Как стать комментатором лиги легенд

Обновлено: 16.05.2024

Кастер CS:GO Арсений ceh9 Триноженко объяснил, как стать профессиональным киберспортивным комментатором. Об этом он рассказал во влоге на YouTube.

Триноженко считает, что для становления комментатором важно иметь следующие навыки: поставленную речь, хороший словарный запас и отсутствие дефектов. Он отметил, что небольшие дефекты речи — это не проблема, но над ними надо работать. Для этого кастер посоветовал ежедневно уделять 15-20 минут скороговоркам.

У комментатора должен быть хороший микрофон. По словам ceh9, для начала вполне подойдет обычное устройство со встроенной звуковой картой, которое можно подключить к компьютеру с помощью USB. В дальнейшем уже можно приобрести более дорогостоящий микрофон.

Для того чтобы начать комментировать, не нужно покупать лучшее оборудование. Кастер считает, что первые средства разумнее потратить на рекламу. Ключевыми приобретениями он назвал компьютер за $1 тыс., микрофон за $100, а также наушники и веб-камеру.

Помимо этого, Триноженко заявил, что карьеру комментатора можно начать с другого вида деятельности в киберспорте. Например, написания статей — это поможет обзавестись новыми знакомыми. Триноженко также напомнил, что студии освещения соревнований часто ищут молодых талантов, и посоветовал публиковать свои работы на YouTube.

«Это приведет к тому, что рано или поздно вас заметят, пригласят в студию и скажут: "Чувак, есть такая-то вакансия, столько часов, давайте работать". Вы можете крутить носом, потому что стали суперзвездой YouTube и вам не подходит эта работа, но я бы соглашался даже на минимальные деньги».

Ранее ceh9 назвал семь молодых игроков из СНГ, которые проявят себя в 2021 году. В этот список вошли игрок Natus Vincere Валерий B1t Ваховский и участник Gambit Esports Дмитрий sh1ro Соколов.

10 правил: как победить в League of Legends (или Dota 2), если ваши напарники — кретины

В тот раз я играл за Раммуса. Начиналось все прекрасно: за первые несколько минут я дважды убил чужую Ари, обеспечил хороший старт нашему Люциану с Морганой и помог взять разгон Ли Сину.

Шла двенадцатая минута матча. Расхрабрившиеся Люциан и Моргана кинулись добивать оппонентов под башню, но тут на них упал Пантеон и убил обоих. Чего и следовало ожидать — ведь это Пантеон, ему свойственно рано или поздно на кого-то падать.

В тот раз мы проиграли. Но могли бы запросто победить, если бы я следовал нескольким простым правилам.

НА ЗАМЕТКУ: хотя примеры в этом руководстве взяты из League of Legends, все правила целиком или отчасти применимы к любой игре, в которой вам приходится кооперироваться с незнакомыми людьми. Например, к Dota 2. Особенно к Dota 2.

Правило главное: делайте умные вещи и не делайте глупых

10 правил: как победить в League of Legends (или Dota 2), если ваши напарники — кретины

Нет, серьезно. Это все, что вам необходимо для победы.

Или вы хотите конкретики?

Правило первое: не надейтесь на напарников

10 правил: как победить в League of Legends (или Dota 2), если ваши напарники — кретины

В любой ситуации вы — одиночка. Даже если вас пытается убить вся вражеская команда, не надейтесь, что кто-нибудь из товарищей придет к вам на помощь. Вы сами по себе, и никто ничего вам не должен (во всяком случае, не в играх с незнакомцами). Выживайте. Только так вы сможете превзойти других.

К тому же занижение ожиданий — лучший способ поднять настроение. Если напарники все-таки снизойдут и помогут ошарашить преследователей, это будет наиприятнейшим сюрпризом.

Правило второе: не пишите в чат

10 правил: как победить в League of Legends (или Dota 2), если ваши напарники — кретины

Болтовня отвлекает. Любая болтовня. Некоторые профессиональные команды тренируются в полной тишине, согласуя действия только указателями на карте, — старайтесь следовать их примеру.

В сложной ситуации вам может захотеться сообщить Моргане, что она совершеннейшая бездарь и понятия не имеет, как играть против Пантеона. Не стоит этого делать. Если у нее есть мозги (пусть даже немного), она и сама прекрасно догадается, что совершила ошибку. Ваша ругань ее только расстроит и угнетет.

Правило третье: не читайте чат

10 правил: как победить в League of Legends (или Dota 2), если ваши напарники — кретины

Правило четвертое: контролируйте ситуацию

10 правил: как победить в League of Legends (или Dota 2), если ваши напарники — кретины

Помните, что кроме вас на карте еще девять игроков, и каждый из них потенциально опасен. Постоянно следите за картой и за поведением героев. Кто-то из противников пропал из виду? Есть риск, что в эту минуту он подкрадывается к вам. Зажатый оппонент вдруг уверенно пошел в атаку? Видимо, в кустах уже сидят его друзья. Пара товарищей танцует вокруг вражеской башни? Вполне вероятно, что через несколько секунд их придется спасать от лесника.

Контроль карты — залог победы. Всегда.

Правило пятое: помните, что во всем виноваты вы

10 правил: как победить в League of Legends (или Dota 2), если ваши напарники — кретины

Ваши напарники об этом прекрасно осведомлены и при любом удобном случае будут валить все на вас. Теперь эту истину стоит уяснить и вам. Просто примите ее как данность и вспомните первый совет. Поражение команды означает только то, что вы (и только вы) выступили недостаточно умопомрачительно.

Чтобы уверенно подниматься в рейтинге, мало играть на равных с оппонентом. Вы обязаны раскатать противника в лепешку, сплясать на его могиле и умело воспользоваться отрывом, чтобы достать из ямы напарников. Это возможно. Главное — играть на пределе.

Правило шестое: найдите предел

10 правил: как победить в League of Legends (или Dota 2), если ваши напарники — кретины

Чтобы побеждать, вы должны быть агрессивны и заставлять противника подстраиваться под вашу игру — не наоборот. Чтобы этому научиться, нужно постоянно рисковать. Только отчаянно рискуя, вы сможете узнать, на что действительно способны.

В поисках предела вы будете часто умирать — это нормально. Но именно поэтому не стоит изучать новых героев в рейтинговых матчах, где все должны выкладываться с максимальной отдачей. В серьезной игре часто лучше позволить противнику сбежать и выжить, чем убить его и убиться самому. Выучите предел возможностей своего героя, держитесь максимально близко к этому пределу, но никогда его не преодолевайте.

Две крайности

— Как вы удерживаете баланс с таким количеством чемпионов?

Грег Стрит: С трудом (смеётся). Первым делом мы смотрим на статистику: на то, чем занимаются игроки в League of Legends и какие чемпионы чаще выигрывают матчи. Потом думаем, нужно ли что-то менять. Наконец, все идеи мы пропускаем через призму форумов и Reddit: читаем, как геймеры отзываются о балансе и нравится ли им играть. И только тогда вносим корректировки.



Как контролировать баланс, когда число героев уже перевалило за сотню, непонятно.

— Что в таких вопросах важнее — чутье геймдизайнера или статистика?

Грег Стрит: Последнее слово за геймдизайнером, иначе зачем он нужен? (смеётся) Важен не только опыт, но и интуиция: если геймдизайнер может объяснить, почему лучше пойти против статистики, то к нему стоит прислушаться. Часто бывает, что новый чемпион редко умирает, но на самом деле игроки просто пока не поняли, как его обезвредить. В этом случае надо элементарно подождать, и всё образуется само собой.

— Что вы хотите сказать своим российским фанатам?

Грег Стрит: Россияне — одни из самых преданных поклонников League of Legends: для вас мы постараемся улучшить игру и сделать её ещё интереснее. И очень надеемся на обратную связь!

Звёздные защитники

— Недавно вышла новая линейка скинов «Звёздные защитники». Как получилось, что среди них только один для парня?

Грег Стрит: Эзреаль, пожалуй, единственный герой, чей образ подходит миру «Звёздных защитников» с его внеклассными занятиями. Из парней он больше всех тянет на подростка: Тарик слишком стар, а история Экко слишком мрачная для мира «Звёздных защитников». Но так как не все любят сражаться за девушек, мы оставили игрокам хотя бы одного парня.



— А будут тематические скины для противников?

Грег Стрит: Не в этот раз. Как и в старшей школе, здесь и так каждый считает другого соперником. К тому же враги защитников — космические монстры, которых сложно адаптировать под концепцию игры.

Правило седьмое: выберите любимчиков.

10 правил: как победить в League of Legends (или Dota 2), если ваши напарники — кретины

Ваши напарники могут сколько угодно верещать, что вы обязаны выбрать Кассадина, потому что Кассадин клевый. Если до этого вы играли за Кассадина только дважды (причем первый раз — на третьем уровне, когда он был бесплатным, а второй — против ботов), даже и не думайте на это повестись. Играйте за тех, в ком вы уверены. Если вам удобно играть за конкретного героя, пользы от вас будет в тысячу раз больше, чем от вас же верхом на Кассадине.

Не существует непобедимых героев. История помнит многих отчаянных, кто добрался до верхних строчек в рейтинге, играя, скажем, только за Лулу. Или вообще за дряхлого Ургота. Выберите нескольких героев и пару ролей, которыми вы будете владеть лучше всех, — они и помогут вам пробиться наверх.

НА ЗАМЕТКУ: выбор нескольких «основных» героев отлично работает для League of Legends, но в Dota 2 ограничиваться узким кругом любимцев, наоборот, вредно. В «Доте» куда чаще встречаются ситуации, когда условный герой-ножницы бьет условного героя-бумагу. Чем больше персонажей вы освоите, тем выше шансы, что вы сможете подстроиться под обстоятельства и в любой ситуации оказаться «ножницами».

Правило восьмое: . но готовьтесь играть за всех

10 правил: как победить в League of Legends (или Dota 2), если ваши напарники — кретины

В свое время я выбрал своими основными позициями поддержку и «лес», поскольку был уверен, что в любой партии хотя бы одна из них окажется свободной. Сейчас все поменялось: в начале четвертого сезона в League of Legends заметно усилили героев поддержки, и теперь их, кажется, берут все, кого когда-то выгнали с «мида».

Далеко не всегда вы будете получать то, чего хотите, поэтому вы обязаны знать каждую роль.

Правило девятое: останавливайтесь вовремя

10 правил: как победить в League of Legends (или Dota 2), если ваши напарники — кретины

Примите за норму: если игра не клеится вторую (или даже первую) партию подряд, идите отдыхать. Корейские профессионалы могут позволить себе тренироваться по четырнадцать часов в день. Вы — нет.

Даже если вы хотите стать корейским профессионалом, берегите себя.

Правило последнее: положитесь на напарников

10 правил: как победить в League of Legends (или Dota 2), если ваши напарники — кретины

Снова вспомните первый совет. А теперь представьте: вас все-таки заставили играть на каком-нибудь модном Зиггсе, которого вы терпеть не можете, и вас без перерывов прессует. ну, скажем, тот же Кассадин. Вы далеко позади. Вы никак не можете его остановить.

Может быть, в вашей команде есть кто-то, кто знаком с вышеизложенными догмами, — не вы же один такой красивый и умный? Может быть, он даже знает, что делать. И, может быть, он это уже делает.

Не паникуйте. Не бойтесь. Доверьтесь ему. До сих пор вы тащили всех — значит, однажды кто-то должен затащить вас. Не сдавайтесь — спасти можно любую игру. Не умирайте, играйте от обороны. И забудьте о гордости.

Как бы там ни было, любите свою команду. В League of Legends, Dota 2 и вообще онлайновых сообществах много хороших людей, с которыми приятно общаться и весело играть. От мерзавцев не скрыться — они везде. Можно разве что совсем бросить проекты, где приходится общаться с живыми людьми. В конце концов, научитесь играть в Hearthstone, освойте какой-нибудь файтинг.

Геймдизайнер Riot Games о League of Legends. Как делают чемпионов?

Спец — Геймдизайнер Riot Games о League of Legends. Как делают чемпионов?

Ведущий геймдизайнер Riot Games рассказывает, как создают чемпионов, и хвастается новыми скинами.

Геймдизайнер Riot Games о League of Legends. Как делают чемпионов?

Геймдизайнер Riot Games о League of Legends. Как делают чемпионов?
Геймдизайнер Riot Games о League of Legends. Как делают чемпионов?
Геймдизайнер Riot Games о League of Legends. Как делают чемпионов?

Создатели League of Legends то и дело балуют поклонников новым контентом, а недавно (как раз к началу учебного года) вышла линейка скинов «Звёздные защитники». Об искусстве создания новых персонажей, балансе онлайновых игр и вдохновении мы расспросили Грега Стрита, ведущего геймдизайнера Riot Games.

Rillion — интервью с НОВЫМ ведущим Континентальной Лиги

— Привет. Моя жизнь — работа (хобби/киберспорт) вот уже последние лет 5, поэтому исключая профессиональную деятельность: мне 24 года, живу в Москве, есть жена, скоро будет ребенок. Когда-то давно учился в МАИ (бросил), катал слалом на роликах и так далее, по мелочам.

Rillion. Интервью с НОВЫМ ведущим Континентальной Лиги., изображение №1

— Расскажи о своём опыте в качестве капитана команды в WoT и начале кастерской карьеры?

— Я был капитаном в WoT будучи еще подростком, тогда же начал снимать новостной дайджест на мамин фотоаппарат (пересматриваю — глазам больно). Постепенно прогрессировал и попал сначала на NaviWoT, а потом и на полуофициальный WotFun каналы. Создал новостное сообщество и достаточно долго работал в этом направлении. И постепенно отошел от киберспорта к медийке, выиграв конкурс комментаторов от WG. Так я и попал в StarLadder, где начал работать со всем подряд по чуть-чуть.

— Почему решил сменить WoT на Overwatch? Как пришло это осознание?

— Я не решал ничего такого. Я работал ведущим аналитики, либо работал над WGL вне кадра до закрытия киберспортивного направления в WoT. Когда вышел Overwatch, я работал над двумя дисциплинами. Танки — днём, Овер — ночью. Помимо этого, подрабатывал на позиции режиссера повторов на турнирах по КС и Доте.

— Расскажи о своём самом большом достижении и самом большом провале.

— Придется ответить коротко, потому что ни того, ни другого ещё не произошло)

— Какие различия в организации трансляции тебе бросились в глаза в Riot по сравнению с Blizzard или Wargaming?

— Их очень много. Легче просто перечислить сходства: у всех был стрим, у всех были кастеры. Все остальное практически всем отличается, иногда даже кардинально. Кто-то работает с подрядчиками над локализацией англоязычного (главного) стрима, кто-то делает целую экосистему в СНГ-регионе и ру-стрим является главным, кто-то делает маркетинговый проект. Для разных задач создаются разные условия работы.

Rillion. Интервью с НОВЫМ ведущим Континентальной Лиги., изображение №2

— Как ты пришёл в Riot Games? Связано ли это с проектом «Матч ТВ. Кибератлетика» и Флешом?

— Нет. Вот уже два года я работаю ассистентом режиссера на ЛСЛ днём и кастером Овервотча ночью, поэтому познакомился я с ЛСЛ не через Юру. А на работу я устроился по результату прослушивания, где были ещё кандидаты.

— С какой основной проблемой ты столкнулся в ходе адаптации?

— Слишком. Мало. Времени.

У меня есть большое количество обязанностей, среди которых комментирование, работа ведущим и познание игры занимают в лучшем случае половину. Я стараюсь как можно быстрее адаптироваться к условиям, в которых оказался, и если работа ведущего аналитики, скорее всего, не будет большой проблемой, то неожиданная для меня позиция кастера — настоящий сюрприз.

— Как тебя настраивали парни в студии перед стартом первой трансляции? Может быть, что-то запомнилось и ты старался этого придерживаться?

— Ребята говорили не читать комментарии, но я их, конечно же, читал. Все. Везде. Но тут стоит учесть, что я уже очень давно работаю в кадре, так что я был готов. Знал, чем компенсировать свои слабые стороны (понимание геймплея) и как проявить сильные. Само собой, до адекватного комментирования Лиги Легенд мне как до Китая, но я все свободное время вне работы играю в ЛОЛ, смотрю LEC, LCK, LCS, скоро начну ещё и стримить свой прогресс. Нужно просто больше времени.

— Сколько времени посвящаешь изучению мира Лиги Легенд и её профессиональной сцены?

— Всё. Тут добавить нечего. Пару месяцев назад я играл с друзьями ффа в старые стратегии. Уделял время жене, дому, коту. Сейчас это будет роскошью.

— В одном из интервью у тебя были планы по Overwatch-лиге: расширить кастерский состав, аналитика, шоу и др. Чего, на первый взгляд, не хватает нашей лиге?

— На первый взгляд — спонсоров. Их всегда не хватает, они везде нужны. Касательно качества, рубрик и прочего — работа идёт, пока не могу раскрывать детали, но в этом сезоне должно быть много разного и нового контента.

Rillion. Интервью с НОВЫМ ведущим Континентальной Лиги., изображение №3

— Какие перед тобой стоят краткосрочные и долгосрочные цели?

— Краткосрочные — стать универсальным талантом в ЛСЛ, чтобы и ведущим в аналитике, и комментатором отработать.

— Долгосрочные — сын скоро родится, надо воспитать мужика, получить права, развить свой Twitch-канал, быть самодостаточным. Даже не знаю, что добавить)

— С чего начать новичку, если он хочет стать профессиональным комментатором?

— Очень общий вопрос, так как у всех свои рецепты. Достаточно просто «начать» и быть ответственным. На все остальное нужно время и опыт.

— Какие непредвиденные обстоятельства могут встретиться на пути? Что стоит учесть?

— Токсичность будет для вас главной проблемой. Вас могут воспринимать критично, ваша же задача — не влезать в скандалы и терпеливо работать над собой. Ваши слова в этом контексте ничего не будут стоить, только усердие и трудолюбие будут достойным ответом на критику.

— Хотел бы что-нибудь передать читателям?

— Спасибо за теплый прием, я был очень рад, что зрители вносили по большей части конструктив.

Фабрика чемпионов

— Грег, расскажите, как вы придумываете персонажей?

Грег Стрит: Образы новых чемпионов мы подсматриваем в комиксах, аниме и манге, а вот геймплей предлагает сама игра. Скажем, мы давно не добавляли нового стрелка — значит, нужно его придумать, да такого, чтобы он не потерялся за остальными персонажами. История героя тут отходит на второй план: главное, чтобы за него было интересно играть.

Грег Стрит: На старте у нас всего пара переменных: например, создавая Киндред, мы просто подумали, что прикольно было бы сделать джанглера-стрелка. А всё остальное — даже его двойственную сущность овечки-волка — мы придумали уже спустя десятки итераций. К тому же мы частенько просматриваем фанатские арты и скины, а потом обсуждаем, кто какой самородок откопал в глубинах интернета. Сейчас так много талантливых работ!


С трудом верится, что Киндред вырос из сиюминутной хотелки.

— Но вы никогда не добавляете в игру фанатских героев.

Грег Стрит: Не могу поспорить (смеётся). Мы не можем нарушать авторское право, да и с идеями у нас проблем нет: они возникают, когда персонаж начинает «оживать» и обрастать деталями.

Сейчас мы готовим нового чемпиона и уже сделали его рабочую модель. Но когда дело дошло до озвучки, голос приглашённого актёра не лёг на персонажа — мы даже подумывали на время отложить героя. Будет обидно, если мы его так и не добавим: у него интересные игровые механики, ориентированные на профессиональных игроков, так что ему уготовано будущее в киберспорте.

Или вот Джин. Изначально мы его видели безумным психопатом-каннибалом. Он и правда получился виртуозом кровавых убийств, но всё же мягче, чем мы задумывали. Мы так поступили, потому что игроки часто ассоциируют себя с чемпионами, а потому не каждый согласится бегать за невменяемого психа.


Всё равно Джин — не самый доброжелательный чемпион LoL.

Читайте также: