Как поиграть в crusader kings 3

Обновлено: 04.07.2024

Crusader Kings 3 - глобальная стратегия, позволяющая бесплатно объединиться с другом, чтобы вместе играть по сети или сразиться на пиратке против других игроков, подключившись по интернету онлайн. Короли-крестоносцы 3 содержит дополнение Northern Lords, позволяющее исследовать страны Скандинавии. События охватывают период с 867 по 1453 года. Можно в настройках выключить счетчик, чтобы история развивалась до того момента, когда династия героя вымрет. Карта охватывает земли Испании, Монголии, Центральной Африки и т.д.

Территория увеличилась в 4 раза по сравнению с предыдущей частью. В состав земель входят графства и по 3 баронских владений на каждый из них. В возможность бесплатной сетевой игры включены такие игровые классы, как мусульмане, язычники и другие нехристианские юниты, однако были вырезаны теократии, кочевники и торговые республики. Главные герои Crusader Kings 3 представлены трехмерными моделями. Сетевая игра позволяет задать 5 образов жизни, включая по 3 дерева навыка на каждый. Введена новая механика стресса. Она активируется в тот момент, когда протагонист принимает решения вопреки своему характеру.

Представлена динамическая система религий: ересь, каннибализм, ординация женщин и т.д. Внутри династий можно создать побочные ветви. К примеру, Йорки и Ланкастеры как ответвление Плантагенетов. За каждой династией стоит свой глава. Армия включает ополченцев, которых можно набирать из дома вассалов. Также позволяется нанять профессиональных вояк: арбалетчиков, пехоту, кавалерию и т.д. Героев с высокими показателями можно посвятить в рыцари. Их сила превышает обычных солдат в 10 раз. Доступна любовная линия, позволяющая рожать потомков и соединять знатные дома.

Crusader Kings III по сети

Релиз игры: 01.09.2020
Игра через: Steam
Информация по игре Crusader Kings III: Paradox Development Studio представляет продолжение одной из самых популярных стратегических игр в истории. Crusader Kings III станет полноправной наследницей долгой традиции наших исторических стратегий: игроков ждет множество новых способов обеспечить процветание своему роду.

Файлы для игры:

1. Скачиваем игру Crusader Kings III и распаковываем ее в любую папку

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста. Войдите или зарегистрируйтесь.

Как запускать:

1. Запускаем Steam, заходим в свой профиль.

2. Запускаем игру через ck3.exe, который находится в папке с игрой\binaries.

Подключиться к игре В левом нижнем углу вписываем ID сервера и подключемся к нему или подключаемся к любому другому.

Стать хостом игры Создать игру В левом нижнем углу копируем ID сервера и делимся им с друзьями Ожидаем подключения других игроков.

Crusader Kings III: Гайд для новичков

Буквально с самого релиза Crusader Kings 3 завоевала Steam-чарт, поэтому о последней масштабной стратегии Paradox, пожалуй, не слыша только ленивый. Это игра, основной которой лежит развитие средневековой королевской династии. Игра о сложных взаимоотношениях внутри и между знатными семьями, о войне, о взлете и падении огромных империй, участи в заговорах вплоть до желания отравить ужасного дядюшку, который не хочет отказываться от претензий на желаемое вами графство. Эта игра пугает своими масштабами, и если вы никогда не играли в столь глобальные стратегии, то наверняка сомневаетесь в том, сможете ли вы разобраться во всем этом многообразии и стоит ли вообще запускать Crusader Kings 3.

Скажу прямо – играть стоит однозначно. И в этом руководстве я попытаюсь рассмотреть большинство аспектов, которые могут привести к многочисленным вопросам. Статья подойдет новичкам серии и жанра в целом.

Первое, что вы должны сделать после запуска Crusader Kings 3 – пройти обучение. И вам предложат это сделать сразу после запуска новой игры. Если откажетесь, то в любой момент на экране выбора правителя сможете щелкнуть по кнопке «Пройти обучение» в правом верхнем углу экрана.

С чего начать?

Система обучения познакомит вас с некоторыми основными концепциями, о которых следует помнить на протяжении всей игры. И мы рассмотрим их чуть более подробно. Обучение переместит вас в герцогство Мюнстер в Ирландии, а вашей задачей станет объединение всего королевства Ирландия. На протяжении всей обучающей кампании вы будете получать многочисленные подсказки во всплывающих окнах, которые будут указывать на то, что следует делать дальше.

Первое, что нужно осознать в Crusader Kings 3 – вы играете за реального человека, а не могущественную силу, управляющую целой нацией. Crusader Kings 3 – одновременно ролевая и стратегическая игра. И ролевая составляющую имеет решающее значение для получения максимальной отдачи и решения, что делать дальше.

Второе, что вы должны понимать – нет какого-то единственно верного и правильного способа прохождения игры. Ваши неудачи неизбежны, но пока у текущего правителя есть хороший наследника, после его смерти вы просто продолжите играть за нового персонажа. Потерять все в мгновение ока и неожиданно стать скромны герцогом – возможно, также забавно, как и превратиться в великого императора. Расслабьтесь, следите за происходящим и продолжайте играть в свое удовольствие.

Crusader Kings 3: гайд для новичков

Какова суть игры?

Когда запустите свое первое прохождение Crusader Kings 3, скорее всего, возникнет закономерный вопрос – а какова задача кампании? Если вы ранее играли в подобные стратегические игры, то должны понимать, что в каждом таком тайтле есть определенные цели. В Crusader Kings 3 на самом деле нет конкретной задачи. Поэтому поначалу будет трудно понять суть всего происходящего.

Но пока не зацикливайтесь на больших задачах. В своих первых кампаниях постарайтесь научиться управлению королевством и взаимодействию с игровым миром. Здесь есть много всего интересного, огромное количество функций и аспектов, и каждая подобная деталь станет кусочком куда более огромного пазла, который позволит вам разобраться в Crusader Kings 3.

В конце концов, вам нужно сделать так, чтобы ваша семья, династия, сохранилась до самого конца. Опять же, если ваш наследник – один из членов семьи, то после смерти нынешнего правителя вы просто станете им управлять.

Если же вы стремитесь к высокому рейтингу, любите быть на вершине, то просто сосредоточьтесь на этом. Расширяя свое королевство и устанавливая новые титулы, вы, в конечном счете, сможете добраться до уровня императора. Независимо от текущего ранга ваши поступки иногда приносят очки престижа, которые, проще говоря, показывают уровень вашей известности. Заработайте достаточно престижа, и вы будете широко известны во всем мире, а все ваши знаменитые поступки будут эхом передаваться из поколения в поколение.

В процессе игры вы сами поймете, чем хотели бы здесь заниматься. К примеру, если играете за одно из северных племен викингов, то сможете создать Шведское королевство и объявить себя королем. Вы можете решить, что все должны принять еретическую секту, работать над ее узакониванием, заменяя старую веру новой. Поиск таких целей в ходе банального прохождения игры – истинное удовольствие, которое вы получаете от Crusader Kings 3. У вас будет бесчисленное количество возможностей следовать побочными путями и преследовать какие-то личные интересы.

Начало первой игры

Итак, вы выбрали своего первого лидера и впервые смотрите на экран с картой. По умолчанию игра будет на паузе. В Crusader Kings 3 время течет непрерывно, но в любой момент можно активировать паузу. Для этого жмите на «Пробел» или на кнопку в правом нижнем углу. Также автоматически время будет останавливаться в тот момент, когда вам предоставляют какие-то ключевые решения. Поэтому не волнуйтесь – вы можете разбираться в предложенной ситуации или принимать какие-либо решения столько времени, сколько пожелаете. Хоть весь день просидите, установив игру на паузу и разбираясь в ее аспектах!

Поэтому уделите время ознакомлению с интерфейсом. Одна из важнейших кнопок на экране, особенно в самом начале игры – «Проблемы». Это витражная кнопка в виде «плюса» в верхней части экрана, ближе к его центру. Обычно на ней отображается число, показывающее, сколько проблем нужно разрешить в настоящий момент. Все они отобразятся при нажатии на эту кнопку. Вы можете щелкнуть по любому элементу в списке, чтобы получить дополнительную информацию или перейти на соответствующий экран, чтобы решить проблему. Используйте эту кнопку и функцию как руководство по тому, что следует делать дальше. До тех пор, пока не научитесь быстрее ориентироваться по миру.

Ромбовидные кнопки рядом с проблемами – индивидуальные неотложные проблемы. С ними нужно разобраться в самое ближайшее время, иначе они повлекут за собой какие-то штрафы. Вплоть до полного завершения игры. Поэтому постарайтесь устранить их как можно скорее. Наведите на них указатель мыши, и сможете узнать больше о том, что необходимо сделать. Затем щелкните ЛКМ, чтобы открыть меню, которое связано с решением проблемы.

Во время прохождения кампании вы научитесь многому. В целом, Crusader Kings 3 – это непрерывный процесс обучения. Но если не будете забывать ставить игру на паузу и следить за актуальными проблемами, то будете хорошо управлять как королевством, так и своей династией.

Ваш правитель

В окне вашего правителя Crusader Kings 3 есть много полезной информации, и вы должны часто ею пользоваться. Чтобы открыть окошко, нажмите на портрет правителя в левом нижнем углу экрана. Если потянете его вверх, то увидите изображение персонажа и его супруги, если таковая уже имеется. Справа будет изображение вассала и наследника, если они есть. Над каждым из перечисленных дополнительных персонажей будет отображаться красное или зеленое число, которое определяет то, как они к вам относятся. Наведите курсор мыши на число, чтобы увидеть список того, из чего формируется рейтинг.

Crusader Kings 3: гайд для новичков

Под изображением вы увидите имя, возраст и герб династии. Сразу под именем есть ряд значков, описывающих ваши свойства и параметры. Перейдя на один ряд ниже, вы увидите навыки своего правителя. Их числовое значение в следующем порядке: дипломатия, военное дело, управляющий, интриги, обучение и доблесть. Здесь также показаны текущие вера и культура.

Область под ними – ваш домен. Домен – совокупность земель, которыми ваш персонаж владеет лично, в то время как ваше королевство включает все эти земли и территорию под управлением вашими вассалами. Как вы поймете по ходу игры, поиск баланса между тем, какими землями владеть лично, а какие отдать вассалам – сложная штука.

Здесь вы также можете увидеть количество доступных ресурсов. Слева направо есть золото, престиж и благочестие. Рядом с ними показана военная мощь. Вы также увидите гербы тех, с кем состоите в альянсе или с кем ведете войну. В нижней строке отображаются титулы, на которые вы претендуете. Каждый из этих щитов и баннеров представляет собой титул, и при нажатии на них откроется соответствующая информационная панель.

Наконец, в нижней части экрана персонажа можно увидеть ваши отношения с кем-либо. Здесь есть интерактивные портреты ключевых людей вашего королевства – членов семьи, вассалов, любовников и придворных. Можете щелкнуть ПКМ по любому портрету, чтобы открыть меню вариантов взаимодействия для текущего персонажа. Поэтому, если желаете устроить брак или начать заговор с убийством, то вход в данное меню – самый простой способ.

Вам неизбежно придется воевать. И, возможно, даже убить нескольких человек, с которыми встретитесь в ходе любой кампании. Но можете избежать большинства из этого и даже предотвратить свою потенциальную смерть в результате заговора, сделав счастливыми как можно больше приближенных к вам людей. Изучите красные и зеленые числа на портретах.

Особенно важны красные, поскольку у таких людей есть причины не любить вас. И если это число станет достаточно большим, то у человека появится весомая причина пойти против вас. Наведите курсор мыши на числа, чтобы узнать, почему персонаж расстроен вами. Зачастую вы сможете понять, что именно нужно сделать, чтобы улучшить отношение с героем. Это особенно важно для членов совета. К примеру, всегда стремитесь к тому, чтобы шпион был счастлив, и вы значительно увеличите свой век во главе королевства.

Как объявить войну

Итак, вы разобрались со своим королевством, правителем, узнали о наиболее влиятельных людях в мире. Если на вас еще никто не напал, возможно, вы уже начали посматривать на карту и задумались над расширением империи. В Crusader Kings 3 есть несколько способов получить владения и титулы, и война – самый простой из них. Однако, в отличие от большинства подобных стратегий, в Crusader Kings 3 нельзя воевать просто из-за того, что вам так вздумалось. Да, вы можете в любой момент собрать армию, но прежде, чем вторгнуться в чужие земли и начать завоевание территорий, придется объявить войну.

Для объявления войны нажмите на территорию, которую хотели бы захватить, и найдите портрет персонажа, владеющего ее титулом. Щелкните ПКМ по этому портрету, а затем проверьте, отображается (активна) ли опция «Объявить войну». Если это не так, то у вас попросту нет уважительной причины для объявления войны (казус белли). Если желаете захватить территорию, нужно найти повод для войны. И есть несколько способов их отыскать. Некоторые культуры и вероисповедания позволяют объявлять войну практически всем иноверцам, но большинству европейских правителей обычно требуется какое-то право на захват той или иной территории.

Если правитель, с которым вы хотели бы воевать, владеет территорией, которая исторически принадлежала вашему дому или является частью более высокого титула, которым вы уже владеете (например, есть графство и вы хотите получить его герцогство), у вас будет возможность активировать так называемое требование «Де-юре». Оно же может использоваться как повод для объявления войны. Вы также можете начать войну в результате претензий ваших придворных, поэтом убудет полезно использовать вкладку с решениями, чтобы приглашать ко двору новых людей. Спустя время появятся лица, и, если у них будут нужные вам претензии, вы сможете нанять их и использовать для начала новой войны.

Как только у вас появится претензия, которую вы будете готовы предъявить, вновь щелкните ПКМ по портрету цели и выберите опцию «Объявить войну». Появится новая панель, на которой вы увидите потенциального противника вместе со списком казус белли. Вы можете выбрать желаемый повод. Каждый из них преследует разные цели и связанные с ним затраты. Священные войны требуют благочестия, тогда как стандартные конфликты за де-юре территории обычно расходуют престиж.

Если у вас мало доступных войск, сосредоточьтесь на укреплении владений с помощью зданий и улучшений. Такие варианты, как казармы и тренировочные площадки, увеличат количество солдат, которые внесут свой вклад в армию, в то время как другие здания могут повысить их качество. Подробнее об ополчении я расскажу в отдельном руководстве.

Всегда лучше иметь как можно больше солдат, но если не обеспечите им все условия для тренировок, то вскоре столкнетесь с проблемами. Как только у вас будет стабильный доход, подумайте о создании пары военных блоков на военной вкладке. Это профессиональные солдаты, которые могут использовать специализированное осадное оборудование, значительно ускоряющее процесс уничтожения вражеских поселений.

Если ваша культура языческая или племенная, то можете пропустить этот процесс и вместо этого совершить набег. Это достойный способ заработка небольшого количества золота и престижа, и в еще одном отдельном руководстве я расскажу, как это делать.

Не торопитесь

Теперь вы знаете, как объявить войну, но не торопитесь прыгать на лыжи и отправляться в крестовый поход через всю карту мира. Ваш уровень престижа и ранг ограничивают территорию, которая может быть вам подконтрольной. Даже будучи императором, вы сможете контролировать напрямую лишь ограниченное количество территорий. Следите за лимитом своего домена в правом верхнем углу экрана. Этот параметр позволит вам понять, насколько вы близки к максимально допустимому количеству земель под прямым управлением. Если вы перепрыгните планку, придется искать человека, которому можно доверить лишние титулы, иначе вы начнете получать убытки от налогов и взносов. Кроме того, это будет раздражать всех ваших подданных, и в таком случае будет высока вероятность того, что против вас сформируют оппозиционные коалиции.

Начните с малого, постепенно увеличивайте владения, внимательно следите за панелью с проблемами и как можно чаще используйте паузу. Изучите своего правителя и постарайтесь думать так же, как и он. Если что-то пойдет не по плану, просто запустите новую игру, используя уроки, которые извлекли из первой неудачной кампании. Когда что-то начнет получаться, то вы быстро привяжетесь к персонажам средневековой эпохи, и вам будет интересно узнать, что произойдет дальше, даже если правитель столкнулся с неудачами.

Прежде всего, помните, что на самом деле нет правильного способа игры. Crusader Kings 3 – это больше истории, чем подсчет очков за победу в войнах, и иногда самые интересные истории рождаются в результате ваших поражений. Эту игру не так сложно изучить, как это кажется на первый взгляд. И вы будете вознаграждены уже спустя несколько часов игры. И вам определенно не нужно знать каждый аспект игры, чтобы провести за ней увлекательное время.

«А что, так можно было?» — Обзор Crusader Kings 3


Мне 24 года. Два диплома о высшем образовании, бакалавриат и магистратура. Годы опыта работы, в том числе в сфере игровой журналистики и PR. Съемная квартира в Париже, арт-сфера и карантин. Сотни часов, наигранные в сотни игр в Steam за все это время, от шутеров до симуляторов, и под тысячу часов из них, только официальных, на лицензионной копии игры — в Crusader Kings 2. 8 лет назад, когда эта игра вышла, я еще учился в 10 классе и не мог позволить себе купить даже основную игру, а сейчас собрал все DLC ко всем стратегиям от Paradox, в том числе и ко вторым «Крестам».

Казалось бы, вот он: идеальный кандидат на «Олдфага», «Старпера», человека, который будет разносить в пух и прах все новые релизы любимой студии.

Так было с Hearts of Iron IV и её раздражающими ветками фокусов вместо свободы действий. Так было с Imperator: Rome и её абсурдной игровой механикой «маны» на релизе, так должно было быть с третьими «Крестами». Так работает современная игровая индустрия, стремящаяся упрощать игровые механики все больше, чтобы расширять аудиторию. Так работают законы этой вселенной. То, что произошло дальше, с трудом поддается описанию.

Нет, Crusader Kings 3 — это не идеальная игра, которая блистает своей ослепительной красотой так, что ослепляет даже «старичков». И нет, это и не вселенская катастрофа, как вы могли догадаться из начала этого обзора. Однако это уникальный феномен игровой индустрии, который, кажется, совершил невозможное для 2020 года, порвав одно из главнейших геймдизайнерских клише последних лет. И именно об этом, в неторопливом формате личной истории, я и поведаю в этом обзоре.

Пролог

Прошлой осенью мы с друзьями впервые купили билеты на Paradox Con 2019 в Германию. В воздухе витал слух о скором анонсе какого-то нового проекта, и наши мнения разделились: я был уверен, что речь пойдет о чем-то новом, вроде Cities: Skylines или Surviving Mars: о небольшой стратегии-сателлите, которая будет издана «Пароходами», попутно с какими-нибудь DLC для флагманских «Больших стратегий». Один из моих друзей же считал, что анонсируют «Кресты», в чем я совершенно не был уверен: долгосрочная поддержка проектов от Paradox создавала видимость того, что старые игры вовсе не старые, что свежий контент для них будет выходить и дальше, и что в новой титульной части Crusader Kings или Europa Universalis, например, нет никакой потребности. Тогда казалось, что с большей вероятностью анонсируют вообще Victoria III, чем «Кресты». В общем, я был тем еще скептиком.


Часть нашей команды на Paradox Con 2019, где я — король недокосплееров.

И тут на сцену выносят свечи, следом выходят люди, облаченные в черное, и начинают петь главную тему Crusader Kings. Затем запускают первый трейлер. Сомнений не остается: речь не о дополнении, но о чем-то принципиально новом в старом обличье: о Crusader Kings 3.

Помню свои чувства в тот момент: с одной стороны, красота происходящего на сцене никого не могла оставить равнодушным, а с другой — не могла не пугать. Так как речь шла об одной из моих любимых игровых серий, первой мыслью у меня в голове было следующее: «О нет, они же перестанут поддерживать Crusader Kings II». Словом, этот страх оказался затем ошибочным: игру, конечно, поддерживать перестали, но лишь в последние дни августа, когда вышло последнее контентное обновление в рамках Monarch's Journey, за считанные дни до релиза следующей игры. И все же анонсом я был, скорее, напуган, чем обрадован.

Самым же страшным во всем этом многообразии новой информации оказались скриншоты. А именно, это (или что-то подобное):


«О нет», — взвыл я. «Это что, ветки фокусов, как в Hearts of Iron IV? Это же „рельсовость“ геймлея и потеря гибкости отыгрыша!» А позже я узнал, что у каждого персонажа будет всего по три черты характера, и они не будут меняться на протяжении жизни, в отличие от Crusader Kings II, где персонаж игрока мог превратиться в совершенно другого человека, если игрок решил внимательно продумать его новый стиль жизни и поступки. «А это что? Шкала заполнения убийства? Что за бред, что за буквализм и упрощения!» И подобного негодования с моей стороны было все больше и по каждому поводу, вплоть до последних дней перед релизом игры. Даже 3D-портреты вплоть до 1 сентября меня, скорее, настораживали, чем радовали. «Они ведь теперь не сделают отображение побоев или болезней на портретах так, как это было на 2D-портретах персонажей во второй части игры после обновления „Holy Fury“, — думал я изначально.

В общем, как вы поняли, все время до релиза я был максимально полон дерьма.

Все дневники по третьим „Крестам“ были изучены мною вдоль и поперёк и обсуждались с друзьями, обычно тоже в критической манере. Мол, упростят игру, и в погоне за снижением входного барьера и повышением привлекательности её внешнего вида растеряют всю глубину, сделают рельсовую средневековую копию Hearts of Iron 4, где ты в первую минуту партии выбираешь ветку фокусов развития своей страны и не можешь пойти ни вправо, ни влево больше, и все твои войны будут начинаться не потому, что ты так решил, а потому, что ветка, выбранная тобой в самом начале партии, это позволяет, а другая — нет.

Кульминация


… А если развернуто, то, ох, даже не знаю, с чего начать. За пару дней до релиза я облазил весь Reddit, выпрашивал у знакомого контент-мейкера обзор на предрелизную версию игры, которая оказалась у него в руках до снятия „эмбарго“ на публикацию обзоров, параллельно смотрел фильмы про средневековье и обновлял знания по геральдике. Я предвкушал, что игру может ждать определенный успех среди новых игроков, но мы, старички и ветераны второй части (а некоторые из нас — даже первой) будем, скорее, недовольны.

Два стула геймдизайна сиквелов

Уж так повелось, что многие гейм-дизайнеры, возглавляющие сиквелы старых, но успешных игр, часто встают перед несколькими неравнозначными проблемами: например, им нужно привлечь максимальное количество новых игроков в новую часть старого проекта; а параллельно нужно удовлетворить ожидания старых игроков, которые, в отличие от новых, уже имеют определенные ожидания требования к продукту. И часто решения этих двух проблем в глазах геймдизайнера противоречат друг другу.

Так уж повелось, что крупные студии обычно делают ставку на расширение аудитории, подстраивая продукт преимущественно под нее и пренебрегая „ветеранами“, считая их либо уже лояльной, либо совершенно незначительной по количеству аудиторией. Так было, например, с сериями Fallout и The Elder Scrolls, где каждая последующая часть становилась зрелищнее, но отказывалась от сложных и глубоких систем отыгрыша и прогрессии, за которые старая аудитория и любила эти игры. Конечно, фанаты Morrowind были недовольны диалогами и прокачкой Skyrim, которые любили серию за ролевой аспект и погружение, зато на каждого одного такого недовольного фаната приходилось десять довольных новичков, для которых Skyrim становился первой игрой подобного жанра, доступной, понятной и зрелищной. О „ролевом“ прошлом TES эти новые игроки могли и не знать в принципе, зато стабильно приносили огромные прибыли компании-разработчику, и всех все устраивало.


В ситуации с Paradox мы могли наблюдать ту же тенденцию: например, разработчики Hearts of Iron IV приняли решение отказаться от многих отличительных черт третьей части серии, убрать сложную систему штабов и добавить в игру „Фокусы страны“, по сути, заменяющие дипломатические и экономические отношения. Целью этого было снижение порога вхождения в игру, и цель эта оправдала средства: HoI4 до сих пор являлась самой популярной по числу игроков и онлайну стратегией студии, хотя фанаты предыдущих частей встретили нововведения на релизе проекта без восторга.

Потому, когда разработчики Crusader Kings 3 впервые заявили, что одним из принципов их геймдизайна отныне будет „снижение входного барьера для новых игроков“, были все основания ждать масштабных упрощений и потери глубины игры в пользу простых, „аркадных“ механик развития и взаимодействия персонажей, которые — зато — будут понятны новому игроку. Вся рекламная кампания последних дней, казалось, тоже была нацелена на новых игроков: во всех дорелизных материалах и обзорах разработчики рассказывали об основных механиках Crusader Kings зрителям так, будто бы те никогда и не слышали, что такое Crusader Kings. С точки зрения маркетинга это вполне можно понять: зачем рассказывать об игре преданным фанатам, которые и так её купят? Уж лучше посвятить время тем, кто сомневается. Но с точки зрения философии разработчиков это чертовски настораживало.

Релиз Crusader Kings 3

И вот игра выходит. 1 сентября, снова в Ирландию, в плавильный котел новичков и ветеранов, которые хотят спокойно освоиться в новой для себя игре. В этот тихий и дружелюбный уголок карты, как им казалось вначале, до прихода викингов.


Разумеется, запуская игру впервые на русском языке, я накатил мод-фикс на шрифты (обязательно советую, он появился в мастерской Steam спустя 50 минут после релиза), и, не считая огрехов перевода, обнаружил, что игре-то и нечем практически меня расстроить. Это было очень странное чувство постепенного осознания, что обещанные поверхностные механики игры на самом деле глубокие, и даже глубже, чем те, что были во второй части. Осознание того, что игра представляет собой вполне добротный массив кода, который — не просто бенчмарк для будущих десятков модов, что сделают из него нормальную игру, а уже — нормальная игра. Более того, игра, которая по ряду параметров, помимо графики, лучше, достовернее и разнообразнее оригинала.

Разумеется, части контента из дополнений предшественника в игре на релизе не оказалось: инвентаря, шелкового пути, канонизации святых, тайных обществ и играбельных республик. Однако вторая половина контента была значительно переработана, улучшена и углублена. А политика Paradox Interactive, в свою очередь, дает все основания считать, что все остальное, что не вошло в релиз за пятилетний цикл разработки Crusader Kings III, но затребовано игроками, войдет в игру в виде дополнений в течение многолетнего цикла поддержки.

В целом же, каким-то чудом игре удалось сохранить глубину геймплея и понизить порог вхождения, привлекая новых игроков, без уничтожения или упрощения значительной контента. Пример Crusader Kings III демонстрирует нам уникальную ситуацию в игропроме, когда разработчикам удается сделать продолжение игры, с одной стороны, достаточно понятным и интересным для новичков, а с другой — достаточно глубоким для ветеранов серии, привыкшим к высокой сложности и микроконтролю. И что самое интересное — разработчикам удалось сделать такую игру на релизе, тогда как Crusader Kings II становилась такой игрой на протяжении 8 лет пострелизной поддержки. Потому даже дух захватывает от мыслей о том, как третьи „Кресты“ будут выглядеть лет через 5.

Итоговая оценка

А если быть серьезным, то даже неловко давать „итоговую“ оценку проекту от Paradox на его релизе, потому что, во-первых, тот может измениться совершенно до неузнаваемости после нескольких лет поддержки, а во-вторых, Metacritic (91/100) и пользовательские обзоры Steam (92% положительных отзывов) будут среднему покупателю куда полезнее, чем оценка в блоге одного человека.

Однако сказать, что Crusader Kings III меня удивила — значит, ничего не сказать. Уже и не помню, за какую другую долгожданную игру мне приходилось испытывать такую радость, какую я испытываю за „Кресты“ на их релизе сейчас. Единственное — до масштабных фиксов перевода на русский язык играть советую либо на языке оригинала, если владеете им достаточно хорошо, либо хотя бы с фиксом на шрифты из мастерской Steam.

Эпилог

Жила на свете королева Виктория, славная владычица Королевства крестоносцев в восточной Испании. Её дед, ветеран Крестового похода, доблестью и славой заслужил королевский титул, дарованный ему за блистательную службу самим Папой Римским. Королева Виктория была молодой и сильной, неся знамя своего деда, она освоила и военное ремесло, и тонкости дипломатии, выдав свою старшую дочь за императора франков матрилинеарно. Ещё несколько лет — и её будущий внук унаследует трон огромной империи, её династия станет могущественнейшей в Европе, а пока королева Виктория в расцвете сил дразнит своей неприступной красотой своих придворных.

Но в очередном боевом походе за святую землю её старый дед, мудрый вассал франков, погибает от руки иноверцев, неся в руке крест, и в тот же день на поле брани погибает и её мать. Королева в трауре, она начинает пить, оказывается в депрессии и на эмоциях отказывается от католического креста, шокируя всех наследников и придворных своей выходкой. Папа Римский лишает её звания крестоносца, а разочарованный король франков разрывает помолвку своего сына с её дочерью. За один месяц королева теряет все, и будто бы того недостаточно: северные земли её королевства еще через пару месяцев теперь отняты арабами, а на южных от руки убийцы гибнет её юная дочь, вернувшаяся из замка императора франков, где ей больше не рады. Считанные дни — и Королеву „Викторию Неверную“ находят мертвой в её комнате, с засохшими слезами на щеках.

Не будь, как королева Виктория. Сходи к психологу.

Читайте также: