Как ислам относится к вакцинации от ковида

Обновлено: 05.07.2024

​ДУМ РТ разрешило мусульманам вакцинацию от COVID-19: состав препарата не имеет значения

Духовное управление мусульман (ДУМ) Татарстана считает допустимой для мусульман вакцинацию от новой коронавирусной инфекции. В религиозной организации пришли к выводу, что прививка разрешена независимо от состава препарата.


Фото: «БИЗНЕС Online»

В организации отметили, что изучили шариатскую сторону вопроса вакцинации во время эпидемий и всероссийский опыт борьбы с вирусами и инфекционными заболеваниями.

ДУМ РТ также рекомендовало при принятии решения о вакцинации следовать консультациям вирусологов, иммунологов и других медицинских специалистов.

Напомним, в конце января ДУМ РТ направило запрос разработчикам отечественных вакцин от COVID-19 с просьбой проверить их состав на халяльность. Председатель комитета по стандарту «халяль» при татарстанском муфтияте Ирек Зиганшин говорил, что причиной стало множество обращений от верующих о возможном наличии в вакцинах запрещенных исламом компонентов. По его словам, к категории «харам» относятся компоненты свинины, мяса хищных животных, алкоголя. Присутствие в вакцине компонентов животного происхождения допускается только в случае, если животное забили по стандартам «халяль».

Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте

Вакцина от ковида — это халяль?

Вакцинация от ковида у мусульман тесно связана с вопросами веры и должна проводиться с соблюдением канонов ислама. Помимо разных ограничений вроде употребления в пищу исключительно халяльной еды, у мусульман есть требования к лекарствам , в частности запрещены спирт, компоненты мертвых животных, свиней, крови.

Производители вакцин объясняют, что в состав вакцин не входят продукты свинины. Однако известно, что желатин могут получать из свинины, а он иногда используется как стабилизатор для безопасного хранения и транспортировки. И это вызывает сомнения у верующих: непонятно, насколько в таком случае вакцина халяльная.

В вакцинах нет греховных продуктов и клеток плода

Вакцины Pfizer, Moderna, AstraZeneca не содержат желатин или другие продукты животного происхождения. Это проверили независимые эксперты из регулирующих органов по лекарствам и медицинским изделиям в Великобритании.

Вакцина Pfizer-BioNTech вообще не содержит животных ингредиентов , ее одобрили Британская исламская медицинская ассоциация и другие исламские ученые. В составе вакцины «Спутник V» также нет запретных с точки зрения ислама компонентов, а среды, которые используют для ее производства, не содержат животных вытяжек и сывороток.

Есть мнение о том, что вакцины содержат клетки плода. Но это неправда. Большинство вакцин переносят в организм части обезвреженного коронавируса. При производстве эти частицы наращивают в клетках животных или людей, это часть процесса изготовления вакцины. Однако клетка в сотни раз больше вируса, поэтому она не может находиться в нем, и в итоге в вакцине не остается никаких клеток.

Да, некоторые компоненты вакцин, возможно, были выращены в стволовых клетках, которые получили из абортированных плодов в 1970-х годах. С тех пор ученые неоднократно тиражировали и клонировали эти клетки. Однако вакцины Pfizer и Moderna разрабатывали синтетическим способом. При этом использовали матрицу ДНК в лаборатории, а не клетки, как используют традиционно. В российской вакцине «Спутник V» использовали клетки эмбрионов, но только на этапе наработки вирусных частиц. Вакцина AstraZeneca тоже содержит молекулы, которые вырастили в этих потомственных клетках, однако они не попадают в конечный продукт.

AstraZeneca также может содержать следовые количества этанола — синтетического спирта, который используется в качестве стабилизатора во многих других лекарствах.

Спасение жизни человека — это точно халяль

Большинство научных организаций по всему миру объявили вакцины от ковида халяльными .

Вот как исламские ученые объясняют это решение:

  • если в процессе производства запрещенный продукт превратился во что-то другое, он стал халяльным . Это то, что ученые называют истихара — когда исходное вещество меняет форму и природу и больше не является запрещенным. В таких ситуациях считается, что конечный продукт, например лекарство или вакцина, можно использовать мусульманам. Соответственно, желатин, который получают из части тела харамного животного, тоже считается допустимым;
  • если при производстве вакцины в качестве стабилизатора используют свиной желатин, он считается не пищевым продуктом и, следовательно, не запрещен в исламе. Свинина запрещена, когда из нее хотят сделать шашлык или сварить суп, то есть просто съесть. А если запрещенный продукт вводят в организм, а не съедают, тогда запрет не действует — особенно если идет речь о болезни;
  • запрещенное разрешается, если это важно для здоровья человека. Для мусульман свинина и алкоголь недопустимы, но если часть из них используется, чтобы спасти жизнь, ислам делает исключение. Ислам в принципе придает большое значение человеческой жизни и ее защите.

Вера не запрещает мусульманам делать прививки от коронавируса. В России духовное управление мусульман признало «Спутник V» халяльным . Цели внедрения и процессы производства вакцин в целом соответствуют принципам и ценностям, которые установлены в исламе. По мнению ученых шариата, вакцинация для мусульман — это не просто выбор каждого, а то, что помогает защитить других. Они называют это фард кифая — коллективное обязательство.

Если было полезно — ставь лайк! Подписывайся на канал , если хочешь больше узнать о здоровье с научной точки зрения.

Мусульмане России попросили раскрыть состав вакцин от коронавируса

Духовные лидеры мусульман России обратились к разработчикам отечественных вакцин с просьбой раскрыть состав препаратов. По их словам, «поступает много обращений от верующих», обеспокоенных ситуацией, поэтому мусульманские ученые намерены вынести богословское решение о дозволенности вакцин. Председатель Духовного управления мусульман Москвы Ильдар Аляутдинов объясняет, что даже если препараты признают нехаляльными, решение будет носить рекомендательный характер. Социальный антрополог, специализирующийся на исламе, Алена Никитичева предполагает, что «рекомендация» может повлиять на решение людей, если они изначально сомневаются в пользе вакцинации.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ / купить фото

Совет богословов Духовного управления мусульман (ДУМ) России запросил у директора Центра имени Гамалеи Александра Гинцбурга информацию о составе вакцины «Спутник V», чтобы вынести богословское решение о ее дозволенности. По словам заместителя председателя совета улемов (богословов), председателя ДУМ Москвы Ильдара Аляутдинова, к ним поступают «частые обращения от мусульман России относительно дозволенности или запретности вакцины с точки зрения ислама». С инициативой проверить российские препараты против коронавируса на халяльность выступил также муфтият Татарстана. Председатель комитета по стандарту «Халяль» при ДУМ республики Ирек Зиганшин объяснил запрос желанием «убедиться в том, что вакцины приносят пользу для людей, в том числе исповедующих ислам». По его оценке, в России проживают 25 миллионов мусульман, а Татарстан является одним из крупнейших мусульманских регионов страны, поэтому сертификация вызвана «заботой о верующих». Отметим, часто комитеты по стандарту «Халяль» действуют как частные учреждения контроля качества продукции и оказывают платные услуги сертификации.

По данным исследования «Атлас религий и национальностей» исследовательской службы «Среда» (2012 год), мусульман в РФ насчитывалось 9,4 млн, или 6,5%. В общенациональных выборках ВЦИОМа и других социологических служб доля мусульман колебалась в 2000-х — 2010-х годах от 4% до 10%. По переписи населения 2002 года, численность мусульман в РФ составляла около 14,5 млн человек, или 10% населения страны, но уже тогда духовные управления мусульман оспаривали эту цифру, заявляя о 20 млн.

Богословский запрет вакцинироваться может быть связан с использованием в компоненте препарата или в процессе его производства спирта, свинины, желатина, яиц, если они признаны нехаляльными.

Отвечая на вопрос “Ъ”, что еще может повлиять на халяльность вакцины, Ильдар Аляутдинов привел цитату из Корана, где сказано, что запрещены «мертвечина, кровь, мясо свиньи и всего того, что заколото не с именем Аллаха».

Он отметил, что перед обществом, в том числе перед мусульманами, «встает выбор», вакцинироваться или нет, но при этом не каждое лекарство «разрешено с точки зрения ислама». Говорить о дозволенности российских вакцин, считает господин Аляутдинов, «можно будет только после изучения их состава и всех возможных альтернатив». «На данном этапе нам важно знать состав компонентов, а также прошли ли они химическую обработку, при которой вещества утрачивают свои естественные свойства»,— сказал он. Ильдар Аляутдинов уточнил, что даже если вакцина окажется нехаляльной, совет улемов «не вправе давать однозначные рекомендации», так как каждую ситуацию нужно «рассматривать индивидуально»: «Возможно, для кого-то вакцина окажется жизненно необходимой. В случае если в препаратах будут обнаружены запрещенные исламом компоненты, Совет улемов ДУМ РФ разработает подробное богословское заключение с разъяснением ситуаций, когда вакцинация будет дозволенной».

Социальный антрополог Алена Никитичева обращает внимание, что в России нет единого управляющего всеми исламскими организациями муфтията. Речь идет о большом количестве мусульманских организаций, которые имеют авторитет в разных регионах. «У многих таких муфтиятов есть свои богословские советы и центры сертификации с учетом требований халяль, и они действуют независимо друг от друга. Богословы выносят некоторое решение, оно принимается в качестве документа, но не имеет обязательного характера и не становится законом для всех»,— говорит госпожа Никитичева. Она также отмечает, что у исследователей ислама нет данных, подтверждающих тезис, что все мусульмане в России, даже если иметь в виду регионы, где традиционно большое число людей исповедуют ислам, склонны делать все только дозволенное.

Некоторые эксперты предполагают, что на практике в обычных семьях мусульман самоограничения заканчиваются на еде.

«Если картина такая, то мы можем предположить, что рекомендации относительно вакцины будут не определяющими, когда люди действительно готовы вакцинироваться. С другой стороны, если человек не уверен, делать ли прививку, скорее всего он будет искать подтверждение своим опасениям. То, что прививку, например, объявят нехаляльной, может подкрепить позицию сомневающихся. Избегание биомедицины вообще и профилактических прививок в частности — огромная проблема»,— заключила она.

В Центре имени Гамалеи и в научном центре «Вектор» Роспотребнадзора оперативно не прокомментировали “Ъ”, планируют ли раскрывать состав вакцин «Спутник V» и «ЭпиВакКорона» на предмет оценки их допустимости с богословской точки зрения.

Вакцина от COVID-19: Фетва Даруль Ифта Махмудийя

Вакцина от COVID-19: Фетва Даруль Ифта Махмудийя

Мы встретили статью под названием «Вакцина». У нас возникли следующие вопросы:

    В статье говорится об аутоиммунных заболеваниях. Вакцины от инфекционных заболеваний и чумы производились и раньше. Каковы были взгляды наших муфтиев-акабиров на подобные вакцины? Мы видим и были проинформированы о том, что муфтий Рада аль-Хакк Сахиб из Даруль Улюм Закарийя издал фетву о необходимости принимать лекарства в качестве профилактической меры («Фатава Даруль Улюм Закарийя», том 6, стр. 768). Также муфтий Саледжи Сахиб из Мадраса Исипинго издал фетву о необходимости вакцинации в целом, а также от кори.

Уважаемый муфтий, извините за длинные вопросы. Ваше руководство и советы будут полезны и оценены по достоинству.

Именем Аллаха Милостивого, Милующего

Отказ от ответственности

Неправильная фетва может нанести вред жизни и здоровью людей.


Даруль Ифта провели встречу с экспертами по инфекционным заболеваниям и микробиологами, чтобы понять сложности, связанные с вирусом и вакцинами.

Тем не менее, наша фетва основана на принципах издания фетв и на фетвах наших акабиров (старших) муфтиев.

В своё время наши муфтии-акабиры прошлого сталкивались с различными видами вирусов, такими как полиомиелит, ветряная оспа и холера. Они разрешали принимать вакцины для борьбы с этими вирусами.

Ниже приводятся фетвы наших муфтиев-акабиров, переведенные на английский язык. Оригиналы фетв приведены в сносках [прим. пер.: в оригинале фетвы, доступной по ссылке в конце].

Вопрос: Если в местности свирепствует чума или распространилась ветряная оспа, можно ли при таком условии принимать инъекцию?

Ответ: Подобно тому, как дозволено принимать дозволенные средства лечения, чтобы защитить себя, это (принятие инъекции против чумы и ветрянки) также является дозволенным.

А Всевышний Аллах знает лучше.

(Фатава Махмудийя, том 27, стр. 276 – Мактаба Махмудийя)

حرره العبد محمودغفرله دارالعلوم دیوبند 91هـ

Фетва Даруль Улюм Деобанд в отношении полиомиелита

  1. Сегодня детям делают (БЦЖ и ТNТ), правильно ли это?
  2. Также, пожалуйста, пролейте свет на капли от полиомиелита.

Ответ: Решение, применимое к другим формам лекарств, аналогичным образом применимо и к инъекциям. Таким образом, те лекарства, которые сами по себе являются дозволенными, могут быть приняты с целью лечения и исцеления.

А Всевышний Аллах знает лучше.

(Даруль Ифта Деобанд, фетва №11333)

Вопрос: Во время эпидемии холеры правительство делает уколы от диареи, есть ли какие-нибудь проблемы с принятием этой инъекции?

Ответ: Нет никаких проблем (в том, чтобы сделать инъекцию). Допустимо принимать профилактические меры как средство лечения. Произойдет только то, что предписано Аллахом.

А Всевышний Аллах знает лучше.

(Фатава Рахимийя, том 10, стр. 168 — Дар аль-Иша’ат)

Вопрос: Каково мнение Хазрата относительно прививок? Сомнение в том, что гной (извлеченный из нарывов при ветряной оспе, используется для лечения ветряной оспы) является нечистым, а использование чего-либо нечистого недопустимо.

Ответ: Вы правы. Согласно исходному мнению ханафитского мазхаба, недопустимо использовать лекарства, содержащие харамные вещества. Однако современные уляма разрешили использовать запретные (харам) вещества в лечебных целях.

Поэтому, если кто-либо заболел (такой болезнью, которая требует от него использования нечистого вещества), то он не понесет ответственности.

А Всевышний Аллах знает лучше.

(Имдад Аль-Фатава Том 4, стр. 208 – Мактаба Даруль Улюм Карачи)

Фетва Даруль Ифта Бинори Таун о приеме вакцины от COVID-19 в качестве профилактической меры

Вопрос: Я являюсь имамом в Дубае. Сюда прибыла инъекция от коронавируса. Те люди, которые являются государственными служащими, обязаны принять эту инъекцию. Некоторые люди говорят, что это (инъекция) очень опасно, и это заговор против Ислама. Что говорят муфтии по этому поводу?

Обобщенный ответ: Если инъекция делается в качестве профилактической меры и как форма лечения, то Шариатское постановление гласит: если врач-эксперт подтвердит, что вакцина не вредна, что ее польза доказана на основе опыта, и что в вакцине нет вредных или нечистых ингредиентов, то она будет разрешенной.

Аналогично, если инъекция делается человеку, который уже заразился вирусом, и врач-эксперт подтверждает, что вакцина не вредна и в ней нет запретных (харам) ингредиентов, то она будет разрешенной.

Если же в вакцине присутствуют запретные (харам) ингредиенты, и врач-эксперт утверждает, что дозволенной (халяль) альтернативы нет, и что лечение ограничивается только этой запретный вакциной, и она доказала свою пользу на опыте, то в крайнем случае такая вакцина может быть использована как форма лечения только в зависимости от необходимости.

А Всевышний Аллах знает лучше.

(Фетва Даруль Ифта Бинори Таун №200017)

Вопрос: Допустимо ли в качестве профилактической меры делать инъекции здоровым животным во время пандемии?

Ответ: Если известно, что инъекция приносит пользу после того, как она была опробована и испытана, то она будет разрешена.

А Всевышний Аллах знает лучше.

كتبه محمد کفایت الله کان الله له, دهلى

Из приведенных выше фетв наших муфтиев-акабиров следует, что разрешается принимать инъекции/вакцины, даже если они являются просто профилактической мерой.

Более того, согласно вышеупомянутой фетве Хазрата Мауляны Ашрафа Али Санви (рахимахуллах),

«Уляма разрешили использовать запретные (харам) вещества в медицинских целях» (если есть необходимость и нет адекватной альтернативы).

(Имдад аль-Фатава том 4, стр. 208 – Мактаба Даруль Улюм Карачи)

Ветряная оспа, оспа, полиомиелит и холера, упомянутые в вышеприведенных фетвах, имеют много медицинских сходств с COVID-19. Вакцины, о которых идет речь, действуют по схожему принципу с вакциной от COVID-19. То есть, все они стимулируют иммунный ответ организма для создания антител к вирусу.

Приведенная ниже диаграмма отражает сходство между различными вирусами и COVID-19,
и соответствующими им вакцинами:

Полиомелит

Варицелла Зостер (приводит к ветряной оспе и оспе)

Высокоэффективная (согласно первоначальному испытанию)

Сильная боль в плече, обморок, анафилаксия (редкое явление), смерть (малая вероятность)

АЗУИ не является уникальным явлением для вакцин COVID-19. Риск возникновения АЗУИ существует у всех вакцин. Несмотря на риск возникновения АЗУИ, вакцины на протяжении многих лет продолжают вводиться и применяться. Более того, риск возникновения АЗУИ не ограничивается вакцинами. Скорее, реакция АЗУИ может возникнуть при естественном заражении вирусом.

Фетвы, о которых идет речь, были изданы нашими уважаемыми муфтиями-акабирами. Эти выдающиеся личности являются акабирами всех наших современных уляма и муфтиев. Наши муфтии-акабиры обладали глубокой проницательностью и дальновидностью при издании фетв. Если человек будет действовать в соответствии с фетвами наших муфтиев-акабиров, то в этом будет баракат. Все поднятые вами актуальные вопросы являются обоснованными и, ин ша Аллах, будут разрешены путем следования фетвам наших муфтиев-акабиров:

Соответственно, недозволенно получать вакцину, которая содержит запрещенные ингредиенты, если доступна и эффективна вакцина, которая не содержит запрещенных ингредиентов.

Если вакцина с разрешенными ингредиентами недоступна или неэффективна, то на этой стадии решение будет рассматриваться.

Хорошо известно, что вирус COVID-19 мутировал и выработал различные штаммы. В связи с этим для решения этих задач может потребоваться регулярная адаптация лекарств. Это, в свою очередь, может привести к необходимости индивидуальных постановлений для конкретных медицинских условий.

Прием лекарств не противоречит таваккулю. На самом деле прием лекарств является частью такдира. Взгляните на следующий хадис:

عن أبي خزامة، قال: سئل رسول الله - صلى الله عليه وسلم -: أرأیت أدویة نتداوى بها، ورقى نسترقي بها، وتقى نتقيها، هل ترد من قدر الله شيئا؟ قال: هي من قدر الله ( ابن ماجه-3437)

Абу Хузама (радыяллаху ‘анху) передаёт, что у Посланника Аллаха ﷺ спросили: «Что ты скажешь о заклинаниях (рукъя), которые мы читаем, лекарствах, которыми мы лечимся и наших упреждающих действиях — отвращают ли они от нас что-нибудь из предопределённого Аллахом?» Он сказал: «Они относятся к предопределённому Аллахом» («Сунан» Ибн Маджа; 3437)

Мы также хотим посоветовать всем проявлять осторожность в предоставлении академических и/или практических советов. Если человек не обладает достаточной квалификацией в определенной области, например, в медицине или в издании фетв, то ему запрещается давать советы в этой области.

Следующий хадис наводит на размышления по данному вопросу:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: من تطبب، ولم یعلم منه طب قبل ذلك، فهو ضامن (ابن ماجه 3466)

«Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто оказывает медицинское лечение (включая медицинские советы), не имея предварительных знаний в области медицины, несет ответственность (за любой причиненный вред)». (Ибн Маджа; 3466)

Помните об ответственности перед Судом Аллаха. Не поддавайтесь чрезмерному влиянию внешних сил.

Читайте также: