Как проверить коробку передач при покупке б у механическую

Обновлено: 18.05.2024

В сегодняшней статье поговорим о проверке МКПП авто с пробегом собственными силами.

У механики существует многочисленный полк своих поклонников, причём порой на столько ярых, что при встрече они постараются обязательно убедить вас в своей правоте и обратить в свою веру. Все дело в плюсах механики, они у неё точно есть.

Цена. Ценники у такого варианта как правило значительно ниже, порой на 30-50 тысяч рублей.

Надёжность - этот пункт вне конкуренции. Ремонтопригодность и экономичность - тоже выше.

Без минусов также не обошлось.

Управляет всем этим человек, а человеку как известно присуще совершать ошибки. Для ресурса самой МКПП также характерны некоторые неисправности.

Одна из первых - затруднительное включение передач. Пример: вы садитесь в салон машины, запускаете двигатель, пытаетесь включить передачу, но у вас ничего не выходит, селектор будто упирается и не входит до конца в паз. Причиной тому может быть разбитая кулиса рычага переключения передач или неправильная регулировка механизма выбора передач. В случае, если на запущенном моторе на месте не выходит врубить передачу и слышен скрежет, то, как говорят в народе, сцепление ведёт, оно выключается не полностью. Слышен хруст на ходу на второй или на третей передаче - скорее всего грешат синхронизаторы.

Итог: на ходу и на месте передачи должны включаться точно, мягко, без посторонних звуков.

Ещё одна довольно распространенная неисправность МКПП - самопроизвольный вылет рычага КПП в нейтраль. Возникает он в большинстве случаев на ходу, под нагрузкой, при резком ускорении или при торможении двигателем. Если вы осматриваете машину с пробегом и продавец находится за рулём, попросите убрать его руки с селектора КПП.

При диагностике МКПП обязательно принюхайтесь, если вы учуяли запах гари, причин может быть несколько:

1. Пережённое сцепление .

2. Низкий уровень масла в коробке передач, ниже критической отметки.

3. Коробка работает под большой нагрузкой.

Ещё один действенный метод проверить механическую коробку. Нужно сесть в салон, запустить двигатель, закрыть окна, создать тишину и поочередно включить первую передачу и заднюю, таким образом повторить несколько раз, передачи должны включаться без сопротивления. После на холостой работе двигателя вслушиваемся в шумы. В совершенстве никаких посторонних шумов не должно присутствовать, если они слышны, возможно шумят подшипники первичного вала коробки передач, если их нет, выжимаем сцепление проверяя выжимной подшипник, шум и шорох прибывает, значит это именно он.

Утечка масла из МКПП тоже является неисправностью. То что вам нужно, это хороший мощный фонарик и внимание. Осмотрите агрегатный узел сверху, снизу, сбоку, на подъемнике.

Совет: автомобили с двухмассовым маховиком осматривайте предельно точно, так как этот агрегат является очень дорогим, замена его влетит в копеечку.

Если вы знаете ещё какие-то способы проверки, напишите об этом в комментариях, поделитесь с остальными. Спасибо, что дочитали до конца.


Часть 12 большого руководства "Как выбрать и проверить авто с пробегом перед покупкой". Ссылки на остальные части внизу статьи.

Внимание! Видео-версия статьи, полностью повторяет текст статьи. Но в видеоролике больше иллюстраций.


По аналоги с осмотром других типов трансмиссий, начинать проверку механической коробки переключения передач лучше «на холодную», то есть полностью остывшей после эксплуатации. Некоторые симптомы неисправностей, особенно в зачаточном состоянии, могут проявляться пока МКПП не разогрета.

Начните с внешнего осмотра механической коробки переключения передач на предмет масляного запотевания и течей. По возможности, загляните под автомобиль, чтобы осмотреть коробку снизу – все соединения и сальники должны быть сухими.


Как проверить МКПП и сцепление при покупке автомобиля

Садитесь в автомобиль и, не начиная движение, нажмите и удерживайте педаль сцепления. Если при этом вы услышите металлический шелест, значит изношен выжимной подшипник сцепления. Сначала это может быть единичный симптом, но позднее это повлечет за собой затруднение при включении и выключении передач или переключение с характерным хрустом.


В первую очередь это проявляется на «задней» передаче, если ее конструкция не предусматривает синхронизатора, который призван синхронизировать скорость вращения ведущего и ведомого вала. Выжимной подшипник не полностью дожимает все лепестки в корзине сцепления, поэтому двигатель продолжает передавать часть крутящего момента на ведущий вал коробки. Шестерни зацепляются «на ходу», что и вызывает характерный хруст, при переключении передач.


На нейтральной передаче коробка должна работать беззвучно. Если вы слышите посторонний шум (гул), который исчезает при нажатии педали сцепления, то причиной может оказаться недостаточный уровень или качество масла. Что хуже, проблемой может являться износ подшипника ведущего вала.


В движении, обязательно проверьте включение всех передач поочередно вверх и вниз, а также включение передачи заднего хода. Если коробка «воет» на всех передачах, кроме нейтральной, проблема может скрываться в износе подшипников вторичного вала.


Если гул в МКПП, возникает при работе одной или некоторых передачах, проблема может заключаться в износе зубьев шестерней данной передачи.



Все передачи должны чётко включаться и также без затруднения выключаться. Если отдельные передачи включаются с трудом и с характерным «хрустом», то возможно изношены элементы синхронизаторов, или шестерни этих передач. Если сложности и посторонний звук возникают, при включении всех передач, вероятно, проблема в сцеплении.


Проведите проверку работы всех передач поочередно под нагрузкой. Включите повышенную передачу и активно ускоряйтесь. Обороты двигателя и скорость должны расти равномерно и пропорционально. Если обороты активно растут, а набор скорости явно отстаёт – сцепление буксует, вероятно изношены диски сцепления — они проскальзывают, не передавая крутящий момент в полной мере и требуют скорейшей замены.


Как проверить МКПП и сцепление при покупке автомобиля

Одной из проблем МКПП является самопроизвольное выключение передачи под нагрузкой (выбивает передачу), что является дополнительным поводом проверить работу МКПП в движении на повышенной передаче. Чаще всего виной этому износ муфты, шестерни передачи или люфт подшипников ведомого вала.


Как проверить МКПП и сцепление при покупке автомобиля

Также, причиной могут оказаться изношенные желобки на штоках вилок, призванные фиксировать шарики, пружины шариков или износ самих вилок.


В отдельных случаях проблема может заключаться не в самой «коробке», а например — в тяге привода управления коробки передач (кулисе) или даже износе опор коробки передач. В нашем случае, когда приходится проверять автомобиль в полевых условиях, не стоит недооценивать подобные симптомы.


Как проверить механическую коробку и сцепление при покупке автомобиля

Если работа механической коробки переключения передач сопровождается повышенной вибрацией, то проблема может заключаться в разрушении опор МКПП и/или двигателя или ослабление болтов крепления этих агрегатов.


Проверка механической коробки (МКПП) при покупке авто

Лишний раз хочу напомнить, что все причины неисправностей, которые описываются во всех главах руководства – часто распространенные, то есть вероятные. Гадать в чём именно причина неисправности смысла нет, если ваша задача купить исправный автомобиль. Полноценную диагностику и поиск причины неисправности коробки или двигателя можно провести только разобрав агрегат и заглянув внутрь.

Как выбрать б/у МКПП (механическую коробку передач) на авторазборке?

Приобретение бывшей в употреблении механической коробки переключения передач (МКПП) – отличная альтернатива капитальному ремонту. Ведь в этом случае владелец автомобиля не зависит от качества запасных частей и мастерства сотрудников сервисных центров.

Обратившись в надежную компанию, можно получить рабочую МКПП за гораздо меньшие деньги, по сравнению с суммой, которую пришлось бы потратить на ремонт. Рассмотрим, на что необходимо обращать внимание при покупке механической коробки передач, чтобы уберечь себя от возможных неприятностей.


Немного теории

Принцип работы МКПП основан на ступенчатом изменении передаточного числа между шестернями, что позволяет регулировать угловую скорость и величину крутящего момента. Передаточным числом называется соотношение количества зубьев между ведомой и ведущей шестернями. Водитель транспортного средства самостоятельно подбирает подходящую передачу, в зависимости от дорожных условий.

Таким образом, задача МКПП сводится к преобразованию крутящего момента двигателя посредством взаимодействия шестерен различных конфигураций. К основным элементам конструкции механической коробки КПП относят:

  • Первичный, вторичный и промежуточный вал с шестернями;
  • Картер КПП;
  • Синхронизаторы;
  • Механизм переключения передач;
  • Рычаг переключения передач.


Стоит заметить, что количество валов с шестернями зависит от типа исполнения коробки передачи. Существуют двух- и трехвальные модели КПП. Смазка подвижных рабочих элементов осуществляется с помощью трансмиссионного масла.

Теперь можно перейти к особенностям выбора МКПП. Понимание принципа работы и знание основных элементов конструкции поможет правильно оценить состояние и степень износа коробки переключения передач.

Визуальный осмотр

Чтобы абсолютно точно оценить состояние коробки передач, потребуется разборка данного узла или его установка непосредственно на автомобиль. Однако в большинстве случаев даже визуальный осмотр и несколько простых действий помогут оценить качество товара.

Внешний вид коробки передач играет важную роль. Наличие сколов, трещин или других видимых дефектов недопустимо. Масляные подтеки указывают на плохую герметизацию или наличие микротрещин. Подобные сюрпризы могут обернуться в будущем серьезными проблемами.


Переключение передач должно осуществляться четко, без посторонних звуков. Также не лишним будет проверить плавность вращения валов и наличие люфтов у фланцев.

Трансмиссионное масло

Проверка состояния масла – самый простой способ проверки состояния КПП. Следует помнить, что нормальное трансмиссионное масло должно быть прозрачным, естественного коричневого цвета. Густой темный цвет – признак отработавшей ресурс смазки.


Запах гари указывает на неисправность механизма. От приобретения такого товара лучше отказаться. Также следует с осторожностью относиться к коробкам, в которых полностью отсутствует масло или наоборот – залита свежая смазка. В большинстве случаев это указывает на то, что продавец пытается что-что скрыть.

Условия хранения

Условия хранения – важный фактор, которому многие абсолютно незаслуженно уделяют мало внимания. В идеале, коробка должна храниться в сухом месте в сборе с двигателем. Это исключает вероятность проникновения грязи внутрь корпуса.

Если коробка лежит под открытым небом, скорее всего новому владельцу предстоит длительная борьба с коррозионными процессами. Справедливости ради заметим, что в большинстве случае осмотреть место хранения запчасти у покупателя не получится.

Снимаем поддон

После демонтажа поддона следует оценить состояние внутренних полостей коробки.

Особое внимание необходимо уделить осмотру шестерен. Не допускается наличие сколов и следов выработки. На внутренних стенках коробки не должно быть металлической стружки.


Гарантийные обязательства

Наличие гарантийного срока от продавца – повод в пользу покупки коробки. Как уже писалось выше, после установки узла на автомобиль, владельцу не потребуется много времени для проверки работы МКПП.

Ответственный продавец предоставит информацию о точном пробеге автомобиля, с которого были сняты запчасти. Это поможет рассчитать приблизительный ресурс работы узла и принять решение о целесообразности покупки.

Если вы точно решили купить б/у МКПП, обращайтесь к проверенным продавцам, которые не будут скрывать дефекты предлагаемого товара. Независимо от состояния купленной коробки, перед её установкой на автомобиль необходимо заменить все сальники и залить новое трансмиссионное масло. Это поможет увеличить срок службы узла.

На портале carro представлен большой выбор механических коробок передач, что позволят подобрать товар практически для любого автомобиля.


Часть 12 большого руководства "Как выбрать и проверить авто с пробегом перед покупкой". Ссылки на остальные части внизу статьи.

Внимание! Видео-версия статьи, полностью повторяет текст статьи. Но в видеоролике больше иллюстраций.

По аналоги с осмотром других типов трансмиссий, начинать проверку механической коробки переключения передач лучше «на холодную», то есть полностью остывшей после эксплуатации. Некоторые симптомы неисправностей, особенно в зачаточном состоянии, могут проявляться пока МКПП не разогрета.

Начните с внешнего осмотра механической коробки переключения передач на предмет масляного запотевания и течей. По возможности, загляните под автомобиль, чтобы осмотреть коробку снизу – все соединения и сальники должны быть сухими.


Как проверить МКПП и сцепление при покупке автомобиля

Садитесь в автомобиль и, не начиная движение, нажмите и удерживайте педаль сцепления. Если при этом вы услышите металлический шелест, значит изношен выжимной подшипник сцепления. Сначала это может быть единичный симптом, но позднее это повлечет за собой затруднение при включении и выключении передач или переключение с характерным хрустом.


В первую очередь это проявляется на «задней» передаче, если ее конструкция не предусматривает синхронизатора, который призван синхронизировать скорость вращения ведущего и ведомого вала. Выжимной подшипник не полностью дожимает все лепестки в корзине сцепления, поэтому двигатель продолжает передавать часть крутящего момента на ведущий вал коробки. Шестерни зацепляются «на ходу», что и вызывает характерный хруст, при переключении передач.


На нейтральной передаче коробка должна работать беззвучно. Если вы слышите посторонний шум (гул), который исчезает при нажатии педали сцепления, то причиной может оказаться недостаточный уровень или качество масла. Что хуже, проблемой может являться износ подшипника ведущего вала.


В движении, обязательно проверьте включение всех передач поочередно вверх и вниз, а также включение передачи заднего хода. Если коробка «воет» на всех передачах, кроме нейтральной, проблема может скрываться в износе подшипников вторичного вала.


Если гул в МКПП, возникает при работе одной или некоторых передачах, проблема может заключаться в износе зубьев шестерней данной передачи.



Все передачи должны чётко включаться и также без затруднения выключаться. Если отдельные передачи включаются с трудом и с характерным «хрустом», то возможно изношены элементы синхронизаторов, или шестерни этих передач. Если сложности и посторонний звук возникают, при включении всех передач, вероятно, проблема в сцеплении.


Проведите проверку работы всех передач поочередно под нагрузкой. Включите повышенную передачу и активно ускоряйтесь. Обороты двигателя и скорость должны расти равномерно и пропорционально. Если обороты активно растут, а набор скорости явно отстаёт – сцепление буксует, вероятно изношены диски сцепления — они проскальзывают, не передавая крутящий момент в полной мере и требуют скорейшей замены.


Как проверить МКПП и сцепление при покупке автомобиля

Одной из проблем МКПП является самопроизвольное выключение передачи под нагрузкой (выбивает передачу), что является дополнительным поводом проверить работу МКПП в движении на повышенной передаче. Чаще всего виной этому износ муфты, шестерни передачи или люфт подшипников ведомого вала.


Как проверить МКПП и сцепление при покупке автомобиля

Также, причиной могут оказаться изношенные желобки на штоках вилок, призванные фиксировать шарики, пружины шариков или износ самих вилок.


В отдельных случаях проблема может заключаться не в самой «коробке», а например — в тяге привода управления коробки передач (кулисе) или даже износе опор коробки передач. В нашем случае, когда приходится проверять автомобиль в полевых условиях, не стоит недооценивать подобные симптомы.


Как проверить механическую коробку и сцепление при покупке автомобиля

Если работа механической коробки переключения передач сопровождается повышенной вибрацией, то проблема может заключаться в разрушении опор МКПП и/или двигателя или ослабление болтов крепления этих агрегатов.


Проверка механической коробки (МКПП) при покупке авто

Лишний раз хочу напомнить, что все причины неисправностей, которые описываются во всех главах руководства – часто распространенные, то есть вероятные. Гадать в чём именно причина неисправности смысла нет, если ваша задача купить исправный автомобиль. Полноценную диагностику и поиск причины неисправности коробки или двигателя можно провести только разобрав агрегат и заглянув внутрь.

Читайте также: