Как снимали 12 стульев гайдая

Обновлено: 05.07.2024

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

Тем не менее начало съемок омрачило вмешательство высокого начальства. Оно посчитало, что сценарий, представленный Гайдаем, совсем не смешной и вряд ли в итоге получится достойный продукт.

Впрочем, все эти замечания Гайдай воспринимал как мелкие недоразумения. Главным был тот факт, что он все-таки будет снимать этот фильм!

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

После жесткого отбора кандидатов осталось только двадцать. Но что это были за кандидаты! Что ни актер, то знаменитость всесоюзного масштаба: Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Никита Михалков. Даже Муслим Магомаев был в числе претендентов.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

В итоге съемки начались с Владимиром Высоцким в главной роли. Однако актер, едва приступив к работе, вдруг неожиданно пропал. Запой…

Обозленный Гайдай, зарекшись когда-либо связываться с Высоцким, пусть талантливым, но абсолютно ненадежным, начал съемки во второй раз. Уже с Александром Белявским в роли Бендера. И вновь неудача. Кому-то произошедшее может показаться пустяком, однако сам Гайдай весьма трепетно относился к любым знакам судьбы.

Одним словом, когда перед началом съемок нужно было разбить тарелку – к счастливому развитию событий, она так и осталась целехонькой. Тем не менее работа началась. Но когда было отснято уже около четверти картины, Леонид Гайдай понял, что он не зря верит в приметы. То, что получилось, не нравилось ни ему самому, ни высокому начальству. Слишком положительным был Бендер с лицом Александра Белявского, да к тому же мелковат рядом с Кисой – Сергеем Филипповым.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

Но если Арчил Гомиашвили подарил Остапу Бендеру свою внешность, то вот говорит его герой, увы, чужим голосом. Потому как озвучивал эту роль актер Юрий Саранцев. По одной версии, Гомиашвили не смог появиться в студии из-за болезни, по другой – Леонида Гайдая очень смущал грузинский акцент актера. Так или иначе, но сам Гомиашвили посчитал такой поступок режиссера предательским.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

И он оказался прав. Хотя поволноваться режиссеру пришлось не раз. Во время съемок дали о себе знать многочисленные болячки Филиппова. Чуть ли не со съемочной площадки актера увезли в больницу, где сделали довольно серьезную операцию по удалению опухоли мозга. Тем не менее Филиппов практически сразу после выписки из больницы вернулся в строй и достойно завершил работу над картиной.

А Юрию Никулину в итоге тоже нашлась роль. Небольшая, но запоминающаяся. Он сыграл, как мы все знаем, дворника Тихона.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

Красавицу Лизу выбирали из двух актрис, двух прекрасных Наташ – Варлей и Гурзо. Причем поначалу Наталью Варлей приглашали на пробы совсем другой роли: ей предлагалось предстать в образе Эллочки-людоедки. Но во время проб Гайдай увидел Варлей в белом парике и тут же понял: никакая она не Эллочка, а самая что ни на есть Лиза! Впрочем, Наталья Гурзо, вспоминая о своих пробах, честно признается, что не особо боролась за роль. Поэтому и переживаний от того, что ей предпочли другую актрису, у нее не было.

А вот актер Михаил Пуговкин получил свою роль без проб. Однако перед тем как взяться за работу, он очень долго размышлял, не грешно ли это – осмеивать священнослужителя. Сомнения развеяла его мама, которая справедливо отметила: мол, ты же высмеиваешь всего лишь алчного пастыря, а вовсе не веру…

Однако во время работы над картиной актеру пришлось несладко. Сначала Михаил Пуговкин промерз буквально до костей, когда снимали эпизод пребывания отца Федора на скале. Причем, как позже выяснилось, все его мучения оказались напрасны: ощущения высоты в кадре не было. Так что сцену переснимали в павильоне. И получилось убедительней!

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

Но по-настоящему рисковал актер, когда пришлось раз за разом переснимать сцену, как отец Федор рубит гарнитур генеральши Поповой на берегу моря. Погода стояла, мягко говоря, совсем не курортная, а прибавьте сюда еще и порывистый ветер… Словом, именно в тот день актер заработал себе радикулит. Вот какие жертвы приходится порой приносить во имя искусства!

Одними из главных действующих персонажей в фильме являются, собственно, сами стулья. Так вот, приступив к работе над лентой, выяснилось, что найти по-настоящему интересный материал ну решительно невозможно! Пришлось давать объявление в газету: откликнитесь, владельцы раритетных вещиц! В итоге выяснилось, что в Москве только у одной старушки сохранились настоящие гамбсовские стулья. Только вот продавать их бабулька категорически отказалась. Максимум, на что согласилась, – сфотографировать бесценные предметы мебели.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

В результате стулья пришлось изготавливать в Арабских Эмиратах – почему-то в СССР ни одна мебельная фабрика не решилась принять такой заказ. После съемок картины остались нерастерзанными четыре стула. Леонид Гайдай выкупил их, и они поселились в кабинете у режиссера.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

Найдены дубликаты

Дружище, даже Фишки ссылаются на другой источник.
И еще есть мааааленький выпущеный тобой фрагмент

Деньги на бочку!

Несколько слов о том, сколько получили режиссер и актеры за работу в этой картине. Понятно, что самая большая сумма стояла в гонорарной ведомости напротив фамилии Леонида Гайдая: 7853 рубля, да плюс еще 2000 рублей за сценарий.

Никому не известный актер Арчил Гомиашвили получил аж 6120 рублей. Чуть больше ставка была у Сергея Филиппова – 6275 рублей. Отважный труд Михаила Пуговкина был оценен в 3800 рублей. Молодая актриса Наталья Крачковская довольствовалась 182 рублями. Небольшая роль дворника принесла Юрию Никулину 525 рублей, Савелий Крамаров получил и того меньше – 458 рублей

Для меня самый лучший Бендер это Юрский. Потом Гомеошвили, и потом Миронов. Ну не его эта роль. Ещё ходят легенды что есть Меньшиков среди Остапов но что то страшно смотреть

Иллюстрация к комментарию

С удовольствием пересматриваю 12 стульев именно с Арчилом Гомиашвили! Он идеально подходит под образ Бендера в моем воображении во время чтения книги!

Он и в жизни был таким "Бендером". Вот, что вспоминала о нём Наталья Варлей:

Как Гайдай снимал фильм «12 стульев»
Это интересно


Когда Гайдай предложил «Госкино» экранизировать «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, ему велели подождать, пока Михаил Швейцер поставит «Золотого теленка». Чтобы не было простоя, Гайдай выпустил комедию «Бриллиантовая рука». Из воспоминаний Л. Гайдая:

«Я долго добивался… A потом вдруг узнал, что этот роман собирается ставить Гия Данелия. Я, конечно, расстроился. Но ничего не поделаешь — пришлось распрощаться со своей мечтой. И вот однажды подходит ко мне Гия и спрашивает:

— Леня, хочешь ставить „Двенадцать стульев“?

— Это мечта всей моей жизни.

— Ну тогда бери и начинай.

— А я пока готовился, все перегорело. Уже не знаю, как этот роман ставить.

Ну, я тогда сразу за дело».

В соавторы Гайдай взял сценариста Владлена Бахнова. Старгород решили снимать в волжском городке Рыбинске. Васюки — в селе Работки на Волге, рестораны и горно-морские виды — в Батуми. В январе 1970 года начались пробы актеров.


Пробы на роль Кисы Воробьянинова проходили Анатолий Папанов, Ростислав Плятт, Сергей Филиппов. Плятт хорошо смотрелся в паре с Михаилом Пуговкиным (отцом Федором), но в самостоятельных эпизодах не блистал. Гайдай доверил ему чтение авторского текста за кадром, а на роль назначил Филиппова. Тут ему позвонил Никулин: он тоже мечтал сыграть Кису.


Но Гайдай решения не переменил, предложив Никулину роль дворника Тихона. Это доверие режиссера фактически спасло жизнь Филиппову: его к тому времени уволили из-за пьянки из театра, он был никому не нужен. Филиппов рьяно взялся за работу, несмотря на серьезную болезнь — опухоль головного мозга. После съемок ему сделали операцию, и он сам озвучил своего героя. Работа помогла ему победить болезнь.

На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-бея Гайдай искал актеров по всей стране. Перед его взором прошли аж 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера.

К сожалению, фотопробы сохранились не все.


Вспоминал Михаил Козаков:

— На пробах я сыграл три сцены, в том числе шахматный поединок в Васюках. Через несколько дней Леня позвонил мне… и, извиняясь, сообщил, что выбрал Сашу Белявского. Но… мы продолжали дружить.

Гайдай был очень суеверным. В первый день съемок с Александром Белявским предложил ассистенту разбить о штатив камеры тарелку «на счастье», но она не разбилась. Гайдай сокрушался: «Не пойдет! Фарта не будет!»

И действительно, Бендер Белявского на фоне Сергея Филиппова смотрелся бедно. Киса Воробьянинов получался внушительнее комбинатора. Гайдай в отчаянии позвал на роль Владимира Высоцкого. И снова фаянсовая тарелка не разбилась. Не удались и съемки — Высоцкий ушел в загул… Тогда Леонид Иович уволил ассистента, который никак не мог разбить тарелку. И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили.


Гайдай срочно пригласил его на пробы и сразу же принял. В «Госкино» возмутились:

— Почему Бендером будет грузин?

— Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой? — среагировал Гайдай.

Гомиашвили сыграл Бендера, но на озвучание не пришел из-за болезни. Его герой говорит в фильме голосом актера Юрия Саранцева, что ужасно не нравилось Арчилу Михайловичу. При встрече он сказал Гайдаю: «Если бы я знал, что режиссер такое говно, то не снимался бы в его фильме». Гайдай в долгу не остался: «Если бы я знал, что ты такой говенный артист, то ни за что бы тебя не снимал». Они не разговаривали несколько лет.

«Женщиной необъятных размеров с арбузными грудями» хотели стать актрисы Галина Волчек и Нонна Мордюкова. Мордюкова показалась не смешной. Предпочтение уже собирались отдать Волчек, но тут звукооператор из команды Гайдая привел на съемочную площадку свою жену, студентку ВГИКа Наталью Крачковскую. Гайдай глянул на нее и сказал: «Вот она, „мечта поэта“.


Из воспоминаний Натальи Крачковской:

»… Самой сложной и опасной показалась погоня за Бендером…

Я носилась по лестницам ровно две недели. Дублершу с похожей комплекцией найти было невозможно. Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Режиссер предупредил:

— Голова поместится, остальное нас не волнует.

Я прыгнула. Мне ответили:

— Получилось, вот только камеру у нас заело. Надо переснять…

После выхода фильма в одной рецензии написали о блестящем исполнении роли мадам Грицацуевой… Нонной Мордюковой. После «Двенадцати стульев» я стала актрисой Гайдая".

Лизу выбирали из двух студенток Наташ: Варлей и Гурзо.

Наталья Гурзо сначала даже не вспомнила, что пробовалась в этом фильме:

— Припоминаю что-то очень смутно. По-моему, я не слишком боролась за эту роль!

Гурзо пробовалась в паре с Михаилом Кисловым (он должен был стать мужем Лизы Колей), но Гайдай утвердил на пару Лиза — Коля Наталью Варлей и Виктора Павлова.

Рассказывает Н. Варлей:


«Поначалу я пробовалась на роль Эллочки-людоедки (на эту роль утвердили Наталью Воробьеву). Но потом Леонид Иович попросил меня примерить светлый парик — и тотчас увидел во мне Лизу. Я согласилась. Эта роль была не такой эксцентричной, но зато более душевной».

Отца Федора Гайдай «подарил» Михаилу Пуговкину. Актер сперва засомневался: «Не грешно ли осмеивать священнослужителя?» — но мама успокоила, мол, посмеешься не над верой, а над недостойным пастырем!

На съемках Пуговкин рисковал здоровьем. На Кавказе для эпизода, когда отец Федор забрался на скалу, Пуговкина, бледного от страха, пожарным краном (который до сих пор сохранился на «Мосфильме») подняли на самый высокий пик скалы. А когда на студии просмотрели пленку, оказалось, что высоты не видно — пришлось переснимать сцену в павильоне.


В Батуми группа месяц ждала шторма. На фоне бушующих волн Пуговкин в тонкой рубашке на ветру рубил топором стулья несколько дней подряд, а после работы слег с сильнейшим приступом радикулита.

Не получался эпизод, когда Киса Воробьянинов и отец Федор, держась с обеих сторон за стул, лягают друг друга ногами. Эти пинки снимали ниже пояса, и вместо ног Сергея Филиппова Гайдай решил снимать свои — очень длинные. Кстати, Гайдай заменил в фильме и актера Эраста Гарина, который, заболев, не смог сыграть роль архивариуса.

Старинную мебель для съемок киногруппа выкупила у жителей. Но с поисками стульев работы мастера Гамбса пришлось попотеть. На объявления в газеты никто не откликнулся. Тогда ассистенты сами пошли по домам. С великим трудом отыскали бабушку, у которой хранился один гамбсовский стул, обитый английским ситцем. Хозяйка наотрез отказалась его продавать, так что пришлось сфотографировать и заказать такие стулья в Эмиратах — в СССР таких умельцев не нашлось. На съемках переломали кучу стульев, но два стула до сих пор стоят в кабинете Гайдая в квартире его супруги.

Так случилось, что актеры, которых забраковал Гайдай, сыграли в «12 стульях» Марка Захарова. Причем именно те роли, которые провалили у Гайдая.

Известно, что после премьеры захаровских «12 стульев» Гайдай сильно возмущался. Из воспоминаний Арчила Гомиашвили:

«Гайдай мне позвонил и сказал:

— Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление.

— »Двенадцать стульев", снятые Марком Захаровым".


Мы позвонили Марку Анатольевичу узнать, почему случилось такое совпадение и не своеобразный ли это щелчок по режиссерскому самолюбию Гайдая.

— Ну что вы! Мой фильм к гайдаевскому проекту не имеет никакого отношения. Фильмы снимались в разное время. У Гайдая — на «Мосфильме». У меня — в «Останкино», как некая литературно-музыкальная композиция с текстом, который не является прямой речью. Это совсем другое дело. И потом Миронов и Папанов — это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил, они были сразу!

— Но именно Миронов пробовался на Бендера у Гайдая, а Папанов — на Воробьянинова!

— Когда Гайдай искал актеров на роль Бендера, он перепробовал человек 200. Об этом ходят фантастические слухи. А то, что Папанова и Миронова я снял, — это не случайность. Мы вместе долго работали в театре.

Из обсуждений литературного сценария: — … Сценарий оставляет ощущение монотонного чередования эпизодов, похожих один на другой… Необходимо сокращение эпизодов. В сценарии произошло смещение акцентов — от остросатирических у Ильфа и Петрова к юмористическим — у Бахнова… В сценарии и фильме должны прозвучать злость и насмешка над представителями старого мира.

— Иной раз в сценарии не хватает остроты социальной характеристики. Необходимо дать сценарию острый социальный посыл.

  • Л. Гайдай — 7853 рубля плюс 2000 рублей за сценарий;
  • А. Гомиашвили — 6120 рублей;
  • С. Филиппов — 6275 рублей;
  • М. Пуговкин — 3800 рублей;
  • Н. Крачковская — 182 рубля;
  • Ю. Никулин — 525 рублей;
  • Н. Варлей — 327 рублей;
  • С. Крамаров — 458 рублей;
  • Н. Воробьева — 315 рублей.
  • Утром деньги — днем стулья.
  • Это грабеж среди белого дня!
  • Всю контрабанду делают в Одессе на Малой Арнаутской улице.
  • Вы не в церкви, вас не обманут!
  • Знойная женщина, мечта поэта!
  • Контора пишет!
  • Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
  • Мы чужие на этом празднике жизни!
  • Ну, ты, жертва аборта!
  • Отдай колбасу, дурак! Я все прощу!
  • Пишите письма!
  • Почем опиум для народа?

Двенадцать стульев 1 серия:


Двенадцать стульев 2 серия:

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

«12 стульев»: как Гайдай и Захаров один и тот же фильм снимали




Гомиашвили сыграл Бендера, но на озвучание не пришел из-за болезни. Его героя озвучил Юрий Саранцев, что вбило кол войны между обидевшимся актером и режиссером.



Несколько лет они даже не разговаривали.
Зато Марк Захаров точно знал, что его Бендером будет забракованный Гайдаем Андрей Миронов. А Воробьяниновым — Анатолий Папанов, который также пробовался в «Двенадцать стульев» Гайдая, но чем-то его не устроил. С Мироновым Захаров дружил и видел в нем незаурядный комедийный и музыкальный дар. Миронов с восторгом стал сниматься и работал на площадке «на раз».



Гайдай пробовал на «женщину необъятных размеров с арбузными грудями» актрис Галину Волчек, Нонну Мордюкову, а утвердил Наталью Крачковскую.



Марк Захаров без проб утвердил в свой фильм на «мадам Грицацуеву» Лидию Федосееву-Шукшину. Съемки актрисы совпали с большим горем в семье: ушел из жизни ее супруг Василий Шукшин, а когда началась работа над фильмом, умер и отец. На съемки самой веселой сцены — свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера — актриса приехала сразу с похорон. Играла эпизод, а потом уходила и плакала. Именно поэтому она отказалась сама петь в кадре.



Отца Федора у Гайдая сыграл Михаил Пуговкин.



На Кавказе для эпизода, когда отец Федор забрался на скалу, Пуговкина, бледного от страха, пожарным краном подняли на самый высокий пик скалы. А когда на студии просмотрели пленку, оказалось, что высоты не видно — пришлось переснимать сцену в павильоне. В Батуми группа месяц ждала шторма, чтобы на фоне выразительных волн Пуговкин рубил стулья. После этих съемок актер слег с сильнейшим приступом радикулита.
Во время съемок у Гайдая никак не могли снять эпизод, когда Киса Воробьянинов и отец Федор, держась с обеих сторон за стул, лягают друг друга ногами.



Гайдаю не нравилось, как пинаются артисты. Ему хотелось видеть в кадре длинные ноги и более смачные пинки. Эти пинки снимали ниже пояса, и вместо ног Сергея Филиппова Гайдай решил снимать свои — очень длинные. И свои ноги его вполне устроили.
Были травмы и на съемках у Захарова. Актриса Любовь Полищук повредила позвоночник — Андрей Миронов должен был уронить ее на матрас во время знойного танго. Но актриса упала на пол.



Были и такие актеры, которые сыграли как у Гайдая, так и у Захарова. Сразу четыре артиста. Правда, все-таки разные роли. Так, Савелий Крамаров в версии Захарова сыграл слесаря Полесова, у Гайдая — одноглазого шахматиста. Георгий Вицин у Захарова — гробовых дел мастер Безенчук, у Гайдая — монтер Мечников. Эдуард Бредун в варианте Захарова предстал в образе родственника Альхена, а в фильме Гайдая сыграл Пашу Эмильевича. И наконец, Юрий Медведев у Захарова — председатель тиражной комиссии, у Гайдая — театрал.
Известно, что Гайдаю очень не понравилась экранизация Захарова.

Кинокомедию «12 стульев» в постановке Леонида Гайдая одни считают классикой жанра, другие — полным провалом.

Споры эти не прекратятся до тех пор, пока фильм показывают по телевидению. Но один факт неоспорим: цитаты из комедии стали крылатыми и навсегда вошли в нашу жизнь.

12 афоризмов из «12 стульев»:


1. Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения.

2. Киса! Я давно хотел вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?

3. Командовать парадом буду я!

4. Лед тронулся, господа присяжные заседатели, лед тронулся!


5. А может, вам еще ключ от квартиры, где деньги лежат?

6. Молодая была уже не молода.

7. Вернись, я все прощу!

8. Знойная женщина — мечта поэта!

9. Почем опиум для народа?

10. Мы лишние на этом празднике жизни.

11. Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих.

12. Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость.

Как Гайдаю "12 стульев" Данелия подарил


По словам Нины Гребешковой, супруги знаменитого комедиографа, "12 стульев" была "обеденной книгой" Леонида Гайдая. Когда он садился обедать, "Стулья" сразу оказывались у него в руках. Гайдай ее перелистывал, какие-то места зачитывал супруге, смеялся. И страстно желал сделать фильм по этому замечательному роману. Однако осуществлению задуманного всё время что-то мешало


Сначала просто не давали разрешения - советскому кинематографу нужны были положительные герои, а не жулики. Потом в Госкино заявили, что это станет возможным только после того, как Михаил Швейцер закончит работу над экранизацией "Золотого телёнка". Когда же этот фильм вышел на экраны, он имел средний зрительский успех - картина получилась слишком серьезной. Как сказал про неё Гайдай - фильм о смешном, но не смешной. Добиваясь в Госкино разрешения экранизировать "12 стульев", обещал, что он будет снимать совсем другое кино - веселое, искрометное. Короче, такое, какое он умел.

Но его ждал новый удар - пока Леонид Гайдай работал над "Бриллиантовой рукой", идея снять "12 стульев" пришла в голову еще одному комедиографу - Георгию Данелия. И ему дали "добро" на эту постановку. Гайдай не на шутку расстроился – он опоздал, со сценарной заявкой его опередили другие. И тут случилось чудо: Данелия понял, что "перегорел" и не рискнул браться за такое произведение без куража и. уступил право на экранизацию коллеге. Причем Данелия сам подошел к Гайдаю и предложил ему забрать у него "12 стульев"

Гайдай принял подарок с воодушевлением: такой шанс выпадает раз в жизни. Картина, которой он бредил, невероятным кульбитом оказалась в его распоряжении. Он не знал, сколько препятствий еще выпадет на его пути к мечте. Как будет выбирать Остапа из чуть ли не двухсот кандидатов (Фотопробы на роль Остапа Бендера в комедию Л. Гайдая "12 стульев")


и фактически спасёт жизнь Сергею Филиппову, доверив ему роль Кисы (Сергей Филиппов, Георгий Вицин и Арчил Гомиашвили на съёмках "12 стульев")


А поиски подходящих для съёмок стульев вообще тема для отдельного поста


Но итогом стала премьера - 8 июня 1971 года на экраны страны вышел фильм, споры о котором не утихают до сих пор. Кто-то считает фильм полным провалом. А кто-то считает этот фильм классикой жанра, а Бендера-Гомиашвили эталонным великим комбинатором


Использованы фрагменты книги Фёдора Раззакова "12 стульев", статьи Вячеслава Капрельянца "12 стульев": любимое детище Гайдая" и интервью Нины Гребешковой газете "СПИД-инфо"

Читайте также: