Как изменилась жизнь в ночлежке после появления луки

Обновлено: 06.07.2024

До появления Луки обитатели ночлежки живут привычной жизнью:
грызутся и ругаются между собой, напиваются, ненавидят,
издеваются друг над другом, некоторые мечтают вырваться
из этого дна и начать жизнь заново.
Старик сразу обращает на себя внимание своей незлобивостью,
шутками-прибаутками, ласковым обращением, желанием помочь.
Он для всех этих обиженных жизнью людей находит нужные
слова, которые успокаивают людей или дают иллюзию получить
для себя другую судьбу. Он даёт понять, что для него все люди
одинаковы:
Особенно восприимчива к речам Луки умирающая Анна.
Этот проходящий мимо и совсем не знакомый для неё человек,
единственный из всех обитателей ночлежки был готов выслушать
эту несчастную женщину. Выслушать и пожалеть, утешить,
убедить её в том, что скоро ей не будет больно.

Актёру он даёт другую надежду - вылечится от пьянства.
Вот есть де, где-то больница, да бесплатная для таких
как Актёр, вот только название города забыл.
Бывший артист воодушевляется и готов мечтать, как он
выберется из этой грязи и снова вернётся на подмостки.
Даже удачливый вор Пепел, который с осторожностью
относится к Луке.
Он слушает его рассказы о Сибири и даже пытается
уговорить Наташу ехать с ним. Он готов поверить в
слова этого странного старика;
готов попробовать ради любимой девушки изменить
и её жизнь и свою.
Лука и для пропащей Насти находит ласковые слова.
Лука каким-то странным образом смог взбаламутить это "дно ",
хоть не на долго, но подарить людям надежду, пусть и
иллюзорную. А как жить, не имея ни веры, ни надежды?
После ухода Луки Клещ негодует:" Поманил их куда-то. а сам-
дорогу не сказал. "

После ухода Луки все происходит совсем не так, как рассчитывали
герои и в чем убеждал их Лука.
Васька Пепел действительно пойдет в Сибирь, но не как вольный
поселенец, а как каторжник, обвиненный в убийстве Костылева.
Актер, потерявший веру в свои силы, в точности повторит судьбу
героя притчи о праведной земле, рассказанную Лукой.
Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись
в существовании праведной земли, удавился, полагает,
что человека нельзя лишать надежды, пусть иллюзорной.
Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и
зрителя в том, что именно ложная надежда может привести
человека к петле.
Все герои сходятся на том, что Лука вселил в их души ложную
надежду.
Ho ведь он и не обещал вывести их со “дна” жизни - он просто
вселил в них надежду на то, что выход есть и что он не заказан
для них. Ta вера в себя, которая проснулась в сознании ночлежников,
оказалась слишком непрочна и с исчезновением старика,
который способен был разбудить ее, тут же и угасла.
Дело в слабости обитателей ночлежки, в неспособности и
нежелании их сделать хоть немногое для того, чтобы
противостоять безжалостным социальным обстоятельствам,
обрекающим их на ночлежку Костылевых.
Надежда, разбуженная в их душах, не может найти в их
характерах внутренней опоры; им всегда будет необходима
внешняя поддержка даже столь беспомощного в практическом
смысле человека, как “беспачпортный” Лука.

Какой и как изображена жизнь ночлежников до появления Луки?

Как сделать анализ 1 сцены пьесы М.Горького "На дне"?

Жизнь обитателей ночлежки воспринимается читателем и зрителем как последняя степень человеческой деградации. Так, в самом начале пьесы Барон называет Настю "дурой", увидев, что она читает роман, а сам через пару минут одевает на себя коромысло с корзинками, чтобы идти на рынок, как будто он рабочая лошадь.

Чуть позже Клещ предлагает Костылеву "накинуть на него петлю да задавить":


Все эти крошечные сценки задают тон пьесы, в которой люди опускаются, привыкая поступать жестоко и бесчеловечно. Привыкнув унижаться, они унижают и друг друга, создавая условия, в которых действуют законы животного мира - выживает сильнейший. Теснясь как животные в одном загоне, они не могут его покинуть, так как вместе легче выжить, но и не хотят видеть ничего и никого вокруг.

Жизнь обитателей ночлежки в пьесе Горького "На дне" показана автором во всей ее неприглядности.

Мы видим людей, которые опустились на самое дно существования, на дно. откуда уже нет выхода наверх, только на кладбище. Мы видим людей, которые мечтают о пяточке, чтобы тут же его пропить. Которые смеются друг над другом, не замечая, что смеются над собой.

Смертельно больная женщина не вызывает у них никакого сочувствия, а воспринимается как досадная помеха. Они ругаются и обзывают друг друга. Они одинаково ненавидят хозяев ночлежки, хотя старик Костылев играет среди них скорее роль шута.

Жизнь на дне оказывается безрадостной, полной унижений и скорби. Люди потеряли веру и надежду на лучшее, они просто существуют, мечтая как-то прожить очередной день. На дне нет солнца, вечный полумрак, где люди как тени.

М. Горький. Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе.

Лука является очень важным персонажем в пьесе. Он появляется и нарушает привычный ритм жизни и мысли ночлежников. Каждому говорит те слова, которые не могут оставить равнодушным, для всех у него найдется утешительная фраза. Лука умеет подмечать главное в человеке.

Какое описание мы можем дать этому герою?

Он стар, не конфликтен. Появление Луки в ночлежке становится словно лучом света в темном царстве дна. Странник резко отличается от всех остальных ночлежников этого дна жизни.

Какое первое впечатление от Луки? Как он сразу же называет ночлежников?

Впечатление положительное. Заходя, он желает всем здравия и называет честным народом.

Какой принцип отношения к людям показывает Горький в Луке?

Принцип сострадания. Он утешает ночлежников, рисуя им иллюзии.

По душе ли приходится Лука ночлежникам?

С самого начала мы видим жизненную позицию этого человека. Найдите в тексте цитаты.

Очень важен его ответ Бубнову: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Какое яркое сравнение! (Он раскрывает отношение Луки к людям. Все люди равны, у Луки есть способность не разграничивать людей «ни одна блоха не плоха»

Какая жизнь была в ночлежке до появления Луки? Как попали люди в ночлежку?

Жители ночлежки ненавидят друг друга, В ночлежке, на дне жизни, люди оказываются по разным причинам: одни другой жизни и не знали, родились в подобной же ночлежке, других можно назвать "бывшими людьми", то есть теми, у которых была когда-то другая жизнь.

Где мы видим нравственную деградацию героев?

когда Васька Пепел страдает от скуки. Какое же развлечение придумывает себе молодой человек? Он говорит Барону: «Ну, полай! Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…».

Кто из ночлежников хочет вырваться со «дна»?

Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее.

Кто особенно восприимчив к утешениям Луки?

Настя ( разговор о любви) На пустыре за ночлежкой сидят все герои пьесы и слушают, как Настя рассказывает о своём романе с французским студентом. Барон уличает ее во лжи. Настя в отчаянии кричит, что тот не может понять настоящую любовь. Лука просит ее продолжать. Бубнов и дальше издевается над Настей, но Наташа и Барон просят её рассказывать дальше. Она продолжает надрывное повествование о расставании с любимым. В конце истории она плачет, а Лука и Наташа её успокаивают. Барон говорит, что Настя вычитала эту трагическую историю в бульварном романе «Роковая любовь». Лука говорит, что если Настя верит в то, что эта любовь была у неё, значит, так оно и было. Они с Настей уходят.

Актёр ( верит в лечебницу для пьяниц) Лука рассказывает ему о некой бесплатной больнице для пьяниц, говорит, что попозже назовет город, в котором она находится. Актера же призывает пока воздерживаться от алкоголя. Актер возбужденно рассказывает о своих планах поехать в лечебницу для пьяниц, говорит, что он на пути к возрожденью. Он говорит, что по сцене имел имя Сверчков-Заволжский, но никто здесь об этом не знает, что у него больше нет имени, а ведь даже у собак есть клички.

Анна (верит, что после смерти она обретёт покой) Анна сетует Луке на нищую, голодную жизнь, которую она прожила, говорит, что кроме побоев и обиды ничего не видела. Лука утешает ее и говорит, что на том свете она отдохнет. Старик снова утешает ее, рассказывает, как после смерти Господь ласково поглядит на Анну и вознаградит за все страдания, отправив в рай. Внезапно в Анне просыпается желание жить. Она полагает, что если там муки закончатся, то здесь можно и потерпеть.

Пепел ( новая жизнь в Сибири) Лука и уговаривает Пепла уехать на «золотую» землю — в Сибирь, где хорошо всякому, у кого есть сила и разум.

Какую смысловую нагрузку и смысл несет стихотворение?

Люди готовы верить даже в ложь, был бы человек, который мог бы вселить «сон золотой» в умы, надежда и вера – единственное, что дает держаться человеку на плаву.

В чем суть рассказа про праведную землю?(стр. 387 – 389 зачитываем по ролям)

жил человек, превозмогая все несчастья и боли, и верил, что есть земля, где этого ничего нет, где все помогают друг другу. Ученый же, погруженный с головой в гору книг, ответил, что такой земли нет. Получается, что на земле нет места, где к тебе просто отнесутся по-человечески. В результате кругом остается и навсегда останется беспросветный мрак жизни. Ведь в рассказе о «праведной земле» ученый реально мог помочь человеку, просто сказав да. Книжник вселил бы веру в него, и тот смог бы найти праведную для себя землю, тот уголок, где ему было бы хорошо.

Какая надежда вселяется в души ночлежников после рассказа о праведной земле?

а вдруг именно им повезет, и они смогут найти ту праведную землю, о которой мечтали. И Пепел, наиболее адекватно оценивающий обстановку, поддается влиянию «праведной земли». Он зовет Наташу с собой и хочет начать жизнь с чистого листа. Актёр верит, что его «праведная земля» - это бесплатная лечебница, которая станет билетом в новую жизнь.

Кто из ночлежников не верит ни одному слову Луки?

Сатин же от начала и до конца не принимает правды Луки. Он уверен, что человек, однажды убивший другого, убил и свой внутренний мир. Он не сможет в дальнейшем рассчитывать на праведную землю, где все друг другу помогают — он не достоин этого. Хотя его поступок имеет оправдание: защищал сестру — он уверен, что «после тюрьмы — нет ходу!».

Стоило ли вообще Луке говорить про «праведную землю»?

Конечно, события после пребывания Луки и рассказа им истории о праведной земле изменились кардинально, показывая, что человек способен сам строить свою жизнь, несмотря на внешние преграды и пренебрежение окружающих людей. Актёр все же заработал какие – то деньги и умудрился не пропить их, Пепел просит Наташу уйти с ним, говорит, что он начнет жизнь сначала, перестанет воровать и пойдет работать. Он считает, что Наташа может помочь ему измениться.

К чему призывает Лука ночлежников? Найдите цитаты.

Например: «Ты -надейся, ты -верь!»

Что происходит с героями дальше?

Пепел всё же попал в Сибирь, но не в качестве рабочего, а в качестве каторжника ( Мог ли Лука повлиять на ход событий? Да, мог. Он слышал, как Василиса просила Пепла убить Костылёва)

Актёр, обретший надежду на спасение, повесился. (Почему?

С исчезновением Луки все его мечты на выздоровление рухнули, так как Лука так и не указал путь в лечебницу)

Д.З. На следующем уроке у нас будет урок – диспут, посвященный Сатину и Луке. Свой выбор надо будет обосновать, отстоять. Рассмотреть жизненные позиции каждого героя на веру, совесть, любовь, правду, жизнь. Решить, какой герой ближе. И кто является героем – резонёром в пьесе. Высказывания героев о правде, о человеке запишите в тетрадь, кто желает. Может провести небольшое исследование на тему «Афористичный язык пьесы М. Горького «На дне»(эту работу желающие делают к понедельнику письменно).

как лука и его проповеди повлияли на судьбы ночлежников? Горький "на дне"

Лука призван рассеять мрак безнадежности у обитателей ночлежки, наполнить их жизнь добротой. душевным теплом и светом. Существенную роль в мировоззрении и характере Луки играет религия. Образ Луки - это образ смиренного бродячего народного мудреца и философа. Его советы - это своеобразная программа-минимум для обитателей ночлежки.
Он призывает их не к примирению с обстоятельствами, а к действию. Он апеллирует к потенциальным возможностям человека, призывая людей к преодолению пассивности и отчаяния. Сострадание и внимание Луки к людям действенное. Под именем "праведной земли" Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, защитить его, дать ему такую же отраду, какую имел человек из рассказанной им притчи. Пепел спрашивает - есть ли Бог; Лука отвечает : "Коли веришь - есть, не веришь - нет". Проще говоря, если ты веришь. то все будет - и Бог, и праведная земля, которую отвергает ученый.
Лука в своих проповедях и советах не обманывает, он сам верит в то, что говорит и просто дает людям надежду.
Анна: настолько привыкла к мучениям на этом свете, что способна верить в то. что и на том свете будет так же. Чтобы облегчить Анне последние шаги в этой жизни, Лука выдумывает ей "праведную землю", загробную жизнь, где Бог встретит ее "кротко-ласково" и прикажет отвести в рай.
Актер: и ему Лука протягивает "праведную землю" в виде совета начать жизнь сначала, вылечится от алкогольной зависимости, говорит о лечебницах. К слову сказать, Лука не обманывал Актера, в то время, как Горький писал эту пьесу, лечебницы такие на самом деле строились.
Пепел и Наташа: их Лука успокаивает картиной вольной жизни в Сибири и предлагает уходить туда и начать там новую жизнь; там, где Пепла никто не знает, как сына вора они вполне могли бы все начать заново.
Настя: еще до прихода Луки нашла себе "возвышающий обман", который заключается в отождествлении себя с героиней любимой книги. Она хочет верить в то, что такое было с ней, и эту свою иллюзию она отчаянно защищает. Лука же ее поддерживает в этом, говоря: "Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь. значит - была она! "

Ну хотя бы как утешение, причём каждому своё. Они дают слабый лучик надежды на что-то не такое грязное и беспросветное.

Он дал надежду, но не тем людям и не в тех условиях. Нам учитель объяснял, что Лука проповедовал ложный гуманизм. То есть зарождал в людях веру в несбыточное.

лука дает правильные советы обитателем ночлежки, но они сами неправильно восприняли это

Читайте также: