Как организована исполнительная власть соединенного королевства

Обновлено: 02.07.2024

Особенностью политического устройства является верховная власть «короны в парламенте», означающая совместное правление монарха, Палаты лордов и Палаты общин, которые все вместе составляют парламент.

Парламент Великобритании (практически Палата общин) осуществляет контроль за деятельностью правительства. Однако большинство парламента и правительства, за исключением редчайших случаев, всегда принадлежит к одной и той же партии, а лидер партии является лидером фракции большинства в парламенте и одновременно премьер-министром. Поэтому направляет работу парламента, по существу, правительство. Юридически правительство несёт коллективную ответственность перед парламентом (только перед Палатой общин). Палата общин может потребовать отставки министра, но премьер-министр решает, уйдёт ли в отставку всё правительство или только виновный министр, если речь идёт об упущениях определённого министра, чаще всего о его неэтичном поведении. Вопрос о вотуме недоверия бывает только связанным, то есть он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им законопроектом: правительство заявляет, что если билль не будет принят, то оно уйдёт в отставку, оказывая тем самым давление на Палату общин.

Краткий курс аэрологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года .

Правительство Великобритании. Состав, порядок формирования, функции, полномочия

Правительство Великобритании, как и многие другие институты власти, сохраняет на себе печать традиционности уклада жизни британского общества. Это проявляется и в порядке формирования правительства, и в его структуре и процедурах деятельности.

Правительство состоит из Премьер-министра и министров короны. Премьер-министр (официальное наименование этой должности – Первый лорд казначейства) назначается монархом самостоятельно в соответствии с монаршими прерогативами. Но в соответствии с конституционным соглашением монарх назначает Премьер-министром лидера партии, получившей большинство мест на парламентских выборах. Следует отметить, что выборы лидера различны у консерваторов и лейбористов. Лидера Консервативной партии избирают члены парламентской фракции, а лидер лейбористов избирается ежегодно на собрании представителей профсоюзов (40% голосов), окружных партийных организаций (30%) и членов Палаты общин (30%).

Лидер приглашается королевой на прием и представляется Королева, только что перед этим принявшая отставку прежнего правительства, поручает новому Премьер-министру сформировать правительство.

Вновь назначенный Премьер-министр представляет королеве кандидатуры для назначения на должности министров. Кандидатуры отбираются из состава обеих палат парламента, как правило, из депутатов правящей партии. В количественном отношении правительство состоит из 80–90 министров, которые образуют несколько групп. В первую входят главы отдельных министерств. Вторую группу составляют министры без портфеля и члены правительства, занимающие различные традиционные должности: например, лорд – председатель совета, лорд – хранитель печати. На них возлагается выполнение особых функций. В третью группу входят государственные министры – заместители министров наиболее крупных министерств. Самостоятельную группу образуют так называемые младшие министры – парламентские секретари, назначаемые для обеспечения связей министров с парламентом.

Среди членов правительства выделяется более узкий круг должностных лиц, 20-30 чел., именуемый Кабинетом. В состав Кабинета входят, как правило, сам Премьер-министр, канцлер казначейства, государственные секретари внутренних дел, обороны, а также министры без портфеля. Кабинет существует в соответствии с конституционным обычаем.

Выделяется еще и “внутренний кабинет” – это министры, пользующиеся особым доверием Премьер-министра и собирающиеся примерно один раз в неделю в резиденции Премьер-министра на Даунинг-стрит, 10, в Лондоне. Внутренний кабинет принимает решения от имени всего Кабинета. При необходимости численный и персональный состав внутреннего кабинета может меняться по усмотрению Премьер-министра.

К числу основных функций правительства (Кабинета министров) относятся:

- определение политического курса государства, выносимого на утверждение парламента;

- контроль за деятельностью органов исполнительной власти в плане ее соответствия политической линии, определенной парламентом;

- координация деятельности министерств и ведомств и др.

Следует отметить, что ключевой фигурой в системе исполнительной власти (можно сказать, даже во всей системе власти) является Премьер-министр. Хотя его функции законодательно не определены, они вытекают из политических традиций и конституционных соглашений. Роль Премьер-министра в принятии решений правительством (Кабинетом министров) столь велика, что сегодня “кабинетную систему” иногда называют правительством Премьер-министра.

Премьер-министр фактически сносится с королевой. Он представляет на подпись монарху правовые акты и сам их контрасигнует, вносит монарху предложение о роспуске Палаты общин, самостоятельно назначает парламентские выборы.

Правительство осуществляет нормотворческую деятельность. Принимаемые им акты можно подразделить на две группы: акты подзаконного характера и акты делегированного законодательства – причем последних принимается значительно больше, чем законов. За этими актами устанавливается парламентский контроль. Они должны быть обязательно представлены парламенту. Широкое распространение получила и субделегация, когда министры поручают (делегируют) издание актов руководителям нижестоящих ведомств. Данные акты принимаются от имени отдельных министров.




Дэвид Кэмерон (род. в октябре 1966 г.) – самый молодой Премьер-министр страны за последние 200 лет. В его жилах течет “голубая кровь”. Специалисты утверждают, что Кэмерон – прямой потомок короля Вильгельма IV по материнской линии, а стало быть, дальний родственник Елизаветы II.

Как и многие его предшественники – премьеры Британии, Кэмерон учился в элитной частной школе страны, в Итоне. Далее изучал политику и экономику в Оксфорде.

В 2005 г. Кэмерон стал лидером партии тори. Он изменил имидж консерваторов. Старейшая партия Британии умирала, так что Кэмерон принялся ее реформировать. Партию аристократов и банкиров он превратил в партию “обездоленных”. Это было его политическим кредо.

Он женат на Саманте Гвендолин Шеффилд, прямой наследнице британских королей из династии Стюартов. У Кэмеронов двое детей (третий ожидается в сентябре).

Характер нового премьера не сугубо “английский”. Кэмерон умеет быть открытым, заразительно смеяться, излучает оптимизм и запросто общается с народом.

Партнер Д. Кэмерона по коалиции, вице-премьер Николас Уильям Питер Клегг родился в 1967 г. Его отец наполовину русский. Бабушка Клегга Александра Муллен бежала из Санкт-Петербурга после революции. Она была дочерью Игнатия Закревского, обер-прокурора первого департамента Сената.

Н. Клегг владеет голландским, французским, немецким и испанским языками. Испанский выучил, когда ухаживал за испанкой Мириам Гонсалес Дюрантес. Они поженились, Мириам родила ему троих сыновей.

После недолгого, хотя вполне успешного, журналистского опыта Клегг занялся политикой и несколько лет проработал в Европейской комиссии. Был депутатом Европарламента. В 2007 г. либеральные демократы избрали его своим лидером.

Правительство лейбористов за 13 лет провело весьма значительные реформы: было предоставлено самоуправление Шотландии и Уэльсу, реформирована Палата лордов, подписано мирное соглашение с Северной Ирландией.

В стране разрешается многое из того, что прежде было запрещено: регистрация однополых браков и защита прав сексуальных меньшинств, назначение женщин на посты священнослужителей, темнокожие назначаются теперь гвардейцами Букингемского дворца.

Конечно же, есть и проблемы: усиливается расслоение общества на богатых и бедных, увеличиваются очереди в поликлиниках и больницах, растут налоги, вдвое возрос уровень преступности. Какие шаги предпримет коалиционное правительство?

Для обеспечения выполнения правительством своих функций создаются различного рода вспомогательные органы (комитеты, секретариаты, комиссии). Они функционируют при Премьер-министре и при каждом министре и специализируются в нескольких сферах деятельности.

Еще одна особенность системы государственного управления Великобритании состоит в том, что в стране существует так называемое постоянное правительство, т.е. аппарат профессиональных государственных служащих, практически не меняющийся с приходом нового премьера. Численность государственных чиновников в центре и на местах составляет примерно 1,5 млн чел.

Существует 13 служебных рангов, от административного помощника до постоянного секретаря министерства. Варьируется и оплата – от 8 тыс. до 80 тыс. ф. ст. в год. Должности замещаются, как правило, выпускниками Оксфорда или Кембриджа. Для замещения должностей проводятся экзамены. К государственным служащим предъявляется ряд требований. Так, они могут состоять в партиях, но не могут участвовать в активной политической жизни. Им запрещено баллотироваться в представительные органы власти. Все они служат не партии, а королеве.

Во взаимоотношениях правительства с парламентом можно выделить еще один немаловажный аспект – фактический контроль исполнительной власти за законодательной деятельностью парламента. Он осуществляется посредством того, что правительство составляет повестку дня, определяет процедуру заседаний, регулирует время дебатов и т.д. Кроме того, правительством назначаются и партийные организаторы (“кнуты”), обеспечивающие партийную дисциплину в парламенте.

Особенность системы власти в Великобритании – признание и даже поддержка оппозиции. В сфере исполнительной власти это проявляется в существовании так называемого теневого кабинета министров. Роль “теневого кабинета” состоит в том, что он формулирует альтернативную позицию по отношению к официальной и тем самым способствует выработке такого политического курса, который более или менее адекватно отражает общественные потребности.

Деятельность правительства носит закрытый характер. Согласно закону с протоколами заседаний правительства можно ознакомиться не ранее чем через 30 лет. Однако такая закрытость ничего общего не имеет с секретностью, поскольку в условиях демократии граждане имеют большие возможности знать о делах своего правительства через СМИ и иные источники.

Глава государства и правительство Великобритании

Монарх – глава государства (на деле он не участвует в законодательстве (права вето не применяет), исполнительной властью не обладает).

Монарх по праву рождения и наследственности обладает особыми государственными регалиями и привилегиями. Монарх имеет корону, мантию, скипетр. Также его семья освобождена от налогов, он обязан соблюдать особый церемониал. У него должны быть королевский двор и дворцы. Монарх обладает исключительными правами:

1. созывать и распускать Парламент;

2. ставить личную подпись на законопроектах, заранее принятых Парламентом;

3. накладывать абсолютное вето на любые решения Парламента;

4. назначать и увольнять министров и главу государственного кабинета;

5. руководить вооруженными силами;

6. распоряжаться собственностью Короны;

7. награждать почетными званиями и дворянскими титулами.

Высшим политическим исполнительным органом Великобритании является Правительство Великобритании. Правительство – это государственная администрация.

Формирование Правительства проводится только при участии парламента, большинством голосов. Большая часть законопроектов издается правительством, меньшая часть – палатами парламента. В Великобритании правительство имеет право издавать только акты делегированного законодательства и подзаконные акты. Премьер-министром становится представитель лидирующей политической партии.

Правительство – (предельная численность по закону – 95 человек), обычно это 75–80 министров, государственных министров, министров без портфеля, носителей традиционных должностей (лорд – хранитель печати и др.), младших министров, секретарей. Правительство не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров (18–23 человека, в 1999 г. – 22), в их числе всегда государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др. Он созывается на заседания и принимает решения. Деятельность кабинета закрыта. Закон запрещает знакомиться с его протоколами в течение 30 лет. Главную роль в управлении страной играет премьер-министр. При премьер-министре и министрах существует множество вспомогательных органов – комитеты, комиссии, секретариаты, службы.

Особенности исполнительной власти

Исполнительная власть в стране принадлежит правительству. Оно, как правило, формируется лидером партии, получившей на выборах большинство мест и/или пользующейся поддержкой большинства депутатов в Палате общин. Возглавляет правительство премьер-министр. Правительство никогда не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров (18–22 человека, в 1997 году — 22), в их числе всегда министры внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др. Он созывается на заседания и принимает решения, хотя и редко. Обычно этот кабинет заседает в личной резиденции премьер-министра. Но чаще на эти заседания в доме премьера (одно время раз в неделю) собирается «внутренний кабинет» — несколько ведущих лиц, пользующихся особым доверием премьер-министра. «Внутренний кабинет» принимает решения от имени кабинета.

В состав правительства входят, во-первых, главы министерств и ведомств, являющиеся членами кабинета. Они получают все решения кабинета («внутреннего кабинета»). Остальные министры, если они не были приглашены на заседание, получают лишь выдержки из решений кабинета, которые касаются их ведомств. Также членами правительства являются министры и государственные министры, то есть заместители ведущих министров, а также все младшие министры — заместители других министров, не входящие в состав кабинета. Они участвуют в заседаниях кабинета по приглашению. Членами правительства являются некоторые лица, занимающие традиционные, ещё со времён феодализма, должности (например, лорд — хранитель печати). Далее следуют министры без портфеля, которые оказывают помощь премьер-министру по его указаниям. Наконец, в состав правительства включается особая категория младших министров: парламентские секретари, представляющие министра в парламенте.

Человек на ледяном континенте
Основная задача книги — рассказать о том, как человек постепенно становится .

Читайте также: