Как называется танец в ритме которого ж бизе написал выходную арию цыганки кармен

Обновлено: 25.06.2024

13. "Высокая месса" И.С. Баха - это
1)величайший шедевр русской духовной музыки, вокальное произведение, в основе которого лежат напевы древнерусских песнопений
2)рок-опера, в основу которой положены события Евангелия о последних днях земной жизни Христа
3)вокально-инструментальное произведение для солистов, органа, хора и оркестра, написанное на латинский текст католической литургии

14. "Всенощное бдение" С.В.Рахманинова - это
1)величайший шедевр русской духовной музыки, вокальное произведение, в основе которого лежат напевы древнерусских песнопений
2)рок-опера, в основу которой положены события Евангелия о последних днях земной жизни Христа
3)вокально-инструментальное произведение для солистов, органа, хора и оркестра, написанное на латинский текст католической литургии

15. "Иисус Христос - суперзвезда" Э.Л.Уэббера - это
1)величайший шедевр русской духовной музыки, вокальное произведение, в основе которого лежат напевы древнерусских песнопений
2)рок-опера, в основу которой положены события Евангелия о последних днях земной жизни Христа
3)вокально-инструментальное произведение для солистов, органа, хора и оркестра, написанное на латинский текст католической литургии

Танец Кармен

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Кубинский народный танец с медленными четкими движениями импровизационного характера, получивший распространение в Испании и Латинской Америке. Музыка к такому танцу. Музыкальное произведение в ритме такого танца.

Примеры употребления слова хабанера в литературе.

У стойки Альфонсо уже попросил два рома и побольше льду, они курили, разговаривали о Камагуэе, о последнем бое Стивенсона, музыка доносилась как бы издалека, хотя пианистка сидела тут же, у конца стойки, она тихонько сыграла хабанеру, потом что-то из Шопена и перешла к дансону, а затем к балладе из старого фильма, ее в прежние добрые времена пела Ирене Дунне.

Конспект урока по музыке для 7 класса на тему: Опера Ж. Бизе «Кармен»

-развить умение выделять главное, сравнивать музыкальные номера, обобщать делать выводы.

-воспитать художественный вкус учащихся, расширить музыкальный кругозор.

1.Организационный момент. Приветствие.

Встало солнце рано - рано:

Добрый день!

Плещут волны океана:

Добрый день!

Поднимается пшеница,

И звенят задорно птицы:

Эй, ребята - малышата,

Добрый день!

Улыбаются озёра:

Добрый день!

С высоты кивают горы:

Добрый день!

И в твоё окошко ветер

Постучится на рассвете:

Просыпайся, поднимайся!

Добрый день!

Над родною стороною

Добрый день.

И с тобою и со мною

Добрый день.

А страна у нас такая

Нету ей конца и края!

Мы ей тоже дружно скажем:

Добрый день!

Добрый день!

2. Открытие темы. Постановка целей урока.

Мы сегодня поговорим об опере одного из интереснейших и знаменитых композиторов, представителе французского романтизма Жорже Бизе.

-Давайте вспомним, что такое опера (дети: жанр музыкально-драматического искусства, основой которого является либретто, т е литературный сюжет)

3. Работа над темой.

- Тема нашего урока «Опера «Кармен» .В конце нашего урока мы с вами постараемся ответить на вопрос: «Почему опера «Кармен» является вершиной мирового музыкального искусства и почему она современна до сих пор?»

Как вы уже догадались Кармен – женское имя испанской цыганки, в переводе означает «любящая песни». Кармен является главным персонажем оперы. Оперу «Кармен» написал знаменитый французский композитор XIX в. Жорж Бизе .

Ученик: Жорж Бизе́ — французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».

Жорж Бизе́ родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию.

В 1875 г. была написана знаменитая «Кармен» по новелле Проспера Мериме.

Произведение при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу — он скончался 3 июня 1875 г. в Париже.

Одним из первых, кто оценил музыку «Кармен» был П.И. Чайковский. «Опера Бизе, - писал он, - это шедевр целой музыкальной эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. В наше время эта опера входит в репертуар всех оперных трупп и исполняется на всех языках мира.

Учитель:- Что звучит в начале оперы, чем она открывается?

Учитель:- Вспомните, что такое «увертюра»?

Ученики:- Увертюра – широко развернутое вступление к опере, балету или спектаклю.

Учитель : Увертюра звучит часто при закрытом занавесе. Она является началом оперы или вступлением, после которого начинается оперный спектакль. Ее можно назвать кратким содержанием музыкального спектакля, т.к. она знакомит нас с темами главных героев.

Учитель: Сегодня мы с вами разделимся на команды. Каждой команде будут розданы карточки . Нужно будет проанализировать свой отрывок из оперы «Кармен».

1 группа достаётся Увертюра к опере «Кармен».

1.Определить количество частей в увертюре,

2. Разложите геометрические фигуры по количеству частей увертюры.

3.Хакой характер у разных частей увертюры.

4. Как называется форма, состоящая из многократного повторения одной части?

4. Постройте из геометрических знаков форму рондо.

Угадай мелодию (хор полвецкихдевушек)

2.В начале она была радостной, ликующей, веселой, маршеобразной, искрящейся, затем стала мрачной и трагической.

4.ученики выкладывают форму круга из геометрических фигур.

Учитель: Увертюра предсказывает трагические события, заканчивается опера

Содержание: События оперы происходят в испанском городе Севильи. Главной героиней оперы является испанская цыганка Кармен. Она появляется в I действии в окружении солдат и молодых людей. Послушайте «Сегидилью»

2 группа: Послушайте Хабанеру «У любви, как у пташки, крылья» , которая насыщена ритмами народного танца в исполнении лучшей Кармен XX века оперной солистки Елены Образцовой.

1.Определить характер и настроение «Хабанеры»?

2.Определить голос солиста и состав исполнителей?

3.Какие ритмы вы услышали в музыке?

4.Какие черты характера Кармен передают музыка и слова Хабанеры?

УГАДАЙ МЕЛОДИЮ (АРИЯ КНЯЗЯ Игоря)

1.Характер Хабанеры- танцевальный, ведь это испанский танец, чувственный, зажигательный, яркий. Настроение праздника и торжества любви.

2.Женский , высокий голос-меццо-сопрано и смешанный хор.

3.В музыке мы услышали танцевальные ритмы и экспрессию.

4.Гордая, смелая, красивая, вольнолюбивая, решительная.

Учитель: Хабанера близка к горделивым испанским национальный песням-танцам. В конце исполнения Хабанеры Кармен бросает цветок Хозе - молодому солдату и признает его своим избранником. Хозе безответно влюблен в Кармен, ради нее готов на любые жертвы, даже на преступления. Кармен принимает его помощь, жалеет его, но считает его не решительным, слабохарактерным и полюбить его не может, так как для нее свобода дороже всего.

Учитель: Больше всего в своей жизни Кармен ценит любовь и свободу. Ее жизненная позиция выражена в словах песни: «Любовь – дитя, дитя свободы, законов всех она сильней».

3 группа: проанализировать ариозо Хозе «Видишь, как свято сохраняют цветок, что ты мне подарила». Ариозо – это небольшая ария свободного построения. Отличается от арии размерами, обычно имеет лирический характер.

1.Определить характер произведения?

2.Определить голос солиста?

3. .Какие ритмы вы услышали в музыке?

4. Подумайте, почему Кармен так и не смогла ответить на чувства Хозе и полюбить его?

Угадай мелодию (хор славься)

1. Мелодия песенная, лирическая.

2. Ария Хозе полна любви, страстности и нежности, мелодия очень выразительная и красивая

4. У него слабый характер, он не решителен, подчиняется Кармен.

Учитель: Хозе не способен зажечь в сердце Кармен любовь и страсть, потому что они разные по характеру, как лед и пламень. Эту нерешимость и слабость характера Хозе передает сопровождение оркестра (деревянные духовые инструменты, арфа) неровный ритм. Лиризм его образа противопоставлен танцевальной стихии Кармен.

Содержание: Третий акт – переломный в действии оперы. Кармен гадает на картах, они предвещают ей смерть. «Уж если раз ответ зловещий карты дали, напрасно им мешать».

Развязка событий происходит в IV действии на фоне праздника корриды.

Прослушивание. «Колыбельная Клары»

«Колыбельная Клары» признана золотым хитом 20 века.

Перевод песни "Колыбельная Клары" ("Summertime")

Летняя пора, и жизнь стала легче,

Плещется рыба и вырос хлопок,

Твой папа богат, а мама отлично выглядит,

Так тише, малютка, не плачь.

Однажды утром ты поднимешься с песней

Ты расправишь крылья и полетишь в небо.

А до того утра, ничто не сможет навредить тебе,

Когда папа и мама рядом с тобой.

«Порги и Бесс» ( англ. Porgy and Bess) ― опера Джорджа Гершвина в четырёх актах и девяти картинах. Впервые поставленная в 1935 году, опера на первых порах не пользовалась большим успехом, но с 1950-х годов начала завоёвывать широкую известность в США, а затем и во всём мире. «Порги и Бесс» ― одна из вершин творчества композитора Музыкальный материал, выбранный Гершвином для создания оперы, разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации, использована имитация «неправильного» народного произношения.

К ее интепритациям, вокальным и инструментальным, обращались многие известные музыканты мира.

А потом опять вперёд.

Тут немного отдохнёт;

Шея не напряжена

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, дальше всех!

Шея не напряжена

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Шея не напряжена

Что такое коррида? (Бой быков). Кто такой тореадор?

Тореадор – участник боя быков. Тореадор наносит последний, смертельный удар шпагой.

Теперь давайте познакомимся с музыкальной характеристикой тореадора Эскамильо – «Куплеты Тореадора». В опере тореадор – прославленный Эскамильо, всеобщий любимец. Мужественный тореадор зажег любовь в сердце испанской красавицы.

Учитель: 4 группе нужно проанализировать Куплеты Тореадора.

1.Определить характер произведения?

2.Определить голос солиста?

3.В каком фрагменте оперы вы уже слышали эту музыку?

4.Кто такой Тореадор?

Слушание: «Куплеты Тореадора»

Угадай мелодию (Не о том грущу подруженьки)

1.Характер музыки энергичный, маршевый, мужественный.

2.Солист-средний мужской голос-баритон

3.Музыка встречалась в увертюре.

4.Тореадор-участник боя быков

Содержание: Ребята, в начале урока, разбирая увертюру, мы пришли к выводу, что финал оперы будет трагичным. Действительно, последняя сцена Хозе и Кармен заканчивается ссорой. Хозе ревнует и молит ее о любви. Но Кармен непреклонна. Она стремится к Эскамильо и лишь смерть ее может удержать. Цыганка бросает Хозе подаренное им кольцо. В порыве гнева Хозе убивает Кармен в тот самый момент, когда толпа людей славит победителя – тореадора.

- Любовь – это великое и прекрасное чувство. Любовь приносит радость человеку, когда она взаимна, но может причинить человеку много боли и страданий, если она безответна.

Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков.

Ребята, как вы думаете - данное произведение можно считать современным?

Учитель: Давайте докажем это через логическую цепочку. Например:

(на доске записывается)

Опера - Кармен - любовь - вечность - во все времена - современность.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что произведение Бизе

" Кармен" актуально и популярно в наше время.

Учитель: Скажите, музыка вам понравилась? Вы раньше её слышали?

Ученики: Музыка часто используется в рекламных роликах на телевидении.

Учитель: Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке?

Ученики: Оперой «Кармен». Композитор Жорж Бизе.

Учитель: Какой музыкальный фрагмент понравился вам?

Учитель: Итак, ребята, давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока.

- Интересный сюжет оперы, великолепные запоминающиеся мелодии, красота вокальных и оркестровых партий привлекают внимание слушателей.

- Сегодня мы отправимся на экскурсию в оперный театр. -С какой целью люди посещают оперные театры? Давайте попробуем сейчас определить эти цели. Ученики: (познакомимся с новой оперой, ее сюжетом, узнаем автора оперы, послушаем музыку оперы, поговорим о ней) - Я предлагаю все эти цели использовать на нашем уроке. - Давайте вспомним, а что такое опера? Ученики: - Опера – это вид театрально-музыкального искусства, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия. Учитель: - Перечислите оперы, с которыми вы познакомились и изучили в этом учебном году. Ученики: - Опера « Иван Сусанин » М.Глинки, опера «Князь Игорь» А. Бородина, - К какому типу принадлежат эти оперы III. Изучение нового материала. Учитель: - Тема нашего урока «Опера «Кармен» (Слайд 1). В конце нашего урока мы с вами постараемся ответить на вопрос: «Почему опера «Кармен» является вершиной мирового музыкального искусства и почему она современна до сих пор?» (Слайд 2) Как вы уже догадались Кармен – женское имя испанской цыганки, в переводе означает «любящая песни». Кармен является главным персонажем оперы. Оперу «Кармен» написал знаменитый французский композитор XIX в. Жорж Бизе (Слайд 3). Ученик: Жорж Бизе́ — французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен». (Слайд 4,5,6) Жорж Бизе́ родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию. В 1875 г. была написана знаменитая «Кармен» по новелле Проспера Мериме. Произведение при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу — он скончался 3 июня 1875 г. в Париже. (Слайд 7,8) Одним из первых, кто оценил музыку «Кармен» был П.И. Чайковский. «Опера Бизе, - писал он, - это шедевр целой музыкальной эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. В наше время эта опера входит в репертуар всех оперных трупп и исполняется на всех языках мира. Учитель:- Что звучит в начале оперы, чем она открывается? Ученики:- Увертюрой. Учитель:- Вспомните, что такое «увертюра»?

Ученики:- Увертюра – широко развернутое вступление к опере, балету или спектаклю. Учитель : Увертюра звучит часто при закрытом занавесе. Она является началом оперы или вступлением, после которого начинается оперный спектакль. Ее можно назвать кратким содержанием музыкального спектакля, т.к. она знакомит нас с темами главных героев. Учитель: Сегодня мы с вами разделимся на команды. Каждой команде будут розданы карточки . Нужно будет проанализировать свой отрывок из оперы «Кармен». 1 группа достаётся Увертюра к опере «Кармен». 1.Определить количество частей в увертюре, 2. Разложите геометрические фигуры по количеству частей увертюры. 3.Хакой характер у разных частей увертюры. 4. Как называется форма, состоящая из многократного повторения одной части? 4. Постройте из геометрических знаков форму рондо. Ученики: 1. 4 2.В начале она была радостной, ликующей, веселой, маршеобразной, искрящейся, затем стала мрачной и трагической. 3.Форма рондо. 4.ученики выкладывают форму круга из геометрических фигур. Учитель: Увертюра предсказывает трагические события, заканчивается опера трагедией. Содержание: События оперы происходят в испанском городе Севильи. Главной героиней оперы является испанская цыганка Кармен. Она появляется в I действии в окружении солдат и молодых людей. Послушайте «Сегидилью» (Слайд 9,10 ) 2 группа: Послушайте Хабанеру «У любви, как у пташки, крылья» , которая насыщена ритмами народного танца в исполнении лучшей Кармен XX века оперной солистки Елены Образцовой. 1.Определить характер и настроение «Хабанеры»? 2.Определить голос солиста и состав исполнителей? 3.Какие ритмы вы услышали в музыке? 4.Какие черты характера Кармен передают музыка и слова Хабанеры? Ученики: 1.Характер Хабанеры- танцевальный, ведь это испанский танец, чувственный, зажигательный, яркий. Настроение праздника и торжества любви. 2.Женский , высокий голос-меццо-сопрано и смешанный хор.

3.В музыке мы услышали танцевальные ритмы и экспрессию. 4.Гордая, смелая, красивая, вольнолюбивая, решительная. Учитель: Хабанера близка к горделивым испанским национальный песням-танцам. В конце исполнения Хабанеры Кармен бросает цветок Хозе - молодому солдату и признает его своим избранником. Хозе безответно влюблен в Кармен, ради нее готов на любые жертвы, даже на преступления. Кармен принимает его помощь, жалеет его, но считает его не решительным, слабохарактерным и полюбить его не может, так как для нее свобода дороже всего. Учитель: Больше всего в своей жизни Кармен ценит любовь и свободу. Ее жизненная позиция выражена в словах песни: «Любовь – дитя, дитя свободы, законов всех она сильней». Физкультминута ( до- ре – ми – фа) 3 группа: проанализировать ариозо Хозе «Видишь, как свято сохраняют цветок, что ты мне подарила». Ариозо – это небольшая ария свободного построения. Отличается от арии размерами, обычно имеет лирический характер. 1.Определить характер произведения? 2.Определить голос солиста? 3. .Какие ритмы вы услышали в музыке? 4. Подумайте, почему Кармен так и не смогла ответить на чувства Хозе и полюбить его? 1. Мелодия песенная, лирическая. 2. Тенор. 3. Ария Хозе полна любви, страстности и нежности, мелодия очень выразительная и красивая 4. У него слабый характер, он не решителен, подчиняется Кармен. Учитель: Хозе не способен зажечь в сердце Кармен любовь и страсть, потому что они разные по характеру, как лед и пламень. Эту нерешимость и слабость характера Хозе передает сопровождение оркестра (деревянные духовые инструменты, арфа) неровный ритм. Лиризм его образа противопоставлен танцевальной стихии Кармен. Содержание: Третий акт – переломный в действии оперы. Кармен гадает на картах, они предвещают ей смерть. «Уж если раз ответ зловещий карты дали, напрасно им мешать». Развязка событий происходит в IV действии на фоне праздника корриды. Что такое коррида? (Бой быков). Кто такой тореадор?

Тореадор – участник боя быков. Тореадор наносит последний, смертельный удар шпагой. Теперь давайте познакомимся с музыкальной характеристикой тореадора Эскамильо – «Куплеты Тореадора». В опере тореадор – прославленный Эскамильо, всеобщий любимец. Мужественный тореадор зажег любовь в сердце испанской красавицы. Учитель: 4 группе нужно проанализировать Куплеты Тореадора. 1.Определить характер произведения? 2.Определить голос солиста? 3.В каком фрагменте оперы вы уже слышали эту музыку? 4.Кто такой Тореадор? Слушание: «Куплеты Тореадора» Ученики: 1.Характер музыки энергичный, маршевый, мужественный. 2.Солист-средний мужской голос-баритон 3.Музыка встречалась в увертюре. 4.Тореадор-участник боя быков. Содержание: Ребята, в начале урока, разбирая увертюру, мы пришли к выводу, что финал оперы будет трагичным. Действительно, последняя сцена Хозе и Кармен заканчивается ссорой. Хозе ревнует и молит ее о любви. Но Кармен непреклонна. Она стремится к Эскамильо и лишь смерть ее может удержать. Цыганка бросает Хозе подаренное им кольцо. В порыве гнева Хозе убивает Кармен в тот самый момент, когда толпа людей славит победителя – тореадора. Учитель: - Любовь – это великое и прекрасное чувство. Любовь приносит радость человеку, когда она взаимна, но может причинить человеку много боли и страданий, если она безответна. Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков. Ребята, как вы думаете - данное произведение можно считать современным? Ученики: Да. Учитель: Давайте докажем это через логическую цепочку. Например: (на доске записывается) Опера - Кармен - любовь - вечность - во все времена - современность. Таким образом, мы можем сделать вывод, что произведение Бизе " Кармен" актуально и популярно в наше время. Учитель: Скажите, музыка вам понравилась? Вы раньше её слышали? Ученики: Музыка часто используется в рекламных роликах на телевидении. Учитель: Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке? Ученики: Оперой «Кармен». Композитор Жорж Бизе. Учитель: Какой музыкальный фрагмент понравился вам? Ученики: Все.

Учитель: Итак, ребята, давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Ученики: - Интересный сюжет оперы, великолепные запоминающиеся мелодии, красота вокальных и оркестровых партий привлекают внимание слушателей. IV. Подведение итогов урока. (Слайд 12) Подводя итог нашего урока, я предлагаю вам закончить фразу: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке я испытал… Сегодня на уроке меня удивило… Учитель: - Задание на дом: знать сюжет оперы ; - Разработать свой театральный костюм "Кармен"

Тема урока: Опера Ж.Бизе «Кармен»

Цель: знакомство с музыкальными образами героев из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.

-создать условия для формирования целостного представления об оперном спектакле, развитии музыкальных образов, структуре отдельных номеров, формирование понятий опера, увертюра, хабанера, сегидилья.

-развить умение выделять главное, сравнивать музыкальные номера, обобщать делать выводы.

-воспитать художественный вкус учащихся, расширить музыкальный кругозор.

Тип урока – изучение нового материала.

Организационный момент. Приветствие.

Постановка целей урока.

Мы сегодня поговорим об опере одного из интереснейших и знаменитых композиторов, представителе французского романтизма Жорже Бизе.

-Давайте вспомним, что такое опера ( дети : жанр музыкально-драматического искусства, основой которого является либретто, т е литературный сюжет )

Жорж Бизе́ — французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».

Родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию.

Настоящую известность и славу принесла композитору симфоническая музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872 г.) ; впоследствии из неё были составлены две оркестровые сюиты.

В 1875 г. была написана знаменитая «Кармен» по новелле П. Мериме.

Произведение при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу — он скончался 3 июня 1875 г. в Париже.

-Ребята, как вы думаете, о каком произведении Ж. Бизе мы будем говорить?

Это женское имя испанского происхождения. Самым известным обладателем этого имени является цыганка, вымышленный персонаж новеллы Проспера Мериме. Жорж Бизе обращается к сюжету и пишет оперу «Кармен».

Одним из первых музыку «Кармен» оценил П.И. Чайковский: «Опера Бизе – шедевр. Одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими.

Сегодня на уроке мы:

Послушаем музыку из оперы.

Дадим характеристику музыкальным фрагментам.

Узнаем новое и интересное.

Изучение новой темы.

Действие происходит в Испании, около 1830 года. В опере рассказывается история любви и гибели ее главных героев – солдата Хозе и цыганки Кармен.

Прежде, чем слушать музыку мы познакомимся с главными героями оперы (записать в тетради):

Кармен – темпераментная и смелая цыганка.

Хозе – показан простым, честным, но вспыльчивым и слабохарактерным человеком.

Тореадор (Эскамильо) – богатый и знаменитый.

События в опере развиваются на фоне испанской жизни, полной ярких красок, на улицах и площадях, заполненных народом.

Задание: подобрать правильное движение, соответствующее музыке.

( Звучит Марш Тореадора)

Знакомство с музыкой

1. Для того, чтобы приступить к прослушиванию музыки из оперы «Кармен», запишем определение.

Увертюра – вступление, исполняемое оркестром. Звучит в самом начале оперы (или балета).

Я думаю музыка знакома и она многим нравится. Итак, прослушайте и опишите настроение увертюры.

Слушание : Увертюра к опере «Кармен».

2. Далее, прослушайте фрагмент из оперы – «Хабанера» (у любви как у пташки крылья…).

-Определить состав исполнителей.

-Постараться понять характер и настроение героини и музыки.

-Попробывать дать ответ: «Что такое хабанера

Слушание : «Хабанера»

-Понравился вам номер?

-Кто слышал эту музыку раньше?

-Назовите исполнителей (дети: женский голос, высокий. Хор смешанный).

-Что услышали в музыке? ( дети: танцевальный ритм, страсть и экспрессию, зажигательная музыка).

-Теперь попробуем дать определение, что такое хабанера? ( дети: хабанера - это испанский танец)

Хабанера Кармен — песня свободной любви — звучит как вызов Хозе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь.

3. Следующий номер сегидилья, еще одна характеристика Кармен, композитор заимствует интонации испанского фольклора.

Слушание : Сегидилья (анализ)

Запишем. Сегидилья – испанский народный танец. Сопровождается пением под аккомпанемент гитары, кастаньет и др

4. Теперь давайте познакомимся с музыкальной характеристикой Эскамильо – «Куплеты Тореадора». Кто такой тореадор?

Тореадор – участник боя быков на арене цирка.

Тореадор наносит последний, смертельный удар шпагой.

Прослушав музыку, вы постарайтесь определить состав исполнителей, а так же характер музыки.

Слушание: «Куплеты Тореадора»

Дети: характерэнергичный, маршевый. Красивый голос и музыка.

Кого в этом фрагменте услышали? (Мужской голос, баритон, не очень высокий. Мужской хор).

5. Прослушайте: ария Хозе (сравнить с Эскамильо).

Музыка рисует образ влюбленного. В отличие от Тореодора, маршевого характера, у Хозе мелодия песенная, лирическая.

6. Финальная сцена смерти на фоне публичного выступления Эскамильо, который и сам уже охладел к Кармен, является самой запоминающейся сценой всей оперы.

Хозе безумно любит Кармен, давно забыл про невесту, вот только Кармен меняет свои чувства по настроению, и Хозе ей наскучил. Ведь на горизонте появился Эскамильо, богатый и знаменитый, который пообещал дать бой в ее честь. Финал предсказуем и трагичен. Как Хозе не умолял Кармен вернуться к нему, она в резких выражениях говорит, что все кончено. Тогда Хозе убивает свою любимую, чтобы она не досталась никому.
Слушание: финальная сцена

Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.

-Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке? (Оперой «Кармен». Композитор Жорж Бизе).

-Расскажите основную идею оперы.

-Дайте определение слову увертюра.

-Какой музыкальный фрагмент вам понравился?

Итак, мы сегодня на уроке познакомились с трагической судьбой цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Действие заканчивается на площадка Корриды.

Самые активные участники урока получат оценки.

Домашнее задание: знать сюжет оперы

До свидания, спасибо за урок.

Использованная литература:

Мтодическое пособие. Уроки музыки 7 класс. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Учебник. Музыка 7 класс. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Жорж Бизе́ — французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».

Родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию.

Настоящую известность и славу принесла композитору симфоническая музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872 г.) ; впоследствии из неё были составлены две оркестровые сюиты.

В 1875 г. была написана знаменитая «Кармен» по новелле П. Мериме.

Произведение при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу — он скончался 3 июня 1875 г. в Париже.

Читайте также: