Как называется корона из листьев

Обновлено: 08.07.2024

• м. в песнях также вен, плетеница из ботвы, листвы, зелени с цветами; такая-ж круглая плетеница, ободом, обручем. Венок луку, соломенная вить, со вплетом луковиц. Завивать венки, закручивать березовые венки, как делают девки, когда крестят кукушку, на семик, или когда гадают. Веночек умалит. также хороводная игра или пляска, вьюн. Веночный или венковый, до венка вообще относящийся. Веночница, женщина, плетущая, продающая цветочные венки

• повесть русского писателя Ф. Ф. Кнорре "Каменный . "

• последний подарок от группы товарищей

• сплетенные в кольцо цветы

• украшение лауреатских голов и могилок

• хитросплетение из ромашек

• цветочная "корона" влюбленных

• цветы на голову

• кантата литовского композитора В. Лаурушаса «. славы»

• сплетенные в виде кольца цветы, листья, ветки, обычно используемые как украшение

• букет, с которым не встречают, а провожают

• букет, сплетенный в кольцо

• венец, головной убор из цветов

• значение имени Степан

• сплетенные в кольцо листья, цветы

• традиционный славянский девичий головной убор из цветов, зелени, лент, бумаги в форме круга, атрибут традиционных обрядов, в свадебной обрядности — символ девичьей чистоты

Зачем на самом деле Юлий Цезарь носил лавровый венок. Что он под ним скрывал

По мнению некоторых Цезарь носил это украшение исключительно как символ, который означал славу, победу, мир.

Но причины ношения этих "листиков" на голове были совсем другими.

Цезарь - это тот человек, который навсегда останется на страницах истории, его не забудут и это глупо было бы отрицать.

Полководец, политик, диктатор, писатель - во всех этих сферах он был весьма успешен и везде оставил после себя след.

А вот причин ношения данного украшения было две.

Он внес большой вклад в развитие своей страны. Его желанной мечтой было стать царем, но как вы вы все прекрасно знаете, стал он императором, а это не совсем то, что он хотел. Это его делало лишь прекрасным полководцем, но не царем.

Вот и приходилось довольствоваться лавровым венком, а не короной, чтобы хотя бы таким образом продемонстрировать себя во власти.

По иронии судьбы "Цезарь" дословно переводится как "волосатый" или "густая копна кудрей". Но вот волос то у него как раз таки и не было. Точнее они были, но только с боков, которые приходилось зачесывать наверх, скрывая свой недостаток.

Уж очень он переживал из-за того, что у него не было волос как у нормального человека.

Поэтому, когда появилась возможность носить на голове венок из лавровых листьев, то по поводу своей лысины он уже не расстраивался, ведь венок отлично справлялся с тем, что скрывал этот недостаток.

Пытался ли он бороться с этой проблемой до того как стал носить венок?

Конечно пытался. Какие только мази не придумывали для него и различные зелья. Но все было бесполезно.

Как жаль, что в те времена не было париков и различных накладок на голову как сейчас ведь это очень легко могло решить его проблему.

Даже великие люди стесняются и негодуют по поводу своих недостатков, в данном случае волос.

Зачем на самом деле Юлий Цезарь носил лавровый венок, что он им скрывал?

Многие считают, что лавровый венок Юлий Цезарь носил как символ победы, но все оказалось совсем не так. Тщеславие - вот основная причина, по которой Цезарь надел венок.

Гай Юлий Цезарь известен как Римский Император, оратор и полководец. Это был величайший человек, который расширил территорию Римской республики, написал множество военных книг и успешно боролся с консервативными сенаторами.

Венок Цезарь носил по двум причинам.

Юлий Цезарь развязал гражданскую войну, отвоевал Рим, и этим внес огромный вклад в развитие государства. Он всегда мечтал стать царем, но был удостоен лишь титула императора, что в те времена значило лишь то, что он особо успешный военноначальник, т.е полководец.

Поэтому вместо короны Цезарь носил лавровый венок, чтобы показать всем свою власть, ведь царем он так и не стал.

Вторая причина:

Фамилия Цезарь ( caesaries ) с латинского переводиться как " Густая копна кудрей ", чем Юлий Цезарь похвастаться никак не мог. Он начал преждевременно лысеть, но пытался визуально скрыть лысину зачесывая волосы с боков на лоб.

Вскоре этих волос так же стало не хватать , что очень сильно угнетало императора. Такое значение фамилии, пристальное внимание народа и публичные выступления обязывали его выглядеть соответственно его статусу. Когда же ему дали право носить лавровый венок, который своей пышностью отлично скрывал лысину, Цезарь больше не появлялся на людях без него.

Тщетные попытки

Задержавшись в Египте, у Юлия Цезаря начался роман с царицей Клеопатрой, которая всячески пыталась помочь любимому с его проблемой.

Она изготавливала целебную мазь из измельченных жженых мышей, медвежьего сала, мозга оленя, зубов лошади и подобных компонентов.

От Цезаря требовалось ежедневно втирать зловонную смесь себе в голову, пока не появятся новые волосы. Очевидно, что императору мазь не помогла, ведь с венком он так и не расстался.

Кто оказался продуманнее Цезаря

С такой же проблемой столкнулся карфагенский полководец Ганнибал. Он оказался в этом плане умнее Цезаря и велел своим подданным изготовить себе несколько париков. Причем, чтобы это выглядело натурально, парики создавались соответственно возраста Ганнибала.

Самому полководцу казалось, что теперь волосы выглядят отлично и очень правдоподобно, но это было далеко не так, а сказать ему никто не осмеливался. Качество проклейки и сшивания париков в то время заставляло желать лучшего, так что Ганнибал выглядел больше смешно.

Золотой венок Цезаря и борьба за разоблачение «тирана»

Соглас­но мно­гим антич­ным источ­ни­кам, три­ум­фаль­ное обла­че­ние было похо­же на древ­нее цар­ское оде­я­ние 81 и на наряд древ­не­го Юпи­те­ра 82 . При этом для нашей про­бле­мы не суще­ст­вен­но, счи­тать ли, что с. 22 пер­во­на­чаль­но это обла­че­ние носи­ли цари, а на Юпи­те­ра оно было рас­про­стра­не­но допол­ни­тель­но и вто­рич­но 83 , или же пола­гать, что после­до­ва­тель­ность была про­ти­во­по­лож­ной. Отож­дест­вле­ние оде­я­ния Юпи­те­ра, царя и три­ум­фа­то­ра засвиде­тель­ст­во­ва­но в Риме настоль­ко часто и повсе­мест­но, что вряд ли золо­той венок во всех трёх обла­че­ни­ях мог суще­ст­вен­но раз­ли­чать­ся по фор­ме. Един­ст­вен­ное ощу­ти­мое отли­чие, воз­мож­но, состо­я­ло в том, что венок Юпи­те­ра и цар­ский венок, по-види­мо­му, носи­ли на голо­ве, тогда как три­ум­фаль­ный золо­той венок дер­жа­ли над голо­вой. Одна­ко это не исклю­ча­ет оди­на­ко­вой фор­мы и вза­им­ной зави­си­мо­сти. Преж­де все­го, не сто­ит уве­рен­но утвер­ждать, что венок, кото­рый дер­жа­ли над голо­вой три­ум­фа­то­ров, был суще­ст­вен­но боль­ше цар­ско­го вен­ка и вооб­ще не годил­ся для ноше­ния на голо­ве 84 . Поми­мо совер­шен­но есте­ствен­но­го пред­по­ло­же­ния, что венок, кото­рый дер­жат над голо­вой, мож­но так­же и носить, необ­хо­ди­мо ина­че, чем обыч­но, интер­пре­ти­ро­вать фраг­мент Юве­на­ла. Это сати­ра X, 38 сл.


In tu­ni­ca Jovis et pic­ta Sar­ra­na fe­ren­tem
ex ume­ris aulaea to­gae mag­nae­que co­ro­nae
tan­tum or­bem, quan­to cer­vix non suf­fi­cit ul­la?
Quip­pe te­net su­dans hanc pub­li­cus, et si­bi con­sul
ne pla­ceat, cur­ru ser­vus por­ta­tur eodem
[1] .

с. 28 Так­же нет вес­ких при­чин счи­тать граж­дан­ский венок рим­ско­го импе­ра­то­ра частью костю­ма Юпи­те­ра. В каче­стве глав­но­го дока­за­тель­ства это­го мне­ния при­во­ди­ли Вели­кую фран­цуз­скую камею 132 , на кото­рой Тибе­рий изо­бра­жён полу­об­на­жён­ным, с эгидой на коле­нях, ски­пет­ром в руке и дубо­вым вен­ком на голо­ве 133 . Поза Юпи­те­ра не вызы­ва­ет сомне­ний, но граж­дан­ский венок (с лен­та­ми на затыл­ке!) не явля­ет­ся суще­ст­вен­ным. Напри­мер, на дру­гой камее из вены Август изо­бра­жён в обра­зе Юпи­те­ра в лав­ро­вом вен­ке 134 . На дру­гой вен­ской камее Клав­дий изо­бра­жён как Юпи­тер с эгидой, мол­нией и орлом 135 ; на нём тоже лав­ро­вый венок. Мож­но при­ве­сти ещё боль­ше при­ме­ров импе­ра­тор­ских порт­ре­тов с эгидой Юпи­те­ра и лав­ро­вым вен­ком. Напри­мер, камея из « Зелё­ных сво­дов » в Дрездене 136 , камея с Клав­ди­ем в Пари­же 137 , камея Нан­си 138 . На камее из Гаа­ге 139 импе­ра­тор, несо­мнен­но, пред­став­лен в обра­зе Юпи­те­ра на биге, запря­жён­ной кен­тав­ра­ми. Он дер­жит мол­нию, но сно­ва увен­чан лав­ро­вым вен­ком. Одна­ко нуж­но отдель­но заме­тить, что эти лав­ро­вые вен­ки не иден­тич­ны лав­ру Зев­са Олим­пий­ско­го и поэто­му не обу­слов­ле­ны аллю­зи­ей на Юпи­те­ра; это обыч­ный импе­ра­тор­ский сим­вол. При таком поло­же­нии дел столь же необос­но­ван­но было бы счи­тать граж­дан­ский венок суще­ст­вен­ным аксес­су­а­ром Юпи­те­ра, как и пола­гать, буд­то на моне­тах Август, увен­чан­ный граж­дан­ским вен­ком (илл. I 20), пред­став­лен в обра­зе Юпи­те­ра. Граж­дан­ский венок — это про­сто граж­дан­ский венок. Образ Юпи­те­ра созда­ют эгида, орлы, мол­ния и обна­жён­ная верх­няя поло­ви­на тела. Поэто­му Лип­польд с пол­ным пра­вом назвал граж­дан­ским вен­ком дубо­вый венок на ста­туе Клав­дия в обра­зе Юпи­те­ра в Вати­кане и не стал утвер­ждать вслед за Бер­нул­ли, что Клав­дий увен­чан дубо­вым вен­ком как Юпи­тер 140 . Атри­бу­ты, сопро­вож­даю­щие ста­туи Юпи­те­ра, — орёл, ски­петр и мол­ния, но не дубо­вый венок, — дока­зы­ва­ют, что граж­дан­ский венок при­вне­сён в образ Юпи­те­ра импе­ра­то­ром. Кро­ме того, сви­саю­щие на затыл­ке лен­ты харак­те­ри­зу­ют венок как укра­ше­ние смерт­но­го 141 . с. 29 В каче­стве нагляд­но­го дока­за­тель­ства того, что зна­че­ние граж­дан­ско­го вен­ка свя­за­но с Юпи­те­ром, при­во­ди­лась так­же камея из Вены с бюста­ми на фрук­то­вых рогах 142 . Клав­дий дер­жит эгиду, его виза­ви одет в палуда­мен­тум, и оба увен­ча­ны граж­дан­ским вен­ком с лен­та­ми на затыл­ке. Если бы этот венок был харак­тер­ным зна­ком Юпи­те­ра, то вто­ро­го импе­ра­то­ра тоже изо­бра­зи­ли бы с эгидой и, преж­де все­го, из-за дубо­во­го вен­ка обе голо­вы сле­до­ва­ло бы счи­тать обра­за­ми Юпи­те­ра, что совер­шен­но невоз­мож­но на одной кар­тине. Нали­чие у жен­щин голов­ных убо­ров, харак­тер­ных для богинь, не тре­бу­ет по ана­ло­гии интер­пре­ти­ро­вать и вен­ки муж­чин как сим­во­лы богов, так как у жен­щин боже­ст­вен­ные атри­бу­ты ста­ли изо­бра­жать рань­ше и чаще, чем у самих импе­ра­то­ров. На гем­ме Авгу­ста из Вены 143 пер­со­ни­фи­ка­ция Ойку­ме­ны дер­жит дубо­вый венок над голо­вой Авгу­ста. Этот жест под­чёр­ки­ва­ет, что дубо­вый венок пре­до­став­ля­ет­ся рим­ским наро­дом или ge­ne­re hu­ma­num [9] за спа­се­ние граж­дан. Венок — это допол­не­ние к обра­зу Юпи­те­ра, а не его пер­во­на­чаль­ный атри­бут. Разу­ме­ет­ся, изо­бра­жён­ный в граж­дан­ском вен­ке импе­ра­тор, как спа­си­тель и отец оте­че­ства, напо­ми­на­ет Юпи­те­ра, отца и пода­те­ля помо­щи. На осно­ва­нии одной и той же роли спа­си­те­ля мож­но сопо­ста­вить импе­ра­то­ра в дубо­вом вен­ке и боже­ст­вен­но­го отца всех людей, кото­ро­му посвя­щён дуб. Одна­ко, при срав­не­нии с нагляд­ны­ми свиде­тель­ства­ми древ­ней­ших рим­ских монет, это сопо­став­ле­ние не дока­зы­ва­ет что дубо­вый венок был тра­ди­ци­он­ным голов­ным укра­ше­ни­ем Юпи­те­ра в Риме и что, в соот­вет­ст­вии с этим, золо­той три­ум­фаль­ный венок, про­ис­хо­дя­щий от вен­ка Юпи­те­ра, дол­жен состо­ять из дубо­вых листьев. Из Овидия, Tris­tia 3, 1, 35 сл. 144 тоже нель­зя извлечь ниче­го боль­ше­го 145 . Гость видит с. 30 в Риме дубо­вый венок, вися­щий на зда­нии. Он спра­ши­ва­ет, при­над­ле­жит ли этот дом вер­хов­но­му богу, — есте­ствен­ная ассо­ци­а­ция, обу­слов­лен­ная зна­ни­ем, что дуб — свя­щен­ное дере­во Юпи­те­ра. Но посе­ти­те­лю тут же сооб­ща­ют, что этот венок не име­ет отно­ше­ния к Юпи­те­ру, а пожа­ло­ван Авгу­сту за спа­се­ние граж­дан. Стих 47 и сле­дую­щие пря­мо дока­зы­ва­ют, что преды­ду­щая ком­би­на­ция дубо­во­го вен­ка и Юпи­те­ра была оши­боч­ной. Нако­нец, сле­ду­ет при­нять во вни­ма­ние, что в рес­пуб­ли­ке никак не свя­зы­ва­ли граж­дан­ский венок с Юпи­те­ром, так что в любом слу­чае при­сут­ст­вие граж­дан­ско­го вен­ка на порт­ре­тах импе­ра­то­ров в обра­зе Юпи­те­ра — это вто­рич­ное раз­ви­тие, кото­рое никак не может свиде­тель­ст­во­вать о внеш­нем виде древ­не­го вен­ка Юпи­те­ра — три­ум­фаль­но­го вен­ка.

Может воз­ник­нуть вопрос, не явля­ет­ся ли порт­рет Юпи­те­ра в лав­ро­вом вен­ке на древ­ней­ших рим­ских чекан­ках все­го лишь заим­ст­во­ва­ни­ем с гре­че­ских монет и не оттуда ли полу­чен и олим­пий­ский лав­ро­вый венок, в то вре­мя как древ­ней­ший Юпи­тер в Риме, как и древ­ней­ший Зевс в Гре­ции, носил дубо­вый венок, кото­рый сохра­нил­ся в горо­де на Тиб­ре толь­ко в три­ум­фаль­ном вен­ке из дубо­вых листьев. Такой ход раз­ви­тия мож­но исклю­чить по убеди­тель­ным при­чи­нам. По еди­но­глас­ным сведе­ни­ям антич­ных свиде­тельств, все три­ум­фаль­ные укра­ше­ния заим­ст­во­ва­ны из этрус­ско­го обла­че­ния Юпи­те­ра и цар­ско­го обла­че­ния. Поэто­му золо­той три­ум­фаль­ный венок дол­жен иметь такую же фор­му, как и венок этрус­ско­го Юпи­те­ра. Мно­го­чис­лен­ные иллю­ст­ра­ции дока­зы­ва­ют, что это был венок из листьев лав­ра. Это отчет­ли­во вид­но на раз­лич­ной вазо­вой живо­пи­си 146 . Так­же и насто­я­щая этрус­ская ипо­стась Юпи­те­ра, моло­дой Тиния, увен­чан лав­ром 147 . У этрус­ков были очень рас­про­стра­не­ны метал­ли­че­ские кон­струк­ции вен­ков, поэто­му лав­ро­вые вен­ки Юпи­те­ра, по всей види­мо­сти, были сде­ла­ны из золота. Это под­твер­жда­ют дру­гие этрус­ские изо­бра­же­ния Юпи­те­ра, где бла­го­да­ря боль­шим раз­ме­рам вид­ны дета­ли. Так на изо­бра­же­нии Юпи­те­ра, при­ведён­ном в про­ри­сов­ке Гамурри­ни (илл. II 3) 148 , венок име­ет три парал­лель­ных ряда очень мел­ких листи­ков, рас­по­ло­жен­ных друг за дру­гом ряда­ми, подоб­но чешуй­кам, с малень­ки­ми шари­ка­ми меж­ду ними, и типич­но этрус­скую фор­му, с широ­кой, выдаю­щей­ся надо лбом пере­д­ней частью и более узкой лен­той, охва­ты­ваю­щей заты­лок. Этрус­ский венок Юпи­те­ра, прото­тип рим­ско­го золо­то­го три­ум­фаль­но­го вен­ка, не име­ет дубо­вых листьев. Важ­нее все­го, что этот этрус­ский венок Юпи­те­ра на вазе пол­но­стью соот­вет­ст­ву­ет вен­ку Цеза­ря на моне­тах сво­им видом и рас­по­ло­же­ни­ем деко­ра­тив­ных эле­мен­тов. Здесь (илл. II 4), как и там (илл. II 3) обна­ру­жи­ва­ют­ся парал­лель­ные, рас­по­ло­жен­ные друг за дру­гом ряды очень малень­ких листи­ков в фор­ме заост­рён­но­го ова­ла с шари­ка­ми меж­ду ними. Это — убеди­тель­ное дока­за­тель­ство того, что золо­той венок Цеза­ря вновь вос­про­из­во­дит древ­нюю фор­му, кото­рую имел этрус­ский венок Юпи­те­ра, а так­же долж­ны были иметь про­ис­хо­дя­щие от него золотые с. 31 цар­ские и три­ум­фаль­ные вен­ки. Позд­нее свиде­тель­ство Тер­тул­ли­а­на даже при­бли­зи­тель­но не име­ет тако­го веса. Для того, чтобы это обос­но­вать, было необ­хо­ди­мо опро­верг­нуть мне­ние (и, на пер­вый взгляд, откло­нить­ся от темы, свя­зан­ной с Цеза­рем), буд­то венок в цир­ко­вой про­цес­сии состо­ял из дубо­вых листьев, так как в про­тив­ном слу­чае венок Цеза­ря, явно состо­я­щий не из дубо­вых листьев, не мог бы иметь ника­ко­го отно­ше­ния к золо­то­му три­ум­фаль­но­му вен­ку и иден­тич­но­му ему древ­не­му цар­ско­му вен­ку. Но чтобы не пре­ры­вать надол­го рас­смот­ре­ние вен­ка Цеза­ря, объ­яс­не­ние, каким обра­зом мог­ла воз­ник­нуть ошиб­ка Тер­тул­ли­а­на, мож­но отло­жить до послед­ней гла­вы ста­тьи 149 .

Читайте также: