Как игра безумный макс

Обновлено: 17.05.2024

Не надо, друзья мои, привыкать к хорошим играм! Они поработят вас, и вы станете по ним тосковать.

Судьба этой Mad Max во многом похожа на историю с фильмом, который недавно все-таки вышел. Проект переносили, передавали из рук в руки, доделывали и переделывали. Как думаете, каковы были шансы, что игра по «Безумному Максу» от создателей Just Cause окажется хорошей? Да какая уже разница!

Я здесь лишь ради бензина

Mad Max начинается в духе классических фильмов и не тратит время на хождение вокруг да около. Всего пара слов про погибшую семью и вечные скитания, и Макс Рокатански уже нарывается на отряд бандитов и всаживает их главарю бензопилу промеж глаз. Увы, мозг при этом задет не был, поэтому Члем (так зовут предводителя, в оригинале — Scrotum) отбирает у Макса все, включая машину, и оставляет гнить в пустыне.

Но Макс, как обычно, выживает, а за хлопоты получает собаку Динки Ди (в честь консервов) и вдобавок знакомится со странным горбуном по кличке Жестянщик. Последний решил, что Макс — святой, посланный ему автомобильными небесами, и обязуется собрать для него свое величайшее творение: Magnum Opus, шедевр среди машин.

Макс ведом не местью, а простым человеческим желанием вернуть свой «Перехватчик», а потом убраться к Безмолвной Равнине, где ему, возможно, наконец-то удастся обрести покой. Но без машины и (святая святых) восьмицилиндрового двигателя ничего не получится, поэтому Макс принимает предложение Жестянщика.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

► Члем в начале игры производит бледноватое впечатление, особенно если вспомнить Несмертного Джо, но при последующих встречах раскрывается.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

► Собака, названная в честь собачьего корма, может находить мины. Берете ее с собой в машину, и она будет гавкать в ту сторону, где закопан снаряд.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

► Предложение, от которого сложно отказаться. Особенно если твою машину только что угнали и разобрали на запчасти.

Кровь и бензак

Ваш автомобиль — «Шедевр», Magnum Opus, — это центр мироздания. Всю игру вы строите его буквально с нуля, вокруг него крутится история, и в нем же вы проводите большую часть времени.

Как обязывает имя, Mad Max буквально фетишизирует постапокалиптические тачки: что «Шедевр» Жестянщика, что самопальная багги или шипастая машина падальщиков — любая ощущается как жаждущий крови высокооктановый монстр. Мотор яростно ревет, машина норовит вырваться из рук. Она чувствует дорогу — грузно буксует в песке, вязнет в нефтяных болотах, шумно разгоняется на шоссе. К этому нужно привыкнуть, несколько раз разбившись о скалы, но потом вождение начинает вызывать совершенно невменяемый восторг.

И стычки на колесах — лучшее, что есть в Mad Max. По пустоши колесят вражеские патрули, по автострадам курсируют конвои, и любая встреча с ними может плавно и совершенно случайно перетечь в долгую, яростную погоню. Противники придурковаты — бывало, они застревали в двух стенах или ненароком разбивались насмерть, пытаясь меня задавить, — но это нормальная линия поведения для бойцов полураспада. Когда этого не происходит, они составляют очень сильную конкуренцию: жарят огнем, стараются столкнуть с дороги и заставить вас потерять управление, запрыгивают на крышу и тыкают в Макса копьями.

Простейший способ вывести из строя машину — прострелить бензобак. Но патронов всегда мало, и как раз ограниченность в средствах делает погони интересными. Враги крепчают и адаптируются, вынуждая адаптироваться вас: поначалу достаточно вырвать дверь гарпуном Жестянщика и им же извлечь из машины водителя. Но что, если противник упаковал свою машину по заветам Киллдозера? Можно улучшить гарпун и научиться ломать колеса, а можно добыть новый кенгурятник и таранить тачки.

Любите мощь и неотвратимость и готовы пожертвовать скоростью — обвешивайтесь броней от колес до дворников. Хотите быть быстрее ветра и не волнуетесь об управляемости — поменяйте движок и выхлопную трубу и не забудьте гоночную резину. Предпочитаете удивлять врагов? Набейте машину взрывчаткой и приготовьте таран. В настройке машины Avalanche ушли в отрыв — в возне с «Шедевром» их игра исключительно прекрасна.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max
Нормальный Макс. Обзор Mad Max
► Кроме «Шедевра», при желании можно прокатиться на любой увиденной машине. Понравившиеся экземпляры разрешено забрать в гараж.

Какой день! Чудесный день!

Структура стычек и погонь не меняется до конца, но ощущения от езды вытягивают их на себе — как и весь открытый мир. Если вы играли в любую из последних Far Cry (или, кажется, уже вообще в любую игру), то знаете, как в Mad Max устроена Пустошь. Вместо вышек для разведки карты — воздушные шары, вместо сбора мелкой ерунды — схроны, конвои и тотемы-пугала банды Члема, вместо аванпостов — форты мародеров. Суть та же.

Однако Avalanche смогли дать Пустоши характер. Вокруг почти всегда находятся интригующие ориентиры, будь то вечно дымящий Газтаун, оккупированная нефтяная платформа, огромная статуя или катящий по своим делам грузовичок. Можно игнорировать значки на карте и просто ехать туда, где с виду интереснее.

Удивительно много информации заложено в текстах. К каждому объекту, машине, противнику прилагается подробная история — и пусть даже бойцы разных фракций совершенно одинаково дерутся, у них есть свое назначение. Разбросанные по миру довоенные реликвии буквально в паре слов рассказывают целые легенды, а в биографиях персонажей полно отсылок к фильмам.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max
Нормальный Макс. Обзор Mad Max
► Игра не устает напоминать, что мы как-никак в постапокалиптическом мире. Собачья еда и вода из бачка — так и живем.
Нормальный Макс. Обзор Mad Max
Нормальный Макс. Обзор Mad Max
► Единственный местный город расположен в горах из металлолома и внушителен не только внутри, но и снаружи.

Главное — не увлекаться поисками. Рано или поздно сюжет все равно заставит вас собирать лом на улучшения и заниматься побочными делами, и тогда станет понятно, что все они устроены по одному принципу. Те же форты — они разные, красиво и хитро спроектированы, но захватываются по одной схеме. Вы проникаете сквозь периметр (прикинувшись своим на угнанной машине, найдя брешь в заборе или разгромив охрану), а потом или зачищаете зону, или рушите ключевые объекты, или избиваете одного на всех босса.

Но пока не начинаешь смотреть на задания как на работу, Пустошь остается притягательной. Не в последнюю очередь благодаря механике.

. И благодаря песчаным бурям. Они редки, но, подобно выбросам из «Зова Припяти», с невероятной мощью разбавляют рутину. Помните финал первой большой погони из «Дороги ярости»? Тут все точно так же. Взвихривается песок, не видно ни зги, молнии беспорядочно бьют в землю, а не нашедших укрытие пешеходов ветер подхватывает и швыряет о скалы.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max
Нормальный Макс. Обзор Mad Max
► Разработчики гордо заявляли, что каждая база создавалась вручную. Внешнее разнообразие и правда радует, но вот смысловым наполнением нас не балуют.

► В бурю безопасней оставаться в машине, но храбрость и любопытство вознаграждаются металлоломом.

Тушу берем с собой

Разработчики много говорили о системе выживания, но от нее здесь больше вреда, чем пользы. Недостатка в еде, воде и бензине нет никогда, зато смакование собачьих консервов (один из способов восполнить здоровье) или неспешное заливание бензина в бак сильно сбивают динамику.

Куда лучше суровость Пустоши показали в пеших боях. Драки устроены по тем же принципам, что и в Batman от Rocksteady и в Shadow of Mordor: повешенные на одну кнопку удары связываются в комбинации, парирование позволяет сводить на нет урон и продлевать цепочки, а перекат — избегать того, что нельзя парировать.

Но ощущаются драки несколько иначе. Темный рыцарь и следопыт Талион буквально порхали над полем боя, а Максовы приемы лишены всякой элегантности — у него только мощный напор и грубая сила. Когда Макс набивает достаточно длинную комбинацию и переходит в режим безумия, становится совсем дико. Хруст костей, добивание лежачих, немецкий суплекс, перо под ребро, редкий, но убивающий на месте дробовик.

Враги тоже не стесняются сражаться грязно и наваливаются толпой — им плевать, если вы уже с кем-то сцепились. Это, правда, не так много меняет: стоит уловить тайминг, и вам уже мало кто сможет противостоять. В некоторых сочетаниях толпа может оказаться непреодолимой, и тогда возникает настоящая нужда в дефицитных патронах и взрывчатке — в таких ситуациях сражения действительно начинают волновать. Но остальные стычки, к сожалению, проходятся на автомате.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

► Всем постоянно что-то нужно от Макса, у всех свои интересы и мотивы.

Все мы здесь немного не в себе

Кого мы обычно видим в качестве напарников в играх? Миловидных хрупких девушек, мудрых пожилых наставников, забавных роботов.

Макс и его мир безумны. По-настоящему. Ваши союзники — нервный обожженный торчок, истязающий себя наконечниками стрел, безногая старуха-механик в самодельной коляске, возжелавшая построить пустынный корабль с парусами, и бывалый воин дороги, который верит, что однажды пустыня станет морем.

Ну и Жестянщик. Этот тип больше всего смахивает на Голлума, карлика из «300 спартанцев» и Крысария из Shadow of Mordor. Он вещает как религиозный фанатик («Во имя свечей зажигания, нитро и восьмицилиндрового двигателя!») и видит в Максе божественного посланника.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

► Повсюду в Пустоши спрятаны «реликвии прошлого», напоминания о давно забытом мире. Иногда всего в нескольких предложениях рассказываются целые истории.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

► Когда-то команде Брюхореза удалось спастись от песчаной бури в корабле, и с тех пор он верит, что однажды на эти земли придет океан.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

► На Максе куртка из «Воина дорог» 1981 года, на левой ноге — скоба, появившаяся после событий первого фильма. Показ мод в Пустоши, год 2015-й.

Естественно, Макс в таком обществе кажется самым вменяемым. Он адекватно говорит и поступает, в меру циничен и немногословен. Но опасные маньяки зачастую кажутся самыми спокойными — и на деле Макс тут чуть ли не самый помешанный из всех. Он исступленно предан своей машине и слепо стремится в Безмолвную Равнину, которая вполне может оказаться вымышленной. Как и в фильмах, безумие Макса не бьет фонтаном, а тихо горит внутри и пожирает сознание. Оно проходит фоном по всей игре и лишь изредка дает о себе знать.

И, на удивление, в конце концов игра погружается в сознание Макса куда глубже, чем это делали фильмы. Но говорить об этом больше значит испортить все удовольствие. В Mad Max очень Максовская история с очень Максовским финалом.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

► Жестянщик станет вашим постоянным спутником, и — удивительное дело! — со временем из него и Макса получается неплохая команда.
Нормальный Макс. Обзор Mad Max
Нормальный Макс. Обзор Mad Max
► В игре нет однозначно положительных персонажей, все так или иначе преследуют свои цели и не стесняются в выборе способов.

Mad Max очень неоднородная — в ней одновременно уместились одни из лучших и одни из худших игровых моментов этого года. Первая сцена: кровь! взрывы! зубы! Следующий кадр: Макс томно льет бензин в бак машины. Потом Макс медленно хлебает из фляжки. Макс набирает высоту на воздушном шаре и размышляет о категории абстрактного. И снова: железо! огонь! Члем!

Пустошь, бензин и собачий корм. Обзор игры Mad Max

Многим людям нравятся простые истории. Те, в которых главный герой защищает слабых, помогает обездоленным, стреляет в плохих парней и творит прочие добрые дела. Я и сам люблю подобные сюжеты, поэтому, когда у меня появилось желание приобрести «посредственный боевик в открытом мире» – выбор сразу же пал на Безумного Макса. Огромная локация, приятный антураж, сотни «точек интереса» и никакой шелухи.


Даже в своей рекламной компании разработчики были предельно откровенны с игроками. Ничего лишнего. Только отборная рутина и методичная зачистка всей карты. Есть в этом какая-то особая эстетика. Превозмогая скуку, каждый раз бросать вызов смертельной опасности и отправляться на просторы пустоши. Но есть в этом что-то ещё. Что-то, что не даёт мне покоя. Что-то, что греет мою истерзанную душу.

Кому игра рекомендуется, а кого к ней подпускать не стоит? Есть ли в ней что-нибудь свежее и оригинальное? И является ли Mad Max исключением из правила «посредственных игровых адаптаций»? Попробуем разобраться в этом обзоре.

Содержание

Игра начинается с того, что Безумный Макс – главный герой, подвергается зверскому нападению со стороны местных воинствующе настроенных жителей и теряет всё: броню, оружие и машину. Однако выживает и загорается желанием отомстить своим обидчикам. А заодно, объединившись с неким «Жестянщиком», начинает искать детали для создания «Шедевра» – самого быстрого и мощного автомобиля на всей пустоши. Никаких круто поставленных или берущих за душу моментов в сюжете игры нет. Как я и говорил – простенькая история. А поиск деталей сводится к двум глобальным активностям – поездке на автомобилях и рукопашным схваткам.

Пустошь

Несмотря на очевидно низкий бюджет, первое впечатление игра формирует положительное. Живописная и величественная пустошь скрывает истории разрушенных судеб. Через окружение, записки и фотографии рассказывает о былых временах, когда мир был ординарным и безопасным. Признаюсь честно, в первые несколько часов я получил критическую дозу густой атмосферы и уже стоял на пороге катарсиса, как вдруг был выкинут в открытый мир, где началось основное действие – захват вышек, гонки и десятки мелких активностей.


Основа игрового процесса – это битвы с врагами. Говорят, что боевая система целиком взята из Бетмена. Но я в серию «Аркхем» не играл, поэтому опишу боёвку своими словами. Главный акцент сделан на зрелищность. Выпуклая хореография и эффектные приёмы. Макс то и дело заламывает кому-то руку, сворачивает шею, пинается и толкается, как профессиональный боец.

Для игрока столкновение с противником представляет своевременное поочерёдное нажатие двух-трёх кнопок: блок, контрудар и добивание. Макс также может использовать дробовик. Но игрок быстро понимает, что стрелять придётся в основном по топливным бакам и особым врагам. Боеприпасов попадается крайне мало, а схваток с рядовыми противниками, не требующими применение огнестрела, хватает с избытком.

Разрешается использовать и рукопашное оружие, и своеобразный тактический элемент. Однако в основном враги будут просто бежать на вас. То есть планировать каждый шаг вовсе необязательно. Зачистка любого лагеря всегда происходит по одному сценарию: проникновение, обнаружение себя противником, уничтожение врага и выполнение дополнительных необязательных условий. А лагерей таких – больших и малых – в игре десятки.


Думаю, не лишним будет сказать, что открытый мир или полностью пуст, или представляет собой явную копипасту – кому как больше нравится. На локации отсутствует разумная жизнь. Безумные дикари ничем не занимаются на своих базах. Они просто ждут, пока игрок придёт за ними. И никто даже не попытается отбить уже зачищенные лагеря, укрепить подконтрольную территорию или прийти на помощь соседям.

В процессе путешествия игрок обязательно наткнётся на снайперскую засаду, вражеский патруль или умирающую от жажды группу скитальцев. Но вот прошло всего 40 минут, а каждое из этих событий повторилось уже по нескольку раз.

Конечно, есть и уникальные запоминающиеся моменты. Увидев на горизонте огромную безголовую статую с распростёртыми руками, я без промедлений двинулся к ней. На месте меня, естественно, не ожидало ничего, кроме врагов. Однако босс местного лагеря перед смертью отметил, что каждый день десятки людей со всей пустоши точно так же как и я приходят к этой статуе в надежде обрести кров. Что очень удобно, поскольку именно здесь находится главная точка торговли рабами.


Глобально игровой процесс сводится к планомерной зачистке каждого региона. Любая активность, вроде разминирования, уничтожения «пугал» или отстрела вышеупомянутых снайперов, понижает уровень угрозы региона. А главный герой взамен повышает *свой* уровень и открывает доступ к улучшенному снаряжению и прокачке способностей. Просто. Знакомо. И на этом спасибо.

Прокачку героя попытались вплести в повествование. Каждый раз, когда вы решаете повысить тот или иной показатель, Макс встречается с неким таинственным незнакомцем, который максимально общими фразами начинает описывать судьбу вашего героя. Самое смешное, что весь этот псевдо-философский поток мыслей, в конечном счете, ни к чему не приведёт. Возможно, это связано с тем, что Макс просто выдумал этого странника. Но так или иначе – пространные пустые диалоги и неизобретательная постановка этих сюрреалистичных сцен отлично отражают ситуацию с повествованием в целом. О сюжете и персонажах я больше распространяться не буду. Ибо не о чем говорить.

Графически игра выглядит неплохо. Местами – даже очень хорошо. По слухам, проект разрабатывался ещё для старого поколения приставок. И, кажется, именно по этой причине в игре нет эффекта «мыльца». Сейчас почему-то все игры имеют эту неприятную особенность. Шутеры, экшены от третьего лица и даже гоночные симуляторы. Везде присутствует чудовищное размытие. Mad Max – приятное исключение. А удобный фоторежим дополняет хорошее впечатление от визуальной составляющей.


Бензин

Путешествия между аванпостами герои совершают на четырёхколёсном транспорте. Автомобили – самые разные – позиционировались как главная особенность игры. Важный и уникальный элемент игрового процесса, призванный разнообразить скучную рутину рукопашных схваток и поиска секретов на вражеских базах.

Начнём с управления. Оно приемлемо. Машина ощущается тяжёлой под весом многочисленных модификаций. Корректно вписывается в повороты и имеет относительно реалистичную физику. Двигатель ревёт, как настоящий. А из-под колёс вылетают мелкие камушки. Всё это положительно влияет на восприятие автомобиля.

Однако сам по себе процесс вождения не особо интересный. В игре присутствуют только две поверхности для езды – дороги и песок. Нет ни экстремальных трасс, ни тотального бездорожья. Во время путешествий не звучит никакого эмбиента, а сам автомобиль дарит лишь два простеньких элемента игры – гонки и битвы «на колёсах». Последние плотно завязаны на прокачке и фарме металлолома. Поэтому любая схватка с вражескими автомобилями оборачивается одним из двух состояний: или разваливать машины противника преступно легко, или – до невозможности сложно. То есть главную роль играют модификации, а от умения игрока здесь не зависит почти ничего.

В основном езда точно так же, как и всё остальное в этой игре, сводится к точному повторению одних и тех же действий раз за разом в надежде на изменение. Своей безуминкой Mad Max, кстати говоря, тоже обладает. Это выражается в именах злодеев, их внешности и окружении в целом. Особо впечатлительных и утончённых игроков такая стилистика может и вовсе оттолкнуть. Серьёзно – в игре много непотребств и она однозначно не рекомендована к ознакомлению детям.


Собачий корм

Когда у меня появилось желание приобрести *посредственный боевик в открытом мире* – выбор сразу же пал на Безумного Макса. Я знал об игре всё и покупал её с одной целью – пройти «на золото». Собрать все детали, найти все секреты и тайники. В общем, освоить игру на 100%. Вам, наверное, знакомо это желание. Одним из условий было посещение 191 «места поживы» – небольших локации, в которых можно забрать драгоценный металлолом.

Словами не передать моё негодование, когда я понял, что из-за общеизвестного бага последнее – сто девяносто первое место поживы – не засчитывается и ломает таким образом счётчик стопроцентного прохождения. Я начал новую игру и спустя ещё 70 часов вновь столкнулся с этой проблемой. Игра сломала меня. Но окончательно ли?


Говорил, что графика в игре неплоха, но ряд проблем в ней всё же есть. Главная – это ужасающий коричневый фильтр. По моим скриншотам этого может и не видно, но игра очень однотонная. Это ещё раз подтверждает, что изначально Mad Max разрабатывался для старых приставок. Игры в те времена ведь тоже сплошь и рядом были коричневыми. А это, между прочим, сильно мешает играть.

И вот абсолютно всё – цветовая гамма, упор на дубовую прокачку, сотни мелких однообразных активностей, корявые механики, немногочисленные, но суровые баги и откровенно слабый сюжет – всё это очень сильно мешает играть.

Согласно статистике Steam, до финальных титров добралось меньше 30% игроков. Это значит, что игра привлекает людей другим. Привлекает гриндом. Если вам нравится густая и обволакивающая атмосфера рутины и однообразия – без шуток – эта игра однозначно для вас. Однако Mad Max серьёзно проигрывает другим играм жанра по причине примитивности своих механик. Всё, что вы делаете – это фарм. Ради брони, модификаций, гонок и даже ради сюжета. Иногда это ещё называется «фармом ради фарма». А ничего больше – в игре и нет.

С другой стороны – а что ещё нужно? Это же игра о Безумном Максе! Здесь можно ездить на машинах. Совершать прыжки, участвовать в гонках, врезаться в другие автомобили. Выйти из машины и врукопашную сразиться с весьма разнообразными и смертоносными врагами. Можно искать секреты, а можно попросту ехать куда глаза глядят. Даже прокачка есть. Сюжет какой-никакой. И графика приятная. Только вот всё это не собирается в единую чётко структурированную систему. И получается ещё одна проходная игра в открытом мире. Не плохо, конечно, но и не хорошо. Одним словом – никак.

Главная проблема Mad Max? Как и всегда – поверхностность и вторичность. Не только по отношению к другим играм, но даже по отношению к себе. Не могу отрицать – всё это правда. Но иногда, очень редко – я возвращаюсь на пустоши. Я знаю, что никогда не найду сто девяносто первое место поживы. Оно – ложь, его не существует…

Но оно всё ещё там – в пустоши. Я знаю, что оно ждёт меня. Хочет, чтобы я проснулся. Я завожу мотор.


И вновь отправляюсь на поиски.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

Не надо, друзья мои, привыкать к хорошим играм! Они поработят вас, и вы станете по ним тосковать.

Судьба этой Mad Max во многом похожа на историю с фильмом, который недавно все-таки вышел. Проект переносили, передавали из рук в руки, доделывали и переделывали. Как думаете, каковы были шансы, что игра по «Безумному Максу» от создателей Just Cause окажется хорошей? Да какая уже разница!

Я здесь лишь ради бензина

Mad Max начинается в духе классических фильмов и не тратит время на хождение вокруг да около. Всего пара слов про погибшую семью и вечные скитания, и Макс Рокатански уже нарывается на отряд бандитов и всаживает их главарю бензопилу промеж глаз. Увы, мозг при этом задет не был, поэтому Члем (так зовут предводителя, в оригинале — Scrotum) отбирает у Макса все, включая машину, и оставляет гнить в пустыне.

Но Макс, как обычно, выживает, а за хлопоты получает собаку Динки Ди (в честь консервов) и вдобавок знакомится со странным горбуном по кличке Жестянщик. Последний решил, что Макс — святой, посланный ему автомобильными небесами, и обязуется собрать для него свое величайшее творение: Magnum Opus, шедевр среди машин.

Макс ведом не местью, а простым человеческим желанием вернуть свой «Перехватчик», а потом убраться к Безмолвной Равнине, где ему, возможно, наконец-то удастся обрести покой. Но без машины и (святая святых) восьмицилиндрового двигателя ничего не получится, поэтому Макс принимает предложение Жестянщика.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

► Члем в начале игры производит бледноватое впечатление, особенно если вспомнить Несмертного Джо, но при последующих встречах раскрывается.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

► Собака, названная в честь собачьего корма, может находить мины. Берете ее с собой в машину, и она будет гавкать в ту сторону, где закопан снаряд.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

► Предложение, от которого сложно отказаться. Особенно если твою машину только что угнали и разобрали на запчасти.

Кровь и бензак

Ваш автомобиль — «Шедевр», Magnum Opus, — это центр мироздания. Всю игру вы строите его буквально с нуля, вокруг него крутится история, и в нем же вы проводите большую часть времени.

Как обязывает имя, Mad Max буквально фетишизирует постапокалиптические тачки: что «Шедевр» Жестянщика, что самопальная багги или шипастая машина падальщиков — любая ощущается как жаждущий крови высокооктановый монстр. Мотор яростно ревет, машина норовит вырваться из рук. Она чувствует дорогу — грузно буксует в песке, вязнет в нефтяных болотах, шумно разгоняется на шоссе. К этому нужно привыкнуть, несколько раз разбившись о скалы, но потом вождение начинает вызывать совершенно невменяемый восторг.

И стычки на колесах — лучшее, что есть в Mad Max. По пустоши колесят вражеские патрули, по автострадам курсируют конвои, и любая встреча с ними может плавно и совершенно случайно перетечь в долгую, яростную погоню. Противники придурковаты — бывало, они застревали в двух стенах или ненароком разбивались насмерть, пытаясь меня задавить, — но это нормальная линия поведения для бойцов полураспада. Когда этого не происходит, они составляют очень сильную конкуренцию: жарят огнем, стараются столкнуть с дороги и заставить вас потерять управление, запрыгивают на крышу и тыкают в Макса копьями.

Простейший способ вывести из строя машину — прострелить бензобак. Но патронов всегда мало, и как раз ограниченность в средствах делает погони интересными. Враги крепчают и адаптируются, вынуждая адаптироваться вас: поначалу достаточно вырвать дверь гарпуном Жестянщика и им же извлечь из машины водителя. Но что, если противник упаковал свою машину по заветам Киллдозера? Можно улучшить гарпун и научиться ломать колеса, а можно добыть новый кенгурятник и таранить тачки.

Любите мощь и неотвратимость и готовы пожертвовать скоростью — обвешивайтесь броней от колес до дворников. Хотите быть быстрее ветра и не волнуетесь об управляемости — поменяйте движок и выхлопную трубу и не забудьте гоночную резину. Предпочитаете удивлять врагов? Набейте машину взрывчаткой и приготовьте таран. В настройке машины Avalanche ушли в отрыв — в возне с «Шедевром» их игра исключительно прекрасна.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max
Нормальный Макс. Обзор Mad Max
► Кроме «Шедевра», при желании можно прокатиться на любой увиденной машине. Понравившиеся экземпляры разрешено забрать в гараж.

Какой день! Чудесный день!

Структура стычек и погонь не меняется до конца, но ощущения от езды вытягивают их на себе — как и весь открытый мир. Если вы играли в любую из последних Far Cry (или, кажется, уже вообще в любую игру), то знаете, как в Mad Max устроена Пустошь. Вместо вышек для разведки карты — воздушные шары, вместо сбора мелкой ерунды — схроны, конвои и тотемы-пугала банды Члема, вместо аванпостов — форты мародеров. Суть та же.

Однако Avalanche смогли дать Пустоши характер. Вокруг почти всегда находятся интригующие ориентиры, будь то вечно дымящий Газтаун, оккупированная нефтяная платформа, огромная статуя или катящий по своим делам грузовичок. Можно игнорировать значки на карте и просто ехать туда, где с виду интереснее.

Удивительно много информации заложено в текстах. К каждому объекту, машине, противнику прилагается подробная история — и пусть даже бойцы разных фракций совершенно одинаково дерутся, у них есть свое назначение. Разбросанные по миру довоенные реликвии буквально в паре слов рассказывают целые легенды, а в биографиях персонажей полно отсылок к фильмам.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max
Нормальный Макс. Обзор Mad Max
► Игра не устает напоминать, что мы как-никак в постапокалиптическом мире. Собачья еда и вода из бачка — так и живем.
Нормальный Макс. Обзор Mad Max
Нормальный Макс. Обзор Mad Max
► Единственный местный город расположен в горах из металлолома и внушителен не только внутри, но и снаружи.

Главное — не увлекаться поисками. Рано или поздно сюжет все равно заставит вас собирать лом на улучшения и заниматься побочными делами, и тогда станет понятно, что все они устроены по одному принципу. Те же форты — они разные, красиво и хитро спроектированы, но захватываются по одной схеме. Вы проникаете сквозь периметр (прикинувшись своим на угнанной машине, найдя брешь в заборе или разгромив охрану), а потом или зачищаете зону, или рушите ключевые объекты, или избиваете одного на всех босса.

Но пока не начинаешь смотреть на задания как на работу, Пустошь остается притягательной. Не в последнюю очередь благодаря механике.

. И благодаря песчаным бурям. Они редки, но, подобно выбросам из «Зова Припяти», с невероятной мощью разбавляют рутину. Помните финал первой большой погони из «Дороги ярости»? Тут все точно так же. Взвихривается песок, не видно ни зги, молнии беспорядочно бьют в землю, а не нашедших укрытие пешеходов ветер подхватывает и швыряет о скалы.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max
Нормальный Макс. Обзор Mad Max
► Разработчики гордо заявляли, что каждая база создавалась вручную. Внешнее разнообразие и правда радует, но вот смысловым наполнением нас не балуют.

► В бурю безопасней оставаться в машине, но храбрость и любопытство вознаграждаются металлоломом.

Тушу берем с собой

Разработчики много говорили о системе выживания, но от нее здесь больше вреда, чем пользы. Недостатка в еде, воде и бензине нет никогда, зато смакование собачьих консервов (один из способов восполнить здоровье) или неспешное заливание бензина в бак сильно сбивают динамику.

Куда лучше суровость Пустоши показали в пеших боях. Драки устроены по тем же принципам, что и в Batman от Rocksteady и в Shadow of Mordor: повешенные на одну кнопку удары связываются в комбинации, парирование позволяет сводить на нет урон и продлевать цепочки, а перекат — избегать того, что нельзя парировать.

Но ощущаются драки несколько иначе. Темный рыцарь и следопыт Талион буквально порхали над полем боя, а Максовы приемы лишены всякой элегантности — у него только мощный напор и грубая сила. Когда Макс набивает достаточно длинную комбинацию и переходит в режим безумия, становится совсем дико. Хруст костей, добивание лежачих, немецкий суплекс, перо под ребро, редкий, но убивающий на месте дробовик.

Враги тоже не стесняются сражаться грязно и наваливаются толпой — им плевать, если вы уже с кем-то сцепились. Это, правда, не так много меняет: стоит уловить тайминг, и вам уже мало кто сможет противостоять. В некоторых сочетаниях толпа может оказаться непреодолимой, и тогда возникает настоящая нужда в дефицитных патронах и взрывчатке — в таких ситуациях сражения действительно начинают волновать. Но остальные стычки, к сожалению, проходятся на автомате.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

► Всем постоянно что-то нужно от Макса, у всех свои интересы и мотивы.

Все мы здесь немного не в себе

Кого мы обычно видим в качестве напарников в играх? Миловидных хрупких девушек, мудрых пожилых наставников, забавных роботов.

Макс и его мир безумны. По-настоящему. Ваши союзники — нервный обожженный торчок, истязающий себя наконечниками стрел, безногая старуха-механик в самодельной коляске, возжелавшая построить пустынный корабль с парусами, и бывалый воин дороги, который верит, что однажды пустыня станет морем.

Ну и Жестянщик. Этот тип больше всего смахивает на Голлума, карлика из «300 спартанцев» и Крысария из Shadow of Mordor. Он вещает как религиозный фанатик («Во имя свечей зажигания, нитро и восьмицилиндрового двигателя!») и видит в Максе божественного посланника.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

► Повсюду в Пустоши спрятаны «реликвии прошлого», напоминания о давно забытом мире. Иногда всего в нескольких предложениях рассказываются целые истории.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

► Когда-то команде Брюхореза удалось спастись от песчаной бури в корабле, и с тех пор он верит, что однажды на эти земли придет океан.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

► На Максе куртка из «Воина дорог» 1981 года, на левой ноге — скоба, появившаяся после событий первого фильма. Показ мод в Пустоши, год 2015-й.

Естественно, Макс в таком обществе кажется самым вменяемым. Он адекватно говорит и поступает, в меру циничен и немногословен. Но опасные маньяки зачастую кажутся самыми спокойными — и на деле Макс тут чуть ли не самый помешанный из всех. Он исступленно предан своей машине и слепо стремится в Безмолвную Равнину, которая вполне может оказаться вымышленной. Как и в фильмах, безумие Макса не бьет фонтаном, а тихо горит внутри и пожирает сознание. Оно проходит фоном по всей игре и лишь изредка дает о себе знать.

И, на удивление, в конце концов игра погружается в сознание Макса куда глубже, чем это делали фильмы. Но говорить об этом больше значит испортить все удовольствие. В Mad Max очень Максовская история с очень Максовским финалом.

Нормальный Макс. Обзор Mad Max

► Жестянщик станет вашим постоянным спутником, и — удивительное дело! — со временем из него и Макса получается неплохая команда.
Нормальный Макс. Обзор Mad Max
Нормальный Макс. Обзор Mad Max
► В игре нет однозначно положительных персонажей, все так или иначе преследуют свои цели и не стесняются в выборе способов.

Mad Max очень неоднородная — в ней одновременно уместились одни из лучших и одни из худших игровых моментов этого года. Первая сцена: кровь! взрывы! зубы! Следующий кадр: Макс томно льет бензин в бак машины. Потом Макс медленно хлебает из фляжки. Макс набирает высоту на воздушном шаре и размышляет о категории абстрактного. И снова: железо! огонь! Члем!

Запомните меня. Шесть фактов о Mad Max

Mad Max анонсировали, мягко говоря, без помпы. Два года назад авторы Just Cause пообещали открытый мир, знакомые декорации постапокалиптических пустошей, погони на ржавых автомобилях и сумасшедшую динамику происходящего — все по заветам трилогии с Мэлом Гибсоном.

Многие восприняли новый проект Avalanche как «очередную игру по фильму». Но от многострадальной «Дороги ярости», которая за семнадцатилетний путь к релизу прошла сквозь все круги бюрократического и творческого ада, тогда тоже многого не ждали. А фильм неожиданно вышел потрясающим (серьезно, если вы еще не сходили на него в кино — бегом).

Игра же по меньшей мере подает надежды. На днях вышел новый трейлер Mad Max от Avalanche, а в Лос-Анджелесе журналистам показали рабочую сборку игры. Для вас мы суммируем все, что пока известно о проекте.

Факт первый: это немного другой «Макс»

Запомните меня. Шесть фактов о Mad Max

С фильмами Джорджа Миллера Mad Max связана только общей концепцией. Никаких сюжетных мостиков, никакого Мэла Гибсона, никакого Тома Харди. Есть Макс Рокатански (не то герой, не то уже символ), есть его машина и есть километры выжженных пустошей, на которых нужно каким-то немыслимым образом выжить.

Тон игры ощутимо отличается от тона последнего фильма: он мрачный и безумный лишь умеренно — ближе к классической трилогии, чем к «Дороге ярости». В первом трейлере даже промелькнуло нечто напоминающее Купол Грома из третьей части.

Факт второй: Пустошь внезапна

Запомните меня. Шесть фактов о Mad Max

Avalanche акцентируют внимание на двух аспектах — открытом мире и автомобильных погонях. Вы один посреди пустоши. Далеко на горизонте виден столб дыма, без остановки коптящий небо над городом Гастаун (Gastown). Правит городом очередной доминантный псих, некто по имени Скротус. Это — финальная цель, до которой Макс однажды доберется. Но далеко не сразу.

Avalanche хотят, чтобы, однажды очутившись в Пустоши, вы потерялись во всех сумасшедших ситуациях, которые могут с вами произойти. а могут и не произойти. Всё подчинено воле случая. Стычки и погони совершенно спонтанны. Вы можете за десять минут никого не встретить и расслабиться, почувствовать себя в безопасности — и тут вдруг на хвост вам сядет с полдесятка рейдерских тачек.

Факт третий: у Макса есть тачка и гарпун

Запомните меня. Шесть фактов о Mad Max

Макс сможет свободно путешествовать по пустыне на новой машине. Легендарный модифицированный Ford Falcon XB GT у него отберут в самом начале, а на смену ему придет другой железный конь, который придется собирать буквально из металлолома: Magnum Opus, «величайший труд», как его называют за кадром. Вы будете постепенно откапывать запчасти по всему миру и прицеплять их к машине так, как вам вздумается.

В бою помогает присобаченный к машине гарпун — вражеские тачки можно не только таранить, но и пронзать насквозь, тащить их за собой, отдирать куски брони, и прочая и прочая. Почти что крюк из Just Cause, но не для акробатических этюдов, а для своих, мэдмаксовских, дел.

Факт четвертый: выживать — значит выживать

Запомните меня. Шесть фактов о Mad Max

Острый дефицит всего — одна из проблем, с которыми придется столкнуться на Пустоши. Еда и вода — единственный способ восстановить здоровье, но их почти всегда не хватает. Машина требует топлива, но вы не можете возить с собой больше одной запасной канистры. Вдобавок в критической ситуации будет трудно устоять перед соблазном использовать эту канистру как бомбу — остаться без подкожных запасов, но победить.

Факт пятый: разработчики избегают copy/paste

Запомните меня. Шесть фактов о Mad Max

Пустоши поделены на зоны, находящиеся под властью различных группировок. Чтобы снизить уровень бандитского влияния и обезопасить тот или иной регион, приходится заниматься саботажем, уничтожать снайперские позиции и захватывать базы, населенные варварами-бандитами. И вот тут из машины придется выходить.

Разработчики обещают, что зачистка территории не превратится в рутину, — в каждой будут свои квестовые цепочки и особые виды врагов, а вместо размноженных под копирку блокпостов Avalanche собирают базы ручной выделки.

Факт шестой: не всем всё нравится

Запомните меня. Шесть фактов о Mad Max

Некоторые отзывы журналистов внушают опасения. Скажем, Джейсона Шрайера с Kotaku смутил подход к достижениям: после каждой пробитой шины или другой подобной ерунды игра выдавала строчку а-ля «Пробито шин: 1/5». Игра излишне заостряла внимание на механиках вместо по-настоящему осмысленных действий. Дескать, молодец, пробил шину, а теперь сделай это еще раз!

В «пешие» моменты Mad Max из смертельно опасной гонки превращается, как показалось журналистам с GameSpot, в не самую оригинальную вариацию аркхэмского Batman. В рукопашной драке Макс месит противников тяжеловесным «уличным» стилем, потихоньку впадая в раж. Кнопка для удара, кнопка для парирования — всё.

С другой стороны, Avalanche намерены выехать на том, что не всех противников можно завалить в рукопашной, а потому придется пользоваться окружением, самопальным холодным оружием или огнестрелом, жертвуя мобильностью ради времени на прицеливание. Хочется верить, что если не сразу, то хотя бы со временем эта затея раскроется как следует.

Но даже если отмеченные проблемы и правда окажутся проблемами, мы будем играть в Mad Max хотя бы ради зажигательных автомобильных погонь, нападений на транспортные конвои и стычек с чокнутыми обитателями пустыни. Со времен допотопной Bandits: Phoenix Rising никто так и не смог раскрыть эту тему как следует.

Но дальше все упирается в качество наполнения Пустоши. Если «Макс» от Avalanche выйдет хотя бы вполовину таким же бешеным, живым и насыщенным, как «Дорога ярости», его встретят с распростертыми объятиями.

Читайте также: