Как назывался кодекс чести монгольских войны

Обновлено: 02.05.2024

Боль, которую ты чувствуешь сегодня, превратится в силу, которую ты почувствуешь завтра.

  • В первую очередь воин умеет управлять собой, своими эмоциями и желаниями, намерениями и поступками.
  • Воин всегда несет ответственность за свои решения и действия. Hетерпение, поиск легких путей, достижение цели любой ценой не свойственны воину. Первая и самая трудная победа, которую должен одержать будущий воин - победа над самим собой.
  • Физическая сила не является основной характеристикой воина, возраст и состояние здоровья не властны над его духовным состоянием [как у Иисуса Христа].
  • Воину не чуждо чувство страха, однако, он наслаждается своей способностью направлять это чувство в нужное русло, своей способностью мобилизовать все ресурсы своего тела для решения поставленной задачи.
  • Воин в первую очередь заботится о целесообразности применения грубой силы, а потом о способе применения этой силы. Реалистичная оценка своих способностей, которые значительно выше способностей среднего человека, позволяют воину хладнокровно оценивать ситуацию и принимать правильные решения в критических ситуациях. Умение использовать грубую силу сочетается со стремлением избегать такого ее применения.
  • Воин умеет использовать любую ситуацию в своих целях и выходить из поединка победителем даже в проигрышных ситуациях. Любое поражение для воина является еще одним шагом к своей цели - приобретению опыта, оценке противника, временному успокоению врага. Hесмотря на необязательное физическое превосходство над противником, для победы воин не может быть слабым. Только превосходя противника в одной из нескольких составляющих: умении, хитрости, ловкости, выносливости и, наконец, просто желании победить, воин может одержать победу.
  • Воин не может быть слабым, победа над противником возможна только в случае превосходства в каких-либо боевых навыках, превосходстве, способном возместить слабости в других областях единоборства.
  • Вся жизнь воина состоит из борьбы и самосовершенствования. Род занятий не является основным признаком воина.
  • Воин - это тип личности, образ жизни, способ взаимодействия с окружающей реальностью. Воин не обязательно должен заниматься боевыми искусствами, но именно среди людей, занимающихся боевыми искусствами, чаше всего можно встретить такой тип личности, так как боевые искусства способствуют развитию качеств, присущих воину.
  • Бусидо - путь самурая
  • Кодекс чести русского офицера
  • Примеры воинского духа
  • Традиции чести
  • Мир Карлоса Кастанеды

Жуткие казни

Монголо-татары применяли такие методы казней, до которых даже инквизиторы, свирепствовавшие в средневековой Западной Европе, не смогли додуматься. В Золотой Орде способ умерщвления человека зависел от его социального статуса и совершенного правонарушения.

Известный историк Роман Почекаев в своей книге «Право Золотой Орды» (Казань, 2009 год издания) отметил, что члены семьи и близкие родственники потомков Чингисхана могли быть судимы лишь семейным советом, тогда как другие представители знати порой несли более суровую ответственность, чем их подчиненные.

Простолюдины часто подвергались телесным наказаниям, которые варьировались в зависимости от правонарушения: от семи ударов палкой до отрубания руки. А людей, разболтавших посторонним служебные тайны, могли приговорить к битью кулаками по ушам.

И хотя смертная казнь могла быть заменена продажей человека в рабство или полной конфискацией его имущества, чаще всего провинившегося убивали. Его могли зарезать, задушить или разорвать на части, привязав к четырем лошадям, которых заставляли одновременно рвануться в разные стороны. Еще один способ – переламывание позвоночника – применялся к особо уважаемым и знатным людям.

Самой распространенной казнью было отсечение головы, как и во многих средневековых странах. За особо тяжкие преступления, вроде измены хану, у человека могли рассечь грудь и вырвать из нее еще бившееся сердце. Такой приговор был призван устрашить потенциальных бунтовщиков.

По-своему престижными у монголов считались казни, не связанные с кровопролитием. Поскольку именно кровь считалась у них вместилищем души, то, оставаясь в теле, она облегчала человеку путь в иной мир, согласно верованиям. Так ушел из жизни, например, военачальник Джамуха, который был другом юности Чингисхана, но впоследствии соперничал с ним в борьбе за власть. Джамухе сломали позвоночник.

Известный и уважаемый в народе шаман Кокочу, носивший звание Тэб-Тэнгри (самый небесный), получил такую же бескровную смерть за политические интриги. Правда, опасаясь обвинений в расправе над служителем культа, великий хан замаскировал казнь под несчастный случай во время борцовского поединка. С жителями Руси, независимо от их социального статуса, монголы тоже поступали в соответствии со своими законами.

Бусидо - путь самурая

Говорят, у Моисея была ещё 11-я заповедь: «Не бойся!». Это и есть бусидо.
Лучшее в доблести - благоразумие. В.Шекспир
Война - это игра, в которой иногда лучшие люди терпят поражение. М.Кемаль Ататюрк
Никто не может быть совершенно свободным, пока не все свободны. Никто не может быть вполне нравственным, пока не все еще нравственны. Никто не может быть вполне счастливым, пока не все еще счастливы. Г. Спенсер.
Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья. Кант.

Трилогия о Кодексе Самурая

Первая книга — Хагакурэ ("Сокрытые в листве") — выражает фундаментальную и в некоторых отношениях даже крайнюю точку зрения о Пути Воина. Во второй — "Идеалы самурая" — собраны высказывания и сочинения самих воинов по вопросам, порой отличающимся друг от друга как день и ночь, охватывающие период в 400 лет. И, наконец, Будосёсинсю (кодекс самурая) — книга, которую по образу мысли можно считать канонической и которая была самой популярной в среде военного сословия в последнюю эпоху правления сё-гунов в Японии.

  • Хагакурэ - Сокрытое в листве (анализ и выдержки - с сайта Aikidoka.ru)
  • Хагакурэ (Книга самурая). Выдержки.
  • Идеалы самурая.
  • Наставления вступающему на Путь Воина ("Будосёсинсю")Копия на сайте Сёдокан Айкидо

Другие тексты о бусидо

У меня нет чудес: сделал я верное действие чудом. (Кредо неизвестного самурая)
  • Самураи 20-го века (на Син Син Тойцу сайте) - много интересного о стратегии, бусидо, дзэн, фехтовании.
  • Учение школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. перевод А. Горбылева. С сайта Московского додзё Катори Синто-рю

Конфуцианство - мораль человека, мудреца, полководца, правителя

Утром познав истину, вечером можно умереть.
Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.
Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог.
Конфуций

Убитые князья

Немало русских князей сложили свои головы в Золотой Орде, когда отправлялись на поклон к великому хану и его приближенным. Причем, часто эти казни происходили в результате междоусобной борьбы за те или иные уделы – по наветам соперничающих семей, представители которых приходились друг другу родственниками. Борьба за власть и влияние делали их непримиримыми врагами.

Порой указанные в различных источниках сведения об убитых за христианскую веру русских князьях на поверку оказываются лишь преданиями. Поэтому мы приведем здесь лишь те факты, которые подтверждены летописями.

Василько Константинович Ростовский погиб 4 марта 1238 года. После поражения русских войск на реке Сити князь попал в плен и был убит за отказ присягнуть на верность победителю – хану Батыю.

Итальянский дипломат и путешественник Джованни Плано Карпини в 1246 году посетил Сарай-Бату. Он упомянул в своих записях некого Андрея Сарвогльского, который был казнен по приказу Батыя в 1245 году. Этот князь обвинялся в краже и последующей перепродаже лошадей из Золотой Орды. Историки теряются в догадках: речь идет о сыне Мстислава Киевского или Мстислава Черниговского. Не исключено, что Плано Карпини на слух перепутал некий таинственный Сарвогльский (?) удел с Воргольским.

Михаил Всеволодович Черниговский 20 сентября 1246 года был казнен за отказ соблюсти монгольские обычаи: пройти между двух огней (доказав тем самым чистоту своих помыслов) и поклониться в сторону юга (почтив таким образом память покойного Чингисхана). Князь объявил, что эти действия противоречат христианским догматам.

По другой версии, между огней он прошел, отказавшись лишь кланяться на юг. И никаким увещеваниям не поддался. Тогда, судя по летописным сведениям, монголы начали избивать Михаила Всеволодовича, а русский изменник Домант, который был родом из Путивля, отрубил его голову мечом.

Роман Ольгович Рязанский был казнен в 1270 году. Согласно церковным преданиям, монголо-татары убили его за отказ принять мусульманскую веру. Хотя с точки зрения исторической науки данная версия не кажется правдоподобной, ведь ислам стал официальной религией Золотой Орды лишь при хане Узбеке, который сам перешел в эту религию около 1320 года. Тогда решение правителя встретило сопротивление и знати, и простых подданных.

Как написал в книге «Призрак Золотой Орды» (Москва, 2007 год издания) публицист Александр Бушков, монголо-татары отличались редкой веротерпимостью. Батый лично предоставил православной церкви многие привилегии, в городе Сарай-Бату спокойно работали христианские храмы. А за любое покушение на служителей или имущество церкви особым указом великого хана была установлена смертная казнь. Возможно, сведения об этом мученике за христианскую веру были внесены в различные источники гораздо позже, когда изменилась историческая обстановка.

Михаил Ярославич Тверской убит в Золотой Орде в 1318 году. Порой его путают с тезкой – Михаилом Черниговским, называя причиной казни отказ честного христианина пройти меж двух огней. На самом деле все было прозаичнее. Князь стал жертвой междоусобной борьбы и политических интриг своего родственника – Юрия Даниловича Московского. Поводом для разногласий был ярлык на Великое княжество Владимирское.

Александр Михайлович Тверской и его сын Федор, которые являлись продолжателями династии правителей Руси, были казнены в 1339 году. И произошло это, когда в Золотой Орде находился Иван Калита (брат Юрия Даниловича) – еще один небезызвестный московский князь, враждовавший с тверскими родственниками. Вероятно, он был как-то причастен к их гибели. Так, через интриги в Золотой Орде, верховная власть на Руси перешла от Твери к Москве.

Большинство историков считают, что нашествие монголо-татар повлияло на становление российской государственности. Раздробленные удельные княжества, в конце концов, осознали необходимость объединения, чтобы успешно противостоять захватчикам.

Источники доходов

Коммерческая деятельность была не основным источником дохода ханов, куда больше средств приносили набеги на западных соседей, а также сбор дани с них. Разорению подвергались пограничные территории русских, литовских и польских земель.

В качестве добычи ордынцы получали утварь из драгоценных металлов, меха, ткани, деньги, а также рабов, которых продавали другим государствам или использовали в качестве бесплатной силы. При этом жертвами захвата зачастую становились высококвалифицированные специалисты: ремесленники и мастера.

Налетчики руководствовались строгой регламентацией при распределении трофеев, за которой следили так называемые букаулы - военные чиновники, закрепленные за самыми крупными тактическими единицами армии из десяти тысяч человек (туменами). Стоит отметить, что организация войска Орды не претерпела существенных изменений со времён Чингисхана: наибольшие формирования дробились на тысячи, которые делились на сотни, состоящие из десяток.

Руководители туменов - темники - должны были повиноваться букаулам в области распределения добычи, организации довольствия, а также разрешения спорных ситуаций. Для ордынской армии была характерна строгая субординация и дисциплина, а за провинность одного воина из десяти, могли казнить всю боевую единицу.

Великая Яса: какие страшные наказания монголо-татары использовали на Руси

Любое нашествие чужого войска – настоящая беда. Еще хуже, если захватчики успешно подавили все попытки сопротивления, сожгли и разрушили города, обложили народ данью, обратили в рабство треть населения, а всех несогласных с их порядками просто перебили. Таким было нашествие татаро-монгол на Русь.

Амуниция и ведение боя

Основой войска монголо-татар была конница, в то время как пехота по преимуществу выполняла защитные функции. В крупных столкновениях она обороняла кавалерию, используя заранее подготовленные инженерные сооружения в виде окопных щитов и больших плетней с землёй наподобие башен.

Главным оружием монголо-татар был лук, который они могли прицельно использовать на расстоянии около 100 метров. На такой дистанции человек в кольчуге мог получить сквозное ранение от стрел, наконечники которых нередко снабжались отверстиями для деморализации противника: выпущенные несколькими тысячами человек стрелы издавали оглушающий свист.

Вспомогательным вооружением всадника было чаще всего копье, которое он носил за спиной. Однако нередко ордынцы прибегали и к саблям. В качестве защиты монголо-татары в основном использовали легкую амуницию: обшитые изнутри стальными пластинами халаты, а также деревянные щиты. Все это позволяло быстро и внезапно нападать, а также использовать излюбленную тактику: ложное отступление с последующей засадой.

Потеря независимости

Главным политическим исходом нашествия татаро-монгол явилась потеря независимости удельных княжеств. Русские правители стали вассалами Золотой Орды и попали в подчиненное положение. Даже управлять унаследованными землями они могли лишь после получения ярлыка (разрешения) на княжение в ставке у великого хана.

Известный историк и публицист Дмитрий Иловайский (1832-1920 гг.) посвятил становлению Руси первый том главного труда своей жизни – «История России» в 5-ти т. Автор написал, что наряду с другими покоренными народами жители удельных княжеств вынуждены были платить дань Золотой Орде. А примерно треть населения, в основном, молодые мужчины и женщины, были угнаны в рабство. Нередко этих людей скупали венецианские и генуэзские купцы для последующей перепродажи в странах Западной Европы.

Следить за порядком и процессом сбора дани на Руси были обязаны баскаки – ордынские чиновники, посланные практически во все крупные города. Эти наместники призывали карательные отряды татаро-монгол, если сталкивались с неповиновением.

Разоренные города

Статья «Русские города и монгольское нашествие» доктора исторических наук Олега Рапова вошла в книгу «Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины» (Москва, 1983 год издания). Автор указал, что до первого нападения войска Батыя в 1237 году на Руси насчитывалось более сотни городов. Среди них были как крупные (Киев, Белгород, Чернигов, Смоленск, Галич, Великий Новгород, Суздаль, Рязань), так и менее населенные (Пинск, Луцк, Псков, Гродно, Муром, Путивль, Волынь, Переяславль-Рязанский и другие).

Кроме того, по всей стране были разбросаны небольшие укрепленные крепости, в которых жители близлежащих сел и деревень прятались от междоусобных набегов. Их Олег Рапов тоже причисляет к городам, по крайней мере, потенциальным.

Войско Батыя захватило и разорило 49 крупных и средних населенных пунктов, из которых 15 утратили городской статус, а 14 не были восстановлены вообще. В некоторых из них, например, в Рязани, Владимире-Залесском и героически сопротивлявшемся Козельске, были истреблены практически все жители.

После смерти Батыя набеги на Русь не прекратились. Только во второй половине XIII века татаро-монголы вторгались на земли удельных княжеств 15 раз, каждый раз неся с собой гибель и опустошение. Так, Переяславль-Залесский был захвачен и разрушен четыре раза, и каждый раз жители отстраивали его заново. Муром и Суздаль перенесли по 3 набега, а Владимир-на-Клязьме был осажден и захвачен дважды.

Закат Золотой Орды

Армия монголо-татар еще со времен Чингисхана специально плохо обеспечивалась продовольствием, так как «от сытой собаки на охоте нет пользы». Во многом именно поэтому воины орды были жестоки при грабительских набегах с целью захвата добычи, жизненно необходимой для существования их государства.

Такой односторонний способ функционирования страны в конце концов привел к ее упадку. После непродолжительного расцвета в начале XIII века Золотая Орда погрузилась в череду междоусобиц, которые закончились временным распадом во второй половине XIV века на западную и восточную части. Тем не менее эти территории еще около ста лет были сильно взаимосвязаны, пока не оформились полностью в самостоятельные ханства.

Просуществовав около 200 лет, Золотая Орда не ушла в века бесследно. Она существенно повлияла на Русь, что в военном деле, например, отразилось в тактике быстрых нападений. Необходимое для ее осуществления легкое вооружение делало русскую конницу непохожей на рыцарей в тяжелых доспехах. Отечественная кавалерия спустя века отличалась большей маневренностью в отличие от тех же родов войск на Западе.

Традиции чести

Честь - совесть по отношению к самому себе.

Правила дуэлей

Цель дуэли — удовлетворение поруганной чести.
Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому. ( Генерал Корнилов. )

Дуэли русских офицеров всегда были более жесткими и бескомпромисными, чем было принято в Европе, откуда пришла эта традиция (вернее, ее внедрил Пётр). Когда на смену двуручному мечу и палашу в Европе распространилась рапира, то мальчик, натренироваваший руку на укол, мог "завалить" опытного воина. Англичанам это казалось несправедливым, а итальянцы гворили, что, наконец, пришла цивилизация - никто не был полностью защищен и "хамов" через некоторое время всех "вырезали". Правда, достойных людей погибло много больше при этом. И ведь, на самом деле, - никто не может обидеть человека кроме него самого. Только он решает - оскорбили его или нет. Да, дуэли сдержат хамство и самоуправство в армии, но цена этого, возможно, будет завышена.

Традиция и правила сэппуку

Даже когда вас съели, всегда найдется, как минимум, один выход.

В японской культуре есть прямые заимствования из айнской: так, обряд харакири (сэппуку) имеет своим прообразом айнский обряд пере, а важнейший и священнейший комплекс Синто, три императорские инсигнии - меч, зеркало и магатама (яшмовые подвески), - почти полностью совпадают с ритуальным комплексом айнов: палицей вождя (сэкибо), дискообразными символами солнца (причем в обоих случаях солнце - женское божество) и той же магатама.

Формирование войска

Основная часть армии Золотой Орды не была регулярной, являясь, по сути, ополчением, которое собиралось ханом во время военных походов. Каждый мобилизованный воин должен был взять амуницию и провиант, а также привести одну лошадь на двоих (десятки, как правило, составлялись по родовому признаку).

В отличие от армии Чингисхана в золотордынское войско входила также пехота, которая рекрутировалась из жителей земледельческих регионов. Кроме того, монголо-татары часто прибегали к помощи наёмников-профессионалов: так, на стороне Мамая во время Куликовской битвы в 1380 году сражались генуэзцы.

Поскольку армия Орды не была регулярной, то ее численность варьировалась. На Куликовскую битву монголо-татары смогли мобилизовать войско в 90-150 тысяч человек. При выдвижении сил ордынцы отправляли вперед авангард, достигавший порою десяти тысяч человек, перед которым следовал небольшой сторожевой отряд, выполнявший разведывательные функции.

Право и суд

Войска Чингисхана (около 1155-1227 гг.) и его внука Батыя (около 1209-1255/1256 гг.) жестоко подавляли любое сопротивление во всех покоренных ими землях. От их войск пострадали китайцы, жители Средней Азии, Северного Кавказа, Ирана, Волжской Булгарии, Забайкалья, Южной Сибири и других земель. Население многих городов было практически уничтожено.

Везде монголо-татары насаждали свои порядки. Своеобразным кодексом завоевателей была Великая Яса – свод законов и правил, предполагающий очень суровые наказания за многие правонарушения. Например, кража лошади могла повлечь за собой возврат «уведенного» имущества плюс штраф в размере 10 скакунов. Если у вора ничего нет, то он обязан был отдать пострадавшему в рабство собственных детей. При отсутствии оных виновного полагалось «зарезать, как барана».

  • прыгать через огонь, стол или чашку;
  • возвращаться той же дорогой, по которой уехал;
  • подходить к ставке хана;
  • изменять жене или мужу;
  • заниматься колдовством и ворожбой.

Особенно строга была Великая Яса к военным, предписывая смертную казнь за любые провинности: от бегства с поля боя до нечестного дележа награбленного имущества.

Хотя высшая судебная власть принадлежала великому хану, другие представители монгольской знати тоже могли казнить человека в рамках своих полномочий. Сложные дела, имеющие большое значение, рассматривал диван-яргу. Так назывался главный судебный орган империи завоевателей. Менее значительные споры и административно-хозяйственные вопросы разрешали судебные инстанции на местах, возглавляемые яргучи (судьями).

Великая Яса Чингис-хана

Новое законодательство формировалось десятилетия. Для всех монгольских племен Чингисова улуса Яса была опубликована на Великом Курултае в 1206 г., одновременно с провозглашением Темуджина Чингис-ханом всей Великой Степи. Но и после этого Яса дополнялась и расширялась. Это произошло в 1218 г., перед войной с Хорезмийским султанатом, и в 1225 г., перед завоеванием Тангутского царства. Но элементы нового стереотипа поведения начали слагаться, надо полагать, до 1206 г.
. Зачем создают новые законы? Только для того, чтобы обеспечить существование новому стилю поведения, непривычному, но целесообразному. Это значит, что каждый закон запрещает то, что ранее считалось допустимым или извинительным.

Законы Чингис-хана карали смертью за:

  • убийство;
  • блуд мужчины и неверность жены;
  • кражу, грабеж, скупку краденого, сокрытие беглого раба;
  • чародейство, направленное ко вреду ближнего;
  • троекратное банкротство, т.е., невозвращение долга;
  • невозвращение товарищем оружия, случайно утерянного владельцем в походе или в бою ("Если кто-нибудь, нападая или отступая, обронит свой вьюк, оружие или часть багажа, то находящийся сзади его, должен сойти с коня и возвратить владельцу упавшее, в противном случае он предастся смерти");
  • отказ путнику в воде и пище.

Неоказание помощи боевому товарищу приравнивалось к самым тяжелым преступлениям.
Яса воспрещала кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу.
В общей трапезе ни один не должен был есть более другого.

Наказанием за тяжелые преступления была смертная казнь, за малые преступления полагались телесные наказания или ссылка в отдаленные места (Сибирь). Иногда за конокрадство и убийство на монгола накладывалась пеня.

Самым значительным нововведением надо считать закон о взаимопомощи, точнее - взаимовыручке. Обыватель охотно признает запреты, ограничивающие его свободу, но не может даже представить, что он кому-то чем-то обязан, если он не видит в этом выгоды. Зато члены консорций - группы космонавтов, экипаж корабля, экспедиции в безлюдные места, банды разбойников, батальона солдат и т.п. - имеют диаметрально противоположный стереотип поведения. Без взаимовыручки они обречены на гибель и должны быть уверены, что боевой товарищ их не бросит. Чингис сделал из своих подчиненных организацию фазы этнического подъема с общественным императивом "Будь тем, кем ты должен быть".

Новый общественный императив монголов - взаимовыручка - включал в себя гарантию, даваемую боевому товарищу, ставшему жертвой предательства. Если его не могли спасти, то за него следовало отомстить нарушителям закона гостеприимства. Противники монголов на это возражали, что и на войне убивают, и что обман, ныне называемый дезинформацией, дозволен, и что те, кто не убивал посла, не виноваты, а, следовательно, не несут за чужой поступок ответственности.

На это монгольское правосознание возражало, что смерть на войне действительно естественна, ибо "за удаль в бою не судят". Более того, самым доблестным противникам, попавшим в плен, предлагалась не только лошадь, но и прием в ряды монгольского войска с правом на выслугу. Дезинформацию монголы, как митраисты, делили на обман противника, который должен воспринимать обстановку критически, и на предательство или обман доверившегося клятве, т.е. договору или обычаю гостеприимства. Предателей и гостеубийц уничтожали беспощадно вместе с родственниками, ибо, полагали они, склонность к предательству - наследственный признак.

И, наконец, истребление населения городов, где были убиты послы, с точки зрения монголов, было тоже логично. Народ, поддерживающий своего правителя, должен делить с ним ответственность за его поступки. Для классовых обществ, где народ угнетен, такое мнение нелепо, но монголы такого безобразия, как классовый гнет, не могли вообразить. Города, в которых были убиты парламентеры, монголы называли "злыми городами" и громили их, считая, что это справедливо. Так были разрушены Балх и Козельск. Позднее из-за убийства послов погибла империя Суй и была разорена Венгрия.

Нет, конечно, монголы не были добряками! Иначе они не могли поступать, ибо на всех трёх фронтах - китайском, переднеазиатском и кумано-русском - против них стояли силы, значительно превышающие их по численности и вооружению. Побеждали они благодаря дисциплине и мобильности, но ведь и то и другое возможно только при высокой пассионарности, и эта последняя, в свою очередь, порождает оригинальную ментальность и стереотип поведения. Монгольские воины не расчитывали последствий своих поступков, потому что на войне думать некогда. Они вели себя так, как им подсказывала их природа, изменившаяся из-за пассионарного толчка. Им и в голову не приходило спрашивать себя: правы ли они или в чем-то виноваты? На популяционном уровне действия этноса запрограммированы окружающей средой, культурой или генетической памятью. На персональном - они свободны. То, что среди монголов, как, впрочем, и среди их противников, были люди добрые и злые, жадные и щедрые, храбрые и слабодушные, для статистической закономерности этногенеза не имело никакого значения. Важно другое: столкновение разных полей мироощущения всегда порождает бурную реакцию - гибель избыточных пассионариев, носителей разных традиций.

Но то, что остается, уже не похоже на исходные компоненты процесса. Уцелевает серая посредственность, прозябающая до очередного пассионарного взрыва. А поскольку здесь описан природный процесс, то моральные оценки к нему не приложимы.

Мир Карлоса Кастанеды

Не важно, откуда черпал К.Кастанеда идеи для своих гениальных произведений - из древних индейских традиций или собственных измышлений, - его книги оказывают огромное воздействие как на морально-волевые качества человека, так и на поиски необычных знаний и мистики в реальной жизни. Воином у Кастанеды является как Охотник, так и Человек Знания. Эта концепция частично объединяет как бусидо, так и буддизм, но во-многом шире.

Книги Карлоса Кастанеды

  • Книга 1. Учение дона Хуана. - .
  • Книга 2. Отдельная реальность. - .
  • Книга 3. Путешествие в Икстлан. - Рекомендуют начинать читать именно с этой книги.
  • Книга 4. Сказки о Силе. - .
  • Книга 5. Второе кольцо Силы. - .
  • Книга 6. Дар Орла. - .
  • Книга 7. Огонь изнутри. - .
  • Книга 8. Сила безмолвия. - .
  • Книга 9. Искусство сновидения. - .
  • Книга 10. Активная сторона Бесконечности. - .
  • Колесо времени. - Сборник важнейших понятий из первых 8 книг.

Книги талантливых последователей Кастанеды

Книги Теуна Марезы
  • "Учение толтеков". Книга 1. Возвращение воинов. - .
  • "Учение толтеков". Книга 2. Крик Орла. - .
  • "Учение толтеков". Книга 3. Туманы знания драконов. - .

"Тольтекские" психопрактики и концепции

  • Отказ от собственной важности,
  • Принятие ответственности,
  • Неделание (не путать с Недеянием),
  • Помнить о смерти,
  • Стирание личной истории,
  • Недоступность,
  • Выслеживание себя,
  • Разрушение распорядков,
  • Последняя битва.

Транссерфинг реальности

Если вы чего-то активно не хотите, оно будет в вашей жизни.

Каскад удач следует только в случае, если вы прониклись первым успехом.

Забвение - путь к освобождению.

Несмотря на новую необычную терминологию, попадаются "кастанедовские" термины, из-за чего этот комплекс психотехник можно считать современным продолжением "учения дона Хуана". В то же время, система ценностей напоминает нейро-лингвистическое программирование (НЛП) и даосизм одновременно.

Население Золотой Орды

Пришедшие с востока завоеватели не стали главным этносом Орды, поскольку так или иначе большая часть монголов осталась у себя на родине. Вытеснения или существенного сокращения местного населения не произошло. Основными обитателями государства были половцы (самоназвание - кыпчаки), которые, так же как и завоеватели, были кочевниками. При этом до вторжения восточных пришельцев они тоже осуществляли набеги на Русь.

Арабский современник ал-Омари писал, что монголы смешались и породнились с половцами, став «как будто одним родом». Более того, уже в XIV веке официальные грамоты ханов писались не языком Чингисхана, а были изложены среднеазиатско-тюркским литературным языком или местным кыпчакским.

Населяли Золотую орду и оседлые народы, которые в отличие от кочующих по степям половцев образовывали крупные торгово-ремесленные центры. В основном эти поселения располагались в Поволжье, Крыму и частично подконтрольной государству Средней Азии. Росту городов способствовала транзитная торговля, а принятие ислама вскоре после образования Золотой Орды укрепило связь государства с мусульманскими странами.

Кодекс чести русского офицера

Кодекс Чести российского офицера (1904 год):

  1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
  2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.
  3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.
  4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.
  5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой!
  6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.
  7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.
  8. Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.
  9. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. Уйди — не проиграешь, а избавишься от скандала.
  10. Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.
  11. Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же, последовать ему или нет, останется за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого — это искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.
  12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
  13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.
  14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.
  15. Тайна, сообщенная тобой хотя бы только одному человеку, перестает быть тайной.
  16. Будь всегда начеку и не распускайся.
  17. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды. Старайся не досадить противнику, а убедить его.
  18. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.
  19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос.
  20. Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым ты в ссоре, то, здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если этого нельзя избежать, не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не даёт повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.
  21. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
  22. Когда два человека ссорятся — всегда оба виноваты.
  23. Авторитет приобретается знанием дела и службы. Важно, чтобы подчиненные уважали тебя, а не боялись. Где страх — там нет любви, а есть затаенное недоброжелательство или ненависть.
  24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущенный момент не вернешь.
  25. Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.
  26. Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому.

Это - кодекс чести в быту. Были и правила поведения на войне. Например, морские офицеры не сдавались, предпочитая гибнуть с затапливаемым ими кораблем, отпуская матросов на шлюпках (описано у Пикуля в "Моозунде").

Армия Золотой Орды: из кого она состояла на самом деле

Распад империи Чингисхана во второй половине XIII века повлек за собой образование нескольких государств, самое западное из которых - Золотая орда - жило по преимуществу набегами и сбором дани с зависимых земель. Именно поэтому ему была необходима сильная и эффективная армия.

Образованная великим ханом страна просуществовала в более или менее объединенном состоянии около 40 лет после его смерти, хотя и в это время распределенные между четырьмя сыновьями завоевателя земли были довольно самостоятельными. Расположенная на западе от родины монголов Половецкая степь досталась Джучи (1182-1227), старшему сыну Чингисхана.

Он умер в один год со своим родителем, поэтому фактическим основателем Золотой Орды стал его сын Батый (1209-1256), который подчинил русские княжества монголам. Хотя Русь полностью и не утратила независимость, князья были вынуждены выплачивать ордынцам дань, а хана называли царем (до монголо-татарского ига так именовали только императора Византии и Священной Римской империи).

Примеры воинского духа

На этом свете успеха достигают только острием шпаги и [те, кто] умирают с оружием в руках. (Франсуа-Мари Аруэ Вольтер)
В этом мире есть 2 типа людей - те, кто с пистолетом, и те, кто копает. ("The good, ugly, bad")
Секрет успеха - настойчивость в достижении цели. Бенджамин Дизраэли
Для достижения желаемого нам не хватает скорее настойчивости, чем средств. (Франсуа де Ларошфуко)
Добродетели освобождают нас от господства пороков, но лишь храбрость освобождает от господства судьбы. (Френсис Бекон)

Малейшее нарушение дисциплины и невыполнение приказа в армии Древнего Рима каралось смертной казнью. В 340 году до н.э. сын римского консула Тита Манлия Торквата во время разведки без приказа главнокомандующего вступил в бой с начальником вражеского отряда и победил его. Об этом он рассказывал в лагере с восторгом. Однако консул осудил его на смертную казнь. Приговор был приведен в исполнение тут же, несмотря на мольбы всего войска о пощаде.

Мировоззрение великих полководцев, правителей и революционеров

Кто мужество имеет ждать, с победой тот не расстается. Хуан Мануэль
Inkosi yinkosi ngabantu – ‘Вождь – это тот, кого хотят люди’. (Зулусская пословица)

Стратегия имеет простые, но неумолимые законы. Главный принцип стратегии - концентрация. Главный "секрет" стратегии - в решающий момент, в решающей точке сконцентрировать подавляющую мощь против самого уязвимого места противника. Чтобы концентрировать мощь, нужно иметь ее в резерве. Виктор Суворов

"Отец персов" Кир Великий (Кир I)

Царь небольшого племени персов в Мидийском царстве Кир не стремился стать в нем владыкой - так получилось. Все другие царства завоевывалиись как бы сами собой, или сами начинали войну, которую проигрывали. Кир не казнил своих подданных. Но его сын Камбиз был извергом.

Александр Македонский (Искандер)
Карфагенский полководец Ганнибал
Гай Юлий Цезарь

"Veni, vidi, vici" - Пришёл, увидел, победил. Юлий Цезарь

Цинь - китайский Иван Грозный
Предводитель гуннов Аттила
Великий князь Святослав
Чингиз хан (Темучи)

Когда я вижу проносящийся мимо меня поток всадников, я думаю - кто я в этой стихии? Чингисхан

Созданная великим Чингисханом огромная Монгольская империя во много раз превзошла пространства империй Наполеона Бонапарта и Александра Македонского. И пала она не под ударами внешних врагов, а лишь вследствие внутреннего распада… Объединив в 13-м веке разрозненные монгольские племена, Чингисхан сумел создать армию, которой не было равных ни в Европе, ни на Руси, ни в среднеазиатских странах. Ни одно сухопутное войско того времени не могло сравниться с мобильностью его войск. А главным его принципом всегда было нападение, даже если основной стратегической задачей являлась оборона.

А вот обычаи калмыков - потомков тех монголов: Калмыки жили кочевьем. Каждый аймак состоял из нескольких хотонов (поселений), имел своего зайсанга и был, по сути, боевой единицей всего войска калмыков. Перед битвой всегда проиходил определенный ритуал. Приносили сундук, из которого доставали боевой бюшмюд (верхняя одежда) зайсанга. Сам он сидел на кошме впереди своего рода, с него снимали повседневный бюшмюд, одевали для боя. Он, как правило, был спереди бурый от засохшей и застарелой крови врага, его никогда не чистили, а сзади белый. Т.е. с новья бюшмюд был белый в отличие от одежды своих подчиненных.

В бою каждый калмык должен был видеть, где находится его зайсанг - впереди, он ориентируется на его белый бюшмюд, со спины, - говорил отец Церену Санджеевичу. - А для врага бюшмюд зайсанга не сильно отличался из-за своего бурого цвета. Мне, в свое свремя отец говорил, - если ты, зайсанг, хочешь жить долго, ты должен биться так, чтобы как можно больше окропить свою одежду кровью врага. Так ты станешь для него не такой явной мишенью. В свою очередь у калмыков этого рода задача - не допустить гибели зайсанга или его захвата. Редко, но такое случалось, когда род терял своего зайсанга в бою. Как, каким образом? Чтобы определить это, собирался калмыцкий суд Зарго, состоявший из представителей знати, духовенства. Если суд выносил вердикт, что виноват род в том, что не уберег своего зайсанга, или же сам зайсанг допустил малодушие - весь род объявлялся виновным. Он, говоря современным языком, расформировывался. Т.е. каждый калмык мог взять из этого рода людей для грязных работ. Мужчинам этого рода следовало заплетать косу, в знак принадлежности к женскому полу. Такими проклятыми они жили до тех пор, пока на коня не вставал сын зайсанга. Что значит "встать на коня" для калмыка? Отец сажал на коня ребенка с 4 лет, он вырастал на нём. "Встать на коня" - значит стать мужем, быть готовым к бою. Когда эта весть облетала калмыцкую степь, новые хозяева калмыков этого рода обязаны были отпустить их. Они собирались возле своего родового хурула, проводили специальные обряды, сжигали свои одежды, состригали косы. В бой их вел молодой зайсанг. Им ставили самую сложную задачу. "Как правило, в бою сильнее и свирепее их никого не было, - говорил отец Церену Санджеевичу. - Более того, впоследствии никто никогда не имел права напомнить такому калмыку о нехорошем моменте в истории рода. Если такое происходило, он имел право убить, что и делал, того, кто его оскорбил".

Царь Ашока - веротерпимый объединитель Индии
Владимир Мономах
Александр Васильевич Суворов

«Победа не роскошь, а первейшая необходимость».
«Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови».
А.В. Суворов

Личности - революционеры действительности

Мы обретаем ту силу, что преодолели. Елена Петровна Блаватская

Полководцы полководцами, но не всё время же чужую кровь проливать. А Вас не изумляют первооткрыватели в науке и географии, изобретатели и пророки?

Воинская этика и подвиги других народов

Страх вовсе не в опасности, он в нас самих. Стендаль

Боевая этика индейцев Северной Америки
Боевой дух кавказских горцев
  • Особенности формирования национального характера чеченцев. Об адатах (неписанных законах гор) и Нохчалла - кодексе чеченца.
  • Пятьдесят пять заповедей. Издан древний чеченский этический кодекс «Къонахалла». («Новые Известия»)
Воинские законы Древнего мира (Спарта, Греция, Рим, Византия)
Воинские обычаи средневековой Европы (Кельты, Викинги)
СлавянскаЯ душа и русский дух
  • "Мы - славяне!" (с сайта по историческому фехтованию)
  • Иканская сотня (взято с сайта "Казачья Сеть")
  • Правила поведения в экстремальной уличной ситуации (на сайте славяно-горицкой борьбы)
Степняки (арийцы, скифы, тюрки) и законы Степи
3 части кодекса пуштунов ("Pashtunvali"): гостеприимство, верность данному слову и "око за око",

Читайте также: