Как меняется жизнь после причастия и исповеди

Обновлено: 02.07.2024

Напомню, что исповедь это одно из церковных таинств, когда мы просим у Господа прошение в своих грехах. Соучастник исповеди в храме - это священник , который разрешает грехи каявшегося грешника и тем самым, имеет знание о грехах того или иного человека.

Часто человека и отталкивает от исповеди, тот факт, что о его грехах узнает кто-то, кроме него. Он боится идти к Богу из-за посредника , считая, что тот узнав, расскажет кому-либо о нем и о его промахах в жизни.

Удивительно, что человек не боится грешить, зная, что Господь и так все видит - этот факт, как ни странно, его не останавливает. Но вот священник мол, побежит и всем расскажет.

А если даже и не расскажет, то как он ко мне будет относиться после того, как узнает о моей личной греховной тайне.

Я не буду разводить полемику по этому поводу и кидаться примерами из слов святых и преподобных людей. Расскажу вам все, из своей личной священнической практики.

Ко мне на исповедь приходят разные люди и имеют разные грехи. Кто-то блудил, кто-то убивал, кто как в своей жизни осквернял свое существование. Но самое важное всегда понимать, что священник - это тоже человек, со своими грехами и страстями. Он также грешит, борется, исповедуется, как и обычный мирянин.

Это далеко не белый и пушистый ангел, но на против еще более страдающий от бесовских нападок человек, так как предпринимает попытки, привести человека к осознанию Бога в его жизни и более чем уверен, дьяволу это не очень и нравится.

И когда дело заходит о греховной стороне другого человека, порой незнакомого, то священник воспринимает подобное, как свое, как личное борение. Он просит прощение у Бога вместе человеком и за него. Его не интересуют подробности греха, даже если человек захочет поделиться этим, я например, остановлю его и попрошу не описывать подобное, так как это ни к чему. Главное, что человек осознает свою греховность и пытается исправится. Он видит работу человека над грехом и старается принять в ней активное участие, чтобы добиться должного результата.

Никогда и не думал говорить близким или другим людям, о грехах людей.

Зачем? Ведь у меня и у них их полно. Важно оценивать ситуацию в своей душе и прилагать усилие для своей борьбы с грехами. А если постоянно копаться и обсуждать чужие, так и до своих не доберешься.

Поэтому, не бойтесь! Священник - все забудет и вспомнит вновь, когда вы снова прийдете на исповедь и будете говорить о своих переживаниях. Ведь он духовный врач, а дело врача помогать, пускай и сам он будет болен, он постарается прежде приложить усилие для того, чтобы вылечить вас.

В храме или «по дороге с работы на пути в гастроном»?

– В последнее время я часто задумываюсь над фразой «покаяться перед Богом». Ведь, казалось бы, если ты хочешь оправдаться перед Богом, для чего тебе в Церковь идти?

Как говорили некоторые святые: Господь ближе к нам, чем наша собственная кожа. С Ним можно говорить в любом углу в любое время суток: дома, на работе, на улице во время прогулки с собакой, «по дороге с работы на пути в гастроном», как пел «Наутилус»…

Размышляя об этом, я стал понимать какие-то простые вещи о том, что такое Церковь. Для чего человек, чтобы исповедоваться, непременно идет в храм? Церковь – уникальна, потому что – по своей сути – семья: Бог – Отец, а все остальные – дети.

Церковь – то место, куда пришёл Бог для того, чтобы собрать этих детей к Себе поближе. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья…» (Мф. 23:37) Вот так Господь собирает тех, кто хочет быть с Ним.

Церковь – место встречи, место спасения, как островок среди половодья, и её основал Сам Господь. Церковь – как маячок, зовущий: «Приходите сюда, здесь мы будем вместе».

Весь смысл таинств Церкви, в первую очередь – это таинство исповеди и таинство причастия – в том, чтобы людям быть вместе с Богом. Не просто каждому по одиночке, самому по себе, а всем вместе, во исполнение второй части заповеди – любить не только Бога, но и ближнего. Семья – это не только каждый вместе с Отцом, но вместе с братьями и сёстрами.

Наше сознание поражено индивидуализмом. Мы идем каяться и имеем в виду свои душевные заботы, душевные болячки, свои проблемы. Мы приходим в церковь и никого вокруг себя не видим: напрямую идём в то место в храме, где, нам кажется, Бог. Перед Ним мы каемся, решаем свои проблемы…

Вроде бы мы были на исповеди, приняли участие в одном из важнейших таинств, но вместе с тем – мы в церкви не были. Мы не видели никого из окружавших нас, не поняли саму природу Церкви, того, что это – семья. Какими бы ни были на наш взгляд братья и сестры – плохие или хорошие, но они – наши ближние, и от этого никуда не денешься.

Господь хочет, чтобы мы избавились от своего одиночества, эгоизма, индивидуализма. Даже будучи в состоянии гордыни, человек способен представлять сам себя верующим, напоказ выставлять: «Я православный христианин, прихожу к Богу».

Но стоит только ему сказать: «Ты приходишь не только к Богу, но и к ближним», – он удивится: «К каким ближним? К этой вредной старухе? К этому пузатому попу?

Это чужие для меня люди, я пришел общаться не с ними, а с Богом. Я решил свои духовные проблемы и ушел обратно. Я – человек грамотный, прочитал много богословских книг, хорошо знаю, как молиться, как креститься. Но никакого контакта с окружающими в храме людьми у меня нет». Вот это не христианское устроение.

Господь пришел, чтобы призвать нас быть вместе. Когда человек идет на исповедь, думая, что он идет только к Богу, чтобы открыть Ему свои грехи, – это не правильное устроение. Во-первых, как было сказано в начале, Бог знает про наши грехи, причем гораздо лучше, чем мы сами.

Во-вторых, если мы идем на исповедь, как на сеанс к психотерапевту, чтобы после наши болячки исчезли и мы начали чувствовать себя комфортно, мы опять попадаем мимо цели. Греческое слово «грех» – «hamartia» – как раз и означает попадание мимо цели. То есть, вроде бы исповедуя наши грехи, мы опять совершаем что-то не то.

Для чего тогда все это надо: приходит человек в храм и чтобы исповедаться, он должен подойти к священнику? Он мог бы подойти к чудотворной иконе или иной святыне, покаяться, пока вокруг никого нет. Вообще от многих можно услышать: «Я так люблю ходить в храм, когда там людей нет: тихо, спокойно». Ощущение, что человек пришел в музей. Но чего делать в церкви, когда там нет людей?! Церковь – это люди.

Так вот, в таинстве исповеди человек кается не только перед Богом, но и перед Церковью, перед людьми, по крайней мере – в лице священника. Это очень важно.

Мы знаем, что в первые века христианства именно так и было. Мы читаем Деяния апостолов, мартирологи и знаем, что само понятие греха у тогдашних христиан, захваченных ожиданием пришествия Христа, возникало довольно редко. Если случались житейские грехи – это был исключительный случай. Когда христианство стало шириться, грехи перестали быть таким уж исключением. Тем не менее всегда предполагалось, что в грехах этих человек кается перед Церковью. Оттуда, например, пошел чин оглашенных, которые во весь голос оглашали свои грехи и просили прощения у Церкви.

Фото: pravostok.ru

Если грех не забывается…

Бывает, человек исповедовал грех, полностью отошел от него, но забыть совершенное не может: мучается год, два, десять лет… Человеку важно каяться именно на исповеди, хотя само по себе покаяние моментом исповеди не ограничивается.

Покаяние – перемена ума, перемена жизни. Тем не менее в таинстве исповеди есть то, что действительно поможет преодолеть грех. То есть не просто Бог простит нам этот грех – Он нас всегда прощает, потому, что любит нас. На исповеди человек получает именно возможность лечения.

Представьте, человек сильно болен, а врач ему говорит: «Я тебя прощаю, за то, что ты болеешь». А болезнь-то никуда не денется. Так вот – в таинстве исповеди есть то, что болезнь излечивает.

Здесь не нужно обольщаться: «Вот приду на исповедь, покаюсь и на следующий день проснусь другим». Важно понимать, насколько природа человека поражена грехом. Как я уже сказал, нужно быть реалистами, набраться терпения и трезвости. Нужно понимать, что с нашей природой можно бороться всю жизнь.

Великие святые подвижники, преподобные в конце жизни плакали и говорили: «Ох, скоро представать перед Богом, а я еще не начинал каяться». Подвижнику возражали: «Как же так, ты же святую жизнь вел, ты ведь святой?!» Вопрошающие не понимали, что чем ближе к источнику Света, к Богу, тем виднее на себе грязь и пятна. А когда человек сидит в полумраке, в темноте и думает, что он чистый, ему стоит попытаться подойти поближе ко Христу и увидеть, сколько на нем всякого.

Конечно, святые были и остаются святыми, но, будучи уже близко от Христа, они замечали самую малость, от которой страдали и каялись. Вспомните сказку Андерсена «Принцесса на горошине»: принцессе под множество перин положили маленькую горошину, и она всю ночь не сомкнула глаз из-за неудобства. Другая женщина, более грубой конституции, скотница, например, заснула бы крепко, даже если ей под матрас машину кирпичей положить.

Важно, что в таинстве исповеди есть все, чтобы исцелить человека не только от греха, но и от последствий греха. При каждой болезни, скажем, требующей оперативного вмешательства, важно не только провести операцию, но и грамотно организовать восстановительный период после.

Таинство содержит врачевство, помогающее преодолеть грех, в котором мы покаялись, чтобы он перестал нас грызть, как реальная вина, чтобы он стал творческим заданием на нашу последующую жизнь, уроком, наказом.

Забыть грех мы не сможем, но мы будем помнить его не как вечную вину, нас грызущую, а просто как пример, чтобы в следующий раз поступать по-другому. Память о грехе будет для нас рабочим инструментом, который мы применим к строению нашей будущей жизни.

Второй момент: почему мы часто мучаемся от того, что вроде бы покаялись в грехе, а простить его себе не можем. Речь о нашем маловерии.

Часто вспоминаю замечательный эпизод из жития преподобного Силуана Афонского в изложении отца Софрония (Сахарова), который был келейником старца Силуана. В то время, когда будущий старец был молодым человеком Семёном из Тамбовской губернии, в их деревне жил человек, который долгое время пробыл на каторге за то, что убил жену.

После каторги он вернулся в деревню, жил спокойно, играл на гармошке, участвовал в празднествах. Однажды к нему подошел будущий старец Силуан и спросил: «Как же ты можешь вот так жить, радоваться, ведь ты совершил страшное дело». На что бывший каторжник ответил: «Пока эти годы я был на каторге, я много молился Богу. И Бог меня простил».

Важно не только то, что Бог прощает, важно уметь принять прощение. Что толку, если врач выпишет самое лучшее лекарство, если мы не приложим усилий, чтобы найти это лекарство, затем – чтобы принимать его правильно, по определенному графику! Наше маловерие, недоверие к таинству исповеди очень часто нам мешает.

Знаю много случаев, когда человек приходит на исповедь, снова и снова кается в старых грехах. Чего мусолить одно и то же, то, в чем ты покаялся? «Не могу успокоиться, такая у меня тонкая чувствительная душа», – можно услышать от такого человека.

Что, твоя тонкость превыше, чем вера в таинство Церкви? Господь простил, всё, успокойся, иди дальше. Пусть пережитый грех станет для тебя уроком, не больше.

Как изменилась ваша жизнь после покаяния? Откровенно.

Я и дом мой будем служить Господу ⇒ Как изменилась ваша жизнь после покаяния? Откровенно.

Модератор: ВИРА

Много рассуждений на теологические темы, в разных разделах, в т.ч. и у мусульман. А если конкретно, как вашу жизнь изменил Бог? Он живой? У вас есть личные свидетельства? Или это просто поклонение неведомому Богу и исполнение религиозных обрядов? Что для вас вера? Что вам дает вера в Бога? jurash, ну, наконец-то, хорошую тему начали! Однажды вычеркнув из жизни
Все то, что делал не любя,
Ты неожиданно встречаешь себя.

ОН живой!
несколько раз меня реально спасал от смерти.
и вообще много чудес происходит.
ксожалению часть со временем забывается.

эх ..надо учиться быть благодарными.

Последний раз редактировалось GalinaB 05 апр 2012, 11:14, всего редактировалось 1 раз. Идеи порхают по вселенной туда-сюда. Главная их цель – если у идей, конечно, есть цель – это попасть в нужный ум в нужном месте в нужное время Мне приснился сон, что мама моя уходит от меня по светлому коридору навсегда. Мне тогда было лет 13. У меня возникла ассоциация с больницей. Через месяц мама узнала, что у нее рак. Я каждый день молилась и просила не забирать ее. Через год мама выздоровела.
Однажды села покататься на мотоцикле с парнем. Мы не въехали в поворот. Я упала под бугор, а на меня свалился этот злощастный мотоцикл. Причем ножка вдавилась мне в глаз. Я потеряла сознание. Лицо потом было практически все синее, а вокруг глаз черное, сам глаз был красный. Красавица была не то слово. Но больше всего я боялась остаться без глаза. Спасибо Господу за то, что сохранил его.
Когда я познакомилась со своим мужем, он был запойным алкоголиком. Я проводила с ним воспитательные беседы, хотя мне было 17, а ему 33 . Он закодировался. Через три года кодировка прошла. Через 4 мы поженились. Я молюсь за него каждый день. И вот уже 10 лет он не пьет. Может выпить на праздник или по случаю юбилея на работе, но болезненной тяги к алкоголю нет.
Много случаев, когда мне действительно помогали только молитвы, все не опишешь. Я верю в Бога, потому что чувствую его влияние в своей жизни. Иногда просто чудом избегаешь каких-либо последствий, а иногда что-то происходит и понимашь, это знак - ты неправильно живешь. Прошу откликнуться людей, которые считают, что я их недолюбливаю. По возможности, буду приходить и долюбливать. Да, есть
И я благодарна за все, и за испытания, которые нужно было пройти, чтобы началась другая жизнь.

Изменилась очень сильно, будто кто за руку ведет и соломку в передрягах подстилает.
И люди вокруг добрее стали.
Вот только мне работать и работать еще надо, а то самомнение, конечно, еще то.

А если про свидетельства, то у меня детей не пророчили, говорили не выношу и одного. Я молилась, Господь помог.

самая счастливая мама 4-х деток
Игорешка (1999)
Настюша (2003) Ритуля (2004) Александр Сергеевич (2009) jurash: Много рассуждений на теологические темы, в разных разделах, в т.ч. и у мусульман. А если конкретно, как вашу жизнь изменил Бог? Он живой? У вас есть личные свидетельства? Или это просто поклонение неведомому Богу и исполнение религиозных обрядов? Что для вас вера? Что вам дает вера в Бога?

Господь возродил меня новым человеком. Теперь я совсем другой, правда остались некоторые старые привычки, от которых Господь меня освобождает. Зачем Он их оставил не знаю точно. Думаю, чтобы ещё больше прославиться во мне.
Слава Богу я познал Его, как живого Бога и каждый день в этом утверждаюсь.
Вера для меня, это руки которыми я беру обетования Божьи. Так же вера для меня это уста, которыми я пью живую воду и ем хлеб сшедший с небес. Верой мы усваиваем милость Божью, как написано: ... Итак по вере, чтобы [было] по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам (Рим.4:16)

После покаяния моя жизнь изменилась! мне было 16 лет и я одна из семьи посещала богослужения (не долго! мою маму крестили первее меня! мне это было так обидно тогда ). Слава Господу-покаялась моя мама, вдвоем намного легче стало, а потом я вышла замуж тоже за члена церкви! И вот теперь сравниваю. спустя годы я стала любить Господа больше! И наши отношения с Ним стали другие! С каждам годом Господь учит доверять Ему больше и больше, показывает мои недостатки. и Его заботу и милость я стала замечать чаще!

Всю прелесть своего обращения к Богу ,я поняла когда у меня была звб. Мне было так плохо. и я на полном серьезе думала, что я умру (я и в роды уверена, что вот вот умру! ) И вот лежу и думаю - умру. а деток жалко, и мужа люблю. а потом такое облегчение - Слава Богу! Если я сейчас умру, то буду на небе, и Господь позаботиться о моей семье! (история закончилась благополучно. в ту ночь я не умерла и прожила еще 3 дня не зная, о вб! а потом поехала в больницу по настоянию мамы.)

Что чувствует человек после Причащения

Мне было важно понять, что чувствую другие. То же, что и я или нет?

Чего быть не должно

Прежде всего расскажу, каких чувств быть не должно. Правильно меня упрекнул другой священник:

Мне кажется, что не полезно задавать такие вопросы. Это дерзновенно и может причинить вред для души.

О чём это он? Дело в том, что у нас есть 5 чувств, но ими нельзя прочувствовать близость с Богом.

Более того - такие эмоции, как восторг, восхищение и прочие - тоже не есть близость с Богом. Если Вы постились, молились, с ночи ничего не ели, не пили, два часа на службе стояли, то ничего удивительного, если в вашем организме произойдёт всплеск гормонов.

Ничего удивительного, если после такого перенапряжения, произойдёт эмоциональная разрядка. Но это не то, ради чего мы причащаемся!

Поэтому запомните правило: мы не должны искать в молитве и в причастии чувств и эмоций - так мы можем повредить душе, например, впасть в прелесть.

Что чувствуют люди

Итак, как описывают своё состояние человек, который причастился?

  • "В первое время после воцерковления радость, а сейчас просто штиль в душе настает. Покой и мир."
  • "Радость и покой. Прямо после причастия вообще как будто жизнь только началась."
  • Спокойствие, все проблемы кажутся ерундой и если раньше на грубость грубостью мог ответить, то сейчас реагируешь спокойно
  • Я хочу обнять весь мир! Такая невероятная радость и легкость! Кажется, что еще чуть-чуть и взлечу.
  • Бывает по-разному. Иногда льются слёзы необъяснимые, бывает радость и покой, но самое интересное чувство, когда думаешь, что вот теперь можно и помереть спокойно.
  • Наступает чувство освобождения и свободы. Дышать легче.
  • Умиротворение
  • Уходят страхи и волнения, и появляется чёткое ощущение, что ты не один.

Какие удачные описания! Действительно, после причастия Тела и Крови Христовой, человек таинственным образом соединяется с Богом. В душе наступает мир и покой. Тишина и спокойствие. Это удивительное ощущение вечности. Появляется уверенность в жизни, в Боге.

Бог через Причастие даёт человеку силы противостоять греху. Проще простить. Легче стерпеть и уступить.

Греховные привычки не уходят совсем. Также продолжается борьба со страстями. Человек может исцелиться, а может продолжить болеть. Но всё это переносится проще. Как будто ты несёшь эту ношу не один.

Надеюсь, эти откровения людей, которые причащаются и мои мысли помогут и вам сделать шаг к Чаше Христовой!


Священник Сергий Круглов

Священник Сергий Круглов

Здесь возникает вопрос: а для чего Богу нужно озвучивать грехи, неужели Он о них не знает? Еще человек хочет исповедаться, чтобы ему стало легче. То есть главная цель исповеди видится в получении некоего комфорта.

Извините за грубость, один мой знакомый говорил: «А для чего еще эта исповедь? Пришел, опростался – и легко стало…»

С одной стороны, вроде бы понятно – когда человека что-то тяготит, хочется получить облегчение.

Но, с другой стороны, думается вот о чём: наша жизнь, жизнь падших людей, настолько трагична, что всякое желание получить утешение, обезболивание, отдаёт эскапизмом, то есть – бегством.

Обезболиться, не испытывать боли – одно из сильных движений современного человека. Его можно понять: бывают невыносимо тяжелые страдания, болезни, душевные состояния.

Увы, пока душа живая, для неё естественно болеть, ведь в нашем неидеальном, падшем мире она просто не может пребывать в абсолютной радости, в абсолютном счастье, без страданий.

Человек, который пытается жить, неизбежно испытывает трудности, страдания, что-то, что нужно преодолевать. Даже встать утром по будильнику, включиться в активную жизнь – непросто, нужно преодолевать сопротивление своего немощного существа, которое тянет нас обратно в кровать, под одеяло.

Человек понимает, что если он будет потакать желанию комфорта, он просто перестанет жить.

Кто-то приходит на исповедь, чувствуя, что он действительно виноват перед Богом и хочется избавиться от чувства вины. Кто-то – еще по какой-то своей причине.

Фото Анны Гальпериной

Фото Анны Гальпериной

Для чего исповедоваться?

Человеку нужно каяться, прежде всего, чтобы избавиться от греха, и не только для того, чтобы ему стало хорошо и комфортно жить, чтобы «совесть не мучила».

Вспоминаются глубокие слова Достоевского о том, что антихрист, когда придет, не только пообещает людям материальное благополучие, но и возьмет в руки их совесть. То есть кто-то, кто решает все за нас, значит – все в порядке, не нужно думать и мучиться.

Мы можем творить что угодно и будем оправданы – наша совесть отдана другому. Вот поэтому иные люди и хотят «очистить совесть»…

А ведь таинство исповеди совсем не для этого. Исповедь – реальное действие, которое предполагает реальное исправление твоего греха, который мешает тебе быть в Церкви, войти в Царство Христово, которое вот-вот наступит.

Иначе почему мы каждый день повторяем слова из Символа веры: «Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века»? Вот-вот Господь придет, а мы не сможем войти на Брачный пир, потому, что не в брачной одежде, не исправили свой грех.

Когда мы приходим в храм, мы открываем свой грех именно перед Церковью. Священник на исповеди – как напоминание о том, что грех твой принимает не только Христос, но и вся Церковь, всё собрание верующих.

Исповедался «не до конца»

Бывает, человек исповедался, а всё равно чувствует, что что-то не так. Причина может быть в недостаточно искренней исповеди. Когда человек пытается оправдать себя, какой-то грех скрыть.

По-человечески это понятно: какая-то болячка, которую стыдно показать. Вот стесняется мужчина показать свою проблему доктору-проктологу – молодой симпатичной женщине. Примерно так происходит у некоторых верующих во время исповеди: противно, стыдно обнажать какой-то свой грех.

Это детское состояние, которое быстро проходит, когда человек часто начнет приходить на исповедь, поймет, что священник его не осуждает. Можно услышать от некоторых: «Батюшка, мы такие грехи рассказываем, как вы еще с ума не сошли?» Отвечаю: «За годы священства я уже столько наслушался, и хотя бы один человек что-то новое рассказал! За тысячи лет ни одного нового греха не изобретено».

Пока пациент испытывает страх перед врачом, он не сможет начать лечиться. Он должен понять: врач – опытный, повидал многое, стесняться перед ним нечего – врач не будет над ним смеяться, ругать, цель врача – вылечить.

Здесь мы подходим к важному понятию: грех – это болезнь, а не юридическая вина человека. Болезнь, глубоко поразившая природу человека.

Недаром, когда священник начинает исповедь, он читает молитву, в которой есть слова: «Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши».То есть ты пришел в больницу, так не уйди не вылеченным.

Терпение – одно из базовых качеств, которых нам сильно не хватает, в том числе и при исповеди.


Читайте также: