Как сделать скриншот в ил 2 штурмовик

Обновлено: 02.07.2024

Артемий Степанов

Александр Ронжиф

Андрей Перситин

Да. В самой игре есть?

(А то я fraps-ом делаю скрины. Можно делать и видео этой прогой, но незачем - в самой игре есть сохранения полетов, а фрапсовские видяхи дико "весят" в плане гигабайтности.)

Сергей Кропухинский

Кнопка на клавиатуре над стрелочками. На ней написано: print screen. Во время игры нажал на нее, вышел из игры и ищи картинку в папке Screenshots корневой папки игры.

Как сделать скриншот в ил 2 штурмовик

DELETED

[HotKey builder]
Назначение клавиш для работы в «Полном редакторе» миссий.
MouseLeft=objectMove Выделить объект
MouseRight=popupmenu Вызывает меню (снять выделение, удалить, разрушить. объект)
Enter=freeView Включает 3D-режим редактора
Shift MouseLeft=worldZoom Определяет область карты для последующего увеличения (zoom)
Alt MouseLeft=select+
Alt MouseRight=select-
Alt Ctrl=unselect Снять выделение объекта
PageDown=change+ Меняет тип выделенного объекта на следующий согласно списку (только для объектов типа «Объекты». понятно? )
PageUp=change- Меняет тип выделенного объекта на предыдущий согласно списку
End=change++
Home=change--
Ctrl MouseLeft=insert+ Копия выделенного объекта
Insert=insert+
NumPad-0=insert+
F=fill В режиме «Вид» – «Разрушения»: вносит установленный уровень разрушений на объекты ландшафта (в области, указанной курсором)
Ctrl MouseRight=delete+ Удаляет выбранный объект
NumPad.=delete+
Delete=delete+
Backspace=cursor В 3D-режиме: включает свободный курсор/переключается на ближайший объект
Tab=cursor
F10=land Показать/убрать текстуры ландшафта.
F11=onLand
NumPad-=normalLand Выравнивает плоскость 3D-курсора или палубы кораблей параллельно поверхности земли (режим – «подводная лодка в степях Украины». )
NumPad+=toLand
NumPad-5=resetAngles Обнулить угол поворота объекта
NumPad-8=resetTangage90 Повернуть объект «нос-на восток» («корма-вниз» для стационарных кораблей)
NumPad-7=stepAzimut-5 Поворнуть объект на 5 градусов налево
NumPad-4=stepAzimut-15 Поворнуть объект на 15 градусов налево
NumPad-1=stepAzimut-30 Поворнуть объект на 30 градусов налево
NumPad-9=stepAzimut5 Поворнуть объект на 5 градусов направо
NumPad-6=stepAzimut15 Поворнуть объект на 15 градусов направо
NumPad-3=stepAzimut30 Поворнуть объект на 30 градусов направо

[MouseXYZ]
Этот раздел отвечает за назначение клавиш в 3D-режиме (вызывается клавишей Enter) «Полного редактора».
F1=SpeedSlow включает низкую скорость перемещения объектов в 3D-режиме (удобно, если требуется установить объект с высокой точностью)
F2=SpeedNormal включает нормальную/среднюю скорость перемещения объектов в 3D-режиме
F3=SpeedFast включает высокую скорость перемещения объектов в 3D-режиме
MouseRight=XYmove удерживая правую кнопку мыши – перемещаем объект
F4 MouseRight=Zmove F4+правая кнопка мыши – перемещения объекта вверх/вниз (Например – Стационарные объекты типа «Свет» или «Дым»)
MouseMiddle=Amove средняя кнопка мыши – поворот объекта вокруг вертикальной оси
F5 MouseRight=Amove F5+правая кнопка мыши – поворот объекта вокруг вертикальной оси (попробуйте на кораблях)
F6 MouseRight=Tmove F6+правая кнопка мыши – поворот объекта вокруг поперечной оси
F7 MouseRight=Kmove F7+правая кнопка мыши – поворот объекта вокруг продольной оси

Как скриншот Ил-2 из игры превратили в « исторический снимок». Интервью с создателем кадра


Фото истерзанного немецкими пулями, но продолжающего лететь советского штурмовика часто всплывает в социальных сетях. Его даже пиарщики компании Huawei использовали как символ стойкости и героизма. Вот только это не документальный кадр, а скриншот из компьютерной игры, и мы нашли человека, который 15 лет назад сделал его.

Фото истерзанного немецкими пулями, но продолжающего лететь советского штурмовика часто всплывает в социальных сетях. Его даже пиарщики компании Huawei использовали как символ стойкости и героизма. Вот только это не документальный кадр, а скриншот из компьютерной игры, и мы нашли человека, который 15 лет назад сделал его.

История с постером китайской компании Huawei прокатилась по русскоязычному сектору интернета. Не каждый день иностранные пиарщики используют в качестве символа стойкости наш легендарный штурмовик Ил-2. Впрочем, ' title=>открылся у истории и второй слой — картинка, которая часто « светится» в отечественных соцсетях под видом документальной фотографии, на самом деле — скриншот из российской игры « Ил-2: Штурмовик», вышедшей в 2001 году. Редакции WARHEAD.SU удалось найти автора этого скриншота. Им оказался Алексей Лесь, человек непростой, — первый заместитель директора в ГАУ Республики Мордовия « Госинформ». Он с удовольствием согласился ответить на наши вопросы, и мы, конечно же, не могли пройти мимо возможности раз и навсегда расставить все точки над « ё» в этой многолетней истории.

Постер компании Huawei

WARHEAD.SU: Добрый день, Алексей! Расскажите, как вы вообще относитесь к игре « Ил-2: Штурмовик»?

Алексей Лесь: Я с детства искренне люблю самолёты. Это увлечение мне привил отец, который служил в авиации. Увы, из-за незначительной по « наземным» меркам проблемы со зрением стать настоящим лётчиком мне не удалось. И возможность хоть как-то компенсировать это возникла с появлением компьютерных авиасимуляторов. После первых анонсов « Ил-2: Штурмовик» ожидал выхода этой игры с трепетом. И она не разочаровала — увлёкся я ей очень сильно. Особенно возможностью сражаться по Сети с друзьями. Да и не только этим — игра оказалась универсальной. Здесь и освоение виртуального высшего пилотажа, и « фошысты» и дуболомы: 7 мифов о реконструкторах' data-src=/system/images/000/215/679/teaser/5e8ea2665b0e1577e39bf028a28d49d704982366.jpg?1586268003 data-lead='Реконструкция — хороший способ визуализировать военную ( и не только) историю. Но, если смотреть на неё снаружи, вы увидите не всё — или сильно исказите картину. Мы поговорили с самими реконструкторами и собрали самые распространённые ошибочные представления об этом хобби.
' title=>историческая реконструкция, и различное творчество. Вокруг игры образовалось большое интернациональное сообщество людей разных интересов и разных поколений. Было очень интересно.

WARHEAD.SU: А когда и при каких обстоятельствах появился тот самый скриншот?

Алексей Лесь: Это было примерно 15 лет назад. Используемая в то время версия игры дала удобный и стабильный инструментарий для записи прохождения миссий. И в сообществе стало очень модным делать такие записи и обмениваться ими, а также монтировать из них видеоролики, подбирать эффектные скриншоты и т. д. Записывали и делились всем подряд. Вот, например, мой скриншот пролёта на ТБ-3 под мостом. Был в сообществе тогда такой популярный « чкаловский» челлендж. В качестве доказательства предъявлялись скриншоты.

Как скриншот Ил-2 из игры превратили в исторический снимок. Интервью с создателем кадра

Тот самый скриншот, ставший вирусным, — из записи одного многопользовательского сражения, показавшегося мне выдающимся. В онлайне я любил использовать именно эту модификацию Ил-2 — на ней был очень « злой» хвостовой стрелок. В том бою я достиг отличного результата за вылет — что-то около 18 фрагов. Большей частью, правда, это были противники, уничтоженные на земле. Потом за мной началась охота, но мне удалось вернуться на базу, несмотря на сильные повреждения. Будучи под впечатлением и распираемый гордостью, я поделился достижением с другими игроками. Скриншотов было несколько, они показывали разные моменты боя, но значительная их часть демонстрировала насколько израненным, но не побеждённым вернулся мой Ил‑2.

К сожалению, я не придавал серьёзного значения этим картинкам и не хранил их. Вышеупомянутый скриншот с ТБ-3 нашёл в старых записях одной из соцсетей, когда решил что-то поискать для нашего разговора. Он, по сути, случайно сохранился. От той « звёздной» серии скриншотов у меня сохранилась только картинка-мотиватор, которую я иногда использовал в соцсетях, когда речь шла о « старых добрых боях в „Ил-2“»… Потому и осталась. Если внимательно рассмотреть, то видно, что тип самолёта, все повреждения, высота полёта, опознавательные знаки — всё совпадает с вирусной « фотографией», только ракурс другой.

Как скриншот Ил-2 из игры превратили в исторический снимок. Интервью с создателем кадра

WARHEAD.SU: Вы переделали скриншот в подобие фотографии или кто-то сделал это уже за вас? Если вы, то с какой целью — пошутить, просто сделать красивую картинку или ещё зачем-то?

Алексей Лесь: Как я уже написал, я использовал скриншоты именно с целью показа своих достижений в игре. Тут любое редактирование не приветствовалось сообществом. Но помню, что потом я пытался что-то сделать с некоторыми из них, когда хотел создать что-то вроде мотивационных плакатов. Мне не нравилось искажение визуальной перспективы, которое делала игра, и точно помню, что экспериментировал с тем, как сделать картинку более естественной. Но не помню публиковал результаты или нет. Сами же те скриншоты я выложил на паре популярных тогда в сообществе « вирпилов» ( виртуальных пилотов) форумов — кажется, это были « Сухой» и « Алекс».

WARHEAD.SU: То есть вы не знаете, как и когда « завирусилась» картинка?

Алексей Лесь: Я так думаю, что картинка пошла в народ с одного из этих двух форумов. К сожалению, администрации форумов тогда регулярно чистили базы данных и безжалостно удаляли « старые» и « неактуальные» записи. Народу там толпилось очень много, все норовили чем-то своим поделиться. Я же особо эти картинки не ценил — а выходит, что зря! Оставил себе на память одну из той самой серии — получается, не ту. Помню, что ещё о том бое я рассказывал в социальной сети « Мой мир», которая тогда только появилась. Возможно, что туда тоже попал « легендарный» скриншот. Но проверить это не получится — в « Моём мире» всё, что было до 2010 года, потёрли…

Один из вариантов имитации фотографии

WARHEAD.SU: Как вы относитесь к случившемуся?

image

Алексей Лесь: Я очень рад, что вы обратили на это явление внимание. С тех пор как « мой» Ил-2 начал гулять по интернету, я постоянно пытаюсь процесс как-то остановить или притормозить. Меня как большого поклонника военной авиации и военной истории очень печалит и даже несколько раздражает то, как и в качестве чего эту картинку используют, как преподносят. Обидно за наших дедов и прадедов. Дело даже не в китайцах, хотя я впечатлён и удивлён тому, до каких масштабов дошло дело.

Я очень надеюсь, что эта публикация как-то заставит людей быть более разборчивыми и вдумчивыми при использовании иллюстраций к своим публичным выражениям патриотических или ещё каких-либо чувств. Заставит ценить и уважать факты и реальность, а не хватать что попало… Я хочу, чтобы люди поняли, что в наше информационное время, несмотря на изобилие материала в Сети, за каждой фразой, за каждой картинкой стоят реальные породившие это люди, имеющие свою, настоящую историю появления этих материалов. Историю, которая порой очень сильно отличается от « накрученных» домыслов.

Чудеса на виражах. Создание кампаний для Ил-2: Штурмовик

“..Истребитель уходит в крутое пике, преследую вражеский штурмовик. Заваливается на крыло, выходит в "кобру", садится на хвост оппоненту. Перекрестие прицела ложится точно на кокпит вражеского самолета. Гашетка-залп-дымный шлейф догорающего в овраге проти

Чудеса на виражах. Создание кампаний для Ил-2: Штурмовик
Чудеса на виражах. Создание кампаний для Ил-2: Штурмовик

Эпиграф:
"Мой фантом, как зверь убитый,
На земле лежит разбитый,
Мне на нем уж больше не летать. "
(с) Народная песня

Руководство пользователя к штурмовику ИЛ-2


Опыт Великой Отечественной войны показал, что самым полезным самолетом для наших наземных войск оказался штурмовик Ил-2, его значение и роль на поле боя трудно переоценить. Ил-2 представлял одну из самых больших опасностей для вражеских пехотинцев на земле, а для летчиков в небе.

Довольно часто штурмовая авиация выполняла специальные боевые задачи, так из донесения начальнику оперативного управления ГШ КА об итогах боевых действий 7 Воздушной Армии Карельского фронта за летний период 1944 года известно, что основной задачей штурмовой авиации на тот период было уничтожение артиллерии противника и мест ее сосредоточения в опорных пунктах.

Тактика действий при выполнении подобных боевых задач была следующей: штурмовики, отыскав выдвигающуюся колону противника становились в круг, выискивая цели, уничтожали в первую очередь тягачи и упряжки артиллерии, а последующими ударами уничтожали артиллерийские орудия.

Полет к цели производился на высоте 500-900 м в боевом порядке правого или левого пеленга, выход к цели при наличии в районе цели характерных ориентиров производился на бреющим полете, чем достигалась внезапность и снижались потери от огня ЗА и МЗА (зенитная и малокалиберная ЗА) противника.

Атака артиллерийских батарей бомбами производилась с выскакиванием на высоту 400 метров, а атака пулеметно-пушечным огнем производилась с высоты 200 метров и до бреющего полета, примерно так и действовали летчики штурмовой авиации 7 ВА.

19.7.1944г. штурмовики 957 ШАП в период с 8.30-10.00 нанесли эшелонированный удар по артбатареям на огневых позициях на западном берегу Питоярви, в районе нас. пункта Айтакоски двумя группами по 6 Ил-2 и одной группы по 5 ИЛ-2 под прикрытием 8 самолетов Аэрокобра.

Массированные удары штурмовиков по узлам сопротивления противника наносились группами 30-50 самолетов ИЛ-2, которые следовали в колонах восьмерок и шестерок.

Как было указано в донесении для ГШКА благодаря эффективным действиям штурмовой авиации по уничтожению артиллерии противника на огневых позициях, нашим наземным войскам в тот день удалось продвинуться до 10-12 километров в глубину обороны противника.

В ходы войны штурмовая авиация активно применялась в борьбе с танками и другой бронетехникой противника, как это происходило наглядно показывает боевой эпизод имевший место на участке 1-го Украинского Фронта в районе Тернополя (УССР) в середине апреля 1944 года. Командование 224 ШАД получила задачу нанести ряд ударов по районам сосредоточения танков противника в районе Ходочков Вельке (западнее Тернополя), куда по сведениям разведки немцы подтянули до 2 ТД с мотопехотой.

В 12.20 16.44 г. группа 12 Ил-2 565 ШАП, ведущий лейтенант Мокин под прикрытием 5-ти Ла-5 111 ГИАП вышли на выполнение поставленной задачи, подойдя к Ходочков-Вельке с Севера, атаку цели на первом заходе экипажи провели с планирования с углом 30гр., ввод в планирование начинали с высоты 300 метров.

Ил-2 в боях над землей и в небе Штурмовик авиация, Великая Отечественная война, Длиннопост, Ил-2, Авиация

Особенно результативные удары наша штурмовая авиация наносила по железнодорожным узлам и перегонам противника, так в бюллетене оперативного отдела 2 ВА приводится пример одного из эффективных штурмовых ударов, нанесенных по железнодорожной станции Шепетовка (УССР).

7.1.44 г. командиром 525 ШАП на основании полученных разведданных с санкции Командующего 2 ВА был организован и нанесен удар по Шепетовскому ж.д. узлу группой в составе 7 Ил-2 под командованием зам командира аэ лейтенанта Долгова, без сопровождения истребителей.

16.1.44 г., спустя четыре дня после освобождения Шепетовка, железнодорожный узел обследовала комиссия во главе с Пом. Начальника ВВС КА по Воздушно-стрелковой службе Генерал-майором авиации Рафалович, личным осмотром всего узла и опросом очевидцев, комиссия установила, что 7.1.44г. в середине дня группа в составе 7 Ил-2 в результате бомбардировочно-штурмового удара уничтожила:

- 2 эшелона - 70 санитарных вагонов с ранеными;

- 1 эшелон - 30 вагонов с бензоцистернами и автомашинами:

- 1 эшелон - 20 вагонов с танками и автомашинами:

- 2 эшелона - 60 вагонов с боеприпасами;

- 3 эшелона -115 вагонов с войсками;

- 1 эшелон - 25 вагонов с горючим в бочках;

- 1 эшелон - 45 вагонов с ж.д. имуществом и обслуживающим персоналом;

- 1 эшелон - 35 вагонов (3 вагона с взрывчатыми веществами и 32 вагона с разным имуществом);

- 2 эшелона -65 вагонов – пустые, приготовленные для ремонта.

Всего: 14 эшелонов -465 вагонов.

Из различных донесения и отчетов также видно, что наибольшие потери в боях несли летчики штурмовой авиации, всего за летний период только одной 7 ВА было потеряно 105 штурмовиков Ил-2, из них только 4 были сбиты истребителями противника, 5 не вернулись с боевого задания по неизвестным причинам, остальные 96 были сбиты огнем ЗА, МЗА и ЗП, то есть зенитными средствами ближнего действия.

А всего 7 Воздушная Армия за весь летний период боев 1944 года потеряла 152 самолета различных типов, из них большинство -105 составляли штурмовики Ил-2. Потери противника за тот же период составили 175 самолетов, из них:

145- сбито в воздушных боях, 10- подбито в воздушных боях, 20 – уничтожено на аэродромах и 16 повреждены. Судя по перечисленным в донесении типам уничтоженных вражеских самолетов большинство из них относились к устаревшем моделям и входили в состав финских ВВС которые в этот период войны противостояли войскам Карельского Фронта.

Какие потери несли в людях и материальной части основные боевые части штурмовой авиации, к которым относились штурмовые авиационные полки видно из отчета 62 ШАП (Штурмового авиационного Гродненского, ордена Суворова полка) о боевых и безвозвратных потерях в летном составе и материальной части самолетов ИЛ-2 при боевых действиях на участке 2 Белорусского Фронта в составе 4 ВА с 23.6. 44г. по 8.5.45г.

1. С 23 июня 1944г. по 9 мая 1945г. произведено-2545 успешных вылетов.

2.За это же время потеряно 33 самолета, что составляет 77 самолето-вылетов на одну потерю.

3. Потеряно самолетов по причине:

а) сбито истребительной авиацией - 4 самолета;

б) сбито зенитной артиллерией -28 самолетов;

в) не вернулось с боевого задания по неизвестным причинам -1 самолет:

4. Произведено вылетов и потеряно самолетов по характеру задач:

а) по войскам противника вылетов- 1065, потерь – 13;

б) по артминбатареям противника вылетов 625, потерь -9;

в) по танкам противника вылетов - 671, потерь -6;

г) по промышленным объектам вылетов -35, потерь – 2;

д) по жд. Станциям и аэродромам вылетов – 133, потерь -2;

е) на разведку войск противника вылетов -16, потерь -1.

5. Потери и количество их по причинам:

а) потери от истребителей противника -4 самолета;

б) по причине большой насыщенности ЗА и плохих метеоусловий – 23 самолета;

в) плохой осмотрительности – 1 самолет;

г) отрыва отдельных самолетов от группы – 2 самолета;

д) недисциплинированности личного состава – 1 самолет;

е) плохого прикрытия истребителей – 2 самолета.

6. Безвозвратные потери личного состава:

б) воздушных стрелков – 21;

в) летного состава по должностям:

-командиров АЭ -1;

- зам командиров АЭ -2;

- командиров звеньев -2;

г) По степени подготовки:

-вылетавшие впервые -1;

- имеющие до 10 б/ вылетов -1;

-имеющие до 30 б/ вылетов -4;

- имеющие до 50 б/вылетов – 4;

- имеющие до 100 б/ вылетов – 5;

- имеющие до 150 б/ вылетов -2.

Из отчета о боевых действиях 686 ШАП, 289 штурмовой авиадивизии 3-го Прибалтийского фронта известно как воевали летчики-штурмовики в Прибалтике.

Ил-2 в боях над землей и в небе Штурмовик авиация, Великая Отечественная война, Длиннопост, Ил-2, Авиация

Ил-2 в боях над землей и в небе Штурмовик авиация, Великая Отечественная война, Длиннопост, Ил-2, Авиация

29.9.1944г. группа из 6 Ил-2 1 АЭ 686 ШАП под командой лейтенанта Хальзова получила боевую задачу на сопровождение наших танков преследовавших отступающего противника в районе сев. Велтис (Латвийская ССР).

13.8.1942 г. группа 6 Ил-2 33 ГШАП под командованием Героя Советского Союза капитана Носова в воздушном бою с 22 Ю-52 и 4 Ме-109 сбили 5 Ю-52 и 1-Ме-109;

27.8.1942 г. пилот 74 ШАП сержант Павлов в бою с 8 Ме-109, сбил 1 Ме-109;

28.9.1942 г. командир 74 ШАП майор Савченко в составе 4 Ил-2 и 4 ЯК-1 в бою с группой 20 Ю-88 и Ю-87 и до 15 Ме-109 сбил 1 Ю-88 и 1 Ме-109, подбил 1 Ме-109;

24.7.1942 г. пилот 33 ГШАП лейтенант Головко в бою с 2 МЕ-109 сбил одного из них; 24.2. 1943г. пилот 784 ШАП сержант Лебедев в бою с 3 Ме-109 и 1 Ф.Вульф-189 сбил фоккер и подбил 1 Ме109.

Данные подтверждены наблюдением командования наземных частей.

17.12.1942 г. лейтенант Красата 667 ШАП, 292 ШАД, 3ВА (Калининский Фронт), вследствие низкой облачности потерял свою группу и продолжил выполнение задания самостоятельно, вскоре им был обнаружен один МЕ-109, дождавшись его выхода из разворота, умело используя маневренность своего самолета, вышел на лобовую атаку Ме-109 и с дистанции 450 метров открыл по нему прицельный огонь из пушек и пулеметов в результате Ме-109 задымил и проскочив мимо Ил-2 врезался в землю, лейтенант Красата точно установив место падения М-109 благополучно возвратился на свой аэродром.

Ил-2 в боях над землей и в небе Штурмовик авиация, Великая Отечественная война, Длиннопост, Ил-2, Авиация

Однако не всегда так удачно заканчивались воздушные бои штурмовиков с вражескими истребителями.

В этот же день экипаж сержанта Чура 800 ШАП, 226 ШАД, 3 ВА выполнял боевое задание в составе 8 Ил-2 в главе с командиром полка майором Митрофановым, после первой атаки цели группа была атакована 15 Ме-109, не приняв боя штурмовики пытались неорганизованно уйти от истребителей противника на бреющем полете однако не всем это удалось. Самолет Чура подвергся нападению одним Ме-109, будучи предупрежденным стрелком ст. сержантом Михайловским о приближении вражеского истребителя Чура растерялся и не попытался использовать хорошую маневренность и мощное вооружение своего самолета, а решил оторваться от противника при помощи резких маневров рулем поворота этим самым лишив возможности стрелку вести прицельный огонь по преследующему вражескому самолету. Вскоре Ме-109 с дистанции 100 метров открыл огонь по Илу в результате обстрела был убит стрелок Михайловский, а также поврежден мотор и радиатор штурмовика, Чура приземлился на фюзеляж, самолет был разбит.

Были среди летчиков штурмовиков и настоящие охотники за бомбардировщиками противника к таким относился командир аэ 637 ШАП ст. лейтенант Шумидуб Александр Леонтьевич, ниже приводятся несколько боевых эпизодов с его участием.

Ил-2 в боях над землей и в небе Штурмовик авиация, Великая Отечественная война, Длиннопост, Ил-2, Авиация

7.3.44г. девятка Ил-2 из 637 ШАП (227 БШАД) под командованием Шумидуба в сопровождении 6 ЯК-9 из 32 ИАП (5ИАК) провела воздушный бой с группой до 30 Ю-87 по прикрытием 12-ти истребителей в этом бою штурмовиками было уничтожено 6 бомбардировщиков противника, а истребителями сопровождения 4 ФВ-190.

8.3.44 г. Шумидуб провел еще один аналогичный воздушный бой, в котором 6 Ил-2 в сопровождении 6 ЯК-9 вступили в бой с группой до 50-ти бомбардировщиков противника под прикрытием 12-ти ФВ-190 и Ме-109 в результате этого боя было уничтожено 5 Ю-87 и 2 ФВ-190.

Ил-2 в боях над землей и в небе Штурмовик авиация, Великая Отечественная война, Длиннопост, Ил-2, Авиация

Наибольшее количество воздушных боев летчики на Ил-2 провели в период с 1942 г. и по вторую половину 1944 года, а когда советская авиация полностью завоевала господство в воздухе то штурмовикам осталась одна задача это заниматься своим основным предназначением, нанесением бомбо-штурмовых ударов, правда штурмовики продолжали сбивать самолеты врага и в феврале 1945г. но это уже были единичные случаи.

Читайте также: