Как писать в реальной жизни

Обновлено: 19.05.2024

Если вы постоянный читатель нашего блога, то наверняка заметили: мы часто пишем о том, как писать. Статьи, заметки и даже книги. Мы вовсе не призываем вас в секту «анонимных авторов». Просто хотим сказать: создание текста отлично развивает. Это такой бесплатный и эффективный тренинг по саморазвитию, где ещё прилагаются бонусы — вы находите свой стиль, тренируете слог и получаете бесплатный роман в придачу.

Продуманные детали

Есть одна хитрость, которая поможет написать эпизоды середины романа: придумайте сюжетную линию, которая включает описание какого-то уникального занятия, дела или обстановки. Читателям нравится узнавать новое в процессе чтения.



Кадр из фильма «Правила виноделов», снятого по книге Джона Ирвинга. Источник

  • К примеру, многие эпизоды в середине книги «Тайная жизнь пчел» Сью Монк Кидд включают в себя технологии пчеловодства. Читатель много узнает о меде и пчелах. В то же время глубже понимает персонажей.
  • Книга Джона Ирвинга «Правила виноделов» рассказывает о том, как собирать яблоки и делать сидр.
  • А действие романа Абрахама Вергезе «Рассечение Стоуна» повествует о врачебной практике.

Мы знаем, что начать писать нелегко. Но этого того стоит. Вы удивитесь, какой драйв можно испытать, когда герои начинают жить, дышать, сами совершать поступки — кажется, что вы тут даже не при чем. Вступите в клуб великих романистов и, возможно, ваша книга станет настоящим бестселлером.

2. Не бойтесь переписывать!

Перед вами чистый лист и вот вы набираете или рукой выводите первую строчку. Затем появляется абзац, страница и вот готова первая глава.

Страшно, но перечитывать придется, причем точно не один раз. Если вы недовольны результатом, то перепишите, попробуйте разные варианты. Главное, не опускайте руки!

Драма или нет?

Чтобы каждый эпизод вызывал в читателе чувство предвосхищения, ожидания и стремления, внимательно присмотритесь к ним: драматические они или пассивные.


Китти из фильма «Анна Каренина», снятого по роману Льва Толстого. Источник

  • Если протагонист не контролирует ситуацию, мы начинаем сомневаться в исходе дела. И это добавляет драматизма.
  • Если кто-то другой одерживает верх, мы не знаем, чем это в итоге закончится. «Получит герой то, чего он хочет, или нет?» Этот вопрос подогревает ощущение драмы, и читатель старается поскорее узнать, как все разрешится.
Драматическое действие добавляет в роман конфликт, напряжение, тревогу, неизвестность и страх — одним словом, драму.

Но пассивное действие также важно: пусть и в малых дозах. Оно показывает внутреннюю реакцию персонажа на внешние события, замедляет ход истории, добавляет немного непринужденности, показывает, каков герой, когда он не в стрессе, открывает нашему взору его внутреннюю жизнь, дает ему шанс придумать новый план действий, а читателю — возможность передохнуть.


Кадр из самого мистического сериала «Твин Пикс». Источник

Вот некоторые примеры пассивного действия:

  • два персонажа смотрят на витрины и болтают;
  • персонаж показан в ситуации превосходства;
  • два персонажа идут по пляжу;
  • персонаж готовит завтрак и садится за стол.

Эпизоды пассивного действия можно назвать созерцательными. Их лучше располагать между драматическими. Если пассивного действия слишком много, история начнет буксовать и вы рискуете потерять внимание читателя.

Учимся писать тексты для реальной жизни

Учимся писать тексты для реальной жизни

В школе ты много пишешь: конспекты, доклады, сочинения. Вне школы — тоже. Чаты с друзьями, посты и комментарии в соцсетях. После строгих правил в личных текстах хочется полной свободы. Однако люди, в том числе и работодатели, всё чаще смотрят на то, как человек позиционирует себя именно в частной жизни, что он публикует в соцсетях. Хорошие тексты там — возможность создать яркий и позитивный имидж. В статье объясняем, как этого достичь.

В чём разница между текстами в школе и текстами в реальной жизни?

Во-первых, школьные, учебные тексты обычно пишутся вынужденно. Нужно, задали — вот и пишешь. Тексты в реальной жизни ты пишешь скорее по собственному желанию. Во-вторых, в школе, особенно на русском и литературе, приходится соблюдать кучу правил орфографии и пунктуации. За ошибки карают плохими оценками. К своим текстам мы обычно относимся проще. В-третьих, в переписке и постах люди используют сленг, эмодзи, а порой и сниженную лексику, что, конечно, трудно представить в сочинении. Четвёртое отличие — стиль. В текстах для новых медиа он более живой и человечный, близкий к разговорному. В школе же обычно используется книжный стиль речи.

Почему к личным текстам нужно относиться серьёзнее?

Кстати, в прошлых статьях мы писали о правилах поведения в интернете и о том, как противостоять буллингу, в том числе и в киберпространстве.

Тексты для соцсетей и «новых медиа»: как писать, чтобы тебя читали?

Если ты хочешь, чтобы твои посты в соцсетях высоко оценивали не только за визуальную составляющую, но и за содержание, смыслы, есть ряд правил хорошего тона. Соблюдая их, ты сможешь даже короткими заметками создать впечатление о себе как об умном и эрудированном человеке. Эти правила просты, и ты легко их освоишь.

1) Проверяй себя.

2) Структурируй текст.

Если пишешь что-то длинное, дели текст на абзацы. Простое правило: одна мысль — один абзац. Визуально это сделает текст более лёгким. Когда человек видит сплошную простыню на 15–20 строк, ему просто лень читать. Если текст вышел объёмным, не только разбей его на абзацы, но и добавь подзаголовки. Этот приём используют в параграфах учебников, но он полезен и в обычной жизни — придает изложению стройность и логику.

3) Проверяй факты.

Особенно если пишешь о том, что касается других, особенно — в негативном ключе. Представь, что кто-то написал плохо о тебе. Это неприятно, даже если по делу, и вдвойне обидно, когда претензии несправедливы. Если нет уверенности, что верно понимаешь причины и мотивацию поступков людей, что действительно разбираешься в проблеме и ситуации, то лучше потрать несколько минут и проверь основные факты. Мы живём в эпоху фейк-ньюс, где полуправду и откровенную ложь публикуют на каждом углу. Не стоит добавлять свою струю к этому потоку грязи.

4) Не навязывай мнение, а формируй его.

Написать, что Иванов — глупый или умный, несложно. Труднее, зато намного убедительнее, написать так, чтобы человек, прочитав твой текст, сам сказал: «Ну и зря этот Иванов так сделал» или «Ай да Иванов, ну просто красавчик». Возьми на себя аргументы, а оценочные суждения оставь читателю. Пиши так, чтобы люди делали именно те выводы, какие тебе нужно. Но делали их самостоятельно. Большинство не любит, когда навязывают готовое мнение.

5) Избегай штампов, удивляй редкостями.

Язык со времён Пушкина заметно истаскали. В нём накопились речевые штампы, канцеляризмы и другие мусорные слова, которые вызывают только отторжение. Банальный пример: «Я являюсь учеником такого-то класса такой-то школы». Являлся Христос народу, а ты — просто ученик, и твоё «являюсь» излишне. Больше слов — не значит больше смысла. Кстати, это же касается знаков препинания. Забудь про ванильные многоточия и любое количество восклицательных знаков, превышающее один.
С другой стороны, можно обогатить свою речь — как устную, так и письменную — с помощью пассивной лексики (неологизмов, архаизмов, историзмов). Если не помнишь, что означают все эти слова, загляни в раздел «Лексика» на «ЯКласс», чтобы не наделать речевых ошибок.

6) Хорошее начало — половина успеха.

Либо название текста, либо его первое предложение должно бить в глаза, как прожектор ночью. Если не привлечёшь внимание сразу, твой пост пролистают в бесконечной новостной ленте. Поэтому, если пишешь что-то объёмное, лучше не начинать с предыстории. Помести на первый план что-то более яркое и интригующее, а объяснишь потом.

7) Читай тех, кто хорошо пишет.

Чтобы хорошо продавать, нужно влезть в шкуру тех, кто покупает. Чтобы хорошо писать — в шкуру тех, кто читает. Если какой-то блогер нравится многим людям, значит, у него есть чему поучиться. Только разберись, симпатии это к личности человека или к его текстам. Классику тоже полезно читать — это расширяет кругозор и помогает более чётко формулировать собственные мысли. А ещё ты сможешь щеголять цитатами и фамилиями героев, дополнять тексты аллюзиями на прочитанное и формировать собственный авторский стиль.
Избежать стилистических ляпов на начальных этапах помогут тренажёры «ЯКласс» по теме «Речевые жанры». Хороший пример совмещения приятного с полезным — ты и свои тексты лучше сделаешь, и одну из тем ЕГЭ подтянешь.

Как создать конфликт

В жизни мы любым способом пытаемся избежать конфликта. Но в случае с написанием историй всё обстоит иначе.

Люди читают истории, чтобы увидеть, как персонажи растут и меняются, даже если эти изменения им не на пользу.


У Шерлока Холмса было много недоброжелателей и неприятностей. Его истории до сих пор не утратили остроту. Источник

Чтобы показать конфликт в действии, опишите реакцию главного героя. Но не с помощью пересказ или внутреннего монолога, а посредством действий и реакций персонажа. Вот всего несколько подсказок.

  • Сделайте так, что тому, что или кого любит ваш протагонист, угрожает опасность. Это заставит героя принять решение и действовать. Повысьте ставки и сделайте угрозу в следующем эпизоде большей, чтобы конфликт рос.
  • Заставьте ваших героев хорошенько побегать. Поместите протагониста в самую гущу того, что он ненавидит, и покажите, какие он примет решения, чтобы избежать этой ситуации, выйти из нее или изменить ее.
  • Покажите, как главный герой выходит на передний план вопреки своему самому большому страху.
  • Сообщите читателю, какая главная мечта у вашего протагониста, а потом покажите, как его пороки не дают ему достичь этой мечты.

Не превращайте диалог в монолог

Разговор - это как пинг-понг. Собеседники перекидываются фразами, перебивают друг друга, рвутся везде вставить своим пять копеек. Странно, когда один из них тарахтит уже вторую страницу, а остальные молча слушают.

Диалог часто превращается в монолог, когда один из персонажей сообщает нечто важное или изливает душу. Но даже если речь идет о жизни и смерти, другим участникам разговора найдется, что сказать, и им надо дать слово. К тому же активный обмен репликами смотрится динамичнее и задает сцене ритм, тогда как длинный монолог нагоняет скуку.

Работайте над диалогами в вашей книге, а заодно читайте другие статьи для начинающих писателей:

5. Для того, чтобы писать, нужно писать

Если вы не начнете писать, то книги вам точно не видать. Заставляйте себя каждый день писать, хотя бы 1000-2000 знаков. Пусть это будут мысли, рассуждения, оценки, описания.

После написания материала, его нужно перечитать. Сначала полученный текст может показаться очень интересным, однако, торопиться не стоит. Подождите пару дней и перечитайте его снова. После чего внесите поправки.

Пишите даже если вам не хочется писать. Сначала будет получаться плохо, а затем все лучше и лучше. Не берите на себя то, что не сможете выполнить. Лучший способ отточить навык до мастерства - рассказы.

10. Написать книгу может каждый

Именно так. Помните как говорил легендарный Гюсто в мультфильме "Рататуй": "Готовить может каждый". Я заменю всего одно слово: "Писать может каждый".

7. Записывайте все, что видите!

Жизнь неиссякаемый источник идей. Если внимательно приглядеться к тому, что происходит вокруг, то можно найти сюжет не для одной, а сразу для 10, а то и сотни книг.

Для этого заведите блокнот и всегда носите его с собой. Записывайте интересные ситуации, яркие фразы, внешности и характеры. Возможно, при создании книги эта информация вам очень понадобится.

Примеры главной идеи

Вся главная идея должна сходиться в одно утверждение. Вот несколько примеров того, как может выглядеть это утверждение.

  • Духовный путь полон препятствий, но если человеком движет самоотверженная страсть, он сможет измениться настолько, чтобы побороть боль и снова полюбить (Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби»)
  • Увлечение богатством разрушительно для личности (Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»)
  • Твой дом там, где твое сердце (Билли Леттс «Там, где сердце»)


Кадр из фильма «Ешь, молись, люби», снятого по книге Элизабет Гилберт. Источник

  • Преданность семье ведет на путь преступлений (Марио Пьюзо «Крестный отец»)
  • Люди, оставленные справляться собственными силами, как правило, естественным образом обращаются к жестокости, дикости и варварству (Уильям Голдинг. «Повелитель мух»)
  • Совесть, любовь и верность важнее, чем социальное положение, богатство и успех (Чарльз Диккенс «Большие надежды»)

Если вы уже осознали свою главную идею, запишите ее одним предложением в виде утверждения. Это то, что вы пытаетесь доказать своей историей.

Описывайте действия персонажей

Заменить многочисленные «сказал» можно указанием на действия героев, который произнес реплику. Этот маневр выполняет двойную функцию.

Так автор уточняет, кому принадлежит очередная фраза, а заодно показывает, что происходит по ходу развития диалога. Вы делаете сцену более динамичной, задаете ей темп, помогаете читателю живо представить всю картину и лучше разобраться в характерах персонажей.

Как написать сказку, чтобы она исполнилась в реальной жизни

В каждой женщине живет сказочница, если ее разбудить, то волшебство неизбежно войдет в реальную жизнь.

Главная идея

Самый частый вопрос, который задает себе начинающий или размышляющий писатель: «О чем писать?». Если вы молоды, то у вас мало опыта.

Годы идут, а опыта всё еще недостаточно. Так как же найти главную идею прямо сейчас?

Главная идея — некая умозрительная истина, которую предлагает ваша история или которая в ней предполагается. Часто она проступает в результате того изменения, которое происходит с персонажами из-за основного конфликта. Вот несколько вопросов, которые помогут вам определиться с главной идеей.

  • Что вы хотите, чтобы читатель понял по прочтении книги?
  • Зачем вы пишете книгу?
  • Что вы хотите сказать?
  • Какой общий вывод от прочитанного вы хотите внушить читателям?

Не паникуйте: возможно, вы сможете ответить на эти вопросы не сразу. Или даже, когда позади уже будет не один черновик. Лучше всего в читателе отзываются идеи, не наложенные сверху на произведение, а исходящие как бы изнутри. Продолжайте поиски, пока будете писать.

Смиритесь с многократными повторами слова «сказал»

Длинный диалог может быть буквально усыпан повторами этого слова, что несколько раздражает. Иногда удается его обойти или удачно заменить простым синонимом: заявил, проговорил, отметил. Хотя и такой маневр нужно использовать аккуратно, учитывая контекст.

Когда эти уловки кончаются, писатель открывает словарь и начинает извращаться: проворчал, предостерег, вымолвил, изрек, огласил, оповестил, излил… Все это лишнее и только отвлекает внимание читателя от главного – реплик персонажей. Простого «сказал» почти всегда достаточно. Кроме того, есть другой, более удачный способ избежать лишних повторов.

Начало

Итак, вы сели за роман. Начало произведения служит следующим целям.

  • Вы договариваетесь с читателем, о чем будет, а о чем не будет ваша история.
  • Даете представление о времени и месте действия.
  • Развиваете драматическое действие и лежащий в его основе конфликт.
  • Знакомите читателя с протагонистом и другими персонажами, показываете, кто они, их характер и роль в истории.
  • Показываете ближнюю цель героя и даете намек на его дальнюю цель.
  • Знакомите в общем виде с главной идеей произведения.

3. Оживите своих героев

Недостаточно придумать своего героя, его надо оживить. Герой должен быть таким, чтобы читатель верил в том, что он реально существует. Чтобы погружаясь в чтение, читатель мог любить и ненавидеть персонажа.

Чтобы герои были живыми, сделайте так, чтобы они были не только плохими или хорошими, а чтобы у них были, как положительные, так и отрицательные качества.

Проше всего описывать реальных людей с реальными характерами. Начните с себя. Пусть вы будете главным героем.

Больше драматизма!

Если вы любите своего протагониста, то у будете испытывать соблазн облегчить его судьбу: с помощью ли успеха, завоевания любимой или раскрытия тайны.

Ваша история будет красива — персонаж преодолеет все конфликты и разделается с каждым противником, — но скучна.

Чувствуете, что вашим эпизодам не хватает драматизма? Вот несколько идей, как его добавить.

— друзья, семья и сотрудники подогревают конфликт;

— герой сталкивается со стихийными бедствиями;

— ему мешает физическая неспособность что-нибудь сделать;

— на пути стоят правила, установленные религией, правительством или обычаем;

— по дороге на важное событие у героя ломается машина;

— протагонист борется со страхами, суевериями и пороками;

— ему попросту не хватает времени;

  • Поставьте в середине книги предзнаменования, которые повысят общее напряжение, конфликт и тревожность вашего сюжета.
  • Пропишите в подробностях реакцию героя на препятствия — так вы сможете более глубоко раскрыть его эмоциональное развитие.
  • Запутывайте героя и разрушайте ожидания читателя. Допустим, персонаж (или читатель) считает, что он установил личность убийцы. Герой идет сразиться с этим мерзавцем — и внезапно наталкивается на его труп.


Кадр из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“», снятого по роману Агаты Кристи. Источник

  • Не раскрывайте все сразу. Оставляйте намеки и сплетайте сеть подробностей, которые еще предстоит узнать. Подкармливайте тревогу, связанную с неизвестностью. Любопытство, желание узнать ответы на все поставленные «почему» и «как» будут затягивать вашего читателя все глубже и глубже в историю.
  • Добавьте второстепенную сюжетную линию, которая будет связывать и поддерживать главную, придаст разнообразия и усложненности.

Когда сбудется сказка?

Полностью написанную сказку сохраните на бумаге или в компьютере. Не запрещается распечатать текст и повесить на стену, прочитать друзьям и близким. Но после «отпустите» сказку, «забудьте» о ней. Сказки начинают сбываться и в самый короткий срок, и через несколько месяцев.

Как написать книгу: 10 реально работающих советов

Написать собственную книгу просто. Сложно в это поверить? Главное знать, что делать и уметь работать с материалом. Я хочу поделиться с вами 10 простыми, но реально работающими советами, после которых написать книгу не составит труда.

Не рассказывайте все прямым текстом

Читателю нравится догадываться о сути событий и диалогов героев по подсказкам и намекам. Он не любит, когда его тычут носом в очевидные факты.

Диалоги подходят для такого приема как нельзя лучше. Вместо того, чтобы сообщать обстоятельства истории авторской речью, введите читателя в курс дела через разговоры персонажей.

Кроме того, и в самих диалогах стоит оставлять каплю недосказанности. Когда люди хорошо знают другу друга, у них появляются свои шутки, присказки, «кодовые словечки», а еще они учатся понимать друг друга с полуслова. Используйте это, чтобы дать читателю достаточно информации для понимания сути разговора, но не преподносить ему все сведения на блюдечке.

План на основе подсчета страниц

Размышляете о том, какой талмуд вам нужно написать? Неофициальное исследование экспертного журнала Publisher’s Weekly, установило, что приблизительная длина романа колеблется между 250 и 300 страницами (60 000–90 000 слов).


В легендарном романе Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» около 300 страниц. Источник

Конечно, в зависимости от жанра имеются исключения. Исторический роман или научно-фантастическая сага могут занять и более 500 страниц. Справившись с этой сметой, вы легко определите длину вашей истории.

Если вы только начали писать, примерьте на свой проект количество страниц какой-нибудь похожей понравившейся вам книги.

9. Писательству нужно учиться

Я не отрицаю, что отдельные личности имеют большой талант. Но это вовсе не значит, что наличие таланта за нас решает все проблемы. Часто бывает так, что человек собственным трудом достигает большего результата, чем тот, кто имеет способности.

Писать хорошо с первой попытки просто невозможно. Если вам кажется, что Пушкин или Достоевский садились за стол и сразу писатели шедевры, то вы глубоко ошибаетесь. Пушкин очень часто делал правки и возвращался к неудачным местам после. А Достоевский во время работы над "Бесами" переделывал практически всю книгу.

Дайте каждому герою свой голос

Постарайтесь продумать индивидуальные детали речи для основных героев. Один любит иронично пошутить. Другой – немногословен, предпочитает простые слова и односложные предложения. Третий говорит витиевато, использует редкие для устной речи словечки. Четвертый вообще шепелявит:)

Кто такой протагонист

Персонаж, на которого действие произведения оказывает наибольшее влияние, — это протагонист. Иными словами, это главный герой.


Главная героиня романа «Гордость и предубеждение» — Элизабет Беннет. Источник

Его эмоциональное развитие, то, как он переживает события, испытания, взлеты и падения, составляют основу книги. Вы можете даже составить эмоциональный профиль героя. Вот, к примеру, профиль героини из романа «Причуда» .

  • Эмоциональный профиль героини
  • Имя: Рэй.
  • Недостатки: подозрительна, возбудима, предубеждения, на краю.
  • Страхи: сходит с ума, убивает себя.
  • Сила: непоколебимость, дисциплина, упрямство, воля.
  • Ненависть: быть испуганной.
  • Любовь: внучка, работа с деревом.
  • Мечта: быть нормальной.
  • Тайна: на секунду ей показалось, что она может убить ребенка.

Попробуйте сделать такую табличку для своего персонажа.

Важно

Начиная писать, вы запускаете определенный процесс. Не ленитесь, не бросайте сказку на полпути. Дайте процессу завершиться!

Написав сказку, не удивляйтесь тому, что сценарий волшебно работает в жизни. Так будет продолжаться до прописанного вами финала.

Следуем сценарию


Рассмотрим один из возможных сценариев. Напишем сказку-путешествие. Начало пусть будет традиционным – «жила-была героиня». А героиня - это автор сказки! Она может быть представлена в каком вам угодно образе – просто женщина или королева, мастерица-рукодельница или волшебница. Мышка, рыбка, белочка, львица, волчица – кто вам больше по душе. Или звездочка, травинка, перышко, камешек – все в ваших руках.

Опишите, кто она, чем занимается, как живет, в чем ее ценности, что у нее есть, чего не хватает и какие последствия приносит отсутствие чего-либо в ее жизни. Описывая все это, вы уже ставите проблему. Дальше героиня ищет пути ее решения.

Следуйте за своим воображением! Сказка пишет себя сама. Возможно, героине пригодится совет, услышанный от какого-то помощника или прочитанный в волшебной книге, который по нашему сценарию связан с дорогой. Может быть, в совете даже описан маршрут и призывы к действию – найти, увидеть, взять, использовать, завоевать что-то волшебное, что поможет в решении проблемы.

Мы подошли к кульминации. Героиня встречает врага, выясняет его намерения и оценивает свои силы. В битве применяет подарки, привлекает помощников или использует те предметы, что взяла с собой в дорогу. Разумеется, героиня побеждает. Ведь это вы, и это ваша сказка, и пишете ее вы сами! Но все-таки битву лучше выиграть по-женски.

К примеру, дошли вы до места на реке, которая в вашей сказке символизирует денежный поток, где сидит Змей Горыныч, перекрывший своим огромным телом русло. Сказочный герой обычно достает меч-кладенец или лук-самострел и разит им врага. А «по-женски» будет не убить его, а превратить во что-то милое и доброе с помощью того же поцелуя в щечку каждой из трех голов. Или послать прямо из сердца горячий луч любви, который растворит оболочку Змея Горыныча, а под ней он окажется прекрасным принцем.

Еще одно правило – всегда прописывать в сказке хороший конец. Что получает героиня в результате победы, как ее изменил весь этот опыт: какой она была и какой стала? И не жалейте подробностей, когда речь зайдет об исполнении ее желания! В окончании истории уместны пир на весь мир, веселье и благодарности помощникам. И нужен посыл в будущее. Например, «с тех пор и навсегда вода в реке больше не убывала, а наоборот прибывала» - так можно закончить сказку, где Змей Горыныч перекрывал русло.

Подпись к сказке напишите примерно так: «Эта сказка принадлежит мне, Ф.И.О., и будет исполнена в отношении меня». И уже в самом конце добавьте финальную фразу: «Пусть то, что написано, или что-то лучшее гармонично войдет в мою жизнь и принесет счастье мне и всем, кого это касается».


Не надо клише

Литература полна клише — это то, что повторялось так часто, что стало обычным. Призываем вас не использовать клише, стереотипы или банальные подробности. Фразы вроде «женщина удивительной судьбы», «герой не ее романа», «чуткая душа» вызывают раздражение и не цепляют. Вместо этого подыщите правильные, точные, нужные именно вам детали. Опишите обстановку дома, прическу, одежду, украшение или книги, которые любит герой. Старайтесь, чтобы они были оригинальными и аутентичными.

Напишите первый черновик, не думая обо всех этих подробностях. А вот во время редактуры обдумайте каждую из них и замените нестандартными метафорами.

Показывайте отношения между героями

Диалог – отличный способ показать особенности взаимоотношений между персонажами, не рассказывая о них прямо в авторской речи. Они ненавидят друг друга, обожают, боятся? Все этом можно отразить в тоне разговора, нюансах речи, выборе слов.

Вступайте в диалог как можно позже

С чего начинается обычный разговор в реальной жизни? «Привет! Давно не виделись. Как дела?» - вот привычное начало беседы, и всю эту бестолковую чепуху неопытный автор пытается воткнуть в разговоры своих персонажей, придерживаясь принципа правдоподобия.

В книжном диалоге такие детали излишни. Нужно сразу переходить к сути, минуя все любезности и словесный мусор. Врывайтесь в разговоры ваших героев посреди диалога и сразу выдавайте читателю значимую и интересную информацию. Никогда не рассказывайте ему повторно то, что он и так знает или даже знать не хочет.

Выбираем образ


К подсознанию нужен тонкий подход. Если писать сказку про деньги, называя их прямо «деньгами», то это вряд ли сработает. Подсознанию подавай метафору, ему нужны образы. К тому же, для каждого это что-то свое. Деньги для кого-то – вода, убегающая между пальцев, а для кого-то – энергия, дающая силу.

В качестве образа работы подойдет сказочное веретено с золотой нитью, которой можно выкладывать узоры судьбы. Или волшебное перо, способное выписывает новую красивую жизнь. Работа в интернете в сказке может быть связана с волшебной паутиной. К решению квартирного вопроса применим образ гнездышка для птички или норки для мышки, или дупла для белочки.

Лебединая или голубиная пара – образ гармоничных супружеских отношений, счастливого замужества. Братья Мир и Лад – уже готовые образы для сказки о семейном примирении. Собственный бизнес можно представить в виде мельничного колеса или чего-то другого крутящегося, что быстрее придет вам на ум и будет принято душой.

Что касается болезней, то тут образы связаны с функциями органов и систем, которые беспокоят и просятся в сказку. Желудочно-кишечный тракт – железная дорога, привозящая необходимые грузы в сказочное королевство и увозящая отходы. Легкие – насос, снабжающий некую страну воздухом. Вены – берега рек. Позвоночник – башня. Нервная система – провода.

Как писать крутые диалоги: 7 подсказок автору

Продуманные диалоги – одна из основ отличной истории. Это важный инструмент для знакомства читателя с героями и их переживаниями, а также развития сюжета. Как быстро освоить искусство создания блестящих диалогов? Используйте эти 7 подсказок.

Диалог - отличное средство демонстрации сильных эмоций Диалог - отличное средство демонстрации сильных эмоций

4. Пишите о том, что знаете

У каждого человека есть сильные стороны. Это то, что мы знаем, лучше других и в чем разбирается на "отлично". Необязательно работать именно над художественным произведением, возможно, у вас получится отличная книга о науке для тех, кто в ней плохо разбирается.

Если вы врач, то пишите об организме человека так, чтобы было просто и интересно. Если учитель, рассказывайте интересные истории о детях и давайте советы. Если дворник, то пишите обо всем, что видите. Главное, научится замечать важное.

Ставим цель


Прежде чем начать писать сказку, надо четко понимать, что вы хотите получить в итоге. Допустим, вас уволили и теперь вы не можете устроиться на работу. Вы хотите найти работу по той же специальности или в планах получить дополнительную профессию, а потом уже найти новое место? Или пора монетизировать ваше хобби? А может вы устали работать и мечтаете, чтобы о вас заботился мужчина? Это три совершенно разные сказки.

Если у вас есть проблемы со здоровьем, сказка поможет их решить. Только «здоровье» в целом – тема для одного сюжета не подъемная. Надо выбрать что-то поконкретнее. Отдельно написать сказку про желудочно-кишечный тракт, если вас беспокоит эта сфера, или про кровеносные сосуды, если это ваше больное место. Про любой орган или систему придется писать отдельную сказку.

Антагонист

В любой великой истории протагонист куда-нибудь движется, а внешние и внутренние силы препятствуют ему. Вашу историю подпитывает энергией борьба протагониста и антагониста — персонажа, который противодействует главному герою.

Чем сильнее и значительнее, тем больше драмы, напряжения и волнения в эпизодах.


Главный антагонист в романах Джоан Роулинг «Гарри Поттер» — лорд Волан-де-Моорт. Источник

Антагонисты делятся на шесть следующих категорий.

  • Другой персонаж: семья, друзья, коллеги, враги или любимые.
  • Природные причины: ураганы, землетрясения, наводнения, законы физики.
  • Общество: религия, правительство, обычаи.
  • Механизмы: машины, роботы, космические корабли, мотоциклы.
  • Бог: мистические представления.
  • Сам протагонист: внутренний мир, ошибки прошлого, страхи, пороки, сомнения, моральный выбор, сила воли.

Главная битва в истории происходит между протагонистом, который хочет чего-то настолько, что готов идти против всех напастей, и антагонистом (-ами), то есть внешними и внутренними силами, которые работают против героя.

6. Прежде чем сесть за книгу, заранее все продумайте

На белом листе бумаге распишите все основные моменты. Особое внимание уделите началу, середине и концу. Обозначьте их, как основные точки. Остальные события должны вести к главным, раскрывать их и дополнять.

Продумайте, какими будут ваши герои. Для первого раза не пытайтесь раскрыть много персонажей. Пусть это будет один герой, но очень яркий. Второстепенные персонажи не должны быть лишними, они должны влиять на главного персонажа и раскрывать его.

Знакомимся с внутренней сказочницей


Помните, как в детстве мы сочиняли сказки, прямо на ходу выдумывая волшебные сюжеты? Но вырастая, многие из нас позабыли о волшебстве по причине разных жизненных испытаний. И все равно в душе каждой женщины живет внутренняя сказочница. Когда все идет четко, красиво и так, как вы хотите, значит, ваша внутренняя сказочница в порядке. Но если вы живете скучно, без малейшей яркости и радости, то ваша сказочница уснула крепким сном.

Чтобы написать сказку, которая по вашему желанию воплотится в реальную жизнь, без помощи внутренней сказочницы не обойтись. Разбудить ее или наладить с ней контакт поможет медитация.

Итак, примите удобную позу сидя. Закройте глаза. Сделайте глубокий спокойный вдох и медленный выдох. Отпустите все свои мысли. По всему телу пустите волну расслабления. Ощутите радость и счастье, покой и безмятежность.

Представьте, что перед вашим взором проплывают разноцветные облака. Они рассеиваются, и вы видите пряничный домик, увитый плющом и розами, или средневековый замок с остроконечными башнями, а может, что-то другое. Рассмотрите внимательнее, что окружает это жилище. Дивный сад с фруктовыми деревьями, цветами и дорожками из голубых камушков или парк с аккуратно постриженными кустами, изысканными клумбами и диковинными фонтанами? Какие птицы поют в ветвях деревьев, какие бабочки садятся на цветы? Заметьте все это. Вдохните аромат, наполняющий воздух.

Смело ступайте по дорожке, потому что вас уже давно здесь ждут! Навстречу идет ваша внутренняя сказочница. Какая она: маленькая фея с крыльями или красивая дама в остроконечной шляпе? Рассмотрите ее. Поздоровайтесь, спросите ее имя, услышьте ответ. Ваша внутренняя сказочница приглашает вас осмотреть ее дом и окрестности. Идите, любуйтесь, наслаждайтесь!

На тенистой террасе накрыт чайный стол. Вы вместе пьете ароматный чай. Ваша внутренняя сказочница достает из потайного ящичка хрустальный флакончик с золотистой жидкостью. Это напиток вдохновения. Она наливает вам в чай несколько капель, чтобы отныне вы свободно могли творить, мечтать, воображать.

За легким разговором не замечаете времени. Но все-таки понимаете, что вам пора возвращаться. На прощание ваша собеседница сообщает, как вы можете связаться с ней в любое удобное для вас время. Возможно, нужно произнести какие-то волшебные слова, например, «раз-два-три-четыре-пять, сказочку иду писать», или три раза хлопнуть в ладоши. А может сделать что-то еще. Услышьте и запомните слова или ритуал – то, что приведет вас в состояние творчества.

Вы благодарите и тепло прощаетесь с хозяйкой чудесного места, еще раз вдыхаете полной грудью аромат, разлитый в воздухе, и открываете глаза. Теперь у вас есть волшебные слова или какое-то действие, чтобы настроиться на сказочный лад. Произнесите их или исполните волшебный ритуал, а потом приступайте к делу.

Флешбэки

Флешбэки — это когда история движется-движется и внезапно переключается на моменты из прошлого героя. Почти 20 лет назад Майкл Ондатже построил нелинейную структуру в своем «Английском пациенте». История, рассказываемая несколькими персонажами, движется то вперед, то назад во времени.


Кадр из фильма «Английский пациент». Источник

Зачем нужны флешбэки? Чтобы лучше понять персонажей, узнать важные подробности или предысторию героя. Вот несколько советов, как делать удачные флешбеки.

  • Не используйте их слишком много: чем меньше, тем лучше.
  • Постройте сюжет для флешбэка, пусть в нем будет конфликт и напряжение. (Флешбэк должен быть мини-историей внутри большой истории.)
  • Возвращайтесь в прошлое, только если оно имеет непосредственное влияние на настоящее.
  • Прежде чем обращаться к флешбэку, заложите для читателя надежный фундамент в самом начале основной истории: кто есть кто, где, когда и почему.
  • Прежде чем нырнуть в предысторию, дайте читателю какую-нибудь неповторимую, запоминающуюся подробность. Возвращаясь в настоящее, снова упомяните эту деталь. Так читатель будет понимать, где вы отправили его в предысторию и где вернули обратно.
  • Ясно укажите дату или время, в которое вы возвращаетесь. И укажите настоящее время, когда вы вышли из флешбэка.
  • Если вы чувствуете, что вам просто необходим флешбэк, дотерпите до середины. К этому времени читатель уже свыкнется с основной линией, и ему будет не так дискомфортно перемещаться туда-сюда во времени.

8. Читайте книги осознанно

Человек, который много читает имеет больше шансов написать хорошую книгу. У него есть четкое представление о литературе в целом, об особенностях текста и о жанрах в отдельности.

Если вы читаете невнимательно или не придаете особого значения тексту, то такое чтение полезным назвать нельзя. Чтение книг должно быть осознанным. Для этого советую вам выделять наиболее яркие цитаты.

Также для тех, кто собирается сам стать писателем будет полезно такое упражнение: возьмите лист бумаги и разделите прочитанное вами произведение на части. Четко выделите завязку, кульминацию и развязку. Проанализируйте, как разные писатели раскрывают своих героев и выходят из сложных ситуаций.

1. Доверяйте внутреннему голосу и верьте в себя!

Мнение других играет для нас огромное значение, но даже если близким что-то не нравится, это не значит, что вы бездарь и пора все бросать. Сначала результат может быть не таким, каким вы ожидали, но это не повод опускать руки.

Чтобы не терять силы и мотивацию, советую вам изучать биографии творческих людей. Они самый яркий пример того, как люди, в которых не верил никто, добились колоссальных успехов.

Пишите, учитесь, открывайте для себя все новое. Для писателя самыми важными являются такие навыки, как наблюдательность, умение выбирать главное и отсеивать ненужное, трудолюбие, любознательность и целеустремленность.

Читайте также: