Как отличить ангела от демона

Обновлено: 05.07.2024

Бог-Источник-Творец желая познать своё Творение, даже самые отдалённые уголки, создал Свои Подобия - Божьи Искры, т.е. нас с вами, а точнее наши Души (Высшее Я).

* Душа- это наиболее понятное и распространённое определение духовной природы человека, поэтому я часто использую именно этот термин, хотя есть и другие .

И через эти вновь созданные Искры, ОН беспрерывно самопознаётся, наблюдая, как далеко может зайти Его часть- Дитя (Душа, т.е. мы с вами), погружаясь в чрезмерное Я и иллюзорно отрываясь от Единства, и как в конце концов "задыхаясь и страдая в этом чрезмерном Я, без Света", возвращается обратно в Одно-Единое-Целое.

А сейчас я постараюсь подобрать слова, чтобы эту довольно сложную тему описать в более простой и понятной форме.

Вновь созданные Дети (Души), пока ещё не осознают себя в полной мере, как подобие Божье, хотя и обладают всеми Божественными качествами и потенциалами.

Более того, каждая созданная Душа, не предсказуема в своих будущих проявлениях. Образно говоря, одна Душа начнет проявляться в творческом аспекте, а другая в логике, прям как здесь на Земле, у одного ребёнка с рождения способности к музыке, а у другого к цифрам.

Всё в Творении подобно 😉, всё ж исходит из Одного .

Т.е. когда Бог-Источник-Творец создаёт новую Душу, ОН не знает, как Она проявится и реализуется в течении своего Духовного Пути. В этом и заключается Божье САМОпознание, отделяя от СЕБЯ Часть (это и есть наша Душа), ОН наделяет эту Часть- Свободой Выбора, в том числе и на самоопределение.

Чтобы затем наблюдать, как ЕГО Часть будет всё больше проявляться в новых созидательных идеях, или наоборот в своём чрезмерном Я, тем самым отдаляясь от Источника, и через эту Душу подробнее рассматривать и распознавать всё Творение, в том числе и самые далёкие и тёмные уголки. А также увидеть до какой стадии необходимо этой Божьей Искре забыться или даже запутаться в своём Я, чтобы в итоге прийти к осознанию, что пребывать в Единстве, без разделения, вСвете и рядом с Источником, а лучше в соединении с Ним, в Любви и Принятии - это и есть смысл и истинный Путь.

Чтобы Новая Душа начала Путь самоопределения, Ей необходимы соответствующие условия.

Понятно, что Духовный Мир (Дом для Душ) для этих целей не подходит, т.к. наполнен любовью и принятием, здесь можно получить только знание, а не осознание. А как известно, знать не значит осознать и прочувствовать.

Поэтому Духовный Мир создаёт более плотные и двойственные миры, подобно планете Земля, где в контрастных состояниях, на противоборстве двух энергий Душа сможет сделать Выбор и получить соответствующий опыт.

Душа не может в чистом виде пребывать в плотных мирах, поэтому для этих целей создаются "сложные скафандры" 😉😁, это я так утрировано называю наши гуманоидные физические тела, плюс аура вокруг тела. Что такое аура человека в отдельном видео, ссылка

Сложные физические тела готовы, а теперь можно отправлять новые Души в Путь на самопознание.

И вот здесь уже начинается раскрытие темы данной публикации.

Всё мы прекрасно знаем, что из себя представляет физический мир, мы живём в нем и чувствуем на себе все сложности бытия.

Когда соприкасаются два и более Я, т.е. два и более человека с друг другом, то не всегда эти взаимодействия благие, ведь в каждом из нас сформована личность, которая зачастую управляется нашим эгоистичным началом.

Наши физические тела, наш мозг обладает весьма животной природой, который зиждется на трёх основных потребностях: еда, размножение и доминирование. Как раз эти потребности тела прям отличненько помогают Душам, воплощённым в эти тела, прочувствовать те самые контрастные состояния, о которых я упомянул ранее.

Наше животное начало частенько способствует погружению в эгоизм и эгоистичные желания, чтобы Душе ещё более окунуться в самость и проявлению бОльшего Я.

Чем больше Я, тем больше разделённости между людьми (Душами), а эта разделённость, как правило, создаёт проблемы и страдания друг другу, т.к. происходит «перетягивание одеяло на себЯ», а значит это перетягивание совершенно точно рождает карму и причинно-следственные связи.

К примеру, Человек управляемый своим эго (чрезмерным Я) сделал кому-то пакость или нанёс серьёзный вред, или даже убил человека, то в ответ получай обратку в виде таких же действий только уже в отношении тебЯ, собственно это и есть карма.

На протяжении жизни мы можем совершить столько всего плохого или хорошего 😉, что нам одной жизни может не хватить, чтобы за всё содеянное получить блага или наоборот страдания, поэтому наша Душа записывает все кармические истории в своё вечное сознание. Чтобы всю эту карму отработать и через отработку опять же осознать, что нет врагов вокруг, а есть только Путь принятия, объединения и Единства .

Т.к. весь этот опыт любви и принятия не возможно познать за одну жизнь, то для этих целей был создан процесс реинкарнации или множественных воплощений. Ниже будут ссылки на статьи, посвящённые реинкарнации.

Таким образом Душа начала Путь множественных перерождений в физические тела, чтобы в итоге осознать себя в полной мере.

Когда мы поражены идеями разделения, а значит и превосходства, то тут же начинаем много осуждать и не принимать другого и иное мнение, а это уже рождает гордыню и эгоизм, и все это конечно же наше чрезмерно проявленное Я .

Проявляя эти качества, мы тут же падаем по вибрациям, и становимся подобны нашим низковибрационным братьям, а это различные демонические существа, падшие Духи, которые в результате подобия прицепляются к нашим аурам "мертвой хваткой" , и зачастую сопровождают нас на протяжении жизни. Но иногда человек может «пробудиться», и начинает подниматься по духовным вибрациям, и избавляется от различных темных подселенцев ауре, как поднять вибрации - в этом видео.

После смерти, наши Души отделяются от физических тел, также растворяется аура, которая очень помогают нам в энергетическом плане, плюс способствуют взаимодействию Души и Тела.

Если наша жизнь была в бОльшей степени в осуждении, непринятии, гордыне, высокомерии, тщеславии, эгоизме, то Душе сложно покинуть низковибрационные миры, т.к. согласно Закону Подобия, Она не может быть подобна Духовному Миру и подняться Вверх, а отягощенная негативом, проявленным в течении жизни, и подобна лишь низшим мирам и становится падшей Душой или падшим Духом, т.е. бесом, демоном и т.п.

*поэтому я рекомендую после смерти близкого, попробовать помочь Душе с помощью просьб и молитв подняться в Духовный Мир (Наш Дом), подробнее как это сделать - в данной публикации . Но если человек был большим эгоистом при жизни, и совершил множество деструктивных поступков, то наработанная негативная карма будет держать его Душу в низших мирах, но всё равно просите Бога 😉 , и это будет в плюс Душе.

Демонические существа - это не особая каста существ Тонкого Плана, а это упавшие по вибрациям наши с вами Души (Божьи Искры), которые теперь в бОльшем Я (разделённости) и управляемы чрезмерными эгоистичными целями и желаниями.

Если помните я писал, что Бог познаёт через Души свои самые далёкие и тёмные уголки своего Творения, вот это как раз об этом.

Душа забыв свою истинную природу, начала путь отделения-отдаления от Единства и погружение в исключительное Я, а это и есть самая большая иллюзия.

Т.к. демонические существа (падшие Души) за счёт свой чрезмерной самости (а там где много Я, всегда есть осуждение и гордыня) немного оторвали себя от Потока Света, то соотвественно им необходима энергия для существования, плюс некоторые из них не оставляет идеи возвеличить себЯ до Бога.

И движимый данной идеей Демон (по сути, Душа с раздутым Я), начинает строить свою систему, но не через давание и любовь к своему творению, а через принципы рабства, страха, жёсткого подчинения, подавления и эгоцентризм. Ничего не напоминает?! 😉Мне кажется, в истории человечества мы видели много подобных систем.

Если у Бога-Источника-Творца постоянное и непрерывное 100% давание Любви-Света всему Творению (подробнее о балансе даю/ беру в видео по ссылке ), то в тёмных иерархиях - это движение в обратном направлении, когда подчиненные существа кормят и дают энергию центру или центральному Духу.

Собственно говоря, это и есть то самое очень большое Я- большое ЭГО, эгоизм, и как самая низшая ступень для любой Души или "Тьма".

Поэтому тёмные Духи в постоянной борьбе между собой, выстраивают свои иерархические системы, благодаря которым подчиняют и заставляют служить себе менее сильных падших Духов (Души), а также активно взаимодействуют с людьми и манипулируют их сознаниями, прекрасно понимая слабости человеческого мышления, и как через осуждение, гордыню, тщеславие или страх завладеть человеком и его энергетикой, да ещё и выстроить целые подчиняющие системы на Земле, в физическом мире, но об этом я расскажу позже в отдельном видео.

Иногда падшая Душа устаёт от этой извечной борьбы, угнетения, и вообще этого деструктивного низшего мира, от собственного раздутого Я, и начинает прозревать, понимая, что тема "Я-Я-Я" не сделает тебя свободным , т.к. все время найдётся другое более раздутое Я, которые захочет тебя подавить, подчинить и т.п…

"А что если все-таки попробовать заново начать растворять свою самость и раздутое Я, и начать Путь домой?! "

Но прежде, чем это осознать, надо же настрадаться так, что уже больше невмоготу всё происходящее и тогда…

Душа искренне обращается к Богу-Источнику-Творцу и попросит о милости, и возращении в лоно Одного-Единого-Целого.

Как только послано это искреннее обращение (при искреннем обращении Душа по особенному светится, звериный образ начинает спадать 😉), то тут же представители Высших Миров забирают эту Душу из низших миров и отправляют на реабилитацию в духовные спец.центры, в которых происходит работа над восстановлением и анализом прожитого данной Души, и постепенная подготовка к новому воплощению с учётом всей той тяжести кармы, которая была наработана на протяжении прошлого, прошлых жизней.

Отсюда, новая жизнь человека (Души) в физическом мире может быть очень сложная - это как отработка кармы за прошлое. Но это однозначно, осознанный выбор Души, т.к. есть чёткое понимание происходящего, и только через собственный опыт позитивный или как правило, страдальческий, мы приходим к более полному осознанию.

И опять же, все эти страдания по сути мы сами себе и создаём, принося вред и боль другим.

Но есть Души, которые довольно успешно проживают в воплощении, проявляясь больше в милосердии, доброте, любви, и заботясь о других, и продвигаясь по духовной лестнице Вверх. Всё больше принимая других и растворяя своё Я - самость, осознавая Единство Творения, и доходят до Ангельской системы и становятся Ангелами.

Да, для одной Души необходимо пройти через сотни воплощений, а для другой тысячи и более, чтобы рано или поздно перейти в Ангелы, но количество жизней не играет большой роли, а важно именно глубокое осознание следующего:

Чтобы войти в ангельскую систему необходимо осознать Абсолютную Любовь на 60% и более, а значит Принимать других и иное мнение на 60% и более.

Вот представьте, когда высказанное или описанное мнение, если оно даже не совпадает с Вашим, то внутренне не особо возмущает, а есть только уважительное принятие этого мнения. Это как самотест на то, где Вы сейчас 😉😁

Далее, растворить своё Я и самость на 60% и более. Получается, всё меньше Я, а только остаётся ощущения себя, как часть Одного-Единого-Целого.

Перемещаясь в Ангельскую систему, и уже находясь в Духовном Мире, Душа продолжает служить другим Душам, выполняя роль Ангела-Хранителя-Наставника.

Или может продолжить воплощения в двойственных мирах, чтобы ещё больше растворить свою самость и осознать Абсолютную Любовь, а в результате прожитой жизни может переместиться в Архангелы, если конечно же не упадёт во Тьму (все мы помним историю Архангела Люцифера).

А далее полное растворение Я и соединение с Богом-Источником-Творцом по подобию.

При соединении происходит осознание Абсолютной Любви на 100%, а значит и принятие Всех существ на 100%- вот где Истинная Свобода! 😉💗

В заключении, что общего между Ангелами и Демонами- это единая божественная природа и одинаковый вид Духовных существ.

А различие в том, что Ангелы все больше прощаются со своим Я и индивидуальностью, стремятся к к объединению, принимая и вписывая себя в Одно-Единое-Целое, и становятся всё более подобны Богу-Источнику-Творцу, а Демоны наоборот культивируют и раздувают своё Я, тем самым погружаются в разделённость, не принимая Одного-Единого-Целого, и тем самым отдаляясь от Бога-Источника-Творца в подобии.

И могу дать точный прогноз для всех Душ: 😉😁

"Все мы будем Ангелами, прийдем в это великое подобие с Богом-Источником-Творцом, и соединимся с Ним! Единственно, каждый этот Путь пройдёт по своему. "

А чтобы ускориться на этом Пути, и не упасть во Тьму, предлагаю простые действия, которые поднимают наши духовные вибрации, подробнее в видео ниже

*Два автора-исследователя темы "Реинкарнация и Духовный Мир" - ссылка

*Этапы духовного развития каждого из нас - ссылка

*Видео "Реинкарнация: смысл и цели"- ссылка

*Видео "Осознанная жизнь и общение с Мирозданием"- сссылка

*Видео "Демоны в ауре человека и как от них избавиться?"- ссылка

Что такое ангел или демон?

Во-первых, важно понять, кто такие ангелы и демоны по определению. В христианском понимании творения ангелы являются первыми существами, созданными Богом.

Слово «ангел» происходит от греческого слова «aggelos», что означает «посланник».

Бог послал эти существа, чтобы доставить послания человечеству: ангел Гавриил явился Пресвятой Деве Марии, чтобы сообщить благую весть о том, что Бог выбрал ее, чтобы родить Своего Сына.

Эти падшие ангелы вместе с сатаной решили восстать против Бога. Смотря на сатану как на своего лидера, они делают все возможное, чтобы помешать плану Бога и помешать Его народу (Даниил 10:13).

Символы

Конечно, в Священном Писании упоминаются явления Ангелов в некоем образе. Так, Иисус Навин видел Архангела Михаила как воина с мечом (Нав. 5:15), жены-мироносицы после Воскресения Христова на Гробе Господнем увидели юношу, облеченного в белую одежду (Мк. 16:5) и т. д. Но эти явления индивидуального характера (хотя и они тоже так или иначе отражены в иконографии) были именно видениями, каждый человек их видел по-своему. С помощью таких явлений нельзя решить проблему изобразимости невидимого ангельского мира. Так как же воспроизвести невидимое?

И здесь на помощь художнику приходят символы. Как пишет Дионисий Ареопагит в своем труде «О небесной иерархии»: «Все действия, принадлежащие небесным существам, по самой их природе, нам преданы в символах» [1]. Потому что наш земной ум может подняться к созерцанию небесных иерархий только посредством символа.

В первохристианские времена Ангелов изображали в основном участниками Священной истории и так же, как прочих персонажей, т. е. как людей. Понять, что перед нами именно Ангел, можно лишь из контекста самого изображения.


Явление Ангела Валааму. Роспись римских катакомб на Виа Латина. IV век

Ангелы любят Бога, демоны боятся Его

Ангелы объявляют Спасителя в любви и ожидании, и они хотят, чтобы мы были спасены Иисусом Христом.

Божьи святые ангелы однажды приведут нас домой к Нему. Колоссянам 1: 16-17 говорит о сотворении ангелов, говоря нам: «Ибо в Нем все было сотворено: вещи на небе и на земле, видимые и невидимые, будь то престолы или силы, или правители, или власти, все было создано через Него и для Него. Он перед всем, и в Нем все вещи вместе ».

Демоны, однако, отвергли Бога с самого начала. Они в ужасе от Господа и хотят, чтобы мы были далеко от Него.

Демоны кричат Его имя в страхе, провоцируя дальнейший страх у тех неверующих, которые могут наблюдать.

Ефесянам 6:12 говорит нам: «Потому что наша борьба не против плоти и крови, но против правителей, против властей, против сил этого темного мира и против духовных сил зла в небесных сферах».

12 способов отличить беса от Ангела: афонские святые о видениях

Иногда некоторые люди утверждают, что им было видение святых, Богородицы или Ангелов. Святые отцы советуют относиться к подобным явлениям с осторожностью, чтобы не впасть в духовную прелесть, так как в таком виде могут приходить и бесы. Мы собрали изречения афонских святых, которые помогут понять, какие видения истинные – от Бога, а какие – ложные, от лукавого.


1. «Лучше советуйте таким людям (ред. - которые рассказывают о бывших им видениях) быть осторожными, сдержанными. Такое отношение к видениям более надежное, потому что не все люди в состоянии различить, от Бога было видение или же от диавола».

(Преподобный Паисий Святогорец)

2. «Человек становится посмеянием для бесов. И тогда они издеваются над ним с помощью картин и видений, явлений и откровений, символов и чисел, предрассудков и гаданий и целой кучи суеверий. Бог да сохранит от такого извращения!».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

3. «Дважды я был в прелести, дважды ошибался. Один раз враг мне показал свет, и помысел говорил мне: «Прими, это благодать». Другой раз я принял одно видение и много пострадал за это».

(Преподобный Силуан Афонский)

4. «Если явившийся человеку Святой действительно был Святым, а человек этого видения не принял, то Бог знает, каким способом известить душу этого человека и привести ее туда, куда Он хочет. Необходимо внимание, потому что (вместо Святого) может прийти тангалашка, который включит (бесовский) «телевизор» и начнет свою передачу…».

(Преподобный Паисий Святогорец)

5. «Однажды в конце бдения, когда запели «Всякое дыхание да хвалит Господа. », я услышал, как царь Давид в небе поет славословие Богу. Я стоял на хорах, и мне казалось, что нет ни крыши, ни купола и что я вижу отверстое небо. Я говорил об этом четырем духовным мужам, но никто мне не сказал, что враг посмеялся надо мною, а я сам думал, что бесы не могут славословить Бога и что, значит, это видение не от врага. Но прелесть тщеславия борола меня, и я снова стал видеть бесов. Тогда я познал, что обманулся, и все открыл духовнику, и просил его молитв; и за молитвы его я теперь спасен, и я всегда молю Господа даровать мне дух смирения».

(Преподобный Силуан Афонский)

6. «Один видел Пресвятую, другой ангелов, когда отходила его душа. И ныне такое случается. Что перед смертью видят видения, чтобы Бог их забрал с миром. И так как я слышал подобное, то бежал, когда они были при смерти с жаждой видеть, слышать, что они говорят».

(Преподобный Иосиф Исихаст о старцах-пустынниках)

7. «Даже если видение от Бога – с первого раза человек не должен его принимать. Бог, видя, как Его создание – человек – не принимает видения (не огорчается, но наоборот), некоторым образом, приходит в умиление. Ведь такое отношение к видению показывает, что у человека есть смирение».

(Преподобный Паисий Святогорец)

8. «Что говорит Господь? «Блажени чистый сердцем, яко тии узрят Бога» (Мф. 5:8). Не говорит: «Блаженны видящие явления, видения, откровения»».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

9. «Помню одну женщину, которая не получила от людей никакой помощи и поэтому имела право на помощь Божественную. Бог, желая помочь этой женщине, дал ей некое видение. Однако после этого видения диавол внушил ей следующий помысл: «Кто знает, может быть, Бог удостоил тебя такого видения, потому что Он предназначает тебя для какой-то высшей миссии!» С того момента как она стала верить подобным диавольским внушениям, диавол начал свою работу и она попала под его власть. Однако в конце концов Бог вновь над ней умилосердился. Ей было видение, и она услышала голос, говоривший ей: «Напиши письмо отцу Паисию и опиши все видения, которые тебе были». Она написала мне письмо и рассказала обо всех бывших ей видениях. Лукавый истрепал ее как следует. Да, все ее видения были настоящими, однако почти все они были от искусителя. Изо всех бывших ей видений только первое и последнее были от Бога. Желая привести ее в чувство и помочь освободиться от прелести, Бог позволил произойти этому последнему видению. В конечном итоге несчастная послушалась моих советов и сумела выпутаться (из сети) тех диавольских видений, которые ей были».

(Преподобный Паисий Святогорец)

10. «Когда мы плачем и смиряем душу, то благодать Божия хранит нас, а если оставим плач и смирение, то можем увлечься помыслами или видениями. Смиренная душа не имеет видений и не желает их, но чистым умом молится Богу, а тщеславный ум не бывает чистым от помыслов и воображения и даже может дойти до того, что будет видеть бесов и говорить с ними».

(Преподобный Силуан Афонский)

11. «…чтобы диавол не прельстил нас с помощью фантазий, воображения. Воображение - вещь хорошая, и если она используется с толком, то обладает великой силой. Люди, подверженные прелести, воображают увиденное или прочитанное ими так, как им хочется. А потом верят, что картина, нарисованная их воображением, является действительной. Для того чтобы эти несчастные получили помощь, им следует находиться под постоянным [духовным] наблюдением, потому что диавол постоянно обводит их вокруг пальца».

(Преподобный Паисий Святогорец)

12. «Отцы говорят, что при вражеском видении душа почувствует смущение. Но это только смиренная душа, которая не считает себя достойной видения, при вражеском действии почувствует или смущение, или страх, а тщеславный может не испытать ни страха, ни даже смущения, потому что он хочет видений и считает себя достойным, и потому враг легко обманывает его. С врагами борись смирением. Когда видишь, что с твоим умом борется другой ум, то смирись, и брань прекратится»».

Иконография Ангелов. Как изобразить невидимое

«Иконография ангелов» – уже в самом этом словосочетании есть некое противоречие. Иконография – это ведь начертание образа. «Воспроизведение» образа Господа Иисуса Христа, согласно мысли святых отцов, обусловлено и оправдано тем, что Спаситель воистину воплотился, имел земной образ и, соответственно, был изобразим. Но как можно воспроизвести в художественном образе бесплотного невидимого Ангела?

Собор архангелов

Собор Архангелов. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Греция. Афон. Дионисиат

Нимб и крылья

По всей видимости, для первохристианских времен такие ныне привычные и общепринятые атрибуты, как нимб и крылья, вызывали негативную ассоциацию с языческими культовыми изображениями (а ведь нимб присутствовал как в античной эллинистической языческой традиции, так и в зороастризме, индуизме и других религиях). И лишь спустя некоторое время образ Ангелов в христианском искусстве принял привычный для нас облик.

Символика нимба и крыльев для большинства христиан понятна. Впрочем, можно напомнить. «Что же касается до сияния в виде кружка, которое делается на иконах святых, то оно указывает на благодать, сияние и действенность в них безначального и бесконечного Бога», – пишет свт. Симеон Солунский [2]. Крылья же символизируют полет и скорость, что в контексте служения Ангелов как вестников воли Божьей тоже довольно ясно.

«Повседневные» тайны Церкви

Между тем, все эти предостережения вовсе не означают, что православным христианам недоступно общение с Богом. Православные христиане верят, что молитва и церковные таинства – Крещение, Причастие, Покаяние и другие – вот те таинственные установления, в которых любому человеку по мере его сил, при условии веры и нравственной жизни доступна встреча с Богом. Можно сказать, что церковные таинства – это и есть христианские τὰ μυστήρια, установленные Богом и Церковью для встречи Бога и человека. В них нет неконтролируемого, непросветленного, и поэтому очень опасного и лукавого так называемого высшего мистического опыта, если за него берется христиански неопытный человек. Но, можно, сказать, это «обычная» христианская мистика, открытая любому человеку и вне которой нет доступа и к высшим мистическим озарениям, которых в истории Церкви, насколько нам известно, удостаивались на самом деле лишь наиболее ревностные подвижники и аскеты.

В каком-то смысле церковные таинства – это «обыденная» или повседневная (потому что доступна любому при условии личной веры) мистика Церкви. И, кстати, как и любую тайну, узнать эти «обычные» тайны можно лишь на собственном опыте. Рассказ о них непосвященному человеку останется только рассказом, за порогом которого останется, пожалуй, главное: поверит человек этой тайне или нет.

Ангелы указывают нам на Бога, демоны отвлекают нас от Бога

Демоны делают все возможное, чтобы отвлечь нас от Бога и лишить нас спасения. Фактически, они пытаются достичь этого, действуя как ложные боги, чтобы отвлечь наше внимание от истинного Бога.

В Откровении 9: 20-21 говорится: «Остальная часть человечества, которая не была убита этими бедствиями, по-прежнему не раскаивалась в делах своих рук, они не прекращали поклоняться демонам и идолам из золота, серебра, бронзы, камня и дерева». Идолы, которые не видят, не слышат и не ходят. Они не раскаялись в своих убийствах.

Хотя описание демонов может показаться страшным, помните, что они побежденные враги Бога. У них нет конкуренции против Него и Его армии ангелов.

Божья любовь победила грех и смерть, одержала победу над сатаной и всеми его пустыми обещаниями.

Мистика по-христиански, или кто может увидеть ангелов


Вообще сегодняшнее употребление слов «мистика» и «мистическое» совершенно неопределенное и нечеткое. Если православные христиане строго отличают мистику Нетварного Света и Божественных Энергий от мистики восточной или магической, то для нецерковного агностика Фаворский Свет будет стоять в одном ряду с исламским суфизмом, буддийской Нирваной, астральными опытами и вызыванием духов, и т.д.. Слово «мистический» часто выступает синонимом чего-то ненаучного, таинственного и смутно возвышенного. Когда я уже много лет назад только поступил на философский факультет МГУ, один наш преподаватель по теории познания, слыша от вчерашних школьников возвышенные речи на отвлеченные темы, имел обыкновение иронически поднимать бровь и хмыкать:

– Ну, это уже мистика!

Тем не менее, все же можно дать более или менее корректное, самое общее определение слова «мистика» и того, что можно считать мистическим опытом: это опыт непосредственного общения и единения с Богом, Богообщения. И тогда можно говорить о христианской мистике, строго отличая ее от иных «мистических опытов».

Само слово «мистика» из древнегреческого языка. По-гречески μυστικός (mysticos) значит мистерийный, относящийся к мистериям или, проще говоря, таинственный. Tό μυστήριον (mystērion) или τὰ μυστήρια – так древние греки в Афинах называли тайные священнодействия или таинства в честь богинь Деметры и Персефоны, на которые не было доступа непосвященным. Так что общее значение древнегреческого слова τό μυστήριον – секрет, тайна.

Главная Тайна Нового Завета

Слово это употребляется и в Новом Завете: «Великая благочестия тайна (τό μυστήριον): Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).

Собственно, в этих словах Апостола указано на самую главную христианскую тайну, на самое основание христианской мистики. К этой тайне невозможно прийти обычным рациональным путём, она могла быть дана только через Божественное Откровение: Невидимый Всемогущий Бог стал человеком, видимым в Лице Единородного Сына Своего – Господа Иисуса Христа.

В Евангелии также сказано, что Иисус Христос есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1:9). И на горе Фавор Христос весь стал Светом. Он явился тогда трем апостолам – Иоанну, Якову и Петру – во всем величии Своей Славы.

Созерцание Нетварного Света позже стало главным содержанием и целью исихастов – знаменитого мистического движения в монашестве, которое учило «умному деланию» – священному покою, безмолвию и Иисусовой молитве. Цель «умного делания» – обожение, стремление действительно соединиться с Христом и стать «Богом по благодати».

Ангелы кажутся людьми, демоны населяют людей

Когда ангелы посылаются к нам, они принимают человеческий облик. Хотя тела, которые они принимают, материальны, они существуют только до тех пор, пока ангелы кажутся нам.

Когда ангел больше не нуждается в человеческом облике, его «тело» перестает существовать.

Демоны, с другой стороны, стремятся овладеть телами и кажутся довольно неудобными, находясь вне их.

Эти духи должны обитать в физической форме.

Ангелы защищают нас, демоны нападают на нас

Пока ангелы и демоны следят за нами, демоны следят за очень темной целью. Демоны внимательно ищут другого хозяина для атаки.

К счастью, как христиане, мы можем изгнать этих демонов, когда они решат напасть на нас.

В Евангелии от Марка 9:25 говорится: «И когда Иисус увидел, что народ быстро собирается, Он обличил нечистый дух, сказав ему:

« Глухой и немой дух, я приказываю вам, выйдите из него и больше не входите в него ».

Ангелы, с другой стороны, могут быть нашими настоящими защитными дипломами. Они следят за тем, чтобы мы были в целости и сохранности, находясь на земле.


Ангельские одежды

Касательно одежды и предметов – все несколько сложнее.

Нужно отметить, что символика иконописи всегда основывалась на реалиях культуры, в которой создавалась (в данном случае на реалиях позднеримской и византийской культуры). Например, предметами, связанными с императором и его двором, проще всего символизировать такие понятия, как власть и могущество. Любой человек в Византийской империи сразу улавливал ассоциацию, и риск неверной трактовки символа сводился к минимуму. Такая проблема возникла намного позже, когда значение тех или иных предметов византийской культуры и быта стали забываться. Только тогда появляются альтернативные толкования (порой весьма нелепые), что мы можем наблюдать и в наше время.

Итак, Ангелы – это посланники, служители и вестники Царя Небесного, и чтобы передать все величие их чина, позднеримские/византийские художники, как мы уже отметили, обращались к образам земного царства. Таким образом, пышный придворный церемониал византийского двора нашел свое отражение в христианской иконографии, и вот Ангелы уже предстают пред нами в ризах ромейских придворных сановников и военачальников. Конечно, времена меняются, и сейчас было бы неразумно изображать ангельский чин в костюмах госчиновников или в парадной форме представителей Министерства обороны (хотя это и являлось бы наиболее адекватным «переводом» византийской иконографии на современный язык). Но отношение к правителям и госслужащим в наше время разительно отличается от отношения к власть имущим в древности. Вот для античного и средневекового сознания «осовременивание» реалий Священной истории и духовного мира – вещь вполне обыденная (даже в эпоху Ренессанса в Западной Европе допускалось в религиозной живописи использовать современные для художника костюмы).


Ангелы в хитонах и гиматиях. Фрагмент византийской мозаики VI века из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Италия

Основной ангельской «униформой» были одежды античной аристократии – хитон, гиматий и хламида. Нелишним будет напомнить, что хитон – это нижняя одежда наподобие подрясников духовенства, гиматий – это плащ, в который заворачивались поверх хитона (у римлян аналогом гиматия была тога), а хламида – по сути, тоже плащ, но в него не заворачивались, а носили на плечах, застегнув пряжкой (или просто завязав концы) на плече или груди. Это сочетание нижней и верхней одежды в античном мире сохранялось довольно долго, хотя фасон этих элементов мог меняться до неузнаваемости.


Архангел Михаил в хитоне и хламиде. Византийская мозаика XII века из монастыря Дафни. Греция

Так, хитон, в зависимости от своей длины, наличия разрезов, рукавов – широких или узких, коротких или длинных, нашивок и других деталей, мог называться по-разному: далматика, скарамангий, дивитисий, коловий и т. д. На определенном этапе развития византийской культуры одновременно могли одевать два хитона различных фасонов (что, кстати, сохранилось до сих пор в ношении богослужебных одеяний: епископы надевают саккос поверх стихаря, хотя и то и другое одеяние происходит от хитона).

Хламида, как уже говорилась, – это род плаща в виде накидки на плечах. Она была довольно широкой. На хламиду в районе груди нашивался четырехугольник ткани, который по цвету отличался от самой хламиды – т. н. тавлион. Цвет хламиды и тавлиона мог указывать на место его носителя в придворной иерархии. Наиболее почетным цветом тавлиона был золотой. Хламиду же пурпурного цвета с золотым тавлионом мог носить только император.

Для военных был предусмотрен похожий плащ, который назывался сагий. Он отличался от хламиды только легкостью и меньшими размерами. На него тоже у высших чинов нашивался тавлион. Сагий более характерен для икон Архангела Михаила, который как Архистратиг (главнокомандующий) Небесного воинства изображался двояко – либо в наряде служителя Царя Небесного (об этом мы говорили выше), либо в доспехах византийского полководца, с сагием на плечах.


Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. Архангел в доспехах с накинутым на плечи сагием. Миниатюра византийской рукописи X века. Ватиканские библиотеки

Следующим интересным атрибутом одеяний Ангелов является лор – парадное облачение византийских императоров и самых высших придворных (не случайно этот атрибут присутствует в изображениях высших ангельских сил). Аксессуар представлял собой длинную широкую полосу ткани, замысловато задрапированную на фигуре. В особо торжественных церемониях его надевали вместо хламиды.


Архангел Михаил в хитоне и лоре. Византийский мраморный рельеф XIII века. Германия. Берлин. Музей Боде

Лор происходит от одежд римских консулов. Консулы, как и все граждане Рима, носили тогу, но, в отличие от других римлян, их тога украшалась широкой пурпурной каймой. Драпировка тоги была целым искусством, но со временем неудобная тога уменьшилась в размере, и драпировали ее более простым способом (хоть при этом украшения были значительно пышнее). Этот вариант консульской тоги стал называться трабеей. Она уже целиком была пурпурной и расшивалась различными орнаментами.

Консул, облаченный в трабею. Римский рельеф VI века. Великобритания. Лондон. Музей Виктории и Альберта

С течением времени и сама трабея сузилась и эволюционировала в некое подобие шитого золотом и украшенного драгоценными камнями шарфа, тогда же и стала называться лором (λωρος – по-гречески означает «лента»). Драпировался лор, как уже говорилось выше, довольно сложно: его передний конец свешивался с груди вниз почти до подола, а верхний крестообразно оплетал грудь и спину, выходил из-за спины и перебрасывался через левую руку. Это чисто историческое римское одеяние удачно вписалось в систему ангельской иконографии еще и потому, что в Писании можно встретить такое видение Небесных Сил: «И вышли из храма семь Ангелов… облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами» (Откр. 15: 5–6).


Архангел в хитоне и лоре упращенного образца. Византийская мозаика XII века из Палатинской капеллы. Италия. Палермо

В Византии на этом варианте не остановились, и лор эволюционировал дальше в направлении упрощения. В конце концов он стал представлять собой несколько частей: оплечье (в виде широкого воротника), полосу, свисающую с груди, и более длинную, свисающую со спины, также огибающую талию и переброшенную через левую руку.
Иногда в одной и той же композиции переходного периода можно наблюдать Ангелов в разных вариантах лора. Самый характерный и интересный пример – мозаика XII века в куполе Палатинской капеллы – дворцового храма сицилийских королей, выполненная византийскими мастерами.

Каковы различия между ангелами и демонами?

Ангел всегда с вами

Ангел всегда с вами

Верим ли мы в них или нет, мы все слышали об ангелах и демонах. Однако большинству из нас будет трудно объяснить различия между этими существами, которые описаны в каждой культуре и в каждом периоде истории. Мы видим их воссоздание по телевизору и в кино, но точно ли эти изображения отражают то, что на самом деле содержится в Библии? Кто именно эти существа и какое отношение они имеют к христианству?

Они оба сыграли большую роль в Библии и до сих пор играют большую роль в жизни христиан. Ангелы и демоны вокруг нас.

Вот основные различия между ангелами и демонами.


Опасность созерцания духов

Еще не очистившемуся внутренне человеку ни в коем случае не стоит сознательно стремиться к мистическим видениям. Впрочем, мы знаем из истории христианства, что иногда Бог являлся даже своим врагам, чтобы призвать их на службу Себе, как это было с апостолом Павлом. Но в целом очень многие христианские святые предостерегали от «чувственного видения духов» как от очень опасного явления, которое очень легко может соблазнить и погубить человека. Ведь, как сказано тем же апостолом Павлом, «сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11:14). Человек, еще не освободившийся от своих сильных страстей, не умеет «различать духов», поэтому легко может поддаться смертельному по сути соблазну, обманчиво выступающему под личиной «ангела света». Ведь у бесов, как учили отцы Церкви, уловок и хитростей очень много, и подобное притворство перед еще ветхим человеком – одна из них.

Поэтому, например, святитель Игнатий Брянчанинов всячески предостерегал от подобных мистических созерцаний. Рассказав о том, как даже св. Симеон Столпник однажды чуть было не был обманут бесом, явившимся ему в виде Ангела на огненной колеснице (“Жития святых”, 1 сент.), епископ Игнатий Брянчанинов говорит: “Если святые находились в такой опасности быть обманутыми лукавыми духами, то для нас эта опасность еще страшнее. Если святые не всегда узнавали демонов, являвшихся им в виде святых и Самого Христа, то как возможно нам думать о себе, что мы безошибочно узнаем их? Одно средство спасения от духов заключается в том, чтобы решительно отказываться от видения и от общения с ними, признавая себя в таком видении и общении неспособным”.

(цит. по книге о. Серафима Роуза «Душа после смерти»)

Игнатий Брянчанинов в своих трудах много раз подчеркивал, что единственный правильный вход в мир духовный, в мир духов – это христианское подвижничество, борьба со страстями. Нельзя пытаться туда войти, предварительно не занявшись решительно своим очищением. Поэтому, говорил он, святые отцы Церкви

«…заповедуют благочестивым подвижникам не вверяться никакому образу или видению, если они внезапно представятся, не входить с ними в беседу, не обращать на них внимания. Они заповедуют при таких явлениях ограждать себя знамением креста, закрывать глаза и в решительном сознании своего недостоинства и неспособности к видению святых духов, молить Бога, чтоб Он покрыл нас от всех козней и обольщений, злохитро расставленных человекам духами злобы, зараженными неисцельною ненавистью и завистью к человекам…»

«Святой Антоний учит: “И следующее нужно знать вам для вашей безопасности. Когда представится какое-либо видение, не допусти себе испуга, но каково бы ни было это видение, мужественно спроси его, во-первых: “Кто ты и откуда?” Если это будет явление святых, то они успокоят тебя, и страх твой обратится в радость. Если же явление — диавольское, то оно, встретив в душе твердость, немедленно придет в колебание: потому что вопрос «Кто ты и откуда?» служит признаком неустрашимой души…»

(цит. по книге о. Серафима Роуза «Душа после смерти»)

Символы власти

Головы Ангелов увенчаны диадемой. В своем изначальном античном значении диадема – это не женское украшение из бриллиантов, каким мы ее знаем, а всего лишь лента, повязанная вокруг головы. Собственно, белая лента в эллинистическое время считалась одной из царских регалий. К тому же она была одним из атрибутов жрецов.


Эллинистическая монета с изображением царя Антиоха III в диадеме. III-II век до Р.Х. Британский музей

В позднеримскую эпоху императоры также стали носить диадему, которая расшивалась жемчугом и драгоценными камнями.
При этом в центре диадемы надо лбом обычно размещался самый крупный камень. Именно эту диадему с развивающимися концами лент (называемых в русской традиции тороками (тороки-ремни)) мы и видим в иконографии Ангелов.


Архангел Гавриил в диадеме. Фрагмент византийской иконы XII века. Египет. Монастырь св. Екатерины на Синае

Когда же античное значение этого аксессуара забылось, на Руси появились наивные попытки его вольного истолкования. Но даже сейчас в популярной литературе по «богословию иконы» можно прочесть такое: «Тороки (слухи) – ленты в волосах Ангелов, символизирующие слушание ими Бога».
Трудно понять, почему ленты на голове должны символизировать «слушание», тем более что это никак не отражено в византийской письменности. Да и нелогично сводить функции одного из древнейших символов власти к антенным, принимающим сигнал.

Случается и другое: центральный камень в диадеме (обычно ромбовидной формы, который можно встретить на некоторых иконах) называется «третьим глазом» и символизирует уже не «слышание», но «видение». Это явно влияние восточных мистических практик. Ещё приходилось слышать, что концы лент – это почему-то молнии…
Но все же диадема – символ власти и священного служения (поскольку, помимо царей, в древности диадему имели и жрецы).
В руках Ангелов мы часто видим жезл – еще один из символов власти. Он также имеет место среди регалий византийского двора. Жезлы той или иной конфигурации имели не только императоры, но и придворные чины, например, силенциарии (церемонимейстеры).


Ангел с жезлом в сцене поклонения волхвов. Византийская мозаика XII века из монастыря Дафни. Греция

Жезл мог быть как в виде скипетра – длинной трости с богато украшенным навершием, так и в виде лабарума. Лабарум – древний римский воинский штандарт. Он представлял собой древко с поперечной перекладиной, с которой свисал прямоугольный кусок ткани. На лабарумах Ангелов часто изображается троекратное: «агиос» – «свят» (что напоминает нам о непрестанном ангельском славословии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).
Как и в случае с диадемой, смысл жезла постепенно забывается, и уже в поздних русских «иконописных подлинниках» жезл именуется мерилом, что иногда трактуется как «символы измерения чистоты человеческих душ, отошедших в вечность».


Архангел с лабарумом и державой. Византийская мозаика XI века из Софийского собора. Киев

Третий символ власти, присутствующий в иконографии Ангелов, держава – шар, который у римских императоров означал власть над Вселенной. Часто держава в руках Ангелов украшена крестом или монограммой Христа, тем самым напоминая, что сила и могущество Ангелов даны Господом.

И этот символ на средневековой отечественной почве, после падения Византии и потери связи с древним античным наследием, утратил свой изначальный смысл, в некоторых поздних источниках стал именоваться «зерцалом» (зеркалом) и получил очередное произвольное толкование: «В византийской и древнерусской иконографии изображение прозрачной сферы в руках архангела; символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом» [3]. Как видим, если диадема внезапно стала «играть роль» антенны, то держава теперь выступает чуть ли не хрустальным шаром для гадания. Есть еще одно странное толкование: оказывается, «зерцало» – это «прозрачный шар-сфера, посредством которого ангелы могут созерцать отражение Бога, не смея взирать на Него»…

В греческой мифологии встречается известный аналог – зеркальный щит Персея, которым он пользовался, чтобы, сражаясь с горгоной Медузой, уберечься от ее смертоносного взгляда. Вот только причем здесь Ангелы и Господь?

Стоит напомнить, что символы иконы создавались с целью облегчить понимание простому человеческому разуму реалий невидимого земным взором Царства Небесного, а не для того, чтобы окутать все мистическим туманом.

Отметим, что для «расшифровки» символики иконы фантазии не нужны, следует всего лишь понимать контекст эпохи, в которую то или иное символическое значение ей приписывалось. Такое знание не оставляет места досужим псевдоблагочестивым вымыслам.

Дмитрий Марченко

1. Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 1, 3. СПб.: Сатисъ, 1995.

2. Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. III. СПб, 1857.

3. Языкова И. К. Богословие иконы. М.: Общедоступный Православный Университет, 1995.

Покажи своего человека

Однако вот что очень и очень важно. Надо, просто необходимо понимать, что видение Бога, любые высшие мистические достижения (в том числе и, например, видение ангелов и т.д.) возможны лишь для людей, которые действительно обожились, прошли долгий и тяжелейший аскетический путь борьбы со страстями и достигли бесстрастия. Ведь в Евангелии сказано, что «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). То есть, Бога можно увидеть только в меру способности самого человека Его видеть, только если человек стал внутренне чист и свободен от страстей и грехов. Христианская мистика, христианский мистический опыт невозможен вне духовного подвига борьбы со страстями, вне внутреннего преображения самого человека. Христианский писатель II века Феофил Антиохийский на вопрос одного язычника «Покажи мне своего Бога» ответил: «А ты покажи мне своего человека». И высшее мистическое соединение человека с Богом – это соединение с Ним в бесстрастии и святости.

Читайте также: