Как называется стиль рик и морти

Обновлено: 02.07.2024

Нам с вами довелось жить в век метамодерна. Что это значит? Все довольно просто. Модерн(первая четверть 20-ого века), характеризует собой стремление людей в будущее, светлое и идеальное. Стремление наивное и фанатичное. А что такое постмодерн? Приставка "пост" уже дает нам знать, что это реакция на модернизм. А что может быть реакцией на наивность и идеализм? Правильно! Ирония, скептицизм, деконструкция, нигилизм. Метамодерн это оксюморон ,сочетание несочитаемого, наивная ирония во главе угла которой стоит релятивизм. Философская концепция согласно которой все в мире относительно, как и завещал нам Альберт Эйнштейн.

Деконструкция

Разрушение целого, анархия частей. В сюжетной основе лежит идея мультивселенной. Согласно этой теории существует бесконечное множество параллельных вселенных. Мир в самом широком понимании этого слова бесконечен и возможно все. Абсолютно все. Сказать что это дает создателям сериала невообразимую свободу творчества - ничего не сказать. Авторы деконструируют привычную нам реальность, лишают ее каких-либо границ. На фоне бесконечной бесконечности наши личные, общественные, любые проблемы становятся ничем. Рика Санчеза(одного из главных героев сериала, ученого открывшего способ перемещения между мирами) можно назвать просветленным, священником церкви метамодерна. "Самое умное млекопитающее во вселенной" буквально всемогущее подчинившее себе и пространство и время , и вообще все. Разрушение представлений о укладе нашей жизни позволяет пересмотреть свое мировоззрение, а также является богатым материалом для сюжета мультсериала. К примеру космолет Рика работает на энергии , которую вырабатывает микромир в небольшой коробке. Во время неполадок с этим микромиром, Рик и Морти обнаруживают что этот микромир изобрел микромир, чтобы питать себя энергией и так далее. Получается Рик и Морти тоже могут быть частью чьего-то микромира, как и мы с вами)

Ирония

Насмешка. Постоянная. Над всем. Сложная многоуровневая ирония. Сначала ирония, потом ирония над иронией, а потом ирония над иронией над иронией. В таком положении абсолютная истина существовать не может. Все поддается постоянному разоблачению и скепсису. Именно в таких условиях зарождается релятивизм. Добро и зло относительны, как ложь и правда. В одной позиции хорошо, а в другой позиции уже плохо. Мир постоянно меняется и ирония позволяет вливаться в этот поток изменений. Постоянное иронизирование приводит к выводу о том, что не надо искать в мире севера и юга, нужно просто жить в нем и "приключенствовать", что делают Рик и Морти.

Стиль

То что мы легко идентифицируем, когда видим, но не можем понять в чем он заключается. "-У того парня есть чувство стиля!" "-Я живу на стиле" Сейчас семантика слово стиль крайне неопределенная, но тем не менее ясная. Стиль - это хорошо. Однако для точности определим стиль, как единую манеру (да знаю слово такое же неточное)исполнения творческих замыслов. В мульте это может быть цветовая палитра, реплики персонажей, сюжетные особенности. Вообще любая индивидуальная повторяющаяся черта. У "Рик и Морти" это определенно есть . Увидев любую сцену из мультсериала ее легко будет распознать.

Рик и Морти защищают планету на конкурсе гигантских голов инопланетян Рик и Морти защищают планету на конкурсе гигантских голов инопланетян

Релятивизм

Об этом уже упоминалось выше. Относительность всего, что происходит вокруг порождает совершенно новое отношение к жизни. Герои( как и мы сами , реальные(?) люди) не понимают и не смогут понять , они находятся в чей-то коробке микровселенной, являются ли они реальными или они часть чьего-то компьютерного кода, а может быть реальность в которой они находятся галлюцинация. Этот список можно довольно долго продолжать, просто представьте любой вариант при котором окружающий мир является иллюзией. Герои мультсериала просто принимают это и живут в том мире в котором оказались.

Нигилизм

Хаос из которого состоит окружающий мир, непостоянность условий в которых находятся персонажи, вся анархия мультивселенной не может быть преодолена никак кроме как с помощью нигилизма. Критическое мышление и отрицание недоказанных фактов верные помощники в борьбе за существование в мультсериале.

Искренность

Последний и один из самых главных пунктов. Искренность. Несмотря на иронию, нигилизм, релятивизм - все то что присуще постмодерну, сквозь все это пробивается новая искренность. Традиционные, классические ценности такие как гуманизм, любовь, дружба, семья, они не отрицаются, а наооборот обороняются с новых позиций и методов постмодернизма. Сквозь тонны черного юмора и иронии, пробивается искренность, теперь гораздо более ценная , чем раньше, добытая в стольких поисках и сомнениях.

Итог

Первыми термин метамодернизм ввели в 2010 году голландский философ Робин ван ден Аккер и норвежский теоретик медиа Тимотеус Вермюлен в эссе "Заметки о метамодернизме" С точки зрения описанных ими позиций метамодернизма Рик и Морти можно считать идеальным примером метамодернистской концепции. Мультсериал наверняка останется в истории не как беллетристика из научных идей и мешанина отсылок к известным культурным феноменам, но и как чудесное самостоятельное произведение. По крайней мере я хочу в это верить.

P/S Поддержите лайком, если хотите более глубокого рассмотрения сериала и его мульт(и)вселенной

Портал открывается

Позже Хармон становится шоураннером культового сериала «Однокурсники» (подробнее о его творческой биографии и методах работы можно прочесть тут), а Ройланд занимается озвучкой мультсериалов «Время приключений» и «Рыбология». Через некоторое время NBC отстраняет Хармона от работы над «Однокурсниками» (четвертый сезон, созданный без его участия, считается самым слабым), зато анимационный канал Adult Swim предлагает ему сделать прорывной хит. Хармон, не имеющий никакого представления о специфике анимации, зовет на помощь старого знакомого Ройланда. Вместе они пишут первый драфт сценария за 6 часов, сидя на полу в пустом, без мебели и уже практически бывшем офисе Хармона на студии Paramount. Ройланд не отпускал Хармона домой, причитая, что если тот выйдет сейчас из офиса, то работа над сценарием затянется на месяцы. Результатом станет комедийное шоу, которое взорвет умы поколения (к финалу третьего сезона аудитория «Рика и Морти» в США составляла 2,6 миллиона человек).

Концепция «Рика и Морти» очень проста (и беззастенчиво украдена не только из фильма Земекиса, но и еще из полсотни научно-фантастических произведений): есть гениальный ученый, алкоголик и социопат Рик Санчез (характерные черты — взъерошенные волосы и постоянная отрыжка; в оригинале говорит голосом самого Ройланда) и его внук Морти Смит (его тоже озвучивает Ройланд), которые из раза в раз совершают безумные вылазки во все уголки Вселенной. В третьем сезоне про это даже есть характерная меташутка. «Давай, вошли и вышли. Приключение на 20 минут», — скажет Рик внуку, приглашая зайти в портал между измерениями (правда, для них это растянется на долгие шесть дней). Эта фраза стала мемом — не первым и не последним, порожденным анимационным шоу.

Время злоключений

Проще всего описать сценарную формулу «Рика и Морти» как безумный абсурдистский микс «Симпсонов» и «Футурамы». Или даже, точнее, «Доктора Кто»/«Путеводителя по Галактике» (оттуда все эти путешествия сквозь измерения и эксцентричные инопланетяне) и «кухонной драмы». При создании шоу Хармон ориентировался не на американские шоу для детей, а на британскую культурную традицию, в которой детский контент обычно куда брутальнее взрослого (хороший пример — анимационный фильм «Обитатели холмов», не дававший спать спокойно целому поколению).

Дверь в неизведанное Рик и Морти часто открывают по совершенно бытовым поводам. У Морти не ладится с математикой? Вместо помощи с домашкой гениальный ученый предлагает проникнуть в сны учителя и убедить его ставить только пятерки! Но сны обычного препода оказываются не так просты. В глубине учительского бессознательного происходит БДСМ-тусовка с эльфами, гномами и бесформенными пришельцами, а к Морти подкатывает его собственная сестра в амплуа доминатрикс — скромный преподаватель втайне мечтает о несовершеннолетней ученице!

Шуток на сомнительные темы здесь вообще полным-полно. Один из ярких персонажей шоу — Сквончи, потрепанный кот-алкоголик — использует многозначное слово «сквонч» для описания множества ситуаций и действий, например эротической аутоасфиксии.

Семейная драма в «Рике и Морти» так же важна, как и sci-fi-линия. У пьющего профессора Рика есть дочь Бет, которую он бросил давным-давно, но потом вернулся к ней, туповатый зять Джерри (метафора зомбированного капитализмом обывателя) и внучка-подросток Саммер, чуть старше Морти. Но, в отличие от «Симпсонов», «Гриффинов» и «Американского папаши», РиМ почти чужд сентиментальности: семья не смягчает извращенного пессимизма, а существует как такая же неблагополучная, дисфункциональная и бредовая часть того безумного мира (точнее, миров), по которым шляются Рик и Морти. В одной из серий Саммер узнает, что была нежеланным ребенком и погружается в депрессию — Морти утешает сестру рассказом о том, как во время одного из межпространственных путешествий с дедушкой ему пришлось хоронить самого себя. Мама Морти несчастна в браке и имеет проблемы с алкоголем; хроника распада ее отношений с мужем — сквозная линия всех сезонов. Рик вообще не может ужиться ни с кем из родных и дружит только со внуком (и даже дарит ему секс-робота).

Как «Рик и Морти» готовят нас к самому плохому

Что мы узнали о прошлом Рика

Флешбэки рассказывают предысторию гениального ученого, подтверждая многие догадки фанатов. Молодой Рик Санчез отказывается сотрудничать с другим Риком, после чего в доме появляется бомба и убивает его жену Дайан и дочь Бет. Изобретатель опускается на дно, знакомится с Птичьей Личностью, много пьет и выслеживает альтернативные версии себя в попытке добраться до убийцы своих родственников, но все тщетно. В итоге Рик все-таки начинает сотрудничать с Советом Риков, помогая построить им Цитадель и Центральную конечную кривую. А однажды он напивается и попадает в мир, где Бет не умерла, а выросла и обзавелась семьей (с этого примерно можно отсчитывать начало всего мультсериала).

Что происходит в 9-й серии?

Морти путешествует в одиночку — спасает президента в мире сладостей (операция проходит внутри крайне калорийного Тадж-Махала!), а потом отправляется на помощь обитателям других миров. Вернувшись домой, он обнаруживает, что растратил слишком много портальной жидкости, уровень которой был помечен маркером Рика. Чтобы восполнить недостаток, он использует лаймовую газировку такого же кислотного цвета, попутно пролив немного на ладонь. В результате в теле Морти образуется микропортал, по другую сторону которого — мужчина по имени Ник.

Рик предсказуемо злится и при помощи специального колеса выбирает вещь лучше Морти: новым сайдкиком становится пара обученных воронов. А Морти объединяет усилия с Ником, который оказывается пациентом психбольницы. Их союз временный, потому что Ник не вполне адекватен. В финале серии Рик возвращается домой в компании воронов, чтобы порвать с Морти: ученый понимает, что их отношения были абьюзивными.

Портал открывается

Позже Хармон становится шоураннером культового сериала «Однокурсники» (подробнее о его творческой биографии и методах работы можно прочесть тут), а Ройланд занимается озвучкой мультсериалов «Время приключений» и «Рыбология». Через некоторое время NBC отстраняет Хармона от работы над «Однокурсниками» (четвертый сезон, созданный без его участия, считается самым слабым), зато анимационный канал Adult Swim предлагает ему сделать прорывной хит. Хармон, не имеющий никакого представления о специфике анимации, зовет на помощь старого знакомого Ройланда. Вместе они пишут первый драфт сценария за 6 часов, сидя на полу в пустом, без мебели и уже практически бывшем офисе Хармона на студии Paramount. Ройланд не отпускал Хармона домой, причитая, что если тот выйдет сейчас из офиса, то работа над сценарием затянется на месяцы. Результатом станет комедийное шоу, которое взорвет умы поколения (к финалу третьего сезона аудитория «Рика и Морти» в США составляла 2,6 миллиона человек).

Концепция «Рика и Морти» очень проста (и беззастенчиво украдена не только из фильма Земекиса, но и еще из полсотни научно-фантастических произведений): есть гениальный ученый, алкоголик и социопат Рик Санчез (характерные черты — взъерошенные волосы и постоянная отрыжка; в оригинале говорит голосом самого Ройланда) и его внук Морти Смит (его тоже озвучивает Ройланд), которые из раза в раз совершают безумные вылазки во все уголки Вселенной. В третьем сезоне про это даже есть характерная меташутка. «Давай, вошли и вышли. Приключение на 20 минут», — скажет Рик внуку, приглашая зайти в портал между измерениями (правда, для них это растянется на долгие шесть дней). Эта фраза стала мемом — не первым и не последним, порожденным анимационным шоу.

Много всего интересного, но отсылки-то были?

  • Название девятой серии «Забывая Сарику Мортшалл» отсылает к комедии «В пролете» (Forgetting Sarah Marshall), которая рассказывает о расставании влюбленной пары. Название десятой серии «Рикмурай Джек» еще более прозрачно: референсом выступило культовое аниме «Самурай Джек».
  • Морти упоминает, что однажды Рик заключил его в Матрице.
  • Десятая серия пародирует аниме-стилистику, включая стереотипные опенинги. А образ Рика напоминает главного героя «D: Охотник на вампиров» (1985).
  • Рик превращает свой палец в отвертку и сравнивает себя с инспектором Гаджетом.
  • Рик в образе Стэна Ли напоминает зрителям посмотреть девятую (по другой хронологии, десятую) серию первого сезона («Близкие риконтакты риковой степени»), где мы впервые сталкиваемся с Цитаделью и Советом Риков.
  • Мистер Жопосранчик возвращается в сцене после титров (не пропустите!).

Боль и представление

Несмотря на такую беспощадность во взгляде на жизнь героев, РиМ не упражняется в цинизме ради самого цинизма и неполиткорректности (в отличие от, скажем, «Футурамы» или «Южного Парка»). Если взглянуть на сериал панорамно, то за ширмой скабрезностей и панковского абсурдизма обнаружится космическая тоска, трагедия вселенских масштабов. Парадоксально, но именно в ней и заключается ключ к особой человечности «Рика и Морти». Печальная бессмысленность существования героев мультфильма (а Рик постоянно демонстрирует Морти тщетность любых попыток людей и прочих разумных существ придать своей жизни смысл) все же вызывает у авторов сочувствие. Иронично-печальный взгляд Хармона и Ройланда на мир очень близок к мрачной философии Артура Шопенгауэра — тому человеческая жизнь тоже казалась абсурдо-комичной в частностях, трагической и мучительной в общем. Философия Шопенгауэра (а также других великих пессимистов — Ницше, Альбера Камю, даже Гаутамы Будды) почти буквально цитируется в некоторых эпизодах РиМ, а в других пропагандируется подспудно.

Бог мертв (в этом Рик лично убеждается в ходе одного из своих опытов); смысла жизни нет, а сама она есть страдание; все житейские цели ложны (на этом утверждении строится вся комическая линия с зятем Джерри); все существа находятся в рабстве (других существ, своих страстей либо иллюзий); свобода чревата еще большим количеством боли и насилия (см. эпизод, в котором освобожденные Риком космические проститутки и педофилы тут же развязывают гражданскую войну), наиболее адекватное описание Земли — это дантов Ад; существует бесконечное количество миров и измерений, и все они не лучше нашего. Кажется, мы перечислили все.

На фоне такой безнадеги мелкие инциденты вроде случайно устроенного конца света, гибели «других» Рика и Морти в параллельной вселенной, массового уничтожения инопланетян на планете вечной «Судной ночи» и вправду кажутся забавными приключениями, помогающими героям отвлечься от удручающих размышлений о тщете всего и обреченности всех. Не случайно универсальный совет, который дает Рик неискушенному внуку, который поминутно впадает в панику и ступор, звучит так: «Просто не думай об этом!»

Что же делать и о чем думать перед лицом тотального равнодушия Вселенной к проблемам и страданиями маленького человека? На это у Рика и Морти тоже есть ответ: тусить с теми, кто тебе дорог (не случайно Рик все время возвращается к якобы нелюбимой семье), и развлекаться, наблюдая мировой абсурд как смешное представление или телешоу. Шопенгауэр, кстати, одобрил бы этот совет: он тоже рекомендовал своим читателям утешаться зрелищами, трагическими либо комическими. Они позволяют человеку постигать иррациональные законы мира на безопасном расстоянии от стихий. Вот и Морти все время пытается отвлечь сестру от мучительных вопросов бытия: «Да, мы все умрем. Пойдем смотреть телик?» А что по телику? Вполне возможно, новый сезон РиМ: обитатели странной постмодернистской вселенной, созданной Ройландом и Хармоном, прекрасно осознают, что они всего лишь мультгерои с канала Adult Swim!

Как «Рик и Морти» готовят нас к самому плохому

Бесконечная шутка

Необычайная творческая активность фанатов «Рика и Морти» свидетельствует о его особом культовом статусе среди других аналогичных мультсериалов («Симпсоны», «Южный Парк», «Гриффины»). Фан-база не только рождает свои теории происхождения миров и персонажей (например, кто такой Злой Морти, который стремится мстить Рикам из всех миров?), составляет подробные списки аллюзий, содержащихся в сериале, но и инициирует кампании в реальном мире. К примеру, поклонники сериала заставили «Макдоналдс» вернуть в меню сычуаньский соус (выпускался лимитированным тиражом для промотирования мультфильма «Мулан»), упомянутый Риком в одной из серий, а затем устроили за ним адские очереди. Самый абсурдный момент последнего сезона (Рик превратил себя в огурец, чтоб избежать семейной сессии у психотерапевта!) взорвал не только интернет: кроме изготовления бесчисленного количества мемов, зрители начали вырезать лицо героя на настоящих огурцах, делать футболки с принтами и даже татуировки.

Фанаты РиМ, конечно, считают себя элитой — уж очень много цитат и отсылок содержится в каждом эпизоде. Чтобы понять их все, нужно и правда иметь очень широкий кругозор. Это снобизм тоже стал поводом для самоиронии. См. например, пародийную копипасту на Reddit , написанную от лица фаната шоу: «Честно говоря, нужно иметь очень высокий IQ для понимания „Рика и Морти“. Юмор очень тонкий, и без знания теоретической физики большинство шуток проскочит мимо обычных зрителей». Дальше — больше: автор утверждает, что нигилизм Рика вырос из идей «Народной воли», а крылатая фраза «Вабба Лабба Даб Даб» (переводится как «Мне очень больно, помогите!») является отсылкой к тургеневским «Отцам и детям»!

На самом деле в РиМ нереально много аллюзий ко всему. Во-первых, конечно, к фильмам ужасов и научной фантастике: Лавкрафт и «Кошмар на улице Вязов», «Зардоз», боди-хорроры Дэвида Кроненберга. Цитируются также «Роман с камнем» и «Ковбой Бибоп», а в одной из серий появляется сам Вернер Херцог. Он озвучивает инопланетного борца за гражданские права и выдает обличительный монолог о фаллоцентричности земной культуры.

Есть тут перекрестные отсылки к дружественным шоу. Например, анимационный хит «Гравити Фолз» оставляет пасхалки зрителям «Рика и Морти», и наоборот. То же самое с «Симпсонами»: Мэтт Грейнинг сделал даже специальный микромультфильм-кроссовер, в котором Рик и Морти вваливаются на своем звездолете прямо в гостиную к Симпсонам — с фатальными, разумеется, последствиями.

Но РиМ не ограничивается киноцитатами, иногда, например, отсылая к политическим мемам или поп-музыке. Вот странный оммаж раннему Дэвиду Боуи.

Время злоключений

Проще всего описать сценарную формулу «Рика и Морти» как безумный абсурдистский микс «Симпсонов» и «Футурамы». Или даже, точнее, «Доктора Кто»/«Путеводителя по Галактике» (оттуда все эти путешествия сквозь измерения и эксцентричные инопланетяне) и «кухонной драмы». При создании шоу Хармон ориентировался не на американские шоу для детей, а на британскую культурную традицию, в которой детский контент обычно куда брутальнее взрослого (хороший пример — анимационный фильм «Обитатели холмов», не дававший спать спокойно целому поколению).

Дверь в неизведанное Рик и Морти часто открывают по совершенно бытовым поводам. У Морти не ладится с математикой? Вместо помощи с домашкой гениальный ученый предлагает проникнуть в сны учителя и убедить его ставить только пятерки! Но сны обычного препода оказываются не так просты. В глубине учительского бессознательного происходит БДСМ-тусовка с эльфами, гномами и бесформенными пришельцами, а к Морти подкатывает его собственная сестра в амплуа доминатрикс — скромный преподаватель втайне мечтает о несовершеннолетней ученице!

Шуток на сомнительные темы здесь вообще полным-полно. Один из ярких персонажей шоу — Сквончи, потрепанный кот-алкоголик — использует многозначное слово «сквонч» для описания множества ситуаций и действий, например эротической аутоасфиксии.

Семейная драма в «Рике и Морти» так же важна, как и sci-fi-линия. У пьющего профессора Рика есть дочь Бет, которую он бросил давным-давно, но потом вернулся к ней, туповатый зять Джерри (метафора зомбированного капитализмом обывателя) и внучка-подросток Саммер, чуть старше Морти. Но, в отличие от «Симпсонов», «Гриффинов» и «Американского папаши», РиМ почти чужд сентиментальности: семья не смягчает извращенного пессимизма, а существует как такая же неблагополучная, дисфункциональная и бредовая часть того безумного мира (точнее, миров), по которым шляются Рик и Морти. В одной из серий Саммер узнает, что была нежеланным ребенком и погружается в депрессию — Морти утешает сестру рассказом о том, как во время одного из межпространственных путешествий с дедушкой ему пришлось хоронить самого себя. Мама Морти несчастна в браке и имеет проблемы с алкоголем; хроника распада ее отношений с мужем — сквозная линия всех сезонов. Рик вообще не может ужиться ни с кем из родных и дружит только со внуком (и даже дарит ему секс-робота).

Боль и представление

Несмотря на такую беспощадность во взгляде на жизнь героев, РиМ не упражняется в цинизме ради самого цинизма и неполиткорректности (в отличие от, скажем, «Футурамы» или «Южного Парка»). Если взглянуть на сериал панорамно, то за ширмой скабрезностей и панковского абсурдизма обнаружится космическая тоска, трагедия вселенских масштабов. Парадоксально, но именно в ней и заключается ключ к особой человечности «Рика и Морти». Печальная бессмысленность существования героев мультфильма (а Рик постоянно демонстрирует Морти тщетность любых попыток людей и прочих разумных существ придать своей жизни смысл) все же вызывает у авторов сочувствие. Иронично-печальный взгляд Хармона и Ройланда на мир очень близок к мрачной философии Артура Шопенгауэра — тому человеческая жизнь тоже казалась абсурдо-комичной в частностях, трагической и мучительной в общем. Философия Шопенгауэра (а также других великих пессимистов — Ницше, Альбера Камю, даже Гаутамы Будды) почти буквально цитируется в некоторых эпизодах РиМ, а в других пропагандируется подспудно.

Бог мертв (в этом Рик лично убеждается в ходе одного из своих опытов); смысла жизни нет, а сама она есть страдание; все житейские цели ложны (на этом утверждении строится вся комическая линия с зятем Джерри); все существа находятся в рабстве (других существ, своих страстей либо иллюзий); свобода чревата еще большим количеством боли и насилия (см. эпизод, в котором освобожденные Риком космические проститутки и педофилы тут же развязывают гражданскую войну), наиболее адекватное описание Земли — это дантов Ад; существует бесконечное количество миров и измерений, и все они не лучше нашего. Кажется, мы перечислили все.

На фоне такой безнадеги мелкие инциденты вроде случайно устроенного конца света, гибели «других» Рика и Морти в параллельной вселенной, массового уничтожения инопланетян на планете вечной «Судной ночи» и вправду кажутся забавными приключениями, помогающими героям отвлечься от удручающих размышлений о тщете всего и обреченности всех. Не случайно универсальный совет, который дает Рик неискушенному внуку, который поминутно впадает в панику и ступор, звучит так: «Просто не думай об этом!»

Что же делать и о чем думать перед лицом тотального равнодушия Вселенной к проблемам и страданиями маленького человека? На это у Рика и Морти тоже есть ответ: тусить с теми, кто тебе дорог (не случайно Рик все время возвращается к якобы нелюбимой семье), и развлекаться, наблюдая мировой абсурд как смешное представление или телешоу. Шопенгауэр, кстати, одобрил бы этот совет: он тоже рекомендовал своим читателям утешаться зрелищами, трагическими либо комическими. Они позволяют человеку постигать иррациональные законы мира на безопасном расстоянии от стихий. Вот и Морти все время пытается отвлечь сестру от мучительных вопросов бытия: «Да, мы все умрем. Пойдем смотреть телик?» А что по телику? Вполне возможно, новый сезон РиМ: обитатели странной постмодернистской вселенной, созданной Ройландом и Хармоном, прекрасно осознают, что они всего лишь мультгерои с канала Adult Swim!

А что случилось в 10-й серии?

Рик и вороны объявляются в уютном аниме-городке. Рик одет в стильную черную броню с крыльями и путешествует верхом на робоконе. После небольшой стычки он отправляется в бар, где сидит 40-летний Морти с характерным пивным животом, лысиной и щетиной недельной давности. Бывший сайдкик рассказывает, как дела дома: Джерри заболел, а Саммер вышла замуж за наркомана.

Рик возвращается домой и узнает, что на самом деле ничего не изменилось, просто Морти использовал старящее зелье, чтобы эмоционально шантажировать деда. Они отправляются в Цитадель, где тот его приобрел. Там Рик получает приглашение на ужин от президента Морти. Нетрудно догадаться, что это тот самый Злой Морти, главная фигура всех фанатских теорий. ЗМ рассказывает, что именно Рик, с которым путешествует Морти, помогал строить Цитадель. Злодей планирует разрушить Центральную конечную кривую (Central Finite Curve) — стену, которая отделяет собрание миров, где Рик является самым умным человеком, от остальной мультивселенной. А Морти получает доступ к памяти Рика.

Это конец: «Рик и Морти» распрощались с нами, подтвердив все безумные фанатские теории

Пятый сезон «Рика и Морти» завершился показом сдвоенных серий и разбил сердца фанатов. Нет, не только появлением мистера Жопосранчика. В них наконец-то мы узнали тайну происхождения Рика Санчеза. Редактор проекта «Люмос» Марат Шабаев разбирает девятую и десятую серии и объясняет, что же произошло и чем это чревато для сериала.

Бесконечная шутка

Необычайная творческая активность фанатов «Рика и Морти» свидетельствует о его особом культовом статусе среди других аналогичных мультсериалов («Симпсоны», «Южный Парк», «Гриффины»). Фан-база не только рождает свои теории происхождения миров и персонажей (например, кто такой Злой Морти, который стремится мстить Рикам из всех миров?), составляет подробные списки аллюзий, содержащихся в сериале, но и инициирует кампании в реальном мире. К примеру, поклонники сериала заставили «Макдоналдс» вернуть в меню сычуаньский соус (выпускался лимитированным тиражом для промотирования мультфильма «Мулан»), упомянутый Риком в одной из серий, а затем устроили за ним адские очереди. Самый абсурдный момент последнего сезона (Рик превратил себя в огурец, чтоб избежать семейной сессии у психотерапевта!) взорвал не только интернет: кроме изготовления бесчисленного количества мемов, зрители начали вырезать лицо героя на настоящих огурцах, делать футболки с принтами и даже татуировки.

Фанаты РиМ, конечно, считают себя элитой — уж очень много цитат и отсылок содержится в каждом эпизоде. Чтобы понять их все, нужно и правда иметь очень широкий кругозор. Это снобизм тоже стал поводом для самоиронии. См. например, пародийную копипасту на Reddit , написанную от лица фаната шоу: «Честно говоря, нужно иметь очень высокий IQ для понимания „Рика и Морти“. Юмор очень тонкий, и без знания теоретической физики большинство шуток проскочит мимо обычных зрителей». Дальше — больше: автор утверждает, что нигилизм Рика вырос из идей «Народной воли», а крылатая фраза «Вабба Лабба Даб Даб» (переводится как «Мне очень больно, помогите!») является отсылкой к тургеневским «Отцам и детям»!

На самом деле в РиМ нереально много аллюзий ко всему. Во-первых, конечно, к фильмам ужасов и научной фантастике: Лавкрафт и «Кошмар на улице Вязов», «Зардоз», боди-хорроры Дэвида Кроненберга. Цитируются также «Роман с камнем» и «Ковбой Бибоп», а в одной из серий появляется сам Вернер Херцог. Он озвучивает инопланетного борца за гражданские права и выдает обличительный монолог о фаллоцентричности земной культуры.

Есть тут перекрестные отсылки к дружественным шоу. Например, анимационный хит «Гравити Фолз» оставляет пасхалки зрителям «Рика и Морти», и наоборот. То же самое с «Симпсонами»: Мэтт Грейнинг сделал даже специальный микромультфильм-кроссовер, в котором Рик и Морти вваливаются на своем звездолете прямо в гостиную к Симпсонам — с фатальными, разумеется, последствиями.

Но РиМ не ограничивается киноцитатами, иногда, например, отсылая к политическим мемам или поп-музыке. Вот странный оммаж раннему Дэвиду Боуи.

Вердикт

Финал сезона получился громким, и обсуждать его будут долго. Наверное, логично будет сравнить его с финалом «Локи», в котором герои разрушили Священную временную линию и открыли дверь для мультивселенной. Хотя немного жалко, что проморолики с live-версиями главных героев (их сыграл Кристофер Ллойд и Джейден Мартелл) оказались всего лишь промороликами.

Читайте также: