Как появились ангелы и демоны

Обновлено: 02.07.2024

В Месопотамии и на Ближнем Востоке крылатыми изображали богов либо их вестников. Также крыльями часто наделяли героев, побеждающих чудовищ. Сами крылья издревле служили символом духовности и божественного начала, так как подразумевали способность летать, которой люди биологически лишены. Символика крыльев тесно связана с символикой воздуха и неба как «высшего мира».

На фресках в гробницах этрусков изображены крылатые демоны женского пола — ванфы, которые напрямую связаны с образом христианского ангела смерти. Внешне эти изображения практически полностью (за исключением нимба) совпадают с иконографией библейских ангелов. Ванфы считались вестниками смерти, жившими в подземном мире и являвшимися на поверхность, чтобы забрать душу умершего. Иногда ванфов изображали с мечом, но чаще всего с ключами от царства мертвых и факелом, при помощи которого они рассеивали тьму подземного мира.

В христианстве, иудаизме и мусульманстве ангелами называются бес плотные существа, служители Бога, в обязанности которых входит борьба с его врагами и передача его воли людям и стихиям. Ангелы, отпавшие от Бога, становятся бесами и начинают открытую борьбу со своими бывшими собратьями и людьми. Как правило, ангелов изображают в виде человека с крыльями. В христианстве ангелы и серафимы считаются существами женского пола, а херувимы — мужского, однако сами по себе эти существа бесполы.

Если в иудаизме самораскрытие Бога возможно только через посредничество ангелов, то в христианстве их роль несколько ограниченна. В Новом Завете особо подчеркивается, что Иисус Христос проповедовал свое учение, являвшееся прямым откровением Бога, без посредничества ангелов, хотя все же именно они возвещают и славят его рождение, воскресение и вознесение. Несмотря на то что в различных религиях образы ангелов достаточно сильно разнятся, все же возможно выделить некоторые общие для всех мифологий его черты.

Ангелов изображают в виде бестелесных духов, из-за чего они совершенно не подвержены плотским нуждам, свойственным людям. Человек может увидеть ангела, только если последний сам пожелает явиться ему. Однако интерпретация данной бесплотности как полной нематериальности этих существ была разработана теологами лишь по прошествии достаточно долгого времени. Библейские тексты и на -родные верования не уделяют данному вопросу особого внимания, считая, что ангелы обладают особым «духовным» телом. Обычно природа ангелов уподобляется легким и подвижным веществам нашего мира — ветру, огню, свету. Связь этих существ с ветром, на пример, отчетливо прослеживается в ветхозаветных текстах, где Яхве описан как «шествующий на крыльях духов».

Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа десятая

Что говорится об ангелах и демонах в Евангелии – напрямую и иносказательно? Как понять, что мы сопровождаемы ангелом-хранителем, но не видим его? В чем человек превосходит ангелов? Уготован ли ад для человека?

Добрый день, дорогие друзья. Мы поведем сегодня разговор на такую непростую, но всех интересующую тему, как мир ангельский и мир демонский. Ведь ангелы бывают и светлые, Богу служащие, сильные, но смиренные, – и злые, Бога не любящие, человеку завидующие.

Мы не обязаны верить в ангелов: в Символе веры про ангелов ничего не сказано. Хотя в молитве «Отче наш», в ее окончании, говорится: «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого», так что нужно помнить, что есть противник, есть некий обвинитель, тот, который потом на Страшном суде скажет Богу, как обвинитель на суде человеческом, показывая пальцем на виноватого: «Ты зачем его милуешь? Как Ты его можешь миловать, если он служил мне? Он вообще Тебе не молился. Ты же справедливый! Разве нет?» Это работа клеветника: он стоит на суде и имеет наглость обвинять того, кого Бог оправдывает.

Тема «Ангелы и демоны» довольно важная, потому что мы живем на оккупированной территории. Клайву Льюису принадлежит очень меткое, мне кажется, выражение: он, говоря о Рождестве Христовом, сказал, что Христос родился на оккупированной территории. Как десантник, высадившийся на территории, оккупированной врагом. Потому что кругом всё засеяно делами, приятными врагу. Ангелы же, святые и светлые, которые Богу служить не перестали, тоже постоянно присутствуют здесь, у нас, в нашей жизни. И хотя в Символе веры мы про них ничего не говорим конкретно и прямо, но мы на каждой службе просим у Бога «ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших». И в Литургии святителя Василия Великого сказано, что Господь Бог, промышляя о Своем создании, «ангелы поставил хранители рода человеческого». Ангелы, управляющие стихиями, ангелы, управляющие целыми народами, ангелы, приставленные к отдельному человеку…

Иосиф-обручник все время под ангельским водительством, и это свидетельство его высокой святости

Вообще евангельская история настолько тесно связана с ангельским миром, что не говорить про ангелов не получается. Не говорить о них, наших невидимых друзьях, – преступное небрежение. Мы их увидим, они нас за руку к престолу Божиему поведут, они нас уже избавили от тысяч искушений, они молятся, ограждая нас мечом огненным от всякой пакости и нечисти, и не говорить о них нельзя. Христос зачинается после Благовестия архангела. Сигналом для Святого Духа является согласие Марии на слова архангела: «Буди Ми по глаголу твоему, Я – раба Господня». Нужно, чтобы ангел сказал: «Она согласилась» – и тогда осеняет Ее благодать Утешителя, и зачинается в Ней Господь Иисус Христос. Потом Христос рождается – и ангелы поют: «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение». Потом ангел, неоднократно являясь Иосифу, спасает Младенца Иисуса от тех, кто ищет Его душу. Перечисляются три как минимум явления и указывается еще на другие. Вот ангел говорит: «Востав поими Отроча и Матерь Его и бежи во Египет», потому что Ирод ищет душу Отроча. И в Египте: «Востав поими Отроча и Матерь Его и иди в землю Израилеву»; «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди туда-то» – постоянно Иосиф находился под ангельским водительством. Это очень высоко говорит о том человеке.

Попутно мне хотелось бы сказать, что мы Иосифа как-то мало замечаем во святых. Но уже от того, что Иисус Христос называл его папой, можно просто растечься в слезы. Господь Иисус Христос, Единородный Сын Божий, Который имеет Своим Отцом Бога, на земле Своим детским языком, лепечущим, невинным, называл Иосифа папой. И Иосиф учил Его плотницкому мастерству, говорил: «Так, сынок, держи здесь так, вот тут так пилой пили, здесь рубанком так» – представляете? И Христос во всем оказывал ему послушание. Смотрел на него снизу вверх, как ребенок на родителя. И Иосиф учил Христа читать Закон Божий. Того, Кто дал Закон Божий, Иосиф учил его читать. Это величайший человек, о котором надо отдельно говорить. И с большой любовью произносить его имя.

Так вот, Иосиф был водимым ангелами: ангелы постоянно являлись ему и командовали им…Это означает, что он имел чистую душу, потому что грязному снится грязное, и грешному снится грешное, а к чистому во сне приходит Господь. «Старцы ваши видения узрят и видениями вразумляемы будут», – пророк Иоиль проповедовал, что пророческие сновидения будут у лучших, по действию Духа Святого.

Потом Христос выходит на проповедь – и ангелы сопутствуют Ему и наблюдают за Ним. Откуда мы это знаем? – Из слов о Воскресении: когда ангелы сидят у пустого Гроба и встречают жен-мироносиц, они говорят им: «Вспомните, как Он сказал вам, когда был еще в Галилее», – они напоминают слова Евангелия апостолам и мироносицам. Очевидно, они внимательнейшим образом слушали всё, что Господь говорил. Потом, когда Христос воскрес, они сидели на этом месте, ожидая людей, чтобы сказать им: «Его нет здесь – Он восстал». И далее очень важные слова: «Что ищите Живаго между мертвыми?»

Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в.

Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в.

Я бы на этом моменте хотел тоже немного остановиться. Христос не был похоронен на кладбище в буквальном смысле этого слова. Там, где Его погребли, не было никаких мертвых: это был сад, в саду была пещера, в этой пещере никто никогда не был похоронен. Это был купленный гроб для другого, который был пожертвован распятому Иисусу, умершему на Кресте, и Он был похоронен в этом гробе в саду. А ангел говорит так, будто Он на кладбище лежал, будто кругом могилы мертвецов. Не было такого! Но он говорит: «Что ищете Живаго между мертвыми?» Что он имеет в виду? – Он имеет в виду какую-то другую смерть. Когда мы о смерти беседовали, мы говорили, что смертей много. Есть мир духовный, есть смерть благая, когда человек мертв для греха, а жив для Бога. Так вот ангел имеет в виду духовную смерть: не ищите живого между мертвыми – не ищите Жизнодавца между духовными мертвецами.

Ангелы потом стоят на Елеонской горе, когда апостолы, задравши головы, смотрят, как возносится Христос. И они долго не могли их опустить, потому что Христос возносился медленно: не пользуясь посторонней помощью, Христос, воскресший из мертвых, как Царь мира, поднимался медленно в глазах их и благословлял их. Воздвиг руце Свои и благослови их – Он двумя руками – по-архиерейски – благословлял их. Он возносился – а они смотрели на Него. И когда Он уже скрылся из глаз, они все еще не опускали голов. А опустили головы, когда им сказали ангелы: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, Который вознесся от вас на небо, Он так же с небес на землю и придет». И они пошли в Иерусалим, хваля и благословляя Бога, ожидая пришествия Духа Святого.

И потом, в истории мира ангелы постоянно приходят на помощь человеку. Ангелы сопутствуют апостольской проповеди, выводят Петра из темницы, открывают перед ним ворота, называемые медными, и т.д. Они везде: вся история Церкви – это история людей и невидимой помощи им от ангелов. Они живут в каком-то другом мире, современная физика предполагает наличие нескольких измерений, кроме трех. Измерений больше, чем три. Физика Эйнштейна четвертым измерением называет время, но есть физика, которая предполагает, что кроме трех измерений объемного мира, в котором мы живем, есть еще и иные измерения. И в них пребывают ангелы. Объяснить очень просто: представьте себе плоскую поверхность, где есть два измерения – длина и ширина, а высоты и глубины нет –вот только плоское нечто. Нарисуйте здесь человечка. И представьте, что вы – его бог. Вот этот плоский человечек начал жить – и живет он в пространстве этого плоского измерения. А рядом – еще один плоский человечек. Они друг друга вот такими и видят, а то, что за пределами плоскости, не видят. А нам, чтобы на них посмотреть, нужно вот так склониться, пересечь эту плоскость. И тогда они увидят пришельца из другого измерения.

Эти светлые духи, огнекрылые, любящие Господа, благоухающие молитвой, тут, рядышком постоянно, просто они не пугают нас, потому что можно умереть от страха, увидев их.

Ангел Господа Саваофа – это священник, так пишется у пророка Малахии: «Закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа». Если бы настоящие ангелы были священниками, нам было бы очень страшно в церковь приходить. Они были бы грозные святые, а мы были бы на их фоне какие-то грешные, маленькие, слабые. На исповедь, например, к ангелу было бы страшно приходить, потому что он бы, уж и не знаю, что сделал за твои беззакония и безобразия. Поэтому очень важно, что в церкви ангельскую службу совершает человек.

Человек может совершить много ангельского, но у него есть и радость творчества, которой не знают ангелы

Человек может совершить много ангельского: он может хвалить Господа, молиться, постигать Закон Божий. Кроме этого, есть вещи, которые ангел не может совершать, а человек может. Вот, например, столяр сделал табуретку, получилась она крепкая, красивая, хорошая. Ладная такая табуреточка – и нравится ему дело рук его. Так вот, этой радости у ангела нет. Если человек молится и любит Бога, то эта радость у ангела есть. А если человек сделал что-то хорошее, например хозяйка пирог испекла, все поели, говорят: «Как хорошо! Какая ты мастерица!» – и ей это приятно, и это хорошо, что она сделала, – вот этой радости у ангела нет. Радость материального, физического творчества есть у человека – у ангела ее нет. В каком-то смысле человек богаче ангелов.

Я все никак не могу перейти к демонам, и мне не хочется переходить к ним, потому что они поистине гнусны. Они враги наши, и они порвали бы нас, как собака грелку, если бы мы не были хранимы Божественной благодатью. Поэтому хочется говорить про ангелов. И я повторяю, что человек в каком-то смысле блаженнее этих бесплотных духов. Можно подумать, что они лучше, чем мы. В каком-то смысле, да: они сильней, умней, чище, лучше, а в каком-то смысле не лучше, потому что мы соединяем в себе ангельское и материальное, видимое и невидимое, осязаемое и неосязаемое. Как пишет прекрасно Гавриил Романович Державин, Царствие ему Небесное, в оде «Бог»:

Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил духов Ты небесных
И начал Ты существ телесных,
А цепь существ связал всех мной.

Почему человек так дорог Богу? – Потому что в нем, по сути, есть все, что есть в ангеле: совесть, молитва, вера, разум, память… И в нем есть всё, что есть вообще во всей Вселенной. Все, что рассыпано по космосу, в каких-то микродолях присутствует и в человеке. Вся таблица Менделеева есть в человеке. Микрокосмос – так и называли его древнегреческие философы. Всё материальное есть в человеке, и всё духовное есть в человеке. Вот он – частица целой Вселенной в той середине естества, где закончились небесные духи и начались телесные существа. А цепь связана тобой и мной: ты порвешься – вся цепь порвется. Вся цепь мироздания колеблется и весь мир дрожит и шатается, как пьяный, когда человек согрешает и не исполняет своего предназначения. Вот почему он так важен.

Мытарства. Фрагмент фрески Рыльского монастыря, Болгария

Мытарства. Фрагмент фрески Рыльского монастыря, Болгария

Мы потому и будем помилованы, что мы – жертвы греха, а не его изобретатели

Что же касается врагов нашего спасения, то мы должны помнить, что они придумали грех: мы почему и будем помилованы, потому что мы – жертвы греха, а не его изобретатели. И много на эту тему, пожалуй, придется еще поговорить, эту демонологию затронуть, но на прощание сегодня скажем следующее: однажды к Антонию Великому, родоначальнику монашества в христианском мире, пришел незнакомый человек и сказал: «Помолись обо мне, чтобы Бог простил мои грехи». Антоний говорит: «Как зовут тебя?» Он говорит: «Бог откроет тебе». И Антоний встал на молитву, честно исполняя обещанное, стал молиться: «Прости, Господи, грехи тому человеку, который приходил ко мне недавно». И он услышал голос Божий: «Знаешь, кто это?» – «Нет». – «Это диавол, принявший обличие человеческое. Он придет к тебе через неделю – скажи ему, что Я прощу его, если он покается». И вот этот странный человек, этот странный гражданин, как сказано в притче о Блудном сыне о хозяине свиней, которых пас блудный сын… так вот, этот странный гражданин, бес, шел издалече, и Антоний увидал его и сказал ему издалека: «Я знаю, кто ты. Бог простит тебя, если ты покаешься». Тогда лукавый изменил свой вид в нечто безобразное, свойственное ему более, чем человеческое обличие, захохотал и сказал святому: «Глупый старик! Весь мир меня слушается, и я буду каяться?!» И с хохотом ушел в пустыню.

И Евангелие говорит нам о лукавом. Например, в притче о Милосердном самарянине человек, попавший к разбойникам, – это же Адам, попавший в руки демонов, это избитый и изъязвленный Адам, к которому пришел милосердный самарянин – Христос – и промыл ему раны, посадил его на осла – то есть на плоть Свою, плотью Своей приняв грехи наши; привез в гостиницу, которая есть Церковь, и дал гостиннику, чтобы тот дальше ухаживал за ним, заплатив ему двумя монетами, то есть Ветхим и Новым Заветом – «Из этого пользуйся для лечения, а если что больше истратишь, Я приду и тебе возмещу». И странный гражданин, хозяин свиней в притче о Блудном сыне… – и там много о диаволе.

Очень радостно для человека, что ад создан не для человека: Господь в словах о Страшном Суде говорит, что Он скажет некоторым: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его», – для человека ад не уготован. Для человека уготовано небесное жилище. Для этого создан человек. Он настолько сложен, настолько ценен, настолько теоретически и потенциально красив, в каждой ресничке человека столько мудрости Бог заложил, что Богу не хочется никого в огонь бросать, Ему не хочется, чтобы это любимое создание было дровами для адского костра. Огонь вечный – для диавола и для ангелов его. А для нас – светлый рай. Сюда мы с вами и стремимся.

На прощание я желаю, чтобы вы были избавлены от всякой демонской козни и чтобы ангелы светлые и друзья наши невидимые, сильные и красивые, не отлучались от вас. До свидания.

Ангелы и демоны (+ВИДЕО)

Мир веры. Об Ангелах и демонах

Иллюстрация Доре

Иллюстрация Доре Точно так же как-то совершенно забыты у нас наши Ангелы Хранители, к которым у нас нет настоящего правильного отношения. Лица, совершающие долг ежедневной молитвы, быть может, по утрам и вечерам читают помещенные в молитвенник утреннюю и вечернюю молитвы Ангелу Хранителю. Но нет к нему того пламенеющего рвения, той неперестающей о нем мысли, которая так могла бы помогать людям в духовном их деле.

Когда верховный из Ангелов возмутился против Бога и в безумии своем задумал низвергнуть вечный Престол и самому воцариться на место Бога, предводитель Сил Небесных Архистратиг Михаил собрал вокруг себя легионы Ангелов, оставшихся верными Богу, низвергнул сатану с полчищем его в преисподнюю и с тех пор постоянно поражает его своим огненным мечом. Неукротимый в ненависти, непримиримый в злобе, неистощимый в лукавстве, сатана не перестает вновь и вновь устремляться на Престол Божий, вновь и вновь отражаемый светлыми Ангелами.

Побеждаемый тут, сатана со своими слугами ополчается на верных Богу людей, стараясь оттеснить от Бога и духовно погубить всякого из великого Божия наследия — рода человеческого. И для помощи в этой лютой борьбе ко всякому из нас приставлен добрый Ангел Хранитель.

Вера в Ангела Хранителя распространена у всех христианских народов и внушала художникам полные высокого смысла картины. Как прекрасны, например, изображения известного немецкого художника Плокгорста, который то представляет Ангела у окна дома, вносящего душу младенца, который сейчас в этом доме родится; то Ангела, склонившегося над колыбелью спящего младенца и овевающего его своими белоснежными крыльями; то Ангела, хранящего двух детей, которые рвут цветы на краю пропасти и которых Ангел удержит в нужное мгновение от падения во сне.

Но еще лучше та картина, которая изображает город, там, глубоко внизу, объятый мраком, и летящего средь звездного неба тихого Ангела с душой человеческой в объятиях. Эта картина совпадает с чудесными словами нашего Лермонтова. Поэт в своем стихотворении «Ангел» достиг высшей красоты, доступной поэзии. Можно сказать, что тут человеческое замолкло и звучит только одно Божественное и вечное:

По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

Душа поселилась в твореньи земном,
Но чужд был ей мир. Об одном
Она все мечтала, о звуках святых,
Не помня значения их.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Ангел из иконы Благовещения. Византия, первая четверть XIV века.

Ангел из иконы Благовещения. Византия, первая четверть XIV века. Да, душа слышала эти песни, которые напевал ей Ангел Хранитель, неся ее на землю для мира печали и слез, и запомнила их; и память об этой песне не дает ей удовлетвориться ничем земным. Она тоскует на земле, как в несродной ей области, полная отдаленных, смутных, но в то же время и сильных воспоминаний о рае и райских садах.

Эта ангельская песня, которую вспоминает душа на земле в своей земной жизни, наполняет душу тем святым беспокойством, которое не дает ей удовлетвориться ничем тленным, земным, переходящим, которое заставляет ее тосковать по вечной отчизне. Но отчего мы не задерживаем для себя раздавшийся нам так давно звук этой песни, отчего мы на протяжении всей нашей жизни вообще не внимаем Ангелу Хранителю, который без конца готов продолжить для нас эту песню?

Этой песне внимали святые, когда, завороженные ею, они разом рвали со всем миром, чтобы жить на земле жизнью бесплотных. Этой песне внимали те мученики, которые с улыбкой предавали себя на невыносимые пытки. Этой песне внимают и ею счастливы все те, кто творит на земле Божию волю.

Так вот, нам надо возобновить близкое общение с забытым нами Ангелом и, прежде всего, понять все значение его для нас.

Верую в Ангелов, наших блюстителей,
Полных участья к нам, полных любви.
Промысла Божьего кротких свершителей,
Демонских замыслов зорких рушителей,
Коим вверяем мы тайны свои.

В жизнеописаниях святых рассказывается, что многие из них видали Ангелов, плачущих у входа в те дома, где охраняемые ими люди предавались бешенству страстей. Если вспомнить, как в это время скорбные Ангелы со слезами молятся Богу о помиловании тех людей, за которых Христос лил свою кровь и которые своими делами вновь распинают Христа, если мы подумаем о том, какими опасностями мы со всех сторон окружены, если мы вспомним, как легко, при горячем и безумном спехе нашей жизни, в больших городах быть раздавленным на улице, попасть в крушение железнодорожного поезда, погибнуть на воде, мы поймем, как нужны нам тогда такие чудные Хранители.

Среди рассказов о печальных грандиозных железнодорожных катастрофах, случившихся недавно в России, передавали, что некоторые люди, которые должны были ехать на роковых поездах, каким-то необъяснимым стечением обстоятельств на них опоздали и через то уцелели. Не Ангелы ли Хранители придержали их за руку от того, чтобы пустить в смертоносный поезд?

Тяжек труд Ангела, приставленного к земному человеку, который делает его ближайшим свидетелем всех своих беззаконий и мерзостных падений. Ангел увлекает человека в храм. Человек же идет к нечистому развлечению; Ангелу хотелось бы поднять человека на молитву, а он предается кутежу; Ангелу хотелось бы вложить в уста его кроткие и добрые слова, а он произносит слова нечистые и враждебные; Ангелу хотелось бы видеть человека праведным, а человек представляет собой сплошной грех.

Мы не можем видеть всего усилия борьбы, которую ведут Ангелы за охрану человека. Но мы должны были бы часто в жизни своей чувствовать, что есть кто-то чудный, внушающий нам благие решения, увлекающий нас к добру, когда злая плотяная сторона существа влечет нас в обратную сторону. И в верующих людях, ищущих Бога, Ангелы обыкновенно и побеждают.

Постараемся представить себе отрадную картину. Мир спит. Спят и труженики, во славу Божию проработавшие изо всех сил весь день; спят и ленивцы, которые по беспечности своей не исполняют заповеди Христовой о том, чтоб есть хлеб, политый трудовым потом. Спят и труженики, и празднолюбцы. Спят и люди, на грязные забавы бросавшие заработок дня, и люди, употребившие наследственные средства на то, чтобы заглушить память о небе в таких забавах.

Все спит: и дети, и взрослые. Не спят лишь их Ангелы. Склонившись у изголовья этих людей, объятых отрадными видениями или томящихся тяжелыми и грешными сновидениями, они воссылают к Богу за этих людей, старых и малых, праведников и отчаянных грешников, свою чистую молитву к Богу. И если бы у человека просветлел его взор и он мог бы окинуть разом вселенную, как чуден был бы по всей вселенной вид этих небожителей, волею Бога посланных на землю, волею Божиею творящих за порученных им людей свою неусыпную молитву.

Многие люди у нас, даже из верующих, вообще сомневаются в личном существовании бесплотных духов того или другого порядка — демонов или Ангелов. Но убеждение в существовании их составляло веру всех решительно поколений. Так, у многих народов в их народных сказаниях есть та же легенда, что так проникновенно изложил Гёте в своем «Фаусте», — легенда о человеке, который продал сатане свою душу за известные земные выгоды.

Один из глубочайших и своеобразнейших русских мыслителей последнего времени, так много сделавший для привлечения внимания общества к религиозным вопросам, до него почти совершенно этим обществом заброшенных, Владимир Сергеевич Соловьев, был полон убеждения в личном существовании духов злобы и духов добра, потому что сам он их видал совершенно реально.

Однажды к Оптинскому старцу Амвросию пришел священник, который сомневался в личном существовании духов, но не решился высказать старцу своего сомнения. По прозорливости своей отец Амвросий без слов увидал эти его сомнения и решил на деле убедить священника в том, чего он не мог принять без доказательств. Отец Амвросий на несколько минут закрыл свои глаза, и тогда священник увидал, что весь воздух кельи до тесноты наполнен страшными призраками. Он весь задрожал и похолодел. Сомнению не было места. Отец Амвросий ему тогда сказал:

— Видел, батюшка, — отвечал священник.

И все было сказано.

Ангел приности пищу пророку Илии. Иллюстрация Доре

Ангел приности пищу пророку Илии. Иллюстрация Доре Духам злобы нечего делать там, где люди исполняют и без того то, что этим духам так желательно: изменяют Богу. Он может с сочувствием смотреть на таких людей, но нет места его работе там, где его работу за него добровольно производят сами люди. Его цель иная. Его цель — оттеснить от Бога людей, которые к Нему тяготеют душой, людей, которые знают сладость духовной жизни, людей, которые могут жизнью своею прославлять Бога и увлекать к Богу иные души. Сокрушить праведника, тонким искушением довести его до соблазна, растлить душу, благоухающую праведностью, довести ее до отчаяния, отвести ее совершенно от Бога и сделать своим игралищем чистое Божье дитя — вот какою целью задается враг.

Там, где готов вспыхнуть живой очаг веры, пламенеющий костер благодати, там демон употребляет все усилия, чтобы этот костер погасить. И вот почему страшный натиск выносят от демона люди, которые вступают на высшие пути совершенства. Если отшельничество, ведущее к неразрывному, ничем не смущаемому соединению с Богом, к погружению души в существо Божие возводит человека на духовную высоту, сообщает душе благодатную силу, то можно себе представить, как ненавистен должен быть этот путь демону. И мы видим, что нет того подвижника, который, вступая на этот путь, не подвергался бы величайшим нападкам и страхованиям от сатаны.

Великие древние отцы египетских пустынь, наш преподобный Сергий и его последователь, великий старец Серафим Саровский — все они терпели лютые нападения. Демон являлся им во всевозможных видах. Им казалось, что келья их рушится, они слышали страшный хохот, рев и вой: «Уходи отсюда». Старца Серафима сатана подымал на высоту и сбрасывал его вниз. По собственному признанию старца, однажды в отместку за душу, которую старец молитвами своими вырвал из его когтей, сатана вырвал из тела старца кусок живого мяса. Эта борьба страшная, всю силу и ужас которой знают только те люди, которые сами ее на себе пронесли.

Наконец, диавол, отовсюду подвижником побежденный, воздвигает на него страшнейшее из испытаний, так называемую «мысленную брань», когда человеку, все для Бога оставившему, начинает казаться, что Бога совершенно нет, и хульные помыслы, один другого ужаснее, овладевают им. Но это последнее из испытаний, и за ним начинается благодатная чудотворная тишина.

Будем верить в наших блюстителей, кротких Ангелов, и им доверим защиту нас от нападок общего нашего и их врага.

Научи меня молиться,
Добрый Ангел, научи!
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи;

Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!

Дай моей молитве крылья!
Дай полет мне в высоту!
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!

Неповинных, безответных
Дай младенцев чистоту
И высокую святую
Нищих духом простоту!

Дай стряхнуть земные узы,
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог:

Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу:
Смерть, бессмертие и Бог!

Как ангелы стали демонами?

Мы с детства знаем, что ангелы - это чистые и святые духовные существа, которые любят Бога и служат Ему, помогая людям. Но есть другой тип ангелов, к которым относятся кто-то с негативом, кто-то с жалостью – это падшие ангелы. Падшие ангелы, которые также широко известны как демоны, работают в злых целях, разрушая мир или пагубно влияя на человека.

Ангелы падшие от благодати

Евреи и христиане верят, что Бог изначально сотворил всех ангелов святыми. Однако один из самых прекрасных ангелов, Люцифер (известный как сатана или дьявол), не вернул Божью любовь и решил восстать против Бога, потому что хотел пытаться быть таким же могущественным, как его создатель. Исаия 14:12 Торы и Библия описывает падение Люцифера тае: «Как ты упал с небес, о утренняя звезда, сын рассвета! Вы низвержены на землю, вы, когда-то низвергшие народы!».

Некоторые из ангелов, которых создал Бог, стали жертвой гордого обмана Люцифера. Откровение 12: 7-8 Библии описывает войну, которая происходит на небесах: «И была война на небесах. Михаил и его ангелы сражались против дракона [сатаны], а дракон и его ангелы отбивались. Но он не был достаточно силен, и они потеряли свое место на небесах».

Восстание падших ангелов отделяло их от Бога, заставляя их падать от благодати и попадать в грех. Разрушительный выбор, который сделали эти падшие ангелы, исказил их характер, что привело их к злу. «Катехизис католической церкви» гласит в пункте 393: «Именно необратимый характер их выбора, а не недостаток бесконечной божественной милости, делает грех ангелов непростительным».

Как много падших ангелов?

Падших ангелов не так много, как верных ангелов. Согласно еврейской и христианской традиции, около трети от общего количества ангелов, созданных Богом, восстали и впали в грех. Святой Фома Аквинский, известный католический богослов, сказал в своей книге «Сумма Теологии»: «Верных ангелов больше, чем падших ангелов. Ибо грех противоречит естественному порядку. Теперь то, что противостоит естественному порядку, встречается реже или реже, чем то, что соответствует естественному порядку».

Злые ангелы от природы

Индусы верят, что ангельские существа во вселенной могут быть добрыми (дэвами) или злыми (асурами), потому что бог-создатель Брахма создал «жестоких и нежных существ, дхарму и адхарму, истину и ложь». Священное Писание «Маркандейа Пурана», стих 45:40.

Асур часто почитают за силу, которой они обладают, чтобы уничтожить, так как бог Шива и богиня Кали разрушают то, что было создано как часть естественного порядка вселенной. В священных писаниях индуистских Вед гимны, адресованные богу Индре, показывают падших ангельских существ, олицетворяющих зло.

Только верные

Люди некоторых других религий, которые верят в верных ангелов, не верят, что падшие ангелы существуют. В исламе, например, все ангелы считаются послушными воле Божьей. В 6-м стихе Корана («Тахрим»), глава 6, говорится, что даже ангелы, которых Бог назначил контролировать души людей в аду, не отступают (от исполнения) заповедей, которые они получают от Бога, но выполняют (точно) что им приказано.

Согласно исламу, самый известный из всех падших ангелов в популярной культуре - сатана - вовсе не ангел, а джинн (другой вид духа, обладающий свободной волей и созданный Богом из огня как в отличие от света, из которого Бог создал ангелов).

Люди, которые практикуют духовность Нью-Эйдж и оккультные ритуалы, также склонны считать всех ангелов добрыми, а не злыми. Поэтому они часто пытаются наколдовать ангелов, чтобы попросить их о помощи в получении необходимого для жизни, не беспокоясь о том, что любой из ангелов, которых они вызывают, может быть злым и сбить их с пути.

Люди грешат из-за искушения падших ангелов

Те, кто действительно верят в падших ангелов, говорят, что эти ангелы искушают людей грешить, чтобы попытаться соблазнить их от Бога. В третьей главе Бытия Торы и в Библии рассказывается самая известная история о падшем ангеле, искушающем людей грешить: в нем описывается сатана, предводитель падших ангелов, являющийся змеем и говорящий первым людям (Адаму и Еве), что они могут быть «как Бог» (стих 5), если они съедят плоды с дерева, от которого Бог велел им держаться подальше для собственной защиты. После того, как сатана искушает их и они не подчиняются Богу, грех входит в мир, повреждая каждую его часть.

Библия предупреждает, что падшие ангелы иногда притворяются святыми ангелами, чтобы заставить людей следовать их указаниям. 2-е Коринфянам 11: 14-15 Библии предостерегает: «Сам сатана маскируется под ангела света. Поэтому неудивительно, что его слуги также маскируются под слуг праведности. Их конец будет тем, чего заслуживают их действия».

Люди, которые становятся жертвами обмана падших ангелов, могут даже отказаться от своей веры. В 1-м Тимофею 4: 1 Библия говорит, что некоторые люди «откажутся от веры и будут следовать обманчивым духам и вещам, которым учат демоны».

Работа злых ангелов

Некоторые из проблем, с которыми сталкиваются люди, являются прямым результатом падших ангелов, влияющих на их жизнь, считают некоторые верующие. В Библии упоминается много случаев, когда падшие ангелы причиняли людям душевные и физические страдания (например, в Марка 1:26 описывается, как падший ангел жестоко трясет человека). В крайних случаях люди могут стать одержимыми демоном, нанося вред здоровью их тел, умов и духов.

В индуистской традиции асуры получают счастье, причиняя боль и даже убивая людей. Например, асура по имени Махишасура, которая иногда выглядит как человек, а иногда как буйвол, любит терроризировать людей как на Земле, так и на небесах.

Вмешательство в Божью работу, когда это возможно, также является частью злой работы падших ангелов. Тора и Библия повествуют в 10-й главе Даниила, что падший ангел задержал верного ангела на 21 день, сражаясь с ним в духовном царстве, пока верный ангел пытался прийти на Землю, чтобы донести важное послание от Бога пророку Даниилу. Верный ангел открывает в 12-м стихе, что Бог сразу же услышал молитвы Даниила и назначил святого ангела ответить на эти молитвы. Однако падший ангел, который пытался вмешаться в данную Богом миссию верного ангела, оказался настолько могущественным, что в стихе 13 говорится, как Архангел Михаил должен был прийти, чтобы помочь в битве. Только после того, как духовная битва закончилась, верный ангел мог завершить свою миссию.

Падшие ангелы не будут мучить людей вечно, говорит Иисус Христос. В Евангелии от Матфея 25:41 в Библии Иисус говорит, что когда придет конец света, падшим ангелам придется идти к «вечному огню, приготовленному для дьявола и его ангелов».

Ставьте палец вверх, если вам понравилась статья. А также приглашаем вас подписаться на наш канал , чтобы видеть в ленте больше интересного о религии.

Читайте также: