Как называется рисование на стенах города

Обновлено: 05.07.2024

К стрит-арту можно относиться по-разному. Мне, например, не очень нравятся раскрашенные вагоны поездов или граффити на поверхностях чьей-то собственности. Но стрит-арт сейчас это не только каракули твоего соседа на трансформаторной будке. Это что-то, что вызывает эмоции, резонирует с окружающей реальностью и помогает взглянуть иначе на пространство вокруг.

Я предлагаю прогуляться по улицам Нижнего Новгорода, чтобы понять, насколько город и стрит-арт совместимы и что рисунки на стенах не всегда вандализм, а чаще всего продолжение логического целого. Почему я выбрала Нижний Новгород? Во-первых, потому что это город, где я родилась. Во-вторых, потому что у местного стрит-арта есть свой особенный партизано-сопротивленческий колорит и при этом какая-то исключительная глубина и взрослость.

6,2 тыс. 6 14 минут чтения

Для начала пройдёмся вдоль правого берега Оки, по Черниговской улице. В конце XIX века здесь появился архитектурно-строительный комплекс, состоявший из доходных домов, гостиниц и крупных промышленных предприятий, большая часть которых хоть и искажена пристройками и переделками, но сохранила свой облик.

К сожалению, Нижний Новгород — это кладбище красивых зданий, а главный архитектор города пошёл в профессию не по любви, поэтому сейчас улицу иначе как мрачной, заброшенной или непривлекательной обычно не называют. Хотя даже в этом есть своя эстетика.

Зарождение современного граффити

Примеры граффити нового времени принято считать базой, на основе которой было создано современное направление. Многие культурологи считают, что современный вид напрямую связан с хип-хопом и брейк-дансом. Однако, это заблуждение, ведь первая волна рисунков появилась 1920-х годах в метрополитене Нью-Йорка, что служит весомым опровержением этой теории. Рисунки часто можно встретить на поверхности вагонов, а также в пешеходных переходах.


Надписи на вагонах поезда в Нью-Йорке, 1920-е

Затем, во время Второй Мировой Войны стало распространяться выражение “Kilroy was here”. Эта надпись появлялась еще долго после окончания войны. Со временем, она стала дополняться и изображением. Эта фраза использовался американскими солдатами во время войны, из-за чего фраза и укрепилась в американской культуре.

Затем была волна появления надписей по всему Нью-Йорку, гласивших «Bird Lives». В Париже, при забастовках 1968 года стала популярна фраза “L’ennui est contre-révolutionnaire”, что в переводе означает “Скука контрреволюционна”. Как видно из этих примеров, граффити на протяжение всего существования человека было прочно вплетено в его культуру.

«Ярость, бросатель цветов» (Rage, the Flower thrower), Вифлеем

Автор: Бэнкси.

Описание и история: Бэнкси — самый знаменитый уличный художник нашего времени. Никто не знает, кто он на самом деле, но его работы известны всему миру, поскольку всегда поднимают острые вопросы (политика, социальное устройство, военные конфликты).


«Бросатель цветов» изображает человека в маске, который вместо коктейля Молотова кидает букет цветов. Смысл очевиден — художник не хочет войны между Израилем и Палестиной.

Как обстоят дела в России?

В нашей стране статья УК РФ за граффити отсутствует, но уличные художники могут быть привлечены к ответственности по ряду других, относящихся к административному и уголовному кодексу.

Практика показывает, что вежливость, спокойствие и рассказы сотрудникам полиции о том, что художники имеют цель сделать этот мир ярче и лучше, хоть это и странно звучит, играют большую роль. Если стражи правопорядка видят перед собой людей не от мира сего, художников, а не маргинальных хулиганов, то обычно относятся к представителям искусства вполне лояльно, даже видя на руках и одежде следы краски.

Точка 1. Мукомольный завод

Один из ярких примеров «заброшки» на Черниговской улице — к омплекс мукомольной мельницы торгового дома «Емельян Башкиров с сыновьями».


Историческая справка

Семейное предприятие ведало хлебной торговлей и производством муки. К началу ХХ века мельница Башкирова занимала целый квартал в границах участков Предтеченской улицы (ныне Гаршина) и Благовещенской набережной реки Оки (ныне Черниговская улица), а также Грядского переулка (ныне не существует). В это время мельница Башкирова перерабатывала более 13,5 тыс. пудов зерна в сутки .

В 2007 году Нижегородский мукомольный завод перестал работать и был заброшен. Комплекс мельницы — объект культурного наследия регионального значения. В состав комплекса входил ряд исторических объектов, часть которых, например лабазы, то включались, то исключались из этого списка и в какой-то переломный момент всё равно были снесены предприимчивыми владельцами земли.

На освобождённой территории планируется построить многоквартирный жилой дом. И это всё, что нужно знать об отношении к объектам культурного наследия в Нижнем Новгороде.


В 2019 году в рамках проекта Intervals на здание элеватора мукомольного завода был нанесён масштабный рисунок. Вот что о нём говорит автор проекта , московский художник Андрей Бергер: «Для меня очень важно, чтобы работа создавалась в контексте места, ситуации, в которую она попадает. Я хотел срифмовать поверхность заброшенных элеваторов этого завода и реку, возле которой он находится, чтобы река словно включила его в свой контекст».

Удивительно, но место и впрямь приобрело отдельную и в то же время единую атмосферу пространства, став точкой притяжения ценителей уличного искусства и не только. Работа не разрушала, а, наоборот, привносила что-то новое. Наверное, если воспринимать реставрацию здания как вторую жизнь, ну или хотя бы как умелую пластику, то стрит-арт можно воспринимать как способ реинкарнации.

Андрей Бергер: « Я хотел срифмовать поверхность заброшенных элеваторов этого завода и реку, возле которой он находится, чтобы река словно включила его в свой контекст».

К сожалению, на момент окончания написания статьи элеваторы также были снесены и наблюдать работу Бергера вживую невозможно. Повезло, что есть YouTube и фотографии.

В целом это не единственная работа в непосредственной близости к мукомольному заводу. Рядом, на заборах, огораживающих территорию завода, можно найти ещё не до конца потерянные рисунки нижегородской художницы Елены Лисицы.

Елена оставляет всегда очень двоякое впечатление. С одной стороны, мне безумно нравится то, что она делает. С другой же, это не совсем про меня сейчас, но определённо про меня в детстве. Представляю себя дома. Ночь, в детской белая дверь, на которую транслируются диафильмы. Сказка о потерянном времени, что-то про братьев Солнце и Месяц. Проектор греется, пахнет плёнкой. Сестра читает быстрее меня. Вот работы Лисицы для меня как диафильмы, которые спроецированы на здания.

Мировой опыт противостояния граффити и государства

Во всём мире царит двоякое отношение к уличному искусству. Во многих странах граффити до сих пор принято считать вандализмом, а людей которые наносят рисунки штрафуют или же приговаривают к административному наказанию. В некоторых странах и штатах за такую деятельность даже лишают свободы.


Фото документалиста мира граффити Марты Купер для издания Subway Art

В 2006 году член городского совета по имени Питер Валлоне предложил выпустить законопроект, согласно которому всем лицам, не достигшим 21 года, запрещалось иметь при себе настенные маркеры или же аэрозольную краску. Тогда модельер Марк Эко подал в суд за нарушение прав художников и в том же году состоялось слушание. Требования Марка Эко были удовлетворены, а поправки в законодательстве удалили. Известен случай,когда в Чикаго в 1992 году к продаже были запрещены аэрозольные краски и другие средства нанесения рисунков на стены. И в том же году был издан закон, который налагал штраф, размером в 500 долларов на тех, кто наносит граффити на стену.

При этом размер штрафа превышал сумму, которая налагалась за нахождение в алкогольном опьянении в общественных местах, а также за нарушение религиозной службы. В 2005 году была создана система, позволяющая заносить рисунки в единую базу данных, что облегчало поиск художника, ведь по общему очерку было легче обнаружить их автора. Одним из первых посаженных был Джозеф Монтана, которого называли королем граффити. Он расписал более, чем 200 зданий, за что его и приговорили 2,5 годам лишения свободы.


Полицейские грузят работу Бэнкси в автомобиль. Нью-Йорк, 2014

Ожесточенная борьба с уличной живописью протекает и на Востоке. В Иране и Израиле это направление искусства преследуется законом. А в Сингапуре ученика американской школы приговорили к 4 годам лишения свободы. При этом, в Гонконге очень почитаем райтер (graffiti writer – граффити-художник) по имени Цан Цу Чой, который получил прозвище “Король Коулуна”, и часть его работ находится под официальный защитой.

Центр распространения граффити-культуры

Формального и единого центра распространения граффити культуры, как такового, не существует. Одни считают, что центром этого направления является город Сан-Паулу, который является вдохновением для граффитистов со всего мира. Этот город часто сравнивают с Нью-Йорком 1970-х годов, здесь царит похожая атмосфера. Период с 1969 по 1974 год принято считать в истории революционным. Именно тогда зародилось огромное количество направлений, а центр развития этого вида искусства переместился из Филадельфии в Нью-Йорк. С тех пор именно Нью-Йорк принято считать центром развития граффити.








Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

Стрит-арт

Граффити , постеры , муралы , теги , рисунки на асфальте и даже скульптуры — все это стрит-арт , искусство урбанистических пространств. От наскальных рисунков наших предков до настенных объявлений Древней Греции и Рима и к нашим дням — надписи и рисунки на стенах городов и селений сопровождают человеческую цивилизацию. Многим из нас граффити в метро , подземных переходах и на железнодорожных эстакадах кажутся варварством и хулиганством. Но так ли это? По мнению сторонников стрит-арта , искусство , спрятанное в галереях , музеях и частных коллекциях , недоступно большинству людей. Вот почему уличные художники выступают за демократичность искусства и его всеобщую доступность вне сферы законодательной системы , а также общепринятых понятий о частной собственности.

Стрит-арт

Эфемерность и недолговечность художественных проектов стрит-арта — одна из центральных идей этого вида искусства. В любой момент единственный в своем роде « экспонат» может исчезнуть без следа , его могут закрасить — как дворники по указке властей , так и другие художники. Главный инструмент райтера — баллончик с аэрозольной краской и точное представление о том , что хочется нарисовать , потому что сделать это зачастую надо очень быстро. Во многих странах за порчу городского имущества полагаются немалые штрафы , поэтому райтеры стараются замаскировать свою деятельность по ремонтные или строительные работы , киносъемку и прочий неприметный « движ».

Бэнкси. Пустые стены - это преступление

Считается , что движение уличных художников родилось на рубеже 1970-х на территории США. Однако за пару десятилетий до этого , во время Второй мировой , в американском Детройте жил некий Килрой ( Kilroy) — человек , который , как предполагают , работал на оружейном заводе и очень любил оставить надпись « Kilroy was here» ( здесь был Килрой) на ящике с произведенными бомбами. Эта надпись быстро стала популярна среди солдат , ее дополнили простеньким рисунком , и с тех пор « Килрой» стал путешествовать вместе с американскими солдатами.

Источник

Источник

Источник

Еще одна версия появления Килроя — деятельность инспектора верфи Бостона по имени Джеймс Килрой , который делал эту надпись на кораблях после проверки. Некоторые утверждают , что персонаж появился в Англии еще в 1937 году , некоторые — что его придумали австралийские солдаты еще во времена Первой мировой.

В 1960-х годах надписи на стенах заполонили Филадельфию , а десять лет спустя прочно оккупировали улицы Нью-Йорка. Первыми проявлениями живописи стрит-арта стали « теги» — своеобразные метки , содержащие имя или псевдоним автора. Теги стали своеобразным способом обозначить свою индивидуальность , провозгласить сам факт собственного существования — ну и самоутвердиться , конечно. Если твое имя кричит с каждого угла — ты кое-что значишь! Дотянись до невозможной высоты , нарисуй свой личный знак в неожиданном месте , рискуй — и станешь знаменитым. Через некоторое время к имени добавился номер улицы , где проживал райтер. Особенно прославился один из пионеров теггинга — нью-йоркский курьер Таки , который рисовал свой ник — TAKI 183 — на стенах при каждой возможности. О нем написали , его стали копировать — и вскоре стены города запестрели никнеймами. Впрочем , рисование тегов считалось , скорее , вандализмом , нежели искусством. Идея о том , что можно завоевать известность , демонстрируя свое присутствие в общественных местах , к культуре никак не относилась — и не относится.

Фотографы Марта Купер, Элли Марсиелло, Смит. Источник

Сегодня считается , что пионеры стрит-арта работали в технике « райтинг» ( writing) — собственно , так называется сам процесс рисования граффити любого стиля. После стали выделять « бомбинг» ( bombing) — очень быстрое рисование в условиях экстрима , а также « тэггинг» ( tagging) — изображение никнейма художника. Через некоторое время райтеры стали совершенствовать художественную составляющую своего искусства , стремясь привнести новые приемы и выделиться среди других художников. Дух соперничества породил такие стили , как bubble-letter -огромные буквы , похожие на пузыри , throw-up — типичный стиль нью-йоркцев с простыми формами в два цвета. Стильные герои , характерные для конкретного автора — техника character. В «диком стиле» ( wild style) работают мастера высокого класса , покоряющие зрителя сложностью рисунков. И , конечно , очень популярны оптические иллюзии « 3D-style», которые вызывают наибольший интерес у горожан и туристов своей виртуозной техникой и интересными идеями.

Райтеры Duro, Doze, Mare 139, Shy 147, Daze, Lady Pink. Амфитеатр в Ист-Ривер-Парк, Манхэттен, 1981.

Райтеры Duro , Doze , Mare 139 , Shy 147 , Daze , Lady Pink. Амфитеатр в Ист-Ривер-Парк , Манхэттен , 1981. Фото: © Martha Cooper. Источник

Стрит-арт прочно вошел в молодежную субкультуру. Стремление изобразить свое послание на как можно более сложной для доступа поверхности создавало впечатление о небывалой « крутизне» автора , добавляя ему очков в общественном мнении. Одно из самых известных граффити в «диком стиле» — с яркими цветами , округлыми линиями и теневыми эффектами трехмерности — было создано художниками TRAP , DEZ и DAZE в 1982 году. Этот объект стрит-арта появился на вагоне нью-йоркского метро и вызвал большую шумиху в прессе. Метро регулярно подвергалось набегам райтеров , которые « преображали» целые поезда. Городские власти выразили яростный протест против порчи общественного имущества и объявили стрит-арту войну. Полиция охотиась за художниками и арестовывала их , а метрополитен один за другим очищал поезда от граффити.

«Trap Dez Daze», 1983. Фото: © Генри Чалфант. Источник

Техника граффити быстро завоевала большую популярность и стала одной из составляющих музыкальной хип-хоп культуры. К середине 1980-х в среде художников стрит-арта набрал популярность стиль трафаретного граффити. Искусство рисования аэрозольными красками пересекло океан и покорило Европу. В ряды райтеров влились профессиональные художники , для которых идея демократичного искусства , доступного всем без исключения , была близка и понятна. В эстетике стрит-арта появилась социальная составляющая: художники поднимали проблемы защиты бедных слоев населения , борьбы со СПИДом , расизма. Высокое мастерство исполнения сделало их обращения к публике более привлекательными и оттого более значимыми.

Жан-Мишель Баския. Цены на бензин в третьем мире

Многие имена были на слуху у всего художественного сообщества — Ли Киньонес , Жан-Мишель Баския, Кит Харинг, Даниэль Бурен… Популярностью урбанистической живописи решили воспользоваться некоторые крупные корпорации — в частности , IBM и Sony, — которые продвигали свою продукцию в коллаборации с уличными художниками. Стрит-арт стал темой нескольких компьютерных игр , изображения граффити появились на сумках и футболках , скейт-бордах и досках для серфинга.

Улица Дзамбони, Болонья

Автор: студенты Болонского университета.

Описание и история: у лица Дзамбони (Via Zamboni) считается университетской улицей города Болонья. Собственно, весь город считается студенческим, благодаря Болонскому университетц, но улица Замбони особенно интересна по нескольким причинам.

Здесь расположены культурные места, например Муниципальный оперный театр или Музей Палаццо Поджи (Музей медицины). Студенты решили, что местным палаццо не помешает немного красок и на протяжении десятилетий разукрашивали стены зданий разными граффити.



Получилось очень аутентично — старинные колонны покрылись политическими лозунгами и произведениями искусства. Разглядывать можно бесконечно.

Как добраться: 10 минут пешком от Piazza Maggiore — главной площади Болоньи.

Уличное искусство красиво, социально значимо и (немаловажный плюс!) – почти всегда бесплатно. И его так много, что знакомиться с ним можно всю жизнь, ища любимые граффити по всему миру. Кто знает, возможно, после окончания пандемии появится новые картины. Кстати, Бэнкси уже сделал одну для британской больницы.

«Машина заказов» ( Ordering Machine ), Гренобль

Автор: Nevercrew — команда из двух итальянских художников. Сейчас проживают в Швейцарии.

Описание и история: н а огромном граффити во всю стену изображены два реалистичных кита, подвешенных на вешалку с помощью большого куска ткани. Художники хотели обратить внимание на проблему эксплуатации человечеством природных ресурсов. Работа появилась на стене в честь фестиваля уличного искусства в Гренобле в 2016 году.


Как добраться: «Машина заказов» расположена в двух минутах пешком от автобусной остановки Championnet . Сюда ходят автобусы 12 и C3.

Итальянские вандалы

Визуальное искусство у итальянцев в крови, поэтому современные (правда, непризнанные) Боттичелли сейчас рисуют буквально повсюду — в Италии нередко можно встретить полностью расписанные поезда метро и километры стен на улицах. Некоторые, правда, заходят слишком далеко и украшают своими художествами исторические монументы. Такой вандализм не приветствуется, а вот к сотням невероятно красивых граффити туристы и государство относятся нормально.

Административная ответственность

Основная статья, которая используется в настоящее время против того, что представляет собой стрит-арт на практике, — это 7.17 КоАП РФ, которая предусматривает наказание за незначительное повреждение чужого имущества. Это штраф в размере от 300 до 500 рублей.

Гораздо реже применяется статья 20.1 КоАП РФ. Она предусматривает наказание за мелкое хулиганство — штраф от 500 до 1000 рублей или арест на срок до 15 суток. Однако, если нарушители окажут неповиновение, то размер штрафа увеличивается до 2500 рублей.

Обратная сторона: становление граффити как нового направления в искусстве

Одна из уличных работ Кита Харинга Первую славу Жан-Мишель Баския обрел как граффити-художник под псевдонимом SAMO

Среди современников особую известность получил уличный райтер по прозвищу “Бэнкси”, чья личность до сих пор окутана тайной. Он поднимает актуальные вопросы и высмеивает абсурдность ситуаций в современной политике. Многие его работы были признаны мировыми шедеврами.

Дэвид Боуи, Лондон

Автор: Джеймс Кочран, британский художник австралийского происхождения.

Описание и история: граффити размером больше человеческого роста появилось на стене магазина Morleys в 2013 году — Боуи родился буквально за углом.


Великий певец умер в 2016. С тех пор это место стало его мемориалом — здесь поклонники оставляют цветы и записки. Граффити также покрыли пластиком, чтобы защитить от воздействия среды — вот оно, бережное отношение к искусству!

Как добраться: мемориал находится рядом со станцией метро «Брикстон» (Brixton). Билет на метро — 4,9 £ (≈ 400 руб.).


Наказание за граффити

Борьба с нелегальным уличным творчеством происходит во всём мире, а её отличительной чертой является отсутствие чёткости в определении того, чем является оставление каких-либо надписей или изображений в городском пространстве. Это можно назвать самовыражением, искусством, но ещё и хулиганством, вандализмом и даже экстремизмом. Грань между тем и этим достаточно зыбкая, поэтому и универсальное наказание за граффити законодатели не смогли придумать ни в одной стране мира.

Стена Джона Леннона, Прага

Автор: десятки разных художников.

Описание и история: оказывается, существует не только стена Цоя! В Праге, прямо напротив французского посольства, сразу после смерти Джона Леннона в 1980 году начали появляться первые рисунки и надписи. Правительство долго пыталось бороться с «вандализмом», но, говорят, на защиту фанатов встало французское консульство — во избежание волнений и протестов стену попросили оставить в покое.

По сей день здесь появляются новые рисунки и записи, так что увидеть обновленную стену можно в каждый приезд в Прагу.



Как добраться: две минуты пешком от Храма Девы Марии.

Художник без лица

Бэнкси стал настолько знаменит, что его работы уже выставляются в музеях по всему миру. Посетители гадают, кто же скрывается за личностью знаменитого художника и активно платят деньги за то, чтобы взглянуть на коллекцию его работ под одной крышей.

Как добраться: полчаса пешком от Базилики Рождества Христова

История граффити: от древнего мира к новому времени

Сейчас граффити принято называть любой вид уличного искусства и раскрашивания стен; вне зависимости от степени профессионализма нанесения изображений. В истории этот термин используется уже достаточно давно. Причём раньше происходило разделение на два понятия, такие как “дипинти” и “граффити”. Термин произошел от глагола “graffiare”, что в переводе с итальянского означает “царапать”. Глаголом “дипинти” же обозначали надписи, сделанные краской.


Классическое представление скрэтчинга в граффити — выцарапавание тегов на стеклах


Интересный факт: раньше техники царапания и нанесения краски зачастую объединялись. Примеры такой техники наблюдались у гончаров, которые выцарапывали на верхнем слое краски надписи, обнажая таким образом внутренний слой. Конечно, такую методику сейчас сложно назвать граффити в классическом понимании этого слова, но тогда это были одними из первых примеров применения техники. Особенно часто мастера таким способом подписывали свои работы.

Принято начинать отсчет истории граффити с момента, когда были обнаружены настенные надписи. Первые примеры были найдены в странах Древнего Востока, в Риме, а также в Греции. Позже, любая графика, которая была нанесена на поверхность стен, обозначалась как граффити, и во многих странах она расценивалось, как акт вандализма. Невероятно, но первые рисунки появились уже в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Именно наскальные изображения стали прототипом этого направления в искусстве. Тогда, в качестве инструментов использовались натуральные пигменты и острые предметы: такие, как кости животных, камни и осколки затвердевших пород.


Родоначальники граффити — древние наскальные рисунки

Первый прототип граффити, такого каким мы привыкли видеть его сейчас, расположен в городе Эфес, который находится в Турции. Ранее он принадлежал Древней Греции и даже сохранил отметки этой культуры. Первым текстом послужила реклама услуг проституток. Рисунок изображал след ладони, отдаленно напоминающий сердце, цифру и отпечаток ноги. Весь этот рисунок трактуется, как сумма оплаты за определенные услуги.

Примечательно и то, что граффити практически одновременно появилось в разных частях света. Даже в Египте на территории исторического комплекса Гиза исследователи нашли множество надписей и рисунков, которые также были отнесены к этому стилю. Считается, что они были оставлены строителями и религиозными деятелями времени.

Уже в эпоху Ренессанса, такие известные художники, как Микеланджело и Рафаэль отправлялись в золотой дом Нерона где вырезали собственные имена, после чего они приступали к активной работе. Позже, французские солдаты оставляли надписи во время египетской кампании, возглавляемой Наполеоном. Лорд Байрон также оставил в греческом храме Посейдона свой след. И во время Второй Мировой Войны советские солдаты сделали огромное количество надписей на стенах Рейхстага.

«Большой Енот», Лиссабон

Описание и история: Лиссабон можно по праву считать одной из европейских столиц уличного искусства — здесь даже есть правительственный департамент, занимающийся стрит-артом . Так что уличных художников здесь любят и уважают, а не считают за вандалов.

Bordalo II — португальский художник и активист, известный серией работ Trash Animals. Это не просто рисунки на стенах, а объёмные инсталляции, сделанные из мусора. Bordalo II привлекает внимание общественности к проблеме экологии и её влияния на животных. Каждая работа занимает у художника от трёх до семи дней.



Как добраться: енота можно найти на улице Bartolomeu Dias (в двух минутах ходьбы от Музея современного искусства ).

Содержание

Введение в стрит-арт: топ-10 граффити мира

Давно прошли те времена, когда граффити считались вандализмом. Теперь уличное искусство ( красивое уличное искусство ) — это эстетика, социальное или политическое заявление и облик многих современных городов. Во времена, когда от сидения дома уже очень хочется разрисовывать не только стены, но и друг друга, решили отвлечь твоё внимание самыми живописными граффити мира.

14,3 тыс. 1 6 минут чтения

Замок Кельбурн, Глазго

Автор: Нунка, Нина Пандольфо, OSGEMEOS (братья-близнецы). Все художники из Бразилии.

Описание и история: з амок Кельбурн был построен в XIII веке, неудивительно, что к 2007 году ему требовалась серьёзная реконструкция. Владелец замка, граф Патрик Бойл (граф Глазго), предложил государству оригинальную идею — разрисовать фасад задмка — и пригласил знаменитых уличных художников.


Оригинальные абстрактные рисунки привлекли множество туристов, на деньги от билетов планировалось провести реконструкцию (и стереть граффити). Но графу они так понравились, что, по слухам, он до сих пор ведёт переписку с правительством, пытаясь отстоять рисунки и оставить их навсегда. Шотландцы люди упрямые, и кто победит — мы не знаем.


Как добраться: на автобусе A78, следующем по маршруту Greenock. Цена билета — 5 £ (≈ 430 руб. в одну сторону). Дорога займёт около 45 минут.

Региональные законы

Но это не говорит о том, что наказание будет только таким и никаким другим. Кроме федеральных есть ещё и региональные законы. Те, что можно трактовать против художников, найдётся чуть ли не в каждом субъекте федерации. Недавно московские законодатели приняли закон, согласно которому вне правового поля окажутся все изображения на стенах домов, которые не были согласованными с правительством Москвы. Владельцев зданий обяжут закрасить их своими силами. Если они этого не сделают, то работы будут проведены за счёт мэрии, но та может заставить собственников перечислить деньги в бюджет Москвы в судебном порядке. В основном этот закон направлен на рекламное граффити. По подсчётам специалистов, суммарный доход исполнителей равняется примерно 1 млрд рублей в год.

Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

Граффити (Graffiti от итал. graffito — надписи) — это уличная живопись. Споры относительно того, стоит ли считать граффити отдельным направлением искусства или актом вандализма не стихают до сих пор. К граффити принято относить любые изображения, размещенные на поверхности стен, зданий, и других общественных объектов. Что это, как появилось это направление, как оно развивается, что принято считать граффити в современном искусстве?

«Сан Дженнаро», Неаполь

Автор: итальянский художник Джорит (Jorit).

Описание и история: только в Неаполе можно встретить граффити, изображающее святого. Этот город удивительным образом сочетает почти фанатическую набожность и абсолютную любовь к современному искусству. Огромное граффити в стиле реализма во всю стену расположено в районе Forcella, считающимся одним из самых опасных (всё из-за неаполитанской мафии, Каморры).


Как добраться: пешком по via Duomo до Via Veccaria Vecchia 33 . Дорога займёт около 20 минут.

Материалы и техника создания

Современными райтерами используется целый ряд инструментов:

  • аэрозольная краска (и множество техник нанесения)
  • маркеры
  • валики
  • кисти
  • наклейки
  • картонные трафареты и др.

В качестве эксперимента использовались магнитные светодиоды и проекции рисунков. Художники занимаются не только реставрацией, но и трансформацией старых работ, используя новую технику нанесения. “Yarnbombing” предусматривает использование трикотажных изделий, которые крепятся к рисунку. Образуется нечто промежуточное между классическим граффити и инсталляцией.

Может ли увлечение стрит-артом принести что-то страшное?

Самое страшное наказание, которое только может ждать человека с баллончиком, связано с экстремизмом. Разумеется, для этого нужно, чтобы надписи или изображения несли соответствующий смысл — содержали бы какую-то запрещённую символику, пропагандировали идеи терроризма, агрессии, ненависти или вражды. Делать выводы о том, так это или нет будут эксперты, а они, в подавляющем большинстве случаев, принимают сторону обвинения. Поэтому всем художникам нужно понимать возможное отношение власти к их творчеству, если они коснутся протестной тематики. Впрочем, политический протест некоторым людям теперь мерещится везде и всюду. Такой судебной практики пока ещё нет, но вряд ли стоит удивляться, если она возникнет уже завтра.

За любое уличное творчество, которое проводится незаконно, т. е. без согласия владельцев движимости и недвижимости или администрации муниципального образования, возможна уголовная ответственность по статье 214 УК, которая носит название «Вандализм». В лёгкой форме она предусматривает наказание в виде 40 тыс. рублей штрафа. Сумма может исчисляться и в виде 3-ёх месячных доходов осуждённого. Если же с деньгами у него туго, то придётся выполнять обязательные или исправительные работы. Возможен и арест сроком до трёх месяцев. И это пустяки, если сравнить с наказанием за такое же деяние по политическим и идеологическим мотивам или совершённое группой лиц. Они могут получить ограничение или лишение свободы на срок в три года, а учитывая обострение политической борьбы в РФ, в совокупности со статьёй, предусматривающей наказание за экстремизм.

К счастью, суровое наказание за граффити в России пока ещё применяется крайне редко. Наиболее негативно к художникам чаще всего относятся в компании ОАО «РЖД» и всех тех, что связаны с подземным и надземным железнодорожным транспортом. Рисование на вагонах в наше время может быть чревато достаточно серьёзными последствиями. А вот штраф за граффити на стенах хоть один раз заплатил чуть ли не каждый уличный художник.

Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

«Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!», Берлин

Автор: Дмитрий Врубель — русский художник, проживающий в Берлине.

Описание и история: д умаем, с этой работой ты прекрасно знаком, даже если воочию увидеть её не удалось. На граффити изображён поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера (немецкий политический деятель XX века).

Сам поцелуй ознаменовал десятилетний договор, заключённый между Восточной Германией и СССР в 1979 году, и был запечатлён на фотографии, попавшей в сотни газет.


В 1989 году Берлинская стена пала, а в 1990 трансформировалась в галерею под открытым небом. В этом же году на её Восточной стороне появилась работа Дмитрия Врубеля (до падения стены украшать её граффити разрешалось только с Западной стороны). Работа была сильно испорчена к 2005 году, и художника попросили её реставрировать.

Как найти: расположена в Истсайдской галерее . Добраться можно на метро, линия U1, до станции « Шлезишес Тор» (Schlesisches Tor) . Отсюда 10 минут пешком. Билет на метро в одну сторону — 2,5 € (≈ 185 руб.).

«Майя», Москва

Автор: бразильский художник Эдуардо Кобра .

Описание и история: красочное граффити в центре Москвы не рассказывает об остром социальном конфликте, но зато привлекает внимание яркими цветами и размером (18х16 метров). Граффити изображает знаменитую русскую балерину Майю Плисецкую. Работа появилась в 2013 году, за полтора года до смерти Плисецкой, так что прима Большого театра успела её увидеть и оценить по достоинству.


Как добраться: граффити расположено по адресу: Большая Дмитровка 16/1 (пять минут пешком от станции метро «Театральная» ).

Виды и стили классического граффити

Graffiti tag

Граффити огнетушителем






Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

Читайте также: