Как играть в настольную игру

Обновлено: 18.05.2024

Спец — Настольные игры для двоих. Во что поиграть маленькой компанией?

Рассказываем, во что поиграть, сидя дома с близким человеком.

Настольные игры для двоих. Во что поиграть маленькой компанией?

Настольные игры для двоих. Во что поиграть маленькой компанией?
Настольные игры для двоих. Во что поиграть маленькой компанией?
Настольные игры для двоих. Во что поиграть маленькой компанией?

Полгода назад я уже рассказывал, в какие настолки можно без проблем поиграть в онлайне. Правда, в прошлый раз я рассматривал только те игры, что доступны в мастерской Tabletop Simulator, а о проектах для двух игроков вообще упомянул вскользь. В конце концов, некоторые предпочитают физические игры, и не у всех есть достаточно большая компания.

Хочу играть в настолки: с чего начать?


Зачем мы играем? Эмоции. Ради них мы стреляем и бегаем в шутерах, ломаем головы над победной тактикой в стратегиях, изучаем возможности героев в MOBA и так далее. Однако не только видеоигры могут даровать нам лавину новых ощущений. Сегодня мы заглянем в соседнюю от игровой галактики дверь и отправимся в путешествие по удивительным землям «настолок». Осторожно, двери открываются!


«7 Чудес: Дуэль»


С 2015 года ни одна дискуссия о настольных играх на двоих не обходится без «7 Чудес: Дуэль». А учитывая, что конкуренция на перенасыщенном рынке настолок чуть ли не жёстче, чем в индустрии видеоигр, это само по себе говорит о многом. «7 Чудес: Дуэль» — занятный сплав 4Х-стратегии и пасьянса, где игроки в течение трёх эпох развивают собственные цивилизации. В каждой из эпох на поле небольшим узором разложены карты, которые вы по очереди забираете себе. Это могут быть какие-нибудь фермы или каменоломни, театры и памятники архитектуры, армии, защитные сооружения, научные академии… В общем, всё, что нужно любой уважающей себя нации.

Есть лишь одна маленькая проблема: дорога к процветанию вымощена компромиссами. Карты, как в одном казино, разложены «в другом порядке» — брать можно только те, на которых не лежат другие. А значит, каждый ваш ход открывает новые возможности вашему сопернику — и наоборот. Какую же карту взять, чтобы и самому остаться в плюсе, и не сильно подыграть оппоненту?

Вопрос, на первый взгляд, не особо каверзный, но ответ на него меняется от партии к партии. При своих маленьких размерах и простом геймплее «7 Чудес: Дуэль» предлагает почти ту же глубину, что и большие 4Х-стратегии, но без лишних деталей. Вы можете удариться в культуру, чтобы выйти в лидеры за счёт победных очков. Можете пойти в военную отрасль и заставить оппонента тратить ресурсы на оборону, а то и вовсе захватить его цивилизацию. Наука даёт технологии с уникальными бонусами, а развитая экономика — возможность удалять с поля выгодные сопернику карты, да ещё и получать за это деньги. В плане тактики здесь есть где разыграться, и с каждой партией она раскрывается всё глубже. А как только поймёте, что игра вам нравится, смело берите единственное дополнение к ней — «Пантеон». Борьба за внимание древних богов идеально встраивается в геймплей, не особо усложняя правила.

Лучшие настольные игры для большой компании


За последние пару лет популярность настольных игр выросла в несколько раз, народ начал заказывать домой огромное количество ярких коробок с чудными правилами, а за дверями соседей все чаще были слышны споры кто кого уделал. Мы подготовили подборку самых лучших и популярных настольных игр для большой компании, учитывая мировые рейтинги последних лет. Каждая из игр уникальна, запоминающаяся и очень интересная, мы попробуем рассказать понемногу о каждой!

«Детектив. Игра о современном расследовании»


Если вам нравятся полицейские процедуралы в духе «Прослушки» и CSI, то «Детектив» делали прям для вас. Это не настолка в привычном смысле слова, а скорее интерактивная головоломка, где на первом месте стоит история детективного агентства «Антарес», созданного под патронажем ФБР. Пять дел, на первый взгляд никак не связанных друг с другом, к финалу сплетаются в рассказ о старом заговоре, мести и человеческой жестокости.

Тренд на сюжетные игры закрепился в настольной индустрии относительно недавно, — многие разработчики делают лишь первые шаги в этом направлении. Настольные игры в принципе не славятся хорошо написанными сюжетами, и «Детектив» здесь, увы, не исключение. Однако игра берёт не качеством литературных текстов, а подачей и чувством жанра. Игрокам нужно опрашивать свидетелей, добывать улики, заносить информацию в специальную базу данных — для этого авторы даже создали отдельный сайт. Пока один игрок читает показания подозреваемого, второй, сидя «в лаборатории» за компьютером (или в смартфоне), пробивает его досье в базе, или, например, проверяет отпечатки пальцев. В некоторых делах нужно пользоваться «Википедией» и картами Google, рассматривать видео с камер наблюдения, изучать документы — авторы постоянно подкидывают сюрпризы и меняют геймплей.

Поскольку главное в «Детективе» — сюжет и загадки, никакой реиграбельности у неё нет. Финал истории предопределён, подозреваемые не меняются, ответы остаются прежними. Пройти её можно лишь один раз, но, на мой взгляд, оно того стоит: «Детектив» экспериментирует с медиумом настольных игр, и делает это на редкость удачно. Компьютерные игры так пока не научились.

7 Чудес

Для всех любителей быстрой партии в Цивилизацию. Игра с экономикой, войнами, развитием и торжественной победой.

Игра предлагает каждому участнику возглавить один из 7 городов Древнего мира и победить своих соперников в политической битве. На столе имеются карты, которые игроки приобретают и добавляют в свою «колоду» успеха города-государства. Некоторые из них:

  • Производство ресурсов и товаров. Предоставляет возможность развития экономического роста.
  • Развитие военно-промышленного комплекса
  • Мощь финансовых институтов (накопительство в банке)
  • Строительство Чудес Света
  • Строительство гражданских построек
  • Прогресс в науке и другие

Вариативность ведение игры запредельное. Можно разрабатывать свои тактики и стратегии, каждый раз что-то менять в зависимости от соседей, но каждая игра всегда будет уникальной, потому что.

Игра делится на 3 эпохи, в каждую из них можно сыграть всего 6 карт. Игра проходит следующим образом: каждый берет себе карту из первоначальных семи и передает колоду соседу. Так набирается свой сет карт, которыми можно будет сыграть на протяжении эпох. К тому же прибавляется уникальная карточка древнего города, усиливающая некоторые постройки, улучшающая войска или что-то еще.

В игре есть монеты, жетоны конфликтов, торговля между игроками, гильдии, военные конфликты и еще много-много всего!

Диксит

  • Сложность: легкая
  • Количество игроков: 3-6
  • Возраст: от 8 лет
  • Продолжительность партии: 30 минут

Очень красивая игра на ассоциации, которую сможет понять даже ребенок. Подходит для непринужденной обстановки и легкой атмосферы.

Каждому выдаются красочные карты с разнообразными незамысловатыми рисунками, после игроки выбирают Рассказчика, который начнет игру. Рассказчик выбирает одну из своих карт, никому ее не показывает, загадывает первую ассоциацию с иллюстрацией (можно историей, можно одним словом, да хоть жестами), а потом кладет карту на стол рубашкой вверх. Остальные игроки выбирают карту, которая больше всего ассоциируется с описанием Рассказчика. Все это дело перемешивается, карты переворачиваются, а после проходит голосование, какая из карт была загадана ведущим.

Угадали — молодцы. Получили очки. Не угадали — бывает. Ведется подсчет очков, ход переходит следующему игроку, пока один из игроков не наберет в итоге 30 очков.

Цитадели

Игра предоставляет возможность каждому попробовать построить свой великий город и восхитить монарха навыками градостроения.

Игрок выбирает своего особенного персонажа наделенного отличными навыками. Можно вытянуть короля, епископа, вора, чародея и других. Игроки должны застраивать целые кварталы, разыгрывая свои карты, но делать это надо с умом — каждый квартал приносит свое количество очков для победы. А чтобы битва городов была более ожесточенная, игра позволяет персонажам убивать друг друга, уничтожать постройки и грабить караваны.

Fog of Love


Автор Fog of Love называет свою игру «романтической комедией в формате настольной игры», хотя я бы назвал её «трагикомедией». Или, раз уж на то пошло, генератором сплетен о несуществующих людях, чьи жизни можно бесстыдно обсуждать во всех красках. Примерно как The Sims, только тут нельзя утопить бывшую в бассейне.

В Fog of Love игроки берут на себя роли влюблённой пары, едва начавшей свои отношения. Вы подбираете им черты внешности, настраиваете характер, амбиции, а затем рука об руку проходите через все ключевые этапы отношений, разыгрывая карты ситуаций. Это могут быть свидания при луне, внезапные подарки и другие приятные клише из романтических фильмов, или же… Более мрачные вещи. Измены, ссоры, внебрачные дети, неожиданный визит тёщи и, конечно, вопрос «полнит ли меня это платье» (или пиджак — игра не присваивает персонажам гендерные роли). И почти в каждой из этих ситуаций обоим игрокам нужно сделать выбор. Понравился ли вам сюрприз? Стоит ли заняться любовью в публичном парке? Куда полетим в отпуск?

Красота игры в том, что на эти вопросы нельзя ответить правильно или неправильно. У ваших персонажей, даром, что они в отношениях, есть и свои жизненные цели, поэтому вам часто придётся выбирать между собственным счастьем и благополучием партнёра. Может, вы хотите работать над карьерой? Или наоборот, бросите всё, чтобы построить семью? Или внезапно поняли, что совершили большую ошибку, и теперь изо всех сил пытаетесь оттолкнуть партнёра? Благодаря подобным деталям Fog of Love замечательно передаёт сумбур и непростые противоречия реальных отношений: каждая партия создаёт множество ситуаций, о которых ещё долго хочется рассказывать друзьям.

Подвох только в том, что у Fog of Love нет и, скорее всего, никогда не будет локализации. Однако если по описанию она звучит интересно, то, поверьте, играть лично вдвойне интереснее. При желании, привезти копию из-за границы совсем не трудно.

И на этом пока остановимся. Лучше расскажите, какие настолки нравятся вам? У вас есть собственные коллекции, или так, играете от случая к случаю? О каких ещё настольных играх хотите почитать?

Кодовые Имена

  • Сложность: легкая
  • Количество игроков: 2-8
  • Возраст: от 10 лет
  • Продолжительность партии: 30 минут

Компания может разделиться на две команды — красных и синих, а после выбрать своих капитанов. Задача — быстро найти своих тайных агентов, спрятанных под кодовыми именами.

«Кодовые имена: Дуэт»


У вас бывали моменты, когда кажется, что вы можете читать мысли близкого человека? Когда между вами царит такое взаимопонимание, что в беседе вы на автомате заканчиваете друг за друга предложения? Уверен, хоть раз, но было дело. У меня тоже был такой человек. А потом я сыграл с ним в «Кодовые имена: Дуэт» и в рекордно быстрые сроки понял, что чужая душа — потёмки. Точнее, чужое воображение.

«Кодовые имена» — одна из популярнейших настольных игр для вечеринок, но и в дуэльном формате она работает ничуть ни хуже. Возможно, даже лучше, потому что «Дуэт» — не соревновательная, а кооперативная игра. Перемешав огромную колоду, вы выкладываете на поле двадцать пять карт со случайными словами. У обоих игроков есть карточка-ключ, которая указывает, какие именно слова должен отгадать их напарник. Дело за малым: нужно лишь правильно намекнуть на них. Скажем, «двигатель», «колесо», «асфальт» и «руль» можно объединить одной подсказкой — «автомобиль четыре».

Но на практике всё никогда не складывается так удачно. Расположение слов на поле нельзя предсказать заранее, поэтому ключ нередко указывает на карточки, которые абсолютно никак друг с другом не связаны. Можно, конечно, пользоваться простыми ассоциациями, но они быстро закончатся, — тогда-то и начинается настоящее веселье. Как связать «каток» и «пельмени»? «Вилка» — это про «слона» или про «спагетти»? Там, где вы видите чёткую логическую цепочку, ваш напарник может увидеть лютую бессмыслицу. И чем ближе финал партии, тем более бредовыми становятся подсказки, а каждый правильный ответ неизменно вызывает взрыв смеха. Я до сих пор помню кульминацию одной игры, где мне пришлось намекнуть на слова «зеркало», «лимонад» и «розовый» через «стеклоочиститель». Всё ж сходится. Им чистят зеркала, он пахнет как лимонад и окрашен в кислотный цвет. Логика такая, что не подкопаешься.

Манчкин

  • Сложность: средняя
  • Количество игроков: 3-6
  • Возраст: от 12 лет
  • Продолжительность партии: 30 минут

Всеми давно уже известная и любимая игра не могла обойти стороной эту подборку.

Перед игроками находятся две колоды карт рубашкой вверх. Одна из колод — это спрятанные сокровища, которые игрок получает, только вытянув карту. Вторая колода карт — это двери, за которыми прячутся монстры и проклятия.

Правила игры очень просты — собирайте себе лучший шмот, торгуйтесь с игроками, убивайте монстров, рискуйте, чистите нычки, меняйте свой гендер, подбрасывайте проблемы или помогайте другим игрокам и поднимайте свой уровень. И не забывайте, что убегают только трусы!

Azul


Azul — одна из тех редких игр, которыми хочется любоваться как произведениями искусства. Её хочется доставать с полки, показывать гостям и беречь как жемчужину коллекции. Без шуток, это единственная настолка, в которую я регулярно играю с мамой, — а она, прямо скажем, совсем не интересуется этим хобби. Просто как-то раз я решил похвастаться покупкой, достал из коробки полный мешок разноцветных плиток, узорчатые планшеты — и она сразу же спросила, как в это играть. А через час мы уже закончили две партии: за обустройством собственной мозаики время пролетает совсем незаметно.

В первую очередь Azul привлекает внимание именно своей эстетикой. Яркими цветами, узорами, звонкими костяшками из бакелита, которые так и хочется потрогать. Но настоящая прелесть игры — в её простоте. Это медитативная головоломка, отдалённо похожая на «Тетрис», где нужно брать плитки с фабрик в центре стола и постепенно выкладывать их на свою мозаику. Если делать её аккуратно, продолжая ряды и не оставляя пробелов, то очков будет больше. Если пожадничать и взять так много плиток, что их некуда будет приткнуть — то меньше. Процесс несложный, да и математика элементарная, но простор для тактики и соперничества всё равно есть. Поэтому Azul одинаково хорошо идёт как в казуальной, так и в искушённой компании. Технически, в неё можно играть хоть вчетвером, но на двоих игроков она раскрывается куда лучше — в дуэли просчитывать ходы оппонента в разы проще.

Благодаря своему успеху Azul положила начало серии, которая сейчас насчитывает ещё две игры: «Витражи Синтры» и «Летний дворец». Я рекомендую присмотреться именно к оригинальной. Они все по-своему хороши, но первая Azul, на мой вкус, получилась самой элегантной: её геймплей, кажется, никогда не устареет.

Ужас Аркхэма

  • Сложность: очень сложная
  • Количество игроков: 1-6
  • Возраст: от 13 лет
  • Продолжительность партии: 3 часа

Вам предстоит столкнуться с настоящей ролевой игрой за своего выбранного персонажа и попытаться раскрыть тайну надвигающегося ужаса, кооперируясь со своими соигроками. Просим обратить внимание на сложность перед тем, как бежать заказывать эту жемчужину мире настолок.

Игрок выбирает своего сыщика и составляет подходящую колоду. Сыщики обязаны проходить мелкие сценарии, изучая опасные локации и улики, после раскрывать более глобальный сюжет, который приведет к главной тайне Аркхэма. Колода, знания и опыт растет, но вместе с этим растет и сложность игры и риск потерять рассудок. Игрок встретится архивами, с помощью которых он должен будет понять, против какого зла вообще осуществляется борьба, с механикой мифов и бедствий, шикарным игровым полем, событиями, районами, сценариями и, конечно, с монстрами.

О правилах, плюсах и особенностях данной игры можно рассказывать вечно, потому рекомендуем самостоятельно посмотреть обзор и решить, справятся ли ваши компаньоны с Ужасами Аркхэма. Ищите сразу третью редакцию!

Предательство в Доме на Холме

  • Сложность: сложная
  • Количество игроков: 3-6
  • Возраст: от 12 лет
  • Продолжительность партии: 1,5 часа

Настольная игра Предательство — это вновь ролевая игра, где каждый игрок может выбрать своего персонажа с особенными статами и даже получить персональную фигурку. Это кооперативная игра, где персонажи не соревнуются друг с другом, а объединяются против игрового зла. Но есть одно «но». Среди игроков есть предатель, которого далеко не сразу можно вычислить.

Вариативность игры подкрепляется составным игровым полем, которое меняется модульно с добавлением комнат. В каждой комнате может произойти случайное событие, способное как накликать беду, так и призвать удачу.

Первую половину игры персонажи бродят по дому и собирают нужные им вещички, а во вторую просыпается Предатель, который так и норовит всех перерезать. Каждый получает свою книжку со сценарием, пройдя который можно завершить игру.

«Неустрашимые. Нормандия»


Возможно, глупо на это жаловаться, но тема Второй мировой в массовой культуре исследована (если не сказать «избита») вдоль и поперёк, — в том числе и в настольных играх. И хотя в этом плане «Неустрашимые. Нормандия» не удивляет, кое-что она всё же делает очень правильно: она подаёт варгеймы как жанр с человеческим лицом.

За тактику отвечает довольно хитрая карточная механика. Вы можете отдавать приказы только тем отрядам, чьи бойцы есть у вас в руке, — это сильно ограничивает возможности и мешает продумывать план на несколько ходов вперёд. Конечно, с помощью сержанта всегда можно пополнить колоду нужными вам солдатами, но… Чем больше колода, тем выше шанс в самый ответственный момент набрать неподходящую руку. А разведка ещё сильнее засоряет колоду туманом войны. Так что тут надо волноваться не только о силах противника, но и об организации своих войск — механика простая, но крайне эффективная. И с каждой следующей игрой она будет понемногу обрастать нюансами: все сценарии объединены в небольшую сюжетную кампанию, которая медленно вводит новые элементы геймплея. Снайперов, пулемётчиков, артиллерию.

Исход боя в «Неустрашимых» решается броском пары кубиков, и каждая смерть больно бьёт по ресурсам. Карты погибших бойцов не вернуть, отряды теряют подкрепления, силы обеих сторон тают на глазах. Некоторые матёрые настольщики ругают игру за то, что в ней слишком многое зависит от удачи, — мне же кажется, что в данном случае это плюс. «Неустрашимые» мастерски накаляет атмосферу всего парой механик, но на свои ошибки и неудачи не получается злиться подолгу. Партии редко длятся дольше часа, так что всегда можно перейти к следующему сценарию и взять реванш, поменявшись сторонами.

Сопротивление

  • Сложность: простая
  • Количество игроков: 5-10
  • Возраст: от 13 лет
  • Продолжительность партии: 30 минут

Игра легкая в освоении, быстрая и очень интересная. Игроки делятся на два лагеря: оперативники сопротивления или имперские шпионы. Сопротивление должно захватить три базы Империи, в то же время шпионы Империи должны помешать планам оперативников, прикидываясь своим. Игра длится всего около пяти раундов.

Игроки выбирают лидера сопротивления, тот решает, кто из игроков будет участвовать в операции. Далее голосование, все ли согласны с решением лидера, и раздача карт. И уже после назначенные игроки тайно должны решать, будут ли они срывать задание или исполнят волю революционеров, и так, пока не завершится последний раунд.

Сопротивление — это игра про споры, размышления, притворство и логику. Она сильно отличается от Мафии тем, что игроки не выбывают с поля, а потому очень тяжело понять, кто из персонажей свой, а кто чужак.

«Манчкин» — лихая пародия на все подряд

  • Для кого: для подростков и взрослых с хорошим чувством юмора
  • Для какой компании: до 6 человек
  • Длина партии: от 20 до 60 минут

Правила бесшабашной игры «Манчкин» представляют собой художественную мешанину из пошаговых и карточных канонов: карты, двери, уровни, шмотки и расы. Но поверьте, собравшись дружной компанией в пять-шесть человек, вы через полчаса превратитесь в толпу безумно хохочущих параноиков. Создатели «Манчкина» виртуозно вплели в процесс возможность как помогать соперникам, так и наносить подлые удары в спину. Сложность в комбинациях и правилах порой превращает трактовку ходов в гордиев узел, разрубить который авторы предлагают… бескомпромиссным спором и перебранкой.

Коротко о правилах. Чтобы выиграть, надо добраться до десятого уровня персонажа, начиная, соответственно, с первого. Уровни повышаются после сражений с монстрами, активации специальных карт или продажи снаряжения на определенную сумму. В игре две колоды, «двери» и «сокровища», плюс единственный кубик, помогающий принимать решение в сложных ситуациях. Каждый ход разбит на несколько этапов: сначала открывается дверь в подземелье с заданием, а затем (если повезет) — вознаграждение из колоды с сокровищами. Исход драки с монстром зависит от силы игрока и его мохнато-зубастого оппонента. Вот тогда и начинается главное веселье: другие участники могут вмешаться в исход дуэли, поддержав ту или иную сторону. Чем выше уровень, тем больше вероятность схлопотать подлый удар исподтишка. В случае проигрыша игрок подвергается «непотребствам», указанным на карте монстра, или пытается «смыться» при помощи кубика.


В большинстве карточных игр, да и игр вообще нечестное поведение предосудительно и карается всеобщим осуждением. В «Манчкине» хитрость и подлость (пусть в шуточной форме) поощряются всецело. Более того, в игре действует правило «Владелец колоды всегда прав», прописанное создателями «Манчкина».

Отличный способ разбавить скуку компании молодых людей с хорошим чувством юмора!

Нуар

  • Сложность: простая
  • Количество игроков: 2-9
  • Возраст: от 13 лет
  • Продолжительность партии: 30 минут

Стильная черно-белая игра учит хитрости и вознаграждает за проницательность. Нуар имеет сразу шесть вариаций игры:

  1. Бандит против инспектора
  2. Убийца против сыщика
  3. Шпионские игры
  4. Вор против начальника полиции
  5. ФБР против мафии
  6. Ограбление века.

Начало всегда одинаковое. На поле раскладываются карты Подозреваемых, а игроки получают карты Доказательства и Принадлежностей. Персонаж может заняться поиском своих врагов, преследованием и убийством. Допрос персонажей находящихся рядом с игроком может привести к засекреченным чужим персонажам. Карты сдвигаются, из-за чего вы или приближаете к себе свою жертву или сами становитесь ближе к своему убийце.

Каркассон

В данной игре нет готового игрового поля, ведь в процессе открываются новые локации и выстраивается карта мира, что является самой основой игры. Вы можете превратить своего подданного в рыцаря, разбойника, крестьянина или даже монаха. И в соответствии с ролью подчиненного, игрок может захватывать города, дороги, поля и монастыри. Задача игрока — захватить открывающиеся территории с умом, чтобы набрать как можно больше очков к концу игры. А разнообразить игру могут дополнения:

  • «Река» (The River)
  • «Таверны и соборы» (Inns & Cathedrals)
  • «Купцы и умельцы» (Traders & Builders)
  • «Аббат и мэр» (Abbey & Mayor)
  • «Король и разведчик» (King & Scout)
  • «Граф» (The Count)















Метро 2033 — станция «Настольная»

  • Для кого: взрослые игроки, фанаты вселенной
  • Для какой компании: 3-6 человек
  • Длина партии: от 30 минут до 1,5 часов

Постапокалиптический цикл «Метро» невероятно популярен среди любителей фантастики, и карточная игра не исключение. Причем играть в нее можно двумя способами — атмосферным и тематическим. В первом из случаев игроки представляют интересы одной из фракций с пятеркой подручных. Чтобы победить, надо набрать в свой отряд еще пятерых человек, разбросанных по разным станциям. Искать их придется по мрачным тоннелям, доверху набитым чудовищами.

История появления настольных игр в мире.

Всем привет. Сегодня хотелось бы начать свою первую статью в моём блоге о настольных игр. Почему же именно о настольных играх? Ну во-первых потому что я этим интересуюсь и мне кажется что на СГ то же есть люди которым по душе настольные игры. Именно этим людям будет посвящён этот блог, а также привлечь тех кто ещё не пристрастился к этому увлекательному миру настольных игр. Но перед тем как начать рассказывать о конкретных настольных играх хочется рассказать о самых истоках зарождения такого нового развлечения как настольные игры.

История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. В современных исследованиях настольных игр высказывается мнение, что их история была общей. Так, ветеран настольных игр, английский учёный Дэвид Парлетт в своей исследовательской работе «Оксфордская история настольных игр» считал, что все, даже самые современные настольные игры имеют древнейшие прототипы и, следовательно, общие корни.


Самой древней из настольных игр считается древнеегипетская игра сенет.

Как светское развлечение он известен в додинастический период (около 3500 лет до н. э.), в более поздние времена стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир. Первые находки игровых наборов для Сенета были сделаны в начале XX века. Сперва исследователи сочли эти палетки с фигурками древними шахматами, после — шашками, однако впоследствии выяснилось, что игра имеет с ними очень мало общего.


Следующей одной из самых древнейших игр являются нарды.

Нарды — древняя восточная игра. Родина этой игры точно не известна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена на территории Ирана (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).


Первой индийской настольной игрой в сегодняшней истории будет чаупар.

По одной из версий чаупар возник в IV веке н. э. Однако чаупар упоминается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» (причём исход игры влияет на судьбы государств и их правителей). Интересный факт. Чаупар — одна из любимейших игр махараджей. В этом может убедиться каждый, кто хоть раз бывал во дворце индийского императора Акбара Великого из династии Моголов. Огромное игровое поле посреди двора выложено красным и белым мрамором. Когда-то по клеткам этого поля передвигались прекрасные наложницы императорского гарема, которые и служили ему живыми фишками. Похожие поля для игры в чаупар сохранились ещё в Агре и Аллахабаде.


Если вы думаете что маджонг это первая созданная китайцами настольная игра, то вы ошибаетесь. Первой была игра под названием Го.

Легенды, отражённые в древних китайских летописях, относят появление го к третьему или началу второго тысячелетия до нашей эры, приписывая её создание одному из легендарных китайских императоров или их ближайшим придворным. Объективные исторические свидетельства позволяют утверждать, что игра определённо существовала и была достаточно распространена 2500 лет назад — именно к этим временам относятся первые упоминания о го в документах. Первые материальные свидетельства (найденные археологами доски и камни для го) и достоверные записи сыгранных партий относятся к первым векам нашей эры.


Ну вот наконец и появляется та игра, в которую наверное играл каждый-шашки.

Достоверных сведений об изобретении шашек история не сохранила. Вполне вероятно, что различные игры шашечного типа изобретались на протяжении истории человечества многократно и независимо, чему способствовала простота инвентаря и правил. Считается, что известные сейчас игры шашечного типа представляют собой различные этапы эволюции игр на доске, так что все они в определённом смысле родственны друг другу, что подтверждается близостью инвентаря и названий игр. Так, названия шашек: русское «тавлеи» и польское «warcaby» связаны с европейским названием нардовой игры: tavola reale (в Италии), tables reales (в Испании), tavli (в Греции), tavla (в Турции), tables или backgammon (в Великобритании), vrhcaby (в Чехии). Наиболее древние изображения игроков за игрой, определяемой как вариант шашек, имеются ещё в памятниках Древнего Египта. Народам, населявшим территорию нынешней России и прилегающие регионы, шашки были известны ещё в III веке. История появления шашек очень велика, поэтому всю её я описывать сейчас не буду.


А вот и настольная игра из Кореи под названием чанги.

Чанги читается производной от китайской игры сянци. Она играется на практически аналогичной доске, тем же набором фигур, но имеет несколько отличающиеся правила.


Первой японской игрой в нашей истории будет настольная игра сёги.

По мнению современных историков, сёги представляют собой обособившуюся ветвь шахмат. В точности неизвестен ни момент появления этой игры, ни её первоначальный вариант, но, по всей видимости, во второй половине I тысячелетия н.э. распространённый на арабском Востоке шатрандж попал в Юго-Восточную Азию, где стал основой для ряда местных настольных игр, среди которых наиболее известны китайские шахматы сянци, родственные им корейские шахматы чанги, а также таиландские шахматы макрук, гораздо более двух первых игр напоминающие шатрандж и европейские шахматы. Видимо, от этих игр, в свою очередь, сёги и произошли.


И ещё одна игра в которую вы наверняка играли, а в моём дворе до сих пор собираются деды и каждый вечер играют в домино.

Корни игры в домино уходят в Индию и Китай, именно там появились кости в виде пластинок. Точки на костях в китайском домино разноцветные (белые и красные), в наборе нет пустышек. В XVIII веке игра была привезена в Италию и видоизменена. Современное домино также тесно связано с игрой в кости. Две половинки костяшки домино — это одна из возможных комбинаций, выпадающих при броске двух костей. Считается, что домино было названо в честь чёрно-белых маскарадных костюмов, которые, в свою очередь, произошли от одеяния монахов-доминиканцев, носивших белые плащи с чёрными капюшонами. Монахам было запрещено играть в карты, и тогда, по легенде, аббат Домино изобрел домино. Достоверно, что игра в домино дозволялась в католических монастырях, а там, как правило, любое дело начиналось с «восхваления Господнего» (лат. benedicamus Domino или Domino gracias) — эти слова произносил игрок, выставлявший первый камень.


Так же можно рассказать о так называемых польских шашках.

В 1723 английский шашист польского происхождения, оставшийся в истории под прозвищем Поляк, предложил увеличить шашечную доску до 100 клеток и немного изменить правила игры — появились стоклеточные (польские) шашки. Широкое распространение и отсутствие расхождений в правилах игры сделало этот вариант шашек международным.


Ну вот мы наконец добрались и до самой известной китайской настольной игры-маджонга.

По одной из теорий создателями игры были офицеры китайской армии, служившие во время восстания тайпинов и придумавшие игру, чтобы проводить время, по другой — игру создал некий дворянин, проживавший в окрестностях Шанхая между 1870 и 1875 годами. Распространение игры сначала было довольно ограниченным, вплоть до начала XX века в неё играли лишь на территории в нижнем течении Янцзы и в пригородах Пекина, но затем произошёл резкий скачок популярности: за два первых десятилетия XX века игра распространилась по всей территории Китая и попала в соседние страны. К 1920 году маджонг уже считался национальной игрой, неотъемлемой частью китайской культуры, и был известен не только в Азии, но и в Америке и Европе. По поводу происхождения названия игры также нет единого мнения. Первоначальное название переводится как «воробей». По одной версии, стук фишек напоминает щебетание воробья. Некоторые исследователи связывают название с тем, что в Китае воробей символизирует сообразительность или ищут другие параллели в культуре и мифологии.


Первой английской настольной игрой в моей статье может считаться реверси.

Игра была изобретена в Великобритании в 1880 году и пользовалась большой популярностью, но впоследствии была забыта. Возродили её в Японии, где она в 1971 году под названием отелло вновь стала популярна. С 1977 года регулярно проводятся чемпионаты мира по игре в реверси.

И вот наконец появляется игра, которая по сравнению с остальными, вышла относительно недавно-«Монополия».

В 1934 году в разгар Великой депрессии Чарльз Дэрроу из Германтауна, штат Пенсильвания, показал представителям компании Паркер Бразерс (англ. Parker Brothers) проект игры Монополия. Проект был отклонен из-за «52 ошибок в дизайне», но это не остановило безработного Чарльза, который решил выпустить игру своими силами.

С помощью друга Чарльз Дэрроу изготовил и продал 5000 самодельных копий «Монополии» в универмаге Филадельфии. Через некоторое время он уже не мог справляться с возросшим спросом, и решил снова обратиться к представителям Паркер Бразерс. Монополия вошла в историю — уже в 1935 году она стала самой продаваемой игрой в Америке. На сегодняшний день число играющих в Монополию перевалило за полмиллиарда человек. В мире проводятся коммерческие соревнования (в том числе мировые чемпионаты) по игре Монополия с существенными призовыми фондами.


Ещё одной игрой созданной во время Великой депрессии является скрэббл.

Её история началась в тридцатые годы прошлого века в США. Именно тогда безработный архитектор Альфред Мошер Баттс решил создать свою собственную настольную игру и в 1938 он воплощает свою задумку.


Очередная известная во всём мире игра под названием «Риск».

Игра была изобретена французским кинорежиссёром Альбертом Ламоросси и выпущена во Франции в 1957 году с названием La Conquête du Monde (в переводе с фр. «Завоевание мира»).


А вот и первая коллекционная карточная игра-Magic: The Gathering. На рассказ о других карточных игр этой статьи просто не хватит, так что как нибудь в другой раз.

Изобретена американским математиком Ричардом Гарфилдом в 1991 году. Изначально называлась «Mana Clash». Права на издание были куплены у автора компанией «Wizards of the Coast», которая выпустила первое коммерческое издание 5 августа 1993 года. Первыми фанатами новой игры стали любители ролевых игр. Со временем она завоевала сердца любителей стратегий. В середине девяностых разразился мировой бум коллекционных карточных игр. Многие из них ничем не выделились из массы себе подобных и ныне забыты. Дожить до наших дней «Магии» помогли качественная разработка, сбалансированность и грамотный маркетинг.


Ну и последняя игра в сегодняшней статье-«Колонизаторы».

Создателем этой настольной игры является известный немецкий разработчик настольных игр Клаус Тойбер. Впервые издана в 1995 году в Германии издательством Franckh-Kosmos Verlags-GmbH & Co. (Kosmos).

Ну что ж сегодня мы слегка окунулись в историю появления первых настольных игр и всемирно известных настольных игр. Как вы наверняка могли заметить я пропускал описание геймплея и всего прочего, но это лишь история. Обзорами я буду заниматься, но не эти игры(если вы конечно не попросите), а на вот эти…









… и многое другое.

«Уотергейт»


Считается, что игры на историческую или, ещё хуже, политическую тему — это удел галактических сверхразумов с запредельным IQ. То есть зануд. Разработчики и издатели обожают использовать реальную историю как сеттинг, однако редко уделяют ей столько внимания и уважения, сколько она заслуживает. Почему? Потому что это довольно сложно. И скучно. Однако «Уотергейт» ломает эти шаблоны. Она не просто рассказывает историю самого громкого политического скандала современности, но и строит на его основе крайне динамичный геймплей.

Игровой процесс «Уотергейта» часто сравнивают с «Сумеречной борьбой» — культовым варгеймом о противостоянии СССР и США в эпоху холодной войны. У них действительно немало общего — карточный движок так почти одинаковый — но есть два важных различия. Во-первых, «Уотергейт» гораздо компактнее, а во-вторых — конфликт Ричарда Никсона и редакции The Washington Post асимметричен. «Хитрый Дик» выиграет, если продержится до конца своего президентского срока, а редактор газеты должен доказать связь Никсона с двумя осведомителями. Первый собирает жетоны политического влияния, сдвигая их на свою половину поля, а второй точно таким же образом получает улики и «прикалывает» их к доске с информаторами.

В тексте о «Сумеречной борьбе» я сравнил её с перетягиванием каната — «Уотергейт» ощущается примерно так же. Только более агрессивно, напряжённо и с куда меньшим объёмом правил. В колодах Никсона и редактора всего каких-то двадцать карт, но геймплей за обе стороны ощущается абсолютно по-разному. В шкуре редактора нужно продумывать логистику, прикидывая, как проложить уликами путь в обход президентской обороны. А Никсон вовсю запугивает свидетелей и жертвует собственными союзниками, чтобы отвести от себя подозрения и быстро набрать влияние. «Уотергейт» умело рассказывает об исторических событиях на самом понятном языке из всех — через геймплей.

The Settlers of Catan — колонизируй всех полностью

  • Для кого: для всех
  • Для какой компании: 3-4 игрока (5-6 с дополнениями)
  • Длина партии: от 30 до 60 минут

Легендарная игра «Колонизаторы» от немецкого дантиста Клауса Тойбера доставляется на полки магазинов с 1995 года и успела разлететься тиражом в 22 миллиона копий. Геймплей напоминает старую добрую Civilization: шестиугольный остров, на котором поселенцам предстоит строить города, нанимать армии и бороться за право владеть львиной долей всех территорий. Каждый претендент на престол для победы должен набрать десять победных очков. За поселение дают один балл, однако стройка требует ресурсов и добывать их приходится с помощью капризной Фортуны. В начале хода игрок бросает пару кубиков, определяя, какие материалы ему достанутся. Излишки тратятся на торговлю, но договариваться об обмене древесины на глину придется самим. А перед этим связывать города дорогами, ведь возвести очередное поселение позволяется лишь на перекрестке принадлежащих одному и тому же участнику путей.


«Колонизаторы» — старая игра, в которой многое отдается на волю случая. У Catan есть более современные альтернативы, но классика по-прежнему живет и процветает благодаря своевременному редизайну и постоянным обновлениям. Мы бы рекомендовали начинающим любителям «настолок» приобрести ее в коллекцию как можно раньше, поскольку недостаток опыта и мастерства легко нивелируется пресловутым элементом случайности.

Это вдумчивая и серьезная игра для начинающих.

Читайте также: