Как китайский полководец хань синь измерял высоту стен осаждаемого города

Обновлено: 06.07.2024

В заглавии указана двойная датировка начала эпохи царства Шан-Инь 1300 и 1620 года до нашей эры. Это отражение двух научных концепций китаистов, одни из которых считают началом 1300 год, вторые -1620. Интересны обе даты: в 1620 году до нашей эры началась история памятника Эрлиган (район города Чженчжоу в провинции Хэнань), а в 1300 году носители этой культуры основали свою новую столицу в районе современного Аньяна в той же провинции Хэнань и назвали ее Да и Шан (великий город Шан). Опять-таки есть и другие мнения: в район Аньяна прибыли другие люди, то есть не из Эрлигана. Поэтому и датировки образования царства Шан-Инь две - 1620 и 1300 года до нашей эры.

Эрлиган - вполне порядочный объект явной урбанистической государственности. Это крупный город площадью 320 гектаров, обнесенный крепостной стеной. Всё та же землебитная технология, что и в царстве Мо, но толщина стен у основания 32 метра. В Моцзяошань было 10,2. В городе обнаруживается дворец, видимо, царский, другие крупные постройки и жилые дома для знати. Вне города располагались жилища простых людей, а также гончарные, косторезные и бронзолитейные мастерские.

По мнению исследователей археологических культур региона между Средним Хуанхэ и Средним Янцзы к этому времени (1600 год до нашей эры) в этом междуречье сформировалась этническая общность хуася. Это предки нынешних хань, составляющих 92 процента населения Китая. Хуася, судя по их археологической культуре этого времени, - это как бы смешение культур восточной части просоводческих синотибетских народов и аустроязычных хмонгов (мяо яо), рисоводов Среднего Янцзы. В культурах хуася по прежнему сохранялось разделение на рисоводов в субтропической зоне (Средний и Нижний Янцзы и Шандунь) и просоводов в умеренном поясе (Средний и Нижний Хуанхэ). Их общность проявлялась в основном в территориальном соседстве и различных взаимодействиях - экономических, политических, культурных, бытовых и прочих.

Рис требует постоянного водоснабжения, а перед уборкой осушения. Поэтому рисоводы ведут оседлый образ жизни: много вкладывают труда в свои рисовые угодья, создавая запруды, плотины, дамбы, водоотводы, каналы и т.д. Да и вообще собственно выращивание риса - очень сложный многооперационный технологический процесс. Рисоводы - это продвинутые ботаны.

Другое дело у просоводов. Технология у них более простая: одно поле истощается, переходят на другое. Отсюда склонность к отвоевыванию новых земель. Они более милитаризованные, воинственные.

Товарищ Синь Дзинь Пинь хотя и родился в Пекине, но его отец родом из провинции Шэньси, где жили и работали типичные хуася-просоводы. Они именно такие - мощные и склонные руководить государством. Товарищ Синь Дзинь Пинь хотя и родился в Пекине, но его отец родом из провинции Шэньси, где жили и работали типичные хуася-просоводы. Они именно такие - мощные и склонные руководить государством.

Из этих племен и образовались протогосударственные структуры в том же Эрлигане.

По невыясненным причинам в 1300 году до нашей эры столицу государства перенесли в район современного Аньяна в провинции Хэнань. Это произошло при ване (царе) Пань-Гэне. Возможно, это было сделано по указке гадательной процедуры на панцире черепахи. Специалист по гаданиям верховный оракул при ване, видимо, показал по трещинам на панцире, что Шанди (божественный предок вана) советует перенести столицу немного на запад, потому что здесь в Эрлигане будет скоро сильное наводнение, которое погубит город. И скорее всего, это предупреждение Шанди было правильным, и наводнение состоялось. Ну или нападение кочевников с запада или севера. И тоже верно. Иначе гадательные традиции в Шань-Ине не продолжались бы несколько столетий.

В культурах эпохи Шан-Инь наибольший интерес представляют как раз письменные источники с иероглифами, которые расшифрованы. Это и есть те самые гадательные кости и панцири черепах, которых обнаружено и расшифровано около ста пятидесяти тысяч. В качестве гадательных костей использовались лопатки баранов или буйволов. На костях и черепашьих панцирях наносились методом царапаний надписи иероглифами.

Это были так называемые гадания. Смысл их заключался в вопросах или просьбах к предкам, покойным родственникам гадающих. Причем гаданиями занимались как простолюдины, так и и высшие руководители, включая даже вана.

Простые люди спрашивали предков о погоде, например. Для этого делается надпись на бараньей или коровьей лопатке, острым предметом делается выбоина на месте надписи и косточку нагревают на огне. По рисунку образующихся трещин специалист по гаданиям, то есть оракул, определяет ответ, который дал дух предка насчет погоды. Судя по тому, что эти гадания продолжались всю эпоху Шан-Инь, то есть несколько столетий, ответы чаще были правильными. Ну мы должны понимать, что дело в оракуле, который четко знал свое дело, мог по каким-то признакам давать точные прогнозы погоды. За свою работу он получал гонорар мешочком проса, куском мяса, рыбой и т.д. Есть за что.

Ван с помощью гаданий решал более важные государственные задачи. Идти ли в военную экспедицию в пункт А? Какое число бойцов брать в поход? Кого записать в союзники? Будет ли в предстоящем сезоне Хуанхэ разливаться и затапливать поля и поселения? Надо ли строить дамбу в пункте Б?

И опять мы понимаем, кто всё решает - оракул. Этот специалист должен знать не трещины на черепашьем панцире, а весь расклад по погоде, наводнениям, гидрологии, политике, военному делу и прочему, чтобы давать ответы от Шанди, которые должны сбываться. Иначе скажут, что гадания - это чепуха. А зачем эти неприятности оракулу, чем ему тогда кормиться?

Благодаря таким гадательным памятникам, стали известны многие подробности жизни и истории в эту эпоху. Например, человеческие жертвы, которые приносились высокопоставленному божественному предку ванов - Шанди. Для этого использовались военнопленные. Следует отметить, что за всю историю территории Китая обряды человеческих жертвоприношений использовались только в царстве Шан-Инь.

Традиция почитания духов родственников-предков, которая проявлялась у хуася в эпоху Шан-Инь, до сих пор актуальна в жизни китайцев. Они не обижают своих родителей, бабушек и дедушек при их жизни не только потому, что они их любят, но у них присутствует ещё некое опасение, что после смерти духи родственников не будут им помогать справляться с жизненными обстоятельствами. Поэтому китайцы стараются угождать своим старшим родственникам. А то потом будешь огребать от умерших одни неприятности.

Просто восхищает изобретательность тех представителей хуася, которые придумали такие верования. Это тот случай, когда религия - не опиум для народа, а правильная идеология.

Ещё примечательна деловитость религиозных отправлений. Это не оттуда ли идет история хозяйственных успехов Китая? Гадания носят в основном практический смысл - погода, хозяйственные работы, урожай, наводнения, нападения кочевников, походы, охота и т.п. Никаких там этих мифов про олимпийских богов, от которых толку в экономике и политике ноль.

Итак в 1300 году до нашей эры ван Пань-Гэн основал в районе современного Аньяна столицу государства Да и Шан. Площадь его составляла 30 квадратных километров. Обнаружены остатки дворцов, храмов, жилых строений, мастерских по производству керамики, фарфора, бронзы, шелка и прочего. Раскопаны огромные подземные гробницы ванов и знати. Одно из них площадью 700 квадратных метров. В этих захоронениях погребены не только основные покойники, но и их как бы попутчики в мир иной. Кто они - неизвестно. Может быть, слуги, военнопленные или рабы. А, может, и члены семьи. Об этом не написано в источниках. Богатая ритуальная утварь - изделия из яшмы, нефрита, бронзы, керамики, фарфора, слоновой кости.

История Китая (24): Сунь Бинь — выдающийся военачальник и стратег периода Сражающихся царств



Некоторые исследователи склоняются к мнению, что полулегендарный Сунь Цзы (Сунь У) и исторический Сунь Бинь — на самом деле одно и то же лицо. Другие ученые полагают, что Сунь Бинь — прямой потомок Сунь Цзы, хотя это мнение также является спорным. Проведенные в последние десятилетия исследования позволили выдвинуть гипотезу о том, что настоящим автором «Искусства войны» Сунь Цзы является именно Сунь Бинь.


Сунь Бинь родился в местности между городами А и Цзюань, расположенными на северо-востоке уезда Янгу провинции Шаньдун. В молодости Сунь Бинь вместе с Пан Цзюанем, будущим генералом царства Вэй, обучался искусству стратегии у одного из главных философов того времени Гуй Гу-цзы из Долины демонов. Пан Цзюань мечтал быть самым лучшим военным стратегом и завидовал выдающемуся уму и талантам Сунь Биня. Чтобы устранить своего соперника в военных делах, Пан Цзюань решил приготовить ему особый «подарок», который и преподнес Суню через несколько лет, когда занял должность генерала на службе в царстве Вэй.

Пан Цзюань обманным путем завлек его на свою территорию, притворившись, что ему нужна помощь и поддержка Сунь Биня. Однако, когда Сунь приехал, его по сфабрикованному делу обвинили в государственной измене и подвергли жестокому наказанию «бинь син», навсегда превращающего человека в калеку — удалению коленных чашечек, из-за чего он и получил имя «Бинь» («лишенный коленных чашечек»).

Брошенному в темницу Сунь Биню скоро стали понятны неправедные намерения Пан Цзюаня. Сунь решил бежать из тюрьмы и притворился сумасшедшим. Пан Цзюань, убедившись, что заключенный лишился разума, не стал придавать охране темницы большого значения. В это время в столицу царства Вэй — город Лян — приехал посол царства Ци. Сунь Биню с помощью тюремного служителя удалось тайно встретиться с послом и поведать ему свою историю. Пораженный рассказом посол тайно увез Суня в царство Ци, где тот был тепло встречен полководцем Тянь Цзи.

Чтобы нормально передвигаться, Сунь Бинь сделал себе кожаные сапоги — своего рода протезы — и следовал за правителем и его войском в повозке. По другой версии, поскольку ему было трудно вскакивать на коня, Сунь Бинь изобрел седло. На народных картинах его изображали опирающимся на костыли и в сапогах с высокими голенищами.

Когда речь заходит о талантах Сунь Биня, в первую очередь в Китае вспоминают легендарные лошадиные бега военачальника Тянь Цзи.

Лошадиные бега были пристрастием полководца Тянь Цзи. Он бился об заклад с правителем царства Ци, делая крупные ставки, и часто проигрывал. Однажды в канун проведения скачек за Тянь Цзи последовал Сунь Бинь. Он знал, что лошади делятся на три категории: хорошие, средние и плохие. Сунь также знал, что лошади Тянь Цзи уступают лошадям царского дома. На скачках побеждал тот, кто выигрывал в большинстве заездов.

Перед началом соревнований Сунь Бинь посоветовал Тянь Цзи, чтобы тот сначала выставил плохую лошадь против хорошей лошади царского дома, хорошую лошадь против средней царской лошади и, наконец, среднюю лошадь против плохой царской лошади.

Тянь Цзи последовал этому совету и в результате всего один раз потерпел поражение — его слабая лошадь проиграла хорошей царской; однако Тянь Цзи два раза выиграл, поскольку хорошая лошадь обогнала среднюю царскую, а его средняя — пришла впереди плохой царской. Победив в двух заездах, Тянь Цзи выиграл в бегах. Благодаря этому случаю получил известность и Сунь Бинь.

Правитель царства Ци очень удивился, ведь обойти его лошадей на скачках было очень трудно. Узнав о причине своего сокрушительного поражения, правитель сразу же пригласил во дворец Сунь Биня побеседовать с ним о военной тактике. Вскоре после этого правитель назначил Суня военным советником царства Ци.

Совет Сунь Биня со временем вошел в обиход как «Стратегия скачек генерала Тяць Цзи», который рекомендует людям ради достижения максимальной пользы в деле собрать воедино все свои преимущества и противопоставить их слабостям соперника.

Совет Сунь Биня со временем вошел в обиход как «Стратегия скачек генерала Тяць Цзи», который рекомендует людям ради достижения максимальной пользы в деле собрать воедино все свои преимущества и противопоставить их слабостям соперника.

Будучи военным советником в царстве Ци, Сунь Бинь поквитался со своим давним соперником Пан Цзюанем в двух сражениях, обессмертивших его имя и навечно вошедших в военную историю Китая.

В доимперские времена Китай состоял из множества мелких царств, воевавших друг с другом за главенство. Войны были повседневным явлением. В 354 г. до н.э. царство Вэй напало на царство Чжао. Огромная армия генерала Пан Цзюаня осадила столицу царства Чжао — город Ханьдань. Царство Чжао обратилось за помощью к царству Ци.

Властитель царства Ци располагал армией в 80 000 человек. Военачальником в ней служил Тянь Цзи, а его советником — Сунь Бинь. Тянь Цзи собирался вторгнуться в царство Чжао и там вступить в бой с вэйской армией, однако Сунь отверг этот план.

Сунь Бинь также посоветовал вначале небольшим подразделениям армии Ци напасть на несколько военных лагерей царства Вэй и проиграть битвы, чтобы усыпить бдительность Пан Цзюаня и уверить его в собственной непобедимости. Тянь Цзи последовал совету стратега.

Когда известие о нападении армии царства Ци на столицу царства Вэй дошло до Пан Цзюаня, тот немедленно снял осаду и поспешил назад в Вэй. Войска царства Ци устроили засаду на пути армии Вэй в Гуйлине. Здесь они спокойно ожидали в полной боевой готовности и при подходе врага нанесли полное поражение войску царства Вэй, значительно более сильному, но изнуренному быстрым маршем. Таким образом, царство Чжао было спасено.

«Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао» — способ освобождения осажденного путем нападения на уязвимое место осаждающих — это вторая стратагема из тридцати шести в классической военной науке Китая.

«Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао» — способ освобождения осажденного путем нападения на уязвимое место осаждающих — это вторая стратагема из тридцати шести в классической военной науке Китая.

Когда Пан Цзюань узнал об этом, он немедленно вывел войско из царства Хань и вернулся в Вэй для защиты столицы. Пан Цзюань помнил о давнем сражении с Сунь Бинем и перед возвращением домой провел хорошую подготовку войска.

Сунь Бинь знал о высокомерии Пан Цзюаня и недооценке им сил армии Ци. Когда армия Вэй подошла, Сунь посоветовал полководцу Тянь Цзи при вступлении в земли царства Вэй применить хитрость под названием «уменьшение очагов». Чтобы ввести противника в заблуждение, в первый день, согласно его плану, нужно было развести сто тысяч очагов для варки пищи, во второй — уменьшить их до пятидесяти, а в третий — до тридцати тысяч.

Пан Цзюаню очень хотелось отомстить Сунь Биню за поражение в битве 13 лет тому назад. Когда полководец армии Вэй узнал про уменьшение день ото дня количества очагов, он решил, что боевой дух армии Ци упал и в стане противника царит массовое дезертирство. Надеясь на легкую победу над армией Ци и желая быстро пленить Сунь Биня, он оставил тяжеловооруженную пехоту и отправился в преследование со своими лучшими, более подвижными воинами, совершая за день двойные переходы.

По скорости передвижения Сунь Бинь рассчитал, что Пан Цзюань должен вечером подойти к городу Малину. Дорога возле Малина была узкая, усеянная множеством препятствий, за которыми можно было устроить засаду. По приказу Сунь Биня воины срубили большое дерево и повалили поперек дороги. К дереву был прикреплен белый лист, на котором Сунь крупными иероглифами написал: «Под этим деревом умрет Пан Цзюань».

Затем по обе стороны дороги сели в засаду множество искусных лучников. Сунь Бинь предупредил их: «Ночью, когда увидите возле срубленного дерева огонь, стреляйте!»

Пан Цзюань действительно появился там, где лежало срубленное дерево, и, заметив белый лист, осветил его факелом. Но не успел он прочесть написанное, как лучники, скрывавшиеся в засаде, открыли стрельбу. Воинов Вэй охватила паника. Понимая, что положение безвыходное, Пан Цзюань не мог снести позора и воскликнул: «Пусть же торжествует этот мальчишка Сунь Бинь!», — вонзив меч себе в грудь.

Сунь Бинь впоследствии оставил службу в армии и посвятил себя написанию книги «Искусство войны Сунь Биня» и обучению в уединенном месте этому искусству своих избранных последователей. В своей книге великий стратег свел воедино собственные разработки в области военного мастерства, которые явились важным дополнением «Искусства войны» Сунь Цзы.

Великий полководец Хань Синь

Хань Синь (приблизительно 231-196 гг. до н. э.) был одним из самых выдающихся военных стратегов в истории Китая. Он известен тем, что помог Лю Бану взять власть и возвестить о 400-летнем правлении одной из самых славных династий Китая. Эта история о Хань Сине — урок терпимости.

Хань Синь получил вызов от хулигана, который требовал отрезать ему голову или проползти между его ног. Хань Синь решил вытерпеть унижение, и прополз между ног хулигана. Толпа вокруг взорвалась смехом. Но мысли Хань Синя были сосредоточены на более важных вещах. (Screenshot from Shen Yun Performing Arts) Хань Синь получил вызов от хулигана, который требовал отрезать ему голову или проползти между его ног. Хань Синь решил вытерпеть унижение, и прополз между ног хулигана. Толпа вокруг взорвалась смехом. Но мысли Хань Синя были сосредоточены на более важных вещах. (Screenshot from Shen Yun Performing Arts)

Родители Хань Синя умерли, когда он был маленьким, оставив сына в нищете. Видя, что мальчик голодает, соседка кормила его в течение нескольких недель. Это произвело на Хань Синя глубокое впечатление.

Несмотря на бедность, Хань Синь любил заниматься боевыми искусствами, и по обычаю носил меч. Однажды, идя по улице, Хань Синь столкнулся с наглым парнем возле местной мясной лавки.

«Может быть, ты и выглядишь большим и высоким, но насколько ты отважен? — хулиган презрительно ухмыльнулся. Вокруг начали собираться зеваки. — Если ты не боишься умереть, то отруби мне голову. Если боишься, то проползи у меня между ног».

Застигнутый врасплох Хань Синь подумал, зачем убивать, к тому же за убийство его казнят. Проползти между ног означало публичное унижение.

Хань Синь некоторое время обдумывал решение, затем медленно опустился на колени и прополз между ног хулигана. Толпа взорвалась хохотом. Но мысли Хань Синя были сосредоточены на более важных вещах.

Рождается новая династия

К концу правления династии Цинь Китай погрузился в хаос, и несколько государств соперничали за власть. Хань Синь пришёл к завоевателю Сян Юю, правителю самого могущественного из воюющих государств, и предложил служить ему в качестве генерала.

Сян Юй не признавал таланты Хань Синя, и дал ему работу самого низкого уровня. Хань Синь решил не сдаваться и обратился к Лю Бану, правителю более слабого царства Хань, предлагая свою помощь. Один из военных советников Лю Бана, Сяо Хэ, знал Хань Синя и восхищался им.
Он горячо советовал Лю Бану нанять его, но Лю Бан неоднократно отказывал ему. И снова Хань Синь получил скромную должность управляющего запасами. Расстроенный, Хань Синь решил уйти. Но в последний момент Сяо Хэ убедил молодого человека остаться.

Он сказал Лю Бану:

Это были волшебные слова. Лю Бан в конце концов последовал совету Сяо Хэ и назначил Хань Синя своим главным военачальником. Затем Хань Синь разработал всеобъемлющую военную стратегию для разгрома Сян Юя и других государств, и Лю Бан одобрил её.

После падения династии Цинь возникло восемнадцать царств. Позже, когда новые территории оказались под контролем его войск, Хань Синь окружил государство Чу со всех сторон. (Image: via wikimedia / CC BY-SA 3.0) После падения династии Цинь возникло восемнадцать царств. Позже, когда новые территории оказались под контролем его войск, Хань Синь окружил государство Чу со всех сторон. (Image: via wikimedia / CC BY-SA 3.0)

Они начали с хитрости: люди Хань Синя двинулись к царству Юн под видом ремонтников дорог, но затем предприняли внезапную атаку. План сработал. Победа была быстрой, и войска Хань Синя легко завоевали эту территорию.

Используя различные инновационные стратегии, Хань Синь впоследствии захватил царя Бао из царства Вэй, царя Гэ из царства Чжао, а также государства Янь и Ци на севере и востоке. Получив эти новые территории под контроль своих войск, Хань Синь окружил государство Чу. Проигравший битву Сян Юй перерезал себе горло на берегу реки У.

С помощью Хань Синя войска Лю Бана одержали победу, и он стал первым императором новой династии Хань.

Верность и предательство

Первая историческая книга Китая, «Шицзи», описывает Хань Синя как «непревзойдённого в государственных делах», а его заслуги «огромны во всех землях». Лю Бан хвастался, что его главный генерал может «контролировать даже миллион солдат и быть уверенным в успехе в бою».

Несмотря на то, что стал самой значительной персоной в империи, Хань Синь не забывал людей из родного города. После того как его назначили правителем Чу, он поехал туда и разыскал женщину, которая бескорыстно делилась с ним едой. Хань Синь дал ей 1000 кэтти (более 90 кг) золота, чтобы отплатить за её доброту.

Он нашёл человека, который заставил его с позором проползти между ног. Как только хулиган узнал Хань Синя, он пришёл в ужас и стал молить о прощении. У Хань Синя было очень доброе сердце. Вместо того, чтобы отомстить, он назначил его отвечать за безопасность в столице Чу.
При завоевании царства Ци некоторые убеждали Хан Синя отказаться от Лю Бана и основать собственное царство на захваченных им землях.

«Моя благодарность царю Хань чрезвычайно глубока», — ответил Хань Синь. — Он позволил мне ехать в своей колеснице, носить его одежду и дал мне немного своей еды. Я слышал, что если ты едешь в чужой колеснице, то должен разделить ответственность за несчастья, с которыми он сталкивается; если ты носишь чью-то одежду, то должен разрешить его тревоги, а если ты ешь его пищу, то должен быть верен ему до самой смерти. Как я мог отказаться от морали и справедливости ради собственных интересов?»
У Хань Синя было очень терпеливое сердце. Вместо того, чтобы отомстить, Хань Синь назначил его отвечать за безопасность в столице Чу. (Epoch Times) У Хань Синя было очень терпеливое сердце. Вместо того, чтобы отомстить, Хань Синь назначил его отвечать за безопасность в столице Чу. (Epoch Times)

Верность Хань Синя проистекала из его веры в следование воле небес и традиционного убеждения, что императоры наделяются властью благодаря божественному благословению.
Лю Бан однажды спросил Хань Синя:

«Как ты думаешь, сколько войск я способен возглавить?»

«Сто тысяч», — ответил Хань Синь.

«А как насчёт тебя?», — спросил Лю Бан.

«Чем больше войск, тем лучше я с ними справляюсь».

«Если ты такой способный, то почему же ты один из моих подданных?»

«Твоё положение предписано небом, — ответил Хань Синь. — Это не то, что люди могут изменить».

Несмотря на заверения Хань Синя, что он не собирается узурпировать трон, со временем Лю Бан и его жена Лу стали подозрительно и ревниво относиться к генералу. В конце концов, Лу обвинила его в том, что он «замышляет мятеж». Хань Синь попал в ловушку и был убит во Дворце Чанлэ.

Несмотря на несправедливый конец, история Хань Синя является источником вдохновения уже более 2000 лет. Shen Yun performing arts в классическом танце возрождает образ преданного генерала, его храбрость, терпимость и веру, отдавая дань уважения жизни этого великого человека и ценностям, которые он запечатлел в одной из глав китайской истории.

Больше интересной информации — на сайте Yuanming . Мы собираем самые лучшие материалы для вас, о которых стоит рассказать друзьям. Мы с вами!

История Китая (37): Чжан Цянь - первооткрыватель Великого шёлкового пути


С возникновением династии Хань кочевые племена хунну были самыми опасными противниками, которые угрожали северным и западным границам ханьской империи. Правивший в те времена император У решил оставить оборонительную внешнюю политику и предпринял серию нападений на хунну.

Чжан Цянь ― первооткрыватель Великого шёлкового пути. Иллюстрация: Чжицин Чэнь/Велика Епоха

Чжан Цянь ― первооткрыватель Великого шёлкового пути. Иллюстрация: Чжицин Чэнь/Велика Епоха

Так, в 139 г. до н.э. Чжан Цянь возглавил группу из ста делегатов, с которыми он отправился на запад. Это была его первая дипломатическая миссия. Но, к сожалению, всю миссию по пути захватила конница хуннов. Долгие годы посланников держали в рабстве. Находясь в плену, Чжан Цянь женился на хуннской женщине. Однако в душе он всегда хранил намерение дождаться удобного случая, чтобы бежать из плена и завершить свою миссию посланника.

Прошло одиннадцать лет, прежде чем ему, наконец-то, удалось бежать с одним из пленённых чиновников. Преодолев много трудностей, они достигли царства Да-юэчжи. Однако к тому времени обстановка изменилась, и новый правитель Да-юэчжи уже не имел намерений нападать на хунну. Перед тем как вернуться в Китай, Чжан целый год путешествовал по разным племенам, которые поселились на обширной западной территории. Он вёл записи об их жизни и культуре и в то же время знакомил эти племена с китайской культурой.

На обратном пути в Китай Чжана снова схватили хунну. Но они сохранили ему жизнь, так как были восхищены его мужеством и решимостью. Через год ему снова удалось бежать, воспользовавшись волнениями, которые вспыхнули в хуннском государстве. На этот раз он направился прямо в Чанъань, столицу империи Хань.

13 лет проживания за пределами Китая позволили ему собрать и привезти на родину большое количество информации о западных странах. Узнав о странствиях Чжан Цяня, император У вновь загорелся желанием разбить хуннов и расширить свою территорию.

В 119 г. до н.э. Чжан Цянь начал свою вторую миссию на запад в надежде заключить союз с государством Усунь в долине реки Или к северу от Таримской впадины, чтобы победить хунну. Несмотря на то, что военное соглашение с государством Усунь не удалось заключить, Чжан Цянь отправил на запад своего помощника, чтобы посетить другие государства, установить и поддерживать со странами Центрально-Азиатского региона дружеские дипломатические отношения.

За два долгих путешествия на запад Чжан Цянь побывал в большинстве стран Средней и Западной Азии, в том числе Фергане, Согдиане (Узбекистане) и Бактрии (Афганистане), и завязал торговые отношения со Средней Азией и Ближним Востоком. Благодаря этому в Китай завезли семена люцерны, грецкие орехи и скаковых лошадей. Между тем, в странах Средней и Западной Азии узнали о многих китайских товарах, особенно о китайском шёлке, в связи с чем, торговый маршрут, проложенный Чжан Цянем, позже получил название Великого шёлкового пути.

Читайте также: