Как относится алеша попович к илье муромцу

Обновлено: 16.05.2024

Алёша Попович – сын ростовского попа Леонтия. Его считают своим земляком и в Пирятине (Полтавская область). По местному преданию, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу.

Образ Алёши Поповича не столько светел, как у его «крестовых братьев». Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича. Хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив. Его отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота), а с одной стороны – мужество удаль, натиск, и с другой стороны – находчивость, сметливость, хитроумие. Однако отмечается, что шутки его не только веселы, но и коварны, даже злы. Его товарищи богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. К жизни он относится легко, - побитый в бою, острит над самим собой.

Русская летопись упоминает имя богатыря Александра Поповича в 1224 году. Он был родом из Ростовской земли, служил великому князю Всеволоду Юрьевичу, потом его сыну Константину, принимал участие в борьбе, разгоревшийся между Константином и братом его Юрием. После смерти своего князя он с дружиною ушёл в Киев к князю Мстиславу Храброму. В битве при Калке Александр Попович был убит со своей дружиной. Позднее летописи уже привязывают Александра Поповича ко времени князя Владимира. Очевидно, до летописца дошли те народные песни, в которых народ произвольно связал богатыря с эпохой Владимира.

До XVIII века в старых былинных записях Алёша не имеет ещё тех отрицательных черт, которые присоединились к его образу позднее. Вероятно, добавление в образ сатирического элемента, попытка усложнить образ богатыря.

Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином, существом страшным, представляющим из себя нечто среднее между Идолищем Поганым и Змеем Горынычем . Так же, как и Идолище, он появляется из степи, как образ всех степных врагов Руси. По другим былинам, он, как Змей Горыныч, летает под облаками на крыльях обладает волшебной силой. Богатырь поражает его по дороге в Киев или в самом Киеве. Так же существует вариант, в котором этот бой происходит дважды. Тугарин грозит задушить дымом, засыпать искрами, спалить огнем-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьем. Бой нередко происходит у воды (Сафаст-река).

Существует несколько вариантов этой былины, но главный факт всюду остаётся тот же, Алёша Попович побеждает Тугарина хитростью. Хвастовство Алёши сгубило не только его самого, но и всех богатырей.

prostoya0

Алеша Попович - легендарный русский герой и воин, который на правах самого младшего входит в тройку знаменитых древнерусских былинных богатырей. Образ этого героя является больше фольклорным и собирательным, чем реальным, но и данный персонаж по версии ученых-историков имел свой реальный прототип, живший приблизительно в 13 веке на территории Киевской Руси. По разным версиям это могли быть даже несколько человек: сын православного ростовского попа Леонтия, житель города Пирятина на Полтавщине, и знаменитый богатырь Александр-хоробр (Олеша), известный исторический и общественный деятель, живший в 12-13 веках в Ростове.

Добрыня Никитич - один из наиболее известных русских героев. Соратник Ильи Муромца и Алёши Поповича, их верный товарищ и боевой друг. В былинах описаны их совместные подвиги, а также удивительные качества самого героя. Помимо того, что Добрыня обладал недюжинной силой, также он славился смекалкой, тактикой, блестящим умом. Его дипломатические способности прекрасно дополняли отменную физическую силу, ловкость, богатырское телосложение.

В сохранившихся былинах говорится о том, что Добрыня служил при дворе князя Владимира, был его верным подданным, выполнял самые опасные и сложные поручения. Жена богатыря - дочь известного героя, Микулы Селяниновича. Звали её Настасья.

Главная мысль Чему учит произведение Алёша Попович Илья Муромец и Добрыня Никитич

tvfox756999

Былина "Добрыня и Алёша" занимает особое место в былинах о богатырях: в ней повествуется не о подвигах героев, а о личных взаимоотношениях Добрыни и Алёши.

Добыня отправился по приказу князя Владимира собирать дань с Золотой Орды и наказал жене Настастье (в некоторых вариантах - Катерине) Микуличне ждать его 9 лет, а потом может остаться вдовой или выйти замуж за кого угодно, кроме Алёши Поповича.

По древнему обычаю в случае гибели мужа, вдова должна стать женой младшего брата (обычай ливерата), но таковых, видимо, у Добрыни не было. Алёша же был Добрыне "крестовым" братом - они обменялись нательными крестиками, а "крестовый брат паче родного".

Тем временем Алёша пришёл к матери Добрыни и сообщил о гибели мужа. Тут уж Настасья Микулична согласилась на свадьбу.

Добрыня, узнав об этом, возвращается домой, наряжается скоморохом и идёт на свадебный пир. Никто его не узнал. Он бросает в кубок с вином свой "злачен перстень", по которому жена его признала.

Добрыня тут взял Алёшу за "желты кудри" да и устроил ему выволочку.

За что же карает Добрыня Алёшу при всём честном народе?

Главная мысль былины заключается в том, что за предательство человек должен понести наказание.

Богатырь Алёша Попович – гуляка и пьяница древней Руси

Самый молодой из знаменитой триады богатырей , самый скандальный и наглый – эти слова относятся к Алёше Поповичу. Гуляка и буян, соблазнитель чужих сестёр и жён. И в то же время – истинный защитник земли русской!

Алёша Попович является главным героем только в трёх былинах – «Алёша Попович едет в Киев», «Алёша Попович и Тугарин» и «Алёша Попович и сестра Збродовичей», хотя всего насчитывается 53 былинных сюжета, в которых он участвует. Согласно большинству былин, Алёша – сын попа Леонтия Ростовского - христианского святого XI в.

Разгон рати Василия Прекрасного

Уже с младенчества богатырь просил его пеленать в кольчугу, рос, как и положено, не по дням, а по часам. Первым подвигом Алёши считают разгон рати Василия Прекрасного, осадившего Киев. Вместе со славной дружиной расчистили они путь, и стало возможно ездить из Ростова Великого в Киев. Но не пригласил их князь Владимир на почётный пир, и поехали богатыри домой. А Илья Муромец как услыхал об этом – поехал к князю и упросил его принять Алёшу с дружиной. И тогда Владимир Красное Солнышко посылает Добрыню Никитича звать Алёшу, но Алёша отказывается. Только когда Добрыня упомянул, что ждёт его на пиру не только князь стольнокиевский, но и богатыри: Илья Муромец, Дунай Иванович, Василий Казимирович, Михаил Игнатьевич и Потанюшко хроменький, Алёша соглашается.

По приезду в Киев, встречает его сам князь, а княгиня Апраксия с поклоном хвалит его и зовёт на пир. На том пиру и назвались богатыри братьями: Илья – старшим, Добрыня – средним, а Алёша младшим. Предлагала княгиня Апраксия Алёше за освобождение Киева сёла и города, но отказался богатырь и выпросил себе разрешение гулять по кабакам и трактирам. Нагулялся в них Алёша с дружиной и поехал в чисто поле на богатырскую заставу.

Алёша Попович и Тугарин Змеевич

Этот сюжет считается самым архаичным в былинах об Алёше Поповиче, как и все бои богатырей с представителями хтонического мира в образе Змеев и Драконов. Как-то Алёша с другом Екимом Ивановичем был на пиру у князя Владимира. Вёл себя как обычно заносчиво, говорил со всеми свысока, садился, куда сам хотел. И увидел он рядом с княгиней сидящего Тугарина Змеевича – огромное чудище, которое ело с огромным аппетитом. Не понравился Алёше вид Тугарина и начал он его бранить то собакой, то коровой. Не стерпело чудище – и швырнуло нож в богатыря, но тот успел его перехватить. Вызвал тогда Тугарин Алёшу на бой, и тот согласился биться хоть сейчас. Выехали они в чисто поле, налетел Змеевич на коне с бумажными крыльями на богатыря, а тот взмолился и попросил у Бога дождя. Намокли крылья вражеского коня, и пришлось ему приземлиться. Тут его Алёша и зарубил. Надел он одежды Тугарина и поехал к побратиму. А тот его не узнал и кинул в него палицу, сбив Алёшу на землю. Подскочил Еким к поверженному богатырю, чтобы заколоть, и увидел на его груди крест. Тогда понял побратим, кого поразил. Достал Еким питье заморское – и отпоил Алёшу.

Алёша Попович и жена Добрыни

Любил Алёша пить да гулять. Зная об этом, Добрыня Никитич, уезжая на богатырскую заставу, наказал своей жене Настасье Микулишне, дочери богатыря Микулы Селяниновича , ждать его 6 лет. А после этого срока, если он не вернётся, то она может выходить замуж за князя, боярина или богатыря, но только не за Алёшу Поповича. Вот прошло 6 лет после отъезда Добрыни, и приехал Алёша Попович к Настасье. Рассказал он жене и матери, что Добрыня Никитич лежит в поле мёртвый, и стали женщины горевать. Вскоре начал захаживать к ним князь Владимир и стал сватать Настасью за Алёшу Поповича. Отказала Настасья Микулишна и сказала ему, что прождёт мужа ещё 6 лет. Вот прошёл и этот срок, и согласилась-таки жена Добрыни выйти за Поповича. Начался трёхдневный пир. А Добрыня был в Цареграде (Константинополе). И добрый конь рассказал ему о том, что делается у него дома. Поскакал Добрыня домой, к матери, но и не узнала его Офимья Александровна,. Притворился Добрыня другом её сына, попросил у неё одежды скомороха и гусли, и в обличьи скомороха пошёл на свадьбу. И так хорошо он заиграл там, что князь пожаловал ему выбирать любое место на пиру. Сел тогда Добрыня напротив Настасьи Микулишны и попросил её принять из его рук бокал вина и выпить одним махом. Когда Настасья выпила вино, то обнаружила на дне свой перстень, который она подарила Добрыне. Тут она и признала мужа. Простил Добрыня Алёшу за сватовство, да не простил за то, что наврал про его смерть, чем вызвал слёзы у любимых им женщин. «Я не дивлюсь, что ты брал мою жену, потому что она шибко хороша, а в том тебе не прощу, что ты, когда приехал, матушке наврал», - с этими словами схватил Добрыня Алёшу за жёлтые кудри, вытащил из-за стола на улицу – и давай лупить гуслями. Если бы Илья Муромец не вступился, так и избил бы Алёшу до смерти. И сказал тогда Добрыня брату меньшему: «Здорово женившись, да не с кем спать». Взял Добрыня свою жену – и пошёл домой.

Алёша Попович и сестра Петровичей (Зборовичей)

Как-то на очередном пиру у князя, Алёша услыхал, что два брата Лука и Матвей Петровичи грустят о том, что их сестра Анастасия (или Алёна) сидит за семью дверями и семью замками одна и тоскует. И тогда открылся богатырь, сказав, что давно к ней захаживает с речами и поцелуями. Проверили братья – и ещё больше затосковали и хотели вывести сестру в чистое поле. Тогда Алёша попросил князя Владимира, чтобы дозволил ему посвататься к Анастасии. Князь разрешил, и засватал Илья Муромец сестру Луки и Матвея, и женился Алёша на Анастасии. Так, наконец, Алёша женился и образумился.

Читайте также: