p с Xbox One/360, PS4/PS3, Wii U и фактически с любого устройства с HDMI-разъемом. Есть вариант и подороже — Elgato HD60 за $151 — такая карта позволяет стримить с качеством 60 кадров в секунду.

Плохой игрок — хороший стример

Olyashaa Стримит — разговорные шоу Заработок — 100-250 тыс. руб. в месяц

Olyashaa Стримит — разговорные шоу Заработок — 100-250 тыс. руб. в месяц (Фото: Виктор Юльев для РБК)

Онлайн-игры принято считать скорее мужским увлечением, но лицо Twitch становится все более женским — доля девушек на площадке приближается к 30%. Девушка-стример чаще ассоциируется с грудастой моделью, демонстрирующей экстремально глубокое декольте и собирающей донаты от зрителей-мужчин. «На каждый товар найдется купец, в этом нет ничего плохого. Но девушкам тоже хочется быть личностями, а не сиськами и жопой, поэтому контент меняется: много тех, кто действительно хорошо играет в онлайн-игры, поет, рисует или просто болтает с чатом, собирая тысячи зрителей», — говорит стримерша Olyashaa, одна из самых популярных девушек на русскоязычном Twitch.

25-летняя Ольга Саксон — по образованию ИT-специалист, окончила Московский государственный университет приборостроения и информатики. С компьютерами не сложилось, и после выпуска она устроилась сервисным представителем в фармкомпанию AstraZeneca: продавала лекарства фармацевтам в аптеках. «Никто не верит, но я интроверт, и мне очень сложно было просто заходить с улицы и что-то впаривать человеку», — вспоминает Ольга. Через месяц она пережила нервный срыв, но после курса в клинике неврозов вернулась на работу и даже получила повышение.

Саксон жила с молодым человеком, который увлекался онлайн-играми и смотрел стримы на Twitch. «Я понятия не имела, что такое этот Twitch и кто такие стримеры. Но посмотрела пару эфиров Gnumme и тоже подсела», — вспоминает она. Спустя несколько месяцев молодой человек предложил Ольге постримить самой. «Я дико боялась и говорила, что ничего не получится. Но потом подумала: максимум, что я теряю, — несколько тысяч рублей на микрофон и вебку, и решила рискнуть». В 2015 году на Twitch можно было транслировать только игры, и Саксон выбрала самый простой для себя вариант — игру Hearthstone. Первых зрителей удалось набрать довольно быстро: девушек на Twitch в то время еще было немного. «Девочкам намного проще стартовать: все заходят, смотрят, чего она может предложить, но в топ пробиваются совсем не многие».

Саксон не скрывает, что на ее стримы шли, скорее, благодаря ее внешности и подаче. «У меня божий дар — плохо играть в любые игры. Это породило кучу мемов, многие писали «уйди из Hearthstone», но я никогда и не строила из себя киберспортсмена», — признается она. Стримерство Ольга совмещала с работой: освобождалась в районе четырех часов, шла домой и на три-четыре часа садилась за компьютер. Большого дохода это не приносило: за первые полгода она получила донаты на 3 тыс. руб.

Фото: Olyashaa

В 2017 году Twitch ввел возможность стримить разговорные шоу [вкладка IRL — In real life], Саксон переключилась на них, и вскоре ее накрыл бум популярности. «Захожу как-то на стрим и вижу, что у меня какой-то непривычно большой онлайн — в моменте смотрят 700–800 человек. Я говорю: ребят, что случилось, вы кто все?» — вспоминает Саксон. Оказалось, приток аудитории обеспечила ее шутка про вибратор («я постоянно ломаю технику. Можете у моего вибра. плеера спросить!»), которую запостили в группе «ВКонтакте» «Злой школьник».

Через пару дней ее стрим смотрели уже 4 тыс. человек: видео с шуткой попало еще в одну популярную во «ВКонтакте» группу «Видео Дол***ба». «Я подумала — о боже, поднялась на шутке про вибратор, еще и люди из «Видео Дол***ба» — как раз моя аудитория, класс!» — смеется Ольга. Но благодаря хайпу количество зрителей к концу лета достигло больших даже для топовых игровых стримеров 10 тыс. человек. В основном подключались школьники, но были и взрослые обеспеченные люди: однажды кто-то перевел ей донат в размере 100 тыс. руб.

Olyashaa уволилась с работы и стала настоящей иконой для своих зрителей: ее почта завалена стихами и любовными письмами, фанаты изучают все подробности ее жизни и даже караулят у подъезда. «Прихожу, а там ребята стоят и мерзнут. В основном все хотят сфотографироваться, но мне как-то неудобно — люди часами меня ждали. Я самых адекватных звала на чай, хотя мне потом друзья говорили, что я сумасшедшая», — делится Саксон.

По словам Ольги, ее доход колеблется от 100 тыс. до 250 тыс. руб. в месяц. Около трети доходов приносят донаты, чуть больше половины — платные подписки и реклама на Twitch, 10% — рекламодатели. Olyashaa, в отличие от игровых стримеров, ведет эфиры не по 10–12, а по четыре–пять часов, времени для остальной жизни достаточно. «У меня другая проблема: есть деньги, чтобы куда-то поехать, но как я могу неделю не стримить? У меня ломка начинается», — рассказывает она.

Кто может стать стримером и где этому научиться

Профессия подойдет людям любого возраста и имеет низкий порог вхождения. На диплом вуза никто не посмотрит. Можно пройти четырехмесячные курсы на образовательной платформе Skillbox, созданные совместно с МА Cybernetica. Организаторы обещают, что по окончании программы слушатели смогут придумать свой уникальный образ и отточить ораторские навыки, а также научатся писать сценарии и вести онлайн-шоу.

Если денег на курсы пока нет, начальное образование готов взять на себя Twitch. На платформе действует «Учебный лагерь для стримеров», где объясняются азы работы на площадке: как провести первую трансляцию, как зарабатывать на жизнь любимым делом и вырасти из рядового стримера в партнера и компаньона Twitch.

Бизнес в прямом эфире

На Twitch работает четыре основные схемы монетизации контента.

1. Донаты от зрителей.

2. Платные подписки на канал (стоят $4,99, позволяют не видеть рекламу, иногда открывают доступ к чатам для подписчиков и розыгрышам призов). Доход делится между стримером и Twitch — чем крупнее стример, тем большая доля ему достается.

3. Сторонние рекламодатели. Могут покупать нативную (стример сидит в футболке с логотипом бренда) или голосовую (проговаривает согласованный текст во время трансляции) рекламу, баннеры с логотипом на картинке трансляции, прероллы и построллы, ссылку на продукт, креативную интеграцию в рекламную кампанию.

4. Реклама от Twitch — рекламодатели закупают ее у площадки, а она сама распределяет ролики между стримерами.

Пока Twitch уступает своему главному конкуренту YouTube в объемах рекламных бюджетов, но эффективность рекламы здесь заметно выше, уверяют участники рынка. «С экономической точки зрения агентству выгоднее работать с YouTube, чем с Twitch: там больше охват аудитории и выше стоимость просмотра (cost-per-view)», — говорит Авакян. Тем не менее эффективность рекламы на Twitch заметно выше, уверяет он. «Стримеры пользуются огромной степенью доверия. На прямой трансляции невозможно ничего вырезать и смонтировать — человек такой, какой есть: переживает эмоции, ругается, радуется, ест, говорит с мамой по телефону. Для зрителей это не абстрактный блогер, это друг», — объясняет эксперт.

По его словам, это заметно улучшает воронку продаж: до этапа покупки доходит значительно больше зрителей Twitch, чем YouTube. «У меня очень «ламповое» коммьюнити: если я скажу им нажать на ссылку, они нажмут, потому что понимают, что это важно для меня», — подтверждает Olyashaa.

Эта же особенность превратила стримеров в экспертов на закрытом рынке онлайн-игр: к их мнению о новинках и трендах прислушиваются охотнее, чем к профильным игровым медиа. «Это магия прямых эфиров: режим реального времени и возможность влиять на то, что происходит на экране. Читая журнал, вы получаете только ту информацию, которую вам дал автор, а стримеру можете задать вопрос и сразу же получить ответ на него», — считает MakataO.

Сколько можно заработать на стриминге

До недавнего времени самым успешным был Ninja (никнейм американского стримера Ричарда Блевинса). На Twitch у него было 16,6 млн подписчиков и $300 тыс. ежемесячного дохода только от платной подписки. Фанаты анализировали каждое его движение в игре, подражали тактике, цитировали коэффициенты убийств и статистику и мечтали стать такими же популярными игроками.

Однако в 2019 году Ninja многомиллионными контрактами переманила к себе стрим-платформа от Microsoft Mixer, которая спустя год закрылась. Пока топовый стример отсутствовал, его титулы прибрал к рукам бывший профессиональный игрок по Overwatch Феликс xQc Лянжель, заработав в 2020 году $2 млн.

В России заработок стримеров меньше — до $12 тыс. в месяц. Это максимум. Чтобы получать такие деньги, нужно стримить более 12 часов в день. Совмещать с основной работой такой график не получится.

На вопросы о своих гонорарах российские стримеры отвечают уклончиво. Самый известный российский игрок в PUBG (PlayerUnknown’s Battlegrounds) MakataO (Дмитрий Пустоваров) предположительно зарабатывает ₽180–230 тыс. в месяц, Gnumme (Роман Олейник, стримит Hearthstone) — ₽250–500 тыс., одна из самых популярных девушек на русскоязычном Twitch Olyashaa (Ольга Саксон, стримит разговорные шоу) — ₽100–250 тыс.

Существует мнение, что сегодняшнее поколение любителей стримов (на Twitch средний возраст активного пользователя составляет 21 год) вот-вот войдет в платежеспособный возраст, и тогда потоковое видео ожидает взрывной финансовый рост.

Где можно стримить

В 2020 году во всем мире контент на Twitch смотрели рекордные 1,194 млрд часов, что на 54% больше, чем в 2019-м (772 млн часов). За тот же год платформа на одних только донатах заработала $83 млн, что на 70% больше, чем в 2019 году.

Русскоязычные трансляции на всех киберспортивных площадках посетили 5,8 млн зрителей, и более 130 тыс. стримеров из СНГ вышли в эфир.

Профессия — стример: как зарабатывать сотни тысяч на трансляциях игр

Стример Olyashaa

Доход 27-летнего американца Ninja достигает $500 тыс. в месяц, топовые российские стримеры в месяц пока зарабатывают 1–2 млн руб., но уже собирают тысячи зрителей в прямом эфире. Мир стримеров очень закрытый — они неохотно отвечают на предложения о сотрудничестве, да и рекламодатели часто побаиваются работать с 20-летними игроманами. Журнал РБК поговорил с тремя популярными стримерами и узнал, почему они не успевают тратить заработанное, как подняться на стримах, если ты девушка, и почему Twitch победит YouTube.

На чем зарабатывают стримеры

В компании Wanta Group подсчитали, что 61% видеостримеров в Рунете монетизируют свой контент. Почти все (96%) пользуются для этого специальными сервисами, с помощью которых принимают донаты. На подписки приходится только 15%, еще меньше — на платные чаты на YouTube и платежные системы (8% и 6% соответственно). Как зарабатывают стримеры?

Можно разместить рекламу в описании профиля, напрямую рекламировать продукцию (интеграция), пользоваться ей без прямого предложения (нативная реклама) и так далее.

В 2020 году, с началом пандемии, многие рекламодатели (автокомпании, банковский сектор, фэшн-индустрия) ушли из спорта и шоу-бизнеса в индустрию видеоигр, а те, кто уже был там — например, Monster Energy (бренд энергетических напитков), Five (жевательная резинка), Nivea Men (шампуни, гели, средства для бритья), «Додо Пицца» — еще больше нарастили свое присутствие. В коллаборациях с киберспортивными организациями, партнерских программах со стримерами и даже создании собственных видеоигр также поучаствовали Louis Vuitton, Burberry, Dior Men, Balenciaga, BMW, Mazda, Honda, Nissan, Home Credit Bank, Сбербанк, Газпромбанк, Tinkoff, Picnic и многие другие.

Например, на Twitch она стоит от $4,99 в месяц. В 2020 году стоимость привязали к рублю: от ₽399 (первый уровень) до самой дорогой — ₽1990 (третий уровень). Тот, кто заплатил деньги, может смотреть видео без стандартной рекламы, отправлять стримерам различные смайлы, участвовать в обсуждении в закрытом чате и прочее.

Стример получает 50% от суммы подписки, остальное уходит платформе. Но для того, чтобы иметь право на отчисления, необходимо стать «компаньоном»: статус присваивается в случае, если на канале имеется достаточное число зрителей и стабильное расписание трансляций. Следующий этап — «партнер». Заявку на «партнерку» должна утвердить администрация сайта. Из 2,2 млн стримеров партнерами Twitch являются всего 27 тыс.

Чем сильнее зрителям нравится человек в кадре, тем больше денег ему переводят. Многие стримеры считают донаты основной частью своих доходов. Жертвуя деньги, зритель может быть уверен, что 100% суммы дойдет до адресата: платформа не имеет доступа к платежам, если они проведены через сторонние ресурсы.


Стриминг как новая нефть

MakataO Стримит — PUBG Заработок — 180-230 тыс. руб. в месяц (здесь и далее — оценка журнала РБК)

MakataO Стримит — PUBG Заработок — 180-230 тыс. руб. в месяц (здесь и далее — оценка журнала РБК) (Фото: из личного архива Дмитрия Пустоварова)

Для встречи с самым известным в России игроком в PUBG (PlayerUnknown’s Battlegrounds) корреспондент журнала РБК прилетел в город Ухту в республике Коми. В два часа дня здесь темно — полярная ночь. Сервис TripAdvisor здешним развлечением № 1 называет вечный огонь, а ухтинцы гордятся тем, что в местном институте учился Роман Абрамович. «Я живу один, ходить особенно некуда, так что онлайн-игры для меня — лучший досуг», — признается Дмитрий Пустоваров, больше известный под ником MakataO.

26-летний Пустоваров получил образование инженера оборудования нефтяного и газового промыслов, отслужил в ракетных войсках и устроился работать в котельную на шахте в соседнем с Ухтой поселке Ярега. По выходным подрабатывал диджеем на свадьбах. Компьютерными играми Дмитрий увлекся еще в школе, а в институте стал проводить за компьютером все свободное время. Играл в тактический шутер Battlefield и даже вошел в состав полупрофессиональной команды.

Первые накопленные с зарплаты 100 тыс. руб. Пустоваров потратил на компьютер, который тянул онлайн-игры в высоком качестве. В 2016-м взял ник MakataO и решился постримить сам на платформе Twitch. Качество видео и звука было ужасным, веб-камеры не было, и за первые несколько дней на трансляцию не зашел ни один человек. Он не сдавался и каждый день выходил в эфир, разработав особую тактику: «Вечерние часы, когда зрители приходят с работы и учебы, заняты крупными стримерами, конкурировать с ними бесполезно. Поэтому я выбирал непопулярное время: утро, когда подключался Дальний Восток». После ночной смены в котельной ехал домой, завтракал и около девяти утра садился за компьютер на 8–10 часов.

«Я знаю, что такое мешки таскать и цемент мешать, так что посидеть в кресле перед монитором не казалось мне трудом», — говорит он. Аудитория росла, вскоре стали приходить первые донаты (пожертвования) от зрителей. «Я не воспринимал стримы как способ заработать, просто мне нравилось играть, и я хотел обрести зрителя — делится Пустоваров. — В основном приходили двадцаточки, полтинники, а когда прилетели первые 500 руб., я подумал: вау, я с этой поддержки смогу коммуналку оплатить!»

Резкий рост популярности и доходов Пустоварова случился в 2017‑м, когда вышла игра PUBG в жанре «королевская битва»: геймеры десантируются на остров, ищут там снаряжение и оружие, чтобы убить других участников и остаться в живых. Через знакомого Дмитрий достал ключ к бета-версии и начал стримить. Количество зрителей в пик трансляции выросло с 30–40 человек в несколько раз, а с ними и объемы донатов. Через полгода количество подписчиков MakataO перевалило за тысячу, и он стал задумываться о смене работы. «Я понял, что хожу на работу только потому, что все нормальные люди так делают», — признается Пустоваров. Взяв месяц отпуска, он стримил по 10–12 часов в день: оказалось, что донаты могут приносить больше, чем основная работа. Дмитрий уволился, и сейчас, по его словам, зарабатывает в несколько раз больше прежней, неплохой по меркам Ухты зарплаты.

«Щедрые донаты могут разбаловать стримеров. Зачем мне вообще что-то делать, договариваться с рекламодателями, если я и так благодаря зрителям зарабатываю $8–10 тыс.? — рассуждает Артур Авакян, совладелец агентства Stream Pub (занимается продвижением стримеров на Twitch и YouTube). — А стример может жить где угодно — например, в маленьком российском городке, где средняя зарплата 8–10 тыс. руб. Разница почти в 70 раз».

Фото: MakataO

Со временем к нему пришли несколько рекламодателей (пиццерия Papa Johns, производитель игровых аксессуаров HyperX и др.), а на странице со стримами начал размещать рекламу сам Twitch, хотя 95% доходов по-прежнему приносят пожертвования пользователей. По словам Пустоварова, благосостояние в стриминге напрямую зависит от воли зрителя, и к отбору рекламодателей он подходит очень тщательно. «На Twitch ты общаешься со зрителем напрямую. Если пойдешь на сделку с совестью, как потом чату в глаза смотреть?» — рассуждает он.

За год стримерства PUBG MakataO успел представить Россию в чемпионате мира по этой игре, стать самым просматриваемым стримером PUBG в СНГ и восьмым — в мире. В Ухте Пустоварова узнают на улицах. «Мне кажется, я по-прежнему работаю на заводе, только он перерабатывает не нефть и газ, а время в человеческие эмоции», — рассуждает Дмитрий.

По оценкам участников рынка, доход MakataO в хорошие месяцы достигает 230 тыс. руб. (сам Дмитрий отказывается обсуждать свой заработок). Пустоваров копит на переезд в Москву, куда планирует перебраться к своей девушке. «Я по жизни — Коробочка, заниматься любимым делом и не транжирить заработанное на всякие кино и кафе мне в радость», — говорит он. Четких профессиональных планов у него пока нет. «Я понимаю, что это занятие не на всю жизнь, но пока везение прет, нужно это использовать. Рынок далек от своего пика, поэтому что-то мне подсказывает, что я здесь подзадержусь».

«Как первый секс»

Gnumme Стримит — Hearthstone Заработок — 250-500 тыс. руб. в месяц

Gnumme Стримит — Hearthstone Заработок — 250-500 тыс. руб. в месяц (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

Интервью 33-летний Роман Олейник, он же стример Gnumme, просит назначать не раньше пяти вечера — в это время он как раз просыпается. По образу жизни стримеры чем-то похожи на завсегдатаев клубов: встают ближе к вечеру, 8–12 часов стримят и ложатся спать под утро. «Ночью особенно никуда не поедешь, гулять как-то стремно, разве что в круглосуточный магазин за продуктами, — признает Роман. — Но у офисного москвича ведь тоже жизни нет: 10–12 часов на работу с дорогой, после — сериальчик. Рутина. »

Олейник учился в инженерно-экономическом университете в Санкт-Петербурге по специальности «государственное и муниципальное управление» — шутит, что получил образование чиновника-взяточника. Во время учебы «подсел» на коллекционные карточные игры. В 2013 году вышел анонс Hearthstone — новой коллекционной карточной игры, но в онлайне. «Приятель где-то достал два ключа от бета-версии, я решил попробовать. Скачал — и понеслась — несколько недель играл запоем», — вспоминает Олейник.

К тому времени он уже смотрел на набирающем обороты Twitch трансляции World of Warcraft (WoW) и решил постримить свою игру в Hearthstone. «Первый стрим не помню, но подозреваю, что это было, как первый секс, — быстро, сумбурно и неловко», — улыбается Роман. Стримил без камеры, фоном ставил записи «Ленинграда». Чтобы набрать зрителей, Олейник прошелся с объявлением по тематическим форумам и принял участие в турнире по Hearthstone среди стран СНГ, заняв первое место. Через пару месяцев эфиры Gnumme (ник Роман выбрал от названия расы гномов в WoW) смотрели уже несколько десятков человек.

Роман окончил университет, но решил, что не хочет быть чиновником, и пошел работать в банк на стартовую позицию клиент-менеджера: за пять лет сменил три места — «Ренессанс Капитал», Citibank и Альфа-банк. Совмещать стримерство с работой в офисе было все сложнее, и в 2016 году он уволился. Стримы Олейника смотрели уже несколько тысяч человек, пришли первые рекламодатели (QIWI и AMD), и заработок на стримах серьезно превышал зарплату в банке. «Большинство стримеров — совсем молодые люди, живут с родителями за их счет и поэтому испытывают мощное психологическое давление, — говорит Олейник. — Я был уже взрослым мальчиком, мне в этом смысле было проще».

Первые два с половиной года стримерства Роман вел себя очень эксцентрично: кричал, матерился, бил клавиатурой по столу: «Кто обычно смотрит стримы? Школьники мужского пола. Что им интересно? Пошлые шуточки и орущие дебилы в кадре, брызжущие слюной на вебку». Так Gnumme набрал примерно по 10 тыс. зрителей на каждой трансляции и попал в топ-3 игровых стримеров России.

Фото: Gnumme

Но в том же 2016 году решил, что пора меняться: «Я понял, что еду куда-то не туда — пересмотрел стримы, и даже как-то стыдно стало». Он объявил в эфире, что теперь на канале существует определенная планка общения — без бородатых анекдотов и генитальных тем — а все, кто не согласен, могут смело отправляться в бан. С 10 тыс. человек его аудитория сократилась до 3–4 тыс. «Я потерял людей, зато начал спокойно спать», — признается Олейник. При этом доход почти не упал: крупные рекламодатели чаще смотрят не на число зрителей, а на репутацию стримера. О размере дохода говорит уклончиво — от 100 тыс. до 1 млн руб. в месяц. По оценкам участников рынка, сейчас Gnumme получает от 250 тыс. до 500 тыс. руб. в месяц.

«Многих пугает отсутствие стабильности: задонатят — есть деньги, не задонатят — нет. У крупных стримеров все не так, — рассказывает Олейник. — У меня работает четыре канала монетизации, они скачут, но вместе создают примерно одинаковую финансовую картину каждый месяц». По мнению Романа, рынок стримерства будет расти экспоненциально: «Нынешние 30-летние привыкли по вечерам смотреть телевизор — футбол или «Дом-2». А подростки, выросшие на играх, скоро достигнут платежеспособного возраста и выведут рынок стриминга в топ».

Как стримить hearthstone

В основном люди стримят с игрового компьютера или ноутбука, но бывают исключения. Минимальные системные требования, которые рекомендует Twitch, таковы: процессор Intel Core i5-4670 (или его аналог от AMD), 8 Гб оперативной памяти, Windows 7 или более новая версия. Не волнуйтесь, с Mac тоже можно стримить.

Если вы собираетесь стримить игры для PC, то вам потребуется хорошая видеокарта — в идеале с поддержкой DirectX 10 и выше. Чем быстрее ваш интернет, тем лучше — скорость загрузки должна составлять минимум 3 Мбит/сек.

Для тех, кто планирует стримить с ноутбука, есть специальное руководство (на английском языке).

pic

Один компьютер или два?

Несмотря на довольно низкие требования Twitch, когда вы одновременно стримите и играете в требовательные к графике игры, система вашего компьютера может испытывать сильные нагрузки. Поэтому некоторые популярные стримеры пользуются двумя компьютерами — с одного они играют, а со второго стримят.

Если для вас это звучит слишком сложно, можно воспользоваться решением от Nvidia. В новых картах серии RTX есть встроенный энкодер, который разгружает ЦПУ.

Аккаунт на Twitch

Если вы хотите сохранять все свои трансляции, чтобы их можно было пересматривать, зайдите в Настройки > Канал и видеоматериалы > Сохранять прошедшие трансляции.

Программа для стриминга

Самый важный инструмент стримера. Самые известные программы это Open Broadcasting Software (OBS) (бесплатная) и XSplit (с платной подпиской).

Настроить их довольно просто. Вам нужно выбрать источник видеопотока (что вы будете транслировать — изображение с монитора, веб-камеры и т. д.), настроить оформление (что в конечном счете будет видеть ваш зритель), и подключиться к Twitch.

pic

Микрофон и камера

Можно ограничиться обычными геймерскими наушниками со встроенным микрофоном, но все же лучше купить хороший микрофон, чтобы зрителям было лучше вас слышно. Один из самых популярных профессиональных микрофонов — это Blue Yeti, он стоит примерно $129. Если у вас ограниченный бюджет, можете обратить внимание на Samson Go Mic ($36) и Blue Yeti Nano ($99).

Что касается веб-камер, то лучшим выбором будет Logitech HD Pro C920 за $49. У нее отличный обзор и она снимает видео в качестве 1080p. Есть и более дорогой вариант — Logitech C922 за $99: вебка не только снимает в таком же высоком качестве, но и обладает функцией автоматического удаления фона (а значит вам не понадобится хромакей). А Razer Kiyo (тоже за $99) оснащена специальной подсветкой для лица.

Читайте также: