Как социальные законы проявляются в реальной жизни

Обновлено: 06.07.2024

Социальные законы - это законы, определяющие возникновение, функционирование и развитие социальных общностей, выражающие существенные повторяющиеся необходимые отношения и взаимосвязи между социальными субъектами, явлениями и процессами.

Всегда следует помнить, что социальные законы - это существую­щие независимо от сознания объективные правила, которые регулиру­ют поведение людей по отношению друг к другу и основу которых образуют исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей в улучшении условий существования, в безопасности и признании со стороны других, в самовыражении т. д. Поэтому, изучая социальные законы, необходимо прежде всего выявить потребности индивидов, составляющих социальную группу, страну, социальный класс или общество в целом, и, отталкиваясь от этих потребностей, искать повторяемость в их поведении, определяя условия, в которых наблюдается найденная повторяемость, и формулировать социальные законы, знание которых необходимо для успешного управления социальными процессами, происходящими в обществе. Социальные законы действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере распространения. Так, существуют законы, действие которых распространяется на малую группу, на социальную страту или класс и, наконец, на общество в целом. Иными словами, в сфере действия закона может находиться общество в целом или же его части.

Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками:

1. закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;

2. при наличии этих условий закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;

3. условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.

Отдельно взятый индивид, член социальной группы, не подчиняющийся социальному закону, не может повлиять на действие этого закона в социальной группе. Его индивидуальное отклонение и выпадение из сферы действия закона не могут предотвратить действие закона. Так некоторые индивиды могут на какой-то период отказаться от насущных потребностей, включая потребность в самосохранении, но закон, основанный на этих потребностях, будет продолжать действовать в масштабе данной социальной группы. Вместе с тем отклонение какого-либо индивида от направления действия социального закона может ослабить проявление закона в данной конкретной группе. Поскольку люди в обществе попадают под влияние большого числа разных сил и обладают разными ресурсами (материальными и духовными), часто наблюдается их отклонение (или уход) от действия социального закона. Однако закон всегда прокладывает себе дорогу там, где социальные условия становятся близкими к оговоренным. Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами исходя при этом из своих потребностей.

Социальные законы имеют большое значение в исследовании общественных явлений, в управлении социальными процессами. Именно наличие и действие социальных законов обеспечивают возможность применения научного подхода в социологии. Непредсказуемость, беспорядочность и хаотичность поведения людей в обществе не могут быть исследованы с помощью научных методов; напротив, предсказуемость, повторяемость, заданность многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, занимающимся исследованием человеческого общества, открывать социальные законы, определять условия их действия и предвидеть поведение людей в социальных группах и общностях. В подтверждение приведем несколько примеров социальных законов.

Так, действует социальный закон возвышения потребностей, согласно которому по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, качественно новые, более развитые.

В социологии сформулирован закон культурного отставания. По У. Огборну, это закон, согласно которому изменения в области материальной культуры происходят более быстрыми темпами, чем в области нематериальной культуры. Нарушение равновесия в развитии культуры приводит к социальной дезорганизации, конфликтам, разрушению экологической среды.




В качестве примера можно привести также социальные законы народонаселения, которые отражают воздействие социальных факторов на процессы воспроизводства населения. Демографическое поведение индивида формируется под воздействием классов и социальных групп (классовое сознание, духовно-нравственные качества), в которых личность занимает определенное положение, выполняет присущие ей социальные роли, воспринимает общие интересы, взгляды, идеалы, преломляя их через свою систему потребностей. Благодаря принадлежности к той или иной социальной группе у индивидов с ранних лет под воздействием воспитания формируются представления о правилах поведения, традициях, а также привычки, стремления, жизненные цели и т. д., выражающиеся в определенном типе демографического поведения.

Существуют классификации социальных законов. Так, они различаются по времени действия. Общие законы действуют во всех общественных системах, действие специфических ограничено одной или несколькими общественными системами. Социальные законы также различаются по степени общности. По способу проявления можно выделить законы динамические и статические (стохастические). Динамические определяют направление, факторы и формы социальных изменений, фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях. Статистические отражают основные направления изменений, их тенденции при сохранении стабильности данного социального целого, то есть действуют с определенной степенью вероятности.

Динамические законы делятся на причинные и функциональные.

По формам связи выделяют пять категорий социальных законов:

1. Законы, отражающие инвариантное (неизменяющееся) сосуществование социальных или связанных с ними явлений. Согласно этим законам, если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б. Например, где есть тоталитарное управление, есть скрытая оппозиция.

2. Законы, отражающие тенденции развития, которые обусловливают динамику структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому.

3. Законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями (например, чем выше активность участия людей в политических процессах, тем выше у них уровень политической культуры).

4. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями.

5. Законы, устанавливающие вероятность связи между социальными явлениями (например, рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов).

Социальные законы обычно выступают как законы-тенденции. Тенденция выражает определенную направленность движения социального объекта к какому-то конкретному состоянию при наличии отклонений, вызванных противодействием конкретных фактов и условий. Если действие социального закона изобразить в виде прямой линии, то средние равнодействующие различных «индивидуальных величин» одного и того же вида будут представлять собой некий веер линий, отклоняющихся в разные стороны от прямой.

Следует также различать формы проявления законов развития и законов функционирования. Законы развития проявляются как причинные условия изменения процессов, ситуаций. Форма проявления законов функционирования - это следствие функционирования явления, служащее сохранению социальной системы, в которой данное явление действует.

Наконец, следует различать социальный закон и социальную закономерность. Социальная закономерность - объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы либо его отдельных подсистем. Обнаружение закономерности может явиться первым звеном в изучении социальных явлений, но только дальнейшее углубление в сущность явлений и процессов, охватываемых данной закономерностью, способно привести к открытию закона. Поэтому некоторые виды закономерностей, например статистические, обнаруживаются на уровне эмпирического исследования, но установить и доказать социальный закон можно лишь с включением сюда теоретического анализа.

Во всем многообразии социальных явлений можно выделить два основных типа связи: устойчивые (повторяющиеся) и изменчивые (неповторяющиеся). Устойчивые отношения и называются закономерностями или регулярностями. Закономерность бывает двух видов: динамическая и вероятностная; формой выражения последней выступает систематическая закономерность, которая представляет собой отношение повторяемости поступления события в определенном проценте случаев.

Функции социальных норм

Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям:

Формы социальных норм

Существует несколько классификаций, отражающих различные аспекты социальных норм.

Формы социальных норм

‍По способу закрепления социальные нормы делятся на:

  • устные (нормы обычаев и морали);
  • письменные (правовые и корпоративные нормы).

Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное.

‍По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:

  • межличностные приняты между двумя людьми (пример — условный стук в дверь соседа);
  • групповые действуют в пределах социальной группы (пример — воинский устав);
  • национальные характерны для всего народа или нации (пример — празднование Дня благодарения американцами);
  • общечеловеческие распространяются на большинство людей на планете (пример — регулярно мыться).

Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:

  • рекомендательные указывают на желательное поведение (например, рекомендуется уступать место в транспорте пенсионерам);
  • побуждающие стимулируют людей к исполнению правил (например, премия за добросовестный труд);
  • повелительные регулируют обязанности человека (например, полицейский обязан следить за порядком);
  • запрещающие препятствуют какой-либо деятельности и наказывают за её осуществление (например, запрет на курение в общественных местах).

По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.

Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению.

Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.

Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением.

Социальные нормы: что это, зачем нужно и как действует

Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.

Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.

Если человек хотел быть частью общины или племени, он обязан был соблюдать принятые в нём законы и правила поведения в социуме. В противном случае его изгоняли, фактически обрекая нарушителя на смерть от клыков хищников или рук представителей враждебных племён.

По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.

<<Форма бесплатного курса>>

Признаки социальных норм

Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям:

  • является общим для всех членов общества,
  • направлено на регулирование общественных отношений,
  • имеет в основе сознательное волевое усилие людей,
  • возникло в процессе исторического развития,
  • действует непрерывно,
  • соответствует типу культуры и социальному устройству общества.

Виды социальных норм

Все социальные нормы можно разделить на следующие группы:

Виды социальных норм

Рассмотрим подробнее эти виды социальных норм и приведём примеры каждого из них.

Обычаи, ритуалы, традиции

Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Многие обычаи зародились в доисторическую эпоху, когда их выполнение было для человека жизненной необходимостью. Например, обычай гостеприимства способствовал совместному выживанию, позволяя людям получать еду и крышу над головой. По мере развития общества некоторые обычаи отмирали, уступая место новым, другие сохраняются по сей день.

Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре. Прежде всего, в форме обрядов. Примерами данных социальных норм могут служить закликание весны, инициация человека во взрослую жизнь и так далее. Современной культуре тоже не чужд ритуализм. Яркий тому пример — задувание именинником свечей на торте.

Традиции, в отличие от обычаев, могут возникать спонтанно в обществе. Совершённое однажды действие в результате многократного повторения становится общественной нормой. Традиции могут наследоваться из поколения в поколение, формируя социальные ценности и положительные примеры. Будучи исполняемыми большинством членов общества, традиции становятся частью его культуры. Пример такого поведения — празднование Дня Победы девятого мая.


Нормы морали

Нормы морали, или этические нормы, — социальные правила поведения человека, выражающие представление общества о добре и зле, справедливости и несправедливости. Общественная мораль оценивает не только действия людей, но и их мотивы. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение в обществе.

При этом цивилизованный человек способен оценивать и корректировать своё поведение без постороннего контроля — за это отвечают такие качества личности как совесть, честь, чувства долга и собственного достоинства. Пример этической нормы — «золотое правило нравственности»: не делай другим того, чего не желаешь для себя.

Нормы права

Правовые нормы устанавливаются государством и реализуются при помощи его авторитета и принудительной силы. Они всегда выражены в письменной форме — законах или других нормативных актах. С помощью этих правил регулируются все важнейшие общественные отношения — политические, экономические, культурные и другие. Примером норм права могут служить положения Конституции РФ.

В нормах права есть чётко прописанная система наказаний, которая исполняется специальными органами. В этом заключается одно из основных отличий правовых норм от религиозных социальных норм.

Религиозные нормы

Религиозные нормы поведения зафиксированы в текстах священных книг (таких как Библия или Коран) либо установлены религиозной общиной. Многие из них совпадают с нормами морали и права, содержат обряды и ритуалы, тесно переплетаются с обычаями и традициями. В теократических государствах предписания религии выполняют функцию правовых норм. В светских — регулируют частную жизнь верующих. К религиозным нормам относятся выбор бога, молитвы, ритуалы и другие правила поведения.

Соблюдение этих норм поддерживается религиозным сообществом и верой в неизбежную кару, положенную за отступление от нормы (грех). Пример религиозной нормы — десять заповедей Ветхого Завета.

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY72021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 7 класса.

Эстетические нормы

Нормы эстетики отражают принятые в обществе представления о безобразном и прекрасном. Эти нормы применяются не только в отношении искусства, но и всего, что производится человеком (техника, архитектура и так далее). Кроме того, они регулируют внешний вид человека и его поведение в быту. В частности, к эстетическим нормам относятся правила этикета и гигиены.

Для каждого общества на каждом этапе развития характерны свои представления о прекрасном, которые могут меняться с течением времени. Пример эстетической нормы — золотое сечение.

Корпоративные нормы

Формирование корпоративных норм началось в Индустриальную эпоху, и с тех пор они играют важную роль в общественной жизни. Эти социальные нормы регулируют работу общественных организаций (промышленных предприятий, профессиональных союзов, благотворительных обществ и других), а также права и обязанности их участников.

Как и правовые нормы, корпоративные правила закреплены в письменной форме — в уставах организаций. Их соблюдение контролируется самими компаниями.

ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

Трудно представить себе человека, полностью свободного в своих действиях, в формировании личностных целей и выборе альтернатив поведения. Живя в обществе, каждый его член подвергается воздействию со стороны не только окружающих его отдельных личностей, ассоциаций, групп, но и результатов их прошлой деятельности: системы ценностей, норм, правил, правовых законов. Кроме того, очевидно, что важным фактором, ограничивающим свободную деятельность человека, служит окружающая его среда: климатические условия, предметы материальной культуры, созданные руками людей, природные земные и космические явления. Если к этому добавить влияние свойств характера и других качеств личности, то станет очевидным, что число барьеров и ограничений, изменяющих поведение человека, достаточно велико.

В результате действия людей, ассоциированных в социальные группы, и деятельность социальных институтов становятся в значительной степени однонаправленными, и поведение людей, контролируемое влиянием группы и институтов, - менее разнообразным, более стандартизированным. Это обусловливает повторяемость образцов поведения человека и в известной степени предсказуемость его стремлений, установок и действий, которая растет по мере усложнения структуры общества и появления новых способов контроля за действиями людей. Таким образом, деятельность и поведение людей в обществе подвержены действию объективных, т.е. не зависящих от сознания людей, социальных законов.

Что такое социальный закон? Г.В. Осипов определяет социальный закон как "относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д." [75, с. 191].

Социальные законы действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения. Так, существуют законы, действие которых распространяется на малую группу, на определенную социальную страту, социальный слой или класс и, наконец, на общество в целом. Иными словами, в сфере действия закона может находиться общество как целое или же его части.

Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками:

1) закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;

2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений (исключение, подтверждающее закон, - бессмыслица);

3) условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.

Наличие этих признаков у всех без исключения научных законов имеет чрезвычайно важное значение для исследователей. При анализе действия закона и формулировании его содержания исследователь должен по возможности исчерпывающе оговаривать условия такого действия. Поэтому утверждения типа "индивиды всегда стремятся образовывать социальные группы" не являются социальными законами, поскольку в них не оговорены условия их действия. В то же время утверждение типа "деловой, конструктивный социальный конфликт в организации всегда разрешается после устранения причин его возникновения, если не повлияют внешние (внеорганизационные) факторы и не произойдет перераспределения ресурсов внутри организации" описывает действие социального закона, поскольку четко оговорены его условия. Очевидно, что невозможно полностью избежать в организации влияния внешних факторов и добиться, чтобы материальные ресурсы, информация, влияния не перемещались внутри организации. Но можно найти ситуацию, максимально приближенную к условиям действия закона в той или иной организации. Если деловой конфликт в организации после устранения его причины не разрешается, это означает только то, что не выполнены оговоренные в формулировке закона условия.

Другой пример социального закона приводит А. Зиновьев. Социальный закон содержится в следующем утверждении: "если в одном учреждении человеку платят за такую же работу больше, чем в другом, то человек поступит работать в первое из них при том условии, что для него работа в этих учреждениях не отличается ничем, кроме зарплаты". Может случиться, что работник выберет учреждение, в котором меньше платят, но которое расположено ближе к дому или имеет лучшие условия труда. Это не опровергает приведенного выше утверждения, так как в данном случае явно не выполняются условия действия закона. Не может быть учреждений с абсолютно одинаковыми условиями работы, кроме зарплаты, однако приблизиться к этому вполне возможно.




Точно так же действуют научные законы во всех других науках. Например, в условия физических законов очень часто вводятся такие понятия, как равномерное и прямолинейное движение, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, которые в реальной жизни не существуют, и значит речь идет лишь о более или менее близком приближении реальных условий к этим понятиям. Но, пожалуй, основным требованием к социальному закону должно быть то, что он обязательно выполняется при оговоренных условиях. В противном случае утверждение не отражает действующего закона. С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо подчиняются их действию, либо стараются их избегать, приспосабливают свое поведение к социальным законам или протестуют против них. Но очевидно одно: открывая любой социальный закон, социолог не приоткрывает завесу над еще неизвестными, никем не познанными явлениями. Наоборот, люди всегда видят в социальных законах черты своей повседневной жизни, всегда сопоставляют их проявления с собственным опытом.

Таким образом, принципиальная схема действия социального закона вполне различима и достаточно проста, его проявления всегда видимы для членов общества. Вместе с тем исследователи единодушны в том, что социальные законы крайне трудно обнаруживать и изучать. Это объясняется существованием множества условий, их сложностью, а также тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются, усложняя поле исследования. Именно поэтому повторяемость поведения людей в социальных группах, а значит и действие социального закона, часто просто трудно выделить из-за нагромождения деталей, обилия исходных данных и допущений.

Однако существует обстоятельство, несколько упрощающее научный подход к изучению социальных законов. Всегда следует помнить, что социальные законы - это существующие независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу и основу которых образуют исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей в улучшении условий существования, в безопасности и признании со стороны других, в самовыражении и т.д. Поэтому, изучая социальные законы, необходимо прежде всего выявлять потребности индивидов, составляющих социальную группу, страту, социальный класс или общество в целом, и, отталкиваясь от этих потребностей, искать повторяемость в их поведении, определять условия, в которых наблюдается найденная повторяемость, и формулировать социальные законы, знание которых необходимо для успешного управления социальными процессами, происходящими в обществе.

Человек и социальные законы. Когда ученый-социолог публикует материалы о действии социальных законов, то у многих читателей они могут вызвать недоверие, "Как же так, - говорит себе читатель, - закон - это нечто незыблемое, его невозможно обойти, а я, если захочу, могут его нарушить". И нельзя сомневаться в том, что, если какой-либо человек задастся целью любой ценой нарушить социальный закон, он это обязательно сделает. Но означает ли это, что данный закон не существует?

Для объяснения такого кажущегося несоответствия приведем простейший пример из физики. Когда тело двигается поступательно с определенной скоростью, то, строго говоря, далеко не все его частицы двигаются именно с такой скоростью. Вследствие перемещения внутри тела (например, из-за теплового движения) отдельные частицы могут двигаться даже против направления движения тела. Это объясняется тем, что они просто оказались в разных условиях. Конечно, движение тел в физическом мире существенно отличается от социальных движений и процессов. Но в данном случае нас интересует лишь принципиальный момент: отдельная часть целого может совершать движение не в направлении, оговоренном законом, и даже в противоположном направлении. Это обстоятельство не влияет на закон, описывающий поведение целого. Отдельно взятый индивид, член социальной группы, не подчиняющийся социальному закону, не может повлиять на действие этого закона в социальной группе. Почему же он выпадает из общего движения? Да потому, что он оказывается в условиях, не оговоренных данным законом. Но его индивидуальное отклонение и выпадение из сферы действия закона не может предотвратить действия закона. Так, некоторые индивиды могут на какой-то период отказаться от насущных потребностей, включая потребность в самосохранении, но закон, основанный на этих потребностях, будет продолжать действовать в масштабе данной социальной группы.

Вместе с тем отклонение какого-либо индивида от направления действия социального закона (в силу условий, не соответствующих оговоренным) может ослабить проявление социального закона в данной конкретной группе. Несмотря на то что закон должен выполняться без каких-либо исключений, в связи с тем, что часть группы попадает в не оговоренные законом условия, его действие в данной группе осуществляется меньшим числом лиц и, естественно, ослабляется. Поскольку люди в обществе попадают под влияние большого числа разных сил и обладают разными ресурсами (как материальными, так и духовными), часто наблюдается их отклонение (или уход) от действия социального закона. Однако закон всегда прокладывает себе дорогу там, где социальные условия становятся близкими к оговоренным.

Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому "узаконенному" поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей.

Социальные законы имеют большое значение в исследовании общественных явлений, в управлении социальными процессами. Именно наличие и действие социальных законов дают возможность применения научного подхода в социологии. Непредсказуемость, беспорядочность и хаотичность поведения людей в обществе не могут быть исследованы с помощью научных методов, и напротив, предсказуемость, повторяемость, заданность многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, занимающимся исследованием человеческого общества, открывать социальные законы, определять условия их действия и предвидеть поведение людей в социальных группах и обществе.

Социальная философия и социология


Данное учебное пособие предваряет цикл дисциплин, связанных с изучением тех или иных сторон жизни общества. Социальная философия и социология дают общее представление об обществе как целостной системе, которое затем конкретизируется в ряде иных аспектов его исследования другими науками. Для преподавателей и студентов юридических, а также иных вузов, где преподаются гуманитарные и социально-экономические дисциплины.

Оглавление

  • Тема 1. Социальная философия как теория и методология познания общества
  • Тема 2. Социология как наука. Основные этапы ее становления и развития

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная философия и социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

© С. А. Хмелевская, 2002.

© ООО «ПЕР СЭ», оригинал-макет, оформление, 2002

Данное учебное пособие предваряет цикл дисциплин, связанных с изучением тех или иных сторон жизни общества. Социальная философия и социология дают общее представление об обществе как целостной системе, которое затем конкретизируется в ряде иных аспектов его исследования другими науками.

Изучение курса социальной философии и социологии является важным этапом профессиональной подготовки юриста. Без знания основ общественной жизни, ее структуры и динамики невозможно изучать правовые отношения, являющиеся неотъемлемой частью процессов и явлений, имеющих место в социуме. Поэтому будущий юрист должен иметь научные представления об обществе как целостной социокультурной системе, о социологическом подходе к личности, об основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, о видах социальных процессов. Он должен знать основные функции социальной философии и социологии, главные направления применения социологического знания, современные социально-политические проблемы российского общества, базисные методы и методики исследований политической социологии, структуру, содержание и функции социологии права.

Студент юридического вуза должен овладеть методикой и техникой социологических исследований, что безусловно, пригодится ему в будущей работе. При изучении проблем социальной философии и социологии важна и выработка умения самостоятельно анализировать социологические проблемы, выявлять источники их возникновения и определять возможные пути решения.

В данном учебном пособии речь пойдет лишь о тех проблемах социальной философии, которые связаны с макросоциологическим изучением общества.

Тема 1. Социальная философия как теория и методология познания общества

1.1. Предмет социальной философии

Как и другие части философского знания, социальная философия представляет собой синтез научного знания с ценностными мировоззренческими выводами, являя, тем самым, амбивалентность философии вообще, которая, по определению, включает в себя собственно научное знание и ценностные суждения. Оставим пока в стороне мировоззренческий аспект социальной философии, связанный с аксиологическим осмыслением общества, и остановимся на социальной философии как науке.

В самом общем плане объектом социально-философского изучения выступает общество. Но это высказывание нуждается в уточнении. Социальная философия, рассмотренная как наука, должна находить и изучать определенные законы, существующие в обществе. Однако прежде чем раскрыть эти законы, важно уяснить специфику их проявления в общественной жизни, их отличие от законов, действующих в природе.

Законы в обществе и природе имеют ряд общих черт, что обусловлено самой сутью закономерной связи вообще. Так, любой закон отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения явлений действительности. Вместе с тем проявление закономерностей в обществе имеет свои существенные особенности, связанные с тем, что общественные отношения формируются под воздействием разных, в том числе и нематериальных факторов. «В природе… действуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы. Здесь нигде нет сознательной, желаемой цели… Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Но как ни важно это различие для исторического исследования…, оно нисколько не изменяет того факта, что ход истории подчиняется внутренним общим законам» [1] .

Конкретная жизнь людей во времени и пространстве происходит в неповторимых, уникальных формах. Но эти формы не являются самодостаточными и фиксируют общие, повторяющиеся признаки. Конечно, к примеру Великая Отечественная война 1941–1945 годов была уникальным событием в истории, имеющим свои неповторимые черты. И вместе с тем она несла в себе и родовые признаки войн вообще, те закономерности, которые свойственны всем войнам. Поиск и изучение подобных регулятивных инвариантов общественной жизни и составляют задачу социальной философии как науки.

Законы общества являются продуктом его внутренней самоорганизации, характеризуют его системную целостность, условия существования и развития. Они формируются как устойчивые, необходимые, существенные связи между людьми или элементами общественной системы на основе общественного производства в ходе осознанных действий больших масс людей, преследующих свои цели. Эти законы проявляются в общественной деятельности людей. Будучи законами системной организации общества, они носят объективный характер, а это значит, что люди по своему желанию, произвольно не могут отменять их действие.

Однако при такой трактовке общественных законов необходимо избегать как крайностей фатализма, так и волюнтаризма. Фатализм не учитывает того обстоятельства, что формирование и действие законов общества связаны с проявлением субъективного фактора. Волюнтаризм же преувеличивает роль сознания, по сути дела игнорируя объективные закономерности, действующие в обществе.

Общественные законы по своей природе объективны, но их проявление происходит через целенаправленную человеческую деятельность, которая связана с осознанностью, реализацией мотивов, желаний, интересов. Учет или не учет объективных закономерностей обнаружится в том, совпадут ли поставленные цели с полученными результатами в процессах деятельности или нет.

Решение вопроса о соотношении объективных законов и сознательной деятельности людей неразрывно связано с проблемой необходимости и свободы. Необходимость может быть понята как способ существования, обязательность проявления объективных законов истории, которые в своем развертывании, реализации опосредуются конкретными обстоятельствами, условиями исторического процесса, в силу чего в реальных конкретных явлениях не всегда осуществляется однолинейный характер обусловленности (детерминации) исторических событий. В обществе действуют законы-тенденции (закономерности), которым свойственно многообразие форм проявлений. Законы-тенденции пробивают себе дорогу сквозь массу случайностей, других тенденций, что придает каждой отдельной форме их проявления неповторимость. В связи с этим можно говорить о двух видах необходимости, существующих в обществе: необходимость общего характера, выраженная в законах, и необходимость, обусловленная конкретными обстоятельствами места, времени, действия. Для законов общества характерна в основном вероятностная детерминация. Они действуют как тенденция, проявляющаяся в массовом совокупном действии.

Однако было бы неправильно утверждать, что все законы в обществе имеют только вероятностный (статистический) характер. Существуют и такие виды связей в обществе, которые имеют строго однозначный характер.

Как отмечалось, необходимость соотносится со свободой. Свобода в социально-философском аспекте — это деятельность отдельных, преследующих свои интересы людей, социальных групп или общества в целом. Достигнутые при этом цели свидетельствуют об уровне свободы.

Итак, для познания специфики общества большое значение имеет раскрытие его законов. Последние выражают существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между разными типами общественных отношений, явлений общественной жизни. Наиболее общие законы общества изучает социальная философия.

Главная цель, стоящая перед социальной философией, — понять, что такое общество в его действительном и потенциальном бытии, в единстве его сущности и существования. «Именно социальная философия призвана ответить на вопросы: что мы называем обществом, чем оно является и чем оно не является, почему и как оно существует в мире, каковы условия, механизмы и формы его реального исторического бытия» [2] .

Итак, основная задача социальной философии — раскрыть сущностные характеристики общества, рассмотреть его как часть мира, отличную от иных его частей и связанную с ними в единый мировой универсум. Отметим, что термин «общество» здесь трактуется в двух смыслах: как социальность вообще (антитеза природному началу) и как организационная форма совместной деятельности людей.

Социальная философия изучает общество в его сущностных аспектах, специфику его генезиса, строения, функционирования и развития, которая определяет способ бытия социального в мире.

Особенности социально-философского изучения общества состоят в том, что оно раскрывает всеобщие, инвариантные свойства общественной организации, выражающие ее родовую, исторически константную сущность, а также структуру, существующую во всех разновидностях общества. Социальная философия исследует суть социального как рода бытия в мире, всеобщие условия и механизмы его реального существования.

Социальная философия, изучая строение общества, устанавливает образующие его части, выделяет их специфику, координационные и субординационные зависимости между ними, их связь с общим целым, обнаруживает интегративные эффекты их взаимодействия.

Помимо структурного анализа общества социальная философия раскрывает и закономерности его функционирования, где обнаруживаются механизмы системной целостности общества.

И, наконец, социальная философия не оставляет без внимания и проблемы социальной динамики. Именно эта наука должна выявить импульсы изменений общественной жизни, ответить на вопросы, каковы характер, цели, направленность развития общества и т. д.

Социально-философский анализ касается всеобщих, инвариантных свойств общественной организации, т. е. когда речь идет «об обществе вообще». Это один из важнейших уровней познания социального, хотя иногда в истории социальной философии понятие «общество вообще» рассматривалось как своего рода фикция, лишенная реального содержания. Зачем изучать общество вообще, если в действительности оно не существует? Такой подход методологически не верен. «Общество вообще» — это сложнейшая концептуальная модель, которая воплощает в себе реальные отношения сходства и подобия между конкретными обществами.

Конечно, на первый взгляд, кажется маловероятным, как можно сравнивать общество, к примеру, существовавшее в V веке до н. э. в Древней Греции, и ту форму совместной деятельности людей, которая сложилась в конце 90-х годов XX века в Японии?! Вместе с тем социально-философский анализ обнаруживает нечто общее в их структуре, функциях, динамике и т. д. Значит, если до известной степени абстрагироваться от конкретики, то можно прийти к понятию «общество вообще», заключающему в себе ценную информацию об общих инвариантах строения, функционирования и развития общественной жизни.

Здесь опять же важно избегать крайностей. С одной стороны, анализ модели «общества вообще» имеет огромную познавательную ценность, обнаруживая инварианты общественной организации. Поэтому не правы те авторы, которые не видят эвристического потенциала данного подхода. С другой стороны, нельзя ограничивать социальную теорию родовыми определениями общества, игнорируя конкретное многообразие его форм. Еще более не допустимо, когда под абстрактные схемы стремятся подогнать все реалии общественной жизни.

Поэтому философский анализ общества необходимо дополнять другими, имеющими более частный характер. Важно изучение отдельных социальных организмов — конкретных стран и народов, взятых в их реальной истории. Знание лишь всеобщих законов социальной организации не дает понимания исторических судеб отдельных человеческих обществ. Если социально-философский анализ общества выявляет его общие закономерности, касающиеся структуры, функций и динамики, формируя, тем самым, методологические принципы познания общества вообще, то конкретный анализ социальных организмов позволяет понять специфику их строения, функционирования и развития.

Однако уровни предельных философских абстракций и конкретики не исчерпывают всех уровней изучения общества. Между ними выстраиваются теории среднего уровня обобщения, которые изучают особые типы общественной организации, имеющие место в реальной истории общества, т. е. специфические свойства общественного устройства. Речь идет об исторической типологизации обществ (формационной, цивилизационной, культурологической).

Таково общее представление о предмете социальной философии. Но до конца выявить специфику социальной философии можно, лишь показав ее место среди прочих наук, изучающих общество.

1.2. Место социальной философии в системе наук, изучающих общество

Рассмотрим, прежде всего, те науки, которые направлены на системное изучение общества.

Социальная философия и социология. Если анализировать историю социологии как самостоятельной науки, то можно убедиться, что в трудах многих ученых, именовавших себя социологами (Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, П. Сорокин и др.), обнаруживается весь спектр проблем социально-философского плана. И наоборот, в работах таких философов, как Г. Гегель, Э. Фромм и др., исследуются вопросы, традиционно относящиеся к социологии.

Для того чтобы понять сходство и различие между социальной философией и социологией, вновь обратимся к уровневому рассмотрению общества: уровню изучения всеобщих свойств социальной организации, уровню исследования ее исторически конкретных типов и уровню анализа реальных социальных организмов.

По своему концептуальному статусу философия исследует лишь первый из названных уровней, т. е. уровень всеобщих свойств социальной организации. Все другие уровни являются предметом изучения социологии. Она выявляет законы строения, функционирования и развития исторически конкретных типов социальной организации, объединяющих родственные в социокультурном отношении страны и народы, исследует конкретные виды социальных организмов.

И только на высшем, общесоциологическом (макросоциологическом) уровне социология пересекается с философией, рождая феномен бинарного философско-социологического познания общества. И философия, и социология стремятся познать общество в качестве системного образования, как интегральное целое. Однако единый подход к обществу не означает тождества социальной философии и социологии. Как отмечалось, социальная философия изучает лишь «общество вообще» и ее предметом не являются прочие уровни рассмотрения общества. Вместе с тем это вовсе не означает, что социальная философия не использует материалы изучения конкретных обществ. Именно такое использование позволяет установить и уточнить универсальные законы строения, функционирования и развития социальной системы.

Социальная философия не ограничивается только социологическим рассмотрением общества, а обращается еще и к изучению истории (философия истории).

Социальная философия и история. Говоря о реальной истории, имеется ввиду событийная жизнь общества — конкретная жизнь людей, их совместная деятельность, которая проявляется в цепи взаимосвязанных событий, произошедших в определенном месте и времени. Предметом исторической науки являются не общественные законы как таковые, а вероятностное проявление этих законов в конкретной исторической ситуации, т. е. особые закономерности, возникающие в событийном пласте совместной человеческой деятельности.

На долю философского анализа истории приходятся, прежде всего, постановка и решение общеметодологических проблем исторического познания. Философия уточняет концептуальную природу и предметные задачи истории как науки, она определяет само понятие «история», соотнося его с категориями «социум», «общество» и пр. Именно она исследует проблему законосообразности исторического процесса. Вместе с тем социальная философия (философия истории) решает и целый ряд содержательных задач: например, осмысление существования всемирной истории, установление механизмов и фаз становления и развития человечества. Философию занимает интегративный аспект целостности мировой истории.

Итак, подведем некоторые итоги. Исходя из понимания социальной философии как науки, ее предмет составляют законы, выявляющие системную целостность общественной жизни, а именно:

• законы, выражающие структурную, функциональную и динамическую целостность общества, т. е. законы системного взаимодействия составляющих его сфер, элементов и компонентов деятельности;

• законы, выражающие исторически универсальные связи и отношения, с необходимостью воспроизводимые в любом обществе.

1.3. Методологическая функция социальной философии

Значение социальной философии в системе общественных наук не сводится только к содержательной разработке тех или иных теоретических проблем. Она имеет большое значение в разработке методологии анализа социальных явлений. Законы и категории социальной философии выполняют роль орудия научного познания для всех отраслей обществознания.

Методологическая функция социальной философии обусловлена предметом этой науки. Особенности подхода к изучению общественных явлений с позиции предмета социальной философии состоят в том, чтобы рассматривать их с точки зрения причин возникновения, общих законов развития, всеобщей взаимосвязи, обнаружения сходства и различий в структуре, функциях и динамике. Выделяя структурные, функциональные и динамические инварианты, раскрывая родовые признаки конкретных явлений общественной жизни, она создает логическую модель «общества вообще», которая затем детализируется частными науками. Формируя дефиниции общественных явлений и процессов, социальная философия образует определенный категориально-понятийный аппарат, используемый прочими науками об обществе. Кроме того, каждая общественная наука имеет свои философские (в том числе и социально-философские) основания — те принципы и категории философии, которые используются для решения философских проблем в той или иной науке. Философские основания тесно связаны с собственными основаниями конкретной науки, могут опережать или замедлять их развитие. Например, среди тех проблем, которые ставит и решает философия истории: проблема неравномерности исторического развития, становление мировой истории в аспекте синтеза ее этнического и цивилизационного многообразия и др. Именно философское мышление способно рассмотреть предпосылки интеграции, взглянув на историю в аспекте ее общих принципов и механизмов этногенеза. Точно так же философия истории может помочь страждущему человечеству начала XXI столетия обрести себя в новых исторических реалиях, извлечь уроки из прежних исторических событий.

Читайте также: