Как стать джигитом в реальной жизни

Обновлено: 28.06.2024

Так уж исторически сложилось, что в России джигитами называли жителей Кавказа и кочевых киргизов и казахов. Все они были прекрасными наездниками, виртуозно владеющими разнообразным оружием, отличающимися отвагой, лихостью и бесстрашием. Обычно таких набирали в войска империи в качестве посыльных, проводников и разведчиков.

К тому же в русской армии, в частях сформированных из иноверцев, нижним чинам официально присваивалось звание «джигит».

Если перевести слово «джигит» с тюркского, то выяснится, что оно объясняет просто юноша или молодой человек. Однако сейчас этим словом именуют всех удальцов с Кавказа.

В ранние века кочевники практически всю жизнь проводили верхом на коне, поэтому владение джигитовкой было обязанностью каждого. Ведь от того порой зависела жизнь всадника. Недаром же джигитовка, как вид боевого искусства включала в себя такие дисциплины – умение всадника скрыться под брюхом коня, стрельба из любого положения, в том числе и во время скачки. Кроме этого всаднику необходимо было уметь пускать коня в бешеную скачку, и резко его остановить, заставив его лечь, тем самым, создавая для себя укрытие от стрельбы противника.

В свое время казаки переняли систему джигитовки от черкесов и она стала частью подготовки новиков.

Сейчас интерес к джигитовке вновь становится модным. И в 2014 г. по инициативе Киргизии были проведены первые всемирные игры кочевников. Данные соревнования, в которых приняли участие джигиты из более чем двух десятков стран, позволили участникам показать свою силу, выносливость, маневренность и главное, умение управлять конем.

Среди дисциплин были – поднятие предметов с земли на скаку, стрельба со скачущего коня, борьба верхом. Кроме этого участники показали свои этнические игры – казахи «кумис алу», грузины «джирити», киргизы «тыйын-энмей». Несмотря на разные названия, по сути это одно и то же – поднятие предмета с земли на скаку, в частности серебреной монеты.

Небольшой экскурс в историю – в середине 19 века российское правительство озаботилось проблемой награждения кавалеристов из числа иноверцев, в частности мусульман. Все дело в том, что большинство имперских наград несли на себе изображения и вензеля христианских святых. Правительство посчитало, что это может оскорбить чувства мусульман. Поэтому в 1844 г. власти страны решили все христианские образы на наградах заменить нейтральным двуглавым орлом, который являлся символом государства.

Мусульмане не возражали против такого шага правительства, и дизайн орденов Святого Андрея Первозванного и Святой Анны был изменен. А вот вид орденов Святого Александра Невского и Святого Георгия остался неименным. И все по просьбе мусульман – они подали прошение, что бы указанным наградам вернули первоначальный вид, так как на них красовались «джигиты на конях», что импонировало горячим конникам.

Международные игры кочевников

По инициативе кыргызской стороны осенью 2014 года в небольшом городе-курорте Чолпон-Ата были организованы первые в истории всемирные игры кочевников, в которых соперники из двух десятков стран проявляли своё мастерство в специфических народных видах спорта. Большое внимание на этих соревнованиях было уделено традиционным схваткам наездников-джигитов, которые чтобы стать победителем соревнования должны были продемонстрировать свою манёвренность, силу, выносливость и умение безукоризненно подчинить себе лошадь. Многие участники данных поединков могли оттачивать навыки поднимания с земли предметов, стрельбы наскоку и борьбы в седле, играя в этнические конные забавы: казахи в «кумисалу», грузины в «джирити», киргизы в «тыйын-энмей».

Джигитовка

В прошлом каждый джигит был обязан владеть джигитовкой, ведь вся жизнь кочевых народов проходила верхом на коне. Данный вид боевого искусства включал в себя умение всадника скрываться под брюхом лошади, вскакивать ногами на седло, стрелять из любого положения, заставлять коня бешено скакать, а затем резко принудить его остановиться и лечь, создав прикрытие для наездника. В настоящие дни джигитовка стала неотъемлемой составляющей военной подготовки кавказских казаков, которую они переняли от черкесов.

О наградах

На некоторых государственных наградах Российской империи имелись изображения и вензеля христианских святых, в честь которых они были учреждены. Но поскольку такие ордена могли оскорбить чувства исповедовавших ислам отважных азиатов, сражавшихся в рядах императорских войск, власти страны в 1844 году придумали выход из положения. Чтобы исключить недопонимание они решили в случае присвоения награды мусульманам, заменить украшавшие её христианские образы и атрибуты на двуглавого орла, являвшегося официальным гербом государства.

Не возражая против изменения дизайна орденов Святой Анны и Святого Андрея Первозванного, иноверцы, тем не менее, обратились в правительство с просьбой, не трансформировать вид орденов Святого Георгия и Святого Александра Невского, поскольку на них красовались «джигиты на лошадях». К слову власти прислушались к пожеланиям, и эти награды обрели свой первоначальный вид.

О наградах

На некоторых государственных наградах Российской империи имелись изображения и вензеля христианских святых, в честь которых они были учреждены. Но поскольку такие ордена могли оскорбить чувства исповедовавших ислам отважных азиатов, сражавшихся в рядах императорских войск, власти страны в 1844 году придумали выход из положения. Чтобы исключить недопонимание они решили в случае присвоения награды мусульманам, заменить украшавшие её христианские образы и атрибуты на двуглавого орла, являвшегося официальным гербом государства. Не возражая против изменения дизайна орденов Святой Анны и Святого Андрея Первозванного, иноверцы, тем не менее, обратились в правительство с просьбой, не трансформировать вид орденов Святого Георгия и Святого Александра Невского, поскольку на них красовались «джигиты на лошадях». К слову власти прислушались к пожеланиям, и эти награды обрели свой первоначальный вид.

«Попивая пивка на диване, отец рассказывает сыну… о высоких материях, которые ему вовсе незнакомы».

Джигит или не джигит?

Джигит. Наверное, огромное количество людей на планете, когда слышат это красивое и наполненное жизненными ценностями слово, вспоминает о Кавказе, о гостеприимстве, ну и - само собой - о роли женского достоинства в любой горской семье. Как известно от наших мудрых предков, даже если в каких-то сёлах случались конфликты, женщина могла подойти, кинуть свой платок и… любая агрессия всех сторон тут же уходила, по крайней мере, должна была уйти безвозвратно.

Как, наверное, любая формация, общество, любые существующие традиции в нём - подвержены эволюционным изменениям с течением времени. Но эти изменения должны влиять лишь на косвенные составляющие тех самых традиций. Они не должны порождать совсем иное миропонимание о взаимоотношениях мужчины и женщины. Проще говоря, женщина не должна становиться воинствующим и справедливым орлом - она должна оставаться белым голубем своего родного дома.

Но давайте, как говорится, приземлимся. Возможно, наши отцы имели счастье жить в обществе, где царили те самые святые ценности о которых сказано выше. Но для каждого следующего поколения подобные принципы становятся не просто неприемлемыми, они становятся… непонятными. Если раньше ребёнка с молоком матери учили молитвам, так как колыбельной служили суры из священного Корана, а формированием характера занимался отец - теперь же всё наоборот. Детей учат говорить «папа» и «мама»: хотя какой от них толк, если они учат только этим словам и всему, что с ними связано? Мать, учившая скромности ребёнка, теперь, наоборот, покупает юбки, которые трудно отличить… от нижнего белья. Отец, рассказывавший о храбрости деда, теперь ходит с огромным пузом, которых никогда не было у настоящих джигитов. Попивая пивка на диване, он рассказывает сыну… о высоких материях, которые ему вовсе незнакомы. Но при этом искренне надеется, что его сын обязательно будет… тем самым орлом, о котором когда-то очень давно рассказывал любимый дед, служивший идеалом для всей семьи. Но как можно надеяться на урожай, если ты не только не обрабатывал землю, но даже не посадил зерно? - остаётся загадкой даже для самых продвинутых агрономов.

Регулятором во взаимоотношениях должен быть Ислам, а не личные амбиции, личное мнение и личная прихоть. А джигитом будет не тот, на ком бурка, папаха и кинжал - это богатство есть и на манекене! - а тот, кто душой, эмоциями и телом подчинён законам Всевышнего.


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Настоящий джигит: что он должен был уметь

Исторически сложилось так, что русские называли джигитами горцев с Кавказа, а также кочевников киргизов и казахов, живших на среднеазиатских территориях Российской империи. Отличавшиеся лихостью, отвагой и бесстрашием джигиты были первоклассными наездниками, мастерски управлявшие боевым конём и виртуозно владевшие оружием, и именно поэтому они состояли на службе в императорских войсках в должности посыльных, проводников и разведчиков.

Кроме того в некоторых частях русской армии, например в туркменских и кавказских формированиях, существовало звание «джигит», присуждавшееся служащим нижних чинов. На тюркском языке слово «джигит» обозначает просто юношу или молодого человека, но поскольку в традиционной кавказской и среднеазиатской культуре каждый молодец сызмальства овладевал искусством боевой джигитовки, то автоматически это понятие стало ассоциироваться с отважными и выносливыми всадниками. В наши дни джигитами именуют всех кавказских удальцов, даже если они не проявляют сноровки в верховой езде.

Кого на самом деле русские называли джигитами

Исторически сложилось так, что русские называли джигитами горцев с Кавказа, а также кочевников киргизов и казахов, живших на среднеазиатских территориях Российской империи. Отличавшиеся лихостью, отвагой и бесстрашием джигиты были первоклассными наездниками, мастерски управлявшие боевым конём и виртуозно владевшие оружием, и именно поэтому они состояли на службе в императорских войсках в должности посыльных, проводников и разведчиков.

Кроме того в некоторых частях русской армии, например в туркменских и кавказских формированиях, существовало звание «джигит», присуждавшееся служащим нижних чинов. На тюркском языке слово «джигит» обозначает просто юношу или молодого человека, но поскольку в традиционной кавказской и среднеазиатской культуре каждый молодец сызмальства овладевал искусством боевой джигитовки, то автоматически это понятие стало ассоциироваться с отважными и выносливыми всадниками. В наши дни джигитами именуют всех кавказских удальцов, даже если они не проявляют сноровки в верховой езде.

Джигитовка

В прошлом каждый джигит был обязан владеть джигитовкой, ведь вся жизнь кочевых народов проходила верхом на коне. Данный вид боевого искусства включал в себя умение всадника скрываться под брюхом лошади, вскакивать ногами на седло, стрелять из любого положения, заставлять коня бешено скакать, а затем резко принудить его остановиться и лечь, создав прикрытие для наездника. В настоящие дни джигитовка стала неотъемлемой составляющей военной подготовки кавказских казаков, которую они переняли от черкесов.

Международные игры кочевников

По инициативе кыргызской стороны осенью 2014 года в небольшом городе-курорте Чолпон-Ата были организованы первые в истории всемирные игры кочевников, в которых соперники из двух десятков стран проявляли своё мастерство в специфических народных видах спорта. Большое внимание на этих соревнованиях было уделено традиционным схваткам наездников-джигитов, которые чтобы стать победителем соревнования должны были продемонстрировать свою манёвренность, силу, выносливость и умение безукоризненно подчинить себе лошадь. Многие участники данных поединков могли оттачивать навыки поднимания с земли предметов, стрельбы наскоку и борьбы в седле, играя в этнические конные забавы: казахи в «кумисалу», грузины в «джирити», киргизы в «тыйын-энмей».

Джигит или не джигит?

Читайте также: