Как снимали сталкер

Обновлено: 17.06.2024

Фантастический фильм по мотивам повести "Пикник на обочине" братьев Стругацких считается одной из лучших работ режиссера Андрея Тарковского. Как вспоминал сам режиссер: "Я снимал Сталкера два года, но готовился к нему всю жизнь".

После прочтения "Пикника на обочине" еще в 1973 году Андрей Тарковский захотел его экранизировать. В 1974 году он связался со Стругацкими и сообщил о своих планах.

Братья Стругацкие взялись писать сценарий для фильма по мотивам повести. Как они сами позже вспоминали, это была одна из самых тяжелых работ для них, "бесконечно изматывающей" . Первоначальный вариант под названием "Машина желаний" не устроил режиссера, и он потребовал его переработать, сделать более тусклым, скучным.

Когда был написан второй вариант сценария, фильм пустили в работу (это был конец 1976 года ).

К этому времени режиссер уже подобрал места для съемок (в Таджикистане) и актеров на главные роли. Стоит отметить, что для двух ключевых ролей фильма он взял актеров, с которыми уже имел опыт работы: Николая Гринько и Анатолия Солоницына . Роль сталкера после небольших кинопроб режиссер отдал Александру Кайдановскому .

По плану съемки должны были начаться в начале 1977 года, но в выбранных местах съемок произошло разрушительное землетрясение и решили искать другое место. Нашли его на берегу реки Ягала в Эстонии . Там находилась заброшенная электростанция и плотина, которые органично вписывались в атмосферу фильма.

Съемки двигались очень медленно. Режиссер заставлял переснимать по несколько раз одни и те же сцены. Художники-постановщики тратили по два-три дня на установку декораций для съемки сцен, которые длились пару минут. Тарковский был постоянно недоволен сценарием и корректировал его по ходу съемок.

Тем не менее, в конце лета 1977 года большая часть сцен была отснята и пленку отправили на проявку в Москву. При её проявке что-то пошло не так, и она оказалась испорченной. Это привело к серьезной ссоре оператора Георгия Рерберга и Тарковского , в следствие которой оператор был отстранен от работы. Фильм был под угрозой отмены.

Однако, Тарковский каким-то чудом уговорил Госкино увеличить бюджет картины и осенью 1977 года съемки продолжили. Новым оператором выступил Леонид Калашников . Тем не менее, весь материал, который успели отснять до наступления зимы, режиссер забраковал.

Весной 1978 съемки продолжились уже с третьим оператором - Александром Княжинским . Андрей Тарковский опять изменил сценарий, в итоге фильм был почти полностью переснят. В декабре 1978 года съемочные работы были завершены.

Таким образом, работа над фильмом заняла у режиссера почти три года (1976 - написание сценария, 1977 и 1978 съемки), над фильмом работали три разных съемочных группы, сценарий переписывался три раза почти полностью и подвергался небольшим корректировкам бесчисленное количество раз .

Премьера в кинотеатрах состоялась в 1979 году в Томске и в 1980 в Москве. Особой популярности у зрителей фильм не снискал, но критики восприняли его достаточно хорошо. Особое внимание в фильме привлекала не актерская работа, а визуальная составляющая (не зря Тарковский так требовательно относился к работе художников-постановщиков). В 1980 году фильм получил Приз экуменического жюри на Каннском фестивале.

Большинство критиков сходятся во мнении, что фильм "Сталкер" положил начало новым приемам съемки, которые в дальнейшем использовали другие режиссеры при создании постапокалиптичных кинокартин, а также разработчики компьютерных игр.

Журнал

Среди поклонников отечественной фантастики есть мнение, что братьям Стругацким не везёт с экранизациями. Однако это не мешало фильмам по их произведениям быть любимыми и популярными или даже становиться культовыми, как это случилось со «Сталкером» Андрея Тарковского.

В 1974 году режиссёр прочитал повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» и предложил фантастам написать сценарий для экранизации. Первая версия сценария под названием «Машина желаний» позже была издана отдельным произведением — суть первоисточника сохранилась, а вот герои, детали сюжета и концовка были новыми. Этот вариант Тарковского не устроил — режиссёр посчитал, что получилось слишком живо и пёстро, и история нуждается в «ускучнении». Стругацкие тогда ещё не знали, что переделывать придётся очень много раз, но очень уважали Тарковского и терпеливо вносили бесконечные правки…

Председатель Госкино предупредил режиссёра, что братья-фантасты имеют репутацию «неэкранизируемых». Они были невероятно популярны, но попытки перенести героев их произведений на экраны по разным причинам проваливались. На конец 70-х вышли только телеспектакль «Понедельник начинается в субботу» и чешский сериал по тому же «Пикнику на обочине» — оба были нещадно раскритикованы и сразу исчезли из эфира. Тарковский на такие условности не обращал внимания, его больше пугало то, что в Госкино затягивали с подписанием фильма в производство… Уже были утверждены актёры и подобрана натура в Таджикистане, а разрешения всё не было. Тогда Тарковский написал письмо в КПСС — просил разобраться, почему ему не дают работать.
Приём оказался действенным, но тут в районе запланированных съёмок произошло землетрясение и срочно пришлось искать новую площадку. В результате «Сталкера» снимали недалеко от Таллина — на реке Ягала обнаружили заброшенную электростанцию и плотину, которые идеально вписывались в атмосферу фильма.

На съёмках фильма случился скандал между режиссёром и оператором Георгием Рербергом, которого Тарковский считал гением после совместной работы над драмой «Зеркало». Отношения натянулись ещё до съёмок, когда Тарковский сказал, что в главной женской роли будет снимать свою жену. Оператор не видел в ней таланта и пригласил на пробы Алису Фрейндлих, которая идеально вписалась в образ. Жена Тарковского пообещала, что на фильмах её мужа Рерберг больше работать не будет…

В ходе работы конфликт нарастал. Режиссёру не нравилось качество съёмки, оператор отвечал, что без толкового сценария всё будет плохо. Рербергу категорически не нравилось, что у Тарковского не было чёткого представления о фильме, режиссёр действительно передумывал и перестраивал материал на ходу. Финальной точкой стала порча снятого материала в проявочной «Мосфильма» и перепалка оператора со Стругацкими — фантасты сделали ему замечание по качеству изображения. По поводу плёнки ходили разные слухи — от случайной ошибки до намеренной порчи материала самим режиссёром или кем-то из его врагов. Закончилось тем, что Тарковский обвинил во всём оператора, выгнал с картины, остановил съёмки и… переписал сценарий.

Первый вариант «Сталкера» был загублен, но Тарковскому удалось убедить Госкино увеличить бюджет. Режиссёр пригласил нового оператора, тот проработал всего две недели и ушёл — его тоже угнетала неопределённость. Тарковский всё снятое им выкинул и отдал сценарий на переделку Стругацким. Братья были на грани отчаяния, но придумали очередную концепцию. На съёмочную площадку вышел третий оператор и — о, чудо! — ему удалось снять то, что хотел Тарковский. Некоторые очевидцы считают, что его секрет был в равнодушии к этой работе… Остальных придирчивость Тарковского сводила с ума. Если он говорил, что на лужайке должен быть зелёный цвет строго определённого оттенка, то художники пинцетами удаляли каждую травинку неправильного цвета…

Шёл второй год съёмок и все устали играть одно и тоже по шесть дублей каждой сцены. Анатолий Солоницин за это время успел жениться на девушке-гримёре, и у них появился сын. Кайдановский клялся, что больше никогда не будет работать с Тарковским. Гринько чаще всех снимался у режиссёра, но и то не мог припомнить, чтобы работа шла так трудно. Алиса Фрейндлих начала терять сознание и впадать в истерику на особо напряжённых сценах. Удивительно, но никто из актёров не отказался от работы!

На роль дочери Сталкера Тарковский искал девочку с выразительными глазами, так как роль была почти без слов. Кроме того, зрители должны были верить, что эта девочка может взглядом двигать предметы… На роль Мартышки утвердили юную Наталью Абрамову, которая не соответствовала пожеланиям режиссёра только в одном — у нее была стрижка, а по сценарию Мартышка была длинноволосой. Парики Тарковского не устроили, менять актрису он не хотел категорически, и тогда был придуман новый ход. Девочке выбрили лоб, чтобы он стал широким, как у Кайдановского-Сталкера, и надели платок… Роль Мартышки стала единственной в фильмографии Натальи Абрамовой.

В одной из сцен фильма видно белую пену, которая плывёт по реке. Это не было задумкой режиссёра — соседний целлюлозный комбинат регулярно сливал в воду какую-то отраву… Сейчас сложно сказать, было ли это связано с работой около химкомбината, но Тарковский, его жена и Анатолий Солоницын умерли от рака легких. Ещё на съёмках было понятно, что с точки зрения экологии район небезопасен — периодически воздух и вода начинали отвратительно пахнуть, у многих были проблемы с бронхами и кожные аллергии, но никто не думал, что это всё может быть серьёзно.

В отличие от других фильмов Тарковского, «Сталкер» почти не подвергся цензурным правкам, но успешной прокатной судьбы в СССР не имел. В Москве его показывали в трёх кинотеатрах, по другим городам разошлось всего 196 копий, и то в Госкино считали, что это много. Там ещё помнили, как зрители толпами уходили с премьеры «Соляриса»… Зато на Западе фильм принёс прокатчикам огромную прибыль. В 1980 году «Сталкер» получил специальный приз на Каннском кинофестивале, и только тогда о нём написали в советской прессе, а режиссёр получил звание Народного артиста СССР.

«Сталкер» произвёл гораздо большее впечатление на профессионалов, чем на обычных зрителей. Этот фильм создал новый визуальный киноязык — унылые пейзажи, серые тона, развалившиеся дома и «сталкерская» атмосфера стали часто использоваться отечественными кинематографистами и создателями компьютерных игр. Отголоски «Сталкера» можно встретить и у западных режиссёров, а кадры из фильма несколько раз использовались в зарубежных музыкальных клипах. Изучению картины до сих пор посвящаются статьи и документальные ленты, где фильм рассматривают с философской, культурологической или кинематографической точки зрения. Сам же Андрей Тарковский говорил о «Сталкере», что снимал его два года, а готовился к нему всю жизнь…

Мистические события, происходившие во время съёмок «Сталкера» Андрея Тарковского

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Сама природа была против…

Сталкер

Фото: кадр из фильма

Испорченная плёнка

Сталкер

Фото: кадр из фильма

«Сталкера» начали снимать на дорогую и диковинную для советских кинематографистов плёнку «Kodak». К августу 1977 года было отснято приличное количество материала. Во время проявки несколько километров плёнки оказалось испорчено. Утрата была очень серьёзная, однако до сих пор не знает, что тогда случилось. Во время расследования этого происшествия ходили слухи, что это дело рук самого Тарковского, который просто захотел всё переснять.

Попытка номер три

Сталкер

Фото: кадр из фильма

На самом деле «Сталкер» был переснят трижды. Андрей Арсеньевич Тарковский остался очень недоволен результатом проделанной работы после случая с испорченной плёнкой. Было принято решение ещё раз отснять все ключевые сцены. Режиссёр очень скрупулёзно следил за работой и постоянно пытался всё сделать сам. На площадке царило нервное напряжение, которое спало лишь после того, как Тарковский решил, что всё готово.

Кстати, в результате всех заминок, утраты плёнки и постоянных переделок, финальная стоимость производства «Сталкера» составила более одного миллиона рублей. В наши дни эта сумма эквивалентна одному миллиарду.

Мёртвая река

Сталкер

Фото: кадр из фильма

После землетрясения в окрестностях Исфары оператор Георгий Рерберг очень долго искал новую натуру. В конце концов, подходящее для постапокалиптического настроения картины место было обнаружено в Эстонии. Группа кинематографистов расположилась недалеко от Таллина, на берегу реки Ягала. Рерберг нашёл подходящие декорации – заброшенную электростанцию. В этом месте была очень плохая экология – находящийся чуть выше по течению химический комбинат сбрасывал отходы в реку, убивая в ней всё живое.

Отравленная вода, воздух и почва оказали пагубное влияние на здоровье всех участников экспедиции. Не пострадал только композитор Эдуард Артемьев, который писал музыку в своей студии в Москве.

Мистика цифр и череда потерь

Сталкер

Фото: кадр из фильма

В одном из кадров фильма среди мусора, валяющегося на земле, появляется лист отрывного календаря. Месяц разобрать трудно, а вот цифры даты видны отчётливо – 28. Никто не знал, откуда взялся этот листок. Скорее всего, это сам Тарковский, который вместе с художниками кропотливо выстраивал каждый кадр, перекладывая с места на место необходимые для создания нужной атмосферы предметы, положил его туда.

Некоторые специалисты связывают эти трагические события со съёмками «Сталкера» - воздух на месте съёмок фильма действительно был отравлен. Но что также удивительно, также скоропостижно ушли из жизни актёры Николай Гринько и Александр Кайдановский, один из авторов сценария фильма Аркадий Стругацкий, а также монтажёр Людмила Фейгинова. Последняя погибла во время пожара, который, кстати, уничтожил черновые копии первых вариантов «Сталкера».

Бесценный опыт

- Правда ли, что вы очень рано обзавелись семьей?

- Мы с моей женой Леной расписались на первом курсе института. Поначалу жили у моих родителей. Через четыре года родился сын, и нам дали комнату в общежитии. Помню, прогуливаясь с ребенком в коляске, мы дошли до мебельного магазина. Коляску, как тогда было принято, оставили у входа на улице. Но так увлеклись выбором мебели для своего нового жилья, что, покинув магазин, забыли про ребенка и ушли домой. Вскоре почувствовали, что чего-то не хватает. Как ошпаренные кинулись обратно. Слава богу, коляска с мирно спящим сыном так и стояла у магазина.

- Как удалось перебраться из Ухты в Москву?

- В конце 1988 года судьба распорядилась так, что мы прямо на гастролях остались без нашего филармонического администратора. Последние 15 концертов тура проходили во Владивостоке и близлежащих поселках. Выбираться оттуда домой в Ухту с четырьмя тоннами аппаратуры было проблематично. А незадолго до этого в Свердловске у нас завязалось знакомство с группой «Машина времени». Мы жили в одной гостинице и каждый вечер встречались после концертов. Общались, выпивали. И Саша Кутиков пригласил нас в Москву, чтобы записать на его студии новые песни. «Надо ехать!» - решили мы. Распродали во Владивостоке нашу аппаратуру. И в январе 1989 года уже были в Москве. Первые три месяца жили роскошно. Снимали люксы в «Интуристе». Потом деньги кончились. Пришлось переселиться в съемные квартиры с тараканами и другими «прелестями» временного жилья. Но к тому времени ко мне уже переехали из Ухты жена с сыном. А вместе преодолевать трудности было намного легче.

Андрей с маленьким Кристианом Цхадая

Андрей с маленьким Кристианом Цхадая. Изображение: Личный архив

- Каким образом в конце 80-х в составе «Сталкера» оказался маленький мальчик, игравший на клавишах?

- Когда «Сталкер» впервые показали по телевидению, стало понятно, что скоро мы станем великими, и нам будут рукоплескать Нью-Йорк, Лондон и Париж. Встал вопрос о том, что нам нужен новый администратор. Им согласился быть мой старый друг Борис Цхадая, с которым мы играли в ухтинском ресторане «Русь». Наши сыновья - почти ровесники. Однажды на концерте в сочинском зале «Фестивальный» Борис предложил: «Пусть с вами на сцену выйдет мой сын Кристиан и что-нибудь исполнит!» Я не стал возражать. Он спел «О соле мио» из репертуара Робертино Лоретти. У него оказался потрясающе чистый высокий голос. После этого Кристиан стал у нас «сыном полка». Когда он оказывался на наших концертах, мы брали его с собой на сцену. Естественно, исполнять «О соле мио» каждый раз - ни к чему. Часто концерты бывали сборными, где мы пели одну-две свои самые хитовые песни. И решили задействовать его в качестве клавишника.

В 1989 году Кристиан снялся с нами в «Песне года», где не без помощи руководителя «Самоцветов» Юрия Маликова впервые прозвучала «Не плачь, Алиса!». Меня тогда завалили письмами: «Кто этот мальчик? Это ваш сын?». Талант Кристиана проявился не только в музыке. Он профессионально играл в футбол. Был вратарем сочинской «Жемчужины». А в 2003 году успешно участвовал в «Фабрике звезд» Максима Фадеева. Искренне желаю ему удачи и новых побед!

- Правда ли, что продюсер Ольга Молчанова, которая в начале 90-х пригласила вас вести телепрограмму «Шире круг», ругалась на поклонниц, постоянно отвлекавших Андрея Державина от съемок?

- Ну, что я могу сказать? Да, Ольга Борисовна была права. Пару раз случалось, что, раздавая автографы и увлекшись общением с поклонницами, я чуть не опаздывал к своему выходу. Но, несмотря ни на что, сценарий программы всегда был у меня с собой, и думал я только о нем. Приходя на съемки «Шире круг», я чувствовал большую ответственность. Мне нужно было по четыре часа находиться на сцене с текстом. Причем, без такого: «Стоп! Снимем еще разок!». Шел концерт, на который приходила публика по билетам. Для меня это бесценный опыт, за который я очень благодарен Ольге Борисовне.

- Как же вам, будучи окруженным огромным количеством влюбленных женщин, удалось сохранить семью?

- В этом огромная заслуга моей супруги. Желание понравиться противоположному полу - мощнейшая мотивация для любого творческого человека. Это та сила, которая заставляет писать песни, рисовать картины, делать научные открытия. Так устроен мир. Попадись мне вместо Лены какая-нибудь истеричка, неизвестно, беседовали бы мы сейчас с вами или нет. Может, она бы из ревности убила меня сковородой. Но мне очень повезло с женой. Лена не только красавица, подарившая мне замечательных детей - сына и дочь. Главное - она очень мудрый и терпеливый человек. Поэтому мы с ней до сих пор вместе.

Державин (справа) во время работы в «Машине времени» на гастролях в Лондоне. С музыкантами он познакомился задолго до прихода в группу. Маргулис (в центре) записывал партию гитары для его песен «Чужая свадьба» и «Ветер уносит». А сам Андрей помогал Евгению и Александру Кутикову (слева) при записи их сольных альбомов

Державин (справа) во время работы в «Машине времени» на гастролях в Лондоне. С музыкантами он познакомился задолго до прихода в группу. Маргулис (в центре) записывал партию гитары для его песен «Чужая свадьба» и «Ветер уносит». А сам Андрей помогал Евгению и Александру Кутикову (слева) при записи их сольных альбомов

Ответ на пост «Блокировка с нового обзора BadComedian снята»

Я не понимаю: что, не осталось толковых сценаристов, которые сочинят простую и понятную личную драму на фоне неоднократно и подробнейшим образом описанных РЕАЛЬНЫХ событий? Не выковыривая из носа каких-то пластмассовых персонажей и абсолютно бессмысленные эпизоды?

Не осталось вменяемых кинорежиссеров, которые пригласят талантливых, пусть даже может никому не известных актеров, привлекут еще живых участников событий? Вместо бесконечных крупных планов и умственно-отсталых диалогов одних и тех же двух физиономий покажут жизненно то, что прошли и пережили очевидцы?

Не осталось нормальных актеров, играющих сценических персонажей, а не самих себя?

Актеров, которые обладают речевыми данными, создают простой и целостный образ? Не нарциссов и бездарей, которые по типажу должны играть скорее спекулянтов и бабников, а не героев, жертвующих собой?

Масленников снял всемирно известного Холмса, даже ничего не додумывая, а следуя перу Конан Дойля. В случае с "Чернобылем" даже советский быт не надо воссоздавать из дорогого реквизита: пол-страны в соотв. быте проживает и поныне.

А можно все это и без поливания помоями нашей истории?


BadComedian опять получил страйк на youtube

Вот что он пишет по этому поводу:

" Спокойно новый обзор успел пожить немного. Таки да - в очередной раз обзор заблокировали для большой части моей аудитории (НЕ У ВСЕХ).

Когда начались нападки на обзор фильма от Киноданс, когда его блокировали и ограничивали, продюсер Александр Роднянский встал на мою сторону и защищал свободу слова:

"Критика, даже острая и неприятная для авторов обозреваемых фильмов, является неотъемлемой частью здоровой индустрии" (с)

С тех пор многое изменилось, мои обзоры уже ни разу не критика, ни разу не острая, а вообще - хейт гопника и мусор. Собственно, на здоровье. Если я могу высказываться, почему Роднянский не может иметь мнения обо мне? Всё честно. Но тут произошла странность. Когда обзор был сделан на фильм Роднянского…обзор подрубили.

Зрители скидывают скриншоты где значится, что заблокировал NETFLIX, но вот в чём странность: даже самый крупный тайтл NETFLIX "Тайлер Рейк: Операция по спасению" обозревается на западе без проблем. Он доступен и никак не ограничивается NETFLIX, а ведь NETFLIX вложил в этот фильм миллионы долларов. Блокировок нет (обзоры такие же, как у меня, - с кадрами из фильма). Возьмём другой пример: популярный, по сути главный продукт NETFLIX на данный момент, "SQUID GAME" - спокойно обозревается (каждая серия!), без каких-либо ограничений обзоры этого шоу доступны на ютубе. Выходит, что "Чернобыль" Козловского NETFLIX ценит больше, чем свои самые крупные тайтлы? Выходит так.

Странность ещё заключается в том, что ограничения накинули ВРУЧНУЮ и не в первый день релиза. То есть кто-то на западе увидел нарушение, но решил подождать и не стал банить обзор сразу, дабы не злить большую часть аудитории. И только когда хайп утих, ЗАПАДНЫЙ правообладатель решили накинуть ограничения из-за авторских прав за использование 7 СЕКУНД фильма "Чернобыль" в обзоре какого-то там российского блогера, которого на западе никто и не знает. Использование в обзоре на русском языке.

И если Роднянский называл меня "заражённым советской ностальгической фобией" (с), приведу пример, чтобы соответствовать его представлениям: естественно, РОДНЯНСКИЙ аки Сталин не знал про репрессии и ущемления. Уверен, что так получилось случайно, а виноваты клятые предатели, что просто подставили хорошего человека. Вполне возможно, что всё это случайность, но вот в данный момент Александр Ефимович может подтвердить свою идеологему о свободе высказываний не словом, а делом.

20 лет спустя.

20 лет спустя.

Сохранить семью Державину всегда помогала мудрость жены

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Певец и композитор Андрей Державин в начале 90-х снискал огромную популярность с созданной им поп-группой «Сталкер». Его песни «Не плачь, Алиса!», «Чужая свадьба», «Катя-Катерина», «Брат ты мне или не брат», «Наташа», «Журавли» стали поистине народными хитами. Но в начале нулевых он неожиданно оставил сольную карьеру и стал клавишником легендарной рок-группы «Машина времени». Мы встретились с Андреем Владимировичем и поговорили о перипетиях его творческой и личной жизни.

- Почему после школы вы не пошли учиться музыке, а поступили в технический вуз?

- Я родился и жил в небольшом северном городе Ухта. А там было единственное высшее учебное заведение - Ухтинский индустриальный институт. Конечно, у меня были мечты поехать в Москву или в Питер, получить там музыкальное образование. Класса с 4 - 5-го мне страшно хотелось заниматься только музыкой, играть в группе. Как-то я набрался смелости и зашел в каморку на чердаке, где репетировал ансамбль десятиклассниц. Увидев, как я завороженно смотрел на их инструменты, издававшие, как тогда казалось, волшебные звуки, девочки разрешили мне поиграть на электрооргане «Юность-70». Мое исполнение их так впечатлило, что они предложили выступить с ними на школьном вечере. После этого мне стало ясно, что учеба учебой, а настоящая жизнь проходит мимо. И через месяц мы с друзьями собрали свою первую группу.

А в старших классах я уже профессионально играл на танцплощадках и в ресторанах, получал за это неплохие деньги. Но, когда об этом стало известно родителям, у нас случился серьезный конфликт. Работа в качестве музыканта, тем более ресторанного, в нашей семье не входила в понятие о прекрасном. Мои родители трудились инженерами-геофизиками, имели по два высших образования. Они настояли, чтобы я тоже получил серьезную специальность. И правильно сделали! До сих пор благодарен им за это. Учеба в вузе дисциплинирует, структурирует образ мышления и во многом формирует личность.

- Чем запомнились студенческие годы?

- Я учился по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция» на инженерно-строительном факультете. Это были замечательные годы. Чего стоил один стройотряд! У Ухты есть болгарский город-побратим - Ловеч. И нас, 18 студентов, отправили в составе стройотряда в Болгарию. За месяц методом опалубки мы построили четырехэтажное здание, в котором потом разместилась библиотека. За ударный труд наградили путевками на Солнечный берег. Представляете, что это было для нас?!

Группа «Сталкер» образца 1987 года: Сергей Костров, Андрей Державин, Сергей Терентьев и Виталий Лихтенштейн

Группа «Сталкер» образца 1987 года: Сергей Костров, Андрей Державин, Сергей Терентьев и Виталий Лихтенштейн. Изображение: Личный архив

- Как появилась группа «Сталкер»?

- Во время учебы в институте я познакомился с Сергеем Костровым. Он учился на другом факультете и был одним из самых крутых ди-джеев в городе. На его дискотеки в Центральном парке культуры собиралось по тысяче человек. А я там же подрабатывал в ансамбле, и у нас была общая каморка, где хранилась аппаратура. Выяснив, что Сергей пишет стихи, а я музыку, мы решили попробовать что-то сделать вместе. Первую песню записали у меня дома на двухканальный магнитофон Sony, позволявший делать наложение. Тогда же возникло название «Сталкер». Надо было на записи представить как-то наш проект. И у меня само с языка слетело это слово, знакомое всем по фильму Андрея Тарковского. Вечером Сергей прокрутил эту запись у себя на дискотеке. И на следующий день пошли слухи, что в городе появилась новая обалденная группа.

Через неделю про нас уже знала вся Республика Коми. А через две - вызвали в соответствующие органы. Поводом было отсутствие у нашей песни «литовки», то есть разрешения от цензуры. Нет, ничего плохого с точки зрения идеологии мы не пели. Все песни у нас были про любовь. Видимо, ответственные товарищи боялись любых неконтролируемых ими проявлений творчества молодежи. Это было начало 1985 года. Тогда по всей стране шли гонения на «подпольные» группы. Составлялись «черные» списки. И больше всего мы испугались, что нам не дадут выступать. Но завотделом идеологии горкома партии нашел гениальный выход из положения. Чтобы мы не причинили зла стране, нас решили не запретить, а, наоборот, поместить на видное место. И предложили давать концерты в построенном болгарами молодежном центре, который был самым крутым клубом в Ухте.

- Выступления проходили бесплатно?

- Нет, на них продавали билеты. Каждый вечер в нашем центре яблоку негде было упасть. На улице стояла очередь. Думаю, деньги собирались приличные. А мы были официально оформлены на работу в отдел культуры горисполкома и получали зарплату. Если честно, она была намного меньше того, что я зарабатывал, играя в ресторане. Но нас окрыляла сама возможность выступать перед публикой со своими песнями.

- А по институтской специальности довелось поработать?

- Ни одного дня. Мы даже дипломы не успели получить. Оставалось доучиться совсем немного, когда «Сталкер» пригласили на работу в Коми республиканскую филармонию. Это перевернуло нашу жизнь с ног на голову. Нужно было делать выбор - продолжать оставаться провинциальными звездами или попытаться выйти на большую сцену. Мы предпочли второй вариант. В филармонии нам назначили ставку 7 рублей 50 копеек за концерт и отправили на гастроли. Дали аппаратуру, при виде которой на глазах появлялись слезы. С ней, пожалуй, можно было проводить лишь детские утренники.

Пришлось многое самим покупать и делать своими руками. С нашей программой мы несколько раз проехали через всю страну. Выступали в самых отдаленных уголках. Таких, как поселок Гремиха под Мурманском или Хальмер Ю, до которого из Воркуты ходил только один поезд, состоявший из одного вагона. Гостиницы там не было. Ночевали мы в частном секторе. А ночью прошла пурга, и дверь на улицу так завалило снегом, что утром мы не могли выйти на улицу. Но я уверен, что мы сделали правильный выбор. Нам дали шанс пройти через испытания, чтобы стать сильнее. И мы им воспользовались.

С женой Еленой и их сыном Владиком

С женой Еленой и их сыном Владиком. Изображение: Личный архив

Черт-те что

- Как получилось, что вы стали участником «Машины времени»?

- Мое решение попробовать себя в качестве музыканта «Машины» было осознанным, хотя и принял я его практически моментально. Ребята позвонили мне прямо с гастролей, и я не раздумывая ни секунды ответил: «А почему бы нет?»

- Что стало с группой «Сталкер»?

- Коллектив в своем первом составе просуществовал до 1992 года. Однажды мне позвонил наш клавишник Виталий Лихтенштейн и сказал: «Слушай, я принял решение уехать из России». В стране тогда творилось черт-те что. Это сказывалось на настроении людей. И уговаривать Виталика остаться было бессмысленно. Он перебрался в США, в Майами. Так группа прекратила свое существование. Потом я собрал под тем же названием новых музыкантов и до конца 90-х гастролировал с ними. А не так давно снова решил возродить «Сталкер». Мне много раз говорили: «Когда вы начнете выступать сольно?» Но я чувствовал, что внутренне не готов к этому.

А пару лет назад у меня родилась идея - воссоздать оригинальное звучание «Сталкера» 80 - 90-х при помощи нынешней техники. В моей студии сохранилось в рабочем состоянии оборудование, с которым первый «Сталкер» ездил на гастроли. Мы тогда одними из первых начали использовать на концертах секвенсоры - предшественники современных музыкальных компьютеров. Я придумал, как «подружить» старую технику с новой. Получилась потрясающе интересная штука. И мне захотелось выйти с этим проектом на сцену. Предложений по концертам оказалось так много, что в прошлом году мне пришлось расстаться с «Машиной времени». У нас начали пересекаться концертные графики. Подводить друзей не в моих правилах. И мы с «машинистами» решили, что пора искать мне замену. Сейчас я полностью сосредоточился на работе с новым «Сталкером». Сделал полноценную концертную программу, которая сочетает знакомые всем хиты, подзабытые песни с первых магнитоальбомов группы, и совсем новые произведения.

Сталкер: Фильм Андрея Арсеньевича Тарковского (1979)

Сталкер: Фильм Андрея Арсеньевича Тарковского (1979) Фильмы, Сталкер, Тарковский, Андрей Тарковский, Сталкер- фильм, Фильм Сталкер, Российское кино, Длиннопост

В 1979 году в отечественном кино появилась одна из самых самобытных картин той эпохи. Фильм который по праву можно назвать художественным произведением, так-как каждый кадр скорее напоминает картину или фотографию которая внезапно оживает и начинает двигаться. Мало кто из современников да и последователей способен повторить данный стиль съемки.

Как известно, фильм сталкер это экранизация книги братьев Стругацких, написанной в 1972 году. Сами авторы принимали активное участие в написании сценария и как мы можем убедиться, совершенно не зря.

Проект оказался сильно изматывающим, перенес огромное количество правок и изменений, как в сценарии так и в творческом коллективе. На экранизацию пикника на обочине было потрачено более трех лет…

Сценарий и подготовка

Первые упоминания о съемках сталкера были зафиксированы в 1973 году. Во время работы над фильмом зеркало, Тарковский написал в своем дневнике о желании экранизировать данное произведение. Можно предположить что это желание появилось сразу после прочтения книги. Так-как, издана она была всего за год до этой записи.

Несмотря на то что авторы считались плохо экранизируемыми, после последнего неудачного проекта “Парень из преисподней” 1974 год стал годом когда режиссер впервые обсудил экранизацию с писателями и они начали работу над сценарием. Первое, рабочее название картины было “Машина желаний”

В титрах, Тарковский не указан как сценарист, но по факту его можно считать одним из трех авторов. Так-как фильтр и отсеивание не подходящего материала превышал все допустимые нормы. Борис Стругацкий сказал что работа на сценарием к сталкеру была самым трудным рабочим процессом в его жизни. И назвал её бесконечно изматывающей.

Февраль 1976 года стал месяцем когда сталкер получил официальное разрешение на начало съемок и первый бюджет. Разрешение выдал председатель Госкино СССР Филипп Ермаш.

Изначально был найден город Исфара, в Таджикистане. Но он был разрушен землетрясением. Фактуру для съемок фильма это не испортило, но съемочной группе оказалось негде жить.

Поэтому пришлось искать другой вариант, которым стали окрестности Талина. Что оказало существенный вред на организмы всех имевших отношение к съемкам фильма. Место съемок проходило в 25 километрах от Талина на старой заброшенной электростанции. Повышенная влажность и выброс неблагоприятных веществ обошло стороной только композитора картины, который работал над музыкой в картине из Москвы.

Стоит отметить тот факт что Андрей и Лариса Тарковские умерли от той же болезни что и исполнитель одной из главных ролей в фильме, Анатолий Солоницын. Всех троих поразил рак бронхов. Лариса была вторым режиссером на съемках фильма и помогала в его создании не протяжении всего времени.

Для создания сталкера пришлось приложить огромное количество усилий. Особенно тяжелым моментов оказался характер режиссёра, пытающегося получить идеальную картину. В советском кинематографе пленка считалась самым ценным предметом и снимать на Kodak могли единицы, среди которых оказался Андрей Тарковский.

Первые кадры были сделаны 15 февраля 1977, в дальнейшем фильм снимали трижды и над ним работали разные операторы и художники. Помимо всего прочего сценарий перенес массу изменений. Нервная система актерского состава оставляла желать лучшего и съемочный процесс сопровождался постоянными скандалами и сменами персонала. Так например в титрах не указано имя главного оператора, Георгия Рерберга. Который сильно поругался с режиссером картины и смог довести работу до конца.

Постановка кадра могла занимать несколько дней и требования Тарковского порой казались неадекватными. К примеру, ради идеального кадра он мог приказать своим сотрудникам выщипать всю траву которая казалось менее зеленой чем остальная. Для того что бы добиться идеально зеленого цвета.

Интересный факт: Александр Кайдановский (Сталкер) устроил драку с режиссёром во время съемок фильма. Но в дальнейшем творцы помирились и продолжили съемки. Несмотря на наивный и мягкий образ в фильме. Этот мужчина отличался достаточно вспыльчивым характером.

Тарковский вставил в фильм оторванный листок из календаря, на котором была изображена дата 28 декабря. На вопросы зачем он нужен, режиссер ответа не дал. Любопытно что скончался Андрей Тарковский 29 декабря 1986 года.

Ближе к концу съемочного процесса сталкера, Тарковский перенес инфаркт, возможно связанный с сильными стрессами которые он пережил во время съемок фильма. После этого он приступил к дальнейшей работе, уже с третьим творческим составом.

За все время съемок, бюджет фильма был перерасходован более чем на 300 000 рублей. И общая его стоимость превысила один миллион рублей. Огромные деньги по тем временам и немыслимые усилия по сегодняшним меркам позволили нам наслаждаться этим произведением искусства.

В 1978 году, 19 октября официально завершились съемки фильма. А премьера состоялась в 1980. Советская пресса никак не отреагировала на появление Сталкера в кино, по России разошлось всего 196 копий фильма. Которые показывали в кинотеатрах. Но спустя год о сталкере заговорили в серьез, после того как он произвел неизгладимое впечатление на публику Каннского фестиваля.

Иногда для того что бы создать вечное произведение искусства, по которому будут учить студентов и ставить его в первый рядах всей мировой классики, нужно становиться тяжелым человеком и не взирая на потерянные силы, нервы и здоровье идти к своей цели. Даже такому великому режиссеру как Андрей Арсеньевич Тарковский и таким непревзойдённым актерам как Алиса Фрейндлих, Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын и Николай Гринько потребовался ни один год съемок, для того что бы мы могли наслаждаться этим замечательным фильмом по сей день.

Сталкер: Фильм Андрея Арсеньевича Тарковского (1979) Фильмы, Сталкер, Тарковский, Андрей Тарковский, Сталкер- фильм, Фильм Сталкер, Российское кино, Длиннопост

Дубликаты не найдены

Заходит в бар мужик. Садится за стойку. Десять минут сидит молча. Поворачивается в сторону окна, еще десять минут сидит молча. Подзывает бармена. Смотрит ему в глаза, бармен смотрит в ответ . Это продолжается примерно полчаса. Просит стакан воды. Бармен приносит стакан. Мужик смотрит на него пять минут. Кладет голову на стол, лежит так еще двадцать минут. Погружает палец в стакан и начинает им водить туда-сюда, помешивая воду. Это длится час. После этого встает, надевает пальто и уходит, но в дверях застывает и смотрит на людей в баре еще полтора часа. Люди молча смотрят в ответ. Уходит.

А бармен и говорит:

При просмотре можно 2 раза выспаться и сюжетную линию не потеряешь.

восторги по поводу как самого фильма так и Тарковского сильно преувеличены мне кажется

Ага. Как голый король.

Два раза пытался осилить это фильм, но так и не смог зайти дальше получаса. Люблю авторское кино и всякого рода эксперименты, но вот в этом фильме что то отталкивающие, лично для меня.

На листке календаря 28 декабря, а умер 29 декабря. Очень любопытно.

помоему фильм гавно. как и солярис

Самое обидное - гениальные Стругацкие потратили на этого убого дилетанта три года самых плодотворных лет творчества. Они могли бы написать еще один пикник или град обреченный. Вместо этого есть более семи различных вариантов сценариев под различные закидоны бездарного режиссера претендующего на элитарность.

Они могли бы написать продолжение Пикника. Жаль, что они вписались в создание этого "шедевра". Сталкер по своему уровню экранизации равен Чародеям, только без песен.

Как в том анекдоте:

Хуля автор пытается включить умного,если даже город ТалЛин правильно написать не может

Это НЕ экранизация книги. Сценарий крайне далёк от книги, это отдельное произведение.

Тот случай, когда фильм лучше книги.

Тот случай, когда фильм и книга - два разных произведения.

Принципиально разных, с разной моралью.

Пока книгу не прочитал, не мог понять, нафига он гайки кидает и почему прямо нельзя пройти.

Фильму спецэффектов не хватает. Для наглядности - почему и чем опасна Зона.

А так это просто слова лысого мужика и не факт, что ему можно верить.

Фильм был бы хорош, если б не ебанутая концовка. Сталкер рассказывал историю другого сталкера, который покончил с собой, ходит байка, что это и было изначальной концовкой фильма. Возвращается он домой с рюкзаком полным денег, понимает, какое он дерьмо, и самовыпиливается.

"Который сильно поругался с режиссером картины и смог довести работу до конца." В фильме есть всего лишь несколько кадров снятых Рербергом

Хочешь накидать интересных фактов? Поищи историю полностью отснятого и отмонтированного первого варианта "Сталкера"

За 7 лет до аварии.

Знак Место встречи изменить нельзя, Фильмы, Российское кино, Кот, Животные, Еда, Картинки, Рисунок


Читайте также: